Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / изобразительное искусство / развитие творческих способностей / диалоговое обсуждение / индивидуальный подход / additional education / fine arts / development of creative abilities / dialogue discussion / individual approach / individual educational trajectories

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никишова Наталья Александровна

Статья посвящена вопросу активизации творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования с помощью использования диалогового обсуждения, проявления впечатлений и жизненного опыта ребенка, активизации представлений ребенка об окружающем мире, выбора художественного материала. Занятия изобразительным искусством являются особым видом деятельности, в связи с чем необходимо применение новых педагогических технологий, поиск новых методов и средств индивидуальных подходов обучения, которые помогут активизировать творческие способности обучающихся. В системе дополнительного образования есть все условия для формирования путей обучения как с учетом индивидуальных особенностей личности, интересов, уровня владения знаниями, так и с учетом конкретных возможностей и запросов каждого ребенка. Особо обозначена роль педагога дополнительного образования, который поможет вовремя заметить творческий потенциал ребенка и создать условия для его развития, а также акцентировано внимание на применении педагогических технологий в изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никишова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNGER STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES ACTIVATION CONSIDERING THE INDIVIDUAL APPROACH IN ART CLASSES IN THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the issue of activating creative abilities of younger schoolchildren in fine art classes in the system of additional education through the use of dialogue discussion, the manifestation of impressions and life experience of the child, activation of the child’s ideas about the world, the choice of artistic material. Since fine art classes are a special kind of activity, it is necessary to apply new pedagogical technologies, search for new methods and means of individual teaching approaches that will help to activate the creative abilities of students. The system of additional education has all the conditions for the introduction of individual educational trajectories, for the formation of learning paths, both taking into account individual personality characteristics, interests, level of knowledge, and taking into account the specific capabilities and needs of each child. The role of the teacher of additional education, who will help to notice the creative potential of the child in time and create conditions for its development, is particularly highlighted, and attention is also focused on the use of pedagogical technologies in visual activities.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.04-053 ББК 74.268.51

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-239-246

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Никишова

Аннотация. Статья посвящена вопросу активизации творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования с помощью использования диалогового обсуждения, проявления впечатлений и жизненного опыта ребенка, активизации представлений ребенка об окружающем мире, выбора художественного материала. Занятия изобразительным искусством являются особым видом деятельности, в связи с чем необходимо применение новых педагогических технологий, поиск новых методов и средств индивидуальных подходов обучения, которые помогут активизировать творческие способности обучающихся. В системе дополнительного образования есть все условия для формирования путей обучения как с учетом индивидуальных особенностей личности, интересов, уровня владения знаниями, так и с учетом конкретных возможностей и запросов каждого ребенка. Особо обозначена роль педагога дополнительного образования, который поможет вовремя заметить творческий потенциал ребенка и создать условия для его развития, а также акцентировано внимание на применении педагогических технологий в изобразительной деятельности.

Ключевые слова: дополнительное образование, изобразительное искусство, развитие творческих способностей, диалоговое обсуждение, индивидуальный подход.

Для цитирования: Никишова Н. А. Активизация творческих способностей младших школьников с учетом индивидуального подхода на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования // Наука и школа. 2023. № 4. С. 239-246. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-4-239-246.

© Никишова Н. А., 2023

вша

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

YOUNGER STUDENTS' CREATIVE ABILITIES ACTIVATION

CONSIDERING THE INDIVIDUAL APPROACH

IN ART CLASSES IN THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

N. A. Nikishova

Abstract. The article is devoted to the issue of activating creative abilities of younger schoolchildren in fine art classes in the system of additional education through the use of dialogue discussion, the manifestation of impressions and life experience of the child, activation of the child's ideas about the world, the choice of artistic material. Since fine art classes are a special kind of activity, it is necessary to apply new pedagogical technologies, search for new methods and means of individual teaching approaches that will help to activate the creative abilities of students. The system of additional education has all the conditions for the introduction of individual educational trajectories, for the formation of learning paths, both taking into account individual personality characteristics, interests, level of knowledge, and taking into account the specific capabilities and needs of each child. The role of the teacher of additional education, who will help to notice the creative potential of the child in time and create conditions for its development, is particularly highlighted, and attention is also focused on the use of pedagogical technologies in visual activities.

Keywords: additional education, fine arts, development of creative abilities, dialogue discussion, individual approach, individual educational trajectories.

Cite as: Nikishova N. A. Younger students' creative abilities activation considering the individual approach in art classes in the additional education system. Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 239-246. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-239-246.

Внимание к детскому рисунку со стороны взрослых является важнейшей частью воспитания, обучения и развития ребенка. Для ребенка очень важно, когда взрослые - родители или учителя - проявляют интерес к его деятельности. Потому что именно через изображение у ребенка проявляется фантазия, отражается внутренний мир, его желания и переживания.

Одним из важных компонентов современного образовательного пространства является дополнительное образование школьников. В законодательстве РФ дополнительное образование детей как часть образовательной системы РФ описано в статье 75 ФЗ 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В основном положении этой статьи говорится, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей как детей, так и взрослых, на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей

должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [1]. Старшее поколение с помощью дополнительных занятий в кружках и секциях стремится не только улучшить и обогатить знания по основным предметам, но и направить энергию детей в нужно русло, обогатить творческую изобретательность, дать возможность приобретать социальный опыт, снизить общение с гаджетами. В связи с этим возрастает спрос на дополнительные занятия в общеобразовательных школах, домах культуры, центрах спорта и творчества, языковых студиях.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р [2], охват программами дополнительного образования планомерно возрастает (в 2015 г. - 68%, а в 2021 г. - более 77%) [2], но и сохраняется ряд проблем, требующих решения. Так, например, одной из проблем названа неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ; риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства.

Для достижения целей обучения детей в учреждениях дополнительного образования необходимо решение задач, требующих обновления не только содержания, но и методов обучения на основе личностно-ориентирован-ного подхода. На занятиях изобразительным искусством важно применять диалоговое обсуждение темы, свойств художественных материалов, последо-

вательности ведения работы. Важность общения с детьми через беседу отмечали многие ученые, среди которых следует особо отметить работы Л. С. Выготского и К. Д. Ушинского. Они утверждали, что знания приобретаются в ходе активного вовлечения ребенка в диалог как со сверстниками, так и с педагогом, а также отмечали роль беседы как важнейшего условия для обучения [3]. Для младших школьников 7-9 лет активизации творческого начала способствует вовлечение ребенка в беседу о предстоящей деятельности, об использовании художественных материалов, обсуждение интересующих тем, наглядный показ педагога, то есть пробуждение интереса к деятельности, дающее мотивацию и возможность получить удовольствие от процесса рисования.

Изображение окружающей действительности у ребенка носит витагенный характер, то есть отражает его жизненный опыт, пробуждает впечатления. Именно поэтому изобразительное творчество, и в частности детский рисунок, сопровождает ребенка на протяжении всего детства. Несомненно, помимо изобразительной деятельности, в жизни ребенка могут быть и другие интересы и увлечения. Но и они тоже с успехом могут отражаться в детском творчестве, тем самым развиваются новые графические образы, которые носят индивидуальный характер.

Исходя из опыта автора как педагога дополнительного образования средней общеобразовательной школы, занятия изобразительным искусством довольно востребованы среди младших школьников. На такой кружок приходят дети, которым просто нравится рисовать, и дети, у которых есть необходимость находиться в социуме, и, конечно, те, кто хочет повысить свой художественный уровень, имея достаточный багаж умений и навыков в изобразительном творчестве. Несомненно, каждый такой ребенок должен получить от занятий удовольствие,

каждый должен найти то, за чем пришел. И здесь важным фактором является мастерство педагога, который не только не отобьет у ребенка желание рисовать, но и обеспечит его самореализацию.

Мы полагаем, что стремление детей к занятиям изобразительным искусством является широко востребованным, базирующимся на созидательной основе, а также на огромной эстетической потребности в отображении визуальных впечатлений, что проявляется обязательно у каждого. Именно потому мы видим необходимость в том, чтобы в настоящее время рассмотреть закономерности в изобразительной деятельности детей, в чем они являются типичными и что активно развивается в условиях долговременных и целенаправленных занятий изобразительным искусством. Это важно с той точки зрения, как оценивать черты, присущие детскому рисунку.

Занятия изобразительным искусством ставят перед собой задачи творческого развития личности ребенка. Детский рисунок - одно из первых выразительных средств, которым пользуется ребенок для передачи своих мыслей и эмоций. Индивидуальность детского рисунка заключается в уникальности каждого ребенка, в его специфическом видении окружающего мира и способах его воспроизведения на бумаге. Оригинальность детского рисунка - это результат выражения особенностей творческой личности, индивидуальности. В рисунке, конечно, содержатся и типичные черты. Они связаны с общими закономерностями, которые можно увидеть в творчестве большинства детей на определенном возрастном уровне. Это могут быть, например, склонность к использованию ярких цветов, упрощенные формы изображений, влияние настроения на цветовую гамму. В этом случае типичные элементы могут быть заметны у детей на ранних стадиях развития.

Изобразительная деятельность практически одна в своем роде, которая без особых знаний позволяет ребенку творить самостоятельно, творчески выражать свои эмоции и видение мира, а не исполнять уже кем-то когда-то написанный стих, музыкальное произведение или танец. Именно поэтому заглушать проявления индивидуальности не только не нужно, но и может оказаться крайне опасно. Педагогу необходимо вовремя заметить и всячески поддерживать и поощрять проявления творческой индивидуальности на занятиях изобразительным искусством, создать условия, которые помогут учащимся последовательно овладеть знаниями и самореализоваться. Педагог дополнительного образования как раз и отличается от учителя школы тем, что его задачей является не заставить ребенка учиться, а создать среду и условия для комфортного усвоения материала в соответствующем темпе. Содержание программы, методы и приемы обучения проектируются в индивидуальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В системе дополнительного образования есть все условия для внедрения индивидуальных образовательных траекторий, для формирования путей обучения как по индивидуальным особенностям личности, интересам, уровню владения знаниями, так и по конкретным возможностям и запросам каждого ребенка.

К вопросу индивидуального обучения обращались многие ученые, педагоги и психологи. Например, К. Д. Ушинским разработана методическая система индивидуального подхода к детям. Исследования психологов Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна внесли большой вклад в понимание проблемы индивидуальных особенностей, способностей и познавательных интересов личности. Вопросы раскрытия творческого потенциала детей рассмотрены в работах Е. И. Игнатьева,

В. С. Кузина, Б. П. Юсова. Актуальность, сущность и функции личностно-ориен-тированного подхода обучения детей с точки зрения психолого-дидактической концепции рассмотрены в трудах И. С. Якиманской.

Вопросы активизации детского творчества стали предметом рассмотрения в психолого-педагогических разработках и методических пособиях А. И. Васильева, С. Е. Игнатьева, С. П. Ломова, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, А. С. Хворосто-ва, Е. В. Шорохова и других.

Концепции личностно-ориентиро-ванного обучения составляют основу для совершенствования форм и методов обучения изобразительному искусству. Признания индивидуальности, самобытности каждого ребенка и его развития прежде всего как личности, наделенной своеобразным неповторимым социокультурным жизненным опытом со всем многообразием ее интересов и потребностей, становится основной целью подхода к обучению [4, с. 9]. Человек, его сознание и психика, как отмечает С. Л. Рубинштейн, не замыкаются в непосредственной данности субъекту, а выражаются в деятельности, реализуются в ней [5, с. 24]. С. Л. Рубинштейн особо отмечает, что психика формируется в деятельности. Не все, что воздействует на ребенка, усваивается, а только то, что подкреплено его жизненным опытом, что имеет для него значение, к чему он имеет определенное отношение. Здесь важно понимать, что результат освоения является индивидуальной деятельностью и зависит от психофизиологических особенностей ребенка и социокультурных факторов.

В учреждениях системы дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством не обойтись без индивидуального подхода к каждому ребенку. Здесь мало говорить о дифференцированном обучении, то есть о делении на сильных и слабых. Когда речь идет о детском творчестве и развитии творче-

ских способностей, наряду с получением основных знаний о построении рисунка, композиции, цвете и т. п. важно дать почувствовать ребенку его творческую успешность. У кого-то она будет выражаться в качестве построения рисунка, у кого-то в цветовом богатстве. Но у каждого ребенка она обязательно будет. Здесь также нельзя забывать о том, что на занятиях могут присутствовать обучающиеся разных возрастов, что, несомненно, скажется на уровне их подготовки.

Индивидуальный подход в обучении изобразительному искусству может быть осуществлен с помощью актуальных педагогических технологий. Педагогические технологии позволяют учесть возрастные и образовательные особенности в рамках основного общего образования, направлены на достижение учащимися высоких личностных результатов освоения основных программ, предусмотренных во ФГОС НОО [6], например, такие как:

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, -одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который помимо основных условий предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения [6].

При проектировании педагогической технологии на занятиях изобразительной деятельностью в рамках дополнительного образования младших школьников необходимо учитывать не только методические рекомендации, цели и задачи занятия, но и интересы и потребности самих учащихся, основанные на их жизненном опыте. В зависимости от целей обучения, возможностей обучающихся, их интересов и мотивов, возрастных особенностей педагог проектирует педагогическую технологию. Структура построения зависит в первую очередь от:

• цели, на которые направлена технология;

• алгоритма действий педагога;

• средств диагностики результатов;

• условий, в которых технология будет эффективной;

• актуальности в современных условиях. Применение педагогических технологий являются источником активного самовыражения и творческого процесса познания мира учащимися. Проектирование технологии носит отпечаток индивидуальности и уникальности самого педагога. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, занятие изобразительным искусством можно спроектировать на основе следующих педагогических подходов:

1) приоритет личности ребенка как одного из центральных компонентов образовательной системы; основан на личностных качествах, индивидуальных, возрастных особенностях, социокультурных условиях жизни ребенка (семейных, национальных, религиозных);

2) педагогическое внимание к степени эмоциональности, к которым относится отношение ребенка к освоению художественных знаний и интерес к художественно-творческой деятельности;

3) творческое проектирование занятия с учетом адаптивности в зависимости от содержания и запросов ребенка;

4) внимание к самоконтролю, самооценке и взаимооценке ребенка, основанное на самоанализе и взаимоанализе ребенка своей деятельности и деятельности окружающих в процессе изобразительного творчества; позволяет ставить цели и задачи и определять методы и средства дальнейшей работы.

В рамках занятий изобразительным искусством можно смело рассматривать нетрадиционные способы проведения занятий с целью погружения ребенка в особую творческую атмосферу. Возможно применение игровых технологий с включением современных интерактивных технологий, которые будут способствовать активизации творчества как педагога, так и обучающихся. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка для развития творческого потенциала возможны применение ин-тегративных методов обучения с целью создания целостного представления об объектах окружающего мира, расширения кругозора. Интегративный метод позволяет привлекать другие предметы школьной программы (литература, музыка, физика и т. п.), объединять и расширять техники работы над творческим замыслом. Интеграция позволяет повысить познавательный интерес ребенка к изобразительной деятельности, снимает напряжение, а также повышает уровень мастерства педагога как личности многогранной и увлекающейся.

Наиболее эффективно на занятиях изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования используется проектная деятельность. В ней активно участвуют все дети группы. Подготовка групповых проектов и коллективных работ в разных видах художественно-творческой деятельности дают возможность создать условия для развития творческих способностей учащихся в совместной деятельности, а также для интеграции средств, методов, учебных предметов. При этом

учащиеся активно используют навыки, которыми владеют хорошо, и охотно приобретают новые недостающие знания. Работа в группе позволяет преодолеть коммуникативные трудности, вырабатывает дух соперничества и единения.

Специфика проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством предполагает не только групповое, коллективное творчество, но и самостоятельную художественно-творческую деятельность ребенка. Активизация творческих способностей осуществляется через непосредственный диалог с педагогом, индивидуальное обсуждение постановки задачи, темы, способа выполнения проекта, использование интегративных методов. Проектная деятельность также ставит перед собой задачи формирования навыков сбора информации, материала, анализа деятельности. Важным элементом финального этапа проектной деятельности является ее представление, или защита проекта, которое способствует развитию чувства ответственности, самостоятельности, творческого потенциала ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход для раскрытия творческих способностей при обучении изобразительному искусству детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования является крайне важной задачей. Выполненный анализ показал, что многие авторы уделяют данному вопросу большое внимание, применяя в своих методиках различный инструментарий и технологии.

Однако этот же анализ показал необходимость некоторых изменений и доработок существующих методик с целью их актуализации к современным условиям окружающей действительности, часть из которых может оказаться весьма критичной. Современное поколение детей, родившееся и выросшее среди гаджетов и интеллектуальных технологий, имеет совершенно другое мышление и восприятие, что, безусловно, накладывает отпечаток на их способности, которые необходимо учитывать при разработке новых образовательных методик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (послед. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:

15.12.2022).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. URL: http://government. ru/news/45028/ (дата обращения: 10.01.2023).

3. Ушинский К. Д. Воспитание человека / сост. С. Ф. Егоров. М.: Карапуз, 2000. 255 с.

4. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 95 с.: ил. (Б-ка журн. «Директор школы»; Спецвып. 2).

5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: моногр. / отв. ред. Е. В. Шорохова; сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1973. 414 с.

6. ФГОС Начальное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения:

12.01.2023).

7. Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 40 с. EDN QGYCQF.

8. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 190 с.,16 л. цв. ил.

9. Мишагина Г. И. Развитие творческих способностей младших школьников как условие развития личности // Новые технологии в образовании: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 8 декабря 2014 г. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. С. 258-260. EDN TIETZT.

10. Титова Ю. А. Формирование творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО // Начальное образование сегодня и завтра: сб. ст. по итогам VI Междунар. науч.-практ. конф. педагогов и студентов, Челябинск, 25 ноября - 2 декабря 2019 г. Челябинск: ЮжноУральский центр РАО, 2020. С. 182-186. EDN JPXWEN.

11. Шорохов Е. В. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: сб. науч. тр. М.: Прометей, 1994. 299 с.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ (posled. red.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.12.2022)

2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detey do 2030 goda. Available at: http:// government.ru/news/45028/ (accessed: 10.01.2023).

3. Ushinskiy K. D. Vospitaniye cheloveka. Ed. by S. F. Egorov. Moscow: Karapuz, 2000. 255 p.

4. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-oriyentirovannoye obucheniye v sovremennoy shkole. Moscow: Sentyabr, 1996. 95 p.: ill. (B-ka zhurn. "Direktor shkoly"; Iss. 2).

5. Rubinstein S. L. Problemy obshchey psikhologii. Monogr. Eds. K. A. Abulkhanova-Slavskaya and A. V. Brushlinskiy. Moscow: Pedagogika, 1973. 414 p.

6. FGOS Nachalnoye obshcheye obrazovaniye. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (accessed: 12.01.2023).

7. Gorbunova G. A. Innovatsionnyye tekhnologii differentsirovannogo i individualnogo podkhoda k

razvitiyu khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkolnikov. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2010. 40 p. EDN QGYCQF.

8. Kuzin V. S. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v 1-3 klassakh. Posobiye dlya uchi-teley. Moscow: Prosveshcheniye, 1979. 190 p., 16 l. color ill.

9. Mishagina G. I. Razvitiye tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkolnikov kak usloviye razvitiya lichnosti. In: Novyye tekhnologii v obrazovanii. Proceedings of the III International scientific-practical conference, Krasnoyarsk, 08.12.2014. Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2015. Pp. 258-260. EDN TIETZT.

10. Titova Yu. A. Formirovaniye tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkolnikov na urokakh IZO. In: Nachalnoye obrazovaniye segodnya i zavtra. Proceedings of the VI International scientific-practical conference of teachers and students, Chelyabinsk, 25 Nov. - 2 Dec. 2019. Chelyabinsk: Yuzhno-Uralskiy tsentr RAO, 2020. Pp. 182-186. EDN JPXWEN.

11. Shorokhov E. V. Aktivizatsiya protsessov razvitiya tvorcheskikh sposobnostey na zanyatiyakh risunkom, zhivopisyu i kompozitsiyey. Coll. оf scient. papers. Moscow: Prometey, 1994. 299 p.

Никишова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: na.nikishova@mpgu.su

Nikishova Natalya A., Senior Lecturer, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: na.nikishova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 18.01.2023 The article was received on 18.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.