Таким образом, обобщение результатов исследования позволяет выделить в качестве ведущих факторов адаптации успешность подростков в общении со сверстниками, и преобладающую стратегию поведения в возникающих ситуативных противоречиях, которые являются неотъемлемой частью любого процесса общения и межличностных отношений.
Выделение групп подростков с разным уровнем дезадаптации обусловливает необходимость разработки программы коррекции взаимоотношений и саморегуляции, направленной на укрепление коллектива, улучшение психологического климата, повышение эффективного взаимодействия взрослых и обучающихся, как субъектов образовательного процесса.
Литература:
1. Василенко, Н.Н. Условия социально-психологической адаптации подростков с задержкой психического развития: автореферат дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / ВасиленкоНиколай Николаевич. - Ставрополь, 2005. - 24 с.
2. Головешкина, Н.Г. Особенности адаптационных характеристик детей с задержкой психического развития на разных этапах школьного обучения: диссертация. канд. психол. наук: 19.00.13 / Головешкина Наталья Викторовна. - СПб., 2003. - 212 с.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
4. Куимова, Н.Н. Социально-психологическая адаптация учащихся с задержкой психического развития при переходе из начальной школы в основную / Н.Н. Куимова // Вестник ВятГУ. - 2009. - № 3 - С. 151-156
5. Насибуллина, А.Д. Ценностные ориентации подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66(4) - С. 181-184
Педагогика
УДК 371.398
старший преподаватель кафедры живописи Никишова Наталья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации и проектирования занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования с учетом личностно-ориентированного подхода. Рассматривается роль учреждений дополнительного образования в современной образовательной системе. Актуальность развития дополнительного образования детей в области изобразительного искусства связана в первую очередь с особенностями организации занятий, что является преимуществом перед классической системой общеобразовательной школы. В статье рассматриваются особенности организации занятий изобразительным искусством в условиях учреждений дополнительного образования. Акцентировано внимание на применении педагогических технологий в изобразительной деятельности, поиск новых методов и средств для осуществления индивидуальных подходов обучения. Для обоснования применения личностно-ориентированного подхода на занятиях изобразительной деятельностью проанализированы исследования в области педагогики. Выявлены факторы, влияющие на проектирование педагогической технологии в рамках дополнительного образования младших школьников. Основной целью статьи стало изучение проблемы организации внеучебной деятельности с учетом индивидуального подхода как необходимого компонента для развития художественно-творческих способностей младших школьников. Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий должно обеспечивать формирование познавательных потребностей ребенка, его активное участие и рефлексию. Также в статье идет речь о проектной деятельности как важном методе обучения изобразительному искусству.
Ключевые слова: организация занятий, дополнительное образование, изобразительное искусство, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, индивидуальный подход, педагогические технологии.
Annotation. The article is devoted to the problem of organizing and designing visual art classes in the system of additional education, taking into account the student-centered approach. The role of additional education institutions in the modern educational system is considered. The relevance of the development of additional education of children in the field of fine arts is associated primarily with the peculiarities of the organization of classes, which is an advantage over the classical system of a comprehensive school. The article discusses the features of the organization of fine art classes in the conditions of institutions of additional education. The attention is focused on the use of pedagogical technologies in visual activity, the search for new methods and means for the implementation of individual learning approaches. To substantiate the application of a student-centered approach in the classroom for fine arts, studies in the field of pedagogy are analyzed. The factors influencing the design of pedagogical technology within the framework of additional education of younger schoolchildren are revealed. The main purpose of the article was to study the problem of organizing extracurricular activities, taking into account an individual approach as a necessary component for the development of artistic and creative abilities of younger schoolchildren. The introduction of new educational technologies into the educational process should ensure the formation of the cognitive needs of the child, his active participation and reflection. The article also deals with project activities as an important method of teaching fine arts.
Key words: organization of classes, additional education, fine arts, student-centered learning, problem-based learning, individual approach, pedagogical technologies.
Введение. Дополнительное образование детей в условиях непрерывного развития информационных технологий становится одним из необходимых компонентов современной образовательной системы. Повсеместно формируются и развиваются учреждения дополнительного образования детей, растет спрос на программы в области искусства, художественного творчества. Важным сейчас становится формирование гармоничной личности, готовой к продуктивной творческой деятельности. Дополнительное образование детей в области искусства решает вопросы социальной адаптации, занятости и эстетического воспитания детей и подростков.
Организация внеклассных занятий имеет ряд особенностей и преимуществ перед классической системой общеобразовательной школы. Внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированного подхода на занятиях изобразительной деятельностью особенно актуально в рамках учреждений дополнительного образования. Применение педагогических технологий и создание условий для реализации индивидуального подхода на занятиях способствуют развитию творческого потенциала детей младшего школьного возраста, а также формирует такие личностные качества, как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность. Важно понимать, что неправильный подход к построению
занятий может привести к обратному результату. Недостаточная организация занятий может привести к тому, что дети будут скучать, не заниматься настоящим делом и терять интерес к искусству. Кроме того, занятия, которые не имеют правильной методологии и педагогической подготовки, могут привести к тому, что дети не будут получать максимальной пользы из занятий.
Изложение основного материала статьи. Художественно-творческая деятельность, и в частности, рисование, сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства. Занятия изобразительным искусством особенно востребованы и необходимы как в начальной школе, так и в системе дополнительного образования. Правительством РФ утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р), согласно которой охват программами дополнительного образования планомерно возрастает (68 процентов в 2015 году, а в 2021 году - более 77 процентов) [1]. Это говорит о важности развития сети учреждений дополнительного образования, о необходимости создания условий для использования ресурсов образовательной среды в целях саморазвития, самореализации детей. В связи с этим возрастает и роль педагога дополнительного образования, а также уровень, формы и методы организации, реализации и обновления образовательных программ за счет создания конкурентной среды.
В российской педагогической науке большое количество исследований посвящены изучению внеучебной изобразительной деятельности детей как особому виду деятельности, влияющей на развитие художественно-творческих способностей (Т.Г. Казакова, Н.С. Жукова, Н.М.Сокольникова и др.). Поиск методов и форм организации занятий изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования остается одним из немаловажных вопросов. С.А. Аманджолов [2] рассматривает индивидуальный подход на уроках изобразительного искусства, согласно которому изучение искусства должно быть применительно к индивидуальным особенностям и интеллектуальным способностям ребенка. Изучая занятия изобразительным искусством в современной школе, Н.И. Пьянкова [7] прослеживает законы изучения искусства с точки зрения возрастных особенностей детей, а именно: постепенное развитие процесса обучения; согласованность процесса обучения с максимально достижимыми результатами; формирование временной логики развития от самых простых задач к более сложным; приспособление обучения к индивидуальным особенностям ребенка.
Организация занятий в системе дополнительного образования имеет ряд особенностей, которые напрямую зависят от учреждения, в котором проходят занятия, его возможностей, модели организации. Но некоторые формы и методы организации занятий могут быть реализованы вне зависимости от типа учреждения.
Для реализации продуктивного взаимодействия и достижения деятельностных результатов занятия целесообразно организовывать по 2 академических часа. Такая форма организации занятий для младших школьников возможна для художественно-творческой деятельности, и даже является оптимальной по ряду факторов.
Во-первых, это возможность выполнения задания полностью на одном занятии. В зависимости от вида деятельности, задание можно разбивать на несколько этапов. Так, например, рисованию с натуры натюрморта на формате А3 обычно предшествует рисунок построения предметов, на котором важно объяснить особенности построения перспективы, соразмерности, плановости предметов. В этом случае один час целесообразно посвятить линейному рисунку. Тогда как второй час занятия после небольшого перерыва останется на цветовое решение натюрморта.
Во-вторых, в случае, если задание требует короткого периода времени на выполнение, целесообразно совмещать 2 работы на одном занятии. Дети младшего школьного возраста не способны к продолжительной работе над одной темой. Это необходимо учитывать при планировании учебного времени занятия. В этом случае виды деятельности должны быть разными, чтобы ребенок не заскучал и не устал. Например, первый час посвятить выполнению задания в цвете красками, а второй - графическому или декоративному выполнению с использованием других материалов или техник.
Через творчество дети активно самовыражаются, неосознанно передают свое психологическое состояние. Внимание к детскому творчеству со стороны взрослых является основой пробуждения интереса к деятельности и ее последующая успешность. Индивидуальное общение, диалог с педагогом, собеседование, обсуждение, анализ, наглядный показ - все это помогает вовлечь ребенка в творческую среду, утвердить значимость его деятельности, сформировать позитивное отношение и благоприятный настрой. Отсутствие же внимания и понимания со стороны педагога предрекают посредственное отношение к деятельности и неуверенность в своих действиях. Общение со сверстниками, объединенными общим делом и имеющими общие интересы, способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества. Но, в свою очередь, у ребенка формируется индивидуальная свобода, основанная на личной мотивации.
Раскрытию творческой индивидуальности ребенка на первом этапе может способствовать анкетирование. Выявление уровня начальных знаний, интереса к изобразительной деятельности, художественным материалам, тематике, социокультурным особенностям ребенка с помощью анкеты дадут возможность педагогу дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. Для ребенка также очень важно на первом этапе почувствовать личностное отношение педагога к его внутреннему миру.
Одной из приоритетных особенностей занятий художественной деятельностью в учреждениях дополнительного образования является возможность обучения различным техникам и материалам, требующим специального оборудования (например, техники граттажа, витража, марморирования, батика и т.п.), что практически невозможно на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.
Также отличительной особенностью является небольшая наполняемость групп, которая обеспечивает личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Такой подход учитывает интересы и предпочтения каждого ребенка и помогает обучаться в собственном ритме. Занятие должно быть нацелено не только на достижение конкретного результата, но и превращение самого творческого процесса в нечто большее, чем просто обучение. Здесь недопустима обыденность, однообразие и безразличие. Именно такие условия дадут возможность ребенку самореализоваться и почувствовать свою успешность.
Сегодня организация образовательного процесса на занятиях изобразительным искусством обеспечивает специфику деятельности с позиций развивающего обучения, которое, согласно утверждению Л.С. Выготского, учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума: «...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» [4]. В.С. Кузин впервые обращается к развивающим технологиям в обучении. «Правильно определённая посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся. В этом проявляется особая взаимозависимость между обучением и развитием. Обучение и учитывает уровень развития учащихся, и одновременно содействует его повышению. Должно осуществляться развивающее обучение» [6, С. 16]. Активизации мыслительных процессов, по мнению В.С. Кузина, способствует создание на занятиях ИЗО проблемных ситуаций, а проектирование проблемных заданий ставит перед собой условие необходимого учета индивидуальных особенностей обучающихся, уровень их знаний, умений и навыков [6, С. 28].
Основной задачей занятий изобразительной деятельностью является развитие творческого потенциала ребенка средствами живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. В разной мере они дают возможность всестороннего воспитания интереса к изобразительной деятельности, развивается эмоционально-эстетическое отношение к тому или иному виду изобразительного творчества. Наличие в программах разного рода видов и направлений изобразительной деятельности помогут педагогу выявить заложенные природой творческие способности, профессиональную ориентацию, а также особо одаренных детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Психолого-физиологические особенности каждого человека, и, в частности, ребенка, оказывают огромное влияние на ход всего педагогического процесса. Весь этот процесс сводится к достижению некоторых целей, а именно развитие восприятия, воображения детей.
В этой связи особенно острым становится вопрос применения новых образовательных форм и методов организации занятий изобразительным искусством. Внедрение в образовательный процесс актуальных педагогических технологий направлено на достижение учащимися высоких личностных результатов, а также на обогащение занятий художественной деятельностью с целью развития интереса, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.
Проектирование педагогической технологии на занятиях изобразительной деятельностью в рамках дополнительного образования младших школьников предполагает несколько факторов:
• специальное конструирование наглядного и дидактического материала на основе субъектного опыта обучающихся и предшествующего обучения;
• структурирование учебного материала, возможность интегрирования предметных задач;
• адаптивность учебного материала, возможность выбора в зависимости от содержания и запросов ребенка;
• стимулирование обучающихся к самовыражению за счет повышения интереса к художественно-творческой деятельности;
• возможность самоконтроля и самооценки как результата деятельности, так и самого творческого процесса.
Занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования дают возможность для развития
социально-коммуникативных навыков за счет возможности применения групповых и коллективных проектов. Совместная проектная деятельность является универсальной технологией. Она позволяет формировать умения взаимодействия в коллективе (группе), понимать свою роль и принимать роли других участников, выражать свои мысли и творческие идеи, соблюдать правила общения. В проектной работе активно используется индивидуальный подход к каждому ребенку, в полной мере учитываются его индивидуальные особенности.
Проектная деятельность в области изобразительного искусства - это метод обучения, который развивает творческие способности учеников, их креативность и умение решать задачи самостоятельно или в группе. Один из основных подходов, используемых в проектной деятельности, - это принцип формирования у учащихся не только теоретических навыков, но и навыка практической работы. Метод проектов предполагает создание определенного проекта в группе, где каждый член команды будет выполнять свою задачу, и где за успех всего коллектива будет отвечать умелое сочетание усилий всех участников.
Выводы. Ключевой характеристикой дополнительного образования является познание действительности ребенком через творчество, игру, труд и исследовательскую деятельность. Занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования могут значительно отличаться от базового обучения в общеобразовательной школе. Количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования может быть уменьшен и состоять из небольшого числа учащихся, что позволит педагогу осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Важной особенностью дополнительных занятий по изобразительному искусству является возможность более длительного проведения занятия по времени. В отличие от уроков изобразительного искусства в школе, длительность занятия в кружке или студии, в зависимости от возрастной категории обучающихся, может достигать 2-х часов. Соответственно, время на выполнение конкретного задания может варьироваться и при необходимости уменьшаться или увеличиваться.
Проектная деятельность на занятиях изобразительным искусством является одним из ключевых инструментов, который помогает развивать творческие способности учеников, учить их самостоятельности и ответственности, организовывать свой процесс обучения и совершенствовать свои навыки. Практическое применение этого метода обучения дает высокие результаты, которые будут полезны детям в будущем.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что изобразительная деятельность - одна из наиболее интересных и доступных для детей младшего школьного возраста. В этот период важно дать ребенку возможность использовать различные материалы, техники, формы, сочетать и комбинировать их. Правильное проектирование занятий изобразительным искусством является важным элементом, который позволяет детям раскрыть потенциал своей творческой индивидуальности, развить свои таланты и способности, а также подготовить их в качестве будущих - художников, дизайнеров, скульпторов и т.д.
Литература:
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года // [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/45028/ (дата обращения 10.01.2023)
2. Аманжолов, С.А. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству: дисс. д-ра пед. наук: спец. 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания(изобразительное искусство) / С.А. Аманжолов. -Южно-Казахст. гос. ун-т им. М.О.Ауезова. - М., 2004. - 439 с.
3. Буйлова, Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе: Практическое пособие / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. - М.: АРКТИ, 2005. - 288 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.
5. Жукова, Н.С. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Н.С. Жукова // Молодежь. Образование. Экономика: сборник научных статей XVII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов. - Ярославль, 2016. - С. 389-391
6. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1979. - 190 с.
7. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - Москва: Просвещение, 2006. - 173 с.