Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF LAW / ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / CUSTOMS INSPECTION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / THE EURASIAN ECONOMIC UNIO / THE PRINCIPLES OF THE CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ловинюков Анатолий Степанович, Шашкина Анастасия Николаевна

В статье определены принципы таможенного контроля после выпуска товаров, проведена их классификация. Выделены принципы, основанные на международном и на национальном праве. Раскрыты сущность и содержание каждого принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ловинюков Анатолий Степанович, Шашкина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF THE LEGAL INSTITUTION OF THE CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

This article defines the principles of the customs control after the release of goods, the author conducts their classification into groups. The principles based on the international law and the principles based on the national law were distinguished by the author and the essence and the content of each of these principles were revealed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

12. Гражданский кодекс РФ. Ч. I // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.

13. Гражданский кодекс РФ. Ч. II // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2.

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 6.

А. С. Ловинюков, А. Н. Шашкина

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

В статье определены принципы таможенного контроля после выпуска товаров, проведена их классификация. Выделены принципы, основанные на международном и на национальном праве. Раскрыты сущность и содержание каждого принципа.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров; принципы права; принципы таможенного контроля после выпуска товаров; таможенная проверка; Евразийский экономический союз.

Основу любого правового института составляет совокупность определенных принципов. Принцип - это исходное руководящее положение, основное правило каких-либо теории, учения, деятельности [1]. Принципы права организуют всю систему права, выражают закономерности ее развития и функционирования и, так или иначе, находят отражение в позитивном праве [2]. На наш взгляд, справедливо утверждение, что «качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависит от того, как в них сформулированы такие принципы. Какие принципы, такие и законы» [3].

Таможенное право не является исключением, однако в отличие от многих других отраслей права (уголовного, административного, трудового и др.) в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) не закреплены принципы таможенного права в целом, но предусмотрены принципы для отдельных таможенно-правовых институтов. Так, в ст. 94 ТК ТС определены принципы таможенного контроля, которые были описаны многими российскими учеными (В. В. Федоткин, Т. Ю. Юр-кин, Н. А. Погодина, Т. Н. Трошкина и др.), в то время как принципы таможенного контроля после выпуска товаров ранее исследованы не были.

Таможенный контроль после выпуска товаров - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национальным законодательством государств -членов ЕАЭС [4].

На основании анализа подходов к определению сущности понятий «принцип», а также «принцип таможенного контроля» под принципами таможенного контроля после выпуска товаров, с нашей точки зрения, следует понимать концептуальные положения деятельности таможенных органов, направленной на проведение последующего контроля.

Таможенное регулирование должно осуществляться в соответствии с общеправовыми принципами, принципами таможенного права (международного и национального) [5]. Исходя из этого принципы таможенного контроля после выпуска товаров можно представить в виде разноуровневой системы.

1. Принципы, основанные на международном праве, находят отражение: 1) в международных договорах РФ, заключенных по вопросам таможенного регулирования; 2) в таможенном законодательстве ЕАЭС, состоящем из ТК ТС, международных договоров, входящих в право ЕАЭС, а также решений и распоряжений органов управления ЕАЭС. К этим принципам следует отнести:

- всеобщность таможенного контроля. Киотская конвенция устанавливает обязательность таможенного контроля для всех товаров, перемещаемых через таможенную границу государства;

- отсутствие дискриминации, т. е. равное отношение ко всем людям вне зависимости от их пола, расы, государственной принадлежности, религии, жизненных убеждений, в том числе и в процессе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;

- использование системы управления рисками (СУР), при помощи которой таможенные органы принимают решение о формах и объектах контроля (ст. 94 ТК ТС, Киотская конвенция);

- применение методов аудита при осуществлении таможенного контроля. Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров проверяют первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, данные бухгалтерской отчетности, а также сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи, для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов (Киотская конвенция);

- выборочность. Таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС (ст. 94 ТК ТС, Киотская конвенция). В современных условиях интенсификации мировой торговли осуществление тотального контроля в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, невозможно. Должностные лица таможенных органов осуществляют выбор форм таможенного контроля таким образом, чтобы проверочных мероприятий было достаточно для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС. На основе данного принципа определяются также товары и транспортные средства международных перевозок, в отношении которых необходимо проводить отдельные проверочные мероприятия (как правило, на основе СУР) [6];

- сотрудничество с таможенными органами иностранных государств (ст. 94 ТК ТС, Киотская конвенция);

- взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с внешней торговлей, и с их профессиональными объединениями (ассоциациями) (ст. 94 ТК ТС, Киотская конвенция).

2. Принципы, основанные на национальном праве:

- законность. Данный принцип означает, что таможенные органы и подконтрольные им субъекты обязаны совершать действия в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных законов и иного законодательства. Таможенный контроль может осуществляться исключительно в порядке, установленном таможенным законодательством;

- достаточность. Принцип достаточности предполагает, что таможенные органы должны проводить таможенный контроль после выпуска товаров в рамках форм таможенного контроля, объективно обеспечивающих выявление и выяснение наиболее значимых фактов и информации, способствующих достижению целей проведения данного вида контроля. Требования таможенных органов, предъявляемые при последующем контроле, не должны препятствовать осуществлению деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это необходимо;

- целеполагание. Это одно из важнейших условий достижения результата. Це-леполагание используется практически во всех областях, и таможенное дело не является исключением. Роль целеполагания в продуктивности проведения таможенного контроля после выпуска товаров весьма значительна. Чтобы таможенный контроль после выпуска товаров был результативным, необходимо установление таможенным органом в отношении каждого отдельного случая его проведения определенной цели. Если у таможенных органов не будет цели осуществления контроля, то выбор формы его проведения представляется в условиях неопределенности очень сложным. Так, например, цель выездной таможенной проверки, назначаемой в рамках таможенного контроля после выпуска товаров, обусловливают основания ее проведения. Основанием проверки может являться получение в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов ЕАЭС, данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС и иного законодательства государств - членов ЕАЭС. Исходя из этого цель проведения таможенного контроля - установление соответствия между полученными таможенным органом данными и фактами, выявленными в результате проверки. Таким образом, на основе принципа целеполагания устанавливается связь между основанием и результатом проведения выездной таможенной проверки после выпуска товара;

- оперативность. В целях достижения эффективности таможенный контроль после выпуска товаров должен осуществляться таможенными органами в определенные сроки, установленные ст. 99 ТК ТС, но с учетом специфических свойств, характеристик товара и прочих условий, на основании которых товар был выпущен. Таможенные органы проводят контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем; срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать двух месяцев;

- категорирование участников ВЭД. При проведении таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров используется дифференцированный подход в отношении различных участников ВЭД в зависимости от потенциальных рисков нарушения ими таможенного законодательства ЕАЭС или законодательства РФ о таможенном деле. ФТС России проведена работа по классификации участников ВЭД на две категории: с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле и все остальные. Участники ВЭД дифференцируются по группам на основе «отраслевого» подхода (заявительного порядка, который применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность) и автоматического кате-горирования (анализ деятельности всех организаций - импортеров товаров);

- соблюдение интересов участников ВЭД. Данный принцип следует выделять, прежде всего, для того, чтобы каждая сторона получила желаемый результат. Таможенный контроль после выпуска товаров не должен причинять неправомерный ущерб проверяемому лицу, в том числе недопустимо оказывать какое-либо противодействие в осуществлении им ВЭД; должна быть обеспечена сохранность документов, изъятых для проверки, а также гарантирована конфиденциальность информации о деятельности участника ВЭД, полученной должностным лицом таможенного органа в ходе проверки. Без тесного взаимодействия с участниками ВЭД достаточно сложно достичь высшего уровня эффективности деятельности таможенных органов. Деятельность таможенных органов должна быть направлена в первую очередь на повышение качества предоставляемых услуг и сокращение издержек участников ВЭД;

- ответственность должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контрольных мероприятий. Во-первых, данный принцип нацелен на обеспечение права любого лица обжаловать решения таможенных органов или их должностных лиц в порядке и в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле (ст. 9 ТК ТС). Во-вторых, за неправомерные решения или действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). В-третьих, вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Таким образом, правовые принципы определяют основные тенденции развития таможенного контроля после выпуска товаров, обеспечивают его эффективность. Принципы таможенного контроля после выпуска товаров составляют основу для создания идеальной модели взаимоотношений между таможенными органами и проверяемыми лицами. Разработанные принципы охватывают все правоотношения, возникающие при проведении последующего контроля, позволяют определить характер и общую направленность применения законодательства в области осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, дают возможность разрешать спорные ситуации, не урегулированные нормами права.

Использованные источники

1. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой; РАН, Ин-т лингвистических исследований. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. Т. 3: П - Р. С. 428.

2. Тирских М. Г., Черняк Л. Ю. Место принципов права в системе российского права // Академический юридический журнал. 2009. № 2 (36). С. 6-10.

3. Юркин Т. Ю. Правовое регулирование таможенного контроля при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

4. Шашкина А. Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2015.

5. Таможенное право: учебное пособие / отв. ред. О. Ю. Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 39.

6. Таможенное право: учебник для бакалавров / А. В. Зубач и др.; под. общ. ред. А. В. Зубача. М.: Юрайт, 2013. С. 295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.