первые шаги в науке
first steps in science
С. В. Новиков
формирование Единого подхода к проведению таможенного контроля после выпуска товаров в евразийском экономическом союзе
В статье проанализированы подходы к осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза. Выявлены отличительные особенности проведения контроля, а также обоснована необходимость разработки единого подхода к осуществлению проверочных мероприятий, проводимых после выпуска товаров. Предложены концептуальные положения такого подхода, а также определены положения, подлежащие первоочередной унификации.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров; Евразийский экономический союз; унификация; единый подход; эффективность.
S. V. Novikov
formation of a unified approach to carrying out customs control after the release of goods in the Eurasian economic union
Approaches to the implementation of customs control after the release of goods in the member states of the Eurasian Economic Union are analyzed in the article. Distinctive features of control are revealed, as well as the need to develop a unified approach to the implementation of verification measures carried out after the release of goods. The conceptual provisions of this approach are proposed, and the provisions subject to priority unification are identified.
Keywords: customs control after the release of goods; the Eurasian Economic Union; unification; unified approach; efficiency.
В современных условиях развития внешней торговли повышение эффективности таможенного контроля после выпуска товаров является стратегической задачей для таможенных органов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Актуальность совершенствования таможенного контроля обусловлена значительным научно-практическим интересом к данному направлению исследования как для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так и таможенных органов. Необходимость повышения эффективности деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товаров обозначена в ряде стратегических документов. Так, «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1] определяет новые направления совершенствования, которые включают использование автоматизированных технологий в целях выбора объектов проверочных мероприятий, реализацию сквозного контроля товаров с использованием системы прослеживаемости, применение таможенного аудита,
а также добровольных систем оценок соответствия участника ВЭД таможенному законодательству. Положения, касающиеся совершенствования рассматриваемого вида контроля, были отражены также в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [2], которая обосновывает необходимость применения таможенного контроля после выпуска товаров, а также определяет цели совершенствования на среднесрочную перспективу.
Необходимо отметить, что эффективность таможенного контроля напрямую влияет на временные и финансовые издержки участников ВЭД. Отметим, что ежегодно таможенные проверки в Российской Федерации (РФ) осуществляются в отношении 3-6% участников ВЭД от их общего количества, а для оставшегося количества проверяемых лиц (около 94-97%) таможенный контроль после выпуска удовлетворяет экономические потребности, заключающиеся в сокращении времени таможенного контроля при совершении операций. При этом таможенные проверки являются основной формой, в которой осуществляется таможенный контроль после выпуска товаров. Анализируемая взаимосвязь продемонстрирована в табл. 1.
Таблица 1
Сведения о доле участников ВЭД, подвергаемых проверкам
Показатель Ед. изм. Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего участников ВЭД Шт. 80 076 82 134 79 576 78 108 78 234 79 543 88 879 89 674
Количество таможенных проверок Шт. 4 898 4 498 4 230 4 782 4 125 4 125 2 735 2 286
Доля участников ВЭД, подвергаемых проверкам % 6 5 5 6 5 6 3 3
Источник: составлено автором на основе данных [3].
Принимая во внимание, что таможенная проверка является не единственной формой контроля после выпуска товаров, по оценкам экспертов, доля участников ВЭД, подвергаемых данному виду контроля с учетом иных форм, может достигать 10%. Рассмотрим эффективность таможенного контроля во взаимосвязи с показателем ошибочности выбора объектов проверочных мероприятий. Так, по результатам осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в 2018 г. показатель ошибочности выбора объектов проверочных мероприятий составил 26,5% (т. е. в отношении 596 участников ВЭД не были выявлены нарушения). Следовательно, снизилась эффективность использования и без того ограниченных ресурсов таможенных органов, а также повысилась административная нагрузка на добросовестных участников ВЭД.
По нашему мнению, одним из направлений повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров является разработка единого подхода к его осуществлению в ЕАЭС. После вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе [4] участники ВЭД столкнулись с различиями в подходах к проведению таможенного контроля после выпуска товаров. Эти различия обусловлены тем, что регулирование указанного вида контроля в ЕАЭС осуществляется на национальном и наднациональном уровнях, что показано в табл. 2.
Таблица 2
Регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС
1. Наднациональный уровень
1. Таможенный кодекс ЕАЭС [5]. 2. Международные договоры государств - членов ЕАЭС. 3. Нормативные правовые акты, принимаемые Евразийской экономической комиссией
2. Национальный уровень
Российская Федерация Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Армения Республика Кыргызстан
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [7] Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» [8] Закон Республики Армения «О таможенном регулировании в Республике Армения» [9] Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» [10]
Отличительные особенности носят различный характер. Например, в России, в отличие от стран ЕАЭС, со вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289 [6] появился новый этап - обязательное уведомление участника ВЭД при осуществлении таможенных проверок, а также модифицировался порядок обжалования результатов таможенных проверок. Алгоритм осуществления таможенного контроля с учетом внесенных изменений представлен на рис. 1. Безусловно, отдельные положения, касающиеся осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, унифицированы Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [5]. Такие положения закреплены отдельными статьями и включают единые сроки осуществления контроля, объекты, особенности и формы, а также другие положения, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Статьи ТК ЕАЭС, регламентирующие осуществление таможенного контроля после выпуска товаров
№ статьи Название статьи
310 Проведение таможенного контроля
311 Объекты таможенного контроля
312 Таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой
313 Особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров
315 Особенности исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае, если таможенному органу при проведении таможенного контроля после выпуска товаров не представлены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации
316 Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров
322 Формы таможенного контроля
331 Таможенная проверка
332 Камеральная таможенная проверка
333 Выездная таможенная проверка
338 Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля
А о/,
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2020
Рис. 1. Алгоритм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ)
Анализ выявленных различий позволил установить, что в отдельных странах ЕАЭС термин «таможенный контроль после выпуска товаров» в некоторых случаях подменяется термином «посттаможенный контроль». Это в первую очередь связано с использованием термина «посттаможенный контроль» в названии
структурных подразделений. Например, в Республике Беларусь с октября 2017 г. в результате оптимизации системы таможенных органов было создано Главное управление организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля. Также необходимо отметить, что в Республике Беларусь выездные таможенные проверки в форме плановых не проводятся. Полный перечень отличительных особенностей осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в странах ЕАЭС представлен в табл. 4.
По нашему мнению, единый подход к осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС должен основываться на следующих концептуальных положениях (рис. 2).
Рис. 2. Концептуальные положения единого подхода к осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС
Анализ определений термина «таможенный контроль после выпуска товаров» позволил установить, что большинство из них базируется на дефиниции, используемой в Концепции [12], которая утратила силу. Под таможенным контролем после выпуска товаров в Концепции понималась совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, путем проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, на основе категорирования участников ВЭД в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. В связи с изменившимися условиями ведения ВЭД, а также в целях единообразного понимания сущности таможенного контроля после выпуска товаров в странах ЕАЭС вышеприведенное определение требует уточнения. В целях его уточнения рассмотрим отличительные особенности таможенного контроля после выпуска товаров. Данный вид контроля:
1) осуществляется на заключительном этапе таможенного контроля и проводится только в государствах - членах ЕАЭС. Таможенный контроль на основе методов аудита, проводимый в зарубежных странах, не следует отождествлять с таможенным контролем после выпуска товаров;
Таблица 4
Сравнительная характеристика таможенного контроля после выпуска товаров, осуществляемого в странах ЕАЭС
Страны ЕАЭС Термин Органы, ответственные за проведение Виды таможенных проверок Срок осуществления камеральных проверок и периодичность их проведения Срок осуществления выездных проверок и периодичность их проведения
Российская Федерация Таможенный контроль после выпуска товаров ФТС России (Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров) 1. Камеральные. 2. Выездные: - плановые; - внеплановые; - встречные внеплановые Осуществляются в течение 90 календарных дней (может быть продлен на 120 дней). Проводятся без ограничений периодичности Срок проведения - два месяца (может быть продлен на один месяц и приостановлен, но не может превышать одного года). Выездная плановая проверка осуществляется не чаще одного раза в год, в отношении УЭО -не чаще одного раза в три года. Выездная внеплановая проверка проводится без ограничений периодичности
Республика Беларусь Посттаможенный контроль ГТК Республики Беларусь (Главное управление организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля) 1. Камеральные. 2. Выездные (выездные в форме плановых не проводятся) Осуществляются в течение 30 рабочих дней. Срок может быть продлен начальником таможенного органа. Осуществляются без ограничений периодичности Срок проведения - два месяца (может быть продлен на один месяц и приостановлен, но не может превышать одного года). Выездная внеплановая таможенная проверка осуществляется без ограничений периодичности
Республика Казахстан Таможенный контроль после выпуска товаров Департамент таможенного администрирования (Управление таможенного контроля после выпуска товаров) 1. Камеральные. 2. Выездные Осуществляются в срок не более шести месяцев. Проводятся без ограничений периодичности Срок проведения - два месяца (может быть продлен на один месяц и приостановлен, но не может превышать одного года). Плановая проверка осуществляется не чаще одного раза в год, в отношении УЭО - не чаще одного раза в три года. Выездная внеплановая таможенная проверка - без ограничений
Республика Армения Посттаможенный контроль Комитет государственных доходов (Департамент аудита) 1. Камеральные. 2. Выездные Срок осуществления не регламентирован. Проводятся без ограничений периодичности Срок проведения - два месяца (может быть продлен на один месяц и приостановлен, но не более чем на 90 дней). Плановая проверка - не чаще одного раза в год. В отношении УЭО - не чаще одного раза в три года. Выездная внеплановая проверка - без ограничений периодичности
Республика Киргизия Посттаможенный контроль Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики (Управление посттаможенного контроля) 1. Камеральные. 2. Выездные Срок осуществления не регламентирован. Проводятся без ограничений периодичности Срок проведения - два месяца (может быть продлен на один месяц и приостановлен, но не более чем на шесть месяцев). Плановая проверка - не чаще одного раза в год. В отношении УЭО - не чаще одного раза в три года. Выездная внеплановая таможенная проверка - без ограничений периодичности
со
Источник: составлено автором на основе данных [6-11 ].
2) проводится в течение пяти лет со дня выпуска товаров. При этом в государствах - членах ЕАЭС срок осуществления таможенного контроля после выпуска товаров может различаться и достигать только в исключительных случаях пяти лет;
3) основывается на нормах наднационального и национального права (законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном деле) и проводится исключительно должностными лицами таможенных органов;
4) осуществляется с использованием принципов, форм и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в отношении выпущенных товаров и транспортных средств;
5) проводится с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и реализации таможенных услуг. Участники ВЭД (потребители услуг) могут обращаться в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров (поставщики услуг) за сведениями о законности выпуска товаров.
Для определения сущности таможенного контроля после выпуска товаров целесообразно выявить принципы указанного контроля, которые в целом определяют порядок осуществления контрольного процесса. Под принципами рассматриваемого контроля целесообразно понимать основные идеи, которые лежат в основе деятельности таможенных органов, направленной на осуществление последующего контроля [13, с. 53]. Отсутствие в таможенном законодательстве учета принципов таможенного контроля после выпуска товаров вызвало необходимость их формирования. Установлено, что в научных исследованиях [14; 15] данные принципы разработаны и классифицированы на основе выделения принципов, базирующихся на международном и национальном праве. Однако в исследованиях не учитывался основной классификационный признак - степень реализации. Поэтому в основу разработанной классификации положен именно этот признак и предложены совершенно новые принципы, рекомендуемые к внедрению. Разработанная классификация учитывает принципы, полностью реализованные, частично реализованные, а также не реализованные в ЕАЭС, которые представлены на рис. 3.
На основе выявленных отличительных особенностей сформулируем определение термина «таможенный контроль после выпуска товаров» - вид таможенного контроля, проводимого должностными лицами таможенных органов на заключительном этапе в государствах - членах ЕАЭС в законодательно установленный срок с использованием принципов, форм и мер, нацеленных на соблюдение проверяемыми лицами международного и национального законодательства о таможенном деле и реализацию таможенных услуг, позволяющего оценивать эффективность предшествующих видов таможенного контроля. В сформулированном определении термина уточнено, что таможенный контроль после выпуска товаров:
а) является видом таможенного контроля и проводится на заключительном этапе с целью реализации таможенных услуг;
6) осуществляется с использованием принципов, форм и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
в) проводится в государствах - членах ЕАЭС в законодательно установленные сроки;
г) позволяет оценивать эффективность предшествующих видов таможенного контроля.
Принципы таможенного контроля после выпуска товаров
Принципы, полностью реализованные в ЕАЭС Принципы, частично реализованные в ЕАЭС Принципы, не реализованные в ЕАЭС
Выборочность применения форм и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля
Автоматизация выбора объектов проверочных мероприятий
Предоставление государственных услуг после проведения таможенного аудита
Использование системы управления рисками при проведении таможенного контроля
; I '
Сотрудничество с таможенными органами иностранных государств
; Г ' ■---->
Взаимодействие с другими
контролирующими государственными органами
Учет международного опыта организации и проведения таможенного контроля
ч_,_^
, I '
^ N
Использование механизма прослеживаемости движения товаров
Ч_,_У
, I '
<Ч
Применение современных информационных технологий при проведении таможенного контроля
Признание результатов внутреннего аудита, проводимого участниками ВЭД
Применение методов аудита в отношении контролируемых импортеров и экспортеров
_У
I '
Стандартизация проверочной деятельности таможенными органами
Взаимодействие с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
Рис. 3. Система принципов таможенного контроля после выпуска товаров
Уточненное определение целесообразно использовать для совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров, единообразного понимания в государствах - членах ЕАЭС, а также при разработке стратегических документов в области таможенного контроля (например, «Концепции таможенного контроля после выпуска товаров на период до 2030 года») и унификации таможенного законодательства государств - членов ЕАЭС. По нашему мнению, предложенные положения по унификации таможенного контроля после выпуска товаров должны найти отражение в наднациональных документах ЕАЭС. К положениям, подлежащим первоочередной унификации, следует отнести:
1) единые принципы таможенного контроля после выпуска товаров;
2) единое определение термина «таможенный контроль после выпуска товаров»;
3) единую классификацию видов таможенных проверок;
4) единые сроки и периодичность осуществления таможенных проверок.
Таким образом, необходимость повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров обозначена в ряде стратегических документов государств - членов ЕАЭС, однако выявленные различия в подходах к его осуществлению на национальных уровнях препятствуют унификации таможенного законодательства. Повышение эффективности возможно благодаря разработке и внедрению единого подхода к осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах ЕАЭС. Разработанные концептуальные основы данного подхода включают положения, закрепляющие единые особенности,
принципы, сроки, этапы проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Внедрение и использование единого подхода позволит выработать единое понимание концепции таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС, благодаря которой возможно повысить эффективность контроля, а также создать одинаково благоприятные условия для добросовестных участников ВЭД.
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 (ред. от 29.08.2018) «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"».
3. Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.gov.ru.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaunion.org.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaunion.org.
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 18.12.2019) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
8. Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI ЗРК (ред. от 26.11.2019) «О таможенном регулировании в Республике Казахстан».
9. Закон Республики Армения от 17.12.2014 № № ЗР-264 (ред. от 30.03.2018) «О таможенном регулировании в Республике Армения».
10. Закон Кыргызской Республики от 31.12.2014 № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике».
11. Бондаренко Н. П. Сравнительный анализ положений таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2019. С. 158-163.
12. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2709 «Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года» (утратил силу).
13. Шашкина А. Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: дис... канд. юрид. наук: 12.00.14. Люберцы, 2015. 177 с.
14. Соловьев В. В. Совершенствование таможенного контроля на основе выборочного проведения таможенных ревизий: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2006. 195 с.
15. Агамагомедова С. А. Принципы таможенного контроля как вида государственного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 82-89.