Научная статья на тему 'Анализ практики проведения посттаможенного контроля в Республике Беларусь (на примере Минской региональной таможни)'

Анализ практики проведения посттаможенного контроля в Республике Беларусь (на примере Минской региональной таможни) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / МИНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАМОЖНЯ / CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS INSPECTION / MINSK REGIONAL CUSTOMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климович О.В., Куроптев Н.Б.

На сегодняшний день страны-участницы ЕАЭС проводят комплекс необходимых мероприятий, направленных на то, чтобы таможенный контроль с этапа декларирования товаров и их выпуска, был перенесен на этап после выпуска. Это позволяет организовывать контроль наиболее упрощенно и эффективно. Сложность перехода на пост-контроль заключается в том, что при всем этом должны соблюдаться два условия: организация защиты национальной экономической безопасности и помощь при упрощении внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климович О.В., Куроптев Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF POST-CUSTOMS CONTROL IN THE REPUBLIC OF BELARUS (ON THE EXAMPLE OF THE MINSK REGIONAL CUSTOMS)

To date, the EEU member States are carrying out a set of necessary measures aimed at ensuring that customs control from the stage of declaring goods and their release is transferred to the stage after release. This allows you to organize control in the most simplified and efficient way. The complexity of the transition to post-control is that two conditions must be met: the organization of protection of national economic security and assistance in facilitating foreign trade.

Текст научной работы на тему «Анализ практики проведения посттаможенного контроля в Республике Беларусь (на примере Минской региональной таможни)»

БИТ 2020 Том 4 № 2 (14) УДК 339.543.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСТТАМОЖЕННОГО

КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(НА ПРИМЕРЕ МИНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ)

Климович О.В., Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF POST-CUSTOMS CONTROL IN

THE REPUBLIC OF BELARUS (ON THE EXAMPLE OF THE MINSK REGIONAL CUSTOMS)

Klimovich O.V., Kuroptev N.B.

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

На сегодняшний день страны-участницы ЕАЭС проводят комплекс необходимых мероприятий, направленных на то, чтобы таможенный контроль с этапа декларирования товаров и их выпуска, был перенесен на этап после выпуска. Это позволяет организовывать контроль наиболее упрощенно и эффективно. Сложность перехода на пост-контроль заключается в том, что при всем этом должны соблюдаться два условия: организация защиты национальной экономической безопасности и помощь при упрощении внешней торговли.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, таможенные органы, таможенная проверка, Минская региональная таможня.

Abstract

To date, the EEU member States are carrying out a set of necessary measures aimed at ensuring that customs control from the stage of declaring goods and their release is transferred to the stage after release. This allows you to organize control in the most simplified and efficient way. The complexity of the transition to post-control is that two conditions must be met: the organization of protection of national economic security and assistance in facilitating foreign trade.

Keywords: customs control after the release of goods, customs authorities, customs inspection, Minsk regional customs.

Таможенный контроль после выпуска товаров - деятельность таможенных органов, направленная на осуществление контроля за соблюдением таможенного законодательства, в отношении товаров, выпущенных таможенными органами. Таможенный контроль после выпуска товаров может проводиться в течение 3-х лет [1], а в отношении условно выпущенных товаров - продолжается весь период условного выпуска. Законодательством государств-членов ЕАЭС может быть установлен другой срок проведения посттаможенного контроля. Относительно Республики Беларусь, проведение посттаможенного контроля в форме выездной таможенной не ограничивается тремя годами, а составляет 5 лет [2].

Таможенный контроль после выпуска товаров может проводиться в форме таможенной проверки, а также в других формах, за исключением устного опроса и личного таможенного досмотра.

Суть таможенной проверки как формы таможенного контроля заключается в проверке сведений, указанных в декларации и представленных таможенным органам с документами и сведениями, указанными в документах бухгалтерского учета и отчетности, а также другой информации.

Формы проведения таможенных проверок приведены на рисунке 1 .

На сегодняшний день деятельность таможенных органов Минской региональной таможни осуществляется в условиях роста нарушений в таможенной сфере со стороны участников ВЭД.

Как отмечалось ранее, основная роль при проведении таможенного контроля после выпуска товаров принадлежит таможенной проверке. Частым основанием назначения таможенной проверки является собственная аналитика должностных лиц подразделений ТКПВТ, однако, проведение

Рис. 1. Формы таможенной проверки

качественной и результативной аналитической работы требует значительных трудовых и временных затрат, так как именно результаты данного процесса определяют дальнейший ход проверки [3]. В 2019 году должностными лицами Минской региональной таможни проведена 241 таможенная проверка. Также необходимо отметить, что на сегодняшний день имеет место тенденция роста камеральных проверок и снижения количества проведенных выездных таможенных проверок (рисунок 2).

Несмотря на то, что на сегодняшний день проведение таможенного контроля смещается на этап после выпуска, как уже упоминалось авторами выше, анализируя

данные на рисунке 2 можно заметить, что количество проверок с каждым годом становится меньше. Это связано с тем, что сейчас в Республике Беларусь происходит, так называемая, «либерализация». Суть ее заключается в том, что таможенные органы стараются как можно меньше «давить» на субъекты хозяйствования и при проведении посттаможенного контроля используют наиболее упрощенные методы проведения контроля, такие как проверка документов и сведений, получение объяснений и досмотр.

Также необходимо отметить, что переориентация на проведение камеральных проверок и снижение количества выездных

350

305

245 236

37 12 5

2017 2013 2019

■ Камерал ь н ая таможен н ая пр ов ерна ■ Вы ездн ая таможен н ая пров ерка

Рис. 2 Количество таможенных проверок, проведенных отделом таможенной инспекции в 2017-2019 гг.

БИТ 2020 Том 4 № 2 (14)

является целенаправленной работой, проводимой таможенными органами Республики Беларусь по снижению контрольной нагрузки на субъекты хозяйствования. Однако, с уменьшением числа проводимых таможенных проверок, не всегда отмечается уменьшение сумм платежей и пеней, доначисленных по результатам их проведения (рисунок 3).

Достаточно заметное увеличение доначислений в 2019 году вызвано увеличением количества возбужденных уголовных дел по уклонению от уплаты таможенных платежей.

Основное внимание посттаможенного контроля сосредоточено на экономической составляющей, характеризуемой суммой денежных средств от дополнительно начисленных (наложенных), взысканных, уплаченных таможенных платежей, пеней, штрафов.

Большая часть нарушений, выявленных при проведении таможенных проверок, связана с заявлением субъектом хозяйствования недостоверных сведений о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и в отношении условно выпущенных товаров, по которым были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. На рисунке 4 представлена структура нарушений, выявленных в ходе проведения таможенных проверок.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как видно на гистограмме, большая часть выявленных нарушений связана с заявлением субъектами хозяйствования недостоверных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС. Хоть в 2019 году было выявлено связанных с этим нарушений законодательства на 6% меньше, все равно процент остается внушительным - больше половины из всех выявленных нарушений законодательства.

Так, отделом таможенной инспекции Минской региональной таможни была проведена внеплановая выездная таможенная проверка в отношении организации «Ф» (наименование организаций здесь и далее изменены) по вопросу достоверности сведений в классификационном коде товара «видовые заготовки», «медали», «медальоны сувенирные» в соответствии с ТН ВЭД, помещенного под таможенную процедуру внутреннего потребления за определенный период.

В ходе проведения проверки, инспекторами было установлено, что для ряда товаров «заготовки медали», «медали» был заявлен код 8306 29 000 0 («Колокола, гонги и аналогичные изделия неэлектрические, из драгоценных металлов;...») по ТН ВЭД, а для товара «заготовка медали из стекла» заявлен код 7013 99 000 0 («Посуда столовая и кухонная, принадлежности канцелярские, изделия для домашнего убранства, ....»).

14 000

12 059

12 000

10 000

В 000

6 000

4 000

2 000

10 430

8 042

2017

2013

2019

Рис. 3. Динамика таможенных платежей и пеней, доначисленных отделом таможенной инспекции Минской региональной таможни по результатам проведения таможенных проверок в 2017-2019

гг. (тыс. бел. рублей)

70

кодТНВЭД условно вып страна таможенная таможенные

товары происхождения стоимость процедуры

2018 2015

Рис. 4. Структура нарушений, выявленных при проведении проверок в 2018-2019 гг. отделом таможенной инспекции Минской региональной таможни

По результатам проверки Минская региональная таможня пришла к выводу о том, что вышеперечисленные товары должны классифицироваться в товарную подсубпозицию 7117 19 000 0 ТН ВЭД, что предполагает уплату таможенных платежей в больших размерах, нежели они были уплачены организацией «Ф».

Решением Минской региональной таможни на данную организацию возложена обязанность доплатить таможенные платежи, внести в декларацию на товары соответствующие корректировки.

В случае выявления неверной классификации товаров при их таможенном декларировании как до, так и после их выпуска, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров, принимая при этом решение о классификации товаров в соответствии с порядком и сроками, установленными национальным законодательством государства-члена ЕАЭС.

Еще одним из распространенных нарушений является заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости, а также неправомерное применение метода ее определения.

Таким образом, фирма «В» по инвой-сам на каждую партию товара ввезло на та-

моженную территорию Республики Беларусь фрукты свежие (хурма - далее «товар»).

При подаче ТД заявленная таможенная стоимость определялась по 1 методу определения таможенной стоимости.

Минской региональной таможней заявленная стоимость товара не принята, вынесены решения о проведении дополнительной проверки. Заявителю было предложено представить таможенному органу дополнительные документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость товара.

Требования таможенного органа заявителем были выполнены - в установленные сроки таможенному органу направлены запрошенные документы и даны письменные пояснения.

Однако, по результатам проверки заявленная таможенная стоимость товара не принята - в применение 1 метода определения таможенной стоимости заявителю отказано.

Таможенная стоимость определена Минской региональной таможней по 6 методу с вынесением решений о корректировке таможенной стоимости товара.

Еще одной существенной проблемой необходимо считать проведение проверочных мероприятий в отношении лиц, которые

БИТ 2020 Том 4 № 2 (14)

применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая позволяет вести бухгалтерский учет в упрощенной форме. Недостаток установленной формы такой отчетности, уплата единого налога не дают в полной мере отделам таможенной инспекции привлекать данных лиц к ответственности.

Следует отметить, что таможенные органы стран-участниц ЕАЭС в последнее время проявляют все больший интерес к становлению и развитию на национальном уровне института таможенного аудита. Таможенные органы Беларуси также ведут разработку национальной концепции таможенного аудита. По данному вопросу создана и функционирует специальная рабочая группа [4].

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

2. Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 №490 «О таможенном регулировании»

3. Смирнова В.С., Швецова А.К. Автоматизация выбора объекта таможенного контроля после выпуска товаров // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инноваци-

Сведения об авторах:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, при переносе акцента на посттаможенный контроль таможенным органам Республики Беларусь важно, чтобы был соблюден баланс относительно содействия внешней торговле и выполнением таможенными органами своей основной функции. В настоящее время, основное внимание посттаможенного контроля направлено на экономическую составляющую, а камеральная таможенная проверка является основной формой таможенного контроля после выпуска товаров. В то же время деятельность таможенных органов осуществляется в условиях роста нарушений в таможенной сфере со стороны участников ВЭД.

онной экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева -2019. - С. 230-235.

4. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий - 2019. - № 2(10) - С. 40-44.

Поступила в редакцию 24.04.2020

Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: nkuroptev@yandex.ru.

Климович Ольга Вадимовна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: olya.klimovich.98@mail.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.