41 (344) - 2013
Стратегия экономического развития Strategy ofeconomic devetopment
УДК 338.28
принципы построения стратегии инновационного развития
о о ,
российской экономики*
principles of creation of strategy of innovative development of russian economy*
Сергей Алексеевич ЦЫГАНОВ,
доктор физико-математических наук, профессор, начальник управления, Российский фонд фундаментальных исследований E-mail: tsyganov@rfbr.ru Елена Робертовна РУДЦКАЯ, кандидат технических наук, заместитель начальника управления, Российский фонд фундаментальных исследований E-mail: rer@rfbr.ru Евгений Юрьевич ХРУСТАЛЁВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центральный экономико-математический институт Российской академии наук E-mail: stalev@cemi.rssi.ru
В статье на основе зарубежного опыта формирования научно-технической политики и моделей научно-технического прогнозирования изложены принципы построения стратегии инновационного развития российской экономики, проанализировано развитие отечественной инновационной системы, предложены модели партнерства и сотрудничества.
Ключевые слова: коммерциализация знания, концепции развития, наукоемкое производство, стратегическое управление, фундаментальные и прикладные исследования, финансирование науки, государственно-частное партнерство.
Sergei A. TSYGANOV,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head of the Department, The Russian Fund of Basic Researches E-mail: tsyganov@rfbr.ru Elena R. RUDTSKAYA, PhD of Technical Sciences, the Department, The Russian Fund of Basic Researches E-mail: rer@rfbr.ru Evgenij Ju. KHRUSTALYOV, Doctor of Economics Sciences, Professor, Leading Researcher, The Central Economic-Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences E-mail: stalev@cemi.rssi.ru
In the article on the basis of foreign experience of formation of scientific and technical policy and models of scientific and technical forecasting the principles of creation of strategy of innovative development of the Russian economy are presented, development of domestic innovative system is analyzed, partnership and cooperation models are offered.
Keywords: commercialization of knowledge, development concept, knowledge-intensive production, strategic management, basic and applied researches, science funding, state-private partnership.
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-02-00281-а). The article is prepared with support of the Russian Humanitarian Scientific Fund (project No. 13-02-00281-a).
Введение
Отличительной особенностью глобального социально-экономического развития продолжает оставаться переход развитых мировых держав к очередному этапу построения инновационного общества - созданию новой экономики, характерной чертой которой является главенство генерации, распространения и использовании знаний [1-13, 16, 21-24]. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.
Современная наука все больше уходит в био- и нанообласти исследований. Это неудивительно, так как изучение скрытых механизмов функционирования генов, иммунной системы, клеток и тканей является необходимым условием для создания новых лекарственных препаратов, методов и технологий медицины, борьбы с вирусными заболеваниями, такими как СПИД, гепатит, рак. Такие направления исследований связаны и с созданием новых сортов и видов растений и животных, которые отличаются от своих естественных сородичей большей устойчивостью к болезням, более высокими пищевыми и вкусовыми качествами. Создание же новых технологий и материалов для строительства, оборонных целей, химической и текстильной промышленности является необходимым условием экономического развития страны. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций.
Для российской науки последние годы стали временем бурного обсуждения реализации возможностей не только получения новых ярких научных результатов, но и их использования при формировании новой экономики России, создании прорывных технологий, новых материалов и услуг. В эти годы в Российской Федерации появились важные примеры активизации инновационной деятельности.
Для развития инфраструктуры инновационной деятельности в России чрезвычайное значение имеет принятие ряда важнейших нормативно-правовых документов. Особую роль в обеспечении инновационного роста России играет Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N° 2227-р. Цель стратегии состоит в разрешении следующего системного противоречия: темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии.
Объем и источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год. Особое внимание уделяется реализации системного подхода к формированию национальной инновационной системы, развитию инновационной инфраструктуры, созданию элементов консалтинговой инфраструктуры и центров международного инновационного сотрудничества.
За последние годы по итогам реализации ряда научно-технических программ были достигнуты следующие результаты:
- сформирована система определения при -оритетов для государственной поддержки в научно-технологической сфере, и обеспечена консолидация средств федерального бюджета на этих направлениях;
- отработаны механизмы сквозной поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла «генерация знаний -разработка технологий - коммерциализация технологий»;
- создана организационная система принятия решений, обеспечивающая согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации национальных приоритетов технологического развития.
Работы в указанных направлениях будут продолжены в рамках новых федеральных целевых программ, ориентированных на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России.
Решение этих вопросов важно для формирования сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Инновационная стратегия развития экономики России
Развитие российской научно-технической и инновационной сферы невозможно без изменения всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования НИОКР, формирования новой системы экономических и финансовых стимулов научно-технической деятельности.
Некоторые новые явления и тенденции, наметившиеся или уже достаточно прочно закрепившиеся в изменении механизмов российской научной политики, соответствуют мировой практике в этой области, но до создания целостной и эффективно работающей системы пока еще очень далеко.
Анализ тенденции развития высоких технологий в мире позволяет сформулировать необходимые предпосылки для формирования и реализации инновационной стратегии развития экономики.
Инновационная стратегия должна разрабатываться и реализовываться в русле долговременной и эффективной научно-промышленной политики государства как один из важнейших и неотъемлемых ее элементов. Инновационная стратегия должна быть направлена на развитие и постоянное поддержание на высоком уровне инновационных способностей всей общественной системы и ее индивидуумов, которые проявляются в наличии:
- современной фундаментальной науки и ее передовых школ по широкому кругу ключевых направлений научно-технического прогресса;
- развитой сферы прикладных исследований, осуществляющих доведение результатов фундаментальной науки до уровня их практического (коммерческого) применения;
- эффективных рыночных и государственных механизмов распространения научно-технических достижений, стимулирования их многоцелевого, многократного и широкомасштабного использования для продвижения новых готовых товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Система поддержки развития науки и ее
финансирования, включающая концептуальные положения, целевые ориентиры, меры законодательного регулирования (в том числе защиты прав интеллектуальной собственности), порядок ресурсного обеспечения и т. д., находится пока в стадии формирования. По этой причине, а также в силу различных нестационарных процессов, свойственных переходной экономике, у нас пока нет четкого и
эффективного экономического механизма, который бы стимулировал разработчиков новой техники к созданию и распространению нововведений.
Под экономическим механизмом научно-технологической сферы обычно понимаются средства, методы и организация, с помощью которых осуществляется инновационная деятельность, т. е. самовоспроизводящийся и самоподдерживающийся процесс создания, распространения и использования в производстве научно-технических и технологических достижений как отклик на постоянно возрастающие общественные потребности.
Главными побудительными мотивами и одновременно основными функциями научно-технологического развития при всей его сложности и противоречивости являются:
- возрастающие по мере накопления знаний потребности общества в разнообразных новых продуктах с более высокими потребительскими свойствами и удовлетворение этих потребностей;
- стремление к сокращению затрат труда, временных, материально-сырьевых и иных видов ресурсов на единицу стоимости продукции. Обе эти функции диалектически взаимосвязаны. С одной стороны, развитие науки и технологий влечет не только рост объемов производства, но и его совершенствование, расширение, структурную трансформацию, подъем экономики на новую качественную ступень, соответствующую нарастанию сложности как продуктов и производств, так и нематериальных запросов общества (социально-культурных, информационных, интеллектуальных и др.). С другой стороны, экономический механизм рыночного хозяйства, подчиняясь закону экономии общественного труда, воздействует на эффективность производства, повышает ее. Это означает, во-первых, главенство ресурсосбережения в его широком понимании - как экономии времени, труда, капитала, рационального использования дефицитных и наиболее дорогих материалов; во-вторых, удовлетворение требований рынка; в-третьих, получение производителем максимальной прибыли.
Инновационная деятельность, направленная на разработку и внедрение принципиально новых товаров и услуг, должна существенно помочь российской экономике в завоевании новых ниш на мировом наукоемком рынке, обеспечить инновационную привлекательность сферы науки и производства (в том числе и для иностранного капитала), дать
весомый социально-экономический эффект. Одновременно с разработкой отечественных инноваций представляются полезными ввоз в страну и эффективное использование новейших иностранных технологий, что позволит значительно повысить технологический уровень российского наукоемкого производственного комплекса. Но базой для прогрессивного технологического и научно-технического роста все-таки должны стать отечественные научно-технические достижения, в полной мере отражающие особенности и потребности национальной экономики, обеспечивающие непрерывное самовозрастание ее интеллектуального потенциала и технологической безопасности.
Перспектива высокотехнологичного сектора требует, чтобы в повестку дня был поставлен вопрос о разработке стратегии развития как собственно наукоемкого сектора, так и смежных с ним отраслей. Постановка этой задачи предполагает формирование межведомственной системы прогнозирования на базе институтов РАН и ряда отраслевых государственных научных центров, которую нужно использовать в управлении промышленностью. Основной целью функционирования этой межведомственной системы должны стать разработка и реализация стратегии, которая обеспечила бы трансформацию уже сформировавшейся совокупности наиболее жизнеспособных и эффективных высокотехнологичных предприятий (оборонных и гражданских), имеющих долгосрочную перспективу на мировых рынках, в рамках единой национальной инновационной научно-технической и технологической системы, ориентированной на разработку, производство, продажу и послепродажное обслуживание передовой наукоемкой продукции. Как при обсуждении, так и при выработке решений по указанным вопросам целесообразно активно использовать обширный зарубежный опыт [31-35].
Научно-техническое прогнозирование и опыт формирования научно-технической политики в зарубежных странах
В 1980-1990-е гг. в США благодаря предпринятым законодательной и исполнительной властью мерам на всех ее уровнях сформировалась система, обеспечивающая консолидацию усилий и достижений национального научно-технического потенциала и использование его для поддержания высоких темпов экономического роста.
Недавно отмечалось 25-летие принятия в США закона Бея - Доула, положившего начало широкому использованию достижений науки в инновационной деятельности. В то же время в США был принят и закон Стивенсона - Уайдлера, регламентирующий трансфер технологий из государственных учреждений в промышленность. Эти два закона имели чрезвычайное значение для экономики США.
За прошедшие десятилетия Европейский союз (ЕС) также достиг значительных успехов как в развитии экономической и политической интеграции, так и в достижении цели построения в ЕС самой конкурентоспособной в мире и динамичной экономики, основанной на знаниях.
Формально не существует единой европейской политики в области инноваций. Инновационная политика государств и политика самого Евросоюза осуществляются параллельно, но не обязательно составляют единое целое. Однако деятельность ЕС в сфере исследований и инноваций направлена на усиление сотрудничества между всеми странами в рамках программ научных исследований и технологий (например, научно-исследовательские проекты, финансируемые из бюджета ЕС, должны всегда иметь партнеров, по крайней мере, из двух разных стран Евросоюза).
Значительным достижением инновационной политики стран Европы стала Лиссабонская стратегия, принятая Европейским союзом в 2000 г. Эта стратегия не только впервые сформулировала инновационную политику Европы, но также расширила концепцию политики для тех стран Евросоюза, которые до настоящего времени не уделяли должного внимания этому вопросу.
Лиссабонская стратегия предназначена для становления европейской экономики знаний с помощью стимулирования научных исследований, совершенствования образовательной политики, создания новых информационных технологий и улучшения политики в области образования, развития информационных технологий и создания условий для активизации инновационной деятельности.
Направленная на решение актуальных научно-технических и технологических проблем, данная стратегия получила широкую известность в связи с тем, что в ней впервые определены основы европейской инновационной политики, которая была конкретизирована и детально доработана на правительственной встрече, прошедшей в Барселоне весной 2002 г. Именно там руководители
государств Евросоюза постановили, что объем финансирования НИОКР, определяемый как доля от ВВП, должен постоянно возрастать [18]. Был подготовлен пакет нормативно-правовых документов, в которых определялись и обосновывались сформулированные направления инновационного развития, а также уточнялись сущность и смысл планируемых реформ в области инновационной политики. Эти направления позволили разработать последовательность действий, сгруппированных в четыре блока мероприятий.
Первый блок предназначен для практической реализации инновационной политики стран ЕС и других участников и согласования их действий, что обеспечивало бы построение комплексного системного подхода к организации запланированных мероприятий. В рамках данного подхода должен быть реализован процесс координации между странами ЕС и другими государствами. Планируется построение комплекса европейских технологических платформ, позволяющих собрать главных субъектов европейской инновационной системы - научно-исследовательские институты и организации, предприятия наукоемкой и высокотехнологичной промышленности, исполнительные органы государственной власти, потребителей и т. д. - вокруг прорывных технологий для создания и практического осуществления единой стратегии в области разработки, совершенствования и применения ключевых технологий на европейском наукоемком рынке.
Второй блок мероприятий ориентирован на усиление поддержки научных исследований и технологических инноваций со стороны государства. Для эффективного и целевого финансирования европейских научно-исследовательских работ инвестирующие организации должны создать и укомплектовать необходимое число высококвалифицированных научных коллективов, государственные исследовательские институты, организовать коммерческое взаимодействие с заинтересованными в инновационной продукции производственными предприятиями, а также иметь возможность на основе экономических и конкурсных стимулов получать дополнительную финансовую помощь от государства и частного бизнеса.
Третий блок мероприятий декларирует необходимость роста государственной финансовой поддержки инновационно ориентированных научных разработок. Особое внимание в этом процессе
следует уделить совершенствованию бюджетной политики, которая должна быть ориентирована на формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего повысить темпы научно-технического и технологического развития главным образом за счет приоритета фундаментальных и прикладных научных исследований. Эти мероприятия должны обеспечивать не только реальную помощь и протекцию, но и всесторонний аудит государственных финансовых ресурсов, а также способствовать использованию всех возможностей для государственной поддержки предприятий наукоемкой и высокотехнологичной промышленности.
Четвертый блок мероприятий предназначен для институционального и нормативно-правового регулирования и совершенствования процессов функционирования рынков инновационной продукции: защита прав на интеллектуальную собственность; разработка новых стандартов и правил конкуренции, повышающих эффективность функционирования товарных рынков; рационализация процедур налогообложения, механизмов финансового и ресурсного учета, подготовки и предоставления отчетной документации.
Последние годы характеризуются усилением работ по анализу технологий, ориентированных на будущее (Future-Oriented Technology Analysis - FTA). B сентябре 2006 г. в Севилье (Испания) состоялась 2-я международная конференция, посвященная FTA. Термин FTA близок к широко известному направлению научных исследований - форсайту.
Признанными достоинствами форсайта явились разработанные в прошлое десятилетие методологии оценок технологий. Правительства многих стран, крупные компании приняли на вооружение эти методологии и создали соответствующие организационные структуры их реализации.
Работа в рамках форсайта начиналась на национальном уровне. Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды предприняли такие действия с начала 1990-х гг. Австрия, Ирландия, Португалия и Швеция недавно завершили очередные этапы. Греция только начинает осуществление программ форсайта. Дания проводит повторные исследования. В таблице приведен список организаций европейских стан, проводящих исследования в рамках программы форсайта.
Методы предвидения имеют национальную, региональную или определенную секторную составляющие. Они могут быть основаны на научных
Научные организации европейских стран, работающие по программе форсайта
Страна Организация
Австрия Institute of Technology Assessment Delphi and 2013 Report
Бельгия Foresight at Federal Level
Болгария Applied Research and Communications Fund
Кипр The Agricultural Research Institute
Чехия Technology Centre of the Academy of Sciences
Дания Ministry of Science, Technology and Innovation
Эстония Institute for Baltic Studies
Финляндия Ministry of Trade and Industry FinnSight 2015
Франция FutuRIS Technologies-clés 2005
Германия The FUTUR initiative
Греция The Greek Foresight Programme
Венгрия National Office of Research and Technology
Ирландия Irish Council for Science, Technology and Innovation
Италия Fondazione Rosselli
Мальта Malta Council for Science and Technology
Нидерланды Consultative Committee of Sector Councils for R&D Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences for Research Foresight
Польша KBN, of the Ministry of Scientific Research and Information Technology
Португалия Engineering and Technology 2000
Испания Observatorio de Prospectiva Tecnolygica Industrial (OPTI)
Швеция Teknisk Framsyn für Sverige
Великобри- The Foresight initiative
тания
Норвегия Norway 2030
панелях (включать метод Дельфи, разработку различных сценариев подготовки обзоров, создание целенаправленных рабочих групп, проведение научных семинаров и т. д.).
Широко известна британская программа форсайта. В 2002 г. в результате мозговой атаки команды ведущих специалистов Великобритании под руководством сэра Дэвида Кинга было выбрано пять крупных тем, которые анализировались в рамках программы форсайта в 2003-2005 гг. В марте 2006 г. было выделено одиннадцать новых тем для будущих проектов форсайта.
Отбор тем был произведен с учетом многих критериев, среди которых следует выделить следующие основные:
- распространение анализа на срок не менее 10 лет;
- придание большего внимания областям, где результаты являются еще не столь очевидными. Это особенно важно для быстро меняющихся научных направлений;
- проведение анализа результатов, имеющих влияние не на одну отрасль экономики;
- устранение дублирования тематик;
- придание особого внимания междисциплинарным исследованиям (включая социальные исследования и гуманитарную тематику);
- наличие государственно-частного партнерства, отсутствие монопольной прерогативы отдельных групп и т. д.
Включение в список определенных тем не подразумевало, что тема в настоящее время уже полностью соответствует критериям, чтобы стать проектом форсайта.
Среди выделенных тем:
- проблемы старения: продление жизни, умственное здоровье, социальное единство, семейство, работа, досуг и т. д.;
- окружающая среда и здоровье: рассмотрение воздействия диеты, физической среды и новых технологий на здоровье;
- эксплуатация квантовых устройств: проблемы спинтроники, квантовых устройств, включая новые типы компьютеров и криптографии;
- интеллектуальные здания: исследование возможностей эластичной и самообучающейся инфраструктуры с повышением качества взаимодействия между людьми и инфраструктурой;
- другие, в том числе гуманитарные исследования.
Развитие инновационной системы России
Первые попытки формулирования национальной инновационной политики России относятся к 1997-1998 гг. Но проектный документ того времени не был одобрен Государственной Думой и не получил статуса официального документа. Вместе с тем с этого времени данному вопросу стало уделяться больше внимания. В марте 2002 г. руководством страны были сформулированы новые государственные цели национальной политики в области развития науки и технологий, которые позволили осуществить переход на инновационный тренд научно-технического и технологического развития России. В то же время был подготовлен и обоснован механизм реализации новой версии научно-технологической политики государства.
Исполнительная российская власть обязала существенно реформировать (улучшить) сущест-
вующие нормативно-правовые документы, регламентирующие и стимулирующие инновационную деятельность, а также предложить и обосновать структуру, состав и методы управления создаваемой национальной инновационной системой.
На совместном заседании Совета безопасности РФ, президиума Государственного совета РФ и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ были одобрены основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий. В этом документе переход к инновационному развитию страны определен в качестве основной цели государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и в конечном счете - обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.
В соответствии с основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы ее целью является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; создание эффективной инновационной системы; развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; модернизация экономики на основе технологических инноваций [17].
Стратегией определено осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития.
В числе главных блоков мероприятий особо следует отметить оказание максимальной поддержки государством фундаментальных научных исследований и осуществление прогрессивного развития фундаментальной и прикладной науки; институциональное развитие современных меха-
низмов использования и правовой защиты исследовательских результатов и разработок; осуществление поэтапного финансирования инвестиционных коммерческих проектов на всех стадиях инновационного цикла; переход от прямого государственного финансирования к бизнес-программам поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии; содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на до-конкурентной стадии [15, 19, 20, 25-29].
Таким образом, в последние годы прилагаются значительные усилия по созданию основ инновационной системы России, вовлечению в эту напряженную работу всех компонентов управления научными исследованиями России. Намечены возможные пути реализации такого сотрудничества, способы действительного преодоления кризисного состояния научно-технической сферы России, сохранения активной части научно-технического потенциала страны, адаптации научных учреждений к новым условиям хозяйствования, использования лучших научных достижений в различных областях экономики России. Однако сказать, что многие проблемы, в том числе концептуальные, решены, нельзя.
Государственно-частное партнерство
и финансирование фундаментальных исследований
Существующие модели взаимодействия научных фондов с государственными федеральными органами поднимают и другую важную проблему -государственно-частное партнерство. Если возможно сотрудничество фондов (в частности, РФФИ) с министерствами и ведомствами, то надо пытаться наладить сотрудничество и консолидацию бюджетов фондов с крупными промышленными предприятиями. Однако, несмотря на принципиальную важность таких схем, они пока еще не освоены.
Проблема государственно-частного партнерства в сфере инноваций привлекает повышенное общественное внимание и активно решается, исследуются и внедряются его различные механизмы, модели и формы реализации [14, 30]. Главным в этих обсуждениях остается вопрос, каким образом должны распределяться права на полученные при долевом финансировании научно-технические и интеллектуальные результаты. Для правильного
ответа на данный вопрос обычно используют постановление Правительства РФ от 17.11.2005 N° 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Однако оно справедливо лишь в случае 100 %-ного бюджетного финансирования НИОКР. В условиях современных форм государственно-частного партнерства, особенно когда государство реализует его посредством заказных работ, отсутствие четкой нормативно-правовой регламентации прав не способствует активной инвестиционной деятельности частного бизнеса.
Сложной для практического решения оказывается и проблема, связанная с генеральными разрешениями по ведению предпринимательской деятельности и открытию счетов в казначействах, которые должны иметь государственные научные учреждения. Такой разрешительный документ Президиум РАН оформляет в казначействе в соответствии с инструкцией Минфина России, а затем разрешает вести исследовательский бизнес отдельным академическим институтам. Для государственных научных организаций определяются спектр допустимых доходов и виды расходов, на которые их можно использовать. Все финансовые средства, полученные от продажи лицензий на созданные в процессе научно-технической деятельности результаты, должны поступать в бюджет. Поскольку предпринимательская деятельность академических институтов состоит в основном в предоставлении лицензий на свои научно-технические результаты, то полученный доход они не имеют права потратить на внутренние нужды. Такое положение дел ущемляет интересы академических институтов, вынуждая прибегать к помощи различных серых схем. Коллективы научных работников не могут коммерциализировать результаты своих исследований, защищенные патентами. Если академический институт, выполняя инновационные исследования, не может получить вознаграждение за полученные результаты, то стимулы к достижению новых перспективных и коммерчески значимых целей пропадают, научный уровень РАН снижается, и она не стремится к генерации новых знаний.
Изучение существующего в данной области мирового опыта свидетельствует, что подобные трудности в разное время успешно преодолевались в развитых странах. Показательный пример -американский закон Стивенсона - Уайдлера о технологических инновациях, в соответствии с
которым каждая федеральная лаборатория должна была создать подразделение, в котором определялись коммерческие возможности создаваемой научной продукции, а также сети центров совместных исследований. В законе отмечалось, что многие выдающиеся научные открытия и инновационные достижения совершаются в университетах и федеральных лабораториях, а практическое использование новых знаний в коммерческих и общественных целях зависит от предпринимательских действий промышленников и их бизнес-структур. Поэтому механизмы партнерства между университетами, федеральными лабораториями и предпринимателями в таких интеграционных процессах, как создание и передача технологий, повышение квалификации кадров, совместные инвестиционные проекты, должны быть реформированы, существенно улучшены, теоретически обоснованы и внедрены в реальную практику.
Большая часть европейских государств за истекшее десятилетие в значительной степени доработала свое законодательство в направлении стимулирования процесса распространения новых технологий. Так произошло с германской системой передачи технологий, которая за последние несколько лет претерпела существенные изменения. В частности, федеральное правительство Германии законодательно отменило так называемую профессорскую привилегию, признающую право ученого на его собственное исследование. Немецкие университеты стали нести ответственность за разрабатываемую ими интеллектуальную продукцию и получили возможность самостоятельно заниматься коммерциализацией полученных научно-исследовательских результатов и инновационных изобретений. Это законодательное новшество немецкого правительства похоже на американское и аналогично закону Bayh - Dole Act.
Для поддержки отечественных университетов, высококвалифицированных ученых и практиков в Германии организованы и успешно функционируют агентства PVA (Patent Valorisation Agency) - аналоги центров передачи и распространения новых технологий (Technology Transfer Organisations). В настоящее время в Германии порядка двадцати подобных агентств. Большинство из них в значительной мере (полностью или частично) финансируется из германского федерального бюджета. Модели работы таких агентств приведены на рис. 1, 2 [14].
Созданные агентства позволяют:
Поток капитала
Пути использования:
- спин-аут; Исследовательские
- лицензирование; проекты
- другие Агентство по патентам и валоризации
Интеллектуальная собственность
Рис. 1. Информационные и денежные потоки с участием исследовательских организаций и агентств PVA
Рис. 2. Система управления передачей технологий с участием агентства PVA
и компании inno Group
k
Путь от идеи к правам на интеллектуальную собственность и лицензионным
к
соглашениям
- обеспечивать возврат средств от результатов коммерциализации исследований к новым разработкам;
- увеличивать цен-ность результатов исследования;
- реализовать доступ региональной промышленности к новшеству;
- создавать новые спин-офф компании;
- привлекать промышленный капитал к финансированию исследований;
- служить действенным средством политического влияния на стимулирование науки и инноваций и на научно-технологическое прогнозирование. Результаты работы
одного из таких немецких агентств в 2002-2006 гг. показаны на рис. 3 [14].
Приведенные данные показывают, сколь полезна и эффективна созданная при финансовой поддержке федерального правительства новая структура.
Заключение
Изменение экономической ориентации с сырьевой на инновационную в условиях появления большого количества новых хозяйствующих субъектов, имеющих частную форму собственности, должно предусматривать разработку и внедрение методов госу-
дарственного стимулирования, предназначенных для привлечения бизнес-структур к активному участию в научно-инновационных процессах. Органы власти должны создавать, внедрять, поддерживать и развивать новые эффективные механизмы производства, обмена, распространения и применения научно-технических, технологических и организационных инноваций в экономике, стимулировать их коммерциализацию.
Роль государства должна состоять прежде всего в организации и структурировании рынка, в содействии формированию платежеспособного спроса на научно-технические достижения, их многократное и многоцелевое применение, причем не только и не столько в оборонно-промышленной сфере, сколько в гражданском производстве и применении. Государственное регулирование в переходной или рыночной экономике следует признать необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому.
Следует исходить из того, что взвешенная и предусмотрительная политика государства увеличивает роль и эффективность рыночных сил в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путем создает новые возможности для развития бизнеса и повышения качества жизни народа. При этом нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования, чтобы помочь правительству достичь поставленных целей с наименьшими издержками для потребителей и налогоплательщиков.
Выполнение фундаментальных исследований при финансовой поддержке отечественных научных фондов позволяет выявить ряд новых научных направлений, которые могут стать в последующие годы основой обновленных приоритетов развития науки и технологий. Этот поток нового знания идет снизу, рождается инициативой ученых.
Приведенные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения и дальнейшего развития поиска эффективных механизмов использования результатов фундаментальных исследований. Работа в этом направлении ведется и обязательно будет продолжена. Просматриваются хорошие перспективы в международном сотрудничестве в этой области, где целесообразно организовать обмен опытом на конференциях и семинарах, а также подумать о проведении совместных конкурсов.
Организовывая и проводя инновационно ориентированные конкурсы, научные фонды последовательно участвуют в формировании непрерывного инновационного процесса: генерация знаний -трансформация знаний в опытные разработки -коммерциализация технологий. На всех стадиях цикла генерации знаний они используют механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства и научного сообщества. Для достижения этой цели были сформулированы и осуществлены партнерские отношения с рядом министерств, ведомств и государственных академий. Проведение таких конкурсов и анализ их результатов способствуют встраиванию России в новую технологическую волну и, следовательно, сохранению статуса великой державы с высокотехнологичной экономикой и квалифицированным человеческим капиталом.
Список литературы
1. Авдонин Б. Н., Хрусталёв Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России. М.: Наука, 2007.
3. Бендиков М. А., Хрусталёв О. Е. Механизм инновационного развития наукоемких высокотехнологичных производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 28.
4. Ганичев Н. А., Фролов И. Э. Долгосрочное развитие российского высокотехнологичного комплекса в условиях нестабильного роста мировой экономики (модель и прогноз) // Проблемы прогнозирования. 2010. № 6.
5. Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011.
6. Горегляд В. П.(отв. ред.). Инновационный путь развития для новой России. М.: Наука, 2005.
7. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. М.: Дело, 2009.
8. ЗолотыхН. А., Цыганов С. А. Государственная поддержка инновационной деятельности на примере программ SBIR, STTR // Инновации. 2000. № 9.
9. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. 2002. № 4.
10. ИвантерВ. В. (отв. ред.). Инновационно-технологическое развитие экономики России: факторы, стратегии, прогнозы. М.: МАКС Пресс, 2005.
11. Ивантер В. В., Комков Н. И. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3.
12. Косенко А. А., Хрусталёв О. Е., Бабкин Г. В. Финансово-экономическая и институциональная консолидация наукоемких и высокотехнологичных производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22.
13. Куприн И. Л., Тихонов И. П., Хрусталёв О. Е. Концептуальные основы формирования перспективных стратегий инновационного развития высокотехнологичных комплексов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 16.
14. Линдхольм П. Частно-государственные партнерства в сфере коммерциализации науки. М.: Инфра-М, 2006.
15. Минин В. А., Цыганов С. А. Об опыте РФФИ в организации ориентированных фундаментальных исследований как важного элемента инновационного цикла // Вестник РФФИ. 2006. № 2.
16. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России. Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
17. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // Поиск. 2011. № 31-32.
18. Обзор ОЭСР по инновационной политике. М.: ИМЭМО РАН. 2011.
19. Программа «Старт» // Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie.ru/programmy/start.
20. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. № 2.
21. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А. Конкурсное стимулирование инновационного развития экономики (российский опыт). М.: ЦЭМИ РАН, 2007.
22. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А. Конкурсное финансирование начальных этапов инновационной деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2.
23. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт
РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3.
24. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв Ю. Е. Оценка состояния экономической безопасности высокотехнологичных производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 2.
25. Хрусталёв Е. Ю., Рудцкая Е. Р., Цыганов С. А. Грантовая методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 13.
26. Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р. Финансово-экономический анализ инновационно ориентированных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 3.
27. Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е.Ю. Совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 11.
28. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Генерирование новых знаний на основе инновационно ориентированных конкурсов РФФИ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45.
29. Цыганов С. А., Хрусталёв Е. Ю., Рудцкая Е. Р. Государственные фонды поддержки науки: стратегическое управление фундаментальными и прикладными исследованиями // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 46.
30. Шеховцов М. В. Партнерство частного бизнеса и государства на примере АФК «Система»: доклад на семинаре проекта «Наука и коммерциализация технологий» 25.01.2006.
31. Causal Mapping for Research in Information Technology / Ed. by V. Narayanan, D. Armstrong. Hershey: Idea Group, Inc. 2GG5.
32. Geffen C., Judd K. Innovation through initiatives - a framework for building new capabilities in public sector research organizations // Journal of Engineering and Technology Management, Volume 21, Issue 4, Dec. 2GG4.
33. International Practice in Technology Foresight. UNIDO. Vienna. 2002.
34. Van Kleef J. A. G., Roome N.J. Developing capabilities and competence for sustainable business management as innovation: a research agenda // Journal of Cleaner Production, Vol. 15, Issue 1, 2GG7.
35. Tansey M., Stembridge B. The challenge of sustaining the research and innovation process // World Patent Information, Vol. 27, Issue 3, Sep. 2GG5.
Cmparnesua экpномuнескpго pa36umutt
41 (344) - 2013
List of references
1. Avdonin B. N., Khrustalyov E. Ju. Methodology of organizational and economic development of knowledge-intensive productions [Metodologiia organizatsionno-ekonomicheskogo razvitiia naukoem-kikh proizvodstv]. Moscow: Nauka, 2010.
2. Bendikov M. A., Frolov I.E. Hi-tech sector of industry of Russia [Vysokotekhnologichnyi sektor promyshlennosti Rossii]. Moscow: Nauka, 2007.
3. BendikovM. A. Khrustalyov O. E. Mechanism of innovative development of knowledge-intensive hi-tech productions and markets [Mekhanizm innovatsion-nogo razvitiia naukoemkikh vysokotekhnologichnykh proizvodstv i rynkov], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 28.
4. Ganichev N. A., Frolov I.E. Long-term development of the Russian hi-tech complex in conditions of unstable growth of the world economy: model and forecast [Dolgosrochnoe razvitie rossiiskogo vysokotekhnologichnogo kompleksa v usloviiakh nestabil'nogo rosta mirovoi ekonomiki: model' i prog-noz], Problemy prognozirovaniia - Forecasting Problems, 2010, no. 6.
5. Golichenko O. G. Major factors of development of national innovative system: lessons for Russia [Os-novnye faktory razvitiia natsional'noi innovatsionnoi sistemy: uroki dlia Rossii]. Moscow: Nauka, 2011.
6. Goreglyad V.P./edition). Innovative way of development for new Russia [Innovatsionnyi put' razvitiia dlia novoi Rossii]. Moscow: Nauka, 2005.
7. Zinov V. G., Lebedev T. Y., Tsyganov S.A. Innovative development of the company. Management of intellectual resources [Innovatsionnoe razvitie kompa-nii. Upravlenie intellektual'nymi resursami]. Moscow: Delo, 2009.
8. ZolotykhN. A., TsyganovS. A. The state support of innovative activity on example of the SBIR, STTR programs [Gosudarstvennaia podderzhka innovatsion-noi deiatel'nosti na primere programm SBIR, STTR], Innovatsii - Innovations, 2000, no. 9.
9. Ivanov V. V. National innovative systems: experience of formation and development prospect [Natsional'nye in-novatsionnye sistemy: opyt formirovaniia i perspektivy razvitiia], Innovatsii - Innovations, 2002, no. 4.
10. Ivanter V. V/edition). Innovative and technological development of economy of Russia: factors, strategy, forecasts [Innovatsionno-tekhnologicheskoe razvitie ekonomiki Rossii: faktory, strategii, prognozy]. Moscow: MAX Press, 2005.
11. Ivanter V. V., KomkovN.I. Prospects and condition of innovative and technological development of economy of Russia [Perspektivy i usloviia innovatsion-no-tekhnologicheskogo razvitiia ekonomiki Rossii],
Problemy prognozirovaniia - Forecasting Problems, 2007, no. 3.
12. Kosenko A. A., Khrustalyov O. E., Babkin G. V. Financial and economic and institutional consolidation of knowledge-intensive and hi-tech productions [Finansovo-ekonomicheskaia i institutsional'naia konsolidatsiia naukoemkikh i vysokotekhnologichnykh proizvodstv], Finansovaia analitika: problemy i resh-eniia - Financial analytics: problems and decisions, 2013, no.22.
13. Kuprin I. L., Tikhonov I. P., Khrustalyov O. E. Conceptual bases of formation of perspective strategy of innovative development of hi-tech complexes [Kontseptual'nye osnovy formirovaniia perspektivnykh strategii innovatsionnogo razvitiia vysokotekhnologichnykh kompleksov], Natsional 'nye interesy:prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and safety, 2013, no. 16.
14. Lindholm P. Private and state partnership in sphere of commercialization of science [Chastno-go-sudarstvennye partnerstva v sfere kommertsializatsii nauki]. Moscow: INFRA-M, 2006.
15. Minin V. A., Tsyganov S. A. About experience of the Russian Federal Property Fund in organization of the focused basic researches as important element of innovative cycle [Ob opyte RFFI v organizatsii orientirovannykh fundamental'nykh issledovanii kak vazhnogo elementa innovatsionnogo tsikla], Vestnik RFFI - Messenger of the Russian Federal Property Fund, 2006, no. 2.
16. Novitsky N. A. Innovative economy of Russia. Theoretical and methodological bases and strategic priorities [Innovatsionnaia ekonomika Rossii. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i strategicheskie prioritety]. Moscow: LIBROKOM, 2009.
17. Bases of policy of the Russian Federation in development of science and technologies for period till 2020 and further prospect [Osnovy politiki RF v oblasti razvitiia nauki i tekhnologii na period do 2020 goda i dal'neishuiu perspektivu], Poisk - Search, 2011, no.31-32.
18. Review of OECD on innovative policy [Obzor OESR po innovatsionnoi politike]. Moscow: IMEMO of the Russian academy of sciences, 2011.
19. Start program [Programma Start], Fund of assistance to development of small forms of enterprises
Crnparnesutt экономинеского pa36umutt
41 (344) - 2013
in scientific and technical sphere, Available at: http:// www. fasie. ru/programmy/start.
20. Rudtskaya E. R., Khrustalyov E. Ju., Tsyga-nov S.A. Russian fund of basic researches and innovative development of economy of Russia [Rossiiskii fond fundamental'nykh issledovanii i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii], Ekonomicheskaia nauka sovremennoi Rossii - Economic science of modern Russia, 2007, no. 2.
21. Rudtskaya E. R., Khrustalyov E. Ju., Tsyga-nov S. A. Competitive stimulation of innovative development of economy: Russian experience [Konkursnoe stimulirovanie innovatsionnogo razvitiia ekonomiki: rossiiskii opyt]. Moscow: IMEMO of the Russian Academy of Sciences, 2007.
22. Rudtskaya E. R., Khrustalyov E. Ju., Tsyganov S.A. Competitive financing of initial stages of innovative activity [Konkursnoe finansirovanie nachal'nykh etapov innovatsionnoi deiatel'nosti], Audit i finansovyi analiz - Audit and financial analysis, 2009, no. 2.
23. Rudtskaya E. R., Khrustalyov E. Ju., Tsyganov S.A. Methods of accumulation of scientific knowledge for innovative development of the Russian economy: Russian federal property fund experience [Metody nakopleniia nauchnogo znaniia dlia innovatsionnogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki: opyt RFFI], Problemy prognozirovaniia - Forecasting Problems, 2009, no. 3.
24. Khrustalyov E. Ju., Khrustalyov Ju. E. Assessment of condition of economic safety of hi-tech productions [Otsenka sostoianiia ekonomicheskoi bezopasnosti vysokotekhnologichnykh proizvodstv], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and safety, 2006, no. 2.
25. Khrustalyov E. Ju., Rudtskaya E. R., Tsyganov S.A. Grant methodology of strategic innovatively focused management of basic researches [Grantovaia metodologiia strategicheskogo innovatsionno orientirov-annogo upravleniia fundamental'nymi issledovaniiami], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 13.
26. Khrustalyov E. Ju., Tsyganov S.A., Rudtskaya E. R. Financial-economic analysis of innovatively focused competitions of the Russian fund of basic researches [Finansovo-ekonomicheskii analiz inno-vatsionno orientirovannykh konkursov Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledovanii], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory
and practice, 2012, no. 3.
27. Tsyganov S.A., Rudtskaya E. R., Khrustalyov E. Ju. Improvement of competitive mechanisms of support and financing of scientific, scientific and technical and innovative activity [Sovershenstvovanie konkursnykh mekhanizmov podderzhki i finansirovaniia nauchnoi, nauchno-tekhnicheskoi i innovatsionnoi deiatel'nosti], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and safety, 2012, no. 11.
28. Tsyganov S.A., Khrustalyov E. Ju., Rudtskaya E. R. Generation of new knowledge on basis of innovatively focused competitions of the Russian federal property fund [Generirovanie novykh znanii na osnove innovatsionno orientirovannykh konkursov RFFI], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and safety, 2011, no. 45.
29. Tsyganov S.A., Khrustalyov E. Ju., Rudtskaya E. R. State funds of support of science: strategic management of basic and applied researches [Gosudarstven-nye fondy podderzhki nauki: strategicheskoe upravlenie fundamental'nymi i prikladnymi issledovaniiami], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and safety, 2011, no. 46.
30. Shekhovtsov M. V. Partnership of private business and the state on example AFK Sistema: the report at a seminar of the Science and Commercialization of Technologies project [Partnerstvo chastnogo biznesa i gosudarstva na primere AFK Sistema: doklad na seminare proekta Nauka i kommertsializatsiia tekhnologii] 25.01.2006.
31. Causal Mapping for Research in Information Technology, ed. by V. Narayanan, D. Armstrong. Hershey: Idea Group, Inc. 2005.
32. Geffen C., Judd K. Innovation through initiatives - a framework for building new capabilities in public sector research organizations, Journal of Engineering and Technology Management, vol. 21, issue 4, Dec. 2004.
33. International Practice in Technology Foresight. UNIDO. Vienna. 2002.
34. Van Kleef J. A. G., Roome N.J. Developing capabilities and competence for sustainable business management as innovation: a research agenda, Journal of Cleaner Production, vol. 15, issue 1, 2007.
35. Tansey M., Stembridge B. The challenge of sustaining the research and innovation process, World Patent Information, vol. 27, issue 3, Sep. 2005.