ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_6 УДК 247.2
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND FUNCTIONING STATE MECHANISM: HISTORICAL ASPECT
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;
FASTOVICH Galina Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru
Краткая аннотация: В статье анализируются вопросы принципов организации и функционирования государственного механизма с точки зрения исторического аспекта. Автор анализирует работы советских ученых, подходы и методы в функционировании государственного механизма.
Abstract: The article analyzes the issues of the principles of organization and functioning of the state mechanism from the point of view of the historical aspect. The author analyzes the works of Soviet scientists, approaches and methods in the functioning of the state mechanism.
Ключевые слова: принципы, государственный механизм, право, государство, правовая школа. Keywords: principles, state mechanism, law, state, law school.
Для цитирования: Фастович Г.Г. Принципы организации и функционирования государственного механизма: исторический аспект //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 6-7. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_6.
For citation: Fastovich G. G. Principles of organization and functioning state mechanism: historical aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 6-7. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_6.
Статья поступила в редакцию: 18.03.2023
В юридической литературе существуют несколько точек зрения относительно принципов организации и деятельности государственного механизма. Стоит отметить, что вопрос о принципах организации и деятельности государственного механизма современной России - многоплановый, сложный, во многом дискуссионный.
Принципы - это понятие, которое широко используется не только в правовой науке, но и публицистике, повседневной речи. Термин «принцип» берет свое начало от латинского «principum» [1], обозначающий - основу, первоначало. В токовом словаре русского языка понятие «принцип» трактуется как научное или нравственное начало, правило которым следует руководствоваться, исходное положение какой - либо теории, учения, концепции. Если обратиться к словарю иностранных слов, то можно увидеть, что данный термин обозначает - «основоположение, исходная руководящая идея, основное правило поведения, деятельности» [2].
Коллизионным в науке остается вопрос: принципы государственного механизма - это прямое законодательное закрепление той или иной идеи или законодательно закрепленные отправные начала в праве?
На наш взгляд, невозможно всесторонне охарактеризовать категорию «принципы организации и функционирования государственного механизма» не исследовав исторический вопрос становления данной категории в праве.
В советский период ключевым принципом организации и функционирования механизма социалистического государства признавалась руководящая и направляющая роль коммунистической партии (учёным М.П. Лебедевым отмечалась её «безраздельность» и «руководяще-направляющий характер партийной силы»).
П.Т. Василенков выделял следующие принципы: подчинения аппарата политике, принцип демократического централизма [6], социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма, принцип равноправия национальностей, научного планирования, координации, учета и контроля деятельности механизма государства, союз рабочего класса с крестьянством, дружба народов СССР, мирное сосуществование стран с различными социально-политическими системами и т.д.
Ученые А.И. Денисов и С.А. Раджабов классифицировали принципы советского государства следующим образом [3]:
- социально-политические;
- организационные;
К социально-политическим принципы указанные авторы относили: партийное руководство всеми звеньями аппарата, демократический централизм, участие трудящихся масс в управлении государством (в формировании и деятельности государственного аппарата), пролетарский (социалистический) интернационализм, социалистическую законность, научно-перспективную деятельность аппарата, контроль и проверку исполнения директив.
Теоретико-исторические правовые науки
В организационные принципы ученые включали: линейно-отраслевые, функциональные, производственно-территориальные, принцип двойного подчинения и принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
В юридической литературы советского периода все принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата были определены, как «ленинские принципы». С.С. Алексеев считал, «что участие трудящихся в управлении государством, в формировании и деятельности государственного аппарата, партийное руководство советским государственным аппаратом, социалистическая законность и пролетарский интернационализм» - отражают сущность принципов советской правовой школы.
Особого внимания заслуживает точка зрения М.И. Байтина [5], который наиболее обстоятельно разработал правовую категорию «принципы деятельности механизма государства». Ученый, один из первых в 1979 году дал определение понятие принципов - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства, а 1996 году выделил их классификацию. Согласно представленной классификации, М.И. Байтин делил все принципы формирования, организации и функционирования механизма государства на общие, которые включали в себя принципы конституционные и принципы, закрепленные в других законах. К конституционным принципам М.И. Байтин относил: народовластие, гуманизм, разделение властей, федерализм и законность. К принципам, отраженным в других законах: верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина [7], единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами, равный доступ граждан к государственной службе, обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации, единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, гласность в осуществлении государственной службы, ответственность государственных служащих за подготовляемые и принимаемые решения, внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений государства, стабильность кадров государственных служащих в государственных органов [8].
Рассматривая частные принципы М.И. Байтин их полностью не характеризует, а лишь приводит отдельные примеры, такие как: состязательность, равноправие сторон единство и централизация государственных органов.
Стоит отметить, что после распада СССР многие из вышеперечисленных принципов себя исчерпали, в государственном механизме современной России произошли кардинальные изменения и на сегодняшний день, официально декларируются те принципы, которые приняты за основу в современных демократических государствах мирового сообщества.
Библиогра фия:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 515.
2.Хесин Б.Л. Механизм современного российского государства. Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2001. С. 35.
3. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе. 1978. С. 196-197.
4. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов. 1979. С. 197.
5. Василенков П.Т. Органы советского государства и их система на современном этапе. М., 1967. С. 53.
6.Фастович Г. Г. К вопросу о применении информационных технологий в логистических системах // Логистика - евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. с. 269-272.
7.Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.
8.Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.
References:
1. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M., 1986. p. 515.
2. Khesin B.L. The mechanism of the modern Russian state. Dis. ... cand. jurid. Sciences. N. Novgorod. 2001. p. 35.
3. Denisov A.I., Radjabov S.A. Theory of the Soviet state. Dushanbe. 1978. pp. 196-197.
4. Baitin M.I. The essence and main functions of the socialist state. Saratov. 1979. p. 197.
5. Vasilenkov P.T. Organs of the Soviet state and their system at the present stage. M., 1967. p. 53.
6. Fastovich G. G. On the issue of the application of information technologies in logistics systems // Logistics - Eurasian Bridge. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 269-272.
7.Vlasov V.A. Placing orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for state and municipal needs: some aspects of legal regulation // Municipal service: legal issues. 2009. No. 3. pp. 2-4.
8.Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.