Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ"'

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

Качественное повышение эффективности деятельности всех органов государственной власти, совершенствование управления обществом, в том числе невозможно разрешить без учета исследования теоретических учений правоведов. В статье анализируются многообразие правовых подходов, которые были выработаны при формировании института «государственный механизм» в отечественной юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THEORETICAL RESEARCH OF THE LEGAL CATEGORY "STATE MECHANISM"

A qualitative increase in the efficiency of the activities of all public authorities, the improvement of social management, including, cannot be resolved without taking into account the study of the theoretical teachings of jurists. The article analyzes the variety of legal approaches that were developed during the formation of the institute "state mechanism" in domestic jurisprudence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ"»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _51 УДК 347.2

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ» TO THE QUESTION OF THEORETICAL STUDY OF THE LEGAL CATEGORY "STATE MECHANISM"

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer, Law Institute Krasnoyarsk State Agrarian University. 660000, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: Качественное повышение эффективности деятельности всех органов государственной власти, совершенствование управления обществом, в том числе невозможно разрешить без учета исследования теоретических учений правоведов. В статье анализируются многообразие правовых подходов, которые были выработаны при формировании института «государственный механизм» в отечественной юриспруденции.

Abstract: A qualitative increase in the efficiency of the activities of all public authorities, the improvement of social management, including, cannot be resolved without taking into account the study of the theoretical teachings of jurists. The article analyzes the variety of legal approaches that were developed during the formation of the institute "state mechanism" in domestic jurisprudence.

Ключевые слова: государственный механизм, общественное устройство, научные школы, национальная безопасность.

Keywords: state mechanism, social structure, scientific schools, national security.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу о теоретическом исследовании правовой категории «государственный механизм»// Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 51-53. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_51.

For citation: Fastovich G.G. To the question of theoretical study of the legal category "state mechanism" // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 51-53. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_51.

Статья поступила в редакцию: 25.11.2022

Реформирование государственного механизма призвано найти пути для движения к постиндустриальному, высокотехнологичному информационному обществу, каковым должна стать Российская Федерация. Это позволит решить ряд специфических проблем, связанных с задачей построения нового, дееспособного, «сильного», демократического государства, а также создания соответствующего ему эффективного государственного механизма [1]. Безусловно, оптимизация государственного управления и разработка мероприятий по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти способны создать необходимые предпосылки для модернизации российского государства и общества в целом. Для того чтобы оптимизировать и модернизировать систему управления необходимо, прежде всего, провести объективный анализ содержательных компанентов государственного механизма в целом, в т.ч. современной России.

Согласно словарю С.И. Ожегова, механизм - это «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности». Механизмом (от греч. mechane - машина) также называют «систему тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел» [2]. А.С. Мордовец отмечает, что «механизм есть способ функционирования, система средств взаимодействия». С позиции Р.Р. Алиуллова при характеристике термина «механизм» речь должна идти о «сложной системе элементов, обладающих структурно-функциональными параметрами, целевыми характеристиками, качественно взаимодействующими между собой на основе определенных принципов» [3]. Для более полного уяснения правовой природы «государственного механизма», необходимо выявить общее и особенное данного явления с институтом «механизм государства». Термин «механизм государства» давно уже занял прочное положение в системе знаний и методологического анализа права и государства.

Обращаясь к общим свойствам (характеристикам) категории государственный механизм и механизм государства можно говорить о следующем [4]:

1) Институциональное наполнение этих явлений состоит из системы государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Действительно, «государственный механизм» и «механизм государства» следует рассматривать как сложную систему взаимосвязанных между собой государственных органов, организаций, учреждений, наделенных императивно-властными полномочиями, которые посредством нормативных правовых средств осуществляют выполнение публичных задач и функций государства в пределах суверенной территории. В своих исследованиях В.В. Копейчиков и М.И. Хмелин позволил всесторонне рассмотреть и определить качества указанных категорий. Так, М.И. Хмелин отождествлял понятия «механизм государства» и «государственный аппарат». В.В. Копейчиков рассматривал институт «механизм государства» шире «государственного аппарата», выделяя, что государственный аппарат в совокупности с составными частями (вооруженные силы, силовые органы, исправительно-трудовые учреждения), которые в юридической литературе получили название «материальных придатков» или «вещественных придатков», подразумевая при этом те же органы и организации [5]. Представляется, что в указанном направлении стоит акцен-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 1(217)

тировать внимание на категории «материальных придатков», которые позволяют не только по форме исследовать категорию «государственный механизм», но и выделить содержание этих компонентов государственного управления. Так, Н.Т. Шестаев к материальным придаткам относил государственные предприятия, государственные учреждения и особые государственные организации. Согласно мнению ученого, в механизме государства существуют две подсистемы: субъект управления - органы государства и объект управления - предприятия, учреждения и организации [6].

2) Наличие общих целей, публичных задач и функций, которые устанавливаются государством, а также объединяют категории «государственный механизм» и «механизм государства»1. Здесь можно говорить о том, что «государственный механизм» и «механизм государства» в свою орбиту включает штатные, наиболее обобщенные способы, приемы, методы, технологию выполнения публичных задач и функций, где особое место отводится взаимодействию государственных органов между собой, которые действуют на основе принципов разделения властей, федерализма, демократизма, наличие системы «сдержек и противовесов»;

3) Обе категории выступают элементом социальной управленческой системы. Так, представляет интерес и новая интерпретация термина «механизм государства», предложенная И.И. Мушкетом, который отождествляет понятие «механизм государства» и «государственный механизм». Указанный институт рассматривается как разновидность социального механизма, ученый пишет, что «механизм государства является разновидностью социального механизма, и в силу этого может быть определен как упорядоченная, сбалансированная и устойчивая система средств для достижения поставленных целей определенными методами».

И.А. Еремеев дает следующие определение рассматриваемому понятию: «механизм государства (государственный механизм) - это функционирование, действие органов государства (государственного аппарата). Он выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой отдельных ее частей». и сотрудничеству с институтами гражданского общества, которые посредством деятельности указанного механизма имеют возможность осуществить свои законные интересов и стремления. Следует отметить, что ближе всех к пониманию механизма государства с этимологически верной точки зрения подошел Г.А. Мурашин, который также как и представители одной из традиционных точек зрения, отождествляет понятия «механизм государства» и «государственный аппарат», предлагая при этом отказаться от употребления второго в пользу первого: «Механизм государства употребляется наряду с термином «государственный аппарат», однако лучше и глубоко определяет суть этого явления, как бы раскрывая и показывая этот аппарат не в статике, а в движении». Несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных «государственному механизму» и «механизму государства», и исследований, в той или иной степени касающихся этих понятий, в юридической науке пока не сформировалась единого мнения о том, что представляют собой данные правовые категории. На наш взгляд, от термина «механизм государства», разработанный советскими учеными в теории права и XXI в. продолжает оставаться базовым, как в системе понятий и категорий общей теории государства, так и в практической деятельности государства. Более того, термин «механизм государства» вполне применим и к государству правовому, каковым провозгласила себя современная Российская Федерация. Требуются лишь новые подходы к интерпретации термина «механизм государства», и некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Возможность интерпретации термина, как «государственный механизм» вполне реальна и имеет свое теоретическое выражение в юридической литературе XXI в.

При рассмотрении категорий «государственный механизм» и «механизм государства» можно выделить особенные характеристики, при этом очень важно увидеть и сопоставить различные качества «государственного механизма» и «механизма государства»

1) «Механизма государства» определяется как государственный аппарат (государственная машина), а «государственный механизм» - это не только аппарат, а прежде всего система государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений и негосударственных структур, непосредственно (имплементировано) участвующих в управлении делами государства. Надо сказать, что указанная концепция берет свое начало в 40-50 гг. XX в., являясь естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. Ядром государственного аппарата выступала коммунистическая партия, которая через государство и негосударственные органы (партийные и профсоюзные организации) проводило свой политический курс. После XX съезда КПСС эта концепция была отвергнута подавляющим большинством государствоведов. Согласно концепции Л.Л. Григоряна, в 1960-х г. произошло разделение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат», которые до указанного временного периода были тождественны. В этот период происходит формирование категориального аппарата, выработка различных взглядов на политическую организацию и политическую систему общества в целом, а к механизму государства стали относить только те институты, которые непосредственно относились к государству. Среди современных ученых, указанная концепция является востребованной и в юридической литературе оп ределяет-ся как система «узкого толкования» при сравнении «механизма государства» и «государственного аппарата». Л.И. Спиридонов в своей работе совершенно справедливо отмечал, что слово «механизм» в юридической литературе имеет и другой аспект, а именно: как «способ, прием или совокупность приемов функционирования чего-либо, например, механизм правового регулирования», но здесь же он упоминает и другой аспект механизма государства в традиционном его понимании, утверждая, что это «система органов, учреждений, организаций, объединенных с целью совершения какой-либо деятельности». На наш взгляд, необходимо отметить и тот факт, что неоднократно в советской юридической литературе предпринимались попытки включить в механизм государства и людей, работающих в государственном аппарате.

1 Мушкет И.И. Полиция в механизме Российского государства (историко- теоретическое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 29.

Библиогра фия:

1. Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области персональных данных // Юриспруденция. 2019. №

3. С. 199.

2. Гареева Ф.Г. Государственный аппарат российского государства: возникновение, становление, перспективы развития (историко-правовое исследование): дис. „.канд. юрид. наук. Уфа, 2003. С. 16.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 354.

4. Григорян Л.Л. Теоретические и конституционные основы механизма советского государства: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 8.

5. Тихомиров Ю.А. Механизм государства // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2004. С. 104.

6. Еремеев И.А. Реализация принципа законности в деятельности государственного аппарата современной России: политико-правовое исследование: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Казань, 2005. С.24.

7. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.

8. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 4-5.

9. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С. 46-48.

References:

1. Fastovich G.G., Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data // Jurisprudence. 2019. No. 3. p. 199.

2. Gareeva F.G. The state apparatus of the Russian state: emergence, formation, development prospects (historical and legal research): dis. ...cand. jurid. sciences'. Ufa, 2003. p. 16.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. V.V. Vinogradov Institute of the Russian Language. - 4th ed., supplemented. M.: Azbukovnik, 1999. p. 354.

4. Grigoryan L.L. Theoretical and constitutional foundations of the mechanism of the Soviet state: abstract. diss. ... cand. jurid. M., 1989. p. 8.

5. Tikhomirov Yu.A. Mechanism of the state // Theory of State and law / Edited by V.K. Babaev. M., 2004. p. 104.

6. Eremeev I.A. Implementation of the principle of legality in the activities of the state apparatus of modern Russia: political and legal research: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences'. Kazan, 2005. p.24.

7. Fastovich G.G. Efficiency of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.

8. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 4-5.

9. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.