Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Игнатенко Владимир Александрович, Фомина Людмила Владимировна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и деятельности правоохранительных органов современной России. В ходе анализа исследования, авторы приходят к выводам, что защита прав человека и гражданина является фундаментальным критерием функционирования государственного механизма. В статье анализируется роль институтов гражданского общества в эффективной деятельности органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Игнатенко Владимир Александрович, Фомина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article discusses the issues of interaction between institutions representing society and the activities of the organs of the gastrointestinal tract of modern Russia. During the analysis of the study, the authors come to the conclusion that the protection of human and civil rights is a fundamental criterion for the functioning of the state mechanism. The article analyzes the role of local society institutions in major government bodies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_45 УДК 342.7

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ TO THE QUESTION OF PARTICIPATION OF INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

ИГНАТЕНКО Владимир Александрович,

доцент Красноярского филиала, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 660022, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 4В. E-mail: ignatenko.well@mail.ru;

ФОМИНА Людмила Владимировна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kafn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer, Lawyer Institute Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

IGNATENKO Vladimir Aleksandrovich,

Associate Professor of the Krasnoyarsk branch, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions. 660022, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Aerovokzalnaya str., 4B. E-mail: ignatenko.well@mail.ru ;

FOMINA Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Institute of Economics and Agricultural Management Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kafn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и деятельности правоохранительных органов современной России. В ходе анализа исследования, авторы приходят к выводам, что защита прав человека и гражданина является фундаментальным критерием функционирования государственного механизма. В статье анализируется роль институтов гражданского общества в эффективной деятельности органов государственной власти.

Abstract: The article discusses the issues of interaction between institutions representing society and the activities of the organs of the gastrointestinal tract of modern Russia. During the analysis of the study, the authors come to the conclusion that the protection of human and civil rights is a fundamental criterion for the functioning of the state mechanism. The article analyzes the role of local society institutions in major government bodies.

Ключевые слова: эффективность, государство, правоохранительная деятельность, гражданское общество, государственный механизм, права человека, органы государственной власти.

Keywords: efficiency, state, medical activity, civil society, state mechanism, human rights, public authorities.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Игнатенко В.А., Фомина Л.В. К вопросу об участии институтов гражданского общества в деятельности правоохранительных органов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 45-47 http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_45.

For citation: Fastovich G.G., Ignatenko V.A., Fomina L.V. To the question of participation of institutions of civil society in the activities of law enforcement authorities //Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 45-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_45.

Статья поступила в редакцию: 08.12.2022

Реформирование государственного механизма современной России невозможно осуществить без эффективной и слаженной работы правоохранительных структур и органов внутренних дел в частности. Проводимые реформы в области государственного механизма должны быть целостными, системными и последовательными, в результате которых будет достигнута демократизация и эффективность государственного управления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правоохранительные органы занимают одно ключевых место в деятельности государственного механизма современной России, выполняя ключевые задачи по обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2) [1]. «Основной закон соединила два базовых приоритета, - отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, - высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, - подчеркнув их взаимную обязанность - уважать и защищать друг друга. Эти положения Конституции Российской Федерации незыблемы» [2]. Для России данный курс особенно значим, поскольку сегодня конституционные права и свободы занимают центральное место в деятельности правоохранительных органов.

Выработка новых методов работы государственных органов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с принципами правового государства и стремлениями гражданского общества позволит говорить об эффективности функционирования государственного механизма современной России.

Особое место в деятельности правоохранительных органов отводится их взаимодействию с институтами гражданского общества, а именно состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов, который приводит к достижению социальных

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 2(218)

благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, развитие гражданского общества. Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством наделены рядом задач, которые осуществляются в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. Можно говорить о том, что правоохранительная деятельность это работа специализированных государственных структур и негосударственных организаций (санкционированных в установленном порядке) осуществляемая с целью охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В рамках такой деятельности путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного конституционного порядка осуществляется профилактика нарушений прав человека и гражданина. Однако, наиболее актуальная проблема взаимоотношений населения с сотрудниками правоохранительных органов состоит в том, что порой они сами нарушают их права и свободы. Несмотря на продолжающееся реформирование правоохранительной системы, например МВД России, серьезные недостатки еще имеют место быть. Используемые данными органами формы и методы деятельности не всегда бывают адекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в некоторых случаях не соответствуют нормативным предписаниям [3].

Стоит отметить, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность охватывает различные сферы жизни современного общества, а именно от охраны конституционного (государственного) строя до гарантирования цивилизованного состояния культуры и духовности общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития науки и образования, выполнение других важных функций - также относится к многообразной и многоплановой деятельности правоохранительных органов. Одним из важных аспектов эффективной работы правоохранительных органов является их взаимодействие с институтами гражданского общества. Общество заинтересованно в продуктивном взаимодействии с государством в сфере противодействия коррупция, формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в деятельности компетентных структур. Так, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [4]. Среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Пока данный антикоррупционный механизм во многом декларативен. Для улучшения ситуации требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры у граждан и государственных служащих, с другой - совершенствование качества правотворчества и реализации норм права [5]. Так, привлечение общественности к деятельности правоохранительных структур, что может быть выражено в формировании общественных советов при соответствующих органах, повышении качества их деятельности с последующим освещением в средствах массовой информации; привлечение к работе отдельных подразделений ОВД представителей научно-исследовательских институтов, независимых экспертов, юристов-ученых, специалистов в узких областях. Важно заметить, что нормативная база частно-публичного партнерства в противодействии преступлениям и правонарушениям в целом создана, но реализация нормативных положений, направленных на противодействие, в частности коррупции, далека от совершенства [6].

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации справедливо акцентируется внимание на тот факт, что «правоохранительные органы в своей деятельности должны заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах необходимо бороться жестко и принципиально. ... Это доверие нужно не завоевывать - у нас не война, не возвращать, поскольку многое уже потеряно. Это доверие нам нужно заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу» [7]. Стоит отметить, что одним из самых действенных органом государственной власти, осуществляющим работу с обращениями граждан, является МВД России.

Данное положение в полной мере находит отражение и в приоритетных принципах деятельности полиции. Так, например Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции", закрепляет обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан [8]. Полиция - это особый орган, являющийся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющий профессиональную государственно-властную (управленческую) деятельность, урегулированную нормами права, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. При определении форм деятельности полиции необходимо иметь представление о том, что каждое ее структурное подразделение имеет свой комплекс специфических задач, а следовательно, и формы их решения. Такими формами являются правоприменительная, организационная, воспитательная, правоохранительная. Каждая форма, являясь неотъемлемой частью деятельности полиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, соотносится с ней как отдельное и общее, т. е. каждая форма служит выражением сущности всего процесса деятельности полиции в данной сфере. Но очень важно увидеть и роль институтов гражданского общества в деятельности правоохранительных органов. Так, при всей широте возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции, предоставляемых российским законодательством, нельзя не отметить их декларативность и неконкретность, равно как и неопределенность форм и механизмов их реализации. Особенно остро стоит вопрос обеспечения обратной связи с государством при реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Как было отмечено участниками круглого стола «Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией» при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ .в настоящее время расчет на то, что сама практика взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества определит механизмы прямой и обратной связи в порядке самоорганизации, не оправдался, полная свобода антикоррупционной общественной деятельности может порождать деструктивные проявления, политическую спекуляцию на теме борьбы с коррупцией. В итоге мы наблюдаем либо пассивность общества в борьбе с коррупцией, либо неконструктивную критику государства и его институтов [9]. Действительно недостаточная четкость

приоритетов и форм государственной политики по привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, отсутствие согласованного обеспечения обратной связи в этом вопросе снижает эффективность совместного противодействия коррупции [10].

На наш взгляд, важно проводить последовательную правовую политику в сфере функционирования правоохранительных органов. Следующие меры позволят повысить качество и эффективность работы правоохранительных органов в современной России [11]:

A) привлечение граждан к организационно-управленческой деятельности государства, так как их участие в охране общественного порядка будет способствовать повышению соответствующего уровня их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом. Так, качественное и широкое привлечение граждан к охране общественного порядка, посредством участия народных добровольческих дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в работе органов полиции и иных подразделений ОВД и т.д.

Б) проведение правового мониторинга, который способствует взаимосвязи между государством и гражданским обществом. В рассматриваемой сфере он реализуется как систематическое отслеживание уровня коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов, определение динамики данного уровня [12]. Осуществлением мониторинга занимаются не только органы публичной власти, но и общественные институты. Без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Потому Российское государство и общество должны совместно формировать правовой механизм борьбы с коррупцией.

B) формирование органами государственной власти новых моделей участия граждан в правоохранительной деятельности. Так, критерием эффективности может выступать заинтересованность граждан во взаимодействии с органами публичной власти, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества, определяемых сферой его деятельности [13]. Результативность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти - воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга в своей профессиональной деятельности.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4202.

2. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря.

3. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. - М., 2015. С. 4.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 15 января. № 1.

5. Колокольцев В.А. Полиция должна заслужить доверие граждан. Пресс-центр МВД России [Электронный ресурс] // URL: http://mvd.ru/news/item/150545 (дата обращения: 9 сентября 2014 г.).

6. Обзоры обращений в МВД России в четвертом квартале 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http:// https://mvd.ru/mvd/structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotrenii_obrashhenij (дата обращения: 28 января 2016 г.).

7. Безруков А.В. Участие правоохранительных структур в обеспечении конституционного права граждан на манифестации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 4; Костюков А.Н., Новосельцев А.Ю. О значении естественных наук для изучения права и преступности // Вологдинские чтения. - 2006. - № 58. - С. 71.

8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 20 февраля. № 2.

9. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Принципы высшего образования в контексте развития аграрной правовой политики // Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды: мат-лы региональной (межвузовской) науч.-практ. конф. (26 ноября 2020 года, г. Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2021 - С. 6-10.

10. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

11. Кононов А.М. Проблема законодательной легитимизации участия граждан в охране общественного порядка и варианты её решения // П робелы в российском законодательстве. - 2010. - № 4. - С. 10; Тепляшин И.В., Новиков Д.О. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка // Вестник Казанского института МВД России. - 2015. - №3 (21). - С. 15-19.

12. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

13. Фастович Г.Г. К вопросу о формировании гражданского общества в Российской Федерации // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 75-77.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (as amended. dated July 21, 2014) // Rossiyskaya Gazeta. 1993. December 25; Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 30 (Part 1). Article 4202.

2. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation dated December 12, 2013 // Rossiyskaya Gazeta. 2013. December 13.

3. Kirichek E.V. Organizational and legal mechanism of ensuring constitutional rights and freedoms of man and citizen in the conditions of interaction between the police and civil society institutions in the Russian Federation: abstract. diss. ...doct. jurid. Sciences. - M., 2015. p. 4.

4. Federal Law No. 273-FZ of 25.12.2008 "On Combating Corruption" // Rossiyskaya Gazeta. 2008. January 15. No. 1.

5. Kolokoltsev V.A. The police must earn the trust of citizens. Press Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Electronic resource] // URL: http://mvd.ru/news/item/150545 (accessed September 9, 2014).

6. Reviews of appeals to the Ministry of Internal Affairs of Russia in the fourth quarter of 2021 [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: http:// https://mvd.ru/mvd/structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotrenii_obrashhenij (accessed January 28, 2016).

7. Bezrukov A.V. Participation of law enforcement agencies in ensuring the constitutional right of citizens to manifest // Constitutional and municipal law. - 2013. - No. 4; Kostyukov A.N., Novoseltsev A.Yu. On the importance of natural sciences for the study of law and crime // Vologda Readings. - 2006. - No. 58. - p. 71.

8. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 "On Police" // Rossiyskaya Gazeta. 2011. February 20. No. 2.

9. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Principles of higher education in the context of the development of agrarian legal policy // Formation of legal culture of youth in the conditions of modern educational environment: materials of regional (interuniversity) scientific and practical conference (November 26, 2020, Krasnoyarsk) / Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2021 - pp. 6-10.

10. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

11. Kononov A.M. The problem of legislative legitimization of citizens' participation in the protection of public order and its solutions // Gaps in Russian legislation. -2010. - No. 4. - p. 10; Teplyashin I.V., Novikov D.O. Legal regulation of citizens' participation in the protection of public order // Bulletin of the Kazan Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - №3 (21). - P. 15-19.

12. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activity of the mechanism of the state of the Russian Federation: general theoretical aspects // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

13. Fastovich G.G. On the formation of civil society in the Russian Federation // The era of science. 2018. No. 16. pp. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.