Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИЗНАКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИЗНАКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Шитова Татьяна Викторовна

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности функционирования государственного механизма, повышением значимости института гражданского общества. Автор статьи считает одним из аспектов, способствующему качественному повышению эффективности государственного механизма является совершенствование деятельности института гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL TRANSFORMATION OF THE SIGNS OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, in the Russian Federation, issues related to increasing the efficiency of the functioning of the state mechanism, increasing the importance of the institution of civil society are of particular relevance and social significance. The author of the article considers one of the aspects that contribute to a qualitative increase in the efficiency of the state mechanism is the improvement of the activities of the institution of civil society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИЗНАКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_12 УДК 242.7

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИЗНАКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE QUESTION OF THE LEGAL TRANSFORMATION OF SIGNS CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

ШИТОВА Татьяна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer, Law Institute Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

SHITOVA Tatiana Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности функционирования государственного механизма, повышением значимости института гражданского общества. Автор статьи считает одним из аспектов, способствующему качественному повышению эффективности государственного механизма является совершенствование деятельности института гражданского общества.

Abstract: Currently, in the Russian Federation, issues related to increasing the efficiency of the functioning of the state mechanism, increasing the importance of the institution of civil society are of particular relevance and social significance. The author of the article considers one of the aspects that contribute to a qualitative increase in the efficiency of the state mechanism is the improvement of the activities of the institution of civil society.

Ключевые слова: гражданское общество, государственный механизм, эффективность, признаки гражданского общества, демократические принципы.

Keywords: civil society, state mechanism, efficiency, signs of civil society, democratic principles.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу о правовой трансформации признаков гражданского общества в Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 12-14. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_12.

For citation: Fastovich G. G., Shitova T. V. On the question of the legal transformation of signs civil society in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 12-14. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_12.

Статья поступила в редакцию: 03.12.2022

Потребности гражданского общества происходят от развития естественных (неотчуждаемых) прав и свобод человека и гражданина. Преломляясь в структурах и функционировании государственной власти, эти потребности трансформируются в законы, которые и гарантируют приоритет личности над государством, что характеризуется сутью демократического государства в целом. Взаимосвязь отношений государства и гражданского общества носит стратегический характер, так как не волей и силой государства обусловливается и определяется общество, а стремлениями и качеством гражданского общества детализируется сущность государства [1]. Гражданскому обществу присуща только демократическая форма бытия. Гражданское общество - можно рассматривать как целостный социальный организм, состоящий из совокупности социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), расположенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих понимающих свою принадлежность к единой общности, признающих регулирующую роль сложившихся социальных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей. В целом можно присоединиться к данной позиции и констатировать, что гражданское общество это самостоятельный элемент политической системы общества, занимающий в ней одно из первостепенных мест и осуществляющий сотрудничество с государственными структурами [2].

Между демократическим устройством власти и гражданским обществом существует зависимость: чем более развито и качественнее гражданское общество, тем демократичнее государство. При этом - чем менее развито гражданское общество, тем более высокая вероятность запуска авторитарных и тоталитарных режимов. Повысить эффективность государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. Как было отмечено президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Власть должна слышать людей, объяснять суть возникших проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе равных партнеров». В ходе правовых дискуссий по проблемам гражданского общества в России ряд ученых исходит из того, что Российская Федерация «нуждается в структурах и формах гражданских отношений, широко представленных в западной культуре» [3]. На наш взгляд, прямая имплементация западных технологий и идей,

Теоретико-исторические правовые науки

в реалиях и объективной реальности современной российской действительности, не даст должного правового эффекта, так как для успешного развития гражданского общества в России необходимо создание следующих условий [4]:

- модернизации и оптимизации работы органов государства, с учетом правовых традиций, особенностей территориального расположения;

- длительного и стабильного характера общественного и экономического роста;

- достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц и общества в целом;

- создание благоприятных политических и экономических условий для развития «среднего» класса в стране;

- активное и всестороннее участие в политической и организационно-управленческой жизни государства граждан, общественных объединений молодежи;

Гражданское общество характеризуют следующие признаки:

- наличие механизмов саморегулирования и ограничение государственной власти, вырабатываемых при развитии таких отношений между добровольными ассоциациями и организациями граждан которые не нуждаются в детальной государственной регламентации; уже само наличие гражданского общества ограничивает государственную власть, но непосредственно такое ограничение осуществляется правовыми институтами гражданского общества [5]'

- наличие частного (гражданского) права, регулирующим отношения между формально равными субъектами, где позитивная социальная активность регламентируется преимущественно договором и наиболее явственно действует аксиома господства права.

Не менее важным вопросом является исследование принципов гражданского общества. В этом аспекте заслуживает внимание позиция Е.В. Киричека, который выделяет следующие принципы:

- принцип законности, т. е. строго соблюдения предписаний правовых норм и недопустимости отступления от них;

- принцип добровольности, заключается в инициативности, свободном (без принуждения) волеизъявлении граждан, определении степени включенности в общественную жизнь;

- принцип самостоятельности принятия решений, проявляется в адекватной самооценке, критичности, экономической независимости (основанной на материальной обеспеченности всех без исключения членов общества, праве каждого иметь собственность, достойном вознаграждении за честный труд) и чувстве личной ответственности за свою деятельность;

- принцип гласности, гарантирующий возможность доступа к достоверной и полной информации, ее последующее распространение (за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации), дача оценки, выражение своего мнения по существу дела (ситуации) [6];

- принцип сотрудничества, т. е. достижение наиболее благоприятного состояния правового, организационного, материального, финансового характера в системе взаимоотношений «государство - гражданское общество» на основе слаженно функционирующего механизма консенсуса;

- принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантирующий их надежную охрану и защиту, посредством всего комплекса существующих организационно-правовых средств [7].

В общем, самом широком смысле фактором, связующим личность и государство, является право и выстраиваемая на его основе политико-правовая активность граждан. Так, сложные связи, возникающие между государством и личностью, имеют юридическую форму фиксации государства. Такой формой выступают права, свободы и обязанности, образующие правовой статус, который юридически закрепляет положение граждан в обществе. Права и обязанности - это основной исходный элемент права.

Сильное государство - это государство, способное создать рациональную, внутренне согласованную систему правовых норм (право), которые стимулировали бы инициативу, активность и самоуправление граждан, повысили их роль в управлении государством, устанавливали общественный контроль над деятельностью органов государственной власти. В демократическом конституционном государстве общество в процессе своего функционирования проявляет себя как бы в двух взаимосвязанных ипостасях: с одной стороны, оно функционирует как система, управляемая государством посредством и в рамках права; с другой - как саморегулирующаяся, автономная система, гражданское общество. Конституционное государство является управляющей системой, признающей свою зависимость от гражданского общества и направляющей работу своего механизма на удовлетворения потребностей, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина [8].

Действительно, в правах и обязанностях зафиксированных государством в качестве правовых норм, то есть в праве, не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной, эффективной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определённое политико-правовое состояние человека.

При взаимодействии государственного механизма (через функционирование своих органов) и гражданского общества - государству важно видеть конкретные недостатки, несовершенства, устранив которые, можно было бы рассчитывать на практический результат, ожидаемый эффект. Институты гражданского общества не существуют сами по себе, в отрыве от государства (органов государственной власти), как и государство заинтересовано в установлении диалога с гражданским обществом, чтобы иметь возможность «слушать» и «слышать» все, что происходит в негосударственных сферах, видеть и понимать отношение людей (одобрение или недовольство) к действиям властей и реакцию на них.

Проблема взаимодействия государства и личности - это проблема общества, его устройства и конструкции, и чтобы преодолеть эту проблему, необходимо рассматривать гражданское общество не как «негосударственную общественную реальность, противостоящую государству, которое способно защищать свои интересы вне и помимо государства», а как единый организм, который во взаимодействии с государственными органами выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего российского государства [9].

Развитие, совершенствование правовой демократии, правового государства, эффективной деятельности государственного механизма - это один из путей формирования гражданского общества, которое характеризуется, прежде всего, именно свободой договорных отношений во всех сферах общественных жизни и формированием правовой системы «сдержек и противовесов» между гражданами и органами государственной власти, с целью обеспечения в современной России эффективной реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, формирование демократического, правового и социального государства [10].

Библиогра фия:

1. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве// Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.

2. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 22.

3. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 4-5.

4. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С. 52-55.

5. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.

6. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

7. Рябченок О.Н., Фастович Г.Г. Интернет и его воздействие на современное общество // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1. С. 143-145.

8. Фастович Г.Г. К вопросу о сущности процессуального соучастия по ГПК РФ и АПК РФ // Право и государство: теория и практика. 2015. № 2 (122)

С. 22-25.

9. Фастович Г.Г. О мерах государственной поддержки маломобильных граждан: некоторые вопросы теории // В сборнике: Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход. Материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 111-114.

10. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

References:

1. Shitova T.V. Modern problems of sanctions in international law// Agrarian and land law. 2019. No. 3 (171). pp. 90-91.

2. Grudtsyna L.Yu. State-legal mechanism of formation and support of civil society institutions in the Russian Federation: abstract. dis. ... doct. jurid. M., 2009. p. 22.

3. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of providing land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 4-5.

4. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

5. Fastovich G.G. Effectiveness of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.

6. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21-22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

7. Ryabchenok O.N., Fastovich G.G. Internet and its impact on modern society // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-1. pp. 143-145.

8. Fastovich G.G. On the issue of the essence of procedural complicity in the Civil Procedure Code of the Russian Federation and the Agro-Industrial Complex of the Russian Federation // Law and State: theory and practice. 2015. No. 2 (122) pp. 22-25.

9. Fastovich G.G. On measures of state support for low-mobility citizens: some questions of theory // In the collection: Ensuring the rights of participants in criminal proceedings with disabilities: a compensatory approach. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2021. pp. 111-114.

10. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.