Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
918
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

Принципы деятельности и функционирования государственного механизма - это наиболее важные начала, требования и отправные идеи, которые лежат в основе построения и функционирования государственного механизма современной России, раскрывающие его цели, задачи, сущностное назначение и содержание. Автор приходит к выводам, что государственный механизм Российской Федерации основывается на принципе разделения властей, вместе с тем разделение ветвей власти в нашей стране не означает многовластия, а предполагает их (властей) совместное усилие и взаимодействие по построению правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITYOF STATE MECHANISM: THEORETICAL ASPECT

The principles of activity and functioning of the state mechanism are the most important principles, requirements and starting ideas that underlie the construction and functioning of the state mechanism of modern Russia, revealing its goals, objectives, essential purpose and content. The author comes to the conclusion that the state mechanism of the Russian Federation is based on the principle of separation of powers, at the same time, the separation of branches of power in our country does not mean multiple powers, but implies their (authorities) joint effort and interaction to build a rule of law state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_4 УДК 342.7

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITY STATE MECHANISM: THEORETICAL ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: Принципы деятельности и функционирования государственного механизма - это наиболее важные начала, требования и отправные идеи, которые лежат в основе построения и функционирования государственного механизма современной России, раскрывающие его цели, задачи, сущностное назначение и содержание. Автор приходит к выводам, что государственный механизм Российской Федерации основывается на принципе разделения властей, вместе с тем разделение ветвей власти в нашей стране не означает многовластия, а предполагает их (властей) совместное усилие и взаимодействие по построению правового государства.

Abstract: The principles of activity and functioning of the state mechanism are the most important principles, requirements and starting ideas that underlie the construction and functioning of the state mechanism of modern Russia, revealing its goals, objectives, essential purpose and content. The author comes to the conclusion that the state mechanism of the Russian Federation is based on the principle of separation of powers, at the same time, the separation of branches of power in our country does not mean multiple powers, but implies their (authorities) joint effort and interaction to build a rule of law state.

Ключевые слова: принципы, государственное регулирование, государственный механизм, эффективность, принцип разделения ветвей власти, юридическая доктрина.

Keywords: principles, state regulation, state mechanism, efficiency, principle of separation of powers, legal doctrine.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу о принципах организации и деятельности государственного механизма: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 4-8. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_4.

For citation: Fastovich G.G. To the question of the principles of organization and activity state mechanism: theoretical aspect // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 4-8. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_4.

Статья поступила в редакцию: 22.09.2022

В юридической литературе существуют несколько точек зрения относительно принципов организации и деятельности государственного механизма. Стоит отметить, что вопрос о принципах организации и деятельности государственного механизма современной России - многоплановый, сложный, во многом дискуссионный.

Принципы - это понятие, которое широко используется не только в правовой науке, но и публицистике, повседневной речи. Термин «принцип» берет свое начало от латинского «principum» [1], обозначающий - основу, первоначало. В токовом словаре русского языка понятие «принцип» трактуется как научное или нравственное начало, правило которым следует руководствоваться, исходное положение какой - либо теории, учения, концепции [2]. Если обратиться к словарю иностранных слов, то можно увидеть, что данный термин обозначает - «основоположение, исходная руководящая идея, основное правило поведения, деятельности» [3].

Коллизионным в науке остается вопрос: принципы государственного механизма - это прямое законодательное закрепление той или иной идеи или законодательно закрепленные отправные начала в праве?

На наш взгляд, невозможно всесторонне охарактеризовать категорию «принципы организации и функционирования государственного механизма» не исследовав исторический вопрос становления данной категории в праве.

В советский период ключевым принципом организации и функционирования механизма социалистического государства признавалась руководящая и направляющая роль коммунистической партии [4] (учёным М.П. Лебедевым отмечалась её «безраздельность» и «руководяще-направляющий характер партийной силы») [5].

П.Т. Василенков выделял следующие принципы: подчинения аппарата политике, принцип демократического централизма, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма, принцип равноправия национальностей, научного планирования, координации, учета и контроля деятельности механизма государства, союз рабочего класса с крестьянством, дружба народов СССР, мирное сосуществование стран с различными социально-политическими системами и т.д.

Ученые А.И. Денисов и С.А. Раджабов классифицировали принципы советского государства следующим образом [2, с. 196]:

- социально-политические;

- организационные;

К социально-политическим принципы указанные авторы относили: партийное руководство всеми звеньями аппарата, демократический

централизм, участие трудящихся масс в управлении государством (в формировании и деятельности государственного аппарата), пролетарский (социалистический) интернационализм, социалистическую законность, научно-перспективную деятельность аппарата, контроль и проверку исполнения директив [6].

В организационные принципы ученые включали: линейно-отраслевые, функциональные, производственно-территориальные [7], принцип двойного подчинения и принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

В юридической литературы советского периода все принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата были определены, как «ленинские принципы». С.С. Алексеев считал, «что участие трудящихся в управлении государством, в формировании и деятельности государственного аппарата, партийное руководство советским государственным аппаратом, социалистическая законность и пролетарский интернационализм» - отражают сущность принципов советской правовой школы [8].

Особого внимания заслуживает точка зрения М.И. Байтина, который наиболее обстоятельно разработал правовую категорию «принципы деятельности механизма государства». Ученый, один из первых в 1979 году дал определение понятие принципов - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства, а 1996 году выделил их классификацию. Согласно представленной классификации, М.И. Байтин делил все принципы формирования, организации и функционирования механизма государства на общие, которые включали в себя принципы конституционные и принципы, закрепленные в других законах. К конституционным принципам М.И. Байтин относил [3, С. 8]: народовластие, гуманизм, разделение властей, федерализм и законность. К принципам, отраженным в других законах: верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами, равный доступ граждан к государственной службе, обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации, единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, гласность в осуществлении государственной службы, ответственность государственных служащих за подготовляемые и принимаемые решения, внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений государства, стабильность кадров государственных служащих в государственных органов.

Рассматривая частные принципы М.И. Байтин их полностью не характеризует, а лишь приводит отдельные примеры, такие как: состязательность, равноправие сторон единство и централизация государственных органов.

Стоит отметить, что после распада СССР многие из вышеперечисленных принципов себя исчерпали, в государственном механизме современной России произошли кардинальные изменения и на сегодняшний день, официально декларируются те принципы, которые приняты за основу в современных демократических государствах мирового сообщества.

И.В. Тепляшин выделяет следующие принципы организации и деятельности государственного аппарата: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип демократизма, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип федерализма, принцип профессионализма, принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, принцип иерархичности, принцип сочетания выборности и назначаемости [13,17] .

Согласно позиции исследователей [6,7], принципы организации и деятельности государственного механизма - это научные и нормативные положения, представляющие собой достоверные и концентрированные знания об определенных закономерностях, отношениях, явлениях и процессах. Ученый выделяет следующие принципы: принцип оптимальности построения и структуры государственного аппарата, принцип его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических стандартов членами парламента и чиновниками, их полной политической лояльности и приводит более узкую классификацию принципов, а именно выделяет федерализма, принцип сочетания централизации и децентрализации, принцип законности.

С.М. Трашкова дает более полную характеристику принципов и выделяет следующие [11]:

-принцип федерализма, принцип сочетания системности государственных органов;

- принцип иерархии, подчинения нижестоящих органов вышестоящим;

- принцип централизации, децентрализации;

- принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий;

принцип профессионализма и компетентности;

- принцип гласности;

- принцип законности;

- принцип наделения функциями и полномочиями и путем передачи одной частью (подсистемой), другой ее части (подсистеме) части своих полномочий;

- принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- принцип участия граждан в формировании (избрании) органов законодательной и исполнительной власти;

- принцип контроля в процессе организации и функционирования органов власти.

В специализированной научной литературе отмечается, что в работах различных ученых понятие принципов организации и функцио-

нирования государственного механизма существенно различается, но объединяет их одно, а именно формулирование теоретических принципов в юриспруденции страдает субъективизмом и носит оценочный характер.

Правовая характеристика работ, изданных в новом тысячелетии, позволяет сделать вывод, что ученые стали выделять не только принципы функционирования деятельности государственного механизма, но и принципы, которые непосредственно относятся к деятельности государственных служащих в государственном аппарате.

Так, к принципам образования и деятельности государственного механизма относит демократизм, законность, разделение властей, субординацию и координацию, федерализм и профессионализм [12].

В.А. Власов среди принципов функционирования государственного механизма особо выделяет следующие принципы: принцип территориальности, иерархичности, принципы централизма, децентрализма, принципы выборности, назначаемости, принципы коллегиальности и единонаначалия, принципы гласности, открытости или тайны, принципы законности, принцип разделения властей [18].

Среди принципов организации и деятельности аппарата государства выделяют: гуманизм, демократизм, гласность, законность, национальное равноправие, централизм, научный подход к управленческой деятельности и профессионализм в подборе кадров, сочетание единоначалия и коллегиальности, разделение властей [13, 15].

В научных работах, И.В. Тепляшин, А.В. Безруков, к принципам организации и функционирования государственного механизма, относит следующие принципы: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип демократизма, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип федерализма, принцип профессионализма, принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, принцип иерархичности, принцип сочетания выборности и назначаемости [13,17].

Ряд исследователей придерживается следующей точки зрения, что к принципам построения и деятельности механизма государства следует относить: принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата, принцип разделения властей, принцип гласности и открытости, высокий профессионализм и компетентность, принцип законности, принцип демократизма, принцип субординации и четкого взаимодействия между федеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации (для федеративных государств) [12].

Т.Н. Радько выделяет, что правовая категория «иерархичность, т.е. взаимосвязь всей системы государственной власти на основе подчинения низших органов высшим» [7] - является универсальным и бесспорным принципом организации и функционирования государственного механизма, так как без данного принципа государство не может эффективно функционировать. В своих исследованиях, Т.Н. Радько подчеркивает, что «исторический опыт выработал определенный набор принципов, характерных не для государства вообще, а для идеала демократического правового государства, такие принципы как законность, профессионализм, экономичность, контроль за деятельностью «государственного механизма», ответственность всех должностных лиц и т.д.».

Б.Л. Хесин считает, что рассматривать все принципы государственного механизма нет правового смысла, так как необходимо сконцентрировать внимание и представить в целостном виде систему общих принципов организации и деятельности государственного механизма, к ним ученый относит следующие принципы [1]: народовластие, разделение властей, федерализм, гуманизм, законность.

В своих исследованиях Н.А. Воробьева [10] отмечает, «что конституционные принципы - эта та группа принципов, которые закреплены, развиты и конкретизированы, но особый интерес вызывают «частные принципы», действие которых распространено на отдельные органы, структурные подразделения и звенья государственного механизма». Такие принципы, как: принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными и ненормативными правовыми актами, принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, принцип ответственности за принимаемые решения и действия, принцип единства системы государственной власти, принцип разграничения предметов ведения между российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, принцип экономичности государственной службы - составляют правовую базу частных принципов в деятельности государственного механизма.

На наш взгляд, принципы деятельности и функционирования государственного механизма должны быть универсальными и только при определении универсальных принципов в деятельности государственного механизма можно рассматривать частные принципы.

Следует отметить, что данная характеристика исходит из самого предмета теории государства и права, так как общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права на любом этапе их развития, в любой стране мира - должны быть основаны на принципах законности, демократизма, гласности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, принципах гуманизма в формировании и направленности государственного механизма и принципа разделения ветвей власти. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных принципов:

- принцип законности, означает обязательность соблюдения всеми органами государства и государственными служащими норм Конституции Российской Федерации и норм законодательства (ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации) [15];

- принцип демократизма, народовластия, согласно ч.ч. 1,2 ст. 3 Конституции Российской Федерации - народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данный принцип проявляется также «в демократической организации современного Российского государства, республиканской форме правления, при которых единственным и сточни-ком власти в Российской Федерации является её многонациональный народ»;

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который в соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации обязывает органы государства и государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-принцип гуманизма в формировании и деятельности государственного механизма, который в соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации признает Россию - социальным государством, политика которого обеспечивает достойную жизнь граждан и ориентируется на свободное развитие личности в государстве;

- принцип федерализма в деятельности государственного механизма, констатирует, что в соответствии со ст.11 Конституции Российской Федерации государственную власть в стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В соответствии с ч.2 ст. 77 Конституции Российской Федерации единую систему исполнительной власти в России образуют органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие критерии, как единство деятельности государственного механизма, органичное сочетание централизации и децентрализации, равноправие и самоопределение народов - обеспечивают государственную целостность страны;

- принцип гласности, гарантирует информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих, обеспечивает «прозрачность» формирования и функционирования государственного механизма Российской Федерации. Стоит отметить, что не все сведения являются открытыми для граждан, существует определенный перечень сведений (отраженный в федеральном законе), которые составляют государственную тайну в различных областях (военной, разведывательной, внешнеполитической, экономической и т.д.) и защищены государством, так как распространение, которых может нанести ущерб безопасности России;

- принцип разделения властей, где государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст.10 Конституции Российской Федерации). Как отмечает М.И. Байтин, принцип разделения властей - основополагающий и системообразующий (фактор) принцип в деятельности механизма современного Российского государства. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить и не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

Следует подчеркнуть, что принцип разделения властей - этот тот, принцип, который констатирует наличие правового государства в обществе, так как правовое государство реально не может существовать без разделения властей. Принцип разделения властей гарантирует самостоятельность каждой из ветвей власти, является гарантом законности действующих ветвей власти в системе государственного механизма, предотвращает чрезмерное усиление и возвышение одной ветви власти над другой.

Как верно отметила Е.В. Богатова «...любое нарушение данного принципа влечет за собой концентрацию власти в одних руках и как следствие, господство одного органа власти, представляющего государство, над правом, произвольное вмешательство этого органа власти в дела гражданского общества не допустимо» [6].

Наша точка зрения совпадает с ученым, так как данный принцип является центральным принципом в деятельности государственного механизма современной России и заслуживает особого теоретического очерка в нашем правовом исследовании.

Следует отметить, что разделение властей - это не только правовая доктрина, имеющая глубокие исторические корни, но и философская, социальная.

Библиогра фия:

1. Хесин Б.Л. Механизм современного российского государства. Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2001. С. 35.

2.Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе. 1978. С. 196-197.

3.Байтин М.И. Механизм современного российского государства //Правоведение. 1996. № 3. С. 7-10.

4.Юсубов Е.С. Теория федерализма в России. Томск. 2003. С. 14.

5.Лебедев М.П. Социалистическая природа механизма государства в Чехословацкой Народно-демократической республике. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1955. С. 7.

6.Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

7.Радько Т.Н. Механизм государства. Теория государства и права. 2007. С. 177-180.

8.Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1985. С. 221 -224.

9.Григонис Э.П. Механизм правового государства. СПб., 1999. С. 36.

10.Воробьева Н.А. Правовое регулирование организаций и функционирование государственной власти в Российской Федерации (вопросы теории и практики). Дис. .канд. юрид. наук. Сочи. 2008. С. 93.

11.Трашкова, С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

12.Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

13.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

14.Тепляшин И.В. Субъекты общественного контроля: некоторые вопросы правового статуса // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XX международной научно-практической конференции (20-21 апреля 2017 года): в 2 ч. / отв. ред. Н.Н. Цуканов; СибЮИ МВД России. -Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. - Ч. 1. - С. 28-30.

15.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

16. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

17. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Принципы высшего образования в контексте развития аграрной правовой политики // Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды: мат-лы региональной (межвузовской) науч.-практ. конф. (26 ноября 2020 года, г. Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2021 - С. 6-10.

18. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

References:

1. Khesin B.L. The mechanism of the modern Russian state. Dis. ... cand. jurid. Sciences. N. Novgorod. 2001. p. 35.

2.Denisov A.I., Radzhabov S.A. Theory of the Soviet state. Dushanbe. 1978. pp. 196-197.

3. Baitin M.I. Mechanism of the modern Russian state //Jurisprudence. 1996. No. 3. pp. 7-10.

4. Yusubov E.S. Theory of federalism in Russia. Tomsk. 2003. p. 14.

5.Lebedev M.P. The socialist nature of the mechanism of the state in the Czechoslovak People's Democratic Republic. Autoref. dis. ...cand. jurid. M., 1955. p. 7.

6. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

7.Radko T.N. Mechanism of the state. Theory of state and law. 2007. pp. 177-180.

8. Alekseev S.S. Theory of state and law. Textbook. M., 1985. pp. 221-224.

9.Grigonis E.P. Mechanism of the rule of law. St. Petersburg, 1999. p. 36.

10. Vorobyova N.A. Legal regulation of organizations and functioning of state power in the Russian Federation (issues of theory and practice). Dis. ...cand. jurid. sciences'. Sochi. 2008. p. 93.

11. Trashkova, S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

12. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

13.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Teplyashin I.V. Subjects of public control: some issues of legal status // Actual problems of combating crime: issues of theory and practice: materials of the XX International Scientific and Practical Conference (April 20-21, 2017): at 2 o'clock / ed. by N.N. Tsukanov; SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Krasnoyarsk: SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. - Part 1. - pp. 28-30.

15.Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18).

pp. 76-88.

16. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

17. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Principles of higher education in the context of the development of agrarian legal policy // Formation of legal culture of youth in the conditions of modern educational environment: materials of regional (interuniversity) scientific and practical conference (November 26, 2020, Krasnoyarsk) / Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2021 - pp. 6-10.

18. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.