ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)
DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_18 УДК 340.1*342.7
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ON THE QUESTION OF THE ESSENCE OF PUBLIC AUTHORITY: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];
FASTOVICH Galina Gennadievna,
Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law of the Law Institute Krasnoyarsk State Agrarian University.
660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается институт публичной власти, как одна из новелл конституционной реформы 2020 года. Автор отражает важность исследования единой системы публичной власти в контексте процессов демократизации правовой жизни, укрепления основ конституционного правопорядка, развития гражданского общества и эффективности функционирования органов государственного механизма.
Abstract: The article considers the institution of public authority as one of the novelties of the constitutional reform of 2020. The a uthor reflects the importance of studying a unified system of public authority in the context of the processes of democratization of legal life, strengthening the foundations of the constitutional legal order, the development of civil society and the effectiveness of the functioning of the bodies of the state mechanism.
Ключевые слова: эффективность, государственный механизм, публичная власть, конституционные реформы, новеллы законодательства.
Keywords: efficiency, state mechanism, public authority, constitutional reforms, legislative novelties.
Дата направления статьи в редакцию: 21.02.2022
Конституционная реформа 2020 года закрепила в Конституции Российской Федерации институт «единой системы публичной власти», который представляюет из себя федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах и на основании Конституции Российской Федерации организационно-правовые, функциональные и финансово-бюджетные взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между ними.
В свою очередь государственное и муниципальное управление - две подсистемы единой системы государственной власти состоящей из органов государства, которые имеют свои функции и полномочия [8, с. 5-6]. В единую систему публичной власти входят как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. Тем не менее, единая система публичной власти не совпадает с системой государственного механизма. власти в разные исторические периоды наполнялась различным содержанием. В настоящее время единство власти можно понимать в трех основных аспектах. Как социальное единство, единство целей и направлений правовой деятельности, организационно-правовое единство. В силу этого установление категории «единая система публичной власти» в новой редакции Конституции рассматривается как важный и своевременный шаг.
Публичная власть представляет собой форму отношений в социуме, которая выражается в народной самоорганизации для достижения общественного интереса посредством принятия общеобязательных решений и использования специализированных механизмов и процедур как непосредственно, так и через специально формируемую систему органов управления. власти в разные исторические периоды наполнялась различным содержанием. В настоящее время единство власти можно понимать в трех основных аспектах. Как социальное единство, единство целей и направлений правовой деятельности, организационно-правовое единство. В силу этого. установление категории «единая система публичной власти» в новой редакции Конституции рассматривается как важный и своевременный шаг.
Несмотря на отсутствие легального определения понятия «публичная власть», системный анализ положений ст. ст. 3, 132 Конституции РФ позволяет говорить о важных характеристиках данного института. Полагаем, что органическими качествами публичной власти выступают соответственно:
- публичная власть, ее содержательный ресурс и управленческое воздействие направлено одновременно на государство, все общество, а также каждого конкретного человека [1, с. 31-32];
- публичная власть осуществляется как народом непосредственно, так и его частью, проживающей на конкретной территории, а также через специально создаваемые органы народного представительства и систему государственных и муниципальных органов, а также органов местного самоуправления;
- публичная власть является транспарентной,эффективность осуществления публичного управлениянапрямую зависит от открытости и гласности освещаемой информации и принимаемых органами власти решений, при этом уровень и качество результативности правовой деятельности допустимо установить посредством соответствующих критериев[2, с. 52-55];
- публичная власть при осуществлении соответствующих задач и функций находится под своеобразным общественным контролем и осуществляет тесное взаимодействие с институтами гражданского общества [3, с. 3-7; 5, с. 140-142].
- публичная власть обладает свойством общедоступности: каждый член общества имеет возможность участвовать в реализации той или иной формы власти, участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ);
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
- в системе организации публичной власти большое значение имеет правопорядок и законность, которые, в свою очередь, устанавливаются и укрепляются посредством конституционализации публичных правоотношений, формирования конституционно ориентированной, качественной и согласованной нормативной основы осуществления публичной власти [4, с. 45-46];
Публичная власть — это власть государства над обществом. Существует несколько подходов к классификации форм реализации публичной власти в Российской Федерации:
1) В зависимости от уровня реализации:
а) государственная власть: федеральная (ст. 11 Конституции РФ) и государственная власть субъектов РФ (федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»);
б) власть местного самоуправления (ст. ст. 3, 12, 130 Конституции РФ, федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), которая выступает формой публичной власти и является перспективным направлением научного анализа [6, с. 16-19];
в) общественная власть (власть общественных объединений, религиозных организаций, политических партий и др.).
Стоит отметить, что данная классификация частично нашла свое отражение в обновленных конституционных положениях. В частности, ч. 3 ст. 132 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.В свою очередь выделение общественной власти представлено в большей степени в научных работах советского периода и не находит своего буквального выражения в системе действующего российского законодательства^. с. 126-128].
2) В зависимости от способа реализации публичной власти: а) непосредственная демократия; б) представительная демократия.В наиболее общем виде данная классификация нашла свое отражение в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающей, что власть в РФ осуществляется народом непосредственно (с использованием соответствующих форм, таких как: референдум, свободные выборы, отзыв населением депутата или члена выборного органа местного самоуправления, сходы и собрания граждан, обращения граждан, участие граждан в публичных мероприятиях и др.), а также через соответствующие органы государственной власти (в первую очередь парламент на федеральном и региональном уровнях) и органы местного самоуправления.
3) Взависимости от осуществляемых функций: а) законодательная; б) исполнительная; в) судебная; г) иные формы.Данная классификация преимущественно основана на конституционном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Однако, учитывая сложность организации системы органов публичной власти, можно выделить иные «неклассические» направления деятельности («ветви») публичной власти, формируемые в соответствии с выполняемыми указанными органами функциями. Так, Президент РФ - президентская власть; Счетная палата РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - контрольно-надзорная власть; Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - финансовая власть.
Стоит полагать, что развитие института единой системы публичной власти обеспечит укрепление конституционного правопорядка и законности в государстве, позволит создать необходимые условия для развития гражданского общества, противодействия коррупции с непосредственным участием общественных институтов [9, с. 171-173]. Кроме этого, тесное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления способно выявить проблемные участки общественного развития, определить пробелы законодательного и организационного характера в сфере участия общественности в государственном управлении. При этом Конституция РФ имеет соответствующие ресурсы и средства организационно-правового, информационно-идеологического, коммуникативного характера, способные воздействовать на социальные отношения, укреплять правовую государственность, гарантировать процессы демократизации правовой жизни.
Библиогра фия:
1. Мухлынина М.М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. №2. С. 30-33.
2. Безруков А.В. Реализация идеи конституционализации правопорядка в условиях выявления, минимизации и устранения конституционных рисков // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5 (90). С. 44-56.
3. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования // Вестник Читинского государственного ун-та. 2011. №8(75). С.52-55.
4. Тепляшин И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 3-7.
5. Игнатенко В.А. Исследование проблем в противодействии коррупции институтами гражданского общества // Социальная интеграция и развитие этнокуль-тур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 138-147.
6. Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции // Юридический мир. 2020. №1. С. 15-20.
7. Мещеряков А.Н., Безруков А.В. Формирование концепции единой системы публичной власти в отечественном конституционном праве // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. №4 (41). С. 124-130.
8. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о функционировании государственного органа как составляющего элемента государственного механизма: теоретико-правовой аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 1 (169). С. 4-9.
9. Богатова Е.В., Бакаляс А.С. Причины коррупции: некоторые вопросы содержания и развития // Право и образование. 2019. № 2. С. 169-173.
References:
1. Mukhlynina M.M. The system of public power and issues of local self-government in the light of the 2020 amendment to the Constitution of the Russian Federation // State Service and personnel. 2020. No.2. pp. 30-33.
2. Bezrukov A.V. Realization of the idea of constitutionalization of the rule of law in the conditions of identification, minimization and elimination of constitutional risks // Actual problems of Russian law. 2018. No. 5 (90). pp. 44-56.
3. Teplyashin I. V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the mechanism of legal regulation // Bulletin of the Chita State University. 2011. No. 8 (75). pp. 52-55.
4. Teplyashin I.V. Public councils in the system of subjects of public control // State power and local self-government. 2019. No. 9. pp. 3-7.
5. Ignatenko V.A. Research of problems in combating corruption by civil society institutions // Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space. 2020. Vol. 1. No. 9. pp. 138-147.
6. Avakian S.A. Local self-government as a form of public power: constitutional expectations and real constructions // Legal World. 2020. No. 1. pp. 15-20.
7. Meshcheryakov A.N., Bezrukov A.V. Formation of the concept of a unified system of public power in domestic constitutional law // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No.4 (41). pp. 124-130.
8. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the question of the functioning of the state body as a constituent element of the state mechanism: theoretical and legal aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 1 (169). pp. 4-9.
9. Bogatova E.V., Bakalyas A.S. Causes of corruption: some issues of content and development // Law and education. 2019. No. 2. pp. 169-173.