Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Стома Валерий Сергеевич

В современном конституционном законодательстве в 2020 году введен институт единой системы публичной власти. Авторы указывают на необходимость исследования представленного института в контексте процессов демократизации правовой жизни, укрепления правопорядка и законности, развития гражданского общества. Рассматривается понятие и подходы к институту единой системы публичной власти, указываются формы его реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND PURPOSE OF THE UNIFIED SYSTEM OF PUBLIC POWER

The institute of a unified system of public power has been introduced in modern constitutional legislation since 2020. The authors point out the need to study the presented institute in the context of the processes of democratization of legal life, strengthening of the rule of law and the rule of law, the development of civil society. The concept and approaches to the institution of a unified system of public power are considered, the forms of its implementation in accordance with the Constitution of the Russian Federation are indicated.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_75 УДК 342

СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ THE CONTENT AND PURPOSE OF THE UNIFIED SYSTEM OF PUBLIC POWER

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

СТОМА Валерий Сергеевич,

магистрант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: ivt-sl@yandex.ru; VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, full member of the Russian Academy of Sciences, member of the RAJ, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: vav.70@mail.ru ;

STOMA Valery Sergeevich,

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: ivt-sl@yandex.ru

Краткая аннотация: В современном конституционном законодательстве в 2020 году введен институт единой системы публичной власти. Авторы указывают на необходимость исследования представленного института в контексте процессов демократизации правовой жизни, укрепления правопорядка и законности, развития гражданского общества. Рассматривается понятие и подходы к институту единой системы публичной власти, указываются формы его реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Abstract: The institute of a unified system of public power has been introduced in modern constitutional legislation since 2020. The authors point out the need to study the presented institute in the context of the processes of democratization of legal life, strengthening of the rule of law and the rule of law, the development of civil society. The concept and approaches to the institution of a unified system of public power are considered, the forms of its implementation in accordance with the Constitution of the Russian Federation are indicated.

Ключевые слова: единая система публичной власти, органы государства, органы местного самоуправления, гражданское общество, права человека, Конституция, Президент России, Государственный Совет.

Keywords: unified system of public power, state bodies, local self-government bodies, civil society, human rights, Constitution, President of Russia, State Council.

Дата направления статьи в редакцию: 22.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Российская Федерация формирует стратегические задачи, нормирует плановые направления работы органов власти, связанные с повышением качества жизни населения [17]. Осуществляемые в Российском государстве конституционно-правовые процессы, обусловленные рядом объективных факторов экономического, политического, социального и иного характера, предопределили новую парадигму реформ, в центре которых, априори, находится собственно вопрос об организации и функционирования публичной власти [18].

В современной России 2020 год стал знаковым, поскольку его можно характеризовать в качестве отправной точки для теории и практики российского конституционализма. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 годя он обратил внимание на то, что: «И в настоящее время запрос на перемены в российском обществе прослеживается весьма очевидно, причем он исходит от самих людей, «зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять

там, где они живут, работают — в городах, селах, по всей стране» [16]. Значимым фактором развития российской правовой политики в сфере единой системы публичной власти стала конституционно-правовая реформа 2020 года, в результате которой в российском Основном законе получил закрепление институт «единая система публичной власти». Так, в силу ч. 3 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти (как федеральные органы государственной власти РФ, так и органы государственной власти субъектов РФ) в совокупности образуют единую систему публичной власти и строят свое взаимодействие в целях эффективного решения возложенных на них задач в интересах, проживающего на соответствующей территории населения [1]. Более того, как верно отметил Ю.Н. Старилов правовая категория «публичная власть» непосредственно включена и в содержание иных статей Конституции Российской Федерации.В частности, п. «г» ст. 81указывает, что «организация публичной власти» находится в ведении Российской Федерации; «единая система публичной власти» (ч. 2 ст. 80 Конституции; здесь вообще идет речь по его мнению об органах, составляющих единую систему публичной власти); «организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается ... федеральным законом» (ч. 1 ст. 67 Конституции); «особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом» (ч. 3 ст. 131 российской Конституции) [13, с. 20-31].

Следует отметить, что собственно слово «публичный» рассматривается в толковом словаре современного русского языка, как: «общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, не частный» [14].

Как видно, существовавшая до конституционных поправок 2020 года система с разграничением власти на государственную (включающую в себя федеральную и региональную) и муниципальную теперь объединяется в одно большое понятие системы публичной власти. Специалисты указывают, что данные изменения направлены на проведение крупномасштабной реформы и выступили в качестве импульса развития конституционно-правовой науки [2, с. 125]. Введенная в Конституцию РФ категория «единая система публичной власти» базируется на основополагающих понятиях «государственность» и «государство», означающих политическое объединение многонационального российского народа в рамках единой политической организации. Представляется, что данные вопросы требуют системного, планомерного научно-методологического исследования, при непосредственном использовании знаний и концепций межотраслевого характера. В процессе данного исследования важно задействовать такие институты как гражданское общество, общественный контроль [3, с. 39-44], национальная безопасность, суверенитет, права человека, муниципальная власть [4, с. 19-24], эффективное юридическое образование [5, с. 69-70].

Так, в конце 2020 года в российской правовой системе появилось легальное определение единой системы публичной власти в результате принятия Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» [6], где указывается, что под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий социально-экономического развития государства.

Установление единой системы публичной власти призвано, во-первых, консолидировать деятельность всех органов государственной власти, а также и органов местного самоуправления в решении социально-экономических задач, стоящих перед государством, во-вторых, объединить усилия всех органов различного уровня в реализации прав и свобод личности, в-третьих, создать максимальные условия для координации и взаимодействия между органами власти и управления различного уровня [7, с. 96].

В свою очередь стоит признать, что рассматриваемый институт формируется путем взаимосвязи, переплетения органов государства и органов местного самоуправления в содержании публичной власти как ранее существующей категории. В специальной литературе указываются соответствующие качества публичной власти: осуществление проводится в интересах всего народа; публичная власть осуществляется как народом непосредственно, так и его частью, а также через специально создаваемые органы народного представительства и систему государственных и муниципальных органов; публичная власть является транспарентной, эффективность осуществления публичного управления напрямую зависит от открытости и гласности освещаемой информации и принимаемых органами власти решений [8, с. 52-55]; публичная власть при осуществлении соответствующих задач и функций основывается на тесном сотрудничестве с гражданским обществом [9, с. 167]. ее содержательный ресурс и управленческое воздействие направлено одновременно на государство и все общество [10, с. 31-32].

Обеспечение взаимодействия публичной власти лежит на Президенте РФ и Государственном Совете РФ, которые выполняют общие функции регулирования в системе публичной власти, это указывает на отсутствие необходимости регулировать этот вопрос совместно с субъектами РФ. В этой связи, институт публичной власти позволяет сформировать современную модель взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, повысить качество противодействия коррупции и устранения ее причин [11, с. 170-172], обеспечить конституционные гарантии предоставления государственных и муниципальных услуг в целях реализации конституционных прав личности [12, с. 28-29].

Следует с мнением тех авторов, которые указывают на то, что происходит обновление основных параметров государственного механизма путем формирования конституционно регулируемой единой системы публичной власти. Данная система состоит из органов государственной власти и органов местного самоуправления и направлена на создание необходимых условий и возможностей для наиболее эффективного решения задач и функций в интересах российского сообщества и территории страны в целом [15, с. 76-88]. Синхронность правовых преобразований и взаимная обусловленность социальных практик как система принципов устойчивого и последовательного претворения в правовую жизнь государственных установлений охватывает практически все области жизнедеятельности человека.

В условиях новых вызовов конца первого двадцатилетия XXI века, в том числе вызова пандемии новой коронавирус-ной инфекции COVID-19 - вирус SARS-CoV-2, принцип единства публичной власти имеет важное практическое значение. Ко-ронавирусная инфекция, с которой столкнулось человечество, принесла массу проблем как глобальному, так и региональным социумам. Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) и Международный комитет по таксономии вирусов включили «коронавирусную инфекцию (COVID-19)» в Международную классификацию болезней. Тем самым ВОЗ получила право официально объявлять меры по обеспечению готовности и призывать государства к реагированию на это заболевание. 11 марта 2020 года ВОЗ официально признала вспышку болезни, вызванную COVID-19, пандемией. Спецификой новой корона-вирусной инфекции является ее высокая контагиозность (способность распространяться) и чрезвычайно агрессивная патоген-ность (способность вызывать болезнь и осложнения) [19, с. 17-21]. Высшие конституционные ценности непосредственно сам человек и гражданское общество - являются действенным механизмом всех публично-властных подсистем муниципального, регионального и федерального уровней.

Таким образом, конституционные поправки 2020 года закрепили единство системы органов трех уровней. Трехуровневое деление единой системы публичной власти означает, что с учетом федеративной организации государственной власти и самостоятельности местного самоуправления все органы, осуществляющие властные полномочия, объединены одной стратегической задачей - обеспечением интересов российского многонационального народа.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.

2. Мещеряков А.Н., Безруков А.В. Формирование концепции единой системы публичной власти в отечественном конституционном праве // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 4 (41). С. 124-130.

3. Тепляшин И.В. Нормативные правовые основы общественного контроля: система источников, этапы формирования, перспективы развития // Современное право. 2020. № 6. С. 39-44.

4. Баркова О.И., Власов В.А., Мизиренкова Е.А. Общественный контроль над объектами культурного наследия в муниципальных образованиях как важнейшая теоретическая и практическая проблема власти и гражданского общества // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 19-24.

5. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Показатели эффективности высшего юридического образования: деятельность профессорско-преподавательского состава // Российская юстиция. 2021. № 3. С. 69-70.

6. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации» // СПС Консультант

Плюс.

7. Авдеев Д.А. Проблемы легитимации публичной власти в современной России // Вестник Тюменского государственного ун и-верситета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Т. 7. № 1. С. 95-111.

8. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8 (75). С. 52-55.

9. Фастович Г.Г., Письменных А.Ю. Содержание публичной власти: конституционно-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2021. № 2 (194). С 167-169.

10. Мухлынина М.М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 30-33.

11. Богатова Е.В., Бакаляс А.С. Причины коррупции: некоторые вопросы содержания и развития // Право и образование. 2019. № 2. С. 169-173.

12. Власов В.А. Правовая природа государственных и муниципальных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 12. С. 28-29.

13. Старилов Ю.Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2020. № 1 (40). С. 20-31.

14. Ушаков. Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014.

15. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020 г. // Российская газета. 2020. № 7. 16 января.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

18. Тепляшин П.В., Тепляшин И.В. Ресурсы общественного участия в функционировании уголовно-исполнительной системы России // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 2 (59). С. 13-16.

19. Власов В.А, Приставка Е.Е., Назмутдинова Р.Р. Отдельные меры государственной поддержки субъектов микро, малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 17-21.

References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS Konsul'tant Plyus.

2. Meshcheryakov A.N., Bezrukov A.V. Formirovanie koncepcii edinoj sistemy publichnoj vlasti v otechestvennom konstituci-onnom prave // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. № 4 (41). S. 124-130.

3. Teplyashin I.V. Normativnye pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya: sistema istochnikov, etapy formirovaniya, per-spektivy razvitiya // Sovremennoe pravo. 2020. № 6. S. 39-44.

4. Barkova O.I., Vlasov V.A., Mizirenkova E.A. Obshchestvennyj kontrol' nad ob"ektami kul'turnogo naslediya v municipal'-nyh obrazovaniyah kak vazhnejshaya teoreticheskaya i prakticheskaya problema vlasti i grazhdanskogo obshchestva // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 1 (169). S. 19-24.

5. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Pokazateli effektivnosti vysshego yuridicheskogo obrazovaniya: deyatel'nost' professorsko-prepodavatel'skogo sostava // Rossijskaya yusticiya. 2021. № 3. S. 69-70.

6. Federal'nyj zakon ot 08.12.2020 № 394-FZ «O Gosudarstvennom Sovete Rossijskoj Federacii» // SPS Konsul'tant Plyus.

7. Avdeev D.A. Problemy legitimacii publichnoj vlasti v sovremennoj Rossii // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2021. T. 7. № 1. S. 95-111.

8. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Kriterii effektivnosti mekhanizma pravovogo regulirovaniya // Vestnik CHitinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 8 (75). S. 52-55.

9. Fastovich G.G., Pis'mennyh A.YU. Soderzhanie publichnoj vlasti: konstitucionno-pravovoj aspekt // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 2 (194). S 167-169.

10. Muhlynina M.M. Sistema publichnoj vlasti i voprosy mestnogo samoupravleniya v svete popravki 2020 goda k Konstitucii Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 2. S. 30-33.

11. Bogatova E.V., Bakalyas A.S. Prichiny korrupcii: nekotorye voprosy soderzhaniya i razvitiya // Pravo i obrazovanie. 2019. № 2. S.

169-173.

12. Vlasov V.A. Pravovaya priroda gosudarstvennyh i municipal'nyh kontraktov // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samo-upravlenie. 2009. № 12. S. 28-29.

13. Starilov YU.N. Gosudarstvennoe upravlenie v sisteme edinoj publichnoj vlasti: terminologicheskij itog konstitucionnoj reformy // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2020. № 1 (40). S. 20-31.

14. Ushakov. D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. M.: Adelant, 2014.

15. Fastovich G.G., SHitova T.V. K voprosu ob effektivnosti edinoj sistemy publichnoj vlasti // Social'no-ekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2020. № 4 (18). S. 76-88.

16. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF ot 15.01.2020 g. // Rossijskaya gazeta. 2020. № 7. 16 yanvarya.

17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // SZ RF. 2018. № 20. St. 2817.

18. Teplyashin P.V., Teplyashin I.V. Resursy obshchestvennogo uchastiya v funkcionirovanii ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2021. № 2 (59). S. 13-16.

19. Vlasov V.A, Pristavka E.E., Nazmutdinova R.R. Otdel'nye mery gosudarstvennoj podderzhki sub"ektov mikro, malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyah pandemii koronavirusnoj infekcii COVID-19 // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 7 (199). S. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.