Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
920
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются формы взаимодействия правоохранительной органов и гражданского общества. Автор приходит к выводу, что одним из важнейших аспектов противодействии коррупции и эффективной деятельности правоохранительных органов будет выступать активная позиция институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

The article examines the forms of interaction between law enforcement agencies and civil society. The author comes to the conclusion that one of the most important aspects of combating corruption and the effective activity of law enforcement agencies will be the active position of civil society institutions.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_66 УДК 342.726

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT BODIES AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

FASTOVICH Galina,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются формы взаимодействия правоохранительной органов и гражданского общества. Автор приходит к выводу, что одним из важнейших аспектов противодействии коррупции и эффективной деятельности правоохранительных органов будет выступать активная позиция институтов гражданского общества.

Abstract: The article examines the forms of interaction between law enforcement agencies and civil society. The author comes to the conclusion that one of the most important aspects of combating corruption and the effective activity of law enforcement agencies will be the active position of civil society institutions.

Ключевые слова: эффективность, государственное регулирование, правоохранительная деятельность, гражданское общество, общественный контроль, эффективность правовой деятельности, коррупция.

Keywords: efficiency, state regulation, law enforcement, civil society, public control, efficiency of legal activity, corruption.

Дата направления статьи в редакцию: 21.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Особое место в деятельности правоохранительных органов отводится их взаимодействию с институтами гражданского общества, а именно состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов, который приводит к достижению социальных благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, развитие гражданского общества. Данное положение в полной мере находит отражение и в приоритетных принципах деятельности полиции. Так, например Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции", закрепляет обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Одним из важнейших принципов, обеспечивающего права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граждан, реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа ОВД в целом [2].

Стоит отметить, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность охватывает различные сферы жизни современного общества, а именно от охраны конституционного (государственного) строя до охраны культуры и духовности общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, а также выполнение других важных функций - также относится к многообразной и многоплановой деятельности правоохранительных органов.

Одним из важных аспектов эффективного взаимодействия правоохранительных органов и общества и выступает определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции, так как без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Так, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В соответствии с Конституцией РФ правоохранительные органы занимают одно ключевых место в деятельности государственного механизма современной Рос-

сии, выполняя ключевые задачи по обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод человека. Степень эффективной деятельности государственного механизма, его преимущества и недостатки по сравнению с другими правовыми категориями находятся в прямой зависимости от деятельности государственных органов, где особое место отводится правоохранительным структурам. Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством наделены рядом задач, которые осуществляются в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. Можно говорить о том, что правоохранительная деятельность, как государственная или санкционированная государством деятельность, осуществляется с целью охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В рамках такой деятельности осуществляется профилактика нарушений прав человека путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного конституционного порядка. Правоохранительная деятельность включает в себя три составляющие: охрана существующего в государстве правопорядка, защита существующего правопорядка, предупреждение нарушений существующего в государстве правопорядка. Если деятельность органа государственной власти или иной организации связана только с одной или двумя составляющими, то он (она) вряд ли может быть причислен(-а) к числу правоохранительных, а выступает либо правозащитным, либо контрольно-надзорным органом и др. При этом согласно точки зрения Р.В. Шагиевой правоохранительная деятельность по полноте своего содержания должна включать полный комплекс указанных составляющих [1].Среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Пока данный антикоррупционный механизм во многом декларативен. Для улучшения ситуации требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры у граждан и государственных служащих, с другой - совершенствование качества правотворчества и реализации норм права. Так, граждане могут быть привлечены к организационно-управленческой деятельности государства через их участие в охране общественного порядка, где требуется соответствующий уровень и характер их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом.

В юридической науке к частному механизму, обеспечивающму обратную связь государства и гражданского общества, относится правовой мониторинг. В рассматриваемой сфере он реализуется как систематическое отслеживание уровня коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов, определение динамики данного уровня. Осуществлением мониторинга занимаются не только органы публичной власти, но и общественные институты. Ведь без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Потому Российское государство и общество должны совместно формировать правовой механизм борьбы с коррупцией. Таким образом, одним из ключевых условий противодействия коррупции в России выступает участие в данном процессе представителей гражданского общества, основа которого - обратная связь государства с гражданским обществом.

При всей широте возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции, предоставляемых российским законодательством, нельзя не отметить их декларативность и неконкретность, равно как и неопределенность форм и механизмов их реализации. Особенно остро стоит вопрос обеспечения обратной связи с государством при реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Как было отмечено участниками круглого стола «Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией» при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ «...В настоящее время расчет на то, что сама практика взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества определит механизмы прямой и обратной связи в порядке самоорганизации, не оправдался, полная свобода антикоррупционной общественной деятельности может порождать деструктивные проявления, политическую спекуляцию на теме борьбы с коррупцией. В итоге мы наблюдаем либо пассивность общества в борьбе с коррупцией, либо неконструктивную критику государства и его институтов» [3]. Действительно недостаточная четкость приоритетов и форм государственной политики по привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, отсутствие согласованного обеспечения обратной связи в этом вопросе снижает эффективность совместного противодействия коррупции. На наш взгляд именно государство является тем правовым субъектом, который определяет формы взаимодействия гражданского общества и право-

охранительных органов. Также важным аспектом эффективного обеспечения антикоррупционной политики выступает определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции. Критерии определения может выступать заинтересованность граждан во взаимодействии, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества, определяемых сферой его деятельности. Эффективность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти -воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга в своей профессиональной деятельности [9].

Важно заметить, что нормативная база частно-публичного партнерства в противодействии преступлениям и правонарушениям в целом создана, но реализация нормативных положений, направленных на противодействие, в частности коррупции, далека от совершенства. Определенный задел данному направлению дает относительно недавно принятый Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который в ст. 8 наделяет граждан правом, в частности, информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях, участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, а также оказывать иное содействие правоохранительным органам. Фактически данный закон вторит обоснованной позиции А.М. Кононова о «возможности привлечения населения (граждан, проживающих на территории муниципального образования) к решению вопросов охраны общественного порядка в рамках муниципально-общественного формирования по охране общественного порядка» [4]. Социальная обусловленность принятия данного закона достаточно точно отразили А.Г. Елагин и С.А. Капитонов: «Формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должно всячески содействовать увеличению «функционального потенциала полиции», а если это необходимо -подключать для повышения его эффективности и собственные возможности» [5].

Также специалистами аргументировано отмечается, что «широкое участие общественности в профилактической деятельности позволит существенно снизить латентность преступности и её реальный уровень» [6]. Более глубинным направлением такого публично-частного партнерства должно стать дальнейшее предметное развитие законодательства. Например, принятие Федерального закона «О трудовых коллективах», обсуждение которого уже имели место более десяти лет назад. В этом плане заслуживает внимания Закон СССР от 17 июня 1983 года «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», в ст. 15 которого содержались положения о полномочиях трудовых коллективов в улучшении условий и охране труда.

На наш взгляд, важно проводить правовую политику в сфере функционирования правоохранительных органов, ОВД. Следующие меры позволят повысить качество и эффективность работы ОВД в современной России:

- широкое использование технических средств и научно-технического прогресса в деятельности соответствующих подразделений (криминалистических, оперативно-розыскных, следственных и пр.);

- привлечение общественности к деятельности правоохранительных структур, что может быть выражено в формировании общественных советов при соответствующих органах, повышении качества их деятельности с последующим освещением в средствах массовой информации [8];

- системный мониторинг промежуточных результатов работы ОВД в конкретных сферах, использование представленной информации в специализированных учебных заведениях ведомственного назначения;

- привлечение к работе отдельных подразделений ОВД представителей научно-исследовательских институтов, независимых экспертов, юристов-ученых, специалистов в узких областях;

- качественное и широкое привлечение граждан к охране общественного порядка [10], посредством участия народных добровольческих дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в работе органов полиции и иных подразделений ОВД;

- использование передового зарубежного опыта в сфере противодействия коррупции и иных правонарушений в органах внутренних дел.

Библиография:

1. Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Aдминистративное и муниципальное право. 2014. № 8.

2. Безруков A.ß. Участие правоохранительных структур в обеспечении конституционного права граждан на манифестации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4.

3. Тихомиров ЮЛ. "Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие" /отв. ред. ЮЛ. Тихомиров. "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ". 2013.

4. Кононов A.M. Проблема законодательной легитимизации участия граждан в охране общественного порядка и варианты ее решения // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 10.

б. Елагин A.r., Капитонов СЛ. Aдминистративный потенциал полиции и безопасность в обстановке формирования

российского правового государства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 4. С. 33.

6. Aлексеева A^. Перспективы дальнейшего реформирования российских органов внутренних дел и повышение качества работы по борьбе с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. S1;

7. Тепляшин И.В., Новиков Д.О. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка // Вестник Казанского института МВД России. 2015. №3 (21). С. 17-1S.

5. Фастович Г.Г., Щекин A^. К вопросу о мерах по повышению эффективности государственного механизма (на примере исследования AПК России) // Aграрное и земельное право. 2020. № 2 (182). С. 19-20.

9. Фастович Г.Г., Кукузеева AB., Мустафина ВА. Соотношение международного и национального права: теоретико-правовой аспект // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 78-S1.

10. Власов ВА., Маслова О.Ю., Макарова A.A. Некоторые актуальные направления модернизации развития института местного самоуправления как публично-властной системы // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4 (172). С. 34-3S.

References (transliterated):

1. SHagieva R.V., SHagiev B.V. Pravoohranitel'naya deyatel'nost': problemy teoreticheskogo obosnovaniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 8.

2. Bezrukov A.V. Uchastie pravoohranitel'nyh struktur v obespechenii konstitucionnogo prava grazhdan na manifestacii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 4.

3. Tihomirov YU.A. "Uchastie institutov grazhdanskogo obshchestva v bor'be s korrupciej: Nauchno-prakticheskoe posobie" /otv. red. YU.A. Tihomirov. "Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF". 2013.

4. Kononov A.M. Problema zakonodatel'noj legitimizacii uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka i varianty eyo resheniya // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2010. № 4. S. 10.

6. Elagin A.G., Kapitonov S.A. Administrativnyj potencial policii i bezopasnost' v obstanovke formirovaniya rossijskogo pravovogo gosudarstva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. 2012. № 4. S. 33.

6. Alekseeva A.P. Perspektivy dal'nejshego reformirovaniya rossijskih organov vnutrennih del i povyshenie kachestva raboty po bor'be s prestupnost'yu // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2014. № 1. S. 81 ;

7. Teplyashin I.V., Novikov D.O. Pravovoe regulirovanie uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka // Vestnik Kazanskogo instituta MVD Rossii. 2015. №3 (21). S. 17-1S.

5. Fastovich G.G., SHCHekin A.YU. K voprosu o merah po povysheniyu effektivnosti gosudarstvennogo mekhanizma (na primere issledovaniya APK Rossii) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 2 (182). S. 19-20.

9. Fastovich G.G., Kukuzeeva A.V., Mustafina V.A. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i nacional'nogo prava: teoretiko-pravovoj aspekt // Epoha nauki. 2018. № 16. S. 78-S1.

10. Vlasov V.A., Maslova O.YU., Makarova A.A. Nekotorye aktual'nye napravleniya modernizacii razvitiya instituta mestnogo samoupravleniya kak publichno-vlastnoj sistemy // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 4 (172). S. 34-3S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.