9. Катков М.Н. Идеология охранительства. М., 2009.
10. Победоносцев К.П. Свобода совести и терпимость// Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.
11. Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М., 2005.
12. Ленин В.И. Сочинения. изд. 2-е, испр. и доп. Л., 1926.
13. Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос: Сборник избранных статей и речей / Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (б). М.: Партиздат, 1936. 232 с.
14. Литературное наследие Г.В. Плеханова: Сборник / Под ред. А.В. Луначарского, Ф.Д. Кретова, Р.М. Плехановой. М.: Соцэкгиз, 1934-1940. 8 т. Сб. 7: Борьба с религией и богоискательством, 1939. 359 с.
15. Рейснер М.А. Церковь и государство. Свобода и тирания в делах веры. Петроград: Тип. Т-ва Птгр. Печ. Произв. И.Р. Белопольский, 1917. 16 с.
16. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм// Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. 622 с.
17. Бакунин М.А. Избранные сочинения. Т. 2. Кнуто-Германская империя и социальная революция. СПб., 1919. 295 с.
18. Гордон А.В. Коллизия этической мысли России на рубеже XIX - XX вв. (П.А. Кропоткин и К.П. Победоносцев) // К 170-летию со дня рождения П.А. Кропоткина (материалы и исследования). Сборник материалов IV Международных Кропоткинских чтений. Дмитров, 2012.
References and Sources
1. Muhan'ko R.N., Mordovcev A.Yu., Apol'skij E.A. Koncepciya religioznoj bezopasnosti v gosudarstvenno-pravovom uchenii B.N. Chicherina // Pravo i praktika. 2019. № 3. S. 5-10.
2. Kozaev N.Sh., Fedorenko S.A. K voprosu pravovogo obespecheniya konfessional'noj bezopasnosti v sovremennoj Rossii // Pravo i praktika. 2019. № 3. S. 10-13.
3. Berdyaev N.A. Russkaya ideya. Parizh, 1971.
4. Homyakov D.A. Pravoslavie, samoderzhavie, narodnost'. Monreal', 1982.
5. Polyakov A.V. Obshchaya teoriya prava. SPb., 2002.
6. Mordovcev A.Yu., Popov V.V. Rossijskij pravovoj mentalitet. Rostov n/D, 2007.
7. Berdyaev N.A. Smysl istorii. M., 1990.
8. Pobedonoscev K.P. Edinstvo very// Pobedonoscev K.P. Sochineniya. SPb., 1996.
9. Katkov M.N. Ideologiya ohranitel'stva. M., 2009.
10. Pobedonoscev K.P. Svoboda sovesti i terpimost'// Pobedonoscev K.P. Sochineniya. SPb., 1996.
11. Men'shikov M.O. Pis'ma k russkoj nacii. M., 2005.
12. Lenin V.I. Sochineniya. izd. 2-e, ispr. i dop. L., 1926.
13. Stalin I.V. Marksizm i nacional'no-kolonial'nyj vopros: Sbornik izbrannyh statej i rechej / In-t Marksa-Engel'sa-Lenina pri CK VKP (b). M.: Partizdat, 1936. 232 s.
14. Literaturnoe nasledie G.V. Plekhanova: Sbornik / Pod red. A.V. Lunacharskogo, F.D. Kretova, R.M. Plekhanovoj. M.: Socekgiz, 1934-1940. 8 t. Sb. 7: Bor'ba s religiej i bogoiskatel'stvom, 1939. 359 s.
15. Rejsner M.A. Cerkov' i gosudarstvo. Svoboda i tiraniya v delah very. Petrograd: Tip. T-va Ptgr. Pech. Proizv. I.R. Belopol'skij, 1917. 16 s.
16. Bakunin M.A. Federalizm, socializm i antiteologizm// Bakunin M.A. Filosofiya. Sociologiya. Politika. M.: Pravda, 1989. 622 s.
17. Bakunin M.A. Izbrannye sochineniya. T. 2. Knuto-Germanskaya imperiya i social'naya revolyuciya. SPb., 1919. 295 s.
18. Gordon A.V. Kolliziya eticheskoj mysli Rossii na rubezhe XIX - XX vv. (P.A. Kropotkin i K.P. Pobedonoscev) // K 170-letiyu so dnya rozhdeniya P.A. Kropotkina (materialy i issledovaniya). Sbornik materialov IV Mezhdunarodnyh Kropotkinskih chtenij. Dmitrov, 2012.
МУХАНЬКО РОМАН НИКОЛАЕВИЧ - аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Таганрогский институт управления и экономики ([email protected]).
MUKHANKO, ROMAN N. - Ph.D. student, Department of Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management.
УДК 340.13:342.5:342.7
фастович г.г.
социальная политика современной россии (на примере принципа нуждаемости граждан при предоставлении мер социальной
поддержки)
Ключевые слова: социальная политика, государственный механизм, государственная политика, конституция Российской Федерации, социальные права, принципы права, принцип нуждаемости.
В статье рассматриваются отдельные вопросы социальной политики Российской Федерации. Обосновывается актуальность темы, основанная на высокой общественной роли и динамике социальных отношений, нуждающихся в системном гарантировании со стороны управленческих структур. Предметом исследования также выступают приоритеты социальной политики во взаимосвязи с таким принципом как нуждаемость граждан при предоставлении мер социальной поддержки. Автор обращает внимание на необходимость использования стратегических документов, плановых нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять правовое обеспечение развития социальной политики и механизмов поддержки граждан.
FASTOVICH, G.G.
SOCIAL POLICY OF MODERN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE PRINCIPLE OF NEEDS OF CITIZENS WHEN
PROVIDING MEASURES OF SOCIAL SUPPORT)
Keywords: social policy, state mechanism, state policy, constitution of the Russian Federation, social rights, principles of law, principle of necessity.
In the article considers certain issues of social policy of the Russian Federation. It substantiated the relevance of the topic, based on the high social role and dynamics of social relations, requiring systemic guarantee from the side of management structures. The subject of the study is also the priorities of social policy in conjunction with such a principle as the necessity of citizens to provide social support measures. The
author draws attention to the necessity to use strategic documents, planned normative legal acts that allow legal provision for the development of social policies and mechanisms to support citizens.
В современных условиях развития российского общества, укрепления основ государственности, очень важно уделить внимание правам человека, установить их стратегическое значение и определить механизмы эффективного гарантирования. Возникает необходимость проведения системного исследования правовых основ функционирования государственной власти, состояния конституционного правопорядка и законности. Первоочередное значение приобретают вопросы организации и функционирования государственного механизма, путей законодательного совершенствования управленческих отношений с участием негосударственных структур [1, с. 33-37].
В рамках предмета исследования стоит указать на значение правовой политики, как системы организационно-правовых, информационно-идеологических и материальных средств, методов и технологий, направленных на концептуальное формирование эффективной модели реализации и гарантирования прав и свобод человека и гражданина в соответствующей области общественных отношений. Правовая политика обусловлена надлежащим уровнем и качеством функционирования всего аппарата управления, необходимым взаимодействием с общественными объединениями и передовыми структурами гражданского общества. При этом правовая политика охватывает многие стратегические направления государственной деятельности: правотворчество, правоприменение, правосудие, работу органов государственной и муниципальной власти, механизм противодействия коррупции и пр. [2, с. 5-7].
Полагаем, что социальная сфера, механизмы социальной поддержки граждан и гарантирования их социальных прав также могут быть обличены в матрицу социальной политики государства. Отдельные грани и принципы социальной правовой политики в специальной литературе сегодня освещаются [3, с. 26-31], выступают предметом исследования в рамках научных мероприятий [4, с.149], что демонстрирует перспективность данного научно-исследовательского направления и возможность практического воплощения его содержания и идей.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2020 году в своем послании было отмечено, «что социальная поддержка со стороны государства должна систематически совершенствоваться и выступать адресным характером, а также быть понятной каждому гражданину страны» [5]. Адресный характер социальной защиты населения Российской Федерации, оказываемой именно нуждающимся в ней категориям граждан, является одним из важнейших критериев эффективности государственного механизма. Однако в ходе претворения социальной политики в жизнь на практике могут быть реализованы иные критерии результативности данной сферы государственного управления [6, с. 26-30].
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 26.3 федерального закона от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости [7]. Тот факт, что социальная поддержка должна оказываться гражданам, которые действительно в ней нуждаются, не вызывает сомнения.
Тем не менее, федеральное законодательство, закрепив право субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости, не определило ни самого такого понятия, ни даже основных принципов установления критериев и их содержания. Это дало субъектам Российской Федерации полную свободу законотворчества в указанной сфере. Речь не идет об установленных статьей 15 федерального закона от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» основаниях признания граждан нуждающимся в социальном обслуживании [8], поскольку в рамках данной статьи рассматриваются только дополнительные меры социальной поддержки. Такие меры, согласно статье 26.3-1 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», субъекты Российской Федерации устанавливают за счет собственных бюджетных средств, что мнению
отдельных исследователей может выступать в известной мере социальным риском, требующим своего решения [9, с. 42-43]. Действительно, финансирование таких мер социальной поддержки не является обязанностью субъекта и осуществляется при наличии финансовых возможностей и соответствующих параметров регионального бюджета. При этом указанные меры предоставляются, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости.
Однако не стоит забывать, что, согласно статье 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также других обстоятельств [10]. Исходя из этого, собственное правовое регулирование субъектов Российской Федерации должно соответствовать общим положениям и принципам в рамках единой системы правового регулирования.
Более того, с 01 июля 2020 года, когда многонациональный народ в рамках общероссийского голосования поддержал изменения в Конституции Российской Федерации, социальный характер российского государства еще более упрочнился в конституционном измерении. Стоит признать, что закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [11] внес значительный вклад в формирование и развитие социальной правовой политики современной России. Здесь следует обратить внимание на следующие положения Конституции Российской Федерации: ст. 71 (установлены единые правовые основы системы здравоохранения), ст. 72 (введен принцип здорового образа жизни), ст. 75 (гарантировано пенсионное обеспечение, определен принцип адресной социальной поддержки граждан), ст. 751 (введен институт социального партнерства и социальной солидарности), ст. 114 (закреплена обязанность Правительства Российской Федерации обеспечивать функционирование системы социальной защиты инвалидов). Данные изменения несомненно конкретизировали и усилили социальные права российских граждан.
Соответственно, реализация права субъектов РФ на установление критериев нуждаемости должна базироваться на общих принципах и нормах, установленных в рамках данной конституционной реформы. При этом пунктом 5 статьи 8 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» от 29.12.2015 г. установлено, что методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке иреализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения [12].
В рамках реализации указанных положений в 2016 году Минтрудом России был разработан проект приказа «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки» [13]. Но данный документ так и остался на уровне проекта, причем, возможно, по причинам, о которых будет сказано ниже. Методические рекомендации дают основные понятия, а также устанавливают принципы расчета и порядок оценки нуждаемости граждан. Однако ряд его положений имеет весьма неопределенное содержание, а некоторые имеют даже коррупционные составляющие, поскольку могут быть произвольно истолкованы правоприменителями. Так, в методических рекомендациях определено понятие семьи, которое используется при определении совокупного дохода семьи, влияющего на определение нуждаемости. Семья - это совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы). Однако если установить факт совместного проживания еще можно, то совершенно непонятно, как доказать факт совместного ведения хозяйства. Можно привести простой пример. На одной жилплощади проживает одинокая мать с ребенком и ее двоюродная сестра. При этом доход матери ниже прожиточного минимума, а ее сестра получает доход выше среднего в регионе.
Соответственно при суммировании их доходов мать с ребенком уже не будет считаться нуждающейся и теряет право на меры социальной поддержки. Но остается неучтенным тот факт, что мать с ребенком и сестра живут фактически самостоятельно и одна из сестер не должна иметь обязанность по содержанию ребенка другой.
Под мерами социальной поддержки понимаются предоставляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации семье или гражданину регулярные или единовременные денежные выплаты, социальные услуги, жизненно необходимые товары. Однако ряд мер социальной поддержки предоставляется гражданам на основании принадлежности к определённой категории, что не предполагает необходимость наличия нуждаемости как таковой. Например, на территории Красноярского края установлены меры социальной поддержки ветеранов, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также женщин, награжденных знаком «Материнская слава». Остается неясным, ко всем ли из этих категорий граждан необходимо применять критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.
Основания отказа в предоставлении мер социальной поддержки на основании оценки нуждаемости, содержащиеся в методических рекомендациях, и вовсе не выдерживают никакой критики. Достаточно обратить внимание на то, что при оценке имущественной обеспеченности учитывается не стоимостная, а количественная оценка такого имущества. Например, гражданам будет отказано в предоставлении мер социальной поддержки, если у них в собственности имеется два и более жилых помещений, либо доли в собственности при условии, что их суммарная площадь превышает установленный региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, приходящийся на 1 гражданина более, чем в полтора раза. При этом не учитывается тот факт, что стоимость равных по площади жилых помещений в крупном мегаполисе и в отдаленном селе далеко не равнозначна. То же самое можно сказать об учете имеющихся в собственности транспортных средствах, единственным критерием оценки которых является срок эксплуатации. Оценка имущества по количественным, а не оценочным, критериям изначально содержит признаки нарушения равенства прав граждан на меры социальной поддержки.
На основании анализа проекта приказа Минтруда становится очевидной необходимость четкого и однозначного регулирования на федеральном уровне как основных понятий, так и принципов расчета и оценки нуждаемости граждан при предоставлении мер социальной поддержки. С этой целью необходимо разработать типовой регламент по определению и порядка применения критерия нуждаемости граждан при предоставлении мер социальной поддержки. При этом важно учесть принцип общественного и научного присутствия, институт общественного контроля, работу общественных советов при соответствующих органах власти, мнение экспертного сообщества [14, с. 3-7; 15, с. 20-24]. Регламент может закреплять не только показатели исследуемого критерия, но и общий механизм формирования и деятельности соответствующей комиссии (рабочей группы), акты, принимаемые по результатам принимаемых решений.
Более того, закрепленные на федеральном уровне принципы оценки и расчета критериев нуждаемости должны быть сформулированы так, чтобы у правоприменителя не возникло возможности истолковать их неверно или не в пользу граждан, поскольку в таком случае: во-первых, не разрешится проблема, которой посвящена статья; во-вторых, произойдет нарушение основных принципов и норм международного права, которые, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью российского права и должны быть применены на федеральном и муниципальных уровнях единообразно [16, с. 33-34].
В этом случае субъекты Российской Федерации смогут осуществлять правовое регулирование критериев нуждаемости, основанное на единых подходах, но с учетом особенностей собственного региона. Здесь учесть региональные социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможности собственных бюджетов.
В итоге, социальную политику современной России можно охарактеризовать как совокупность организационных, правовых, информационных и идеологических мер и средств, направленных создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика обусловлена изменениями социальной структуры общества,
является динамичным отражением конституционно-правовых преобразований, основывается на учете принципов правового статуса человека и гражданина. При этом объективность критерия нуждаемости граждан при предоставлении мер социальной поддержки, как принцип эффективной социальной политики, является актуальным и требует пристального внимания со стороны законодателя, правоприменителя, общественности, юридической науки.
Литература и источники
1. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Конституционный правопорядок как условие развития гражданского общества в современной России // Современное право. 2018. № 12. С. 33-39.
2. Малько А.В., Гайворонская Я.В. Доктринальные акты как основной инструмент правовой политики // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 4-25.
3. Фомин А.А. Принципы социальной политики Российской Федерации в сфере преодоления бедности // Социальное и пенсионное право. 2019. № 3. С. 26-31.
4. Малько А.В., Костюков А.Н. Правовая политика в современной России: актуальные проблемы теории и практики (обзор материалов «круглого стола») // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 3. С. 142-152.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 г. // Российская газета. 2020. 16 янв.
6. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3 (51). С. 26-30.
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 7007.
9. Истомина Е.А. Динамика развития социальных рисков и защита от них// Социальное и пенсионное право. 2019. №4. С.40-44.
10. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
11. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
12. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» от 29.12.2015 № 388-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 1. Ст. 8.
13. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки» (подготовлен Минтрудом России 28.11.2016): [Электронный ресурс] // Гарант.ру, информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56593890/ (Дата обращения: 10.06.2020).
14. Тепляшин И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 3-7.
15. Матулов Б.Н. Участие негосударственных социально ориентированных субъектов в механизме реализации социальных прав граждан на местном уровне: проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право. 2020. № 1. С. 19-25.
16. Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019. № 4 (172). С. 32-35.
References and Sources
1. Bezrukov A. V., Teplyashin I.V. Konstitucionnyj pravoporyadok kak uslovie razvitiya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Sovremennoe pravo. 2018. № 12. S. 33-39.
2. Mal'ko A.V., Gajvoronskaya YA.V. Doktrinal'nye akty kak osnovnoj instrument pravovoj politiki // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki.
2018. № 1. S. 4-25.
3. Fomin A.A. Principy social'noj politiki Rossijskoj Federacii v sfere preodoleniya bednosti // Social'noe i pensionnoe pravo. 2019. № 3. S. 26-31.
4. Mal'ko A.V., Kostyukov A.N. Pravovaya politika v sovremennoj Rossii: aktual'nye problemy teorii i praktiki (obzor materialov «kruglogo stola») // Pravoprimenenie. 2018. T. 2. № 3. S. 142-152.
5. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 15.01.2020 g. // Rossijskaya gazeta. 2020. 16 yanv.
6. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Effektivnost' mekhanizma pravovogo regulirovaniya: analiz podhodov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 3 (51). S. 26-30.
7. Federal'nyj zakon «Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» ot 06.10.1999 № 184-FZ // SZ RF. 1999. № 42. St. 5005.
8. Federal'nyj zakon «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 28.12.2013 № 442-FZ // SZ RF. 2013. № 52. St. 7007.
9. Istomina E.A. Dinamika razvitiya social'nyh riskov i zashchita ot nih // Social'noe i pensionnoe pravo. 2019. № 4. S. 40-44.
10. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.
11. Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» ot 14.03.2020 № 1-FKZ // SZ RF. 2020. № 11. St. 1416.
12. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ucheta i sovershenstvovaniya predostavleniya mer social'noj podderzhki iskhodya iz obyazannosti soblyudeniya principa adresnosti i primeneniya kriteriev nuzhdaemosti» ot 29.12.2015 № 388-FZ // SZ RF. 2016. № 1. St. 8.
13. Proekt Prikaza Ministerstva truda i social'noj zashchity RF «Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij po ocenke nuzhdaemosti i ustanovleniyu kriteriev nuzhdaemosti pri predostavlenii organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i organami mestnogo samoupravleniya mer social'noj podderzhki» (podgotovlen Mintrudom Rossii 28.11.2016): [Elektronnyj resurs] // Garant.ru, informacionno-pravovoj portal. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56593890/ (Data obrashcheniya: 10.06.2020).
14. Teplyashin I.V. Obshchestvennye sovety v sisteme sub"ektov obshchestvennogo kontrolya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie.
2019. № 9. S. 3-7.
15. Matulov B.N. Uchastie negosudarstvennyh social'no orientirovannyh sub"ektov v mekhanizme realizacii social'nyh prav grazhdan na mestnom urovne: problemy i perspektivy // Social'noe i pensionnoe pravo. 2020. №2 1. S. 19-25.
16. Fastovich G.G. K voprosu o zashchite prav cheloveka (na primere analiza Postanovlenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 4 (172). S. 32-35.
ФАСТОВИЧ ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета ([email protected]). FASTOVICH GALINA G. - Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Krasnoyarsk State Autonomous Okrug ([email protected].).
УДК 340.1
петренко м.н.
государственно-правовое принуждение на современном (постиндустриальном) этапе общественного развития
Ключевые слова: государственно-правовое принуждение, принуждение, постиндустриальное общество, защита прав работника, легитимность, власть, нормативная регламентация
Использование государственно-правового принуждения на современном этапе общественного развития должно соответствовать особым требованиям, не типичным для предшествующих этапов общественной жизни. Выявление и теоретическое изучение указанных требований будет способствовать защищенности прав и свобод человека, а также укреплению легитимности государства. Вместе с тем, должного внимания в отечественной правовой науке данному вопросу не уделено. В итоге обоснован вывод о необходимости минимизации воспрепятствования профессиональной деятельности работника при использовании мер принуждения в современном обществе.
PETRENKO, M.N.
STATE-LEGAL COERCION AT MODERN (POST-INDUSTRIAL) STAGE OF SOCIAL DEVELOPMENT
Keywords: state-legal coercion, coercion, postindustrial society, employee rights protection, legitimacy, power, normative regulations.
The use of state-legal coercion at the modern stage of social development must meet special requirements, that aren't typical of the previous stages of social life. The identification and theoretical study of these requirements will contribute to the protection of human rights and freedoms, as well as strengthening the legitimacy of the state. At the same time, this issue hasn't been given due attention in the domestic legal science. As a result, it is concluded that it is necessary to minimize the obstruction of a person's professional activity when using coercive measures in modern society.
Выступления жителей Соединенных Штатов Америки, так или иначе связанные со смертью Д. Флойда при попытке его задержания полицией, наглядно продемонстрировали важность для современного человека вопросов применения представителями государственной власти мер принуждения. Указанный инцидент в прессе наделили множеством эпитетов, смысл многих из которых сводится к оценке деятельности офицеров полиции, как «явно выходящие за рамки необходимого силовые методы» [1]. Впрочем, применение представителями государственной власти США принуждения и ранее вызывало вопросы: например, смерть в 2014 году М. Брауна в результате действий полиции, когда он был, как указано в прессе, «хладнокровно застрелен» [1]. Однако гражданские выступления в США на тот момент не достигали столь значительных масштабов, как это произошло в наши дни.
Разумеется, и в 2014 г., и в 2020 г. к сложившейся ситуации привело огромное количество факторов. К ним следует отнести: недостаточную гуманность (вне зависимости от причин) и некомпетентность государственных служащих США, проявившуюся как на этапе нормотворчества, так и правоприменения; отсутствие надлежащей системы контроля за действиями полицейских (как ведомственного, так и внешнего), не позволивших в 2020 году не допустить того, о чем следовало задуматься, как минимум, по итогам 2014 года. Данный перечень можно продолжить. Вместе с тем, одним из факторов, повлекших значительные гражданские выступления в 2020 году, но не случившихся в полном объеме в 2014 году стало предсказанное еще К. Марксом изменение парадигм самого общества. Общества, так или иначе построенного с использованием общечеловеческих ценностей, заимствованных еще колонистами - переселенцами в Северную Америку. К означенным изменениям привела, в том числе, естественная эволюция социума, значимо изменившая за неполных 6 лет отношение своих членов к применению представителями государства мер принуждения.
Ответ на вопрос о специфических чертах государственно-правового принуждения (далее также - государственного принуждения) на современном этапе развития общества требует обращения к основным концепцим общественной эволюции.