Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_31 УДК 340.1*342.7
ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ INSTITUTE OF PUBLIC POWER IN MODERN RUSSIA: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];
Fastovich Galina Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье анализируется публичная власть как фундаментальный институт Российской Федерации. Автор рассматривает множественные понятие и подходы к определению института публичной власти. Обращается внимание на важность исследования единой системы публичной власти в контексте процессов демократизации правовой жизни, укрепления основ конституционного правопорядка и развития гражданского общества.
Abstract: The article analyzes public authority as a fundamental institution of the Russian Federation. The author considers multiple concepts and approaches to the definition of the institution of public authority. Attention is drawn to the importance of studying a unified system of public authority in the context of the processes of democratization of legal life, strengthening the foundations of constitutional law and order and the development of civil society.
Ключевые слова: эффективность, публичная власть, государственная политика, муниципальная власть, гражданское общество, меры государственного воздействия.
Keywords: efficiency, public authority, state policy, municipal authorities, civil society, measures of state influence.
Дата направления статьи в редакцию: 14.01.2022
Дата публикации: 28.02.2022
Публичная власть — это власть государства над обществом. Существует несколько подходов к классификации форм реализации публичной власти в Российской Федерации:
1) В зависимости от уровня реализации:
а) государственная власть: федеральная (ст. 11 Конституции РФ) и государственная власть субъектов РФ (федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»);
б) власть местного самоуправления (ст. ст. 3, 12, 130 Конституции РФ, федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), которая выступает формой публичной власти и является перспективным направлением научного анализа [6, с. 16-19];
в) общественная власть (власть общественных объединений, религиозных организаций, политических партий и др.).
Стоит отметить, что данная классификация частично нашла свое отражение в обновленных конституционных положениях. В частности, ч. 3 ст. 132 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. В свою очередь выделение общественной власти представлено в большей степени в научных работах советского периода и не находит своего буквального выражения в системе действующего российского законодательства [7. с. 126-128].
2) В зависимости от способа реализации публичной власти: а) непосредственная демократия; б) представительная демократия. В наиболее общем виде данная классификация нашла свое отражение в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающей, что власть в РФ осуществляется народом непосредственно (с использованием соответствующих форм, таких как: референдум, свободные выборы, отзыв населением депутата или члена выборного органа местного самоуправления, сходы и собрания граждан, обращения граждан, участие граждан в публичных мероприятиях и др.), а также через соответствующие органы государственной власти (в первую очередь парламент на федеральном и реги о-нальном уровнях) и органы местного самоуправления.
3) В зависимости от осуществляемых функций: а) законодательная; б) исполнительная; в) судебная; г) иные формы. Данная классификация преимущественно основана на конституционном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Однако, учитывая сложность организации системы органов публичной власти, можно выделить иные «неклассические» направления деятельности («ветви») публичной власти, формируемые в соответствии с выполняемыми указанными органами функциями. Так, Президент РФ - президентская власть; Счетная палата РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - контрольно-надзорная власть; Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - финансовая власть.
После конституционной реформы 2020 года в Конституции РФ закрепляется институт «единая система публичной власти» представляющий из себя федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах и на основа-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)
нии Конституции Российской Федерации организационно-правовые, функциональные и финансово-бюджетные взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между ними.
В свою очередь государственное и муниципальное управление - две подсистемы единой системы государственной власти состоящей из органов государства, которые имеют свои функции и полномочия [8, с. 5-6]. В единую систему публичной власти входят как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. Тем не менее единая система публичной власти не совпадает с системой государственного механизма. В итоге, как видно, концепция единства власти в разные исторические периоды наполнялась различным содержанием [12, c. 52-54]. В настоящее время единство власти можно понимать в трех основных аспектах. Как социальное единство, единство целей и направлений правовой деятельности, организационно-правовое единство. В силу этого. установление категории «единая система публичной власти» в новой редакции Конституции рассматривается как важный и своевременный шаг. Публичная власть представляет собой форму отношений в социуме, которая выражается в народной самоорганизации для достижения общественного интереса посредством принятия общеобязательных решений и использования специализированных механизмов и процедур как непосредственно, так и через специально формируемую систему органов управления.
Несмотря на отсутствие легального определения понятия «публичная власть», системный анализ положений ст. ст. 3, 132 Конституции РФ позволяет говорить о важных характеристиках данного института. Полагаем, что органическими качествами публичной власти выступают соответственно:
- осуществление власти в интересах всего народа, поскольку целью осуществления такой власти является достижение (реализация) публичного интереса;
- публичная власть, ее содержательный ресурс и управленческое воздействие направлено одновременно на государство, все общество, а также каждого конкретного человека [1, с. 31-32];
- публичная власть обладает свойством общедоступности: каждый член общества имеет возможность участвовать в реализации той или иной формы власти, участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ);
- в системе организации публичной власти большое значение имеет правопорядок и законность, которые, в свою очередь, устанавливаются и укрепляются посредством конституционализации публичных правоотношений, формирования конституционно ориентированной, качественной и согласованной нормативной основы осуществления публичной власти [2, с. 45-46];
- публичная власть осуществляется как народом непосредственно, так и его частью, проживающей на конкретной территории, а также через специально создаваемые органы народного представительства и систему государственных и муниципальных органов, а также органов местного самоуправления;
- публичная власть является транспарентной, эффективность осуществления публичного управления напрямую зависит от открытости и гласности освещаемой информации и принимаемых органами власти решений, при этом уровень и качество результативности правовой деятельности допустимо установить посредством соответствующих критериев [3, с. 52-55];
- публичная власть при осуществлении соответствующих задач и функций находится под своеобразным общественным контролем и осуществляет тесное взаимодействие с институтами гражданского общества [4, с. 3-7; 5, с. 140-142].
Библиогра фия:
1. Мухлынина М.М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 30-33.
2. Безруков А.В. Реализация идеи конституционализации правопорядка в условиях выявления, минимизации и устранения конституционных рисков // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5 (90). С. 44-56.
3. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8 (75). С. 52-55.
4. Тепляшин И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 3-7.
5. Игнатенко В.А. Исследование проблем в противодействии коррупции институтами гражданского общества // Социальная интеграция и развитие этнокуль-тур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 138-147.
6. Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции // Юридический мир. 2020. №1. С. 15-20.
7. Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.
8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. INTRODUCTION OF INFOR-MATION TECHNOLOGIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR AS ONE OF THE CRITERIA FOR EFFECTIVE STATE POLICY IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Sci-ence. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. С. 32089.
9. Богатова Е.В., Бакаляс А.С. Причины коррупции: некоторые вопросы содержания и развития // Право и образование. 2019. № 2. С. 169-173.
10. Фастович Г.Г. К вопросу о формировании гражданского обще-ства в Российской Федерации// Эпоха науки. 2018. № 16. С. 75-77.
11. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.
12. Фастович Г.Г. Функционирование институтов гражданского общества как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2016. № 7 (139). С. 51 -55.
References (transliterated):
1. Muhlynina M.M. Sistema publichnoj vlasti i voprosy mestnogo samoupravleniya v svete popravki 2020 goda k Konstitucii Rossijskoj Federacii // Gos-udarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 2. S. 30-33.
2. Bezrukov A.V. Realizaciya idei konstitucionalizacii pravoporyadka v usloviyah vyyavleniya, minimizacii i ustraneniya konstitucionnyh riskov // Aktu-al'nye problemy rossijskogo prava. 2018. № 5 (90). S. 44-56.
3. Teplyashin I.V., Fasto/ich G.G. Kriterii effektivnosti mekhanizma pravovogo regulirovaniya // Vestnik CHitinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 8 (75). S. 52-55.
4. Teplyashin I. V. Obshchestvennye sovety v sisteme sub"ektov obshchestvennogo kontrolya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2019. № 9. S. 3-7.
5. Ignatenko V.A. Issledovanie problem v protivodejstvii korrupcii institutami grazhdanskogo obshchestva // Social'naya integraciya i razvitie etnokul'tur v evrazijskom prostranstve. 2020. T. 1. № 9. S. 138-147.
6. Avak'yan S.A. Mestnoe samoupravlenie kak forma publichnoj vlasti: konstitucionnye ozhidaniya i real'nye konstrukcii // YUridicheskij mir. 2020. № 1. S. 15-20.
7. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Informacionnye tekhnologii v sisteme povysheniya effektivnosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti: teoretiko-pravovoj aspekt // Pravo i politika. 2020. № 2. S. 18-22.
8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. INTRODUCTION OF INFOR-MATION TECHNOLOGIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR AS ONE OF THE CRITERIA FOR EFFECTIVE STATE POLICY IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION// V sbornike: IOP Conference Series: Earth and Environmental Sci-ence. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. S. 32089.
9. Bogatova E.V., Bakalyas A.S. Prichiny korrupcii: nekotorye voprosy soderzhaniya i razvitiya // Pravo i obrazovanie. 2019. № 2. S. 169-173.
10. Fastovich G.G. K voprosu o formirovanii grazhdanskogo obshche-stva v Rossijskoj Federacii// Epoha nauki. 2018. № 16. S. 75-77.
11. SHitova T.V. Sovremennye problemy sankcij v mezhdunarodnom prave // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 3 (171). S. 90-91.
12. Fastovich G.G. Funkcionirovanie institutov grazhdanskogo obshchestva kak faktor povysheniya effektivnosti deyatel'nosti gosudarstvennogo mekhanizma // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 7 (139). S. 51 -55.