педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Чудина Екатерина Геннадьевна, Треушников Илья Анатольевич и другие
ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
УДК 37
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0050
ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
© 2019
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры «Философии и теологии» Чудина Екатерина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: [email protected]) Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (603022, Россия, Нижний Новгород,пр.Гагарина, д.17 А, e-mail: [email protected]) Хлап Анна Александровна, аспирант кафедры философии и теологии Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема построения современных моделей непрерывного образования является сегодня достаточно актуальной, особенно для системы российского образования. С одной стороны, наша страна идет по пути развития передовых стран мира, пытаясь перенять лучший опыт в модернизации экономики, медицины, образования и других сфер общественной жизни. С другой стороны, в России имеется свой богатейший опыт создания системы образования. Что касается традиционного общества, то в эпоху его существования наша страна входила в тройку мировых лидеров по качеству образовательной системы. В условиях же глобализации и информатизации коренным образом изменились социальные и геополитические условия. Каждая страна мира выстраивает новые модели образования, которые реализуют непрерывное образование, позволяющее человеку переобучаться в течение всей жизни, менять свои профессиональные компетенции на любом этапе жизни. Такая система зарекомендовала себя как адаптивная модель, отвечающая требованиям современного общества. В нашей стране существует множество моделей непрерывного образования. Однако традиционность российской системы образования вступает в противоречие с новшествами подходов в построении этих моделей. Прежде чем анализировать причины их возникновения, необходимо рассмотреть вопрос о том отличаются ли основные принципы непрерывного образования в передовых странах мира и в России или нет.
Ключевые слова: система образования, модель образования, непрерывное образование, образование на всю жизнь, образование для взрослых, самообразование, ноосферное образование, институциональная концепция непрерывного образования, личностно-ориентированная концепция непрерывного образования.
THE PRINCIPLES OF CONTINUOUS EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD
© 2019
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of "Philosophy and theologies» Chudina Ekaterina Gennadyevna, senior lecturer of the Department of "Philosophy and theologies» Nizhny Novgorod pedagogical University K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1,e-mail: [email protected]) Treushnikov Ilya Anatolyevich, doctor of philosophy, associate Professor, Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines Russian State University of Justice, Volga branch (603022, Russia, Nizhniy Novgorod,PR. Gagarina, d. 17, e-mail: [email protected]) Khlap Anna Aleksandrovna, graduate student of the Department of philosophy and theology Nizhny Novgorod Pedagogical University K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1,e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of building modern models of continuous education is quite relevant today, especially for the Russian education system. On the one hand, our country is on the path of development of the advanced countries of the world, trying to adopt the best experience in the modernization of the economy, medicine, education and other spheres of public life. On the other hand, Russia has a wealth of experience in creating an education system. As for the traditional society, in the era of its existence, our country was one of the three world leaders in the quality of the educational system. In the context of globalization and Informatization, social and geopolitical conditions have changed radically. Every country in the world is building new models of education that implement continuous education that allows a person to retrain throughout life, to change their professional competence at any stage of life. This system has established itself as an adaptive model that meets the requirements of modern society. In our country there are many models of continuing education. However, the tradition of the Russian education system is in conflict with the innovations in the construction of these models. Before analyzing the causes of their occurrence, it is necessary to consider whether the basic principles of continuing education in the advanced countries of the world and in Russia differ or not.
Keywords: education system, model of education, continuous education, lifelong education, adult education, self-education, noosphere education, institutional concept of continuous education, personality-oriented concept of continuous education.
Постановка проблемы.
Непрерывное образование за время своего формирования как социальное явление меняло не только качественные характеристики, но и смысловое содержание. В мировой и отечественной педагогике сформировались
различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», что дало основания для разработки и разных концепций к выстраиванию его стратегий.
Идеи о непрерывном образовании, воплощаемые сегодня в жизнь, можно увидеть в трудах Я.А. Коменского.
Gryaznova Elena Vladimirovna, Chudina Ekaterina Gennadyevna, Treushnikov Ilya Anatolyevich and others THE PRINCIPLES OF CONTINUOUS EDUCATION ...
pedagogical sciences
Так, Я. А. Коменский писал, что существует поэтапная система самосовершенствования личности от «школы рождения» до «школы смерти» [1]. В литературе, посвященной изучению понятия «непрерывное образование» указывается, что оно впервые было употреблено на генеральной конференции ЮНЕСКО в 1968 году [2]. С середины 70-х годов ХХ-го века идея непрерывного образования получила развитие в рамках образовательных реформ многих стран мира и России в том числе.
Однако принципы реализации непрерывного образования в мире отличаются в зависимости от времени и места реализации. Отличаются ли кардинально эти принципы в России и за рубежом в эпоху глобализации?
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы непрерывного образования
Считается, что ввел понятие «непрерывное образование» в отечественную педагогику А.В. Даринский [3]. В его работах непрерывное образование определялось как образовательная система, дающая возможность всем желающим совершенствоваться согласно своим потребностям и способностям на протяжении всей жизни. Данный вариант определения понятия «непрерывное образование» использовался для обозначения непрерывного профессионального образования взрослых людей. Эту точку зрения можно видеть и в других работах отечественных авторов того времени [4,5]. Следует отметить, что данный подход практически отождествляет понятие «непрерывное образование» с «понятием непрерывное профессиональное образование». Обозначим такой вариант определения понятия «непрерывное образование» как направление педагогического подхода, где оно соответствует непрерывному профессиональному образованию для взрослых.
В работах Э.Р. Кадырова, Ф.Р. Кадырова, А.Д. Шари-пова, О. И. Щербаковой и др. непрерывное образование раскрывается как процесс, разделенный на этапы и длящийся всю жизнь, рассчитанный на людей всех возрастов [6-10]. В данном подходе речь идет в большей степени об институционально организованных педагогических структурах: кружках, курсах, факультетах и институтах повышения квалификации, заочной, вечерней и дистанционной формах обучение и т.п. Такую точку зрения можно отнести к направлению в педагогическом подходе, где непрерывное образование определяется как образование «в течение всей жизни».
В отечественной педагогике сложился и активно развивается и третий основной подход в интерпретации понятия непрерывного образования, в основе которого лежит концепция всестороннего развития и саморазвития личности [11, 12, 13]. Он отличается тем, что основным концептом в определении понятия «непрерывное образование» является категория самообразование, задающее вектор индивидуальному подходу в образовательном процессе.
Таким образом, педагогический подход в определении понятия «непрерывное образование» представлен тремя основными направлениями: Образование для взрослых, Образование «в течение всей жизни», Образование для всестороннего развития личности.
В докторской диссертации Я.А. Ильинская обосновывает положение о том, что: «В истории философско-педагогической мысли идеи непрерывного образования восходят к представлениям мыслителей древности, религиозно-философским учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека» [11, с.15].
Таким образом, можно заключить, что в отечественной науке понятие «непрерывное образование» разрабатывалось не только в педагогике, но и в философии. Это способствовало формированию как философских подходов к определению данного понятия, так и философско-педагогических.
На основе философской категории «непрерывность» Г.П. Зинченко сформулировал понятие «непрерывное
образование» следующим образом: « ... не просто поэтапное, а целостное развитие человека» [14]. В свою очередь педагоги, опираясь на данный подход, разрабатывают развернутые философско-педагогические концепции непрерывного образования. Например, Е.И. Бурдина пишет, что целостность в определении понятия «непрерывное образование» выступает как системообразующий фактор, определяя порядок взаимосвязи разных образовательных структур, среди которых базовые и дополнительные, государственные и общественные, формальные и неформальные [15].
Философский поход к определению понятия «непрерывное образование» используется во многих работах отечественных педагогов и философов [16,17,18]. Он позволяет раскрыть понятие «непрерывное образование» как интегральный процесс, направленный на создание условий всестороннего развития личности любого возраста, независимо от образования, профессии и места жительства.
Обобщая многочисленные работы, посвященные фи-лософско-педагогическим исследованиям непрерывного образования, можно объединить их в одно из направлений данного подхода, обозначив его как интегративное.
Сегодня в рамках философии и педагогики развивается и социально-культурологический подход к определению понятия «непрерывное образование». Основное положение данного подхода заключается в том, что содержание этого понятия раскрывается как социокультурное явление, т.е. оно рассматривается как элемент культуры современного человека [19-21]. Обозначим такое направление разработки понятия непрерывного образования в рамках философско-педагогического подхода как социокультурное.
В современных философских и педагогических трудах непрерывное образование, сохраняя основную идею целостности, рассматривается с позиции устойчивого развития и ноосферизма [22,23]. Здесь главная идея непрерывного образования заключается в его целевой направленности на сохранение человека и цивилизации. Все остальные аспекты данного вида образования (экономические, педагогические, психологические, аксиологические и т.д.) являются основой для формирования системы непрерывного образования как базиса для духовного и материального развития человечества. Обозначим данное направление исследования непрерывного образования в рамках философско-педагогиче-ского подхода как ноосферное.
Обобщая результаты изучения работ, посвященных разработке понятия «непрерывное образование» в рамках философско-педагогического подхода определим их следующим образом: Интегративное, Социокультурное, Ноосферное.
Таким образом, основные элементы смыслового содержания понятия «непрерывное образование» в обоих подходах - это профессиональный рост и гармоничное развитие личности на протяжении всей жизни, целостность самого процесса непрерывного образования, направленного на сохранение человека и цивилизации. Они определяют и основные цели данного вида образования - повышение качества жизни человека во всех аспектах, являясь основными механизмами его адаптации к быстро меняющимся социокультурным условиям современного общества.
Во всех рассмотренных подходах и направлениях определения понятия «непрерывное образование» можно выделить два основных компонента: институциональный и личностный. Это объясняется тем, что в условиях современного социума для большинства людей важным являются не только профессиональный рост, но и личностное развитие.
Анализ источников и работ, посвященных изучению концепций непрерывного образования за рубежом, показал, что к лидерам в данной области образования относятся такие страны как Дания, Финляндия, Франция,
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Чудина Екатерина Геннадьевна, Треушников Илья Анатольевич и другие
ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
Швеция и Нидерланды [24].
Система непрерывного образования в Дании включает все формы обучения на протяжении всей жизни, формы повышения квалификации, а также неформальное образование, образование для взрослых и непрерывную профессиональную подготовку [25]. Данная система охватывает все виды образовательных учреждений: от дошкольных до вузовских.
Для эффективной работы системы непрерывного образования правительством Дании выделено несколько приоритетных задач, среди которых следует отметить - создание сильной образовательной среды в сфере высшего образования, связей и взаимодействия между образовательными учреждениями и различными социальными партнерами, включая бизнес. Немаловажную роль в развитии системы непрерывного образования в Дании играет информационная мобильность, позволяющая быстро реагировать на инициативы ЕС в сфере непрерывного образования [26]. Важный элемент системы непрерывного образования Дании - это механизмы мониторинга и оценки его качества [27]. Следует отметить, что в стратегии непрерывного образования этой страны особое место занимает кластерная организация профессиональной направленности.
Шведская модель непрерывного образования [28] устроена аналогично модели Дании. В ней усилены акценты на профессиональном компоненте образования. Основная задача - повышение мобильности работающих граждан и борьба с безработицей. Особое внимание уделяется использованию информационно-компьютерных технологий. Социальная поддержка государства также является немаловажным элементом модели развития непрерывного образования. В частности, в обязанности социальных служб входят «мотивационные посещения» тех граждан, которые нуждаются в помощи для продолжения образования. Кроме того, всем работающим гарантируются учебные отпуска [29].
В Финляндии основная цель образования - это культивирование талантов и создание комфортной среды для граждан с разными базовыми уровнями образования. В основе построения образовательной модели лежит принцип управления образовательной карьерой людей, деятельностью учебных заведений, где непрерывное образование является неотъемлемой частью всей системы образования [30]. Для реализации эффективного непрерывного образования в Финляндии кроме формального и неформального образования действует свободное бесплатное образование, связанное с освоением иностранных языков, информационно-компьютерных технологий, творческими специальностями, спортом и т. д. Почти 25 % взрослого населения Финляндии охвачены участием в различных формах бесплатного образования. Государственная поддержка непрерывного образования в Финляндии выражается в том, что правительство уменьшает время обучения в высшей школе, что способствует ускорению перехода специалистов к трудовой деятельности. При этом государство оплачивает затраты на повышение квалификации работников. Особенностью системы непрерывного образования в Финляндии является его доступность для всех желающих и направленность на концепцию самореализации.
Во Франции в систему непрерывного образования в большей степени включены пожилые люди [31]. Здесь основная его задача уменьшить количество людей с незаконченным средним и специальным образованием и продлить возможность трудовой деятельности пожилых граждан. Как видим, данная стратегия - это образование для взрослых.
В Нидерландах в отличие от Франции в системе непрерывного образования большую часть составляют граждане, имеющие высшее образование. Эта стратегия реализует следующие цели: возможность получить средне специальное образование, востребованное на рынке труда; возможность завершить базовое образо-
вание; возможность получить образование для социальной и творческой самореализации [32]. Правительство Нидерландов выделяет средства на повышение качества непрерывного образования, повышения академической мобильности студентов, разработку специальных программ, повышающих мобильность учителей начальной и средней школы. В данной стратегии основной акцент сделан на мобильности субъектов образования и возможности личной самореализации.
Таким образом, можно заключить, что Европейская система непрерывного образования направлена на решение следующих задач: демографической (старение населения), глобализационной (растущая миграция), экономической (потребность в квалифицированной рабочей силе). Развитие непрерывного образования регламентируется централизовано Комиссией Европейского союза с помощью общих стратегий, на основе которых каждая страна ЕС адаптирует ее к своим условиям.
Европейский опыт реализации различных концепций непрерывного образования показывает, что профессиональное образование занимает в нем одно из центральных мест. Оно организуется на основе кластерной системы, поддерживается со стороны государства, тесно взаимосвязано с личностным компонентом непрерывного образования и активно использует различные мотива-ционные механизмы для привлечения граждан.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Изучив опыт реализации непрерывного образования в отечественной педагогике, мы увидели, что основной его стратегия является Федеральный закон, который устанавливает уровни профессионального образования, направленные на обеспечение его непрерывности: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Также законом регламентируется и система дополнительного образования для детей и взрослых как общее, так профессиональное [32].
Различные концепции непрерывного профессионального образования, разработанные согласно данному закону, можно назвать институциональными. Для них характерна поэтапная последовательность получения и совершенствования профессионального образования в течение жизни. Они отличаются введением различных методик, разработкой программ, совершенствованием форм и видов профессионального образования, но в пределах государственной институциональной педагогической регламентации. Из анализа опыта зарубежных стран, как было показано выше, можно видеть, что такой подход к организации непрерывного профессионального образования является базовым не только для России, но и для многих стран мира.
В условиях модернизации российского образования в различных регионах страны появляется возможность реализации и других концепций непрерывного профессионального образования, например, гуманистической. Так, А. М. Новиков рассматривает гуманизацию профессионального образования «... как его переориентацию на личностную направленность, как процесс и результат профессионального развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений» [33]. Здесь основными целями и задачами является самообразование, самовоспитание, самообучение, представленное интегральным процессом саморазвития личности. Иными словами, речь идет о личностно-ориентирован-ном измерении непрерывного образования.
В условиях экономического кризиса в нашей стране в последние годы активно развивается кластерная концепция непрерывного профессионального образования по аналогии с европейскими странами. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года» определяет одним из преиму-
Gryaznova Elena Vladimirovna, Chudina Ekaterina Gennadyevna, Treushnikov Ilya Anatolyevich and others
THE PRINCIPLES OF CONTINUOUS EDUCATION ...
pedagogical sciences
щественных направлений экономического развития нашей страны создание сети территориально-производственных кластеров, предусматривающих синтез образовательных и научных организаций, бизнеса и органов управления [34]. Состоятельность кластерной системы в экономике подтверждена рядом примеров из мировой и отечественной практики. На её основе все больше ученых-исследователей обращаются к идее кластеризации образовательного процесса, основной миссией которого является повышение конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке образовательных услуг. Именно такая форма взаимоотношений заинтересованных организаций, по мнению ученых, является мощным стимулом развития науки и внедрения инноваций [35,36].
Таким образом, можно видеть, что основными элементами непрерывного профессионального образования в нашей стране, как и в других странах мира, являются личностно-ориентированный компонент, основанный на самообразовании, и институционный, в основе которого лежит профессионализм. Они определяют единство и целостность непрерывного профессионального образования, находясь в диалектическом противоречии. Самообразование основано на свободе выбора человека, при котором он выбирает чему учиться и когда это делать, формы и траекторию обучения и т.д. Профессиональное же образование в некоторой степени ограничивает свободу выбора, ибо любая программа профессионального обучения разрабатывается на основе стандартов и регулируется социальными институтами. Основные принципы непрерывного профессионального образования - это целостность, преемственность образовательных программ, его многоступенчатость. В этом плане зарубежные и отечественные концепции совпадают, что говорит о теоретической основательности и практической эффективности данных принципов.
Данное исследование станет основой для изучения опыта реализации непрерывного образования в конкретных профессиях. До сих пор остаются не до конца изученными проблемы преемственности различных этапов непрерывного образования, возможности смены профессионального образования на этих этапах, проблемы построения гибких моделей непрерывного образования, способных действовать на территории различных стран мира. Эти и многие другие вопросы и станут предметом нашего дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коменский Я.А. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика [Текст] = John Amos Comenius. Foundations of the classical philosophy of education: panso-phy, pampaedia, didactics / [ред.-сост., пер. - А. С. Холкина]. - Москва : Социально-гуманитарные знания, 2014. 146 с.
2. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. 232 с.
3. Даргинский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1. С. 16-25.
4. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. 32 с.
5. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978. 175 с.
6. Щербакова О.И. Изучение и формирование ценностных ориен-таций руководителей в процессе непрерывного образования и саморазвития // Образование через всю жизнь. Вып. 11: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XI между-нар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. СПб, 2013. Ч. 2. С. 27-28.
7. Кадыров Э.Р., Кадыров Ф.Р., Шарипов А.Д. К анализу духовно-нравственных аспектов непрерывного образования // Образование через всю жизнь. Вып. 11: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XIмеждунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова, 2013.Ч. 2. С.42-44.
8. Алиева А.С. Проблемы непрерывного образования в мировой практике // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 108-111.
9. Землянский В.В., Сергеев А.В. Интеграция как базовая идея развития непрерывного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 53-58.
10. Андриенко О.А. Повышение квалификации как форма непре-
рывного образования взрослых // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 211-214.
11. Ильинская Я. А. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности. Автореф. дисс. д-ра пед.н. 13.00.08 - Петропавловск-Камчатский: ПКГУ, 2016. 41 с.
12. Калина И. И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: Автореф. дис ... докт. пед. наук. М.: НГОУ «Московский психолого-социальный институт», 2012. — 39 с.
13. Грязнова Е.В., Юркова В.А., Хлап А.А. Специфика и принципы организации непрерывного художественно-промышленного образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 239-242.
14. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 81 - 87.
15. Бурдина Е.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования: автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук. — Караганда: ГГПУ, 2007.35 с.
16. Ермакова Л. И. Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования: автореф. д-ра ф. н. 09.00.11: Ростов-на-Дону, 2005. — 37 с.
17. Коптев Л. Готовность к непрерывному образованию как мобилизация духовной целостности // Высшее образование в России. — 2008. — № 11. — С. 129-132.;
18. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
19. Черкасова М. А. Непрерывное профессиональное образование в свете социокультурного подхода: автореф. канд. филос.н. 24.00.01: Ростов-на-Дону, 2002. — 25 с.;
20. Дусь Т. Э. Философские основания развития непрерывного профессионального образования // Омский научный вестник. 2014. №1. С. 150 —154.;
21. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.
22. Суббето А.И. Ноосферные основания непрерывного образования в XXI веке /А.И. Суббето// Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (14). 2016. С. 1 — 11.;
23. Урсул А.Д. Образование в интересах устойчивого развития: новые решения на глобальную перспективу // Экономика и управление: проблемы, решения. №3. 2018. С. 114 — 118.
24. Your key to European statistics. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ web/conferences; Соколова, Е.И. Страны - европейские лидеры в области непрерывного образования/Е.И. Соколова //Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (18). 2017. http://ltt21.petrsu.ru/journal/article. php?id=3506
25. Стратегия Дании в области непрерывного образования. URL: http://pub.uvm.dk/2007/lifelonglearning/lifelong_learning.pdf
26. The European Lifelong Learning Indicators (ELLI). URL: http:// publicationsjrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC60268/reqno_ jrc60268_saisana_jrcvali dation_elli.pdf
27. Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit. URL: http://www.elgpn.eu/publications/elgpn-tools-no1-resource-kit
28. Education and Training Monitor 2015 Sweden. URL: http://ec.eu-ropa.eu/dgs/education_culture/repository/education/tools/docs/2015/mon-itor2015-sweden_en.pdf
29. The Educational Leave Act 1975. URL: http://www.ilo.org/dyn/nat-lex/natlex4.detail?p_lang=en&p_isn=15287
30. Luukannel S., Manninen J. (2008): The effects of adult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults. Palmenia Center of Continuing Education, University of Helsinki. URL: http://www.vsy.fi/en.php
31. Luukannel S., Manninen J. (2008): The effects of adult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults. Palmenia Center of Continuing Education, University of Helsinki. URL: http://www.vsy.fi/en.php
32. Seniors in Action. URL: http://www.humanityinaction.org/ France/103-senior-fellows
33. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/
34. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000. 231 с.
35. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года»http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
36. Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 1 (5). С. 130-138.
Статья поступила в редакцию 02.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019