Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалко С.А.

Моделирование бизнес процессов предприятия является первоначальным этапом методологии управления бизнес-процессами. Это позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть на все процессы со всех сторон, выявить недостатки, которые другие сотрудники не могли видеть, в том числе в вопросах управления. Многие подходов и инструментов, представленных в статье можно использовать отдельно, но в концепции бережливого производства их сочетание дает более значительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES, METHODS AND APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF THE EFFECTIVE BUSINESS-MODEL OF THE ENTERPRISE

Modeling the business processes of an enterprise is the initial step in the methodology of managing business processes. This allows you to conduct a comprehensive analysis, look at all the processes from all sides, identify shortcomings that other employees could not see, including in management issues. Many approaches and tools presented in the article can be used separately, but in the concept of lean production, their combination gives more significant results.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.49

Жигалко С.А.

магистрант

Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Моделирование бизнес процессов предприятия является первоначальным этапом методологии управления бизнес-процессами. Это позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть на все процессы со всех сторон, выявить недостатки, которые другие сотрудники не могли видеть, в том числе в вопросах управления. Многие подходов и инструментов, представленных в статье можно использовать отдельно, но в концепции бережливого производства их сочетание дает более значительные результаты.

Ключевые слова: управление бизнес процессами, моделирование бизнес-процессов, бизнес-модель, бережливое производство, совершенствование бизнес-процессов, методы и подходы к построению модели.

Zhigalko S.A.

Master of Management in Management Togliatti State University Russia, Togliatti PRINCIPLES, METHODS AND APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF THE EFFECTIVE BUSINESS-MODEL OF THE

ENTERPRISE

Abstract: Modeling the business processes of an enterprise is the initial step in the methodology of managing business processes. This allows you to conduct a comprehensive analysis, look at all the processes from all sides, identify shortcomings that other employees could not see, including in management issues. Many approaches and tools presented in the article can be used separately, but in the concept of lean production, their combination gives more significant results.

Keywords: business process management, business process modeling, business model, lean manufacturing, business process improvement, methods and approaches to model building.

Моделирование бизнес процессов предприятия является начальным (первым шагом) для методологии управления бизнес-процессами. Это позволяет сделать всесторонний анализ, взглянуть на все процессы со всех сторон, выявить недостатки, которые другие сотрудники не могли видеть, в том числе управление.

Идея моделирования бизнес-процессов является сигналом к тому, что современный менеджер и все сотрудники нуждаются в четком видении всей деятельности и, что самое главное, ее конечном результате [6].

Имея бизнес-модель со всеми своими бизнес-процессами, специально предназначенными для определенной цели, мы можем открыть возможность ее улучшить. Анализ компании путем моделирования бизнес-процессов - это удобный способ ответить на вопрос о том, что необходимо и достаточно для достижения конкретной цели.

Основой этого метода является описание процесса через различные элементы (данные действий, события и другие материалы). Как правило, моделирование бизнес-процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его создания до завершения внутри организации. В более сложных ситуациях симуляция может включать внешние процессы в организацию или систему.

Бизнес-модель представляет собой компактное упрощенное представление о бизнесе, предназначенное для обзора и анализа взаимосвязанных бизнес-процессов во всей системе. Создание бизнес-модели можно использовать как один из шагов стратегического планирования [3].

Бизнес-модель выражает суть бизнес-системы, поэтому ее может разрабатывать только управленческая команда организации. Бизнес-модель должна ответить на ключевые вопросы о бизнес-системе, такие как: «Что?», «Как?», «Для кого?», «С кем?».

Для графического описания операций используются блок-схемы бизнес-процессов, пример показан на рисунке 2.

Конечной целью моделирования бизнес-процессов является улучшение. Чтобы провести это, анализ фокусируется на повышении ценности результатов процесса и уменьшении стоимости и времени выполнения действий.

Надлежащее моделирование бизнес-процессов имеет несколько целей:

Первая цель - описание процессов. Благодаря моделированию можно

Рисунок 1 - Элементы моделирования бизнес-процессов

проследить, что происходит в процессе от начала до конца. Моделирование позволяет «внешнему» рассмотрению процессов и определяет улучшения, которые улучшат их эффективность.

Во-вторых, процесс оценки. Моделирование бизнес-процессов устанавливает правила для реализации процессов. Это означает, каким образом они должны выполняться. Следуя правилам, рекомендациям или требованиям, связанным с установкой моделей, можно добиться желаемого процесса представление.

В-третьих, установление отношений в этом процессе. Моделирование бизнес-процессов устанавливает четкую связь между процессами и требования, которые они должны выполнить.

Process Process

Еп(1

Рисунок 2 - Блок-схема бизнес-процесса

Моделирование бизнес-процессов обычно включает выполнение нескольких последовательных этапов. Поскольку конечной целью является улучшение процесса моделирования, оно охватывает «дизайн» работы и работу по внедрению моделей процессов.

Состав этапов, который включает в себя моделирование бизнес-процессов следующим образом [2]:

Идентификация процессов и построение исходной модели «как есть». Чтобы улучшить процесс, необходимо понимать, как это работает в данный момент. На этом этапе необходимо определить границы процесса, идентифицировать ключевые элементы и собирать данные. Результатом является оригинальная модель «как есть». Эта модель не всегда адекватно отражает процесс работы, поэтому модели этот этап можно назвать «первым выбором» или оригинальная модель «как есть».

Пересмотр, анализ и уточнение исходной модели. На этом этапе всех несоответствий и дублирование усилий становятся выявленными в процессах, ограничение процесса и отношения определены. Результат

является окончательным вариантом модели «как это».

Разработка модели «как это должно быть.» После анализа текущей ситуации, необходимо, чтобы определить желаемое состояние процесса. Это желательное состояние представлено в модели «как это должно быть.» Эта модель показывает, как этот процесс должен выглядеть в будущем, в том числе любых необходимых улучшений.

Тестирование и применение модели «как это должно быть.» Эта стадия связана с реализацией модели в практику внутри организации. Модель бизнес-процесса в настоящее время испытания.

Улучшения модели «как это должно быть.» Моделирование бизнес -процессов не ограничивается созданием модели «как это должно быть.» Каждый из процессов во время работы продолжает изменяться и совершенствоваться, поэтому модель процесса следует регулярно пересматривать и совершенствовать. Этот этап связан с моделированием непрерывного совершенствования процессов и улучшения бизнес -процессы, модели.

На сегодняшний день существует довольно много методов для моделирования бизнес-процессов. Эти методы применимы к различным видам моделирования и сосредоточение внимания на различных аспектах. Они содержат как графические и текстовые инструменты, с помощью которых можно визуализировать основные компоненты процесса и дать точные определения параметров и соотношения элементов.

Блок-схема алгоритма (рабочий график) - это графическое представление метода процесса, в котором операции, данные и другое технологическое оборудование отображаются специальными символами. Метод используется для отображения логической последовательности процесса. Основным преимуществом этого метода является его гибкость. Процесс может быть представлен во многих пути.

Диаграмма потока данных (поток данных диаграммы). Рисунок DFD позволяет показывать поток данных, а не файлы. Схема потока данных описывает операции с помощью информации и данных отношений. Этот метод основан на структурном анализе процессов; она позволяет разложить процесс на логические уровни. Каждый процесс может быть разбит на субпроцессы более высокий уровень детализации. Применение ТТС позволяет отражает только поток информации, но не поток материалов. Блок- схема данных, показывающий, как информация поступает в и из стадий процесса, которые изменяют информацию, где информация хранится в процессе, и так далее.

Роль Activity Diagram (Диаграмма роли). Он используется для имитации процесса с точки зрения отдельных ролей, групп ролей и взаимодействий ролей в этом процессе. Роль является абстрактным элементом процесса, выполняющего любую организационную функцию. На диаграмме показаны роли степени «ответственности» за процесс и его работы, а также взаимодействия ролей.

IDEF (Integrated Definition для функционального моделирования) - это набор методов для описания различных аспектов бизнес - процессов (IDEF0, IDEF1, IDEF1X, IDEF2, IDEF3, IDEF4, IDEF5). Эти методы основаны на методологии SADT (Structured анализ и проектирование техники). Для моделирования бизнес - процессов наиболее часто используемых методов IDEF0 и IDEF3 [4].

Методология совершенствования бизнес-процессов (BPI) помогает осуществить усовершенствование бизнеса за счет определенных подходов с использованием различных инструментов. Совершенствование бизнес-процессов является «второй шаг» управления бизнес-процессами. Кроме того, существуют различные методы непрерывного BPM: Совершенствование бизнес-процессов и бизнес-процессов Реинжиниринг. Реинжиниринг бизнес-процессов обсуждается в следующей главе, в главе 5.

BPI предполагает постепенное улучшение существующих процессов. Совершенствование бизнес-процессов могут быть выражены любые попытки изменить этот процесс. ИВ обычно узко сосредоточено на конкретном аспекте процесса и включает в себя непрерывное повторение действий для их улучшения на протяжении всего жизненного цикла этих процессов [6].

Методология совершенствования бизнес - процессов включает в себя такие инструменты, как: Six Sigma, Lean Management, Общее управление качеством, и многие другие. Это можно рассматривать как стандартизация, регулирование бизнес-процессов, как улучшение бизнес-процессов тоже. Во многих случаях результатом описания и оптимизации бизнес-процессов именно введение правил, на которых введены новые правила для осуществления операций в организации. Для того, чтобы сохранить положение процесса действительно работает, руководители всех уровней должны постоянно следить за соблюдение требований настоящих Правил и организовывать совместную работу по оптимизации и будущую стандартизацию процессов [6]. В этой теме мы будем глубоко пройти через два инструментов улучшения для того, чтобы дать представление о разнице в улучшении методы.

Есть много внутренних и внешних причин для совершенствования процесса на современном рынке:

Первая причина заключается в том, что эффективность большинства процессов в компаниях имеет тенденцию медленно идти вниз по времени, если она не поддерживается. Это означает, что даже для поддержки существующих стандартов это необходимо потратить некоторое количество работы службы поддержания. Кроме того, если компания хочет улучшить и обновить процессы, это потребует не только сохранить, но и дополнительные усилия.

Вторая причина заключается в том, что в случае, если организация не улучшает свои процессы, то он может быть уверен, что она активно

занимается своими конкурентами. Если даже представить себе ситуацию, когда улучшение не занимаются какой-либо компанией или ее конкурентами, будет всегда третий человек, который решит взять этот сегмент рынка.

Третья причина заключается в том, что современные потребители становятся все более требовательными и даже испорчен. Уровень спроса и качества все время растет. Это приводит к быстрому росту ожиданий у потребителей. Важно следовать ожиданиям и иметь возможность сопоставить их с предложением.

Следующий этап следует после моделирования бизнес-процессов является внедрением необходимых улучшений на основе решений от модели анализа. При проведении проекта по улучшению бизнес-процессов, следующий вопрос может столкнуться: как глубоко бизнес процессы должны быть изменены. Ответ на этот вопрос приведет к двум возможным подходам, таким как: бизнес-процесса совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов [1].

Lean Management (Бережливое производство, Бережливое производство) является подходом в управлении организацией, направленной на улучшение качества работы за счет снижения потерь. Этот подход применяется ко всем аспектам деятельности от проектирования и производства до маркетинга.

Принципы LM были разработаны японскими компаниями в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Системный подход ставит перед собой цель сократить виды деятельности, которые не увеличивают стоимость продукта в течение его жизненного цикла.

Как и большинство японских подходов к управлению, Бережливое производство можно рассматривать как философию и как систему, и как инструмент. Принципы Lean подразумевают постоянную долгосрочную работу по улучшению качества и снижению потерь.

Реализация принципов бережливого производства основана на разработанных методов.

Для реализации Lean Management, принципы этой системы должны быть поняты. Они достаточно просты, но требуют больших усилий от организации.

Основные принципы LM можно резюмировать следующим образом

[2]:

Определить, что создает ценность продукта с точки зрения конечного пользователя. Организация может выполнять множество действий, которые не являются важными для потребителя. Только в том случае, когда организация точно знает, что нужно потребителю, он может определить, какие процессы предназначены для предоставления потребительские ценности, и которые нет.

Определить необходимые шаги в цепочке производства и устранения потерь. В целях оптимизации производительности и идентификации потери,

важно, чтобы подробно описать все этапы от получения заказа до поставки продукции потребителю. Это позволяет определить потенциал для улучшения процессов.

Восстановите цепочку производственных этапов, так что они представляют собой рабочий процесс. Действия в процессах, необходимых для построения таким образом, что между операциями не будет простоев или других потерь. Это может потребовать повторного технологических процессов и новых технологий. Все процессы должны состоять из действий, которые добавляют ценность продукта.

Делайте только то, что необходимо для конечного потребителя. Организация должна производить только те продукты, в определенном количестве, которое необходимо для конечного потребителя.

Стремление к совершенству посредством непрерывного сокращения ненужных действий. Внедрение бережливого производства не может быть одноразовым мероприятием. К реализации этой системы необходимо постоянно совершенствовать работу по поиску и ликвидации отходов.

Create Flow

Рисунок 3 - Принципы бережливого управления

Lean Management является логическим развитием многих управленческих подходов, установленных в японском управлении. Таким образом, система Lean включает в себя большое количество инструментов и методологий этих подходов. Трудно перечислить все эти инструменты и методы, особенно та часть средств, которые используются в зависимости от условий конкретных задач конкретного предприятия. Основные инструменты и методы управления, которые являются частью постного инструментов производства, перечислены ниже:

Просто во времени - подход к управлению производством на основе потребительского спроса. Это позволяет производить нужное количество справа время.

Кайдзен - это подход к управлению организацией на основе непрерывного улучшения качества. При таком подходе сотрудники

регулярно и активно работать, чтобы улучшить его операции.

5S - это часть подхода Kaizen. Кроме того, методология совершенствования. Это позволяет снизить потери, связанные с плохой организацией на рабочем месте.

Andon - визуальная система обратной связи на рабочем месте. Это позволяет всем сотрудникам видеть состояние производства, он предупреждает, когда кто-то нуждается в помощи, и позволяет операторам останавливать производственный процесс в случае проблемы.

Канбан - это система управления потоками материалов и товаров в пределах организации и за ее пределами с поставщиками и клиентами. Это позволяет снизить потери, связанные с запасами и перепроизводством.

Многие из этих подходов и инструментов можно использовать отдельно, но в концепции бережливого производства их сочетание дает более значительные результаты. Сочетание методов, инструментов и подходов поддержки и усиливают друг друга, и позволяют создать эффективную бизнес-модель предприятия.

Использованные источники:

1. Repin V. V., Eliferov V. G. Process approach to management. Modeling of business processes. M. : Mann, Ivanov and Ferber, 2013.

2. Антюхина, А. П. Система бизнес-процессов управления холдингом / А.П. Антхина А.П. // Молодой ученый. - 2016. - №10.

3. Македонский П.Д., Уламасова Е.П. Современные методологии описания бизнес-процессов // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2

4. Нардин, Д. С. Управление бизнес-процессами в предпринимательских структурах АПК /Д.С. Нардин, С.И. Соломаха // Молодой ученый. - 2014. -№12.

5. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 с.

6. Селиверстова П.О., Точилкина Т.Е. Методологии управления бизнес-процессами (BPM) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.