Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова О.П., Скорнякова Д.О.

Роль управления бизнес-процессами возрастает. Предприятия имеют сложную систему управления, которая требует разнообразных методов, направленных на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-процесс должен отвечать современным требованиям рыночной экономики, это гарантирует стабильный доход и развитие предприятия. В современных условиях цифровая трансформация в промышленности и внедрение новых технологий в бизнес-процессы рассматривается, как ключевая необходимость формирования конкурентоспособности. Технологии автоматизации бизнес-процессов активно используются в организациях для выполнения ключевых производственных функций. В исследовании изучены основные теоретические и методические подходы к управлению бизнес-процессами в контексте инновационного развития: «методика быстрого анализа решения», бенчмаркинг, реинжиниринг, интеллектуальный анализ данных, инжиниринг, перепроектирование, и бережное производство. Выявлены основные преимущества и недостатки методов управления инновационными бизнес-процессами в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO MANAGING INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES IN INDUSTRY

The role of business process management is growing. Enterprises have a complex management system that requires a variety of methods aimed at achieving their goals and objectives. The business process must meet the modern requirements of a market economy, this guarantees a stable income and development of the enterprise. In modern conditions, digital transformation in industry and the introduction of new technologies in business processes are considered as a key need for the formation of competitiveness. Business process automation technologies are actively used in organizations to perform key production functions. The study explores the main theoretical and methodological approaches to business process management in the context of innovative development: "rapid solution analysis technique", benchmarking, reengineering, data mining, engineering, redesign, and lean manufacturing. The main advantages and disadvantages of methods for managing innovative business processes in industry are revealed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

3. Chubataya E.V., Makurina A.A. Features of project management in Russia. Modern Science. 2021.

No. 5-1. pp. 148-155.

4. Sapunov A.V., Sapunova T.A., Bagyan G.A. Analysis of the current demographic situation in the

Russian Federation. Natural sciences and humanities research. 2021. No.33(1). pp.187-190.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-292-302

О.П. Смирнова - к.э.н., старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, smirnova.op@uiec.ru,

O.P. Smirnova - Candidate of Economic Sciences, Researcher, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences;

Д.О. Скорнякова - магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Skorniakova.Daria@at.urJu.ru,

D.O. Skornyakova - Master student, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ METHODICAL APPROACHES TO MANAGING INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES IN INDUSTRY

Аннотация. Роль управления бизнес-процессами возрастает. Предприятия имеют сложную систему управления, которая требует разнообразных методов, направленных на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-процесс должен отвечать современным требованиям рыночной экономики, это гарантирует стабильный доход и развитие предприятия. В современных условиях цифровая трансформация в промышленности и внедрение новых технологий в бизнес-процессы рассматривается, как ключевая необходимость формирования конкурентоспособности. Технологии автоматизации бизнес-процессов активно используются в организациях для выполнения ключевых производственных функций. В исследовании изучены основные теоретические и методические подходы к управлению бизнес-процессами в контексте инновационного развития: «методика быстрого анализа решения», бенчмаркинг, реинжиниринг, интеллектуальный анализ данных, инжиниринг, перепроектирование, и бережное производство. Выявлены основные преимущества и недостатки методов управления инновационными бизнес-процессами в промышленности.

Abstract. The role of business process management is growing. Enterprises have a complex management system that requires a variety of methods aimed at achieving their goals and objectives. The business process must meet the modern requirements of a market economy, this guarantees a stable income and development of the enterprise. In modern conditions, digital transformation in industry and the introduction of new technologies in business processes are considered as a key need for the formation of competitiveness. Business process automation technologies are actively used in organizations to perform key production functions. The study explores the main theoretical and methodological approaches to business process management in the context of innovative development: "rapid solution analysis technique", benchmarking, reengineering, data mining, engineering, redesign, and lean manufacturing. The main advantages and disadvantages of methods for managing innovative business processes in industry are revealed.

Ключевые слова: бизнес-процессы, цифровая трансформация промышленности, теоретико-методические подходы, инновационное развитие.

Keywords: business processes, digital transformation of industry, theoretical and methodological approaches, innovative development.

Введение

В современном мире любая компания стремится повысить свою эффективность с наименьшими затратами. Поэтому процесс оптимизации деятельности становится все более важным. Одним из средств, необходимых для такой оптимизации в последние десятилетия, стала работа с бизнес-процессами, их описание, анализ, выявление «слабых мест» и последующий мониторинг. Выбор метода оптимизации - непростая задача, так как на рынке уже

есть достаточное количество предложений, использующих разные методологии описания бизнес-процессов. Поэтому так актуален вопрос анализа различных вариантов.

Для начала необходимо разобраться, что представляет собой бизнес-процесс. Концепция бизнес-процесса состоит из двух компонентов: бизнес и процесс. Термин «процесс» относится к логической последовательности связанных действий, которые преобразуют входные данные во входные или выходные. С распространением оцифровки бизнес-процессы изменились и теперь сосредоточены на более распределенной и совместной бизнес-модели, которая адаптируется к конкурентным и меняющимся рыночным условиям. В современном мире существует множество подходов к управлению бизнесом. В исследованиях отечественных и зарубежных исследователей выделяются следующие подходы к управлению бизнес-процессами (рисунок 1).

Подходы к управлению бизнес-процессами

Стратегический подход

Процессный подход

Рисунок 1 - Подходы к управлению бизнес-процессами

История возникновения и развития научных знаний о природе и свойствах бизнес-процессов начинается в 19 веке с исследований Ф. Тейлора в 1880-х годах методов оптимизации производства на основе организации научной работы. На рубеже ХХ века А. Файоль осуществил исследование производства работ, за счет управления ресурсной базой предприятия [8]. При этом процесс был признан заданным, закрепленным и оставался сферой деятельности инженеров, технологов и техников. Развитие производственных процессов в сети было предложено С. Синго в 1930-1940 годах, что послужило основой для организации производства, состоящего из операций и процессов[8]. Он провел различие между процессом и операцией, в которой процесс представлен как набор связанных операций. Российский исследователь И.В. Кузнецов в 1960 году включает в структуру организации процессов не только структуру объектов, но и формы построения процессов, причем структура процессов представляется ему как совокупность взаимосвязей выполняемых операций.

В 1950-1960-е годы произошел значительный сдвиг, связанный с применением системного подхода к управлению промышленными предприятиями, изменились существующие положения управленческой науки. Это связано с тем, что системный подход к менеджменту стал рассматриваться как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Развитие системного подхода значительно расширило возможности управленческого контроля над всеми переменными, влияющими на успех компании.

Многие ученые и практики развивали идеи управления наукой в условиях социалистической системы хозяйства. На этом этапе развития были конкретизированы принципы управления промышленными компаниями, которые учитывали централизацию и прямое управление производством и хозяйственной деятельностью компаний государственными органами. В 1970-1980-х годах матричные организационные структуры были внедрены в самые разные компании и проектные организации. Объединив идеи Винера и Портера, Хаммер М. и Дж. Чампи ввели в научный оборот понятие «бизнес-процесс». Следующий большой шаг был сделан Т. Давенпортом в 1990-е гг. Он разработал модель бизнес-процессов и предложил информационную панель для описания и оценки бизнес-процессов. В таблице 1 представлены авторы с различными подходами к понятию «бизнес-процесс».

Проанализировав отечественные и зарубежные литературные источники, можно выделить различные определения понятия «бизнес-процесс». Следовательно, вам необходимо четкое понимание концепции и необходимость уточнения.

Таблица 1 - Подходы к определению категории «бизнес-процесс»

Автор Определение понятия «бизнес-процесс»

Туркина С.А. [15] Бизнес-процесс - деятельность организации, которая направлена на преобразование каких-либо объектов в соответствии с установленными правилами

Прокофьев Е.А. [11] Бизнес-процесс - совокупность всех видов деятельности предприятия, которые направлены на выпуск продукции с использованием различных ресурсов, представляющих ценность для потребителя, выступающего в роли «клиента бизнес -процессв»

М. Портер и В. Миллер [20] Бизнес-процесс - это объект, определенный с точки зрения точек входа и выхода, интерфейсов и организационных устройств, включая частично устройства потребителей услуг

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [16] Бизнес-процесс есть системный замкнутый процесс

М. Хаммер, Дж. Чампи [16] Это набор определенных типов «входных» действий, которые используют ресурсы, которые в результате этого «выходного» действия превращаются в продукт, имеющий ценность для потребителей

Э. Эрикссон [1] «изнес-процесс - это цепочка логически взаимосвязных повторяющихся действий, после которых ресурсы используются для работы с объектом, как с физическим, так и с виртуальным, с целью достижения конкретных результатов для удовлетворения клиентов

Зиндер Е.З. [7] Бизнес-процессы - это логическая последовательность действий, которые используют ресурсы компании для создания или достижения полезного результата для клиента в будущем

R. Belchior Бизнес-процесс - это совокупность действий (или задач), представляющая собой четко определенная процедура, направленная на достижение конкретной организационной цели

T.H. Davenport [19] Это упорядоченный набор конечных действий, направленных на создание продукта (услуги) для конкретного потребителя или рынка

W. Deming [4] Все виды деятельности предприятия (организации)

А. Шеер [17] Бизнес-процесс - специально упорядоченный общий набор действий с определением начала и конца, входов и выходов

С.В. Рубцов [13] Бизнес-процесс - это операция, основной целью которой является производство и предоставление товаров для операций, включенных в систему»

В современном мире любому бизнесу необходимо знать, что такое бизнес-процесс. Анализ бизнес-процессов помогает снизить затраты, увеличить не только рентабельность, но и прибыль. Тот факт, что эффективность производства зависит от набора взаимосвязанных действий, называемых бизнес-процессом, впервые был задуман в 1980-х годах в Соединенных Штатах. Поэтому для грамотного и эффективного использования необходимо управлять бизнес-процессами.

Роль управления бизнес-процессами возрастает. Бизнес-процесс должен отвечать современным требованиям рыночной экономики, это гарантирует стабильный доход и развитие предприятия.

Сегодня от большинства предприятий требуется не только наладить эффективные бизнес-процессы, но и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям ведения бизнеса. Многие бизнес-процессы выходят за пределы предприятия в цепочку поставок, поэтому информационная инфраструктура имеет решающее значение. Сегодня почти каждый бизнес полагается на свою корпоративную систему для интеграции процессов, и будущие поколения корпоративных систем будут все больше зависеть от моделей бизнес-процессов. Следовательно, моделирование и улучшение процессов станут жизненно важными для инноваций бизнес-процессов в будущих организациях.

Материалы и методы

В научной литературе методам, которые могут использоваться в управлении бизнес-процессами, уделяют недостаточное внимание. Основной метод управления бизнес-процессами - реинжиниринг, другие методы упоминаются гораздо реже. На рисунке 2 представлены наиболее популярные методы совершенствования бизнес-процессов.

Методы совершенствования бизнес-процессов

-► Методика быстрого анализа решения (FAST).

Бенчмаркинг.

Перепроектирование.

—► Инжиниринг.

—► Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR).

Data mining

—► Бережливое производство

Рисунок 2 - Методы совершенствования бизнес-процессов

Рассмотрим более подробно методы совершенствования бизнес-процессов.

«Методология анализа быстрых решений (FAST) - это революционный подход, который фокусирует внимание всей команды на одном процессе в течение одного или двух дней» [18]. За это время во время встречи группа планирует оптимизировать процесс, который должен занять 3 месяца. Решение отправляется руководству до реализации, которое подтверждает или отклоняет его. Таким образом, этот метод основан на быстрой генерации идей и их быстром воплощении в жизнь.

FAST имеет широкий спектр применения в организациях, к типичным улучшениям при применении относятся снижение затрат, длительности цикла и уровня ошибок.

Другая современная технология совершенствования бизнес-процессов - бенчмаркинг. Бенчмаркинг, как процесс возник в Xerox в 1979 году, компания, занимающаяся документооборотом, использовала бенчмаркинг, чтобы взглянуть на себестоимость единицы продукции при производстве [12]. «Бенчмаркинг - это подход к поиску и внедрению лучших практик с наилучшей ценностью [2]. Бенчмаркинг поддерживает принцип постоянного улучшения. С его помощью можно легко определить текущее и желаемое местонахождение организации, что помогает решить управленческую задачу, спланировав следующий этап оптимизации компании. Бенчмаркинг применим к локальным (фрагментированным) и интеграционным процессам организации, но иногда он требует большей степени радикализма в эволюции деятельности организации.

Инжиниринг является следствием перехода от унифицированного массового производства к учету потребностей отдельного заказчика и включает в себя проектирование бизнес-процессов с определением их целей и задач. Инжиниринг как метод улучшения организационных процессов сегодня воспринимается неоднозначно. Некоторые исследователи рассматривают инжиниринг как общую концепцию, включающую в себя изменение бизнес-процессов и улучшения бизнеса. Подход перепроектирования процессов применяется к процессам, которые работают достаточно хорошо. Этот метод снижает затраты, время цикла и количество ошибок, обычно от 80 до 100 дней. Подход применяют, если результативность процесса составляет от 30 до 60 %, этого достаточно для формирования сбалансированного конкурентного преимущества организации [14]. В результате реализации метода проводится сравнительный анализ бизнес-процессов, чтобы гарантировать, что перепроектированный бизнес-процесс будет лучше предыдущего.

При перепроектировании бизнес-процессов активно применяется метод реинжиниринг. Родоначальниками реинжиниринга принято считать Майкла Хаммера и Джеймса Чам-пи. По мнению ученых, реинжиниринг предполагает создание бизнес-процессов с нуля. Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) направлен на прорыв в производительности, за счет адаптации инновационных технологий управления. [6]. Этот подход в первую очередь ориентирован на процессы, повышающие ценность продукта, однако существует риск так как, требуются большие финансовые вложения. Реинжиниринг бизнес-процессов - это процесс

воссоздания основного бизнес-процесса с целью улучшения выпуска продукции, качества или снижения затрат. Как правило, это включает в себя анализ рабочих процессов компании, поиск вышедших из строя или неэффективных процессов и поиск способов избавиться от них или изменить их. Реинжиниринг бизнес-процессов стал популярным в деловом мире в 1990-х годах после публикации статьи «Реинжиниринг: не автоматизировать, уничтожить» [9]. Позиция исследователя заключалась в том, что слишком много компаний используют новые технологии для автоматизации принципиально неэффективных процессов, а не создают что-то еще на основе новых технологий.

Ключевые факторы для успешной реализации реинжиниринга бизнес-процессов представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Факторы для успешной реализации реинжиниринга [6]

Еще один метод оптимизации бизнес-процесса - Data Mining (интеллектуальный анализ данных). Интеллектуальный анализ данных родился с целью разработки методов автоматизированного анализа данных, способных поддерживать фазы жизненного цикла управления бизнес-процессами, в частности, этапы, на которых анализ данных играет центральную роль. Оказав огромное влияние, изменив способ работы предприятий, большие данные стали чрезвычайно важными и полезными для бизнеса. «Интеллектуальный анализ данных - это концепция, используемая для анализа данных из разных источников, которая используется для обобщения значимой информации» [10].

Бережливое производство - важная технология, улучшающая бизнес-процессы. Бережливое производство началось в Японии в 1950-х годах, когда автомобильная компания основала Toyota Production System. В 1960-1970 гг. благодаря бережливому производству японские компании стали конкурентоспособными на мировом рынке и достигли лидирующих позиций во многих секторах.

Бережливое производство - системный подход. Основные методы и инструменты бережливого производства показаны на рисунке 4.

Рисунок 4 - Основные методы и инструменты бережливого производства [6]

Описав современные методы совершенствования бизнес-процессов, рассмотрим преимущества и недостатки (таблица 2).

Таблица 2 - Преимущества и недостатки методов

Преимущества Недостатки

Методика быстрого анализа решения (FAST) Позволяет в относительно короткие сроки решить текущие проблемы, возникающие в бизнес-процессах компании Не подходит для сложных задач, требующих радикальной перестройки бизнес-процессов и значительных финансовых затрат

Бенчмаркинг Небольшие временные затраты, относительно низкая стоимость и усилия по улучшению бизнес-процессов Слепое следование эталонной компании, что приводит к передаче проблем или ошибок, возникающих в процессе построения и эксплуатации бизнес-процессов

Инжиниринг Проектирование деятельности предприятия в виде бизнес-процессов позволяет впоследствии отслеживать ход его внедрения и управлять им, а также дает возможность разрабатывать бизнес-процессы по-разному в зависимости от характеристик конкретной группы клиентов Процесс проектирования бизнес-процессов -довольно сложная и трудоемкая задача, а модель бизнес-процесса, полученная в результате инжиниринга, не всегда может быть реализована на практике и быть эффективной

Перепроектирования Снижение затрат, времени цикла и количества ошибок, обычно занимает времени от 80 до 100 дней. Результативность процесса составляет 30%-60% [14] Сосредоточен на улучшении бизнес-процессов или процессов, которые обеспечивают определенные функции управления

Реинжиниринг В случае успеха приведет к значительному повышению эффективности, производительности и предоставит значительные конкурентные преимущества Высокие финансовые затраты, риски, сопротивление сотрудников инновациям, мобилизация ресурсов для достижения поставленной цели, возможность реализации только одного проекта реинжиниринга за раз

Бережливое производство Экономия времени Контроль качества Экономия денежных ресурсов Экономия места Непрерывное совершенствование Отложенный результат Возможное сопротивление персонала Неудовлетворение клиентов

Data Mining Экономия времени и ресурсов Объединение всех операций Прозрачность Высокая стоимость внедрения

Анализ различий и определение общих спецификаций методов улучшения бизнес-процессов показывает их возможные применения и позволяет, в зависимости от задачи, отдавать предпочтение конкретным методам улучшения и изменения бизнес-процессов или их комбинациям. В зависимости от задач, стоящих перед реформаторами, выбираются пути улучшения бизнес-процессов путем реинжиниринга или с помощью FAST - метода анализа быстрых решений, бенчмаркинга ошибки могут быть быстро устранены, а редизайн используется для детального анализа ситуации. Так же следует отметить, что автоматизация играет огромную роль в оптимизации бизнес-процессов.

Результаты и обсуждение

Выделение ресурсов для запуска бизнес-процессов повторяющаяся задача, которую можно эффективно автоматизировать. Однако разные методы автоматизации могут давать разные результаты, которые могут быть неоптимальными. Правильное распределение ресурсов имеет решающее значение, поскольку это может привести к значительной экономии затрат или повышению эффективности и, следовательно, к увеличению доходов. Цифровая трансформация и внедрение новых технологий стали необходимостью для многих предприятий. Технологии автоматизации уже давно активно используются в организациях для выполнения ключевых производственных функций.

На рисунке 5 представлена инновационная деятельность в разрезе отраслей.

Рисунок 5 - Инновационная деятельность, 2020 г.

В промышленном производстве с 2019 года наблюдается увеличение уровня инновационной активности, (рисунок 6).

Рисунок 6 - Динамика уровня инновационной активности промышленных предприятий

Уровень затрат на инновации представлен на рисунке 7. Среди отраслей наибольшая доля затрат на внедрение инноваций приходится на обрабатывающую промышленность. Обрабатывающая промышленность имеет самые большие бюджеты на ИКТ среди всех отраслей.

Рисунок 7 - Затраты на инновационную деятельность в разрезе отраслей, млн.р., 2020 г. На рисунке 8 показана стоимость инноваций с точки зрения закупленных продуктов.

Водоснабжение; водеотведенне. ликвидация загрязнений:

Обеспечение алекяжческои энеогнен. газом н пасом

Обрабатывакидне производства

Добыча полезных нсхопаясых.

Промышленное производство. всего

0,02 0,3

1 -Я 79,7

0.04 ■ 5,1 29,7

29.7

■ 3,5 2,7

31

0,2 1 1,7

61,9

1

■ 2,9 ■ 2,60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности ' разработка и приобретение программ для ЭВМ и баз данных приобретение машин и оборудования, прочих основных средств ' исследования и разработки

Рисунок 8 - Затраты на инновационную деятельность в разрезе приобретенных продуктов, 2020 г.

Уровень автоматизации предприятий в отраслях в разрезе бизнес-функций показан на рисунке 9.

Управление Управленчиские/ Управление Управление Финансовые Эдо

производством/ административные закупками продажами расчеты

технопроцессами задачи

Рисунок 9 - Уровень автоматизации предприятий промышленности

в разрезе бизнес-функций

Основным источником финансирования инновационной деятельности промышленного предприятия являются собственные средства. Многие фирмы имеют резервы собственных средств, которые можно инвестировать, не прибегая к заемным средствам (рисунок 10). Предпочитаю привлекать средства из федерального бюджета только 11, 2 % предприятий.

Моделями бизнес-процессов иногда сложно управлять. с учетом нескольких тысяч моделей, особенно если есть вариации или разные взгляды на данный процесс. Чтобы справиться с такой сложностью, аналитики могут использовать методы управления бизнес-процессами (ВРМ).

Рисунок 10 - Затраты на инновационную деятельность по источникам финансирования %, 2020 г.

Системы управления бизнес процессам пришли в Россию с Запада, где этот класс программ называется BPMS или BPM-системы. Управление бизнес-процессами (BPM) получило значительное внимание в последние годы из-за его потенциала для значительного увеличения производительности и экономии затрат. Система управления бизнес-процессами предприятий основана на простой идее. Управление BPM предоставляет инструменты и методы для разработки, оптимизации и поддержки бизнес-процессов от идентификации процесса его дальнейшего мониторинга, редизайна и дальнейшего реализации процесса. Эти этапы процесса выводят бизнес-процессы, которые могут быть представлены в различных представлениях.

Управление бизнес-процессами (BPM) - важная парадигма современных корпоративных решений, поскольку оно обеспечивает уровень гибкости для предприятий, позволяя им быстро адаптироваться к меняющимся бизнес-требованиям и потребностям клиентов. BPM Suite - это сложные программные стеки, которые выполняют бизнес-процессы и соединяют их к различным корпоративным ресурсам, включая сервисы, развернутые с использованием шаблонов проектирования сервисно-ориентированной архитектуры. В целом, BP - это систематическая совокупность действий, которая включает действия пользователя или автоматические действия, каждая из которых выполняется в течение определенного периода времени, чтобы предоставить конечному пользователю определенную ценность. Любое предприятие, которое стремится поддерживать ожидаемую ценность для бизнеса от своих бизнес-процессов, должно осуществлять непрерывный мониторинг бизнес-процессов и сравнивать выходные данные с заранее определенными ключевыми показателями эффективности (KPI), чтобы проверить отклонения в ожидаемых результатах процесса.

Заключение

В условиях нестабильной внешней среды совершенствование системы управления бизнес-процессами предполагает регулярное использование методов и инструментов и их постоянная адаптация. Руководители, ответственные за эту область, должны быстро реагировать на возникающие трудности в бизнесе и новые рыночные вызовы. Каждый из этих сигналов заставляет их выбрать наиболее подходящий курс действий и немедленно запускает его.

Благодарность

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ для Института экономики УрО РАН

Источники:

1. Бабыкина Л. И. Понятие и виды бизнес-процессов в управлении ЖКХ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 11(31). - Новосибирск: СибАК, 2013.

2. Голота П.А. Инструментарий бенчмаркинга в системе маркетинговых исследований и совершенствования экономического профиля территории // Вестник РГЭУ РИНХ. 2018. №1 (61).

3. Гохберг Л. М., К. А. Дитковский, М. Н. Коцемир и др. Наука. Технологии. Инновации: 2022: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.. НИУ ВШЭ, 2022. - 98 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2399-5 (в обл.).

4. Деминг У.Э., Гуреш Т. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2011. 420 с.

5. Дзюба А.Н., Пустохина И.В. Особенности внедрения концепции "lean production" в российских компаниях // В сборнике: Тенденции развития логистики и управления цепями поставок Сборник статей международной научнопрактической конференции. 2017. С. 65-70.

6. Евролева П. М. Реинжиниринг бизнес-процессов организаций как актуальный метод совершенствования организационной системы управления // Современные проблемы теории и практики сервисной деятельности. - 2017. - С. 124-128.

7. Зиндер Е. З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг/ Е.З. Зиндер // Системы управления базами данных. - 1995. - № 4. - С. 37-49.

8. Леонов С.А. Методология исследования инновационных бизнес-процессов // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologiya-issledovaniya-innovatsionnyh-biznes-protsessov.

9. Марахович М.Н. Разработка методики совершенствования бизнес-процессов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 6. С. 106-111.

10.Петров А.С. Data mining в различных сферах // Мировая наука. 2019. № 4 (25). С. 414-418.

11.Прокофьев Е.А. Современные информационные технологии и реинжиниринг бизнес-процессов / Е.А. Прокофьев// Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности России: кадры и наука. Электронный сборник. - 2017. - С.114-118.

12. Рафикова А.Б., Ерохина Е.В. Использование принципов бенчмаркинга в оценке эффективности систем менеджмента качества // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 4-4 (50). С. 258-260.

13. Рубцов, С.В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» / С.В. Рубцов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 6. - С. 26-33.

14.Стафиевская М. В., Петрова В. О. Разработка моделей процессов с целью снижения риска и неопределенности //Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». - 2017. - Т. 3. - №. 2 (10).

15.Туркина С.А. Повышение эффективности управления бизнес-процессами на предприятии /С.А. Туркин // Механизмы инновационного развития Российской экономики и общества в условиях цифровой экономики. Материалы международной научно - практической конференции. - 2018. -С. 110-112.

16.Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 288 с.

17.Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / пер. с англ. 2-е изд. Москва: ВестьМетатехнология, 1999. 173 с.

18.Щеголева Элла Николаевна Подходы к совершенствованию бизнес-процессов на предприятии // Oeconomia et Jus. 2019. №3.

19.Davenport T.H. The New Industrial Engineering, Information Technology and Business Process Redesign // Sloan Management Review. 1990. P. 2-32.

20.Porter M.E., Millar V.E. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review. 1985. № 85 (July-August). P. 149-160.

References:

1. Babykina LI Concept and types of business processes in housing and communal services management // Economics and modern management: theory and practice: collection of articles. Art. by mater. XXXI int. scientific-practical conf. No. 11 (31). - Novosibirsk: SibAK, 2013.

2. Golota P.A. Benchmarking toolkit in the system of marketing research and improvement of the economic profile of the territory // Bulletin of the Russian State Economic University of RINH. 2018. No. 1 (61).

3. Gokhberg LM, KA Ditkovsky, MN Kotsemir et al. Science. Technologies. Innovations: 2022: a short statistical compilation / Nat. issled. University "Higher School of Economics". - M .. NRU HSE, 2022. - 98 p. - 300 copies - ISBN 978-5-7598-2399-5 (in the region).

4. Deming UE, Guresh T. Out of the crisis. A new paradigm for managing people, systems and processes / per. from English Moscow: Alpina Publisher, 2011.420 p.

5. Dzyuba A.N., Pustokhina I.V. Features of the implementation of the concept of "lean production" in Russian companies // In the collection: Trends in the development of logistics and supply chain management Collection of articles of the international scientific and practical conference. 2017.S. 65-70.

6. Evroleva PM Reengineering of business processes of organizations as an actual method of improving the organizational management system // Modern problems of theory and practice of service activity. - 2017 .-- S. 124-128.

7. Zinder E.Z. New system design: information technology and business reengineering / E.Z. Zinder // Database Management Systems. - 1995. - No. 4. - P. 37-49.

8. Leonov S.A. Research methodology of innovative business processes // Bulletin of the Samara University. Economics and Management. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-ologiya-issledovaniya-innovatsionnyh-biznes-protsessov.

9. Marakhovich M.N. Development of methods for improving business processes // Economics and business: theory and practice. 2018. No. 6. P. 106-111.

10.Petrov A.S. Data mining in various fields // World Science. 2019. No. 4 (25). S. 414-418.

11.Prokofiev E.A. Modern information technologies and reengineering of business processes / E.A. Prokofiev // Development of the food and processing industry in Russia: personnel and science. Electronic collection. - 2017. - P.114-118.

12.Rafikova A.B., Erokhina E.V. Using the principles of benchmarking in assessing the effectiveness of quality management systems // Eurasian Scientific Association. 2019. No. 4-4 (50). S. 258-260

13.Rubtsov S.V. Clarification of the concept of "business process" / S.V. Rubtsov // Management in Russia and abroad. - 2001. - No. 6. - P. 26-33.

14. Stafievskaya MV, Petrova VO Development of process models to reduce risk and uncertainty // Bulletin of the Mari State University. Series "Agricultural Sciences. Economic Sciences ". - 2017. - T. 3. - No. 2 (10).

15.Turkina S.A. Improving the efficiency of business process management at an enterprise / S.A. Turkin // Mechanisms of innovative development of the Russian economy and society in the digital economy. Materials of the international scientific - practical conference. - 2018. - S. 110-112

16.Hammer M., Champy D. Corporation reengineering. Manifesto for a revolution in business. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2011.288 s

17.Sheer A.V. Business processes. Basic concepts. Theory. Methods / per. from English 2nd ed. Moscow: VestMetatekhnologiya, 1999.173 p.

18.Shchegoleva Ella Nikolaevna Approaches to improving business processes at an enterprise // Oeco-nomia et Jus. 2019. No. 3.

19.Davenport T.H. The New Industrial Engineering, Information Technology and Business Process Redesign // Sloan Management Review. 1990. P. 2-32.

20.Porter M.E., Millar V.E. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review. 1985. No. 85 (July-August). P. 149-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.