Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-процессов: задачи будущих исследований'

Совершенствование бизнес-процессов: задачи будущих исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ШЕСТЬ СИГМ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / PROCESS MANAGEMENT APPROACH / BUSINESS PROCESS IMPROVEMENT / SIX SIGMA / LEAN PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьёва А. А., Пожидаев Р. Г.

В статье рассмотрены концепции совершенствования бизнес-процессов, их преимущества и недостатки, а также определены задачи будущих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муравьёва А. А., Пожидаев Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF BUSINESS PROCESSES: CHALLENGES FOR FUTURE RESEARCH

In this article is considered conceptions of business process improvement, their advantages and limitations and also are determined objectives of future studies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-процессов: задачи будущих исследований»

УДК 334

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ:

ЗАДАЧИ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

А. А. Муравьёва

Финансово-промышленная компания «Космос-Нефть-Газ»

Р. Г. Пожидаев

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 7 апреля 2013 г.

Аннотация: в статье рассмотрены концепции совершенствования бизнес-процессов, их преимущества и недостатки, а также определены задачи будущих исследований.

Ключевые слова: процессный подход к управлению, совершенствование бизнес-процессов, шесть сигм, бережливое производство.

Abstract: in this article is considered conceptions of business process improvement, their advantages and limitations and also are determined objectives of future studies.

Key words: process management approach, business process improvement, six sigma, lean production.

Растущая популярность процессного подхода к управлению в последние десятилетия привела к развитию и распространению методов реинжиниринга и совершенствования бизнес-процессов. Деление определяет характер изменений бизнес-процессов - революционный при реинжиниринге или эволюционный при совершенствовании. Рост числа методов происходит главным образом за счет совершенствования бизнес-процессов - здесь подходы к пониманию сущности и объектов совершенствования разнообразнее, чем в четко определенном процессе реинжиниринга. Однако разнообразные концепции совершенствования бизнес-процессов, на наш взгляд, имеют общие основания, и появление новых методик (например, Streamlined Process Improvement*) не вносит принципиальной новизны в данную составляющую управления организациями, лишь немного смещая акценты совершенствования.

Обозревая теоретические исследования, можно также отметить отсутствие четкой и общепринятой классификации концепций совершенствования бизнес-процессов - разные авторы, традиционно включая в них такие концепции, как шесть сигм и бережливое производство/lean production, расходятся в составе прочих методов.

* Концепция Streamlined Process Improvement (SPI, совершенствование хорошо налаженных процессов) была представлена основателем совершенствования бизнес-процессов как научно-прикладного подхода Джеймсом Харрингтоном в 2011 г. в одноименной книге - как следующий эволюционный этап развития шесть сигм и бережливого производства. Книга и концепция подверглись критике, связанной с отсутствием новизны. Тем не менее в SPI существенное внимание уделено инструментам внедрения совершенствований, что является слабым местом традиционных концепций.

© Муравьёва А. А., Пожидаев Р. Г., 2013

Совершенствование бизнес-процессов по-прежнему остается одним из самых популярных инструментов управления и повышения результативности бизнеса. Согласно ежегодным исследованиям приоритетов деловой деятельности и управления, проводимым с 2000 г. консалтинговой группой Gartner, в 2009 и 2010 гг. исполнительные директора различных компаний поставили совершенствование бизнес-процессов на первое место среди бизнес-приоритетов**. Впрочем стоит отметить, что под совершенствованием бизнес-процессов руководители часто подразумевают использование ограниченного набора методов, заимствованных из концепций «шесть сигм» и «бережливое производство/lean production».

Задача данной статьи - провести краткий обзор концепций и методов совершенствования бизнес-процессов, определить их преимущества и недостатки, а также задачи будущих исследований.

Процессный подход к управлению сформировался на основе потребностей менеджмента компаний в:

- системном управлении, объединяющем функциональные подразделения (имеющие специализированные целевые установки и часто формирующие собственные вертикальные иерархии и информационные системы) и потоки работ, завязанные в конечном счете на клиентов (горизонтальные по своей сущности и включающие множество операций и этапов создания стоимости);

** По данным, представленным на сайте компании (http:// www.gartner.com), в 2009 г. в исследовании участвовали 1525 опрошенных, в 2010 - 1586. В 2011 г. совершенствование бизнес-процессов опустилось на пятое место (2014 участников), в 2012 г. не попало в топ-10 бизнес-приоритетов (2335 участников опроса).

- ориентации на результаты деятельности, выраженные в увеличении прибыли за счет роста объема реализации товаров или услуг, иными словами, за счет роста числа клиентов и поддержания их лояльности;

- неизменном/растущем качестве производимых товаров, оказываемых услуг как условии, ставшем в последние десятилетия неотъемлемым элементом системы управления организацией;

- рациональном управлении затратами прежде всего за счет сокращения потерь времени и ресурсов в ходе исполнения бизнес-процессов;

- адаптации или готовности к изменению делового окружения, что включает в себя широкий набор методов и инструментов - от системы управления рисками до развития компетенций в управлении проектами, причем последнее всё в большей степени определяет жизнеспособность организации.

Практическое воплощение процессного подхода к управлению основано на использовании таких подходов, как всеобщее управление качеством, реинжиниринг бизнес-процессов, совершенствование бизнес-процессов.

Т е о р и я в с е о б щ е г о у п р а в л е н и я качеством - очень обширная тема, поэтому в рамках данной статьи остановимся лишь на основных моментах.

Всеобщее управление качеством (TQM - Total Quality Management) - общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, основанный на применении разработанных преимущественно в Японии и США концепций качества. Основы системной теории менеджмента качества были заложены в середине XX в. Большой вклад в развитие теории TQM внесли американские ученые У. Э. Деминг, Ф. Кросби, Д. Джуран, японские ученые К. Исика-ва, Г. Тагути. Сегодня забота о качестве стала общепринятой практикой, выражающейся в стандартах СМК (системы менеджмента качества) на основе требований ISO (International Organisation of Standartization - Международной организации по стандартизации).

В основе TQM лежат следующие принципы:

- ориентация на потребителя;

- вовлечение работников, что дает возможность организации с выгодой использовать их способности;

- подход к системе качества как к процессу;

- системный подход к управлению;

- постоянное улучшение.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы, включая работу персонала. Бизнес будет развиваться эффективно, если параллельно совершенствовать три составляющих:

- качество продукции;

- качество организации процессов;

- уровень квалификации персонала.

TQM включает два основных механизма.

1. Quality Assurance (QA) - контроль качества - поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.

2. Quality Improvements (QI) - повышение качества - предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Кроме того, TQM располагает набором методов и инструментов, используемых для совершенствования и контроля процессов, - таких, как семь инструментов контроля качества, семь инструментов управления и т.п.

В то же время присутствует и рациональная критика TQM, связанная с недостаточно структурированным подходом к совершенствованию бизнес-процессов, сложностью измерения выгод, которые обеспечивает применение данной системы, высокими издержками (как финансовыми, так и временными) на внедрение системы[1, 2].

Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business Process Reengineering) берет начало в работах М. Хаммера, Дж.Чампи и Т. Давен-порта[3, 4, 5]. Сущность подхода состоит в объединении операций в бизнес-процессы, создающие ценность для конечных потребителей взамен фокусирования на индивидуальной деятельности и функциях.

М. Хаммер и Дж. Чампи определяют реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их исполнения, таких как: стоимость, качество, обслуживание и скорость»[4, с. 2].

Инициирование и поддержка фундаментальных изменений сущности и характера выполняемых работ требуют применения системного подхода к изменению структуры и систем управления, обучению и развитию персонала и по сути объединяют системный и процессный подходы к управлению.

Тем не менее революционный характер изменений в бизнес-процессах ряд авторов считают слабым местом реинжиниринга с точки зрения как их обоснованности, так и учета недостатка внимания к различным аспектам работы с персоналом, прежде всего, вовлечения в обучение, развития и создания системы мотивации персонала, обеспечивающей поддержку осуществляемых изменений (что часто встречается в практической реализации подобных проектов) [6].

С о в е р ш е н с т в о в а н и е б и з н е с-п р о-ц е с с о в (BPI - Business Process Improvement) как системный подход возникло практически одновременно с реинжинирингом бизнес-процессов[7], но в противоположность последнему фокусируется на непрерывном совершенствовании и эволюционных изменениях в бизнес-процессах. Если реинжиниринг бизнес-процессов был построен на объединении ряда существовавших ранее концепций и методов (по большей части заимствованных из бережливого производства), то совершенствование бизнес-процессов по сути включало две концепции - «бережливое производство» и « шесть сигм».

Общие теоретические основания делают различия между реинжинирингом и совершенствованием бизнес-процессов не столь существенными с точки зрения содержания, речь идет скорее об общем подходе к работе над бизнес-процессами.

Бережливое производство ведет историю с создания «Производственной системы Toyota» («Toyota Production System» - TPS), созданной в 1950-е гг. и объединявшей ряд методов, обеспечивающих:

- рациональное использование ресурсов;

- устранение всех видов потерь, исключение из процессов деятельности, не создающей ценности;

- сокращение времени выполнения производственных операций;

- повышение инициативности и ответственности работников.

Распространение методов бережливого производства в 1960-1970-х гг. по сути позволило японским компаниям стать конкурентоспособными в глобальном масштабе и достигнуть в 1980-х гг. лидирующих позиций в ряде отраслей. Американские, а затем и европейские компании не могли оставаться в стороне, что привело к развитию и расширению концепции бережливого производства. В результате высокий уровень качества при бездефектном производстве трансформировались

из конкурентного преимущества в неотъемлемый элемент управления современной компанией.

Развитие уже в качестве Lean Production не изменило основ бережливого производства, лишь сместив акцент на аспекты создания ценности и расширив рамки подхода через его адаптацию к сфере услуг и даже некоммерческих организаций. Сегодня бережливое производство является системным подходом, позволяющим определить процесс создания ценности (для клиента), устранить элементы процесса, не создающие ценность, выстроить действия по созданию ценности в лучшей последовательности и осуществлять их без задержек.

Для достижения целей бережливого производства компания должна следовать пяти ключевым принципам, представленным в табл. 1 (составлена по: [8]).

Основными методами и инструментами бережливого производства/Lean Production являются канбан, кайдзен, 5С, картирование потока создания ценности и др.

Методика непрерывного совершенствования бизнес-процессов шесть сигм разработана инженером корпорации Motorola Биллом Смитом в 1986 г. Изначально подход был ориентирован на производственные процессы, но впоследствии стал применяться и для других бизнес-процессов организации, включая логистику, маркетинг, продажи, обслуживание, работу с клиентами и т.д.

Концепция шести сигм направлена на уменьшение вариации и достижение очень малой величины стандартного протекания процессов или отклонения качества товаров и услуг с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить ожидания потребителя*.

Показатели, применяемые в концепции шести сигм, позволяют сравнить распределение реальных результатов с диапазоном приемлемых значений (требований потребителя). В основе концепции -утверждение о том, что в качестве дефекта рассматривается любое несоответствие, которое может привести к неудовлетворенности потребителя. Для того чтобы сравнивать разные процессы, вместо числа дефектов используют понятие «процента» дефектов или «дефектов на миллион возможностей» [9] (табл. 2).

При реализации проектов шести сигм используется последовательность этапов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control) или ОИАСК

* В статистике греческой буквой «сигма» (а) обозначают стандартное отклонение или непостоянство данных в группе или процессе. Чем больше разброс данных, тем больше величина стандартного отклонения.

Т а б л и ц а 1

Принципы бережливого производства/Ьвсп Production

Принцип Задача

Определение ценности Идентифицировать ценность с точки зрения конечного потребителя

Определение потока создания ценности Определить все виды деятельности, составляющие процесс производства или оказания услуг, на основе трех ключевых задач менеджмента: - задачи решения проблем - от проектирования до выпуска готовой продукции (оказания услуги) - задачи управления информацией - от получения заказа через детальное планирование процесса производства до доставки конечному потребителю; - задачи физической трансформации - от исходных материалов до конечного товара или услуги

Обеспечение непрерывного течения потока создания ценности Создать ценность для организации через переосмысление функций в отделах и компании в целом

Вытягивание Позволить конечному потребителю растягивать производство продукта/оказание * услуги

Совершенствование Постоянное совершенствование как естественный результат реализации первых четырех принципов

* Вытягивающее производство (pull production) - схема организации производства, при которой объемы продукции на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов (в конечном итоге - потребностями заказчика).

Т а б л и ц а 2

Соотношение уровней сигм и числа дефектов

Уровень сигм Число дефектов на миллион возможностей Выход, %

6 3,4 99,9997

5 233 99,977

4 6210 99,379

3 66 807 93,32

2 308 537 69,2

1 690 000 31

(определить, измерить, анализировать, совершенствовать, контролировать):

- определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних);

- измерение процесса (для определения текущего выполнения);

- анализ и определение причин дефектов;

- совершенствование процесса (сокращение дефектов и времени выполнения процессов);

- контроль дальнейшего протекания процесса.

Вторым основным методом является DFSS

(Design for Six Sigma) - подход к проектированию новых процессов, продуктов и услуг на основе ожиданий клиентов, эффективности с точки зрения затрат, и нацеленный на достижение уровня качества шести сигм.

В целом концепция включает в себя три составляющих: проектирование процесса, совершенствование процесса и управление процессом.

Под совершенствованием процесса понимается стратегия поиска решений, направленных на

устранение причин, являющихся источником возникновения дефектов в текущем процессе.

Проектирование процесса происходит в случаях, когда компания нуждается в модернизации ключевых бизнес-процессов. Проектирование процесса обычно длится дольше, чем его совершенствование, и риск неудачи здесь значительно выше. Неудачи часто происходят из-за отсутствия видения цели или отсутствия в команде людей, обладающих необходимыми навыками и способных решать задачи проектирования.

Управление процессом подразумевает переход от функционального к процессному управлению, осуществляемый одновременно с реализацией концепции шести сигм.

Совершенствование, проектирование и управление процессами построены на последовательной реализации этапов ОИАСК с некоторыми различиями в их содержании. Единственным исключением является управление процессом, в котором нет стадии «Совершенствование» (табл. 3).

Основными инструментами шести сигм являются сравнительная диаграмма, дисперсионный анализ, график причинной зависимости, план эксперимента, карта производственного процесса и др.

Тенденцией последнего десятилетия является объединение шести сигм и бережливого производства в единую концепцию совершенствования бизнес-процессов. Такое объединение имеет как методологические, так и практические обоснования.

Т а б л и ц а 3

Совершенствование, проектирование и управление процессом

Показатель Совершенствование процесса Проектирование процесса Управление процессом

Определение Выявление проблемы Определение требований Разработка карты процесса Выявление специфических или широких проблем Определение требований Определение цели Определение процесса, владельцев процесса и ключевых требований заказчика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Измерение Измерение текущего процесса Сбор данных по эффективности процесса Обоснование проблемы Измерение проблемы Измерение процесса на соответствие требованиям заказчика и ключевым показателям процесса

Анализ Разработка причинных гипотез Подтверждение гипотез Оценка проектирования процесса (добавление ценности, узкие места, альтернативная замена) Анализ данных для дальнейших более детальных измерений и совершенствование механизмов управления процессов

Совершенствование Разработка методов по устранению проблемы Внедрение нового процесса Нет

Контроль Корректировка проблем по необходимости Внедрение изменений и контроль текущих процессов Проведение необходимых корректировок Контроль над процессом путем проведения мониторинга входных, операционных, выходных данных и быстрое реагирование на возникающие проблемы и отклонения процесса

В частности бережливое производство делает акцент на создании ценности и скорости процесса, но здесь совершенствование не предваряется стадией «Измерение». Стадия «Определение» ограничена точкой зрения конечного потребителя, что не всегда и не во всём позволяет точно и всесторонне определить сущность и размер проблемы и стоящие перед командой проекта задачи. Поэтому последовательное прохождение/осуществление этапов ОИАСК является эффективным дополнением методов бережливого производства, более того, ОИАСК обеспечивает статистическую обоснованность, а значит, повышает качество принимаемых решений по совершенствованию бизнес-процессов и позволяет достичь лучшей управляемости бизнес-процессами.

Шесть сигм подразумевает более широкий взгляд на понятие потерь (дефектов). Если бережливое производство сконцентрировано на устранении операций, не создающих ценность, то в шести сигм дефектом считается даже потеря клиентов. Таким образом, базовый принцип учета требований конечных потребителей в последнем случае имеет более точное воплощение. Вместе с тем карта потока создания ценности, применяемая в бережливом производстве, является более точным и подробным инструментом выявления проблем, потерь и задержек, чем карта процесса, составляемая при реализации проектов шести сигм. Кроме того,

преимуществом бережливого производства является оценка операций с точки зрения создания ценности.

Акцент на выявлении и устранении дефектов, характерный для шести сигм, не столь существенно влияет на сокращение времени цикла (повышение скорости процесса) и не столь внимателен к вопросам затрат на совершенствование. Несомненным плюсом бережливого производства является повышение скорости процесса при снижении затрат на его осуществление.

Однако объединение концепций несет в себе и сложности. Основная проблема связана с очередностью применения методов. Так, Майкл Л. Джордж отмечает: «что лучше - начать с оптимизации процесса при помощи шести сигм (без устранения стадий, не добавляющих ценности) или сначала ликвидировать стадии, не добавляющие ценности, при помощи методов бережливого производства, и лишь потом заняться оптимизацией процесса при помощи шести сигм»[9, с. 77]. Данный вопрос пока не нашел достойного методологического разрешения.

Практика бизнеса показывает, что методы шести сигм находят всё большее применение в сфере услуг, особенно в банковском секторе и медицинских учреждениях, где скорость процесса определяется информационными системами и поэтому является высокой, но крайне важно осуществить все

операции без дефектов. Бережливое производство по-прежнему популярно в промышленности.

На наш взгляд, при рассмотрении концепций совершенствования бизнес-процессов исследователи обходят вниманием теорию ограничений Эли Голдратта, являющуюся самостоятельным подходом к совершенствованию, основанном на взаимовлиянии и взаимозависимости процессов внутри системы. Голдратт исходит из мысли о том, что организация - это прежде всего система, а не просто набор процессов. Системы подобны цепочкам, и работа всей системы зависит от работы самого слабого звена. Слабое звено - это ограничение системы. Теория ограничений представляет собой методологию, разработанную для управления такими ограничениями. В итоге организация как система получает возможность управлять преобразованиями и совершенствоваться.

Основной метод теории ограничений основан на реализации пяти последовательных шагов, позволяющих сфокусировать усилия на совершенствовании системы [10].

Шаг 1. Найти ограничение системы. (Какой элемент системы содержит слабое звено?)

Шаг 2. Ослабить влияние ограничения системы. (Как без существенных дополнительных затрат выжать максимум из ограничивающего элемента и тем самым ослабить негативное влияние ограничения на работу всей системы?)

Шаг 3. Сосредоточить все усилия на ограничителе системы. (Когда ограничение найдено и принято решение о том, что с ним делать, необходимо настроить всю систему так, чтобы ограничивающий элемент работал с максимальной эффективностью.)

Шаг 4. Снять ограничение. Если шагов 2 и 3 недостаточно для устранения ограничения, то нужны более радикальные меры. На этом этапе могут потребоваться значительные вложения времени, сил, денег и других ресурсов, поэтому нужно быть уверенным, что нет возможности избавиться от ограничения за первые три шага.

Шаг 5. Вернуться к шагу 1. Если на этапах 3 или 4 ограничение снято, необходимо вернуться к этапу 1 и начать цикл заново. Задача - определить следующий элемент, сдерживающий работу системы.

Слабым местом теории ограничений является замкнутость рассматриваемой системы - здесь отсутствует учет требований конечных потребите -лей как основной инициирующий фактор изменений. Взамен Голдратт предлагает каждое управлен-

ческое решение оценивать с точки зрения достижения целей всей системы по трем параметрам:

- производительность по денежному потоку (скорость, с которой система генерирует денежные средства в результате продаж продукции и услуг);

- вложения (все деньги, инвестированные системой в то, что предназначено для дальнейшей переработки и продажи);

- операционные расходы (все деньги, необходимые системе для того, чтобы преобразовать вложения в денежный поток).

Однако практическое применение данных параметров для оценки каждого управленческого решения представляется сложным, долгим и не всегда точным.

Кроме того, использование теории ограничений таит в себе те же опасности, что и радикальное изменение (реинжиниринг) бизнес-процессов -низкую вовлеченность и мотивацию рядовых исполнителей процессов.

Все подходы к совершенствованию бизнес-процессов имеют свои сильные и слабые стороны, и задачи будущих исследований связаны как с синтезом концепций, так и с устранением слабых мест. Для того чтобы точнее определить их, рассмотрим подробнее сущность и составляющие бизнес-процессов и этапов их совершенствования.

Подавляющее большинство бизнес-процессов включает следующие объекты:

- материалы (сырье, полуфабрикаты, комплектующие, расходные материалы);

- инструменты и оборудование;

- производственные/операционные/административные помещения с определенной планировкой и расположением производственных линий, операционных мощностей и офисных мест;

- документы;

- системы (прежде всего это информационная система компании, а также подсистемы управления - система принятия решений, система делегирования полномочий и ответственности);

- персонал организации.

Несмотря на относительно небольшое число объектов, задача их рационального и эффективного объединения в бизнес-процессы была и остается весьма сложной.

Базовое правило любой методики совершенствования бизнес-процессов (и не только - оно в равной степени действует, например, для разработки сбалансированной системы показателей): если

не можешь измерить - не можешь управлять, если не можешь управлять - не можешь совершенствовать. Измерение в качестве главного элемента совершенствования бизнес-процессов определяет важность следующих составляющих данной деятельности:

1. Требование строгой определенности бизнес-процесса (для точного измерения бизнес-процесс должен состоять из постоянного числа операций/ этапов, включать постоянные потоки работ и информации).

2. Наличие параметров измерения. Разнообразие сфер бизнеса определяет разнообразие возможных параметров измерения. Методики совершенствования бизнес-процессов лишь постулируют необходимость параметров измерения, но в каждом конкретном случае это задача команды, которая осуществляет соответствующий проект.

3. Эффективность систем и методов сбора данных. В данном случае это означает, что все необходимые контрольные точки рассматриваемых бизнес-процессов были определены ранее и команда проекта располагает статистически обоснованными данными о характере их исполнения (в противном случае вряд ли можно вести речь именно о совершенствовании бизнес-процессов), при невысоких затратах на измерение параметров.

Результатом реализации указанных составляющих является полная, актуальная и достоверная информация о бизнес-процессах. Только на такой основе возможно принятие решений о способах их совершенствования. Впрочем вопрос выработки решений о совершенствовании бизнес-процессов также весьма сложен. Фактически команда проекта имеет дело с:

- общим условием учета обоснованных требований клиентов;

- стандартными условиями целесообразности принятых решений с точки зрения технологической осуществимости, экономической эффективности и т. п.;

- задачами, поставленными руководством ком -пании;

- алгоритмами, условиями и ограничениями используемых методов совершенствования бизнес-процессов.

Необязательно и не для всех бизнес-процессов данные задачи и требования будут совпадать.

Несколько слов скажем отдельно об обоснованных требованиях клиентов. Это более четкое понятие по сравнению с часто употребляемым, но весьма размытым понятием «ожидания клиентов»,

однако оно почти столь же трудно подвергается точным формулировкам (разница в том, что «обоснованность» в данном случае означает фактическую достижимость в рамках применяемой технологии, располагаемых производственных/операционных мощностях и т.п.). На практике для выявления требований потребителей необходимо постоянно проводить мониторинг обслуживаемых рынков, причем сотрудники, контактирующие с клиентами, должны быть мотивированы к их учету, даже если это усложняет выполняемые ими функции и увеличивает объем их работы, и, кроме того, иметь тесную связь с функциональными руководителями, отвечающими за маркетинг и разработки, и/или высшим руководством компании, а в случае реализации проектов по совершенствованию бизнес-процессов входить в проектные команды.

Следующая задача, которую необходимо решить для реализации проекта по совершенствованию бизнес-процессов, - собственно внедрение изменений. Этот этап также является слабым местом большинства методик совершенствования бизнес-процессов, хотя он может быть довольно долгим и трудным и, возможно, затратным (например, если требуется покупка нового оборудования).

Наконец завершающий этап - контроля или мониторинга усовершенствованного бизнес-процесса также имеет свои рациональные требования, о которых важно не забыть команде проекта. Во-первых, он должен поддерживать усовершенствования, так как на практике часто присутствует стремление возврата к устоявшимся способам исполнения бизнес-процессов. Во-вторых, обеспечивать своевременность и точность измерений параметров бизнес-процессов. В-третьих, издержки мониторинга, поддержки и измерения бизнес-процессов должны быть сведены к минимуму.

Таким образом, можно смело утверждать, что совершенствование бизнес-процессов является полем исследований, где число и содержание задач будущих исследований существенно, но главное - их решение будет иметь практическое применение в разных сферах бизнеса. Совершенствование бизнес-процессов по-прежнему остается привлекательной (в силу результативности), но сложной задачей, успешное решение которой возможно только при всесторонней подготовке и вовлеченности как руководства компании, так и рядовых исполнителей процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Powell T. C. Total Quality Management as Competitive Advantage : a Review and Empirical Study / T. C. Powell // Strategic Management Journal. - 1995. - Vol. 16(1). - P. 15-37.

2. Basu R. Quality Beyond Six Sigma / R. Basu, N. J. Wright. - Oxford : Elsevier Ltd, 2003. - 188 p.

3. Hammer M. Reengineering Work : don't Automate, Obliterate / M. Hammer // Harvard Business Review. - 1990.

- Vol. 68(4). - P. 104-112.

4. Hammer M. Reengineering the Corporation / M. Hammer, J. A. Champy. - London : Nicholas Brealey Publishing. - 259 p.

5. Davenport T. H. Process Innovation : reengineering Work Through Information Technology / T. H. Davenport.

- Boston : Harvard Business School Press, 1993. - 337 p.

Финансово-промышленная компания «Кос-мос-Нефт ь-Газ »

Муравьёва А. А., менеджер инновационных проектов

E-mail: alexa_alexenko@list.ru

Воронежский государственный университет

Пожидаев Р. Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: ruslan_pozhidaev@mail.ru

6. Povey B. The Development of a Best Practice Business Process Improvement Methodology / B. Povey // Benchmarking for Quality Management and Technology.

- 1998. - Vol. 5(1). - P. 27-44.

7. Harrington H. J. Business Process Improvement : the Breakthrough Strategy for Total Quality, Productivity and Competitiveness / H. J. Harrington. - New York : McGraw-Hill, 1991. - 274 p.

8. Womack J. P. Lean Thinking : banish Waste and Create Wealth in Your Corporation / J. P. Womack, D. T. Jones.

- New York : Simon and Shuster, 1996. - 400 p.

9. ДжорджМ. Л. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг / М. Л. Джордж. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.

10. Детмер У. Теория ограничений Голдратта / У Детмер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 444 с.

Financial & Industrial Company KOSMOS-NEFT-GAS

Muravieva А. A., Manager of Innovation Projects

E-mail: alexa_alexenko@list.ru

Voronezh State University

Pozhidaev R. G., Candidate of Economics, Associate Professor of the Labor Economy and Management Department

E-mail: ruslan_pozhidaev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.