Научная статья на тему 'Эволюция процессного и функционального подходов к управлению, преимущества их комплексного использования для бизнеса'

Эволюция процессного и функционального подходов к управлению, преимущества их комплексного использования для бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАЦИИ / BUSINESS PROCESSES / MANAGEMENT / FUNCTIONAL APPROACH / PROCESS APPROACH / INFORMATION TECHNOLOGY / CORPORATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздова Елена Александровна, Воробьев Александр Федорович

Положительный экономический эффект обеспечивает использование процессного подхода передовой управленческой идеи. Отметим, что процессное управление дополняет широко распространенное функциональное управление. Функциональный подход регламентирует«что делать», а процессный подход определяет «как делать». С внедрением процессного подхода, дополняющего функциональный подход, происходит объединение усилий всех функциональных подразделений в единую цепочку, создающую ценность для потребителя, для максимально полного удовлетворения потребности клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PROCESS AND FUNCTIONAL APPROACHES TO MANAGEMENT, THE BENEFITS OF THEIR INTEGRATED USE FOR BUSINESS

Positive economic effect provides use of process approach the advanced administrative idea. We will note that process management supplements widespread functional management. Functional approach regulates «what to do», and process approach defines «how to do». To introduction of the process approach supplementing functional approach there is an association of efforts of all functional divisions in the uniform chain creating value for the consumer for the fullest satisfaction of need of the client.

Текст научной работы на тему «Эволюция процессного и функционального подходов к управлению, преимущества их комплексного использования для бизнеса»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 4 2015

УДК 658.51

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЦЕССНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ, ПРЕИМУЩЕСТВА ИХ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Дроздова Елена Александровна

магистрант Воробьев Александр Федорович

магистрант

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

аиМог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. Положительный экономический эффект обеспечивает использование процессного подхода - передовой управленческой идеи. Отметим, что процессное управление дополняет широко распространенное функциональное управление. Функциональный подход регламентирует «что делать», а процессный подход определяет «как делать». С внедрением процессного подхода, дополняющего функциональный подход, происходит объединение усилий всех функциональных подразделений в единую цепочку, создающую ценность для потребителя, для максимально полного удовлетворения потребности клиента.

Ключевые слова: бизнес-процессы; управление; функциональный подход; процессный подход; информационные технологии; корпорации.

EVOLUTION OF PROCESS AND FUNCTIONAL APPROACHES TO MANAGEMENT, THE BENEFITS OF THEIR INTEGRATED USE

FOR BUSINESS

Drozdova Elena Aleksandrovna

undergraduate Vorob'ev Aleksandr Fedorovich

undergraduate Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract. Positive economic effect provides use of process approach -the advanced administrative idea. We will note that process management supplements widespread functional management. Functional approach regulates «what to do», and process approach defines «how to do». To introduction of the process approach supplementing functional approach there is an association of efforts of all functional divisions in the uniform chain creating value for the consumer for the fullest satisfaction of need of the client.

Key words: business processes; management; functional approach; process approach; information technology; corporate.

В современных условиях нестабильности и неопределенности в экономике, значительной конкуренции и непрестанно снижающейся рентабельности банковского бизнеса, направленность банков на удовлетворение меняющихся предпочтений клиентов требует инновационного подхода к управлению. Необходима радикальная смена основных принципов управления: перенос акцентов с функционального подхода на процессный подход. Для того чтобы банк совершенствовался, занимал активную рыночную позицию, необходима постоянная модификация

внутренних бизнес-процессов. Именно поэтому особую актуальность проблема внедрения и развития процессного подхода к управлению организацией приобретает в банковской сфере.

Процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [1].

Бизнес-процесс соотносится с бизнес-целями предприятия, описывает его сферу деятельности и всегда клиенто-ориентирован. Следует отметить, что итеративный характер проектов, описывающих процессы, связан с изменением как рыночной ситуации, так и требований клиентов. Все эти изменения требуют постоянной актуализации бизнес-процессов.

Существует три мнения в теории процессного подхода относительно границ бизнес-процессов:

• процессы подразделений. Деятельность организации или предприятия рассматривается как совокупность бизнес-процессов, отражающих все виды деятельности. При этом проводится идентификация взаимодействующих бизнес-процессов путем их привязки к соответствующим структурным подразделениям предприятия.

• «сквозные» или межфункциональные процессы. Межфункциональные бизнес-процессы создают ценность для потребителей с участием нескольких функциональных подразделений организации, использующие ресурсы поставщиков. В границах бизнес-процесса выполнение операций может быть делегировано исполнителям из различных структурных подразделений. Причем, владелец бизнес-процесса, не является непосредственным руководителем задействованных структурных подразделений [2].

• операции или функции, выполняющиеся одним человеком. Владелец бизнес-процесса - это должностное лицо, имеющее в

своем распоряжении инфраструктуру, информацию о процессе, персонал, аппаратное и программное обеспечение, осуществляющее едино-

личное управление ходом бизнес-процесса и несущее всю полноту ответственности за результаты.

Американский экономист Майкл Портер в 1980 году представил модель цепочки создания добавленной стоимости. Он предложил разбить все процессы предприятия на вспомогательные процессы, обеспечивающие стабильную, устойчивую деятельность предприятия, но являющиеся сами по себе затратными и не приносящими прибыль, и основные процессы, которые приносят прибыль и имеют самое прямое отношение к производимому предприятием продукту [3].

Вначале управленческие теории эволюционировали в направлении функционального иерархического управления. Однако постепенно сформировывалось понимание непрерывности производственных и управленческих действий как их объективной характеристики. Любая стратегическая управленческая или производственная деятельность может быть разделена на отдельные структурные составляющие. В результате, была выявлена насущная необходимость проведения структуризации производственной и управленческой деятельности, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия. Таким образом, можно резюмировать, что структуризация производственных бизнес-процессов стала началом формирования процессного подхода в управлении.

В настоящее время на процессном подходе базируются современные концепции управления, такие как: Business Process Management (BPM) - управление бизнес-процессами, бенчмаркинг, Total Quality Management (TQM) - всеобщее управление качеством, Lean Production - минимизированное производство, реинжиниринг бизнес-процессов, «Six Sigma» - шесть сигм [4].

Рассмотрим разработанную американской компанией «Motorola» высокотехнологичную методику - «Six Sigma», базирующуюся на шести основных принципах. Данная методика, служащая для точной настройки бизнес-процессов, минимизирует вероятность возникновения различных

дефектов в деятельности предприятия. Нотация «Шесть сигм», определяет стратегию управленческой деятельности предприятия и находит широкое приложение в различных отраслях промышленности.

Последнее время большое признание приобрел синтез двух концепций, называющийся «Lean Six Sigma» или «Бережливое производство + Шесть сигм», дающий синергетический эффект от применения данного комплекса.

На Западе эта система распространена достаточно широко. В России ОАО «Сбербанк России» в числе первых стал внедрять «Бережливое производство + Шесть сигм».

Таким образом, прежде всего, можно отметить, что процессное управление дополняет распространенное функциональное управление. Функциональный подход регламентирует «что делать», а процессный подход определяет «как делать». С внедрением процессного подхода, дополняющего функциональный подход, происходит объединение усилий всех функциональных подразделений в единую цепь, формирующую ценность для потребителя, для максимально полного удовлетворения потребности клиента.

Список использованных источников

1. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. М.: Инфра-М, 2006. 319 с.

2. Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Эксмо, 2005. 592 с.

3. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКСМО, 1998. 224 с.

4. Джордж М. «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.