Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / QUALITY OF MEDICAL CARE / RURAL HEALTH CARE / BUSINESS PROCESSES / MANAGEMENT / BUSINESS PROCESS REENGINEERING / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакирова Э.А., Мингазова Э.Н.

Повышение качества медицинской помощи сельскому населению, удовлетворение потребностей сельского населения во всех видах первичной медико-санитарной помощи (доврачебной и общеврачебной), а также специализированной медицинской помощи - одна из важнейших проблем здравоохранения, решение которой является предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления.В статье представлен анализ литературы по использованию бизнес-процессов в современном здравоохранении, основными задачами которого являются создание и развитие эффективных моделей оказания медицинской помощи, повышающих не только ее доступность и качество, но и удовлетворенность населения. В рамках мероприятий программы модернизации по внедрению информационных технологий в здравоохранении предусматривается создание информационных ресурсов и сервисов, которые позволили бы, используя этот системный инструмент, перейти к качественно новому уровню организации управления отраслью. Отмечается, что в настоящее время на уровне управления как медицинской организацией в целом, так и в управлении отдельными направлениями ее деятельности становится актуальным применение процессного подхода, в рамках которого медицинскую организацию можно рассматривать как отдельную бизнес-систему, представляющую собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой, бесспорно, является оказание качественных медицинских услуг. Показано, что разработка и моделирование бизнес-процессов позволит повысить релевантность управленческой информации, даст возможность сделать упор на рационализацию межфункциональных процессов для значительного сокращения времени и / или затрат, увеличения доходов, улучшения качества обслуживания и снижения рисков; информационная система позволяет моделировать процессы и проводить их дальнейшую оптимизацию.В анализируемых работах исследуется опыт процессно-ориентированного управления в медицинских организациях и его роль в обеспечении повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того, внедрение процессного подхода позволит применить определенные, необходимые в каждой конкретной ситуации управленческие решения, в том числе в сфере медицинского облуживания сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бакирова Э.А., Мингазова Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING RURAL HEALTH CARE THROUGH BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

Meeting the needs of the rural population in all types of primary health care (pre-medical and general medical care), as well as specialized medical care, improving the quality of medical care for the rural population is an important public health problem that is difficult to solve and is of particular concern to government structures at all levels of government. The article presents an analysis of the literature on the use of business processes in modern healthcare, the main tasks of which are the creation and development of effective models for the provision of medical care that increase not only its accessibility and quality, but also the satisfaction of the population. As part of the activities of the modernization program for the implementation of information technology in healthcare, it is planned to create information resources and services that would allow, using this system tool, to move to a qualitatively new level of organization of industry management. It is noted that at present, at the level of management of the medical organization as a whole, and in the management of individual areas of its activity, the application of the process approach is becoming relevant, in which the medical organization can be considered as a separate business system, which is a related set of business processes, the ultimate goal which, undoubtedly, is the provision of quality medical services. It is shown that the development and modeling of business processes will increase the relevance of management information, will make it possible to focus on rationalizing cross-functional processes to significantly reduce time and / or costs, increase revenue, improve service quality and reduce risks, the information system allows you to simulate processes and carry them out further optimization. The analyzed works examine the experience of process-oriented management in medical organizations and its role in en- suring the improvement of the quality of medical services provided. In addition, the introduction of a process approach will allow the application of certain managerial decisions necessary in each specific situation, including in the field of medical services for the rural population.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ»



Э.А. Бакирова,

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия Э.Н. Мингазова,

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; ФГБУ ВО «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

УДК: 614.2 DOI: 10.37690/1811-0185-2020-8-20-26

Бакирова Э.А.', Мингазова Э.Н.2 Совершенствование медицинской помощи сельскому населению посредством управления бизнес-процессами ('ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; 2ФГБУ ВО «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань, Россия)

Аннотация. Повышение качества медицинской помощи сельскому населению, удовлетворение потребностей сельского населения во всех видах первичной медико-санитарной помощи (доврачебной и общеврачебной), а также специализированной медицинской помощи - одна из важнейших проблем здравоохранения, решение которой является предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления.

В статье представлен анализ литературы по использованию бизнес-процессов в современном здравоохранении, основными задачами которого являются создание и развитие эффективных моделей оказания медицинской помощи, повышающих не только ее доступность и качество, но и удовлетворенность населения. В рамках мероприятий программы модернизации по внедрению информационных технологий в здравоохранении предусматривается создание информационных ресурсов и сервисов, которые позволили бы, используя этот системный инструмент, перейти к качественно новому уровню организации управления отраслью.

Отмечается, что в настоящее время на уровне управления как медицинской организацией в целом, так и в управлении отдельными направлениями ее деятельности становится актуальным применение процессного подхода, в рамках которого медицинскую организацию можно рассматривать как отдельную бизнес-систему, представляющую собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой, бесспорно, является оказание качественных медицинских услуг. Показано, что разработка и моделирование бизнес-процессов позволит повысить релевантность управленческой информации, даст возможность сделать упор на рационализацию межфункциональных процессов для значительного сокращения времени и / или затрат, увеличения доходов, улучшения качества обслуживания и снижения рисков; информационная система позволяет моделировать процессы и проводить их дальнейшую оптимизацию.

В анализируемых работах исследуется опыт процессно-ориентированного управления в медицинских организациях и его роль в обеспечении повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того, внедрение процессного подхода позволит применить определенные, необходимые в каждой конкретной ситуации управленческие решения, в том числе в сфере медицинского облуживания сельского населения.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, сельское здравоохранение, бизнес-процессы, управление, реинжиниринг бизнес-процессов, процессный подход.

Повышение качества медицинской помощи сельскому населению, удовлетворение потребностей сельского населения во всех видах первичной медико-санитарной помощи (доврачебной и общеврачебной), а также специализированной медицинской помощи - одна из важнейших проблем здравоохранения, решение которой является предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления.

Особенности быта и труда на селе обусловлены целым рядом факторов, которые накладывают определенный отпечаток на характер оказания медицинской помощи сельским жителям и требуют от организаций здравоохранения применения особых форм и методов работы. Анализируя

© Э.А. Бакирова, Э.Н. Мингазова, 2020 г.

Менеджер №8

здравоохранения 2020

перспективы развития медицинском помощи сельскому населению, необходимо выделить следующие приоритетные направления: улучшение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению и совершенствование организации и управления сельским здравоохранением.

На современном этапе реализации национальных проектов именно управление определяет эффективность функционирования медицинской организации. С внедрением национальных проектов сама система здравоохранения становится качественно иной и требует инновационного подхода к управлению медико-санитарной помощи населению и механизмами рыночной саморегуляции.

Целью данной статьи является обзор научной литературы об использовании технологий бизнес-процессов в современном здравоохранении, повышающих доступность и качество медицинской помощи населению.

Сфера здравоохранения представляет собой сложную индустриальную технологию, и на современном этапе в систему управления медицинскими организациями проникают принципы и модели менеджмента, существующие в бизнесорганизациях.

За последнее десятилетие понятие «бизнес-процесс» вошло в основной бизнес. Практика применения процессного управления во многих отраслях доказала, что, используя, управляя бизнес-процессами организации, можно добиться впечатляющих улучшений эффективности бизнеса и обслуживания клиентов [1]. Реинжиниринг бизнес-процессов является одним из инструментов управления, применяемых организациями для повышения конкурентоспособности и совершенствования предоставляемых услуг. Бизнес-процессы можно определить как область знаний на стыке между управлением и информационными технологиями, участниками которых являются организация, персонал, документы и другие источники информации [2]. Автоматизированные информационно-аналитические системы объединяют медицинские, технические данные и экономические информационные потоки внутри единой автоматизированной системы [3].

Система сельского здравоохранения находится в состоянии дефицита финансовых, материально-технических и особенно кадровых ресурсов, обеспеченность врачами сельской местности ниже среднероссийского значения. Часто не решены такие проблемы, как чрезмерное время ожидания для пациентов, отсутствие доступа к информации, и к качественной квалифицированной медицинской

помощи. Еще один нерешенный вопрос - региональное неравенство в объеме и качестве медицинского обслуживания. Медицинские организации (ФАПы, районные центральные больницы) пытаются улучшить качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг, одновременно пытаясь снизить затраты, чтобы максимизировать «ценность». Именно для решения этих проблем становится необходимым использование бизнес-процессов в здравоохранении.

Ключевыми элементами бизнес-процессов являются: оптимизация производительности (эффективности) сквозных бизнес-процессов, охватывающих функции не только медицинской организации, но и процессы взаимосвязанные с партнерами, поставщиками и клиентами; синхронизация выполнения процесса (предоставление медицинских услуг); обеспечение быстрой интеграции процессов и базовых систем для постоянного улучшения и оптимизации качества и доступности медицинской помощи, расширение возможностей контроля, аналитики и изменения процесса [2]. Результаты анализа служат основой для выработки мероприятий (управленческих решений) по совершенствованию организационных форм и методов оказания медицинской помощи сельскому населению, по развитию и приближению к сельским жителям качественной медицинской помощи. В этом контексте мы и проводим данный анализ эффективности процессного подхода в управлении медицинскими организациями.

Моделирование бизнес-процессов получило широкое признание как метод управления в организациях здравоохранения разных стран. Принципы реинжиниринга бизнес-процессов существуют относительно давно. В 1993 году М. Хаммер и Дж. Чампи вдохновили организации здравоохранения начать проекты по реинжинирингу, предсказав, что крупнейшие американские корпорации потерпят крах, если они не будут применять принципы реинжиниринга бизнеса. Многие из этих компаний реинжинирирова-ли, чтобы улучшить свои процессы, т.к. процессный подход использует принципы бизнеса и сосредотачивает процессы для достижения значительного улучшения производительности на количественных усовершенствованиях, а не просто непрерывном постепенном улучшении [4].

Модернизация здравоохранения заставила медицинские организации сосредоточиться на путях оптимизации своих процессов, чтобы предоставлять высококачественную помощь и в то же время сокращать расходы. Процессы здравоохранения очень

с

#хс

№8

2020

Менедже,

сложны и включают как клинические, так и административные задачи, большие объемы данных, а также большое количество пациентов и персонала, при этом они также очень динамичны [5]. Процессы здравоохранения требуют сотрудничества различных организационных подразделений и медицинских дисциплин, поэтому оптимальная поддержка этих процессов становится решающей [6, 7].

Международный опыт показывает, что повышение эффективности системы управления организациями достигается благодаря появлению концепций и развития бизнес-процессов, процессно-ориентированной технологии управления в медицинских организациях. Реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается в литературе как метод радикального улучшения, необходимый для конкурентоспособности, фундаментального переосмысления и радикального изменения процессов управления и организации медицинской помощи, позволяющий добиваться значительных улучшений в показателях эффективности (стоимость, качество, оперативность) [8].

Рост числа опубликованных статей по проблеме процессного подхода в здравоохранении показывает интерес специалистов к данному вопросу, значение метода в сфере управления медицинскими организациями. Так, D. №тега^ и соавт. (2011) сообщили, что для того, чтобы иметь возможность осуществлять организационные изменения на регулярной и постоянной основе с 2007 года внедряется комплексная политика по управлению рисками и качеством медицинской помощи, на начальном этапе одного отделения больницы. В настоящее время доказано, что управление с помощью процессного подхода является безусловным преимуществом для быстрого внедрения новых методов лечения, одновременно обеспечивая высокий уровень качества обслуживания пациентов. Процессный подход основан на всестороннем описании всех процессов, формирующих организацию, и позволяет проверить, как работает каждый отдельный процесс для того, чтобы изменить его, улучшить и, тем самым, способствовать повышению удовлетворенности пациента. Такой подход позволяет лучше видеть функционирование конкретного отделения, контролировать межличностные отношения как между различными профессиональными группами, так и между медицинским персоналом и пациентами. Этот подход дает представление об эффективности предоставляемых медицинских услуг при каждом отдельном процессе и выявляет недостатки. Процессный подход предъявляет

и определяет необходимые профессиональные навыки медицинских специалистов для того, чтобы гарантировать высокое качество обслуживания [9].

За рубежом на протяжении последних 15 лет в систему здравоохранения все активнее внедряется процессное управление на основе принципов бережливого производства (Lean), которое уверенно становится наиболее эффективной системой управления качеством медицинской помощи. В октябре 2016 года по инициативе Администрации Президента Российской Федерации стартовал пилотный проект по совершенствованию системы первичной медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиника». Цель проекта - внедрить в повседневную практику поликлиник технологии бережливого производства. Применительно к лечебному процессу отправной точкой данного бизнес-процесса является оценка ценности продукта (услуги) для пациента на каждом этапе его создания [10]. Также бережливое производство в сфере здравоохранения подразумевает сокращение затрат и оптимальное использование ресурсов [11].

Исследование Е. Г. Гандуровой и соавт. (2018) посвящено анализу первого опыта применения процессного управления при реализации технологий бережливого производства для повышения эффективности первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках. Установлено, что внедрение технологии бережливого производства на основе процессного подхода позволило существенно повысить доступность и качество медицинской помощи прикрепленному населению, оптимизировать информационную систему медицинской организации [12].

M. M.D. Hassan и соавт. (2017) отмечают, что при использовании метода процессного подхода в управлении предоставляется более комплексный подход к улучшению возможностей, чем использование методов Lean, Six Sigma, так как применение бизнес-процессов и технологий бережливого производства не вступает в противоречие, поскольку многие из элементов дополняют, корректируют технологии и могут быть включены в организационную модель. Кроме того, применение бизнес-процесса может предоставлять конкретные шаги и действия, которым необходимо следовать для повышения производительности и качества медицинской помощи без материальных затрат [13].

Многие зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что реинжиниринг - эффективное средство, необходимое для существенного повышения производительности, не ставящее под

енеджер № В

здравоохранения 2020

угрозу качество и объем основных медицинских услуг. С помощью реинжиниринга возможно исключить функции, которые не способствуют для расширения деятельности организации, провести оптимизацию с переходом на качественно новый технологический уровень [14]. Информационные технологии используются для вытеснения ручных проверок и контроля, снижая зависимость от человеческого фактора, собирают статистические данные, которые показывают уровень спроса на различные услуги, предпочтения пациентов. Реинжиниринг на основе полученной информации, основанной на данных о состоянии внешней и внутренней среды медицинской организации, может способствовать внедрению современной модели управления [3].

Преимущество реинжиниринга бизнес-процессов в том, что он основывается на четко определенных процессах, включенных в автоматизированные информационно-аналитические системы, объединяет деятельность по управлению ресурсами и организацией в целом. Для грамотного реинжиниринга необходим анализ протекающих в медицинской организации процессов, а с другой стороны, без анализа бизнес-процессов, грамотной декомпозиции невозможно и построение информационной системы. Поэтому реинжиниринг и процесс информатизации необходимо проводить одновременно, для достижения наибольшего эффекта [15].

Информационные технологии становятся все более популярными и используются многими медицинским организациями как за рубежом, так и в России. Российский опыт представлен успешным внедрением процессного управления в лечебно-профилактические учреждения АО РЖД. По оценкам специалистов основной мотивацией внедрения бизнес-процессов является улучшение сервиса и качества продукции и услуг, оптимизация процесса управления ресурсами, ведущему к снижению затрат.

Анализ анкетирования 215 руководителей больниц США и Канады показывает, что улучшение качества обслуживания пациентов и улучшение финансовых показателей являются движущими силами для больниц, которые были получены на основе внедрения мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов. Руководители отметили, что сотрудничество с персоналом и взаимная заинтересованность являются важными факторами, которые усиливают успех по внедрению бизнес-процессов [16]. В другом исследовании 192 администратора больницы поделились своим опытом внедрения процессного подхода. Руководители

больниц рекомендуют сосредоточить внимание на ресурсах и процессах, связанных с пациентами, рынком медицинских услуг, применением инновационных технологий. Это три составляющих, которые обеспечивают значительные результаты: снижают стоимость закупок, позволяют внедрять новые технологии и расширять возможности медицинского обслуживания [17].

Можно утверждать, что процессный подход в управлении позволяет руководителям оперативно оценивать целевые показатели результативности деятельности медицинских организаций и разрабатывать приоритетные направления развития. Анализируя материалы исследований, можно отметить, что большинство медицинских организаций при принятии решения об использовании процессного подхода, как правило, ограничиваются внедрением бизнес-процессов в рамках одного конкретного структурного подразделения или направления деятельности. Из отдельных сервисов стоит отметить развитие системы поддержки принятия врачебных решений и дистанционные медицинские сервисы, электронный личный медицинский кабинет [18].

В первую очередь передовые инновации вводятся с целью создания единого медицинского пространства, благодаря которому повысится эффективность медицинской помощи населению. Обосновано применение процессного подхода к организации оказания стационарозамещающих видов медицинской помощи [19]. На основе процедур каждого бизнес-процесса было проведено улучшение вспомогательных процессов оказания хирургической медицинской помощи в многопрофильном медицинском центре. Предложен процессный подход в управлении затратами медицинской организации с использованием ABC-метода. Данный подход с использованием методов ABC-, XYZ- анализа в управлении запасами медицинской организации позволил провести грамотное и эффективное планирование потребления и хранения материальных запасов в организации здравоохранения. Обоснована целесообразность применения технологических карт для административных процессов [20, 21].

С.А. Мендель (2019) обосновал необходимость и определил основные направления проведения реинжиниринга административно-хозяйственных и управленческих процессов медицинской организации, а также подходы к финансово-стоимостному анализу указанных процессов. Предлагаемые методики продемонстрированы на примере управления

с

#хс

№ 8

2020

Менедже,

охраной труда в медицинской организации [22].

В.Н. Филатов и соавт. (2014) описали последовательность и результаты внедрения процессного подхода в работу амбулаторно-поликлинического отделения. Данный подход оказался эффективной инновационной технологией при проведении про-фосмотров, позволяющий сократить очереди и гибко адаптировать ресурсы учреждения к возникающим потребностям [23].

Электронное здравоохранение помогает администрировать работу медицинской организации. Авторы также рассматривают сервис еНеаМ, который является развивающейся областью в пересечении медицинской информатики, здравоохранения и бизнеса [24]. Это платформа, в которой можно отразить взаимодействие врача и пациента. Специалисты уверены, что использование еНеаМ позволит обеспечить прогресс в улучшении качества жизни пациента [25].

В.С. Киреев и соавт. (2017) обращают внимание, что реинжиниринг позволяет произвести наглядное отображение изменений бизнес-правил. Такой подход к анализу предпринятых изменений для повышения качества оказания услуг в медицинской организации предпочтителен как руководителям, так и лицам, не знакомым со спецификой работы организации [26].

На примере российского и зарубежного опыта можно с уверенностью сказать, что моделирование бизнес-процессов позволяет повысить эффективность и качество медицинской помощи населению. Таким образом, если говорить об улучшении качества медицинской помощи сельским жителям, то на сегодняшний день можно констатировать, что укрепление медико-санитарной помощи, внедрение эффективных методов контроля и управления качества медицинской помощи тесно связано с реализацией бизнес-процессов. В представленных работах исследуется опыт процессно-ориентированного управления в медицинских организациях и его роль в обеспечении повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того, предлагаются апробированные на практике классификации бизнес-процессов, адаптированные под особенности организаций в сфере здравоохранения, а также рассматриваются условия совершенствования системы управления медицинскими организациями и медицинской деятельностью [27]. В сегодняшнее

непростое для здравоохранения время необходимо понять роль реинжиниринга, определить процессы по поддержки эффективности в обслуживании населения, лидерства в отрасли [28].

В работах подчеркивается, что преимущество реинжиниринга бизнес-процессов в том, что они основываются на четко определенных процессах, включенных в автоматизированные информационно-аналитические системы. Важным изменением в алгоритме медицинского обслуживания является решение о построении компетентной информационной системы на основе концепции активной роли и позиции пациента (настоящего или будущего) при принятии окончательного решения о необходимости обращения за медицинской помощью в условиях асимметричной информации. Данная концепция нацелена на преодоление недостатков используемых подходов к планированию и получение более качественных результатов планирования потребности в объемах медицинской помощи [29]. С учётом всех упомянутых выше преимуществ, очевидно, что существует потенциал для повышения эффективности системы сельского здравоохранения.

Анализируя материалы, приведенные в литературе, можно отметить, что процессный подход дает положительные результаты в сфере здравоохранения. Метод делает упор на рационализацию межфункциональных процессов для значительного сокращения времени и / или затрат, увеличения доходов, улучшения качества обслуживания и снижения рисков, информационная система позволяет моделировать процессы и проводить их дальнейшую оптимизацию. Следует отметить, что внедрение процессного подхода позволяет принимать определенные, необходимые в каждой конкретной ситуации управленческие решения, и мы надеемся, что данный метод в ближайшем будущем будет успешно использоваться для решения проблем медицинского облуживания сельского населения регионов нашей страны.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

Автор 7 проводил сбор и структурирование источников литературы, Автор 2 отвечал за анализ представленного материала.

енеджер № В

здравоохранения 2020

Литература

1. Azemovic J, Music D. Methods for efficient digital evidence collecting of business processes and users activity in e learning enviroments. E-Education, e-Business, e-Management, and e-learning. International Conference. 2010; 126-130.

2. Fink K, Grimm D. The use of business process management during the Implementation of electronic records management systems. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Use-of-Business-Process-Management-during-the-Fink-Grimm/ad07f140ff7ffef733dc7614981c74d725f9c273 (access date: 10.06.2020)

3. Ермакова, С.Э., Евдокимова Е.Г. К вопросу о процессно-ориентированной модернизации системы управления в медицинских организациях. // Вектор науки ТГУ. 2013; 4: 96-99.

4. Holland C.A. Reengineering the mind, career, system, department. Clin. Lab. Manage. Rev. 1998; 12 (3): 169-175.

5. Anyanwu K, Sheth A. Healthcare enterprise process development and integration. J. Res. Pract. Inf. Technol. 2003; 35: 83-98.

6. Lenz R, Reichert M. IT support for healthcare processes-premises, challenges, perspectives. Data Knowl. Eng. 2007; 61: 39-58.

7. Мингазова Э.Н., Ульянов Ю.А., Миргазизов М.З. Анализ преимуществ сетевых структур в стоматологии. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26 (6): 432-435.

8. Bakshi S.M. Business process re-engineering a cardiology department. World Hosp. Health. Serv. 2014; 50 (2): 40-45.

9. Numerato D, Salvatore D, Fattore G. The impact of management on medical professionalism: a review. Sociol. Health. Illness. 2011; 34: 626-644.

10. Чикинева Н.А., Зубанов П.С. Применение метода «бережливое производство» (Lean production) в здравоохранении как одного из инструментов оптимальной организации бизнес-процесса в лаборатории. // Справочник заведующего КДЛ. 2011; 9: 45-52.

11.Шрайнер О.О., Ультан С.И. Социально-экономическая эффективность как инструмент оценки внедрения бережного производства в сфере здравоохранения. // Экономика и предпринимательство. 2019; 2 (103): 259-266.

12.Гандурова Е.Г., Горбачев А.В., Дорофеев А.Л. «Бережливые технологии» как инструмент повышения эффективности здравоохранения (обзор проблемы). // Дальневосточный медицинский журнал. 2018; 2: 90-92.

13.Hassan M.M.D. An application of business process management to health care facilities. Health. Care. Manag. (Frederick). 2017; 36 (2): 147-163.

14.Carmichael B.D. Business process reengineering: a remedy for health care. Healthc. Manage Forum. 1994; 7(4): 44-50.

15.Порошина Л.А., Каменева-Любавская Е.Н. Реинжиниринг бизнес-процессов в медицинских организациях. // Ученые заметки ТОГУ. 2016; 7(2): 265-270.

16.Нурбаева Г., Кабдуева Г., Апеисова Д. Бережное производство как одна из новых управленческих технологий в системе здравоохранения. Journal of Health Development. 2019; 3 (32): 60-68.

17.Caccia-Bava M.C., Guimaraes V.C., Guimaraes T. Important factors for success in hospital BPR project phases. Int. J. Health. Care. Qual. Assur. 2013; 26(8): 729-745.

18.Федоров В.С., Берсенева Е.А., Петрова Е.Д. Моделирование бизнес-процессов как неотъемлемая часть разработки и внедрения комплексной автоматизированной информационной системы. // Врач и информационные технологии. 2009; 1: 28-30.

19.Горохова И.В. Процессный подход к организации стационарозамещающих видов медицинской помощи. // Социальные аспекты здоровья населения. 2015.

20.Алехина Т.А., Боканов А.А., Калмыкова Т.Н. Анализ бизнес-процессов при управлении затратами на предприятии здравоохранения. // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012; 164: 293-299.

21.Потекаев Н.Н., Шкарин В.В., Кураков Д.А. Научное обоснование методологических и методических подходов к документированию административных процессов и лексического анализа медицинской документации в лечебном учреждении. // Клиническая дерматология и венерология. 2018; 17 (4): 7-12.

22.Мендель С.А., Берсенева Е.А. Реинжиниринг и анализ финансовых затрат административно-хозяйственных и управленческих процессов в медицинской организации. // Проблемы социальный гигиены и история медицины. 2019; 3: 312-315.

23.Филатов В.Н., Кадыров Ф.Н, Югай М.Т, Ры/бальченко И.Е. Процессный подход - инновационная технология организации профосмотров в медицинском учреждении. // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. 2014; 3: 68-74.

24.Тинькова А.А., Замотайкина А.А. Моделирование бизнес-процессов (BPM) в сфере здравоохранения. Nauka-Rastudent.ru. 2016; 12: 13.

25.Якушев Д.С., Пальмов С.В. Ehealth в нашей жизни. Форум молодых ученых. 2018; 11: 1121-1126.

•КС

№ В Менеджер

2020 адравоохрвнвния

26.Киреев В.С., Агамов Н.А. Реинжиниринг бизнес-процессов медицинского учреждения. // Теория. Практика. Инновации. 2017; 2: 90-97.

27.Берсенева Е.А., Седов А.А., Голухов Г.Н. Создание автоматизированной системы контроля функций сотрудников и оптимизации организационно-штатной структуры ЛПУ. // Врач и информационные технологии. 2012; 3: 28-30.

28.Grocott M.P. Pathway redesign: putting patients ahead of professionals. Clin. Med. (Lond). 2019; 19 (6): 468-472. 29.Черкасов С.Н., Мешков Д.О., Берсенева Е.А. Пути совершенствования технологии планирования объемов медицинской помощи. // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2016; 5: 95-104.

UDC 614.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bakirova E.A.', Mingazova E.N.2 Improving rural health care through business process management ('«N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia; 2Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation) Abstract. Meeting the needs of the rural population in all types of primary health care (pre-medical and general medical care), as well as specialized medical care, improving the quality of medical care for the rural population is an important public health problem that is difficult to solve and is of particular concern to government structures at all levels of government. The article presents an analysis of the literature on the use of business processes in modern healthcare, the main tasks of which are the creation and development of effective models for the provision of medical care that increase not only its accessibility and quality, but also the satisfaction of the population. As part of the activities of the modernization program for the implementation of information technology in healthcare, it is planned to create information resources and services that would allow, using this system tool, to move to a qualitatively new level of organization of industry management. It is noted that at present, at the level of management of the medical organization as a whole, and in the management of individual areas of its activity, the application of the process approach is becoming relevant, in which the medical organization can be considered as a separate business system, which is a related set of business processes, the ultimate goal which, undoubtedly, is the provision of quality medical services. It is shown that the development and modeling of business processes will increase the relevance of management information, will make it possible to focus on rationalizing cross-functional processes to significantly reduce time and / or costs, increase revenue, improve service quality and reduce risks, the information system allows you to simulate processes and carry them out further optimization. The analyzed works examine the experience of process-oriented management in medical organizations and its role in ensuring the improvement of the quality of medical services provided. In addition, the introduction of a process approach will allow the application of certain managerial decisions necessary in each specific situation, including in the field of medical services for the rural population.

Keywords: quality of medical care, rural health care, business processes, management, business process reengineering, process approach.

Менеджер № В

здравоохранения 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.