Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалко С.А.

Управление бизнес-процессами все чаще применяется в качестве стратегической практики компаний, обладающей знаниями, становится неотъемлемой частью стратегии организации с целью повышения эффективности бизнеса. В статье представлены принципы моделирования бизнес-процессов и анализ взаимосвязи между бизнес-процессами моделирования и проектами управления. Представлена практический опыт в реализации проектов моделирования бизнес-процессов и изучение возможности интеграции бизнес-процессов и организационных знаний в качестве основы для разработки системы управления бизнес-процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF BUSINESS PROCESSES OF THE ENTERPRISE

Business process management is increasingly being used as a strategic practice for companies with knowledge, becoming an integral part of the organization's strategy to improve business performance. The article presents principles of modeling business processes and analysis of the relationship between business modeling processes and management projects. Practical experience in project implementation is presented. Business processes and the study of the possibilities of integrating business processes and organizational knowledge as the basis for the development of a business process management system.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.49

Жигалко С.А.

магистрант

Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Управление бизнес-процессами все чаще применяется в качестве стратегической практики компаний, обладающей знаниями, становится неотъемлемой частью стратегии организации с целью повышения эффективности бизнеса. В статье представлены принципы моделирования бизнес-процессов и анализ взаимосвязи между бизнес-процессами моделирования и проектами управления. Представлена практический опыт в реализации проектов моделирования бизнес-процессов и изучение возможности интеграции бизнес-процессов и организационных знаний в качестве основы для разработки системы управления бизнес-процессами.

Ключевые слова: процессный подход, управление бизнес процессами, моделирование бизнес-процессов, процессная модель.

Zhigalko S.A.

Master of Management in Management Togliatti State University Russia, Togliatti

MODELING OF BUSINESS PROCESSES OF THE ENTERPRISE

Abstract: Business process management is increasingly being used as a strategic practice for companies with knowledge, becoming an integral part of the organization's strategy to improve business performance. The article presents principles of modeling business processes and analysis of the relationship between business modeling processes and management projects. Practical experience in project implementation is presented. Business processes and the study of the possibilities of integrating business processes and organizational knowledge as the basis for the development of a business process management system.

Keywords: process approach, business process management, business process modeling, process model.

Бизнес-процесс является логичным, последовательным, взаимосвязанным набором мероприятий, потребляющим ресурсы, создающим ценность и выдающим определенные результаты. В международных стандартах семейства ISO 9000 приняты установленные термины процессов и бизнес процессов, но в настоящее время эти термины принято считать дублирующими. Моделирование бизнес-процессов является эффективным средством поиска направлений оптимизации деятельности предприятий, которое позволяет определять, как с позиции организации рабочего места, так и работоспособности предприятия в целом [2].

Моделирование бизнес-процессов является методологией, которая позволяет предприятиям определить свои бизнес-процессы как ряд мероприятий и транзакций, которые вместе достигают определенной бизнес -цели. Моделирование бизнес-процессов в качестве подхода фокусируется на понимании базовых бизнес-процессов и создании хранилища бизнес-процессов, где бизнес-правила являются одним из важнейших элементов детального и формализованного описания всех фактов.

Модели бизнес-процессов могут использоваться для обслуживания широкого круга мероприятий, например, для проведения стратегического организационного анализа, для улучшения существующих процессов, для получения требований и спецификаций для проектирования информационных систем или для поддержки выполнения процессов [5].

Определим несколько целей и задач моделирования: облегчить коммуникационные процессы, улучшить процесс поддержки, поддерживать процесс управление процессами, автоматическое руководство при выполнении процесса и поддержка их автоматического выполнения. Моделирование процессов является эффективным средством поддержки управления знаниями, управления человеческими ресурсами и управления проектами.

Главной задачей моделирования бизнес-процессов предприятия выступает описание всех процессов с целью построения их моделей «как есть». Для этого необходимо собрать всю доступную информацию о процессе. После описания процесса необходимо разобраться с последовательностью действий, составляющих процесс. Последовательность действий моделируется на разных уровнях. На верхнем уровне указываются наиболее важные элементы процесса (обычно не более десяти). После чего производят декомпозицию определенных процессов посредством многоуровневости. Серьезность декомпозиции определяет сложность процесса и требуемую степень детализации этого процесса. Для получения полного представления о бизнес-процессах, необходимо провести декомпозицию до бизнеса функций которые должны быть хорошо понятны, а их действия должны быть элементарными.

Основываясь на сборе информаций о процессе строят модель реализации процесса и определяют предполагаемые сценарии его исполнения с проблемами и дефектами. Сбои процесса могут нарушить нормальный ход выполнения процесса, именно поэтому необходимо указывать, какие пути устранения будут «обработаны», а именно какие из перечисленных действий предпримут в случае появления сбоя или проблемы [6].

На рисунке 1 представлены основные шаги при построении модели бизнес-процесса.

1. Определение ролей

2. Определение бизнес-функций

3. Привязка ролей к бизнес-функциям

5. Добавление событий

\7

4. Определение порядка исполнения бизнес-функций

\7

6. Добавление документов и ресурсов

Рисунок 1 - Шаги построения модели бизнес-процесса

Важной частью построения модели бизнес-процесса является исследование аспектов его эффективности. Сюда входят использование ресурсов, время выполнения работ сотрудниками, возможные задержки и простои. Необходимо разработать систему показателей, или метрик, для оценки эффективности процесса. Частично в качестве метрик могут быть взяты используемые в компании KPI (Key Performance Indicator), однако могут потребоваться и дополнительные характеризующие рассматриваемый процесс показатели [1].

Управление бизнес-процессами позволяет разрабатывать, анализировать, оптимизировать, автоматизировать и диагностировать бизнес-процессы, отделяя логику процесса от приложений, которые ими управляют; управление отношениями между участниками процесса; интеграция внутренних и внешних ресурсов процесса; и мониторинг производительности процесса [3].

Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:

- Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling). Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов -стандарт IDEF0. Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании в функциональном аспекте.

- Описание потоков работ (Work Flow Modeling). Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов и близок к алгоритмическим методам построения блок-схем.

- Описание потоков данных (Data Flow Modeling). Нотация DFD (Data Flow Diagramming), позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами.

- Прочие методологии.

Совершенствование бизнес-процессов (BPI) помогает осуществить усовершенствование бизнеса за счет определенных подходов с использованием различных инструментов. Совершенствование бизнес-процессов является «второй шаг» управления бизнес-процессами. Кроме того, существуют различные методы непрерывного BPM: Совершенствование бизнес-процессов и бизнес-процессов Реинжиниринг.

BPI предполагает постепенное улучшение существующих процессов. Совершенствование бизнес-процессов могут быть выражены любые попытки изменить этот процесс. ИВ обычно узко сосредоточено на конкретном аспекте процесса и включает в себя непрерывное повторение действий для их улучшения на протяжении всего жизненного цикла этих процессов [6].

Методология совершенствования бизнес - процессов включает в себя такие инструменты, как: Six Sigma, Lean Management, Общее управление качеством, и многие другие. Это можно рассматривать как стандартизация, регулирование бизнес-процессов, как улучшение бизнес-процессов тоже. Во многих случаях результатом описания и оптимизации бизнес-процессов именно введение правил, на которых введены новые правила для осуществления операций в организации. Для того, чтобы сохранить положение процесса действительно работает, руководители всех уровней должны постоянно следить за соблюдение требований настоящих Правил и организовывать совместную работу по оптимизации и будущую стандартизацию процессов [6]. В этой теме мы будем глубоко пройти через два инструментов улучшения для того, чтобы дать представление о разнице в улучшении методы.

Есть много внутренних и внешних причин для совершенствования процесса на современном рынке:

Первая причина заключается в том, что эффективность большинства процессов в компаниях имеет тенденцию медленно идти вниз по времени, если она не поддерживается. Это означает, что даже для поддержки существующих стандартов это необходимо потратить некоторое количество работы службы поддержания. Кроме того, если компания хочет улучшить и обновить процессы, это потребует не только сохранить, но и дополнительные усилия.

Вторая причина заключается в том, что в случае, если организация не улучшает свои процессы, то он может быть уверен, что она активно занимается своими конкурентами. Если даже представить себе ситуацию, когда улучшение не занимаются какой-либо компанией или ее конкурентами, будет всегда третий человек, который решит взять этот сегмент рынка.

Третья причина заключается в том, что современные потребители становятся все более требовательными и даже испорчен. Уровень спроса и качества все время растет. Это приводит к быстрому росту ожиданий у

потребителей. Важно следовать ожиданиям и иметь возможность сопоставить их с предложением.

В течение последних трех десятилетий хорошо разработанная процедура моделирования основывалась на двух дополнительных аспектах анализа: моделирование данных (моделирование сущностных отношений) и моделирование функций (диаграмма потоков данных). Поскольку события, которые вызывают ответ в информационной системе, поступают из организации или из внешней среды, очевидно, что третья репрезентативная структура является фактически видом бизнес-процесса [11]. Разработка, основанная на модели, является одной из последних тенденций в развитии информационных систем. Каждая система ERP использует модель бизнес -процесса для поддержки анализа требований и разработки информационных систем, основанных на бизнес-процессах.

Использованные источники:

1. Бешенков С. А. Моделирование и формализация: Методическое пособие. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.

2. Бизнес-планирование // Под ред. д.э.н., проф. Попова В.М., д.э.н. Ляпунова С.И.— М.: Финансы и статистика, 2014.

3. Большаков А. С. Моделирование в менеджменте: Учебное пособие.— М.: Филинъ, 2013.

4. Ю.Бочаров В. В. Финансовое моделирование: Учеб. пособие. — М: ЮНИТИ, 2013.

5. ЬБусленко Н.П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1978.

6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник — М.: ИНФРА—М, 2015.

7. Варфоломеев В.И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем: Практикум. Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2016.

8. Введение в математическое моделирование: Уч. пособие / Под ред. П.В. Трусова. — М.: Интермет Инжиниринг, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.