Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА'

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалко С.А.

Большинство промышленных предприятий активно пытаются создать свои собственные модели бизнес-процессов или использовать существующие эталонные модели, и у этого есть свои причины, которые легко объясняются различными факторами. Предприятие должно быть готово быстро адаптироваться к изменениям на рынках с точки зрения динамики современного мира, вести инновации, внедрять новые технологии и подходы в своей работе и конкурировать с другими компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING BUSINESS PROCESSES OF INDUSTRIAL ENTERPRISE AS A BASIS OF PROCESS APPROACH

Most industrial enterprises are actively trying to create their own business process models or use existing reference models, and this has its own reasons, which are easily explained by various factors. The enterprise should be ready to adapt quickly to changes in the markets from the point of view of the dynamics of the modern world, to innovate, to introduce new technologies and approaches in its work and to compete with other companies.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА»

УДК 338.49

Жигалко С.А.

магистрант

Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Аннотация: Большинство промышленных предприятий активно пытаются создать свои собственные модели бизнес-процессов или использовать существующие эталонные модели, и у этого есть свои причины, которые легко объясняются различными факторами. Предприятие должно быть готово быстро адаптироваться к изменениям на рынках с точки зрения динамики современного мира, вести инновации, внедрять новые технологии и подходы в своей работе и конкурировать с другими компаниями.

Ключевые слова: процессный подход, управление бизнес процессами, моделирование бизнес-процессов, бизнес-модель, процессная модель, управление бизнес-процессами.

Zhigalko S.A.

Master of Management in Management Togliatti State University Russia, Togliatti MANAGING BUSINESS PROCESSES OF INDUSTRIAL ENTERPRISE AS A BASIS OF PROCESS APPROACH

Abstract: Most industrial enterprises are actively trying to create their own business process models or use existing reference models, and this has its own reasons, which are easily explained by various factors. The enterprise should be ready to adapt quickly to changes in the markets from the point of view of the dynamics of the modern world, to innovate, to introduce new technologies and approaches in its work and to compete with other companies.

Keywords: process approach, business process management, business process modeling, business model, process model, business process management.

Благодаря быстрорастущему глобальному рынку 21-го века современные компании должны постоянно работать над улучшением своих процессов, чтобы сохранить высокий уровень конкурентоспособности. Это требует разработки новых технологий и методов ведения бизнеса и повышения качества конечных результатов. Более того, это также требует внедрения новых, более эффективных методов управления и организации предприятий. Любое предприятие представляет собой сложную систему из-за различных видов деятельности и большого количества отношений с партнерами. Кроме того, динамика бизнес-процессов всегда увеличивается из-за постоянного улучшения технологических возможностей и сильной

конкуренции, вызванной постоянно меняющимися потребностями рынка, новыми ориентациями на производство товаров и обслуживание индивидуальных потребностей клиентов.

Процесс является одной из концепций управления, которая была окончательно сформирована в 1980-х годах. В соответствии с этой концепцией все действия организации рассматриваются как совокупность процессов. Чтобы управлять, нужно управлять процессами. Этот процесс стал одним из ключевых элементов будущего управления бизнесом.

Основная концепция технологического подхода - концепция процесса. Существуют разные определения, однако наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001: «Процесс представляет собой набор взаимосвязанных или взаимодействующих действий, которые преобразуют входы в результаты». Важной частью процесса, который не отражен в этом определении, является систематический характер действий. Процесс действия следует повторять, а не случайным образом [3].

Технологический подход был разработан и использован для создания горизонтальной связи внутри организации. Единицы и персонал, вовлеченный в один и тот же процесс, могут самостоятельно координировать свою работу в рамках процесса и решать проблемы без участия высшего руководства. Процессный подход в управлении позволяет быстрее решать возникающие проблемы и влиять на результат. В отличие от функционального подхода управление процессами позволяет сосредоточиться не на работе каждого из подразделений, а на работе организации в целом. Процессный подход меняет концепцию структуры организации. Основным элементом является процесс в соответствии с одним из принципов технологического подхода.

Процессный подход основан на нескольких принципах. Внедрение этих принципов может значительно повысить производительность, но в то же время требует высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к управлению процессом требует постоянного сотрудничества со стороны сотрудников, несмотря на то, что они могут принадлежать к различным подразделениям. Способность обеспечивать совместную работу будет зависеть от принципов «эффективности» технологического подхода. При реализации процессов управления важно придерживаться следующих принципов [3]:

- Первый - принцип процессов отношений. Организация - это сеть процессов. Процесс - это любая деятельность, в которой выполняется выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны.

- Второй - принцип спроса на процесс. Каждый процесс должен иметь цель, и его результаты должны быть конечной целью. Результаты процесса должны иметь своих внутренних или внешних клиентов.

- Третий принцип - это принцип документации процесса. Деятельность в процессе должна быть документирована. Это позволяет стандартизировать процесс и формировать основу для изменений

и дальнейшего совершенствования процесса.

- Четвертым принципом является контроль процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют пределы процесса. Для каждого процесса в пределах определенных границ должны быть определены параметры, характеризующие процесс и его результаты.

Ответственность за этот процесс лежит на пятом принципе. При проведении этого процесса могут быть задействованы различные специалисты и персонал, но тот же человек должен нести ответственность за этот процесс и его результаты [1]

Бизнес-процесс представляет собой регулярно повторяющуюся последовательность взаимосвязанных действий (операций, процедур, действий), которые выполняются с использованием внешних ресурсов среды, чтобы создать ценность для клиента и дать ему результат. В бизнес-процессах должен быть один менеджер, который управляет процессом и несет ответственность за результат. В любой компании существует как минимум несколько десятков бизнес-процессов.

Бизнес-процессы, согласно одной из наиболее распространенных классификаций, делятся на основные процессы и подпроцессы (поддержка). Основные бизнес-процессы обеспечивают основной поток доходов компании и служат основой всего бизнеса, а подпроцессы служат ядру. Например, основной бизнес-процесс может быть в продажах и производстве, а куб-процессы могут заключаться в наборе персонала и бухгалтерском учете.

Каждый бизнес-процесс имеет владельца, который должен быть квалифицированным, а также поставщик, который предоставляет ресурсы для бизнес-процесса. Наконец, потребитель получает выходные продукты бизнес-процесса. В этом случае поставщик и потребитель могут быть как внешними, так и внутренними для организации.

Процессы предприятий разделены по типу в зависимости от их классификации. Управление бизнес-процессами охватывает все их.

Мы можем выделить три группы бизнес-процессов:

Процессы управления. Эти процессы предназначены для планирования, мониторинга и анализа производительности. Процессы управления могут гарантировать цели производства и обеспечить процесс. Процессы управления не добавляют ценность конечному пользователю, но они необходимы для эффективной и эффективной работы организации. Эти процессы часто включают планирование, постановку целей, мониторинг и измерение, бюджетирование и т. д.

Процессы производства (ядра). В результате этих бизнес-процессов организация достигает своих целей. Производственные процессы обеспечивают конверсионные продукты или услуги и добавляют ценность конечному пользователю. Производственные процессы: проектирование, изготовление, услуги, строительство и т. д.

Поддерживающие процессы. Эти процессы необходимы для

надлежащей производительности производственных процессов. Они не приносят добавленную стоимость конечному пользователю, но без них невозможно достичь целей производственных процессов. Эти процессы включают в себя процессы закупок, управление человеческими ресурсами, управление инфраструктурой и т. д.

Управление бизнес-процессами (управление бизнес-процессами) - это систематический подход к управлению, направленный на совершенствование организации и ее процессов. Такой подход позволяет организациям определять свои процессы, организовывать их реализацию, а также улучшать качество в результате процессов и процедур исполнения [2].

Основная задача управления бизнес-процессами - привести процесс в соответствие с целями организации. Каждый процесс должен быть сконфигурирован таким образом, чтобы результаты процесса приводили к достижению бизнес-целей.

Управление бизнес-процессами использует следующие подходы [4]:

- Комплексная, четкая и документированная стандартизация процессов, которая включает в себя создание набора стандартизированных процессов и возможность их настройки для изменения условия;

- Постоянное совершенствование процессов, включая ежедневный мониторинг, измерение, анализ и изменение процессы;

Применение информационных технологий и программного обеспечения, включая моделирование бизнес-процессов, использование инструментов CASE, автоматизацию бизнес-процессов и их оптимизацию на основе информационных технологий [2].

Цикл BPM следует принципам непрерывного

совершенствования. Основываясь на этих принципах, руководство состоит из повторяющихся шагов. Каждый этап включает несколько этапов. Каждый курс каждой фазы включает в себя набор действий. В целом, этапы управления бизнес-процессами аналогичны циклу методологии DMAIC Six.

Управление бизнес-процессами состоит из этапов, показанных на рисунке 1.

N

ВРМ и/есус!е

Рисунок 1 - Этапы управления бизнес-процессами

Первым этапом является определение процесса. На этом этапе процесс моделирования находится в исходном состоянии и желаемом состоянии (разработана модель «как есть» и «как и должно быть»); этот этап помогает определить процесс совершенствования, сформировать команду управления процессом, определить роли и обязанности членов команды и определить цели, задачи и ожидаемые результаты процесса [6].

Второй этап - моделирование процессов. На этом этапе различные параметры определяются методом моделирования процессов. В результате определяются лучшие методы улучшения бизнес-процесса.

Третий этап - это осуществление изменений. На этом этапе методы используются для улучшения выбранных процессов. Внесены изменения в процесс.

Четвертый этап - мониторинг процессов. Эта фаза выполняется как периодический мониторинг процесса в соответствии с определенными параметрами.

Пятый этап - процесс оптимизации. На этом этапе выполняется сравнение между фактически полученными результатами и желаемым изменением в модели процесса («как быть»), и начинается следующий цикл улучшения.

На этих этапах управление бизнес-процессами должно сначала применяться к нескольким процессам, а затем к предварительной фазе. На предварительном этапе выбираются необходимые процессы, устанавливаются приоритеты для их изменения и улучшения. В своей основе ВРМ занимается созданием и улучшением бизнес-процессов. Существует множество дисциплин и видов деятельности, которые можно рассматривать как ВРМ. Они называются усовершенствованием бизнес-процессов.Эти

дисциплины включают в себя: Общее управление качеством (TQM), Six Sigma, Lean Principles и т. д. Все они содержат элементы улучшения процесса (Millen & Botond) [1].

Неважно, какой метод выбрать, если у вас нет определенной дорожной карты. Чтобы увидеть и найти возможные области улучшения, необходимо построить дорожную карту с остановками и знаками на этом пути, чтобы следовать правильному пути. Исходным пунктом для будущего улучшения является моделирование. В основном мы можем разделить реализацию BPM на две большие части: моделирование бизнес-процессов и совершенствование процессов.

Организации могут получить большие преимущества благодаря наличию документированных моделей бизнес-процессов. Это дает большую прозрачность его деятельности, что, в свою очередь, является дополнительным мотивирующим фактором инвестиционной привлекательности организации. Для развивающихся компаний, стремящихся обеспечить конкурентную позицию на рынке, особенно важно четко понимать роль моделирования бизнес-процессов, его актуальность и место в организации.

Сегодня большинство организаций активно пытаются создать свои собственные модели бизнес-процессов или использовать существующие эталонные модели, и у этого есть свои причины, которые легко объясняются различными факторами. Компания должна быть готова быстро адаптироваться к изменениям на рынках с точки зрения динамики современного мира, вести инновации, внедрять новые технологии и подходы в своей работе и конкурировать с другими компаниями.

Использованные источники:

1. Антюхина, А. П. Система бизнес-процессов управления холдингом / А.П. Антхина А.П. // Молодой ученый. - 2016. - №10.

2. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с.

3. Маховский А. Внедряем процессный подход / А. Маховский, В. Патешман // Настольный журнал IT-руководителя. - 2013. - №11. - С. 24-26.

4. Нардин, Д. С. Управление бизнес-процессами в предпринимательских структурах АПК /Д.С. Нардин, С.И. Соломаха // Молодой ученый. - 2014. -№12.

5. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес -процессов / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.

6. Селиверстова П.О., Точилкина Т.Е. Методологии управления бизнес-процессами (BPM) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.