Научная статья на тему 'Оценка основных подходов к моделированию процессов управления'

Оценка основных подходов к моделированию процессов управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЕ МОДЕЛИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / IDF / ARIS / ISO 9000

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красковский А. Е., Яковлев П. Б.

Рассмотрены основные подходы к построению процессных моделей деятельности организаций. Особое внимание уделено оценке возможностей их применения для моделирования процессов в системе управления. Выявлены достоинства и недостатки каждого из подходов, определены области наиболее эффективного применения. Показано, что для использования ресурсно-процессного подхода к управлению наиболее оптимальной является модель, разработанная в НИИУК ПГУПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка основных подходов к моделированию процессов управления»

информационные технологии и безопасность

1. Качество системы технической эксплуатации линий передачи / О. С. Четверкина // Сб. трудов II Международной научно-практической конференции «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности». -СПб., 2003 .- С. 6-12.

2. Методология проектных исследований и управление качеством сложных технических систем электросвязи / В. И. Курносов, А. М. Лихачев. - СПб. : ТИРЕКС, 1998. - 496 с.

3. Контроль качества в телекоммуникациях и связи. Ч. II / А. В. Засецкий,

A. Б. Иванов, С. Д. Постников, И. В. Соколов. - М. : Астра семь, 2001. - 336 с.

4. Оптимизация архитектуры мониторинга сети телекоммуникаций на основе генетического алгоритма / А. Б. Иванов, В. В. Ширяев. - http://www.syrys.ru (Сайт компании «SYRUS SYSTEMS»).

5. Надежность и эффективность в технике : Справочник. В 10 т. / ред. совет:

B. С. Авдуевский (пред.) и др. - М. : Машиностроение, 1988. - Т. 3.

6. Модель системы мониторинга кабельной сети ВОЛС в интересах доставки сигналов синхронизации / А. К. Канаев // Сб. трудов V Международной научнопрактической конференции «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности». - СПб., 2006 . - С. 183-186.

7. Тестирование и диагностика систем связи / И. Г. Бакланов. - М. : Эко-Трендз, 2001. - 264 с.

8. Теория графов. Алгоритмический подход / Н. Кристофидес; пер. с англ. - М. : Мир, 1978. - 432 с.

9. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. - М. : Наука, 1982. - 255 с.

10. Надежность автоматизированных производственных систем / Г. В. Дружинин. - М. : Энергоатомиздат, 1986. - 480 с.

УДК 6565.2

А. Е. Красковский, П. Б. Яковлев

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрены основные подходы к построению процессных моделей деятельности организаций. Особое внимание уделено оценке возможностей их применения для моделирования процессов в системе управления. Выявлены достоинства и недостатки каждого из подходов, определены области наиболее эффективного применения. Показано, что для использования ресурсно-процессного подхода к управлению наиболее оптимальной является модель, разработанная в НИИУК ПГУПС.

процессные модели, бизнес-процессы, система управления, моделирование, IDF, ARIS, ISO 9000.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

67

Введение

В настоящее время происходит постепенный переход от функционального к процессному способу управления производственной деятельностью. Важным этапом этого преобразования является построение процессных моделей. Несмотря на то, что используется процессный подход и известная терминология, имеются существенные расхождения в способах построения процессных моделей деятельности предприятия, системы управления, управления качеством и т. д.

В данной статье сделана попытка систематизировать и оценить различные подходы к построению процессных моделей, что позволит руководителям предприятий дать оценку собственных проектов и сопоставить предложения консультантов, выбрать наиболее эффективное направление.

В настоящее время представлено большое количество методик (нотаций) описания процессов и поддерживающих эти методики программных продуктов.

Оценивая преимущества той или иной методики, очень важно поставить цель, для достижения которой она будет применяться, определить основные задачи, которые данный проект должен решить.

Как правило, моделирование процессов проводится с целью:

документирования, т. е. описания процессов в виде регламентирующих деятельность документов;

анализа, согласования и реорганизации процессов.

Целью реорганизации может быть повышение результативности и эффективности управленческой деятельности.

В общем случае модель процесса должна давать ответы на следующие вопросы:

1) какие функции (работы) необходимо выполнить для получения требуемого результата;

2) кто выполняет функции процесса;

3) какова логика и последовательность взаимодействия исполнителей при выполнении функций процесса;

4) какие способы управления - как в рамках процесса, так и извне;

5) какие входящие документы (информацию) использует и создает процесс в результате деятельности;

6) какие ресурсы необходимы для реализации процесса;

7) какая документация регламентирует выполнение функций процесса;

8) какие показатели характеризуют результативность процесса.

Дополнительно к этим вопросам в модели необходимо учесть

процессы планирования, анализа и коррекции деятельности по результатам в соответствии с классическим циклом PDCA.

При моделировании процессов необходимо отразить все перечисленные выше аспекты. Только в этом случае модель процессов управления будет полезной для улучшения деятельности организации.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

В данной статье целью является выбор модели системы управления организацией, которая позволяет повысить результативность и эффективность управленческих решений.

1 Основные подходы к моделированию бизнес-процессов

Из множества подходов к построению процессных моделей деятельности, накопленных как в зарубежной, так и в отечественной практике, в качестве наиболее обобщающих можно выделить следующие:

консалтинговой фирмы «Конфлакс» (рис. 1) - представляет собой общее описание и отражение последовательности базовых, управленческих и обеспечивающих процессов. Взаимодействие, информационные потоки и показатели, процессы планирования, анализа и коррекции выражены слабо;

нотация IDEF0 (рис. 2), IDEF3 и их дальнейшее развитие ARIS eEPC -предназначены для описания деятельности предприятий, включая потоки работ (work flow), для которых важно отразить логическую последовательность выполнения во времени. Отличительной особенностью ARIS eEPC является дискретно-событийный характер модели, что по сути делает ее дальнейшим развитием методики IDEF3 и позволяет проводить имитационные исследования поведения системы. Создается модель потока работы, отражающая простую последовательность выполнения функций и входящих/исходящих документов, при этом управляющие воздействия на функции модели не отражаются. Реальные процессы управления остаются «за кадром» на 3090 %, поскольку модель не отвечает на вопросы: каким образом осуществляется управляющее воздействие на функции и какие распоряжения, внешние условия или документы регламентируют выполнение функций. Если пытаться отразить все условия и ограничения, определяющие выполнение функций, то потребуется описать большое количество событий и входящей информации. Модель станет сложной и практически не читаемой. Применение ее на практике для создания модели управления крупной организации со сложной функциональностью и структурой практически невозможно. Важно отметить, что эти нотации поддерживает целый ряд зарубежных и отечественных программных продуктов: BPWin, Business Studio, ARIS Toolset и др.;

ISO 9000 (рис. 3) - направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований;

НИИУК ПГУПС (рис. 4) - процессное управление через

распределение ресурсов. Принципиальными особенностями модели НИИУК, ориентированной на повышение эффективности системы управления, являются:

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

69

1) модель полностью процессная, включая управление;

2) качество и эффективность деятельности определяется взаимным согласованием процессов;

3) управление воздействует на все процессы путем постановки целей, поиска и распределения ресурсов;

4) «владельцем» ресурсов является система управления, поэтому эффективность деятельности во многом определяется качеством управления;

5) для обеспечения качества управления необходимо согласование

прямых и обратных связей: поток информации должен вызывать

адекватные управляющие воздействия; управление должно стимулировать передачу информации по определенному перечню.

В данной модели явно выражен цикл PDCA.

При создании процессных моделей НИИУК использует принцип «вложенности» процессов, позволяющий произвести декомпозицию этой модели на бизнес-процессы и уровни управления, обеспечивая преемственность при движении от общего к частному.

Механизм декомпозиции модели НИИУК приведен на рисунке 5.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/3

NODE; АЗ

TITLE:

Матернально-техническое оЕеспечение

N0.:

Рис. 2. Пример процессной модели IDF0

Информационные технологии и безопасность

Информационные технологии и безопасность

Рис. 3. Пример процессной модели ISO

Управленческий

Рис. 4. Пример процессной модели НИИУК ПГУПС

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

73

I-1 I---1 Модель

\ подпроцесса Pi

ШШШ

I-1 У I-1 Модель

\ подпроцесса Р?

ИИС]

I 1 У I 1 Модель

\ подпроцесса У1

I-1 У I 1 Модель

\ подпроцесса У?

СОШЛИ

I-1 У I-1 Модель

\ подпроцесса П1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИОл]

I-1 У I-1 Модель

\ подпроцесса П

ШШШ

I-1 У I-1 Модель

^ подпроцесса И1

шшш

I-1 У I-1 Модель

\ подпроцесса И?

ШШШ

1---1 У |-----1 Модель

I подпроцесса Pq

1—гл—| Модель

I подпроцесса Ум

ШШга

I-1 У I-1 Модель

I подпроцесса Пу

ШШШ

I-1 У |-1 Модель

—I— подпроцесса Иг

шшш

Модель подпроцесса Иум

Модель подпроцесса Ипгс

Модель подпроцесса Ипкз

Рис. 5. Декомпозиции процессной модели системы управления

2 Оценка подходов к моделированию процессов управления

Сопоставление достоинств и недостатков каждого из рассмотренных подходов к моделированию приведено в таблице.

ТАБЛИЦА. Достоинства и недостатки основных подходов к моделированию

систем управления

Подход «Конфлакс» IDF0 ISO НИИУК

Модель Все процессы 1. Требования и 1. Выявлены и

раскрывает взаимоувязаны и удовлетвореннос взаимоувязаны

все конкретизированы ть клиентов ресурсные и

процессы по входам и являются информационные

деятельнос выходам, основополагающ потоки основных

Достои ти максимально им фактором процессов

предприяти детализированы. модели 2. При декомпозиции

нства я на одной Наличие большого 2. Выявлен блок каждого из процессов

схеме количества постоянного структура схемы

специализированн улучшения и сохраняется. Не

ых программных совершенствова происходит

продуктов, ния системы усложнения схемы

поддерживающих 3. Процесс передачи

методику конечного результата

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

интегрирован в

общую схему

Продолжение таблицы

Подход «Конфлакс» IDF0 ISO НИИУК

Недоста тки 1. Модель не раскрывает взаимодейс твие между процессами управления 5 обеспечени я и базовыми процессами Дальнейша я детализаци я по этой схеме затруднител ьна 2. Не выявлена направленн ость информаци онных потоков 1. При высоком уровне детализации модель увеличивается до неприемлемых размеров 2. Сложна в разработке 3. Сложна для восприятия -большое количество элементов и связей делает ее трудночитаемой 1. Не позволяет производить дальнейшую детализацию процессов создания и реализации продукции 2. Модель максимально упрощенна и абстрагирована 3. Не прописано взаимодействие между блоками управления, обеспечения и т. д. 1. Отсутствие специализированных программных продуктов, поддерживающих методику

Заключение

Можно сделать вывод о том, что каждая из рассмотренных методик имеет собственную область применения, в которой она позволяет достичь максимальной эффективности:

модель «Конфлакса» - общая макромодель деятельности предприятия, позволяющая идентифицировать и описать последовательность управленческих, основных и обеспечивающих процессов, но не выявляющая ресурсного характера управления и не определяющая необходимые информационные потоки, показатели и ресурсы;

модели IDEF0, IDEF3 и ARIS eEPC позволяют моделировать и создавать информационные системы поддержки документирования для относительно простых видов процессов основной деятельности,

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

75

описываемых последовательностью выполнения набора функций, событиями и логическими условиями. Модели ARIS eEPC применимы для дискретно-событийного математического моделирования деятельности предприятия. Затруднительны для моделирования основных процессов в крупных организациях со сложно функциональными видами деятельности, а также непосредственно процессов управления. Цикл PDCA реализован фрагментарно и неявно. Попытки создания моделей структурных подразделений центрального аппарата (департаментов) ОАО РЖД показали, что из-за огромной сложности и детальности они плохо воспринимаются руководством и практической ценности не имеют;

модели ISO 9000 ориентированы на решение проблем взаимодействия с контрагентами и улучшение качества продукции, максимально обобщены. Моделирование работы системы управления в них явно не выражено. Могут использоваться в общих проектах, ориентированных на повышение качества продукции за счет улучшения взаимодействия и взаимоотношений между контрагентами;

модель НИИУК ориентирована на моделирование системы управления, основанной на распределении ресурсов по процессам. Областью ее применения являются модели, ориентированные на повышение эффективности и результативности управления организацией. За счет прозрачности и возможности декомпозиции модели на подпроцессы, территориальные подразделения и уровни управления применима для крупных организаций. Имеет структуру, в которой цикл PDCA находит явное отражение. Позволяет выявить необходимые информационные потоки, создать комплексную систему показателей как по отдельным процессам, так и по всей системе управления в целом, определить потребности в нормативно-регламентирующей базе, ресурсах. В этой модели явно выражена целенаправленная деятельность по достижению поставленных целей. В настоящее время широко применяется для описания деятельности и совершенствования системы управления на предприятиях и в структурных подразделениях ОАО РЖД.

Библиографический список

1. Основы научной организации управления на железнодорожном транспорте : метод. пособие / А. Е. Красковский. - М. : ОАО РЖД, 2007. - 2-е изд. - 152 с.

2. Организация эффективного управления в крупных компаниях : учеб. пособие /

A. Е. Красковский. - СПб. : ПГУПС, 2008. - 61 с.

3. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов /

B. В. Репин, В. Г. Елиферов. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.

4. Моделирование бизнеса. Методология ARIS : практическое руководство / А. Шматалюк и др. - М. : Весть-Метатехнология, 2001. - 327 с.

5. Методология структурного анализа и проектирования SATD / Д. Марка, К. Макгоуэн. - М. : МетаТехнология, 1993. - 240 с.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

Информационные технологии и безопасность

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.