КОЛЫВАНОВ В.Ю., ГАСАНОВА Н.М.
ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассмотрены основные принципы и закономерности, лежащие в основе формирования системы управления развитием строительного комплекса в частности: гибкость, стабильность, устойчивость, оперативность, экономичность, надежность, эффективность, восприимчивость.
KOLIVANOV V.U., GASANOVA N.M.
PRINCIPLES AND APPROPRIATENESS OF MANAGEMENT BY CONSTRUCTION COMPLEX DEVELOPING
The main principles and appropriateness, basing on the base of management system forming by construction complex developing in order: flexibility, stability, steadiness, efficient, economy, reliability, effectiveness, receptivity.
Ключевые слова: принципы, закономерности, управление, развитие, строительный комплекс, системы управления развитием строительного комплекса.
Keywords: principles, laws, management, development, building complex management system, development of the construction complex.
Формирование эффективных систем управления развитием строительного комплекса определяется, прежде всего, тем, насколько в теории и практике удастся выявить и использовать закономерности и принципы организации. Данная проблема, связанная с изучением механизма их действия, является узловой для развития науки и ее теории. Исследования в этом направлении только начинаются и рядом авторов предприняты попытки сформулировать закономерности организации и управления, выделить наиболее общие из них и показать формы их проявления [1; 2; 3; 4].
С позиции системной теории организации, знание и творческое применение действующих в производственных системах законов, позволяет сознательно создавать условия для благоприятного их действия, предвидеть и прогнозировать развитие организационных процессов, формулировать обоснованные и реальные цели управления, принимать оптимальные решения и эффективно их реализовывать.
В то же время следует отметить, что выявление объективных закономерных тенденций функционирования и развития общественных систем -дело сложное, но некоторые из них уже обоснованы и сформулированы. Например, такие общие закономерности, как многообразие и альтернативность развития производственных систем, необходимость соответствующего разнообразия между субъектом и объектом управления, определяющая роль целого по отношению к части, закона синергии, самосохранения, интеграции и дифференциации, и другие [2].
Не вдаваясь в полемику относительно состава и содержания закономерностей, выделяемых различными авторами, отметим лишь то, что речь здесь идет не об отдельных законах, поскольку те зависимости и процессы, которые имеются в виду в данном случае, обуславливаются большим числом законов. В основном, они носят характер социальных и экономических закономерностей и действуют как тенденции. Помимо прочего, сказанное означает, что в определенном конкретном случае отдельные закономерности взаимодействуют с другими либо в одном направлении и, тем самым, усиливая свое проявление, либо противодействуют им. Поэтому игнорирование подобных взаимосвязей становится причиной возрастания количества отрицательных явлений. В практической деятельности особенно пагубным оказывается подобное обстоятельство.
Исходя из вышеизложенных теоретических посылок, а также анализа накопленного организационного опыта в этой области научного познания, существование такого рода зависимостей, в которых проявляются закономерности организации и управления, находит свое отражение в следующем:
❖ во взаимосвязях между элементами внешней и внутренней среды системы управления;
❖ во взаимосвязях, существующих между целями, задачами, функциями и структурой системы управления;
❖ во влиянии организации производства на разделение и кооперацию труда в системе управления;
❖ во взаимосвязях между разделением и кооперацией труда, координацией и централизацией задач и функций управления;
❖ во взаимосвязях, существующих между структурой и организационной культурой управления.
Так как закономерности организации и управления выражают сущность процессов и явлений, то их изучение является необходимым условием не только развития системной теории, но и предпосылкой успешной практической деятельности в области анализа, организационного проектирования и совершенствования систем управления. Данные зависимости, на наш взгляд, наиболее полно отражают общую закономерность единства организации и управления. Они взаимосвязаны между собой и обуславливают друг друга.
Управление по своей сути не может не учитывать законов, которые, независимо от субъекта, действуют в объектах управления. Не может по той причине, что все способы и средства воздействия, не соответствующие или противоречащие закономерностям развития объектов управления, не приведут к достижению цели. Законы действуют неотвратимо как объективные устойчивые связи. Многократные попытки достижения цели другими путями неизбежно когда-нибудь подведут субъект управления к осознанию необходимости считаться с требованиями объективных законов, т.е. действовать в соответствии с законами, учитывать их в практике управления.
Признание этой объективной необходимости и вызывает потребность, при формировании системы управления развитием предприятий строительного комплекса, введения ограничения в форме принципа обязательного со-
ответствия разрабатываемых организационных структур закономерностям, присущим объектам управления.
Этот принцип как бы требует от субъекта управления в первую очередь изучения закономерностей и накопленных в науке и практике знаний о состоянии и развитии того объекта, которым он будет управлять. Этот принцип организации управления относится к познанию и использованию закономерностей развития объектов управления, к своевременному использованию научно-технических достижений фундаментальной и прикладной науки, в том числе и теории организации, управления, системологии. Это справедливо и к развитию основополагающих принципов общей теории управления, а также основных положений по формированию системы управления.
При выявлении закономерностей и принципов организации и управления необходимо исходить из требований экономических законов, как основы ее развития. Они применительно к системам управления предприятиями строительного комплекса могут быть сформулированы следующим образом:
❖ система управления, ее структура должны быть рациональны с точки зрения пропорций всех частей и элементов, а также рациональности связей между ними на всех уровнях при наименьшем числе ступеней управления;
❖ другое требование к системе - это ее оперативность, т.е. она должна обладать такой организацией, при которой за время от принятия решения до его реализации не успели бы произойти необратимые процессы, делающие ненужным осуществление данных решений;
❖ с оперативностью системы управления связаны и требования гибкости, стабильности и устойчивости ее функционирования. Они означают, что система должна гарантировать достоверность передачи информации в любые промежутки времени, не допускать искажений управляющих команд, обеспечивать бесперебойность связи при воздействии или отсутствии возмущающих факторов внешней и внутренней среды;
❖ система управления должна быть экономична, т.е. чтобы эффект от управления достигался при минимальных, но в то же время допустимых затратах.
Субъект управления не может быть не заинтересован в том, чтобы на достижение поставленной цели им было затрачено, по возможности, меньше трудовых, материальных и других ресурсов. Поэтому экономичность - это мера затрат на достижение цели управления. Принцип экономичности накладывает ограничения на меру затрат при проектировании или совершенствовании организационных форм и структур управления с учетом не только трудовых, материальных, временных и финансовых затрат, но и моральных затрат как руководителей, так и исполнителей. В сущности, он является одним из основополагающих принципов совершенствования и развития системы управления в условиях рыночной экономики.
В рыночных условиях хозяйствования организационные формы и структуры предприятий строительного комплекса становятся разнообразнее
и гибче. Наряду с традиционно предметной или технологической специализацией предприятий строительного комплекса могут создаваться многономенклатурные, межотраслевые организации, основанные на вертикальной, горизонтальной и смешанной интеграции, включающие в себя хозяйственные единицы с разными организационно-правовыми формами. Подобное разнообразие организационных форм хозяйствования требует незамедлительного отхода от сложившегося в отечественной практике стереотипа использования типовых структурных схем управления. Сегодня необходимы такие управленческие структуры, которые способны быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям за счет своей потенциальной гибкости и эластичности. Децентрализация функций управления производственной деятельностью и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий строительного комплекса должны привести к значительному повышению ответственности аппарата управления и существенному увеличению объема выполняемой им работы.
Одним из принципиально новых элементов современной организации управления предприятием строительного комплекса является органическое сочетание внутрипроизводственных отношений с новыми формами самоуправления. Дальнейшее его развитие, наряду с самоорганизацией низовых звеньев, объективно требует углубления организационной дифференциации не только производственных, но и управленческих функций, концентрации обеспечивающей и обслуживающей деятельности, централизации методического руководства плановой, аналитической и нормативной работой.
При выборе направлений и мер организационной перестройки систем управления предприятиями необходимо учитывать, что существуют проверенные многолетней практикой объективные принципы, закономерности и тенденции развития организационных форм и структур управления, которые должны приниматься во внимание при разработке конкретных решений.
К таким принципам следует отнести:
❖ единство распорядительства всеми ресурсами организации, обеспечивающее достижение ее главных целей;
❖ централизация принятия стратегических и общих решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень полномочий и ответственности по принятию и реализации оперативных решений;
❖ разделение организации на производственно-организационные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов путем независимого распорядительства выделенными ресурсами;
❖ специализация подразделений и работников на выполнение отдельных функций управления и технологически однородных видов работ;
❖ возрастание объема координационной работы по мере специализации управленческих подразделений на функциях и видах работ, а производственных звеньев - на продуктах и видах услуг;
❖ соблюдение организационных норм управляемости для линейных руководителей и, связанное с этим, удлинение иерархической лестницы по мере увеличения размеров организации.
Перечисленные принципы являются объективными, поэтому попытки их игнорировать заканчиваются ухудшением результатов деятельности всей организации. Такая постановка вопроса связана с тем, что они предопределяют :
❖ устойчивые связи внутри структурных подразделений и между ними;
❖ четкое разграничение функций управления между руководителями и исполнителями;
❖ определение оптимального состава специалистов в количественном и профессиональном разрезе в структурных подразделениях аппарата управления;
❖ потребность в кадрах управления;
❖ оснащенность информационными ресурсами для оперативного решения управленческих задач;
❖ экономичность управления.
Однако современный этап развития рыночной экономики определяет новые тенденции и элементы организационного формирования и развития систем управления. К ним в отношении принципов организации и управления можно отнести следующее:
❖ ориентация системы управления на «организацию будущего», что предопределяет развитие стратегического, маркетингового подхода, воплощающегося в конкретной программе действий, уточняющей стратегические цели и определяющей средства, обеспечивающие реализацию выбранной стратегии развития. В этой связи, стратегический план и является тем инструментом, который призван четко и системно описывать стратегический выбор условий функционирования организации в целях обеспечения долгосрочного развития;
❖ периодическое изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия структурных подразделений;
❖ усиление программно-целевого управления, которое позволяет решать производственные проблемы с учетом новых требований к системе управления;
❖ необходимость постоянного обновления производства и управления, обусловленного тем, что в условиях динамичной среды продолжительность жизненных циклов товаров, технологий и организации в целом сокращается. Иначе говоря, организация должна постоянно оценивать свою деятельность, принимать решения о совершенствовании технологии, самой продукции, организации производства и управления, а также освоении новой продукции, новых
форм и методов управления, так как эти решения важны для ее развития. Более того, их реализация затрагивает все службы производственной системы. В этой связи, системное управление нововведениями - это путь к эффективному развитию организации в целом.
Формирование системы управления с учетом указанных тенденций позволит разрабатывать и внедрять высокоэффективные формы и структуры управления - гибкие, хорошо приспосабливающиеся к изменяющимся условиям деятельности, обладающие необходимым потенциалом для развития при достижении главных целей организации.
Далее следует отметить, что предприятия строительного комплекса представляют собой самоорганизующиеся системы, которые не только функционируют в заданном режиме по достижению поставленных целей, но и развиваются, т.е. сознательно перестраивают свою организацию, структуру для того, чтобы меняющиеся цели под воздействием внешней среды достигались с наибольшим эффектом. Процесс развития производственной системы в экономической литературе характеризуется определенной структурой ее жизненного цикла. В действительности, «существование любой производственной системы оправдано до тех пор, пока актуальны цели, во имя которых она создана и функционирует» [6]. В этой связи процессы организации и управления необходимо рассматривать с позиций системного подхода в рамках жизненного цикла, с учетом их взаимосвязи между собой и внешней средой. Нарушение же принципов системного подхода к управлению может создать внутренние противоречия между новыми формами организации и процессами, протекающими в системе.
Проблемы управления развитием производственной системы заключаются в поиске новых организационных форм и методов, посредством которых реализуются потенциальные возможности системы к повышению эффективности. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы показал, что потенциал развития состоит из нескольких составляющих: организационной, технической, социальной и экономической, которые в своей совокупности обеспечивают устойчивость и динамичность развития производственной системы. Закон развития сложных систем означает, что она должна обладать способностью приспосабливаться к изменениям внешней среды. Степень приспосабливаемое™ определяется ее организованностью на отдельных этапах существования, которые представлены на рис.1 [5].
Следовательно, хорошо организованные системы являются и эффективно управляемыми на всех стадиях жизненного цикла. В этой связи в процессе управления развитием производственной системы необходим учет особенностей, целей и содержания каждой стадии и этапа ее жизненного цикла.
Действию закона развития подчиняются и составляющие подсистемы производства: техническая, организационная и социально-экономическая. В то же время, исходя из того, что подсистемы постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, то степень развития каждой из них влияет на другие и производственную систему в целом. При этом в разные периоды меняются
соотношения экстенсивного и интенсивного типов развития. Все это определяет не только множество путей развития, но и требует оценки и выбора наиболее эффективного.
Потребности в результатах функционирования производственной системы
Жизненный цикл производственной системы
Исследование и проектирование производственной системы Создание и внедрение производственной системы Эксплуатация и оценка эффективности функционирования производственной системы Модернизация, реконструкция, техническое перевооружение Дальнейшая эксплуатация производственной системы Ликвидация производственной системы
-► Т
Рис.1. Основные стадии жизненного цикла производственной системы.
Для строительных организаций наиболее существенным фактором является потеря устойчивости, что предопределяет необходимость поиска новых путей развития как производственной системы в целом, так и отдельных ее подсистем. Такое положение дел может быть обусловлено сокращением заказов на выполнение строительно-монтажных работ, снижением производительности труда, моральным и физическим старением строительных машин и механизмов и т.п. В этом случае производственная система, находящаяся на определенном этапе развития перестает удовлетворять предъявляемым к ней требованиям и возникает необходимость осуществления определенных преобразований. Опираясь на научные достижения в области теории организации, освещенные в современной экономической литературе, отметим, что эффективность управления развитием производственной системы на протяжении всего жизненного цикла зависит от величины ее общего потенциала и влияния на него потенциалов отдельных элементов. Учитывая, что каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов своего жизненного цикла, для решения проблем управления развитием производственной системы может быть использована следующая математическая зависимость:
£ (а J * РJ ) ^ Ртах
} = 1
т
Р =Х (Р); ^ = (1)
I=1
где: Р - потенциал системы на]-м этапе жизненного цикла;
Ру - потенциал 1-й подсистемы в области (техника, экономика, организация и т.д.) и на]-м этапе;
^ - весовой коэффициент влияния каждого потенциала этапа; п - количество этапов жизненного цикла; т - количество подсистем; Ртах - запланированные результаты; ^ - функция влияния каждого потенциала.
Применительно к строительному производству в качестве Ртах, т.е. максимально возможных результатов производства может быть использован показатель производственной мощности, при сопоставлении которого с достигнутым результатом производства получим разброс параметров, характеризующий резервы роста и представляющий собой верхний и нижний уровни, в пределах которых должны быть плановые показатели.
Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабильности. Основным из них можно назвать эластичность, которая зависит от скорости изменения качественных и количественных характеристик потенциала системы. При этом первая составляющая должна опережать последующую. Увеличение эластичности производственной системы способствует ее активной восприимчивости к любым изменениям и воздействиям внешней среды, которая зависит от многих факторов: универсализации производства, профессионализма и подготовки персонала, технического, организационного и культурного уровня самой организации.
Скорость (Сп) изменения потенциала системы согласно принципу эластичности зависит от самого потенциала ^ , что можно выразить следующей формулой:
С„ = F(P]) (2)
Предприятия строительного комплекса по-разному реагируют на одни и те же ситуации в зависимости от факторов, влияющих на эластичность развития. С этих позиций система управления, реализующая цели развития, должна состоять из следующих подсистем:
❖ производственно-экономической;
❖ научно-исследовательской;
❖ инновационной, обеспечивающей поиск и внедрение новой техники и технологии в проблемной системе;
❖ внешних источников всех ресурсов;
❖ планирования.
Таким образом, исходная система описывается в виде совокупности элементов, детальность анализа и разработки которых зависит от необходимости проведения инновационных изменений и вероятности их осуществления. Совокупность же действий по обеспечению требуемых свойств отдельных элементов и системы в целом будет характеризоваться плановыми мероприятиями ее развития.
В современных условиях хозяйствования, как показал проведенный анализ, принципы управления развитием должны строиться на сочетании методов управления с постепенным усилением использования рыночных механизмов. К их числу следует отнести, прежде всего, программно-целевое планирование решения проблем в сочетании с прямым стимулированием научно-технической деятельности предприятий строительного комплекса. При этом целесообразно, чтобы планирование было основано на комплексном совмещении двух подходов - целевого и ресурсного. Оно характеризуется наличием конечной цели, ориентированной на решение проблемы в заданные сроки и с наименьшими затратами ресурсов.
Таким образом, системный подход, применительно к проблемам формирования системы управления развитием строительного производства, мы рассматриваем как совокупность внутренних и внешних закономерных связей организации между ее элементами и внешней средой; принципов организационного построения системы управления; требований, которым должна отвечать организация для достижения поставленных целей и задач.
_Литература_
1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. - СПб, УЭИФ, 1995.
2. Беляев A.A., Коротков Э.М. Системология организации. - М.: ИНФРА - М, 2000.
3. Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством. - М., 1970.
4. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, H.A. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995.
5. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА, 2000.
6. Организационные структуры управления производством / Под общ. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Мысль, 1975.
7. Колыванов В.Ю. Системология организации управления предприятием в рыночной экономике. - Махачкала, 2011.