Научная статья на тему 'Принципы эффективного управления инновационным развитием строительного предприятия'

Принципы эффективного управления инновационным развитием строительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / CONSTRUCTION ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казиева Ж. Н., Магомедова П. А., Таибова А. З.

В статье обобщены и систематизированы основные принципы эффективного управления инновационным развитием строительного предприятия, при этом основной упор сделан на системный, стратегический и маркетинговый подходы к решению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казиева Ж. Н., Магомедова П. А., Таибова А. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRINCIPLES OF EFFECTIVE INNOVATIVE MANAGEMENT IN CONSTRUCTION ENTERPRISES DEVELOPING

The main principles of effective innovative management in construction enterprises developing, and in this case the main stress emphasis on system, strategic and marketing approaches for this problem solving have been observed in the article.

Текст научной работы на тему «Принципы эффективного управления инновационным развитием строительного предприятия»

-\-

ББК 65.050.9(2)2

Казиева Ж.Н., Магомедова П.А., Таибова А.З. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Kazieva J.N., Magomedova P.A., Taibova A.Z. THE MAIN PRINCIPLES OF EFFECTIVE INNOVATIVE MANAGEMENT IN CONSTRUCTION ENTERPRISES DEVELOPING

В статье обобщены и систематизированы основные принципы эффективного управления инновационным развитием строительного предприятия, при этом основной упор сделан на системный, стратегический и маркетинговый подходы к решению данной проблемы.

Ключевые слова:принципы, эффективность, управление, инновационное развитие, строительное предприятие

The main principles of effective innovative management in construction enterprises developing, and in this case the main stress emphasis on system, strategic and marketing approaches for this problem solving have been observed in the article.

Keywords:principle, effectiveness, management, innovative development, construction enterprise

Анализ современной экономической литературы и практики показал, что в современных условиях хозяйствования управление инновационным развитием строительного предприятия. Это сложный процесс с использованием совокупности научных знаний, специальных методов и приемов, направленных на вычленение организационных, экономических и социальных аспектов инновационной деятельности и решение комплекса проблем. При этом необходимо отметить, что инновационная деятельность осуществляется коллективом людей и носит системный характер, т.к. представляет собой единство организационных, экономических, технологических и социальных инноваций. Управление инновационными системами в то же время необходимо рассматривать как процесс целенаправленного формирования поведения системы и ее элементов, имеющий конкретную иерархическую структуру, в которой подсистемы выделяются в соответствии с их целевым назначением. Управление инновационным развитием строительного предприятия на базе системной методологии предполагает полноту и обоснованность формулировки требований и задач развития, использование современных методов управления, выбор эффективных проектных решений.

Формирование системы управления инновационным развитием при системном подходе исходит из множества связей этого процесса на основе постоянного уточнения исходной модели путем взаимодействия ее составляющих элементов в их диалектическом единстве. При управлении инновационным развитием на базе системного подхода необходимо применение его основополагающих принципов: иерархичности, интеграции, модерируемости, формализации, целенаправленности и др., которые имеют конкретное выражение для каждой отдельной системы (комплекса, предприятия, подразделения). Особое место здесь занимает системный анализ, позволяющий выбрать рациональное направление развития инновационной деятельности строительного предприятия как сложной организационно-экономической системы.

Свойства строительного предприятия, рассматриваемого нами в виде сложной социально-экономической системы, определяются характером и устойчивостью взаимосвязей между элементами и подсистемами, которые представляют собой результат

198

А-

функционирования системы в целом. Функции отдельных элементов по отношению к

системе должны быть согласованы во времени и пространстве. При этом формирование системы управления инновационным развитием предприятия на основе методологии системного анализа исходит из множества связей этого процесса на базе существующей модели взаимодействия ее составляющих элементов, которые рассматриваются во взаимосвязи и диалектическом единстве, т.к. решение проблем инновационного развития системы возможно только при изучении динамики взаимодействия ее составляющих [2]. Системный подход предполагает применение основополагающих принципов управления, под которыми предполагаются основные положения теории, правила поведения субъекта и объекта управления, правила поведения личности.

К основным принципам управления инновационными объектами можно отнести следующие [4]:

- принципы рационализации структур;

- принцип рационализации процессов;

- принципы управления экономикой предприятия;

- принципы постоянной оценки конкурентоспособности предприятия;

- принципы управленческой деятельности и принятия управленческих решений.

Принципы рационализации структур и процессов являются основополагающими

принципами управления сложными системами в период их инновационного развития, которое, в свою очередь, влечет за собой изменения структуры и процессов. При этом должны быть: правовая обоснованность системы управления инновационным развитием, ориентации структур и процессов на проблемы реализации стратегии развития, обеспечение сопоставимости управленческих процессов по основным факторам, обеспечение приоритета стратегических инноваций, своевременное реагирование на изменения во внешней среде и внутренней структуре, стимулирование разработки рациональных структур и процессов и др.

В основе стратегической ориентации лежит процесс прогнозирования, результаты которого зависят от изменения пути развития основных социально-экономических тенденций, динамики рыночной среды, ожидаемые деформации общественных приоритетов. Поэтому в условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управления инновационным развитием относятся: выявление потребностей сегодняшнего рынка; оценка уровня технологического развития и научно-технических достижений; их влияние на состояние существующего рынка, на создание новых рынков и возникновение новых потребностей; возможное изменение требований рынка к научно-технической продукции в будущем [2].

В управлении разработками научно-технической продукции в условиях рынка необходимо полнее учитывать закономерности инновационного процесса. По характеру рыночных целей традиционно различают следующие инновационные процессы:

- ориентированные на снижение общественно-необходимых затрат при производстве продукции и получении прибыли;

- предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции;

- создание принципиально новой продукции.

Поэтому разработка инновационной стратегии развития предприятия требует соблюдения следующих условий:

- наличие инвестиционных ресурсов для разработки инновационной стратегии;

- наличие полной и достоверной информации, обеспечивающей выбор стратегии;

- привлечение к процессу стратегического планирования квалифицированных научных кадров;

- наличие логически завершенных методических разработок;

- мотивация сотрудников к инновационным стратегическим изменениям.

При этом стратегические прогнозные решения являются исходными предпосылками для планирования реализации инновационного проекта развития, в понятие которого

199

А-

можно объединить деятельность, предполагающую осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

Такими исходными предпосылками, заложенными в концепцию проекта инновационного развития, являются:

- основные цели инновационного проекта;

- базовые сроки и максимальные уровни издержек осуществления проекта;

- потенциальные участники;

- принципы нейтрализации факторов риска.

Основные цели инновационного проекта должны соответствовать главной цели предприятия, его миссии (реализующего этот проект). При этом учитываются состояние спроса и прогнозируемые тенденции его изменения, уровень конкуренции, масштабы и стратегические цели конкурирующих предприятий; собственный инновационный и интеллектуальный потенциалы предприятия; определяющие его возможности по удовлетворению спроса; факторы, характеризующие конъюнктурные рыночные изменения.

Наибольшее значение в выборе стратегических решений имеет формирование стратегических целей, их обоснование. При этом сама стратегия может быть интерпретирована как обобщенная совокупность мероприятий, направленная на достижение основной цели предприятия. Характерной чертой инновационной деятельности на всех уровнях является множественность целей. Она обуславливает необходимость обоснованного выбора верных целевых установок, включая детальный анализ альтернативных целей и оценку их с помощью оценочного критерия. Универсальным оценочным критерием эффективности инновационной деятельности является критерий, отражающий соотношение результата деятельности и затрат, обуславливающих этот результат.

В соответствии с целями разрабатываются наиболее эффективные пути реализации стратегических целей инновационной деятельности:

- разрабатываются стратегические направления инновационного развития;

- разрабатываются стратегии формирования инвестиционных ресурсов.

На основе разработок формируется инновационная стратегия развития строительного предприятия, которая также подвергается структуризации, соответствующей иерархической структуре целевого блока. Стратегия задает установки для развития производственной, финансовой, технологической, маркетинговой и др. сфер деятельности.

Для повышения эффективности стратегического планирования важно обеспечить его интеграцию в комплексный управляющий процесс. В то же время проблематика стратегического управления ограничивается не только задачами повышения экономического и технического уровней. Стратегическая проблематика в российской экономике сегодня не столько связана с завоеваниями новых рынков, сколько с задачами антикризисного менеджмента: оздоровление предприятий; инвестирование (внутреннее, иностранное); ликвидация предприятия (как лучше распорядиться имуществом); продажа предприятия. Речь идет также о стратегических инновациях, обеспечивающих развитие предприятия с учетом ограничения собственных возможностей и неблагоприятного воздействия окружающей среды. Однако, отдельно взятому предприятию не всегда удается методически правильно подготовить решения на это счет. Поэтому проекты и программы стратегического инновационного развития также, как и антикризисного менеджмента, становятся постепенно предметом все большего спроса и интереса предпринимательства.

К настоящему времени получили развитие различные методы стратегического управления инновациями. В основе этих методов обычно лежит идеология системного подхода, согласно которой предприятие при постановке целей, выборов основных видов инновационной деятельности, рассматривается как сложная система, имеющая

200

-\-

определенную степень свободы действий в выборе направлений. При этом необходима

активизация участников инновационной деятельности и укрепление коммуникативных процессов, эффект от реализации которых можно использовать в случае изменения экономической политики или же непредвиденных обстоятельств, возникающих в процессе реализации инновационных проектов.

Анализ современной экономической литературы и практики хозяйственной деятельности показал, что наибольшее влияние на активность инновационной деятельности оказывает макроэкономическая среда, от динамики которой зависит развитие сферы производства и внедрения научно-технических разработок и деятельность инновационных инфраструктур.

Любые инновационные процессы в производственной сфере обычно сопровождаются модернизацией производственных мощностей, что связано с возрастанием издержек на замену оборудования, повышением качества работ и услуг, внедрением новых технологий, исследованием рыночной ситуации и т.д. В то же время инновационные процессы могут сопровождаться изменением численности и качества кадрового потенциала предприятий, структуры управления предприятием. По этой причине возрастает значимость маркетинговых исследований. Современный маркетинг обобщил опыт практической деятельности компаний развитых стран мира на рынке и использовал достижения НТП и науки. Поэтому применение маркетинговых концепций способствует достижению конкурентного преимущества, что позволяет успешно функционировать предприятию на рынке, развивая инновационную деятельность. На многих строительных предприятиях созданы маркетинговые отделы, занимающиеся рекламой и маркетинговыми исследованиями, но в тоже время они не используют принципы маркетинга для совершенствования системы управления и опыт развитых стран по разработке и реализации инновационных маркетинговых стратегий. Более того, полностью отсутствуют в системе управления инновационной деятельностью предприятий подразделения инновационного маркетинга, который по своей сущности определяет внешнюю и внутреннюю идеологию, стратегию и тактику деятельности строительного предприятия. При этом инновационному маркетингу присущи элементы всех основных видов традиционного маркетинга: ориентация на продукт или услугу, ориентация на потребителя, а также маркетинг-микс, включающий в себя изучение и использование всех факторов, воздействующих на рынок [3].

Развитие строительного предприятия в инновационном направлении во многом зависит от состояния маркетинговой среды, которая складывается из микро и макроэкономических факторов. При этом макросреда представляет собой основные силы, приходящие во взаимодействие с интересами предприятия, отражая организационно-правовые и социально-экономические факторы, влияющие на управление инновационной деятельностью конкретного предприятия.

Особое значение играет маркетинг в формировании научно-технических связей при осуществлении инновационных проектов, в которых принимает большое количество участников. В зависимости от этого трансформируются и конкретные представления о целях и задачах системы управления инновационным процессом, и которые находят свое выражение в ориентации организационной структуры на маркетинг, как основу системы управления инновационным развитием.

При эффективном использовании концепции системологии и маркетинга в процессе формирования системы управления инновационным развитием перед исследователями возникают проблемы распределения функций и взаимоотношений по достижению поставленных целей. Поэтому формирование системы управления инновациями рекомендуется начинать с решения проблем организации управления инновационно-инвестиционными процессами (проектами) на основе использования современных концепций маркетинга, направленных на удовлетворение запросов потребителей

-\-

посредством инновационного проекта, как товара и наборам услуг, связанных с его

внедрением.

Основные положения маркетинговой концепции - выявить, предвидеть, удовлетворить. Однако, по мнению многих исследователей, не существует быстрого способа реализации положений маркетинговой концепции. Необходимо, чтобы произошли реальные изменения в структуре управления, ответственности и статусе управляющих, и только в этом случае маркетинговая концепция даст положительные результаты, приведет к значительному увеличению эффективности за счет усиления взаимодействия участников интеграционных маркетинговых мероприятий.

Инновационные процессы, происходящие в условиях рыночной нестабильности и роста конкуренции, выдвигают новые проблемы управления, связанные с их маркетинговой ориентацией как на стадии создания системы управления, так и на стадии ее функционирования и дальнейшего развития. Основываясь на этих положениях, при формировании и совершенствовании системы управления можно использовать системный подход, основанный на сочетании различных концепций маркетинга с учетом особенностей отдельных стадий жизненного цикла системы управления инновационным развитием. Так, на стадии проектирования целесообразно использовать концепцию социально-этического и инвестиционного маркетинга, направленного на поиск и отбор потенциальных участников проекта, а на стадии функционирования системы приоритетной будет являться «сервисная» концепция маркетинга, отличие которой от традиционных состоит в удовлетворении потребностей заказчика.

Маркетинг является одной из важнейших сфер деятельности при выполнении инновационных проектов, и наиболее ответственным элементом которого является систематизированное исследование целевого рынка для инновационного проекта, оценка проектной маркетинговой ситуации, которая должна учитывать характер возможных реакций конкурентов.

Проблемой маркетинга является сфера продвижения товара на рынок. Сопутствующие этому процессу явления, события, факторы очень разнообразны и также должны стать объектами маркетинговой политики и тактики. В данном случае речь идет о существовании объективной потребности проектов по стратегическому инновационному развитию, которые становятся предметом все большего интереса со стороны предпринимателей.

Основным звеном в системе инновационного проектирования остается человек со своим опытом, талантом и интуицией и проблема проектирования эффективных инновационных проектов во многом сводится к задаче организации эффективного управления инновационными работами на базе систем автоматизированного проектирования. Эта система аккумулирует разрабатываемые новые методики и синтезирует знания, существующие в теории проектирования инновационно-инвестиционных процессов, в математических методах оптимизации принятия решений и оптимального управления. Необходима разработка такой системы методик, алгоритмов и программ проектирования, которая позволила бы на самых ранних стадиях проектирования обосновать целесообразность создания данного вида инновационных проектов. Все этапы, входящие в отдельные элементы проектирования являются логически и организационно увязаны между собой и только в совокупности и взаимосвязи могут представлять в целом процесс системного проектирования инновационных процессов. Здесь органически переплетаются эвристические и формализованные процедуры. Их необходимо рассматривать в диалектическом единстве и решать их параллельно-последовательно при непосредственном их взаимодействии в процессе решения задач обоснования и выбора наиболее эффективных структур управления инновационным развитием.

Одним из основных способов управления жизненным циклом инновационного проекта (инновационного процесса) является метод системного моделирования,

202

-\-

обеспечивающий возможность установления причинно-следственных связей,

охватывающих элементы действующей инновационно-инвестиционной системы, а также теоретической оптимизации процесса реализации этих идей.

Результативность инновационного развития строительного предприятия обуславливается взаимоувязкой основных факторов:

- потенциала науки, новых идей, открытий и разработок;

- структуры и потребностей производства;

- ресурсной базы инновационного развития;

- наличия эффективной системы управления, адекватной требованиям времени.

Эти факторы должны взаимодействовать таким образом, чтобы потенциал достижений науки постоянно опережал потребности инновационного развития предприятия. На этой основе путем соизмерения с ресурсными возможностями в планируемом периоде необходимо осуществлять выбор наиболее эффективной программы и мероприятия инновационного развития. От сложности и иерархичности структуры управления процессом инновационного развития, недостаточности методов реализации инновационных стратегий, неопределенности информации, большого объема вовлекаемых ресурсов зависит необходимость последовательности рассмотрения временных этапов реализации программных стратегий, прогнозирования, перспективного планирования и текущего планирования. Основной задачей прогнозирования является определение целей, реализация которых будет возможна, а также тенденций социально-экономического развития, необходимых и имеющихся ресурсов. В основе этого лежат принципы системной технологии проектирования сложных инновационных систем, которые применительно к управлению инновационным развитием можно сформулировать как целесообразность и достижение конечной цели, сбалансированность, согласованность, оптимальность [2]. Принцип целесообразности предполагает сосредоточение всех видов ресурсов на решении основных задач инновационного развития, при этом должен быть абсолютный приоритет конечной цели, на достижение которой концентрируются все усилия на определенном периоде. Создание эффективной системы управления или ее рационализации является главным условием разработки и реализации программ и мероприятий инновационного развития. Главной задачей при этом становится обеспечение органического единства управления производством и управления инновационной деятельностью, что обеспечивается установлением единых показателей планирования, системным подходом к совершенствованию управленческих структур и процессов.

Создание эффективной системы управления инновационным развитием возможно только за счет использования экономически противозатратного механизма, стимулирующего интенсификацию общественного производства при минимальных затратах, что требует проведения коренных изменений системы планирования производственной деятельности предприятий с использованием противозатратного принципа формирования цен на продукцию и услуги, в основе которых должны лежать нормы расхода материальных и трудовых ресурсов.

В условиях строительного комплекса с достаточно развитой предметной специализацией в перспективе будет сохраняться превышение спроса над предложением, монопольное положение отдельных крупных предприятий, слабая конкуренция малых и средних предприятий. Сегодня уже на стадии разработки проектные организации должны быть заинтересованы в повышении технического уровня проектов, при этом центр тяжести переносится на аналитическую и экономическую деятельность, которая обеспечит развитие приоритетных и высокоэффективных разработок.

В тоже время нельзя не отметить большое значение госзаказа на инновационное развитие, с помощью которого решается сложная проблема развития и укрепления принципов демократического централизма, упрочение стабильности планов развития строительного комплекса страны наряду с наличием широких возможностей для

203

-\-

использования экономических методов инновационного планирования на уровне

предприятий.

Ориентация планирования на глубокое научное обоснование экономических рычагов и стимулов ставит вопрос о долговременных экономических нормативах, которые должны характеризовать соотношение результатов и затрат на инновационное развитие. В качестве таких нормативов для проектных организаций можно предложить удельные трудоемкость и материалоемкость, нормативы отчислений от прибыли в фонд инновационного развития. С переходом отраслевой науки к самофинансированию и введением амортизации основных фондов научного назначения и платы за производственные фонды и трудовые ресурсы для сохранения рентабельности работы НИИ возникает необходимость значительного увеличения цен на инновационную продукцию.

Главным критерием обеспечения инновационных разработок устойчивым спросом является конкурентоспособность их на рынке инноваций, научном рынке, в том числе и в межотраслевом масштабе. Таким образом, совершенствование управления инновационным развитием в отрасли, а также своевременное определение рациональной структуры научной продукции должны стать базой организационной структуры отраслевых НИИ и КБ, т.е. комплекса целей и задач научных коллективов, состава подразделений и конкретных сотрудников. Создание такой организационной структуры в значительной мере усилит стимулы повышения уровня инновационных разработок, т.к. четкое распределение функций коллективов и их конкретных исполнителей позволит повысить эффективность, результативность инновационного развития предприятий строительного производства и научных организаций. Такой подход требует углубления специализации с ориентацией на повышение эффективности функционирования строительных предприятий и их инновационного развития, а также углубление региональной специализации и кооперации, что на современном этапе становится главным условием ускорения и результативности инновационного развития строительного комплекса, его предприятий и организаций.

Библиографический список:

1. Гамидов Г.С. и др. Введение в системологию инноватики. - Махачкала: Дагпресс, 2000.

2. Гамидов Г.С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб.: Политехника, 2000.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга (пер. с англ.). - М.: Прогресс, 1990.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.