Научная статья на тему 'Принципы и закономерности формирования и развития межкультурного образовательного пространства школы'

Принципы и закономерности формирования и развития межкультурного образовательного пространства школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Р.В.

Статья посвящена анализу основных принципов и закономерностей организации и функционирования межкультурного образовательного пространства средней общеобразовательной школы, основной характеристикой которого является «одушевленность», связанная с влиянием таких гуманистических принципов, как природосообразность, культуросообразность, целостность процессов деятельности всех, кто участвует в образовательном процессе, включая самообразование и самовоспитание каждого. В качестве ведущих закономерностей автор признает активно-творческое стремление пространства стать «мастерской духа», способствующей реализации активности всех тех, кто участвует в процессе познания Себя, Общества, Мира; сплочению их в целях достижения общего Блага; стремлению к выражению Себя, выполнению своего предназначения быть самоактуализированной, полноценной личностью. Автор доказывает, что, создавая в школе межкультурное образовательное пространство, важно иметь в виду, что уже сама организация по такой схеме учебно-образовательного процесса способствует подготовке обучающихся к активной адаптации и продуктивной реализации в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и закономерности формирования и развития межкультурного образовательного пространства школы»

Принципы и закономерности формирования и развития межкультурного образовательного пространства школы

Никонов Руслан Викторович,

кандидат педагогических наук. директор.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка», rusnikonov@mail.ru

Статья посвящена анализу основных принципов и закономерностей организации и функционирования межкультурного образовательного пространства средней общеобразовательной школы, основной характеристикой которого является «одушевленность», связанная с влиянием таких гуманистических принципов, как природосообразность, культуросообразность, целостность процессов деятельности всех, кто участвует в образовательном процессе, включая самообразование и самовоспитание каждого. В качестве ведущих закономерностей автор признает активно-творческое стремление пространства стать «мастерской духа», способствующей реализации активности всех тех, кто участвует в процессе познания Себя, Общества, Мира; сплочению их в целях достижения общего Блага; стремлению к выражению Себя, выполнению своего предназначения быть самоактуализированной, полноценной личностью. Автор доказывает, что, создавая в школе межкультурное образовательное пространство, важно иметь в виду, что уже сама организация по такой схеме учебно-образовательного процесса способствует подготовке обучающихся к активной адаптации и продуктивной реализации в жизни.

Ключевые слова: межкультурное пространство, образовательное пространство, система образования, средняя общеобразовательная школа, принципы образования, закономерности образования.

о

Е

£

СП

0

!■«

01 г

Современная система образования характеризуется наличием внешних и внутренних противоречий, разрешение которых представляет основу для развития образовательной системы, перехода ее на новый качественный уровень. Внешними являются противоречия между необходимостью интеграции России в мировое культурное сообщество и недостаточным уровнем направленности образовательной системы на формирование современной личности, хорошо адаптированной и успешной на уровне макромира; между высокими требованиями, предъявляемыми к образовательной системе временем и тем, что отсутствуют теоретические обоснования и конкретные решения в учреждениях образования; между нарастающей сложностью процессов взросления, духовно-нравственного становления каждого растущего в современных условиях ребенка и недостаточным уровнем культуры общества, тормозящим продуктивное воспитание подрастающих поколений; между осознаваемой необходимостью сохранения и развития национальной культуры и традиций и фрагментарным подходом к их воспитанию у подрастающего поколения; между необходимостью освоения мирового межкультурного пространства и отсутствием необходимых условий, обеспечивающих активную, субъектную позицию ребенка как носителя и автора культуры [3, с. 29].

Внутренними признаются противоречия между необходимостью новой педагогической парадигмы, обосновывающей актуальность переакцента-ции учебно-воспитательных отношений с воздействия на ребенка на взаимодействие, сотрудничество с ним, утверждающей личностно-центрированное обучение и воспитание, и сложностью их практической реализации в массовой практике; между нацеленностью на успех каждого ребенка школы и уровнем готовности педагогического коллектива создавать условия для удовлетворения этих потребностей; между необходимостью свободного общения детей с представителями других культур, межкультурной коммуникации, необходимостью погружения в мировое межкультурное пространство и отсутствием условий этого в образовательных организациях; между значимостью поиска и внедрения качественных критериев оценки труда педагога и ученика и распростране-

нием количественных показателей, связанных с господством административно-командного способа управления учреждениями образования. Преодоление внешних противоречий в значительной степени зависит от государственной образовательной политики, осознание же и преодоление внутренних - источник саморазвития образовательных организаций [5, с. 34].

Решение столь сложной задачи возможно в образовательной организации нового типа, а именно, в языковой школе как в учебном заведении, обеспечивающем универсальное, языковое межкультурное образование. Например, МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка» г. Читы зарекомендовала себя как образовательная организация с высоким уровнем качества образования, имеющая свою индивидуальность, выражающуюся, прежде всего, в языковой направленности обучения и воспитания детей.

Концепция межкультурного образовательного пространства школы основана на прогрессивной идее развития образования и воспитания в культурологической логике. Цели работы школы связаны с созданием уникальной образовательно-воспитательной системы, направленной на развитие у учащихся потребности в познавательной и творческой деятельности средствами диалога культур. Идея «взаимодействия культур» привела к созданию межкультурного образовательного пространства школы [9, с. 14]. В рамках этой концепции развивается идея межкультурного образования, привлекающего внимание исследователей педагогического процесса, таких как Г. Ауернхай-мер [15], П. Бателаан [1], Д. Бэнкс [16] и внедряемого в педагогическую практику. Согласно определению Г. Д. Дмитриева [5], это образование имеет целью противостояние таким явлениям, как расизм, предубеждения, ксенофобия, предвзятость, этноцентризм, ненависть, связанным с культурными различиями. Основной идеей этого образования, по мысли П. Фейера, является «освобождение», дающее возможность человеку стать тем, кем он является на самом деле, вне принадлежности национальным, религиозным и иным группам [13].

Основная цель межкультурного образования -формирование у учащихся представления о происходящих в мире разносторонних культурных процессах и структуре каждой культуры. Основной задачей межкультурного образования является развитие способности к межкультурной коммуникации. А это условие является непременным для успешной социализации личности ребенка в обществе. В основу развития школы положены идеи культурологического образования, связанные с внедрением в образование культурологического подхода, который предусматривает «овладение знаниями и навыками, формирование теоретического мышления через личностное самоопределение и культурную идентификацию», что означает соединение в педагогической практике школы традиционного обучения и развивающего по Д. П. Эльконину [14] - В.В. Давыдову [4], создание усло-

вий для личностного роста учащихся школы, для формирования у них способности к нравственному выбору и ответственному профессиональному самоопределению. Результаты работы по этой системе показали, что ее технологически разработанная педагогическая система совмещает традиционное с развивающим обучением, что соответствует родительским запросам на содержание и качество образования.

В результате экспериментальной и инновационной педагогической работы школы за время ее существования в образовательной политике учреждения сложились три ведущих принципа: гуманистическая педагогика; высокое качество обучения; поликультурная направленность обучения [2].

Принцип гуманистической педагогики был заложен с первых дней существования школы как основополагающий принцип новой нетрадиционной школы. В его основе - выстраивание отношений педагог-ученик на субъект-субъектных отношениях, уважение к личности ребенка, понимание психологических и личностных проблем, возникающих в процессе развития детей. Идеи гуманистической педагогики создали основу для формирования особой атмосферы «большой семьи», в которой все друг друга знают, относятся дружелюбно, уважительно. Каждый учащийся ощущает себя личностью, и ему нет необходимости дополнительно доказывать свою индивидуальность. Принцип гуманистической педагогики позволяет развивать в учащихся способность к личностному самоопределению, к ответственному нравственному выбору и социальной адаптации в изменяющихся социальных и экономических условиях.

Принцип высокого качества обучения диктуется как высокими образовательными запросами родителей, так и требованиями органов образования к образовательным организациям, претендующим на повышенный образовательный статус. Кроме того, условия школы позволяют более эффективно индивидуализировать процесс обучения: учитель может дойти до каждого ученика, что позволяет достигнуть высокого уровня обученности учащихся. За всю свою историю в школе отмечался стабильный показатель качества обученности учащихся, что является результатом продуманной управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов, по созданию условий для их психологического и методического самосовершенствования, по расширению их культурного кругозора [6].

Принцип поликультурной направленности обучения связан с идеей возвращения образования в лоно культуры. Культурологический подход, реализуемый в педагогической практике школы, разработан посредством трансляции образования как феномена культуры, как модели целостной картины мира с учетом принципов природосообразно-сти, культуросообразности в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Цель школьного образования была определена как получение универсального, поликультурного знания. Универсальность - это способность нахо-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

!■«

01 г

диться вне конкретной технологии или системы, способность через процесс абстрагирования выделять смысловые структуры, общие для любого частного проявления. Данная цель определила содержание данного этапа обучения, связанного с разработкой вариативных обучающих программ, связанных с выделением компонентов школьного, национально-регионального, федерального уровней.

Задачей работы педагогического коллектива школы стала разработка и введение новых учебных курсов, основанных на модернизированных, компилятивных авторских учебных программах. В соответствии с этим произошло изменение целей педагогической деятельности, в частности, она теперь направлена на обеспечение фундамента-лизации знаний, углубленного изучения содержания, достижения оптимального соотношения вариативной и инвариативной составляющей учебных планов, что должно привести к созданию благоприятных условий для развития обучающихся и их последующей адаптации в межкультурном пространстве. Современные требования диктуют школе необходимость движения к обеспечению новых педагогических компетенций, связанных с реализацией личностно-ориентированной модели обучения и многоуровневого образования. Поэтому нам необходимо по-новому смотреть на формирование системы знаний, навыков, умений, что предполагает понимание ее как средства развития личности ученика средней школы от начальных классов до выпускных.

Мы предпринимаем усилия постоянно развивать межкультурное образовательное пространство для самоактуализации и самореализации каждого ученика, достижения каждым ситуации успеха. Сегодня осуществлению межкультурной миссии МБОУ СОШ № 49 способствует программа мероприятий, реализуемых по направлениям, где школа выступает в качестве межкультурной системы ценностей, глубоко связанной с культурами и традициями «месторазвития», края, города [10], Родины, страны; в качестве открытой межкультурной системы, постоянно вбирающей ценности мировой культуры, взаимодействующей с ней и одновременно влияющей на межкультурное развитие социума. Школа выступает здесь в качестве межкультурного пространства развития личности, которое представляется через многообразие лич-ностно-ориентированных субкультур; она создает локальное и неповторимое культурное пространство, насыщенное духом школы, особой атмосферой, формирующей школу как «очаг, поддерживающий живой огонь высоких культурных и нравственных устремлений» [7].

Основой деятельности ОО являются совокупность следующих ведущих методологических принципов современной педагогики: системного, деятельностного, полисубъектного (диалогического) и культурологического подходов.

Принципы системного подхода заключаются в том, что элементы, представляющие явление, должны быть рассмотрены в цельной системе их

взаимосвязей. Это способствует выявлению общих системных свойств и качественных характеристик явления как целостной системы. Системный подход нацелен на представление педагогической системы как совокупности таких компонентов, как: цель образования, участники образовательного процесса, содержание образования, состоящего из общей, базовой и профессиональной культуры, из методов и форм педагогического процесса и материальной базы (средств), личностного подхода, утверждающего, что ребенок, по сути, является деятельностной и творческой личностью [11]. Это утверждение обосновывает положение о личности как о продукте общественного и исторического развития и носителе культуры, что отвергает сведение личности человека к его природной сущности, к вещи, находящейся среди других вещей и получающей образование автоматически. Применение личностного подхода нацеливает на конструирование и осуществление педагогического воздействия на обучаемого, выступающего в качестве цели, субъекта, результата и главного критерия его эффективности [8]. Данный подход основан на уважении к личности ребенка, признании ее уникальности, нравственной и интеллектуальной свободы. Он предполагает создание условий для развития личностных задатков и опору на саморазвитие творческого потенциала личности.

Принципы деятельностного подхода основаны на том, что в роли ведущего образовательного средства и решающего условия развития личности рассматривается деятельность, выступающая в качестве творческого целесообразного преобразования окружающей людей действительности. Личность, преобразующая природу, преобразует и самое себя, выступая в качестве субъекта саморазвития. При этом деятельностный подход требует также специальных усилий, направленных на выбор и организацию деятельности обучаемых, результатом чего должна стать активизация и перевод их сознания в позицию субъекта познавательных, трудовых, коммуникативных действий, способных к осуществлению самостоятельного планирования, организации, регулирования, контроля, самоанализа и оценки своей деятельности.

Принципы полисубъектного(диалогического) подхода базируются на утверждении о том, что в своей сущности человек представляет собой реальность, более богатую, разностороннюю и сложную, чем его деятельность [17]. Эта сущность не может быть сведена к деятельности и не может отождествляться с ней. Человеческое и гуманистическое содержание личности проявляется в процессе общения с другими. Поэтому личность можно определить как продукт, полученный в результате общения с окружавшими. В контексте полисубъектного подхода личность может рассматриваться в качестве системы специфических отношений, носителя социальных взаимодействий и взаимоотношений.

Принципы культурологического подхода обусловлены объективными связями человека с

окружающей его культурой и ее системами ценностей. Согласно положениям этого подхода, обучающийся представляет собой элемент культуры, который способен не только развиваться в условиях усваиваемой им культуры, но и привносить в нее что-то свое, для нее принципиально новое, то есть он способен стать творцом новой культуры. Поэтому освоение ребенком систем ценностей культуры является с одной стороны его развитием, с другой - становлением его в качестве творческой личности.

Согласно принципам этнопедагогического подхода, ребенок, проживая и обучаясь в реалиях социального и культурного пространства, формирует в себе качества представителя определенного этноса. Условием реализации этнопедагогического подхода является воспитание ребенка с опорой на этнические традиции, культуру, обрядность, привычки, национальные обычаи. Использование антропологического подхода, впервые разработанного и обоснованного К. Д. Ушинским, в понимании которого педагогический процесс строится и осуществляется в условиях системного использования и учета всех имеющихся научных данных о человеке [12].

Применение указанных методологических подходов в педагогике как отрасли гуманитарного знания позволяет:

1) вычленить действительные проблемы образовательной организации и определить способы и стратегию их преодоления;

2) провести анализ всей суммы проблем системы образования и выстроить их иерархию;

3) осуществлять прогнозирование развития.

Таким образом, цели работы школы:

1) развить природные задатки, способности, обеспечить возможности многопланового проявления учителя и ученика в разноуровневом образовании как важнейшей предпосылки самоактуализации;

2) сформировать базу для создания условий, способствующих приобретению знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития ведущих сфер общественного производства, духовной культуры Читы, Забайкальского края, России, Англии, что обеспечивает включение учащихся школы в процессы развития культуры России и мира;

3) участвовать в формировании у учащихся правового самосознания и гражданской ответственности;

4) обеспечить универсальность образования как гаранта социальной защищенности выпускника, его успешной адаптации в социуме и межкультурной коммуникации;

5) формировать практические навыки разрешения актуальных проблем муниципального образования, города;

6) формировать потребность в ведении здорового образа жизни, в ответственном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих;

7) воздействовать на формирование осознания у учащихся своих особенностей, которые в инди-

видуальном порядке влияют на осуществление обоснованного выбора дальнейшего жизненного пути [2].

Выбирая в качестве основного средства достижения поставленных целей по созданию в школе межкультурного образовательного пространства, будет целесообразным рассмотреть работу по решению по созданию следующих задач:

1) создание современного информационно насыщенного образовательного пространства с широким применением новых, в том числе информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, в результатах обучения, нацеленных на оптимизацию работы по становлению базовых компетенций учащихся;

2) сохранение и укрепление имиджа школы, в качестве учреждения образования высочайшей педагогической культуры, отвечающего высоким требованиям, необходимым для языковой школы;

3) открытие структурного подразделения школы - дошкольного образовательного учреждения с изучением английского языка, что обеспечит преемственность в достижении нового качества образования за счет эффективного использования современных информационно-коммуникативных технологий, обеспечит формирование у учащихся всех возрастных категорий практически значимых новых активных способов деятельности;

4) развитие сетевых образовательных программ;

5) расширение возможности дополнительного профессионального образования для всех категорий педагогических работников школы за счет синтеза методик, углубляющих «классическое» постдипломное образование, и разнообразных программ повышения квалификации в самой школе (внутрифирменное обучение), также за счет средств информационных технологий с целью подготовки к работе в новых условиях и в соответствии с повышением требований к профессиональной компетенции учителя;

6) совершенствование методики эффективного воспитания, способствующей развитию социальных навыков и приобщению учащихся к опыту созидательной деятельности на благо горожан;

7) создание условий для наиболее полного раскрытия индивидуальных творческих возможностей всех обучающихся;

8) обеспечение включенности школы в европейское образовательное пространство с целью расширения круга образовательных возможностей участников;

9) организация взаимодействия с существующими и потенциальными социальными партнерами, среди которых будут образовательные и куль-турно-досуговые организации с целью расширения социального партнерства и повышения инвестиционной привлекательности школы.

Выводы:

1. Межкультурное образовательное пространство возможно создать только тогда, когда педагогиче-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

0

сч

I».

01 Z

ский процесс «одушевлен» (К. Д. Ушинский). Когда он выстраивается на гуманистических принципах, таких как природосообразность, культуросообраз-ность, целостность процессов деятельности всех, кто участвует в образовательном процессе, включая самообразование и самовоспитание каждого. В этом случае межкультурное пространство может превратить образовательное учреждение в «мастерскую духа» (Н. К. Рерих), которая способствует реализации активности всех тех, кто участвует в процессе познания Себя, Общества, Мира; сплочению их в целях достижения общего Блага; стремлению к выражению Себя, выполнению своего предназначения быть самоактуализированной, полноценной личностью. Создавая в школе межкультурное образовательное пространство, важно иметь в виду, что уже сама организация по такой схеме учебно-образовательного процесса способствует подготовке обучающихся к активной адаптации и продуктивной реализации в жизни.

2. Целью образовательного процесса в средней школе становится воспитание активного субъекта собственной жизни, т. е. личности, способной самостоятельно ставить перед собой жизненные задачи и находить пути и способы их разрешения. Безусловно, эта цель не достигается автоматически, так как требует активного участия индивида, который делает сам себя субъектом собственной жизни. Однако она способна создать реальные условия и предпосылки для достижения указанной цели. В данном случае указанная цель, состоящая в формировании учащегося в качестве субъекта обучения, соответствует общим тенденциям развития и благодаря этому является очень реалистичной. Поэтому основным содержанием процесса обучения и развития личности необходимо считать становление ее как субъекта поначалу отдельных действий и познавательных программ, а затем и всей жизни, понимаемой как сложная совокупность различных явлений и процессов.

Литература

1. Бателаан. П. Межкультурное образование -больше, чем долг // Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания. М.: АИРО ХХ, 1999. С. 20-32.

2. Васильева Г. М., Вишнякова С. А., Лысакова И. П. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Обзор основных направлений методической мысли в России/под ред. Л. В. Московкина. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. 235 с.

3. Вислова А.Д. Особенности межкультурного образования в современных условиях // В сборнике: Университетские чтения - 2010 Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор Заврумов З. А.. 2010. С. 29-35.

4. Давыдов В. В.Теория развивающего обучения. М."Интор",1996. 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.

6. Жуков А. В., Жукова А. А., Власова К. Е. Возрождение национальной культуры и процессы миграции среди немцев в Забайкальском

крае//Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 87-96.

7. Жуков А. В., Жукова А. А. Причины и факторы возникновения и распространения мифологических образов Китая у населения Забайкалья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-1(41). С. 54-58.

8. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3. С. 27-33.

9. Солдатова, Г.У. Практическая психология толерантности / Г.У. Солдатова // Век толерантности. 2003. № 6. С. 14-18.

10. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования / Бушуева Е. С., А. В. Жуков. Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.

11. Социокультурная среда Забайкалья. Забайкальские казаки и их потомки: учеб. Пособие / А. В. Жуков А. В., И. Г. Пешков . -Чита: ЗабГУ, 2014. -175 с.

12. Ушинский К. Д. Русская школа. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 688 с.

13. Фрейер П. Педагогика автономии (конспект на русском языке). М., 2000. ISBN 5-691-00760-2.

14. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи. М.: Интор, 1998. 112 с.

15. Auernheimer G. Fallmerayer, Huntington und die Diskussion um die neugriechische Identität // Südosteuropa, 1998 S. 1-17.

16. Banks, J.A. Multiethnic education: Theory and practice . Boston: Allyn and Bacon, 1988. 312 рр.

17. Zhukov A.V., Zhukova A.A. Methodological Features of Study and Development of «Ethnic Cultures» Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 5. С. 1321-1330.

Principles and regularities of formation and development of

intercultural educational space of schools Nikonov R.V.

High comprehensive school No. 49 with profound studying of English

The article is devoted to the analysis of the basic principles and factors of the organization and functioning of the intercultural educational space of the secondary school, the main characteristic of which is "animation", associated with the influence of such humanistic principles as nature, culture and integrity of the processes of activities of all who participate in the educational process, including self-education and self-education of everyone. As the leading laws, the author recognizes the active-creative striving of space to become a "master of the spirit", contributing to the realization of the activity of all those who participate in the process of cognition of Oneself, the Society, the World; rallying them in order to achieve the common good; striving to express oneself, fulfill one's purpose of being a self-actualized, full-fledged person. The author argues that by creating an intercultural educational space at school, it is important to keep in mind that the organization itself according to such a scheme of the educational process contributes to preparing students for active adaptation and productive implementation in life. Keywords: intercultural space, educational space, educational system, secondary school, principles of education, patterns of education.

References

1. Batelaan. P. Intercultural education - more than duty // Human rights and the culture of peace: problems of training and education. M .: AIRO XX, 1999. p. 20-32.

2. Vasilyeva G. M., Vishnyakova S. A., Lysakova I. P. Traditions

and innovations in the methodology of teaching foreign languages: A review of the main directions of methodological thought in Russia / ed. L.V. Moskovkina. -SPb .: Publishing House of St. Petersburg. University, 2008. 235 p.

3. Vislova A.D. Features of intercultural education in modern conditions // In the collection: University readings - 2010 Materials of scientific and methodological readings PSLU. Responsible editor Zavrumov Z. A. .. 2010. S. 29-35.

4. Davydov V.V. Theory of developmental education. M. "Intor",

1996. 544 s.

5. Dmitriev G.D. Multicultural education. M .: Public Education, 1999. 208 c.

6. Zhukov A.V., Zhukova A.A., Vlasova K.E. Revival of the national

culture and migration processes among the Germans in the Trans-Baikal Territory // Izvestia Irkutsk gos. un-that. Ser. Political science. Religious studies. 2015. V. 11. S. 87-96.

7. Zhukov A.V., Zhukova A.A. The causes and factors of the emergence and spread of the mythological images of China among the population of Transbaikalia // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2014. № 3-1 (41). Pp. 54-58.

p

m

S

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

S

£

m

O

X

O

m

O

Dl

■o

A

u

o

OD

A

X

s

m

101

8. Zhukov A.V. Formation of the religious-mythological worldview

and myths about religiosity // Herald of the Chita State University. 2010. No. 3. P. 27-33.

9. Soldatova, G.U. Practical psychology of tolerance / G.U. Soldatov // Age of Tolerance. 2003. № 6. S. 14-18.

10. The socio-cultural environment of Transbaikalia: the specifics of the formation / Bushueva E. S., A. V. Zhukov. Chita: ZabGU, 2012. 170 p.

11. Socio-cultural environment of Transbaikalia. Trans-Baikal Cossacks and their descendants: studies. Manual / A. V. Zhukov A. V., I. G. Peshkov. -Chita: ZabGU, 2014. -175 p.

12. Ushinsky K. D. Russian school. M .: Institute of Russian Civilization, 2015. 688 p.

13. Freyer P. Pedagogy of autonomy (outlined in Russian). M., 2000. ISBN 5-691-00760-2.

14. Elkonin D.B. The development of oral and written language. M .: Intor, 1998. 112 p.

15. Auernheimer G. Fallmerayer, Huntington und die Diskussion um die neugriechische Identität // Südosteuropa, 1998 S. 1-17.

16. Banks, J.A. Multiethnic education: Theory and practice. Boston: Allyn and Bacon, 1988. 312 pp.

17. Zhukov A.V., Zhukova A.A. Ethnic Cultures Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Vol. 11. No. 5. P. 13211330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.