Научная статья на тему 'Образовательное пространство школы -центр межкультурного взаимодействия'

Образовательное пространство школы -центр межкультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SCHOOL-LEAVER / INTERCULTURAL COMPETENCE / UP-TO-DATE SCHOOL / REALIZATION OF AN INDIVIDUALITY / INTERACTION / CULTURAL FORMS / ORGANIZATION-PEDAGOGICAL PRINCIPLES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

Процессы, происходящие в обществе, предъявляют особые требования к подготовке выпускников школ: владение межкультурными коммуникативными компетенциями, умение применять их в разнообразных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Благодаря школе как организатору межкультурной коммуникации, учащиеся могут активно входить в различные культурные среды и реализовывать свою индивидуальность в различных типах культур. Современная школа центр межкультурного взаимодействия, где все компоненты проектируются и развиваются в соответствии с единой логикой построения межкультурного пространства. Самоопределение человека в этом пространстве основано на умении опосредоваться через освоение культурных форм общения. Успешность выбранной стратегии зависит от организационно-педагогических принципов, педагогических технологий, условий и задач. Автор представляет схему организации межкультурного пространства школы, состоящую из областей, сфер, функций, форм и фаз управления. В качестве педагогического обеспечения организации межкультурного пространства выступают следующие условия: моделирование пространства, педагогическое сопровождение и проведение анализа деятельности школы. Подобный тип организации является инновационным, поскольку имеет свою сформулированную политику, лингвистическое направление деятельности. Данная система оказывает влияние на общество через простирание межкультурного пространства языковой школы центра межкультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Space of School - the Center of Intercultural Interaction

Processes going on in society impose special requirements to school-leavers' training. A modern school-leaver must possess intercultural communicative competences, use them in various situations of professional, social and personal life. Due to this school tends to be an organizer of intercultural communication, students could be actively placed into various cultural media and realize their individualities in different types of cultures. Up-to-date school is a center of multicultural interaction, the components of which are projected and developed according to united logics of intercultural framework construction. Self-development of a person in intercultural framework is based on the tendency to be mediated by the assimilation of communicative cultural forms. The success of the chosen strategy depends on pedagogically-organized principles, pedagogical technologies, conditions and tasks. The author presents a scheme of intercultural framework formation which consists of zones, spheres, functions, forms and phases of management. As a pedagogical support of intercultural framework formation, the following conditions are given: the modeling of framework, pedagogical maintenance and the audit of school total activities. The suchlike type of the organization is innovative one as it has formulated policy, lingual-oriented direction of its activities. The given system has impact on society via widening its intercultural space of a lingual school a center of intercultural interaction.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство школы -центр межкультурного взаимодействия»

УДК 373

DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-37-44

Руслан Викторович Никонов,

кандидат педагогических наук, директор, средняя общеобразовательная школа № 49 (672018, Россия, г. Чита, ул. Анохина, 46), e-mail: rusnikonov@mail.ru

Образовательное пространство школы -центр межкультурного взаимодействия

Процессы, происходящие в обществе, предъявляют особые требования к подготовке выпускников школ: владение межкультурными коммуникативными компетенциями, умение применять их в разнообразных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Благодаря школе как организатору межкультурной коммуникации, учащиеся могут активно входить в различные культурные среды и реализовывать свою индивидуальность в различных типах культур. Современная школа - центр межкультурного взаимодействия, где все компоненты проектируются и развиваются в соответствии с единой логикой построения межкультурного пространства. Самоопределение человека в этом пространстве основано на умении опосредоваться через освоение культурных форм общения. Успешность выбранной стратегии зависит от организационно-педагогических принципов, педагогических технологий, условий и задач. Автор представляет схему организации межкультурного пространства школы, состоящую из областей, сфер, функций, форм и фаз управления. В качестве педагогического обеспечения организации межкультурного пространства выступают следующие условия: моделирование пространства, педагогическое сопровождение и проведение анализа деятельности школы. Подобный тип организации является инновационным, поскольку имеет свою сформулированную политику, лингвистическое направление деятельности. Данная система оказывает влияние на общество через простирание межкультурного пространства языковой школы - центра межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: выпускник, межкультурная компетенция, современная школа, реализация индивидуальности, взаимодействие, культурные формы, организационно-педагогические принципы, педагогические технологии

Ruslan V. Nikonov,

Candidate of Pedagogy, School Principal, Secondary Comprehensive School № 49 Specializing in English (46 Anokhina st., Chita, 672018, Russia), e-mail: rusnikonov@mail.ru

Educational Space of School - the Center of Intercultural Interaction

Processes going on in society impose special requirements to school-leavers' training. A modern school-leaver must possess intercultural communicative competences, use them in various situations of professional, social and personal life. Due to this school tends to be an organizer of intercultural communication, students could be actively placed into various cultural media and realize their individualities in different types of cultures. Up-to-date school is a center of multicultural interaction, the components of which are projected and developed according to united logics of intercultural framework construction. Self-development of a person in intercultural framework is based on the tendency to be mediated by the assimilation of communicative cultural forms. The success of the chosen strategy depends on pedagogically-organized principles, pedagogical technologies, conditions and tasks. The author presents a scheme of intercultural framework formation which consists of zones, spheres, functions, forms and phases of management. As a pedagogical support of intercultural framework formation, the following conditions are given: the modeling of framework, pedagogical maintenance and the audit of school total activities. The suchlike type of the organization is innovative one as it has formulated policy, lingual-oriented direction of its activities. The given system has impact on society via widening its intercultural space of a lingual school - a center of intercultural interaction.

Keywords: school-leaver, intercultural competence, up-to-date school, realization of an individuality, interaction, cultural forms, organization-pedagogical principles, pedagogical technologies

© Р. В. Никонов, 2016

37

В условиях, создаваемых глобализацией и мировой интеграцией, межкультурное пространство современной школы выдвигает новые требования к уровню подготовки выпускников XXI в.: владение качествами, обеспечивающими развитие конкурентоспособности в общемировом пространстве культуры и возможность выстраивать диалог с его участниками; умение устанавливать межкультурные и научные связи с представителями других стран, что требует от современного выпускника наличия межкультурных коммуникативных компетенций, позволяющих понимать и оценивать похожее содержание предметных областей в разных культурах; умение применять эти компетенции в различных ситуациях, сопровождающих профессиональную, личную и общественную жизнь.

В соответствии с этим основные задачи школ, ориентированных на углублённое изучение иностранных языков, - обучение языку как инструменту общения в диалоге культур и цивилизаций, реализация принципа поликультурного образования, суть которого состоит в том, что школа должна быть посредником между культурами разных народов, организатором межкультурной коммуникации [13].

Как указывает Э. Р. Хакимов, из всего множества признаков и параметров культурных различий можно выделить ряд «культурно-целостных» измерений, которые помогут существенно улучшить качество взаимодействия с представителями других культур. Среди этих измерений, по мнению исследователя, важное место принадлежит ощущению личного пространства, языку и коммуникации, одежде и внешнему виду, пище и пищевым привычкам, ценности времени, личным отношениям, нормам и ценностям, убеждениям, обучению, рабочим привычкам и практикам [14]. В настоящее время одним из требований к содержанию образования является «интеграция личности в национальную и мировую культуру», что прописано в ст. 14 Закона РФ «Об образовании» 1992 г. Учащимся сегодня необходимо ознакомиться с культурным многообразием других стран, с особенностями мировоззрения их представителей. Когда говорят, что у человека наличествует комплексное восприятие и опыт культурных различий, полагают, что он обладает системным культурно-обусловленным

взглядом на мир. Этот человек располагает большими возможностями увидеть мир таким, каким его видят представители других культур [7].

Современная школа представляет собой мультикультурное образовательное учреждение, позволяющее учащимся максимально быстро вливаться в разнообразные культурные среды и реализовывать свою индивидуальность в различных типах культур: производственных, коммуникационных, личностных, межкультурах [8]. Включённость в европейское образовательное пространство достигается путём организации межкультурного взаимодействия. Однако важно соблюдение ряда условий, среди которых ведущее место занимает возможность интенсивного и интерактивного обучения языку международного общения с использованием элементов культурологии и страноведения. Следующим по значимости выступает наличие проектно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, проводимой на иностранном языке и направленной на формирование языковой, межкультурной, коммуникативной компетенции [2]. Важным фактором является создание широкой сети иноязычных участников международных проектов и партнёров школы, а также создание иноязычной обучающей среды, предполагающее, в т. ч., свободное владение частью педагогов иностранными языками.

Школа как центр межкультурного взаимодействия рассматривается нами в виде комплекса, все составляющие которого функционируют в развитии с общей логикой структурирования межкультурного пространства образования, а участники имеют установки, направленные на освоение содержания его деятельности [9, с. 24]. Эффективность избранной стратегии обуславливает приверженность к соблюдению на практике организационно-педагогических принципов. Первый принцип предполагает расширение образовательного пространства ученика, происходящее на основе учёта его способностей, склонностей, интересов. Следующим принципом выступает расширение пространства выбора образовательного маршрута учеником, осуществляемое во время перехода на следующую образовательную ступень [4]. Третьим принципом является комплексность сопровождения учащегося и учителя. В качестве четвёртого принципа выступает системная

деятельность, включающая в себя соотношение компонентов содержания образования: учебной и внеучебной деятельности. Пятым принципом является сочетание социального и индивидуального подходов к осуществлению образовательной, развивающей и досуговой активности ученика и педагога. Шестым принципом становится преемственность технологий, ценностей и целей на протяжении всего образовательного маршрута. В качестве седьмого принципа выступает максимальная доступность образовательных ресурсов для любого ученика и педагога. Восьмым является принцип минимакса [12]. Девятый принцип - это принцип максимальной эффективности взаимного сотрудничества на уроке [3]. В качестве десятого выступает объективность аттестационной практики учащегося на всех этапах учебной деятельности. Одиннадцатым принципом является организация деятельности учащихся на максимальном уровне успешности. Двенадцатый принцип - это принцип максимальной информированности участников образовательных отношений о европейской системе образования. Тринадцатым принципом является достижение включённости всех участников образовательных отношений в международную проектную деятельность.

Применение перечисленных принципов позволяет достичь максимального эффекта воплощения в реальном межкультурном образовательном пространстве идеи успешной социализации личности за счёт стратегии непрерывного развития образовательных мотиваций учащегося в процессе проектирования, создания, существования и развития образовательного центра, цель которого - реализация на практике сочетания «успешный ученик - успешный учитель - успешная школа» [6].

Современные педагогические технологии повышают мотивацию образовательных отношений, что ведёт к повышению качества образования и развитию образовательной среды - межкультурного пространства, где учащиеся являются участниками отношений, деятельности и связей. Ключевыми идеями применяемых технологий выступают идеи педагогики сотрудничества и сотворчества, самореализации и саморазвития [5]. В образовательной программе, основанной на новых стандартах, реализуются следующие технологии:

- технология, ориентированная на психолого-педагогическое сопровождение учащихся;

- технология мероприятий различного уровня согласно планам работы, реализуемая педагогами и специалистами системы образования;

- технология проектной деятельности, направленная на развитие исследовательских компетенций;

- технологии развивающего обучения, реализуемые в рамках введения новых ФГОС;

- технологии, нацеленные на применение информационно-коммуникативных практик по всем предметам;

- технология учебного проектирования.

Общая эффективность образовательных результатов достигается сочетанием применения педагогических технологий, методик и проектов, способствующих повышению мотивации учащихся, что в конечном итоге приводит к общей заинтересованности и успешности. В качестве механизмов реализации образовательной программы выступают следующие формы:

- лекции;

- консультации;

- тьюторство;

- мастер-классы;

- моделирование;

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- информатизация процесса обучения;

- дидактические игры;

- программированное обучение;

- проектная деятельность;

- разноуровневое обучение;

- самообразование.

Результатом образовательной программы должно стать формирование условий для воспитания личности, способной к успешной самореализации и социализации в условиях межкультурного пространства, формирование межкультурной компетенции личности, включающей становление личностной, социальной, когнитивной компетентностей, необходимых современному человеку для реализации собственного потенциала, выстраивания дальнейшей жизненной траектории. В связи с прогнозируемыми результатами обозначены следующие задачи:

1) способствовать дальнейшему развитию современного информационного пространства;

2) продолжать работу над формированием базовых компетенций учащихся;

3) развивать корпоративную культуру организации, способствующую укреплению имиджа организации и влиянию её на общество;

4) осуществлять необходимые мероприятия по развитию социального партнёрства через освоение новых форм организации практической деятельности и сетевого взаимодействия;

5) ввести профессиональный стандарт педагога через организацию системы нормативно-правового и методического обеспечения;

6) совершенствовать систему психолого-педагогического консилиума, включающую комплексное взаимодействие педагогической, психологической, медицинской служб;

7) проанализировать закономерности процессов формирования межкультурного пространства;

8) исследовать структуры и специфику процессов взаимовлияния, определить механизмы коммуникации в межкультурном пространстве школы;

9) обеспечивать включённость школы в образовательное пространство Байкальского региона с целью раскрытия факторов и закономерностей его формирования;

10) провести социологическое исследование и анализ современного состояния современного межкультурного пространства для развития связей с социальными партнёрами.

Изменения в современном образовании вызваны тенденциями общемирового характера, влияющими на изменения социальных ожиданий в сфере образования:

1) достижение высокого качества образования в межкультурном информационном пространстве современного общества;

2) разработка концепции межкультурного пространства школы, основанной на процессах взаимодействия транснациональной глобализирующейся культуры, российского, регионального и личностного влияния, приводящих к формированию интерсубъективной сферы образовательных услуг;

3) готовность участников образовательных отношений к взаимодействию в межкультурном пространстве.

Межкультурное сотрудничество и обмен достижениями в области образования,

осуществляемые образовательными организациями, способствуют взаимообогащению культур, а следовательно, взаимопониманию народов. Историческое наследие культур оказывает воздействие на процесс становления и самосознания личности в пространственном окружении, возможности которого активно применяются в современных образовательных практиках, нацеленных на дальнейшее выстраивание и развитие жизненного, личностного, профессионального пространства человека, неразрывно связанного с местоопределе-нием его позиций, ценностей и взаимоотношений в культуре и обществе.

Тенденции социальных преобразований в обществе создают условия для самореализации личности в современном мире, что ведёт к поиску школой моделей для освоения новых компетенций. Культурологический подход остаётся концептуальной базой образования в языковой школе. Следовательно, представляется важным рассмотреть проблему становления межкультурного образовательного пространства как основу самоопределения человека. В этом контексте школа понимается как лингво-культурный центр, который поддерживает инициативы разного рода уровней.

Формируя стратегию будущего развития нашей школы, мы ориентировались на необходимость модернизации системы среднего образования и важность удовлетворения образовательных потребностей ведущих участников процесса образования, т. е. учащихся, их родителей и учителей, посредством конструирования межкультурного образовательного пространства школы. Межкультурное пространство школы - проект, целью которого является развитие модели школьного образовательного пространства, способствующего интеграции выпускников школы в широкий общественный круг, построенный на принципах трансверсального и культурологического подходов, опыте миграции учащихся школы посредством межкультурного диалога.

Описанная инициатива нацелена на формирование политики, обеспечивающей конструктивное взаимодействие между индивидами и группами разных поколений, культур, языков, что воспринимается как поддерживаемый в социуме ресурс плюралистической идентичности. В этом случае все участники обладают равными воз-

можностями к взаимодействию, что создаёт высокий уровень доверия, ведёт к усилению социальной сплочённости. Таким образом, применение трансверсального подхода к межкультурному диалогу предполагает, что важно действовать, приподнимаясь над традиционными границами. Качество образования нужно рассматривать по отношению к каждой конкретной школе, в нашем случае, к культуросообразной школе. Основными показателями качества образования являются компетентности учеников, полученные в культурных практиках (опыт по их реализации описан в проекте «Формирование МКП») [11, с. 31-50].

Межкультурное образовательное пространство средней школы понимается как система, включающая четыре области: взаимодействия, отношений, учебной деятельности и межкультурных связей, которые находятся в состоянии взаимной интеграции и дополнения [10, с. 73]. Выделение этих областей основано не только на видах деятельности, осуществляемых в межкультурном пространстве, включающих в себя урочную и внеурочную деятельность, но и на культурных ценностях образования,

куда относят обеспеченность сообщества связями и коммуникациями, созидание новых ценностей и их наследование, подключение ученика к миру культур и т. д.

Таким образом, целью современной педагогики является социализация личности в условиях межкультурного пространства через формирование интерсубъективного жизненного мира смыслов личности ребенка и других образований как пространства системы значений его внутренней культуры. В этом контексте личность развивается в условиях взаимодействия, взаимосогласования и взаимопроникновения различных тенденций на уровне структуры межличностного взаимодействия. Результатом этого взаимодействия должен стать синер-гетический эффект, сопровождающийся возникновением энергийности, рождением новых значений, реализацией готовности к сотрудничеству, взаимным узнаванием, соединением разнонаправленных ориен-таций.

На схеме (рисунок) представлена организация областей, сфер, функций межкультурного пространства, формы и фазы управления им.

Области

Взаимодействия

Учебная деятельность

Международное

учебное сотрудничество

Образовательная

Непосредственное

управление: «учитель - ребёнок»; «родитель - ребёнок»

Повышение квалификации специалистов в области качества

ТГ ТТ -СГ ТУ -О"

Межкультурные связи

Межличностное взаимодействие

Интеркультурная

Непосредственное управление: «родитель - ребёнок», самоуправление

Процессный подход

Рисунок. Схема организации межкультурного пространства школы

В сфере учебных коммуникаций область взаимодействия представлена тенденциями формирования и развития коммуникативных способностей учащегося. Область учебной деятельности - через образовательную программу организации и механизмы её реализации. Область меж-

культурных связей - через механизмы обеспечения мотивации личности к процессу межкультурного образования, инициированного школьным сообществом. Управление взаимодействием представлено через формы, фазы и дифференцируется отдельными уровнями.

Концептуальную основу образования нашей школы представляет процесс взаимного проникновения культуры и педагогики. Он служит базой воспитания человека, способного к эффективному самоопределению в межкультурном пространстве, умеющего входить в коммуникацию, «опосредоваться», осваивать новые культурные формы общения, которые связаны с погружением в условия культурно-творческой среды на основе обращения к культуре англо-франко-говорящих стран при одновременном использовании опыта народной культуры. Таким образом, внутри- и межрегиональная миграция выпускников обеспечивается взаимопроникновением культур, языковым взаимообогащением, этно-экономической и социально-гуманитарной толерантностью, служащей основой педагогических подходов, практикуемых в нашей школе. Анализ межкультурной среды проводится посредством лингвокультурного мониторинга школьного образования, подтверждающего тот факт, что пространство школьного образования - это место встречи и взаимодействия культур [15].

Как показывают полученные нами данные, формирование межкультурного пространства школы, а также управление им являются многоцелевым проектом, способствующим процессу интеграции выпускников в разнообразные культурные сообщества. Ориентируясь на структуру и ценности данного пространства, учреждение образования имеет возможность проводить в нём свою политику, ориентированную на обеспечение конструктивного взаимодействия между разными индивидами, группами, культурами и поколениями. Учащийся и педагог в этом пространстве оцениваются как самоценные субъекты социального действия, характеризующиеся разнообразием культурных связей и отношений, имеющие самостоятельные цели, смыслы, культуру, деятельность, взаимодействующие друг с другом на различных уровнях, таких как эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический. Обеспечение организации межкультурного образовательного пространства школы осуществляется за счёт условий, оптимизирующих его организацию и самоорганизацию.

Моделирование межкультурного образовательного пространства школы с использованием синергетических ориентиров, находящихся в основе её концепции, нацелено на применение анализа педагогической реальности, выработку логики получения знания об этой реальности, конструирование модели её организации при учёте ведущих компонентов и периодов. Ребёнок, взаимодействуя с окружающей действительностью, реализуется в разнообразных видах и направлениях деятельности, среди которых выделяется и языковая. В результате возникает необходимость описания межкультурного пространства школы, которое способствует обеспечению эффективности образовательного процесса школы в рамках системного подхода, основанного на взаимодействии, отношениях, деятельности, связях, формах, фазах, сферах, уровнях, ориента-циях управления. Кроме того, важным условием эффективности является наличие педагогического сопровождения процесса становления межкультурного пространства школы. Указанное сопровождение необходимо реализовывать за счёт применения алгоритмов организации межкультурного пространства, дальнейшего освоения указанного алгоритма участниками образовательного процесса - взрослыми и детьми; за счёт применения частного моделирования, системы педагогических действий и мер по организации образовательного пространства на разных уровнях. Заключительным условием является необходимость проведения анализа деятельности школы, в котором будут выявлены проблемы, препятствующие эффективности её работы.

Указанный тип организации можно считать опытно-новационным [1], т. к. он отличается от распространённого в практике тем, что имеет чётко сформулированную воспитательную политику, имеющую единое направление деятельности, ориентированное на языковое сопровождение. Эта система основана на интеграции деятельности языковых школ в широкое общество посредством простирания межкультурного пространства за рамки школы и, таким образом, воздействия его на общество.

Список литературы

1. Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Чита, 2012. 42 с.

2. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Нар. образование, 2001. С. 68-80.

3. Елисеева В. В. Организация обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка как профилактика возникновения агрессивного поведения учащихся // Современная школа России. Вопр. модернизации. № 12, июнь 2015; Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. М., 4 июня 2015 г. 164 с.

4. Исаева И. Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г И. Носова, 2015. 116 с.

5. Каплунович И. Я. Технология реализации ментальной парадигмы образования // Психология образования в XXI в.: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 1416 сент. 2011 г. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкого, О. П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). Волгоград: Перемена, 2011. 474 с.

6. Карпова Е. В. Антимотивация в структуре учебной деятельности // Психология образования в XXI в.: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент 2011 г. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г Крицкого, О. П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). Волгоград: Перемена, 2011. 474 с.

7. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. 320 с.

8. Лейбман И. Я. О принципе построения и возможности использования Опросника Межкультурного Развития, предложенного Институтом Межкультурной Коммуникации // Этнопсихология: вопросы теории и практики. Вып. 3. М.: Моск. гор. психол.-пед. ун-т, 2010. C. 58-66.

9. Никонов Р. В. Формирование межкультурного пространства (из опыта работы МБОУ «СОШ № 49 с углублённым изучением английского языка») // Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Чита, 2013. 110 с.

10. Никонов Р. В. Деятельность стажировочной площадки на базе МБОУ «СОШ № 49 с углублённым изучением английского языка». Чита: ЗабГГПУ, 2012. 173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Никонов Р. В. Межкультурное пространство школы: эффекты управления. Ульяновск: Зебра, 2016. 82 с.

12. Стуколова Е. А. Анализ инновационных дидактических моделей школьного образования Швеции // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2015. № 1 (154) С. 154-160.

13. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование / под ред. Л. Л. Супруно-вой. М.: Академия, 2013. 240 c.

14. Хакимов Э. Р. Конструирование поликультурного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях // Образование и общество. 2011. № 5. С. 27-31.

Источник

15. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. 797 с.

References

1. Baranovskaja L. A. Formirovanie social'noj otvetstvennosti studenta v sociokul'turnom obrazova-tel'nom prostranstve: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Chita, 2012. 42 s.

2. Gurvich E. M. Issledovatel'skaja dejatel'nost' detej kak mehanizm formirovanija predstavlenij o poli-versionnosti mira sozdanija navykov poliversionnogo issledovanija situacij // Razvitie issledovatel'skoj deja-tel'nosti uchashhihsja. M.: Nar. obrazovanie, 2001. S. 68-80.

3. Eliseeva V. V. Organizacija obuchenija v sotrudnichestve na urokah inostrannogo jazyka kak pro-filaktika vozniknovenija agressivnogo povedenija uchashhihsja // Sovremennaja shkola Rossii. Vopr. mod-ernizacii. № 12, ijun' 2015; Materialy XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 4 ijunja 2015 g. 164 s.

4. Isaeva I. Ju. Tehnologija proektirovanija individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov. Magnitogorsk: Magnitogorsk. gos. tehn. un-t im. G. I. Nosova, 2015. 116 s.

5. Kaplunovich I. Ja. Tehnologija realizacii mental'noj paradigmy obrazovanija // Psihologija obrazo-vanija v XXI v.: teorija i praktika: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 14-16 sent. 2011 g. / pod red. T. Ju. Andrushhenko, A. G. Krickogo, O. P. Merkulovoj (k 80-letiju VGSPU). Volgograd: Peremena, 2011. 474 s.

6. Karpova E. V. Antimotivacija v strukture uchebnoj dejatel'nosti // Psihologija obrazovanija v XXI v.: teorija i praktika : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 14-16 sent. 2011 g. / pod red. T. Ju. Andrushhenko, A. G. Krickogo, O. P. Merkulovoj (k 80-letiju VGSPU). Volgograd: Peremena, 2011. 474 s.

7. Leleko V. D. Prostranstvo povsednevnosti v evropejskoj kul'ture. SPb., 2002. 320 s.

8. Lejbman I. Ja. O principe postroenija i vozmozhnosti ispol'zovanija Oprosnika Mezhkul'turnogo Raz-vitija, predlozhennogo Institutom Mezhkul'turnoj Kommunikacii // Jetnopsihologija: voprosy teorii i praktiki. Vyp. 3. M.: Mosk. gor. psihol.-ped. un-t, 2010. C. 58-66.

9. Nikonov R. V. Formirovanie mezhkul'turnogo prostranstva (iz opyta raboty MBOU «SOSh № 49 s uglubljonnym izucheniem anglijskogo jazyka») // Zabajkal'skij kraevoj institut povyshenija kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovanija. Chita, 2013. 110 s.

10. Nikonov R. V. Dejatel'nost' stazhirovochnoj ploshhadki na baze MBOU «SOSh № 49 s uglubljonnym izucheniem anglijskogo jazyka». Chita: ZabGGPU, 2012. 173 s.

11. Nikonov R. V. Mezhkul'turnoe prostranstvo shkoly: jeffekty upravlenija. Ul'janovsk: Zebra, 2016. 82 s.

12. Stukolova E. A. Analiz innovacionnyh didakticheskih modelej shkol'nogo obrazovanija Shvecii // Vestn. Tomsk. gos. ped. un-ta. 2015. № 1 (154) S. 154-160.

13. Suprunova L. L., Sviridchenko Ju. S. Polikul'turnoe obrazovanie / pod red. L. L. Suprunovoj. M.: Akademija, 2013. 240 c.

14. Hakimov Je. R. Konstruirovanie polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva v obshheobrazova-tel'nyh uchrezhdenijah // Obrazovanie i obshhestvo. 2011. № 5. S. 27-31.

Istochnik

15. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 57 000 slov / pod red. N. Yu. Shvedovoi. 16-e izd., ispr. M.: Rus. yaz., 1984. 797 s.

Библиографическое описание статьи

Никонов Р В. Образовательное пространство школы - центр межкультурного взаимодействия // Ученые записки ЗабГУ Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 37-44. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-37-44.

Reference to the article

Nikonov R. V. Educational Space of School - the Center of Intercultural Interaction // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 37-44. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-37-44.

Статья поступила в редакцию 15.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.