УДК 340.1(094)
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-1-62-71
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
PECULIARITIES OF THE STATE POLICY IN THE INTERCULTURAL EDUCATIONAL SPACE
Р. В. Никонов,
Средняя общеобразовательная
школа № 49 с углубленным изучением английского языка, г. Чита [email protected]
А. А. Жукова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита kazarbina [email protected]
И. В. Романова,
Забайкальский государственный университет, Чита [email protected]
R. Nikonov,
secondary school № 49 with in-depth study of the English language, Chita
A. Zhukova,
Transbaikal State University, Chita
I. Romanova,
Transbaikal State University, Chita
Статья посвящена анализу процессов трансформации в сфере образования, которые приводят к осознанию того, что человек должен быть готовым к построению диалога с представителями других культур в условиях интенсивных культурных трансформаций. Показано, что у учащихся появляется необходимость формирования навыков и умений межкультурной ориентации, что становится фактором общественной интеграции и стабилизации. Доказано, что ведущая роль в этом принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации учащихся в рамках общего образования, которое становится системой межкультурного образования, способной обеспечить подготовку каждого субъекта образования. Приводятся аргументы в пользу обоснования того, что задачей межкультурного образовательного пространства должна стать социализация личности, которая проявляется как способность определять границы между интерсубъективным жизненным миром ребенка и другими жизненными мирами. Отмечено, что результатом выполнения этой задачи должно быть возникновение синергетического эффекта, сопровождающегося выходом особой энер-гийности, рождением новых значений, реализации готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению. Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства, является развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры, как бесконечного мира возможных перевоплощений
Ключевые слова: межкультурное образовательное пространство; диалог культурр; культурные трансформации; межкультурная ориентация; общее образование; социализация личности; политика государства; коммуникации учащихся; жизненный мир; сотрудничество
Article is devoted to the analysis of transformation processes in education which lead to understanding that the person has to be ready to creation of a dialogue with representatives of other cultures in the conditions of intensive
© Р. В. Никонов, А. А. Жукова, И. В. Романова, 2019
cultural transformations. As shows contents of article, pupils have a need of formation of skills and abilities of cross-cultural orientation that becomes a factor of public integration and stabilization. The authors prove that the leading role in it belongs to the function aimed at providing communication of pupils within the general education which becomes the rule of cross-cultural education capable to provide training of each subject of education. In the article arguments in favor of justification of the fact that socialization of the personality, which is shown as an ability to define borders between the inter-subjective vital world of a child and other vital worlds, has to become a task of cross-cultural educational space are adduced. Emergence of the synergetic effect accompanying with an exit of a special energy formation, the birth of new values, realization of readiness for cooperation, mutual recognition, mitigation of positions, connection of various orientations, mutual understanding and mutual respect as a result of this task realization. In general, the application of the techniques, based on technologies of cross-cultural educational space, has led to the development of a pupil's identity, who gains qualities of potentially special, unique culture as special infinite world of possible transformations
Key words: intercultural educational space; dialogue of cultures; cultural transformations; intercultural orientation; general education; socialization of an individual; state policy; student communication; life world; cooperation
ведение. На протяжении последних десятилетий современный мир становится пространством активизирующегося взаимодействия различных культур, которые в связи с глобальными изменениями мирового культурного пространства все более сближаются посредством формирования контактов в самых разных сферах деятельности [7]. Человек, являясь неотъемлемым элементом культурного пространства, вынужден соответствовать требованиям геокультурной ситуации, которая побуждает его к умению общаться с другими представителями. Он должен освоить умение взаимовыгодного диалога с представителями других культур [8-10].
Поэтому у педагогической науки появляется необходимость решения проблемы формирования у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Непосредственной задачей современных учреждений образования в условиях интенсивной социокультурной динамики становится обеспечение навыков и умений межкультурной ориентации и видения мира. Успешное выполнение этой задачи может стать существенным фактором, влияющим на процессы общественной интеграции и стабилизации. Этому должно способствовать переосмысление принципов межкультурного взаимодействия конкретных субъектов образовательного процесса, проявляющееся как переход от традиционных образовательно-коммуникативных практик к поиску инновационных реше-
ний, что ведет к изменению организации и управления пространством образовательной организации [5].
Степень исследованности проблемы. Современные новации нацеливают исследователей и педагогов на осмысление создания педагогических условий, в которых наиболее эффективно происходит освоение культуры и развитие личности. Влияние культуры на становление личности рассматривается в различных концепциях образования. Среди них выделяется концепция, авторами которой являются М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов, разработавшие идею образования как диалога культур. Авторами культурологической концепции образования являются Е. В. Бондаревская и Н. Б. Крылова. В данных концепциях человек выступает в качестве уникального мира культуры, который находится в процессе взаимодействия с другими людьми, представляющими отдельные миры культуры. Это взаимодействие помогает людям творить себя посредством изменения и воздействия на других. При этом ведущая роль принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации и интеграции учащихся в рамках системы общего образования.
Основные понятия, используемые в исследовании. Для успешного развития межкультурного взаимодействия необходимо достижение гармонии в отношениях между представителями различных этнических групп, обучающихся в образова-
тельном учреждении, основой чего является реализация таких принципов, как терпимость, взаимопонимание, сотрудничество и дружба. Поэтому содержанием образования в рамках конкретного региона должно стать культурное разнообразие регионального сообщества во всей полноте историко-культурных и образовательных смыслов, включая деятельность представительных региональных образовательных организаций. Это создает возможность для обоснования понятия «межкультурное образовательное пространство», являющегося одним из видов образовательного пространства, но характеризующегося неразрывной множественностью форм, в рамках которых развиваются разнообразные индивидуальные образовательные возможности. Термин «межкультурное образовательное пространство» (МКОП) означает образовательную среду, которая насыщена информацией, нацеленной на воспитание культурных ценностей.
Целью межкультурного образовательного пространства является способствование культурному развитию и самоопределению учащихся посредством имеющихся в его структуре информационных и педагогических средств. Ведущую роль среди них играет поликультурность, формирующая систему координат МКОП образовательной организации (ОО), таких как границы вариативности, степени и форм интеграции, характера сетевого взаимодействия между субъектами и институтами МКОП [3]. Базовые координаты МКОП ОО определяются наличием как минимум двух полюсов, так как в каждом регионе Российский Федерации происходит взаимодействие как минимум двух культур — русской, как части мировой, и местной. Таким образом, можно сделать вывод, что МКОП ОО является особым образом организованной системой образования, функционирующей на территориях, характеризующихся разнообразием различных проживающих на них этнических групп и культурных сред обитания.
Обсуждение проблемы. Принципы работы этой системы заключаются в синтезе трех интеграционных процессов.
Во-первых, включая интеграцию, в которой участвуют диверсифицированные акты обучения и результатом которой является возникновение образовательных событий. Во-вторых, интеграцию, в которой участвуют дифференцированные технологии и образовательные программы, результатом которой будет возникновение когнитивной педагогической системы, синтезирующие новационное и традиционное содержание. В-третьих, интеграцию, в которую вовлечены образовательные организации, вступающие во взаимодействие с организационно-педагогическими, локальными, муниципальными, региональными, открытыми и закрытыми, центрированными и нецентрированными, административ-но-иерархичными и инициативно-координационными системами, находящимися на различных уровнях структуры межкультурного пространства.
В результате слаженной работы указанных интеграционных процессов формируется система межкультурного образования, которая способна как содержательно, так и технологически обеспечить подготовку каждого субъекта образования. Межкультурное образование нацелено на то, чтобы способствовать осознанию того, какие социальные и культурные перемены происходят в обществе; какие межгрупповые и внутригрупповые различия существуют в рамках регионального межкультурного образовательного пространства, что, в свою очередь, должно способствовать достижению лучшего понимания между ними; достижению улучшения качества взаимодействия различных групп, а также учеников в рамках отдельных групп путем вовлечения их в процессы общения между различными культурными группами и обучения основам различных культур; улучшению взаимопонимания между различными группами учеников, являющихся представителями разных культур, благодаря чему будет осуществляться развитие навыков общения среди окружающего культурного разнообразия.
Таким образом, важной задачей межкультурного пространства является соци-
ализация личности, которая проявляется как способность определять границы между ингерсубъективным жизненным миром человека и другими жизненными мирами. По сути это является определением смыслов личности, что формирует особое пространство его внутренней культуры, находящейся во взаимодействии, взаимосогласовании и взаимопроникновении с окружающими интенциями на личностном уровне. Результатом выполнения этой задачи должно стать возникновение синергетического эффекта, сопровождающегося выходом особой энер-гийности, рождением новых значений, реализацией готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению.
Итак, концептуальной задачей межкультурного образовательного пространства 00 в этих условиях становится определение ценностно-ориентированного вектора развития и выбор моделей взаимодействия его участников. Развитие МК0П находит отражение в разных типах коммуникативных практик, описанных в теоретических исследованиях и реализуемых с целью разрешения конкретных проблем, возникающих на стыке разных культур [1]. Процессы, рассматриваемые в ракурсе управления МК0П, делятся на основные составляющие этого взаимодействия и на механизмы и принципы коммуникаций. Это позволяет выстроить модель формирования и развития МК0П.
Учащиеся, проходя индивидуальный маршрут в областях и сферах отношений, связей, взаимодействия, образовательной деятельности, должны научиться работать, учиться и переучиваться средствами раз-ноуровнего обучения, критического мышления, проблемного обучения и другими педагогическими технологиями, что приводит к их успешной адаптации в обществе. 0собенности социокультурной динамики МК0П образовательной организации по социализации личности целесообразно представить качеством условий, процессов и результатов социализации в конкретной школе.
При описании качества условий процесса социализации в педагогической системе, определяющей личностную и социальную идентичность личности средствами образования языковой школы в качестве межкультурного общеобразовательного пространства, представим систему педагогического производства МБ0У «С0Ш № 49».
На представленной далее схеме отображается структура межкультурного пространства МБ0У «С0Ш № 49», включающая области, сферы, функции межкультурного пространства, а также формы управления и фазы управления МК0П 00.
По нашему мнению, данная модель позволяет сформулировать предпочтительную стратегию развития 00 при различных условиях. Сильной стороной моделирования является возможность выбрать наиболее эффективную стратегию при изменении параметров. Упомянутая стратегия включает механизм диагностирования характеристик и коммуникативных возможностей межкультурного образовательного пространства, а также последующее введение этих базовых элементов и их характеристик в модель, что в дальнейшем позволяет осуществлять деятельность, направленную на организацию позитивного взаимодействия с возможностью целенаправленно применять передовые технологии, рассчитанные на условия интенсивных социокультурных изменений [10].
В схеме рассматривается область взаимодействия, которая представляется посредством проекции на сферу учебных коммуникаций, где она проявляется через практики формирования и развития коммуникативных способностей учащегося. 0бласть учебной деятельности рассматривается в ее проекции в такие области, как международное учебное сотрудничество и межличностные коммуникации, где она выступает посредством образовательных программ образовательной организации и механизмов ее реализации. Еще одной областью представляется сфера, в которой проходят межкультурные коммуникации, которая рассматривается в качестве механизма, обеспечивающего мотивации уча-
щегося, направляющие его на освоение процесса межкультурного образования. Как показывает схема, межкультурное взаимодействие в рамках МКОП 00 осуществляется с помощью форм и фаз управ-
ления, дифференцирующих его по разным уровням.
Качество условий формирования процесса социализации в образовательной организации представлено в табл. 1.
Области
Взаимодействия
Учебная деятельность
Сферы Функции
J3L J3L
Учебные —1 Коммуникативная
коммуникации
Формы управления
Фазы управления
О
Международное
учебное сотрудничество
Опосредованная форма: «ребенок -
родитель - учитель»
Образовательная
Концепция СМК в
МКП школы
Межличностное взаимодействие
Интеркультур ная
Непосредственное управление:
«учитель - ребенок», «родитель - ребенок»
Повышение квалификации специалистов в области качества
Непосредственное управление:
«родитель - ребенок», самоуправление
Процессный подход
Схема организации межкультурного пространства школы и управление его развитием / Organization of a school's intercultural space and its development management
Таблица 1 I Table 1
Качество условий организации процесса социализации в школе / Quality of the conditions of socialization process organization in school
Показатели / Indicators Пояснения к показателю / Explanation of the indicator
Нормативно-правовое обеспечение / Regulatory support 1. Устав МБОУ «СОШ № 49» - на сайте школы / Statute of MBEI "Secondary school number 49" - on the school website. 2. Образовательные программы I, II, III уровней обучения - на сайте школы / Educational programs I, II, III levels of education - on the school website. 3. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения / Organization of pre-profile training and specialized training. 4. Наличие сетевого взаимодействия / Presence of network interaction. 5. Социально-педагогический паспорт МБОУ «СОШ № 49» / Socio-pedagogical passport of MBEI " Secondary school number 49". 6. Программа развития МБОУ СОШ № 49 / The development program of MBEI Secondary school number 49. 7. Протоколы родительских собраний / Parent Meeting Records
Методическое обеспечение процесса социализации / Methodological support of the socialization process 1. Методический фонд: / Methodical fund: 1) научные статьи / science articles; 2) методические пособия / methodological manuals; 3) интернет-публикации / online publications; 4) авторефераты диссертаций / dissertation abstracts; 5) методические разработки / methodical development. 2. Системность в проведении ознакомления педагогов с методическими материалами: / Systematics in conducting familiarization of teachers with teaching materials: 1) темы педагогических советов / topics of pedagogical councils; 2) темы совещаний учителей / topics of teachers meetings; 3) темы собраний коллектива организации / organization team meetings topics; 4) темы стажировочных площадок / internship topics; 5) темы научно-методического совета / topics of the scientific and methodological council; 6) темы методических объединений / topics of methodical associations
Oкoнчaние табл. 1
Материально-техническое обеспечение успешной социализации личности / Logistical support of an individual successful socialization 1. Акт инвентаризации технических средств и оборудования школы / Inventory report of technical and school equipment. 2. Акт инвентаризации русской библиотеки / Inventory report of the Russian library. 3. Акт инвентаризации английской библиотеки / English library inventory report. 4. Использование электронных образовательных ресурсов школы /Use of school electronic educational resources
Кадровое обеспечение / Staffing 1. Список работников, отвечающих за успешную социализацию личности согласно своему функционалу, уровень квалификации / List of employees responsible for the successful socialization of an individual according to its functionality, level of qualification.; 2. Функционал представленных работников / Functionality of the presented employees. 3. План-график повышения квалификации работников школы / Training schedule for school employees skills improvement
Социальное партнерство / Social partnership 1. Матрица и каналы коммуникаций школы / Matrix and communication channels of school. 2. План мероприятий по улучшению качества подготовки выпускников / Plan for improving the quality of graduates. 3. Взаимодействие школы с организациями-партнерами / School interaction with partner organizations. 4. Договора с социальными партнерами / Agreements with social partners
Ячество процесса организации процесса социализации в образовательной организации представлено в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Качество процесса организации процесса социализации в школе / Quality of the organization process
of the socialization process at school
Показатели / Indicators Пояснения к показателю I Explanation to the indicator
Управление процессом социализации в образовательной организации / Managing the process of socialization in an educational organization ^стема управления процессом социализации: / Management system of the socialization process: 1) миссия школы / school mission; 2) концепция CMK / QMS concept; 3) обоснование программы CMK / justification of the QMS program; 4) реализация программы CMK / implementation of the QMS program; 5) управление процессами социализации / management of socialization processes. 2. Cхема управления школой: / School management scheme: 1) схема управления школой на уровне руководства на основе применения CMK / school-level management scheme based on the use of the QMS; 2) схема управления учебным процессом / teaching management scheme; 3) схема управления воспитательным процессом / educational process management scheme; 4) схема управления качеством образования на уровне английской школы / English school education quality management scheme; 5) схема звеньев процесса управления / management process diagram; 6) реестр типовых процессов и видов деятельности оУ / Register of typical processes and types of activities of the EI; 7) спецификация учебного процесса / learning process specification; 8) спецификация научно-методического процесса / specification of scientific and methodical process 9) параметры CMK / QMS parameters; 10) свойства аудита / audit properties; 11) описание отчетов CMK / description of QMS reports; 12) критерии и показатели оценки CMK школы / criteria and indicators for assessing school QMS; 13) формы повышения квалификации / advanced training forms; 14) протоколы педсоветов по вопросам социализации / records of socialization teachers' councils; 15) протоколы совещаний по вопросам социализации / records of socialization meetings; 16) формы контроля за процессом социализации / forms of control over the socialization process; 17) документация специалистов по вопросам социализации / documentation of socialization specialists
Окончание табл. 2
Показатели / Indicators Пояснения к показателю / Explanation to the indicator
Уровень организации внеурочной деятельности учащихся / Level of students extracurricular activities organization Программы внеурочной деятельности по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) / Programs of extracurricular activities in fields (sports and fitness, spiritual and moral, social, general intellectual, general cultural) Уровень достижений детей по направлениям / Level of children's achievements in fields
Деятельность детской организации / Children's organization activities Модели детских организаций / Models of children's organizations Программы детских организации / Programs of children's organizations Результаты деятельности детских организаций / Results of children organizations' activity
Деятельность ученического самоуправления / Student self-government activities Модель системы ученического самоуправления / Model system of student self-government План работы ученического самоуправлении / Student self-government work plan Отчеты по работе ученического самоуправления / Reports on the work of student self-government
Инновационная деятельность в процессе социализации / Innovative activities in socialization process Программа стажировочной площадки 2011-2012 гг. / Program of the internship site 2011-2012 Программа стажировочной площадки 2012-2013 гг. / Program of the internship site 2012-2013 Программа стажировочной площадки 2013-2015 гг. / Program of the internship site 2013-2015 Программы с социальными партнерами / Programs with social partners Публикации / Publications
Качество результатов организации процесса социализации в образовательной организации представлено в табл. 3.
Таблица 3 / Table 3
Качество результатов организации процесса социализации в школе / Quality of the results of school
socialization process organization
Показатели / Indicators Пояснения к показателю / Explanation of the indicator
Результаты мониторинга / Monitoring results 1. Мониторинг удовлетворенности учителей состоянием СМК школы / Monitoring of teachers satisfaction with the school's QMS. 2. Мониторинг второй ступени обучения / Monitoring of the second stage of training. 3. Мониторинг третьей ступени обучения / Monitoring of the third stage of training
0собенностями модели МК0П, связанными с регулированием межкультурного взаимодействия, является то, что она относится к особому типу открытых антро-посоциокультурных систем, что, по словам М. С. Кагана, дает ей возможность влиять на функционирование системы культурным характером деятельности [6. С. 218]. Данную модель также отличает многосубъ-ектность ее структурного состава, в рамках
которого различные элементы выполняют функцию управления, параметры которых определяют ситуативные процессы, влияющие на формирование ценностей, а также выбор конкретных технологий, управляющих практической работой модели. В рамках представленной модели гибкость и адаптивность межкультурного образовательного пространства могут быть достигнуты в случаях, когда управляющий субъект,
которым могут быть государство, общество, социальные группы, руководители различного уровня, наделяется возможностью осуществления выбора методик влияния и определения арсенала, элементами которого являются управленческие технологии и технологический инструментарий, используемые на практике. Высокая динамичная устойчивость ядра МКОП достигается вводом огромного числа количественных и качественных характеристик, введением критериев оценки эффективности модели [9].
Управление моделью МКОП имеет практическое значение, так как создает возможность не только влиять на уровень взаимодействия его субъектов, но и на само пространство как с позиции политики содержания образования, так и самих субъектов в смысле лингвистической семантики — языкового образования. Педагогическое обеспечение участников образовательных отношений является важным условием воздействия на личность ребенка, в процессе которого осуществляется процесс социализации — развитие человека средствами современного образования, связанное с определением дальнейших перспектив развития [4].
Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства, является развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры как бесконечного мира возможных перевоплощений. В межкультурном общении создаются новые точки роста, вырабатывается новая система ценностей, новые формы взаимодействия в пространстве. Как показывает анализ данной модели, для эффективного управления межкультурным образовательным пространством необходима концентрация внимания на аспектах, связанных с региональными особенностями, практиками, технологиями межкультурного взаимодействия и выработанных различными субъектами.
Результатом взаимодействия выступает воспроизводство МКОП носителями разных культур. Согласно В. С. Библеру [2],
в общении на основе произведения мир создается заново, «впервые» с одной стороны. С другой — этот мир выводит коммуникантов за рамки модели МКОП, поскольку ориентирован на успешность коммуникации с использованием разнообразного инструментария культуры. Организаторам МКОП необходимы знания, интуиция наряду с имеющимися законами и правилами, зачастую нерелевантными для конкретной ситуации. Процесс коммуникации имеет пространственно-временные рамки и является процедурой сотворчества, открытием новых смыслов. Следовательно, технологии формирования МКОП требуют постоянного обновления, так как являются фактором (стимулятором) трансформации ценностей и смыслов.
Выводы: 1. Глобальные изменения мирового культурного пространства приводят к осознанию того, что человек должен быть готовым к построению диалога с представителями других культур в условиях интенсивных культурных трансформаций. Поэтому у учащихся появляется необходимость формирования навыков и умений межкультурной ориентации, что становится фактором общественной интеграции и стабилизации. Ведущая роль при этом принадлежит функции, направленной на обеспечение коммуникации и интеграции учащихся в рамках системы общего образования, которое становится системой межкультурного образования, способной обеспечить подготовку каждого субъекта образования.
2. Важной задачей межкультурного образовательного пространства является социализация личности, которая проявляется как способность определять границы между интерсубъективным жизненным миром человека и другими жизненными мирами. Результатом выполнения этой задачи должно стать возникновение синер-гетического эффекта, сопровождающегося выходом особой энергийности, рождением новых значений, реализацией готовности к сотрудничеству, взаимному узнаванию, смягчению позиций, соединению различных ориентаций, взаимопониманию и взаимоуважению.
3. Итогом применения методик, основанных на технологиях межкультурного образовательного пространства, является развитие личности учащегося, который приобретает качества потенциально особой, неповторимой культуры как бесконечного мира возможных перевоплощений. Для эффективного управления межкультурным образовательным пространством необходима концентрация внимания на аспектах, связанных с региональными особенностями, практиками, технологиями межкультурного взаимодействия и выра-
Список литературы_
ботанных различными субъектами. Результатом взаимодействия выступает воспроизводство МКОП носителями разных культур, которым необходимы знания, интуиция наряду с имеющимися законами и правилами. Процесс коммуникации имеет пространственно-временные рамки и является процедурой сотворчества, открытием новых смыслов. Следовательно, технологии формирования МКОП нуждаются в постоянном обновлении, так как являются фактором (стимулятором) трансформации ценностей и смыслов.
1. Астафьева О. Н. Моделирование межкультурного диалогового пространства в культурной политике: возможности и ограничения // Глобальный научный потенциал. 2015. № 9. С. 49—58.
2. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
3. Бушуева Е. С., Жуков А. В. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования. Вып. 1. Нерчинская Успенская церковь: архитектура и внутреннее убранство начала XVIII века (к 300-летию со дня окончания строительства и освещения). Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.
4. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник ЧитГУ. 2010. № 3. С. 27-33.
5. Жуков А. В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности / / Вестник ЧитГУ. 2010. № 2. С. 129-136.
6. Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс / / Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности / под ред. О. Н. Астафьевой. М.: Прогресс-традиция, 2003. С. 212-227.
7. План действий по проведению Международного десятилетия сближения культур 2013-2022 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unesdoc.unesco.org/images/0022/002266/226664r. pdf (дата обращения: 30.07.2018).
8. Романова Н. П. Социальное неравенство: методологический аспект // Вестник Читинского гос. ун-та. 2008. № 4. С. 140-152.
9. Романова Н. П., Леконцева К. В. Трансграничный регион: эволюция теоретико-методологических подходов // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 6. С. 95-105.
10. Стаффорд Б. Наука управления. М.: ЛКИ, 2007. 120 с.
References_
1. Astafieva O. N. Globalny nauchny potentsial (Global Scientific Potential), 2015, no. 9, pp. 49-58.
2. Bibler V. S. Ot naukoucheniya - k logike kultury: dva filosofskih vvedeniya v dvadtsat pervy vek (From science to the logic of culture: two philosophical introductions into the twenty-first century). Moscow: Politizdat, 1990.413 p.
3. Bushueva E. S., Zhukov A. V. Sotsiokulturnaya sreda Zabaykaliya: spetsifika formirovaniya. Vyp. 1. Nerchinskaya Uspenskaya tserkov: arhitektura i vnutrennee ubranstvo nachala XVIII veka (k 300-letiyu so dnya okonchaniya stroitelstva i osveshcheniya (Socio-cultural environment of Transbaikalia: specific of formation. Issue 1. Nerchinsk Assumption Church: architecture and interior at the beginning of the XVIII century (to the 300th anniversary of the end of construction and blessing)). Chita: ZabGU, 2012. 170 p.
4. Zhukov A. V. Vestnik ChitGU (Bulletin of ChitSU), 2010, no. 3, pp. 27-33.
5. Zhukov A. V. Vestnik ChitGU (Bulletin of ChitSU), 2010, no. 2, pp. 129-136.
6. Kagan M. S. Sinergeticheskaya paradigma: chelovek i obshchestvo v usloviyah nestabilnosti (Synergetic Paradigm: man and society in the conditions of instability); ed. O. N. Astafyeva. Moscow: Progress-tradition, 2003. рp. 212-227.
7. Plan deystviy po provedeniyu Mezhdunarodnogo desyatiletiya sblizheniya kultur 2013—2022 gg. (Action plan of the International Decade for the rapprochement of cultures 2013—2022). Available at: http://www. unesdoc.unesco.org/images/0022/002266/226664r.pdf (Date of access: 30.07.2018).
8. Romanova N. P. Vestnik Chitinskogo gos. un-ta (Bulletin of the Chita State University), 2008, no. 4, pp. 140-152.
9. Romanova N. P., Lekontseva K. V. Vestnik Chitinskogo gos. un-ta (Bulletin of the Chita State University), 2013, no. 6, pp. 95-105.
10. Stafford B. Nauka upravleniya (Science Management). Moscow: LCI, 2007. 120 p.
Коротко об авторах_
Никонов Руслан Викторович, канд. пед. наук, директор, средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка, г. Чита, Россия. Область научных интересов: проблемы и перспективы развития инновационного менеджмента межкультурного образования в образовательных организациях [email protected]
Жукова Алена Алексеевна, канд. филос. наук, ст. науч. сотрудник, научно-образовательный музейный центр, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: религиоведение, этнография, антропология, краеведение, музееведение, история и культура народов Забайкалья kazarbina_a@mail. ru
Романова Илона Валерьевна, д-р социол. наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации [email protected]
Briefly about the authors_
Ruslan Nikonov, candidate of pedagogical sciences, director, secondary school № 49 with in-depth study of the English language, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: problems and prospects for the development of innovative management of intercultural education in educational organizations
Alena Zhukova, candidate of philosophical sciences, senior researcher, Science Museum Center, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: religion study, ethnography, anthropology, study of local lore, museum study, history and culture of people in Transbaikalia
Ilona Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Social and Legal Disciplines department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of singleness, business communication
Образец цитирования _
Никонов P. В., Жукова А. А., Романова И. В. Особенности политики государства в межкультурном образовательном пространстве // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 25. № 1. С. 62-71. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-1-62-71.
Nikonov R., Zhukova A., Romanova I. Peculiarities of the state policy in the intercultural educational framework // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 1, pp. 62-71. DOI: 10.21209/2227-9245-201925-1-62-71.
Статья поступила в редакцию: 23.10.2018 г. Статья принята к публикации: 31.12.2018 г.