Научная статья на тему 'Создание межкультурного пространства школы и управление его развитием'

Создание межкультурного пространства школы и управление его развитием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СОЗДАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ЯЗЫКОВАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ / ОБЛАСТЬ / СФЕРА / УРОВЕНЬ / INTERCULTURAL SPACE / MANAGEMENT / CREATION / EDUCATIONAL / BILINGUAL SCHOOL / DEVELOPMENT / AREA / SPHERE / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

В статье рассматривается идея создания образовательного пространства школы. Межкультурное пространство языковой школы проект, направленный на позиционирование школы обществу. Развитие межкультурного пространства связано с опытом коммуникативных практик в гуманитарном пространстве школы. В результате этого строится модель межкультурного пространства школы, имеющая области, сферы и уровни управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating Intercultural School Space and Managing Its Development

The article considers the idea of creating educational school space. The intercultural space of a bilingual school is a project focused on school positioning to society. The development of intercultural space is connected with the experience of communicative practices in humanitarian school space. Intercultural school space is presented as a model with its areas, spheres and levels of management.

Текст научной работы на тему «Создание межкультурного пространства школы и управление его развитием»

УДК 371 ББК Ч721.4

Р. В. Никонов г. Чита, Россия

Создание межкультурного пространства школы и управление его развитием

В статье рассматривается идея создания образовательного пространства школы. Межкультурное пространство языковой школы - проект, направленный на позиционирование школы обществу. Развитие межкультурного пространства связано с опытом коммуникативных практик в гуманитарном пространстве школы. В результате этого строится модель межкультурного пространства школы, имеющая области, сферы и уровни управления.

Ключевые слова: межкультурное пространство, управление, создание, образовательный, языковая школа, развитие, область, сфера, уровень.

R. V. Nikonov Chita, Russia

Creating Intercultural School Space and Managing Its Development

The article considers the idea of creating educational school space. The intercultural space of a bilingual school is a project focused on school positioning to society. The development of intercultural space is connected with the experience of communicative practices in humanitarian school space. Intercultural school space is presented as a model with its areas, spheres and levels of management.

Keywords: intercultural space, management, creation, educational, bilingual school, development, area, sphere, level.

Современная ситуация определила необходимость думать и действовать «поверх традиционных границ»: политических, экономических, социальных. Данную ситуацию можно интерпретировать следующим образом: руководствуясь новыми федеральными законами, школа сегодня достаточно самостоятельна для принятия решений, направленных на повышение своей привлекательности, уникальности и открытости. Для этого каждая школа должна определить своё образовательное пространство, выстраивать управление им, прогнозировать результат образования своих выпускников и степень своего влияния на общество.

Современная школа должна быть открытой, публичной и заключать своё участие в жизни гражданского общества, города, страны, мира, во взаимодействии с окружающим её культурным многообразием. Отсюда возникает необходимость позиционировать школу через различные программы, обеспечивающие реализацию инициатив, поддерживающих её межкультурный диалог. Межкультурный диалог - основа концепции публичной политики школы. В этот диалог входят программы по вопросам образования и обучения, культуры, молодёжи и гражданского общества, международных связей. Многовекторная страте-

гия межкультурного диалога должна быть направлена на поддержку межкультурных знаний как надежной основы будущего развития.

В современной ситуации актуальность развития языковой школы обусловлена необходимостью выработки новых концептуальных основ осуществления, интерпретации и прогнозирования взаимодействия участников школы в контексте межкультурного пространства. Основными направлениями взаимодействия участников меж-культурного пространства являются:

- практика экономического и политического взаимодействия России и англоговорящих стран на новом этапе развития глобального сообщества, не только требующая специфического осмысления сложных и неоднозначных социокультурных, социально-политических и социально-экономических реалий и процессов, но и предполагающая поиск соответствующих времени новых форм и стратегий коммуникации;

- высокие темпы экономического, политического и социокультурного развития европейских стран и усиление их экономического и политического влияния на международной арене;

- усиление экономических и политических позиций России и Европы в условиях современ-

96

© Р. В. Никонов, 2011

ного глобального финансово-экономического кризиса, возникновение новых антикризисных форм включения международного диалога в мировой полилог, совместный поиск эффективных инноваций в области политического, военного, экономического и культурного взаимодействия, а также выработка новых сценариев формирования имиджа межкультурного диалога для стран и сообществ, включённых в сферу общих стратегических интересов Российской Федерации.

Наряду с этим актуальность развития меж-культурного пространства школы связана с развитием современных коммуникативных практик в пространстве российского межкультурного взаимодействия и обусловлена развитием коммуникативно-образовательного базиса гуманитарного пространства языковой школы. В этой деятельности выражается актуальная потребность школы в укреплении своих политических, экономических и культурных позиций. Для этого необходимо формирование единого гуманитарного пространства в школе, которое располагается в качественно новой системе координат, заданной развивающимся лингворегиональным и межкультурным дискурсом школы. Разработка концептуальных основ выгодных для развития образования школы лингворегиональных и межкультурных стратегий и технологий, эффективных и перспективных тактик и механизмов коммуникации в рамках межкультур-ного пространства школы - одна из важных стратегических задач отечественной гуманитарной науки, имеющая не только теоретическое, но и практическое значение. Исследование современных коммуникативных практик в пространстве межкультурного взаимодействия представляется актуальным и в связи с разработкой концепции инновационно-образовательной программы школы «Образование нового качества в межкультур-ном пространстве школы». Исследование современных коммуникативных практик в пространстве межкультурного взаимодействия позволит создать научно-теоретическую базу для осмысления динамики и перспектив развития процессов взаимодействия; разработать методологические принципы и модели эффективного диалога школы и её межкультурного пространства.

Разработка современных концептуальных основ экономического, политического, регионального и межкультурного взаимодействия такими учёными, как Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, А. Я. Данилюк, С. В. Кульневич, предполагает наличие и развитие определённым образом структурированного медийного, образовательного, лин-

гвокультурного и межкультурного пространства, позволяющего осуществлять коммуникацию на новом технологическом уровне. Формирование качественно нового дискурса школы начала ХХ1 в. является одной из важных стратегических задач развития образования.

Анализ научной литературы по проблеме межкультурного пространства школы (И. А. Колесникова, Б. Г. Корнетов, И. Е. Видт, Н. Б. Крылова) позволил нам уточнить содержание понятия «межкультурное пространство», которое, с нашей точки зрения, должно включать следующие существенные признаки: пространственно-временное поле функционирования и развития системы образования как открытой и активной социальной сферы межкультурного взаимодействия, в которой действует своя идеология формирования личности с учётом условий внешней среды (природноклиматические, демографические, экологические, социально-экономические, политические и др.), потребностей социальных заказчиков (в том числе самой личности); реализуется комплекс образовательных услуг как учреждениями образования, так и другими учреждениями, организациями, обладающими образовательно-воспитательно-развивающим потенциалом.

Таким образом, межкультурное пространство образовательной школы представляет собой систему областей взаимодействия (в том числе отношений) учебной деятельности и межкультур-ных связей, которые, интегрируя, дополняют друг друга.

Вышесказанное позволило нам разработать структурно-функциональную модель межкультурного пространства общеобразовательной школы, представленную на рис. 1. В данной модели исследуемое пространство изображено в виде объемной пирамиды, основание которой представляет собой равносторонний треугольник, разделённый на три области, а именно область взаимодействия (1), область учебной деятельности (2) и область межкультурных связей (3), каждая из которых выполняет соответствующие функции (коммуникативную, образовательную и интеркультурную), изображённые в углах треугольника простыми стрелками.

Каждая из указанных областей имеет соответствующие сферы управления (обозначены в модели стрелками, обращёнными к сторонам треугольника), среди которых мы выделяем: сферу учебных коммуникаций (на стыке областей взаимодействия - 1 и учебной деятельности - 2); сферу международного учебного сотрудничества (на

стыке областей учебной деятельности - 2 и меж-культурных связей - 3); сферу межличностного взаимодействия (на стыке областей межкультур-ных связей - 3 и взаимодействия -1).

фазы организации пространства.

I »ечалыея

II ор анимационная

III оптиьызации

О - фермы у правления ,< • сферы управления У» - функции

развитие пространства

1.2,3 - области О - субъекты

Рис. 1. Структурно-функциональная модель межкультурного пространства общеобразовательной школы

Каждая из областей межкультурного пространства общеобразовательной школы специфически ориентирована и характеризуется определённой формой управления (прорисованы в модели маленькими сферами в углах треугольника, которые окружены стрелками, условно обозначающими ориентации).

Так, область взаимодействия ориентирована на формирование и развитие коммуникативных способностей личности обучающихся, Следовательно, наиболее оптимальной формой управления является опосредствованная форма управления (система «ребёнок-родитель-учитель»).

Область учебной деятельности ориентирована на получение ребёнком языкового образова-

ния, и наиболее приемлемой формой управления в данном случае выступает непосредственное управление (системы «учитель-ребёнок» «родитель-ребёнок»).

Область межкультурных связей ориентирована на осознание ребёнком целесообразности получения языкового образования, то есть обеспечить мотивацию личности к данному процессу. В этой связи наиболее оптимальной формой управления будет сочетание непосредственного управления в системе «родитель-ребёнок» и самоуправления.

Организация межкультурного пространства общеобразовательной школы, обозначенная восходящими стрелками в середине модели, проходит несколько фаз, связанных с системой менеджмента качества. Первая фаза (I) обозначена нами как пропедевтическая и характеризуется тем, что в межкультурное пространство общеобразовательной школы начинает экстраполироваться система менеджмента качества на уровне формирования его концепции в конкретном учебном заведении.

Вторую фазу (II) мы обозначили субъектной, поскольку она характеризовалась подготовкой учителей и родителей как участников межкультурного пространства общеобразовательной школы, что было связано с повышением квалификации учителей в области менеджмента качества и разъяснения его концепции родителям как заинтересованным лицам.

Третья фаза (III) названа нами процессной, поскольку в межкультурном пространстве общеобразовательной школы система менеджмента качества выходит на уровень так называемого процессного подхода, управление школой в целом дифференцируется на управление конкретными процессами, протекающими в данном пространстве, что в идеале может привести к оптимуму системы, характеризующемуся наибольшими результатами при наименьших затратах (как материальных, так и личностных).

Благодаря Болонскому процессу мировое сообщество объединяется на всех направлениях развития культуры, в области политики, права, экономики, связи, медицины и, конечно, образования. Равноправное международное сотрудничество и взаимные обмены в области образования, регулируемые совместно странами при содействии компетентных международных организаций, способствуют сближению, взаимному обогащению культур и лучшему взаимопониманию народов. Поощрение и поддержка, в том числе финансовая,

международной мобильности учащихся и преподавателей призвана стать важным постоянным элементом этого сотрудничества. Процессы международной интеграции и создания мультикуль-турного общества в глобальном масштабе набирают всё большие обороты: в первую очередь, в области экономики, образования, обмена культурными ценностями. Всё более открытой, поликуль-турной становится среда языковых школ, и наши образовательные инициативы не могут не учитывать этот интегрирующий фактор гуманитарного образования. Применительно к образовательным программам МОУ СОШ № 49 со свойственными ему развитыми формами внутришкольной мобильности, международной открытостью образовательных программ этот фактор становится одним из решающих. Поэтому на первый план выходит решение задачи - самоопределение человека в межкультурном пространстве.

В соответствии с вышесказанным формируется социум МОУ СОШ № 49, учитывающий специфику языковой школы и ожидающий получения современного академического образования.

Образовательная среда нашей школы - место встречи и интенсивного взаимопроникновения различных культур. Развитие и воспитание личности в современных условиях взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур носит интегративный характер и может рассматриваться как процесс осознания и укрепления духовнонравственного потенциала своего народа.

Наиболее сильное влияние на процесс самоопределения личности оказывают традиции народа, его культурно-творческая среда, возможности которой активно применяются в практике современного воспитания. Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение человека неразрывно связано с определением в культуре,

нахождением нравственных позиций и ценностей, определяющих характер его взаимоотношений с обществом.

Концептуальной основой образования в нашей школе является взаимопроникновение педагогики и культуры. В связи с этим нам представляется важным применять некоторые подходы и педагогические возможности развития коммуникативных навыков личности как основы самоопределения человека в межкультурном пространстве.

Наше представление об эффективном самоопределении человека в межкультурном пространстве основано на умении вступать в коммуникативные отношения, то есть «опосредоваться» через освоение культурных форм общения, погружаясь в культурно-творческую среду, обращаясь как к народной культуре, так и к культуре англофранкоговорящих стран.

Взаимопроникновение культур, языковое взаимообогащение, этно-экономическая и социально-гуманитарная толерантность обеспечивает внутри- и межрегиональную социальную миграцию выпускников нашей школы. С этой целью проводится лингвокультурный мониторинг школьного образования, где школа инициирует и поддерживает инициативы государственного и международного уровня; на её базе проходят встречи разных культур, поэтому школа всегда являлась местом межкультурных встреч.

Таким образом, создание межкультурного пространства школы и управление им - проект, имеющий цель развития школьного сообщества, способствующую межкультурной интеграции выпускников школы в различные сообщества. Данное пространство имеет свою философию и политику, обеспечивающую конструктивное взаимодействие между индивидами и группами различного происхождения, разных культур и разных поколений.

Рукопись поступила в редакцию 17.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.