Научная статья на тему 'Программно-дидактическое обеспечение современного иноязычного и межкультурного образования: становление научной школы'

Программно-дидактическое обеспечение современного иноязычного и межкультурного образования: становление научной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / FOREIGN LANGUAGE AND INTERCULTURAL EDUCATION / SCIENTIFIC SCHOOL / PROGRAM-DIDACTIC FOUNDATIONS / MASTER'S PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утехина Алла Николаевна

В статье рассматриваются результаты научно-исследовательской деятельности научной школы Института языка и литературы Удмуртского государственного университета «Иноязычное и межкультурное образование» как основополагающий фактор разработки магистерской программы «Дидактика межкультурной коммуникации». В настоящее время требуется особое внимание со стороны общества к вопросам межнационального мира и духовного единства России. Необходимым условием достижения данной цели является создание эффективных образовательных практик по межкультурному обучению и воспитанию подрастающего поколения, а также продуктивное использование наукоемких и практико-ориентированных технологий в поликультурной образовательной среде. В этом актуальность рассматриваемого вопроса в данной статье. Цель статьи показать динамику развития научной школы в области иноязычного и межкультурного образования, направленного на выявление сходств и различий между нациями, осознание которых может стать ресурсом межнационального мира. Описаны основные направления научно-исследовательской деятельности научной школы с конкретизацией защищенных диссертаций, опубликованных монографий, образовательных программ, учебных пособий. Определены методологические подходы к разработке программно-дидактического обеспечения современного иноязычного и межкультурного образования, акцентированы критерии отбора культуроведчески ценного содержания обучения учащихся разных возрастных групп. На основе общедидактических принципов выделены частнометодические принципы подготовки обучаемых, прежде всего студентов, описаны обоснованные и апробированные наукоемкие и практикоориентированные педагогические технологии (среди них информационно-стратегические и синергетические). Выделены компетенции и методики диагностирования динамики сформированности компетенций изучающих иностранные языки на разных этапах обучения. Определены виды профессиональной деятельности, которыми овладевают магистры, обучаясь по предлагаемой программе, и перспективы совершенствования профессиональной подготовки современного специалиста по межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF CONTEMPORARY FOREIGN LANGUAGE AND INTERCULTURAL EDUCATION: SCIENTIFIC SCHOOL FORMATION

The article deals with the results of research activities of the scientific school (Institute of Language and Literature, Udmurt State University) “Foreign language and intercultural education” as a fundamental factor of developing the master program “Didactics of intercultural communication.” Currently, the interethnic peace and spiritual unity of Russia requires special attention from the society. A necessary condition is the creation of effective educational practices for younger generation's intercultural learning and education, as well as the productive use of knowledge-based and practice-oriented technologies in a multicultural educational environment. The novelty of the research lies in the issues mentioned above. The purpose of the article is to show the dynamics of the scientific theory development in the field of foreign language and intercultural education aimed at understanding differences between nations, which can become a resource in the international world. The main theoretical issues of the scientific school research activities specifying master's theses, monographs, educational programs, textbooks are described in the article. The methodological approaches for developing program-didactic foundations of modern foreign language and intercultural education are defined, the criteria for selecting culturally valuable content of teaching students belonging to different age groups are emphasized. On the basis of general didactic principles the author identifies the particular methodological principles for training students. Tested knowledge-intensive and practice-oriented pedagogical technologies (information-strategic and synergetic technologies including) are described in the text. The competences and methods for diagnosing dynamics of foreign language learners' competences formation at different stages of training have been defined. The types of professional activity, gained by the masters, studying according to the proposed program, and the prospects of improving professional training for modern specialists in intercultural communication are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Программно-дидактическое обеспечение современного иноязычного и межкультурного образования: становление научной школы»

7. Mazunova, L. K., Gubaydullin, M. I. The Ontology of Talent in Children: Monograph. Ufa, 2017, 152 p.

8. Maklakov, A. G. General Psychology: College Textbook. Saint-Petersburg, 2008, 583 p.

9. Ozhegov, S. I. Dictionary of the Russian Language. Moscow, 2004, 900 p.

10. Savenkov, A. I. The Psychology of Talent in Children. Moscow, 2010, 400 p.

11. Savelyev, S. V. Cerebral Sorting. Moscow, 2016, 232 p.

12. Elkonin, D. B. Child Psychology. Moscow, 2005, 384 p.

13. Renzulli, J. S. The Three-Ring Conception of Giftedness: A Developmental Model for Creative Productivity, edited by R. J. Sternberg, J. E. Davidson. New York: Cambridge University Press, 2008, 490 p.

УДК 37.026:81'1

Утехина А. Н.

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО И МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются результаты научно-исследовательской деятельности научной школы Института языка и литературы Удмуртского государственного университета «Иноязычное и межкультурное образование» как основополагающий фактор разработки магистерской программы «Дидактика межкультурной коммуникации».

В настоящее время требуется особое внимание со стороны общества к вопросам межнационального мира и духовного единства России. Необходимым условием достижения данной цели является создание эффективных образовательных практик по межкультурному обучению и воспитанию подрастающего поколения, а также продуктивное использование наукоемких и практико-ориентированных технологий в поликультурной образовательной среде. В этом актуальность рассматриваемого вопроса в данной статье.

Цель статьи - показать динамику развития научной школы в области иноязычного и межкультурного образования, направленного на выявление сходств и различий между нациями, осознание которых может стать ресурсом межнационального мира.

Описаны основные направления научно-исследовательской деятельности научной школы с конкретизацией защищенных диссертаций, опубликованных монографий, образовательных программ, учебных пособий. Определены методологические подходы к разработке программно-дидактического обеспечения современного иноязычного и межкультурного образования, акцентированы критерии отбора культуроведчески ценного содержания обучения учащихся разных возрастных групп. На основе общедидактических принципов выделены частнометодические принципы подготовки обучаемых, прежде всего студентов, описаны обоснованные и апробированные наукоемкие и практикоориентированные педагогические технологии (среди них информационно-стратегические и синергетические). Выделены компетенции и методики диагностирования динамики сформированности компетенций изучающих иностранные языки на разных этапах обучения. Определены виды профессиональной деятельности, которыми овладевают магистры, обучаясь по предлагаемой программе, и перспективы совершенствования профессиональной подготовки современного специалиста по межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: иноязычное и межкультурное образование, научная школа, программно-дидактическое обеспечение, магистерская программа.

Сведения об авторе: Утехина Алла Николаевна, доктор пед. наук, профессор, Институт языка и литературы, Удмуртский государственный университет (г. Ижевск); e-mail: utehina1@rambler.ru.

Введение

Каждый очередной этап развития общества требует новых подходов к переосмыслению научно-педагогического знания. Начало XXI в. способствовало переосмыслению образовательной деятельности большинства стран. Современное образование приобретает глобальный, общемировой характер. Высшее профессиональное образование становится все более открытым для межкультурного взаимодействия. В связи с этим актуализируются проблемы повышения качества иноязычного образования, в частности: обобщение имеющегося теоретического и практического дидактического материала, выработка новых более современных методологических оснований, которые обеспечат определение педагогических условий для органичного включения нового педагогического знания в контекст существующего, и, наконец, философско-методологическое осмысление образовательного процесса позволит по-новому взглянуть на перспективы российского образования.

Мировая языковая педагогика предлагает богатейшую палитру основ межкультурного образования на философско-методологическом, общетеоретическом и научно-методическом уровнях. В Институте языка и литературы Удмуртского государственного университета сформировалась научная школа развития теоретико-практических основ дидактики межкультурной коммуникации, свидетельствующих о новизне подхода к рассматриваемой проблематике (1 докторская и 20 кандидатских диссертаций, защищенных в диссертационных советах российских вузов гг. Ижевска, Москвы, Белгорода, Екатеринбурга, Челябинска).

Целью статьи является представление динамики развития научной школы в области иноязычного и межкультурного образования, направленной на выявление сходств и различий между нациями, осознание которых может стать ресурсом межнационального мира.

1. Направления исследовательской деятельности научной школы (рук. д-р пед. наук, профессор А. Н. Утехина).

Научные исследования в нашей школе идут в трех направлениях (названия работ представлены в хронологическом порядке):

1) Разработка теоретико-методологического, социально-педагогического и научно-методического обеспечения раннего языкового и межкультурного образования (предшкольная и младшая школьная ступени) - это докторская диссертация «Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования» (А. Н. Утехина, Ижевск, 2000) и кандидатские диссертации: «Построение дидактического пространства в условиях образовательной ситуации (на материале дошкольного образования)» (Т. И. Белова, Белгород, 1999), «Обучение детей дошкольного возраста лексике удмуртского языка как неродного на этнокультуроведческом материале» (Р. А. Кузнецова, Москва, 2002), «Педагогические условия формирования дидактической культуры учителя начальной школы» (Т. В. Попова, Ижевск, 2002), «Межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе (на примере обучения иностранному языку)» (Н. Н. Ажмякова, Ижевск, 2003), «Формирование базовой культуры учащихся начальной школы в образовательной деятельности» (О. А. Замятина, Ижевск, 2006), «Педагогическое сопровождение развития умений работы с письменным текстом у младших школьников» (Т. С. Ходырева, Челябинск, 2010).

2) Теоретическое обоснование основных положений программно-дидактического обеспечения иноязычного и межкультурного профессионально-ориентированного образования. Определение основ моделирования культурно-образовательного пространства как специфического взаимодействия пространства обучения языку и культуре, в основе которого культурно-ориентированное, интеллектуальное, политическое, социально-нравственное воспитание и обучение: «Педагогические условия формирования у студентов умений учебно-творческой деятельности» (Н. В. Маханькова , Ижевск, 2001), «Культуроведчески-ориентированная интерпретация иноязычных художественных текстов в профессиональном языковом образовании» (О. Н. Голубкова, Екатеринбург, 2003), «Обучение ритмико-интонационной выразительности речи в профессиональной языковой подготовке»

(Н. Ю. Милютинская, Екатеринбург, 2004), «Формирование филологической культуры студентов в образовательной деятельности» (И. В. Стрелкова, Ижевск, 2004), «Формирование познавательно-практической самостоятельности в профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей» (Е. В. Тарабаева, Ижевск, 2005), «Формирование умений учебного взаимодействия у студентов в образовательной деятельности» (Н. Е. Брим, Ижевск, 2007), «Формирование политической культуры студентов -будущих педагогов в образовательной деятельности» (С. Ю. Трофимов, Ижевск, 2007), «Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности студентами бакалавриата направления «Филология» (М. А. Бекк, Ижевск, 2011).

3) Разработка, обоснование, внедрение инновационных технологий межкультурного обучения и воспитания молодежи: «Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза» (Г. Е. Поторочина, Ижевск, 2001), «Обучение студентов педагогического вуза речевому этикету как компоненту иноязычной культуры (на материале английского языка)» (Л. В. Филиппова, Екатеринбург, 2002), «Формирование готовности студентов к межкультурному взаимодействию в образовательной деятельности» (Е. В. Тройникова, Ижевск, 2005), «Формирование личности студента как субъекта диалога культур в образовательной деятельности» (Л. И. Хасанова, Ижевск, 2006), «Педагогическая поддержка как условие преодоления студентами затруднений в межкультурном взаимодействии (на материале занятий по иностранному языку в вузе)» (О. К. Козлитина (Бакловская), Ижевск, 2010), «Формирование межкультурной компетенции старшеклассников на основе лингвокультуроведческих материалов» (Ю. Ю. Коротких, Ижевск, 2010).

Таким образом, в диссертационных исследованиях представлен широкий спектр вопросов: от дошкольного до послевузовского межкультурного образования и воспитания.

2. Исследовательская деятельность научной школы

Научная школа формировалась в рамках научно-образовательного центра (НОЦ) «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве» УдГУ (дир. проф. Т. И. Зеленина), в рамках которого проводятся научные семинары, конференции, форумы и осуществляется апробация научных идей в системе непрерывного иноязычного образования: в основном (бакалавриат и магистратура) и дополнительном (Детская школа раннего языкового развития «Лингва», существующая при УдГУ с 1990 г., курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

В научной школе действует методологический семинар «Инновационное развитие общества и педагогической науки», где обсуждаются доклады о приоритетах отечественного образования в контексте инновационного развития: теоретико-методологические основы инновационных процессов в профессиональном образовании, самостоятельная научно-исследовательская деятельность бакалавров и магистрантов, технологии проектирования образовательных программ и др.

Внедрение инновационных идей совершенствования языкового и межкультурного образования, описанных в диссертационных исследованиях, ведется учеными - участниками нашей школы - в городах Глазов, Воткинск, Соликамск, Пермь, Стерлитамак, Севастополь, Флорида (США). Значительная часть диссертантов, сегодня кандидатов педагогических наук, проживает в Ижевске и является гордостью педагогической школы Института языка и литературы УдГУ.

Ученые нашей научной школы после защиты кандидатских диссертаций продолжают исследования: опубликованы сотни научных статей, написаны монографии, в частности: «Межкультурное воспитание младших школьников в процессе обучения иностранному языку» [Утехина, 2004], «Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики)» [Утехина, 2006], «Язык в развитии ребенка: построение дидактического пространства» [Белова, 2007], «Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании» [Утехина, 2008] - монография, ставшая лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2008 года и отмеченная дипломом Фонда развития отечественного образования (Сочи, 2009), «Раннее языковое образование

в условиях поликультурной среды (на материале удмуртского языка)» [Кузнецова, 2009], «Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика)» [Милютинская, 2011], «Межкультурная дидактика» [Утехина, 2011], «Международная конвергенция образовательных систем» [Тройникова, 2012], «Ребенок. Язык. Интеллект» [Утехина, 2017], отмеченная Дипломом победителя в конкурсе на лучшую научную книгу «Гуманитарная книга-2018» Приволжского Федерального округа в номинации «Народное образование. Педагогика».

Теоретические идеи школы на протяжении многих лет успешно апробируются и внедряются в практику. Их реализация становится возможной благодаря выстроенным концепциям, представленным в программах, например: «Интегративная программа «Лингва» [Утехина, 2000], «Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе» [Утехина, 2007], «Программа работы научного кружка «Я исследователь» [Ходырева, 2009], «Концепция проектирования мультилингвального образовательного пространства в полиэтническом регионе» [Зеленина, 2010], «Жильыртись ошмес = Журчащий родник» [Кузнецова, 2017]. Продвижению научных идей способствует разрабатываемый коллегами учебно-дидактический материал: «Культурологическая интерпретация литературы США» [Голубкова, 2005], «English Trough Cultural Understanding» [Милютинская, 2010], «Мультимедийная презентация в иноязычном образовании» [Маханькова, 2012] и мн. др. учебные пособия.

Таким образом, осуществляется тесная связь между наукой и образованием, способствуя развитию научных идей и инновационному проектированию в иноязычном образовании.

3. Научно-дидактическое обеспечение направления «Языковое и межкультурное образование»

Представленный обзор диссертационных исследований и публикаций позволяет увидеть основные достижения в развитии, обосновании и внедрении инновационных подходов к созданию научно-дидактического обеспечения современного иноязычного и межкультурного образования:

- определены основные методологические подходы к межкультурному образованию: системный, культурологический, коммуникативно-когнитивный, субъектно-дея-тельностный, компетентностный, синергетический, интеллектуально-развивающий;

- определены требования, предъявляемые к формулированию целей межкультурного обучения и воспитания - соответствие диагностически-обусловленному целеполаганию;

- определены критерии отбора культуроведчески-ценного содержания обучения, проводимого на основе теории дидактического единства содержательной и процессуальной сторон межкультурного обучения;

- выделены на основе общедидактических принципов специфические принципы отбора и дидактической организации межкультурного обучения: принцип генерализации, принцип научной целостности обеспечения внутренней логики науки, дидактической изоморфности, перспективности развития научного знания, на основе которых были выделены частнометодические принципы - культуро-сообразности, диалога культур, доминирования проблемных культуроведческих заданий, культурной вариативности;

- изучены способы учебной деятельности: когнитивные, компенсаторные, мета-когнитивные, социально-эмоциональные, интеллектуально-развивающие;

- разработаны, обоснованы и апробированы педагогические технологии, базирующиеся на интеграции диалогового и проектного методов с приемами развития критического мышления, включающие познавательно-поисковые, исследовательские, проблемные задания, культуроведческие ролевые игры и дискуссии, тренинги. Среди наиболее успешно реализуемых технологий, позволяющих овладевать куль-

туроведеческими знаниями: таксономия учебных задач Дж. Блума, способствую -щая поэтапному проникновению в текстовую информацию (понимание, осмысление, применение, анализ, синтез, оценка); технология развития критического мышления, реализуемая в работе с иноязычным текстом в алгоритме: вызов - осмысление - включение в речь - рефлексия. Формы текстовой деятельности в рамках данных технологий расширены коллегами школы за счет применения мозгового штурма, составления семантических карт, перекодирования информации, метода проектов, метода case study, представляющего потенциал имитационного моделирования и позволяющего «примерить на себя» ту или иную ситуацию межкультурного взаимодействия. Технология культуроведчески-ориентированной интерпретации текстов художественных произведений иноязычной литературы способствует выявлению лингво-культуроведческих концептов, понятий, явлений, конкретных языковых образов, которые являются базовыми для определенного национального менталитета;

- выделены в составе коммуникативной компетентности ключевые компетенции, представляющие собой совокупность личностных качеств, знаний, системы ценностей и отношений, опыта их практического применения: лингво-культуроведческая, когнитивно-познавательная, эмоционально-оценочная, субъектно-деятельностная;

- определены способы диагностирования динамики показателей межкультурной компетентности - анкетирование, тестирование, наблюдение, оценивание, парное сравнение индивидуальной, экспертной оценки и самооценки по следующим методикам: методика определения когнитивного компонента межкультурной компетентности В. А. Клюевой, опросник эмпатии В. В. Бобко, шкалы межкультурной чувствительности G. M. Chen, W. I. Starosta, методика О. П. Елисеева «Потребность в общении», опросник коммуникативного поведения англичан и русских (модифицированный опросник И. А. Стернина), опросник К. Томаса «Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации», «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, методика определения межкультурной компетенции INCA.

Результатом активной научно-исследовательской деятельности нашей научной школы явилась разработанная и функционирующая с 2015 г. магистерская программа «Дидактика межкультурной коммуникации» (рук. проф. А. Н. Утехина).

4. Теоретические и практические положения магистерской программы

Современным гарантом обеспечения межнационального мира и духовного единства России выступает специалист, способный создавать эффективные образовательные пор-граммы по межкультурному обучению и воспитанию подрастающего поколения и продуктивно использовать наукоемкие и практико-ориентированные технологии в поликультурной образовательной среде. Программа магистерской подготовки «Дидактика межкультурной коммуникации» создана в целях содействия реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и региональной образовательной политики Удмуртии, что позволит магистрантам, обучающимся по данной программе, быть востребованными специалистами как на территории республики, так и за ее пределами.

Основная цель программы «Дидактика межкультурной коммуникации» - подготовка специалиста в условиях магистратуры, владеющего теорией и практикой продуктивного межкультурного взаимодействия, способного организовать дидактическую среду соизучения языков и культур, повышая качество образовательной среды дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования, конструируя позитивное межнациональное взаимодействие в российском, зарубежном и региональном образовательных пространствах.

Подготовка компетентного специалиста в области межкультурной дидактики предполагает: повышение уровня владения иностранными языками, в программу включены: курсы на немецком и английском языках, испанский язык; овладение профессиональными компе-

тенциями в области теории и практики обучения иностранным языкам и культурам, практики обучения билингвальных детей, практики работы со вторым иностранным языком, владения компетенциями в научно-исследовательской, педагогической, проектной и управленческой деятельности.

Профессиональная деятельность магистров по направлению подготовки «Лингвистика» осуществляется в области гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультур -ной коммуникации, образования, культуры и управления.

Виды профессиональной деятельности, к которой осуществляется подготовка по программе «Дидактика межкультурной коммуникации»:

- научно-исследовательская деятельность в научных, научно-педагогических образовательных учреждениях (проведение исследований системы языка и художественной литературы (отечественной и зарубежной), народное творчество в историческом и теоретическом аспектах);

- производственно-прикладная - преподавательская, переводческая, редакторская, экспертная деятельность в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ, в области языковой, межкультурной и социокультурной коммуникации;

- проектная деятельность в культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской и коммуникативной сферах;

- организационно-управленческая деятельность в региональных центрах научных исследований, центрах культуры, в информационных центрах непрерывного образования.

Программы базовых дисциплин учебных курсов, предметов, модулей включают задания, способствующие развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Научно-исследовательская работа магистрантов является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. В предлагаемой нами магистерской программе «Дидактика межкультурной коммуникации» предусмотрено освоение современных информационных технологий в форме авторских курсов, составленных на основе результатов исследований нашей научной школы, учитывающей региональную и профессиональную специфику.

Заключение

В заключение хотелось бы обозначить перспективы подготовки специалистов по иноязычному образованию и межкультурной коммуникации:

1. Повышение методологической культуры бакалавров, магистрантов, соискателей, аспирантов, докторантов в ходе подготовки к написанию квалификационных выпускных работ в процессе обсуждения результатов исследований, глубокого анализа проблем. Приглашение на семинары ведущих специалистов из разных регионов страны, что поможет участникам школы подняться в решении проблем исследования до еще более высокого уровня.

2. Разработка актуального направления в языковой и межкультурной педагогике -проектирование интеллектуально-развивающих основ межкультурного образования, предполагающих определение исходных философско-методологических положений, ведущих конструктивных идей, концептуальной базы исследования, обеспечения логической преемственности основных звеньев исследования.

3. Ориентация на языковые и культуроведческие знания в русле гуманистических функций образования, предусматривающих использование языкового и культуро-ведческого содержания в развитии базовой культуры, интеллекта, нравственности молодого поколения.

4. Педагогическая поддержка и научное сопровождение молодых ученых в их исследовательской деятельности по избранной ими проблематике.

Научная школа «Иноязычное и межкультурное образование», родившаяся в недрах Института языка и литературы Удмуртского государственного университета на рубеже веков, развивается благодаря заинтересованности учеников школы, ставших педагогами высокой квалификации, а также многолетней поддержке руководства нашего института. Желаю ей дальнейшего процветания.

Литература:

1. Утехина А. Н., Ажмякова Н. Н. Межкультурное воспитание младших школьников в процессе обучения иностранному языку: монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2004. 158 с.

2. Утехина А. Н. Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики): монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2006. 150 с.

3. Белова Т. И. Язык в развитии ребенка: Построение дидактического пространства: монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2007. 156 с.

4. Утехина А. Н., Брим Н. Е., Голубкова О. Н. и др. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании: коллективная монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. унта, 2008. 221 с.

5. Кузнецова Р. А. Раннее языковое образование в условиях поликультурной среды (на материале удмуртского языка): монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2009. 147 с.

6. Милютинская Н. Ю., Брим Н. Е., Бекк М. А. и др. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика): монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2011. 266 с.

7. Утехина А. Н. Межкультурная дидактика: монография. М.: Флинта: Наука, 2011. 278 с.

8. Тройникова Е. В. Международная конвергенция образовательных систем: монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2012. 173 с.

9. Утехина А. Н. Ребенок. Язык. Интеллект: монография. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2017. 164 с.

10. Утехина А. Н., Зеленина Т. И. Интегративная программа «Лингва»: программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2000. 66 с.

11. Утехина А. Н., Тройникова Е. В., Хасанова Л. И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2007. 146 с.

12. Ходырева Т. С. Программа работы научного кружка «Я исследователь»: метод. пособие с учащимися младших классов гимназии. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2009. 88 с.

13. Зеленина Т. И., Утехина А. Н., Малых Л. М. и др. Концепция проектирования мульти-лингвального образовательного пространства в полиэтническом регионе: программа. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2010. 24 с.

14. Кузнецова Р. А. Жильыртись ошмес = Журчащий родник: Образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста удмуртскому языку в условиях русскоязычной среды. Ижевск: Изд-во АОУ ДПО Инст. Разв. образования, 2017. 121 с.

15. Голубкова О. Н. American Studies Through Literature: Культурологическая интерпретация литературы США: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2005. 188 с.

16. Милютинская Н. Ю., Форд С. English Through Cultural Understanding: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2010. 107 с.

17. Маханькова Н. В., Мокрушина Л. В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2012. 126 с.

18. Утехина А. Н., Маханькова Н. В., Тройникова Е. В. Воспитательно-развивающий потенциал иноязычного образования на современном этапе: Уровень целеполагания // Современные проблемы науки и образования. 2014. N 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-16617.

Utekhina A. N.

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

DIDACTIC FOUNDATIONS OF CONTEMPORARY FOREIGN LANGUAGE AND INTERCULTURAL EDUCATION: SCIENTIFIC SCHOOL FORMATION

The article deals with the results of research activities of the scientific school (Institute of Language and Literature, Udmurt State University) "Foreign language and intercultural education" as a fundamental factor of developing the master program "Didactics of intercultural communication."

Currently, the interethnic peace and spiritual unity of Russia requires special attention from the society. A necessary condition is the creation of effective educational practices for younger generation's intercultural learning and education, as well as the productive use of knowledge-based and practice-oriented technologies in a multicultural educational environment. The novelty of the research lies in the issues mentioned above.

The purpose of the article is to show the dynamics of the scientific theory development in the field of foreign language and intercultural education aimed at understanding differences between nations, which can become a resource in the international world.

The main theoretical issues of the scientific school research activities specifying master's theses, monographs, educational programs, textbooks are described in the article.

The methodological approaches for developing program-didactic foundations of modern foreign language and intercultural education are defined, the criteria for selecting culturally valuable content of teaching students belonging to different age groups are emphasized.

On the basis of general didactic principles the author identifies the particular methodological principles for training students. Tested knowledge-intensive and practice-oriented pedagogical technologies (information-strategic and synergetic technologies including) are described in the text.

The competences and methods for diagnosing dynamics of foreign language learners' competences formation at different stages of training have been defined.

The types of professional activity, gained by the masters, studying according to the proposed program, and the prospects of improving professional training for modern specialists in intercultural communication are discussed in the article.

Key words: foreign language and intercultural education, scientific school, program-didactic foundations, master's program.

About the author: Utekhina Alla Nikolayevna, Full Professor, Doctor of Pedagogy, Institute of Language and Literature, Udmurt State University (Izhevsk, Russia); e-mail: utehina1@rambler.ru.

References:

1. Utekhina, A. N. Intercultural Education of Younger Schoolchildren in the Process of Learning a Foreign Language. Izhevsk, 2004, 158 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Utekhina, A. N. Intercultural Education of Youth in the Polyethnic Region. Izhevsk, 2006, 150 p.

3. Belova, T. I. Language in Child Development: Creating Educational Environment: Monograph. Izhevsk, 2007, 156 p.

4. Utekhina, A. N., Brim, N. E., Golubkova, O. N., et al. Professionally-Oriented Technologies in Language Education. Izhevsk, 2008, 221 p.

5. Kuznetsova, R. A. Early Language Education in the Conditions of Multicultural Environment (Based on the Udmurt Language). Izhevsk, 2009, 147 p.

6. Milyutinskaya, N. Yu., Brim, N. E. Beck, M. A., et al. Autonomous Educational Activity in Foreign Language Education (Theory and Practice). Izhevsk, 2011, 266 p.

7. Utekhina, A. N. Intercultural Didactics. Moscow, 2011, 278 p.

8. Troynikova, E. V. International Convergence of Educational Systems. Izhevsk, 2012, 173 p.

9. Utekhina, A. A. Child. Language. Intelligence. Izhevsk, 2017, 164 p.

10. Utekhina, A. N., Zelenina, T. L. Integrated Program Lingua: the Program of Education and Development for Children of Preschool and Primary School Age. Izhevsk, 2000, 66 p.

11. Utekhina, A. N. Troynikova, E. V., Khasanova, L. I. Program for Intercultural Education of Youth in the Polyethnic Region. Izhevsk, 2007, 146 p.

12. Khodyreva, T. S. The Program of the Scientific Optional Course "I am a Researcher." Izhevsk, 2009, 88 p.

13. Zelenina, T. I., Utekhina, A. N., Malykh, L. M., et al. The Concept of Multilingual Educational Space Design in a Multiethnic Region: Program. Izhevsk, 2010, 24 p.

14. Kuznetsova, R. A. Gilardis Oshmes = Bubbling Spring: an Educational Training Program for Preschool Children of the Udmurt Language in the Russian Language Speaking Environment. Izhevsk, 2017, 121 p.

15. Golubkova, O. N. American Studies Through Literature: Cultural Interpretation of U.S. Literature: a Textbook. Izhevsk, 2005, 188 p.

16. Milyutinskaya, N. Yu., Ford, C. English Through Cultural Understanding. Izhevsk, 2010, 107 p.

17. Makhankova, N. V. Multimedia Presentation in Foreign Language Education. Izhevsk, 2012, 126 p.

18. Utekhina, A. N., Makhankova N. V., Troynikova E. V. Educational and Developing Potential of Foreign Language Education at the Present Stage: the Level of Goal-Setting. Modern Problems of Science and Education, no. 6, 2014, http://www.science-education.ru/120-16617.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.