Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход в профессиональном иноязычном и межкультурном образовании'

Системно-деятельностный подход в профессиональном иноязычном и межкультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
326
75
Поделиться
Ключевые слова
иноязычное и межкультурное образование / системно-деятельностный подход / инновационный потенциал / способы реализации системно-деятельностного подхода

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тройникова Екатерина Валентиновна

Существующие требования по обеспечению высокого качества подготовки студентов обусловили необходимость инновационного развития иноязычного и межкультурного образования, что обусловило поиск новых источников и эффективных способов изменения дидактического пространства. Одним из решающих факторов развития становится внедрение системно-деятельностного подхода в систему профессионального образования, призванного изменить гуманитарные образовательные практики подготовки специалиста к иноязычной и межкультурной коммуникации. Предлагаются стратегические пути реализации системно-деятельностного подхода в рамках рассматриваемого типа образования, основанных на обеспечении преемственности иноязычной и межкультурной подготовки, системного согласования существующих методологических подходов, создания сквозных образовательных технологий, предполагающих активизацию профессиональной и социально-значимой деятельности студентов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тройникова Екатерина Валентиновна,

SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH IN THE PROFESSIONAL FOREIGN-LANGUAGE AND INTERCULTURAL EDUCATION

The existing requirements for ensuring high quality of preparation of students led to the need for innovative development of foreign-language and intercultural education, which has led to the search for new and effective ways of changing didactic space. One of the decisive factors of development is the introduction of system-activity approach in the system of professional education, designed to change the humanitarian educational practice specialist training to foreign-language and intercultural communication. The article suggests strategic ways of implementing the system-activity approach in the framework of this type of education, based on continuity of foreign language and intercultural training, systematic coordination of existing methodological approaches, through the creation of educational technologies, involving the activation of professional and sociallysignificant activities of students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход в профессиональном иноязычном и межкультурном образовании»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 378 (045): 811.1

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ И МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.В. Тройникова

Аннотация. Существующие требования по обеспечению высокого качества подготовки студентов обусловили необходимость инновационного развития иноязычного и межкультурного образования, что обусловило поиск новых источников и эффективных способов изменения дидактического пространства. Одним из решающих факторов развития становится внедрение системно-деятельностного подхода в систему профессионального образования, призванного изменить гуманитарные образовательные практики подготовки специалиста к иноязычной и межкультурной коммуникации. Предлагаются стратегические пути реализации системно-деятельностного подхода в рамках рассматриваемого типа образования, основанных на обеспечении преемственности иноязычной и межкультурной подготовки, системного согласования существующих методологических подходов, создания сквозных образовательных технологий, предполагающих активизацию профессиональной и социально-значимой деятельности студентов.

Ключевые слова: иноязычное и межкультурное образование, системно'-деятельностный подход, инновационный потенциал, способы реализации системно-деятельностного подхода.

SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH IN THE PROFESSIONAL FOREIGN-LANGUAGE AND INTERCULTURAL EDUCATION

E. Troinikova

Abstract. The existing requirements for ensuring high quality of preparation of students led to the need for innovative development of foreign-language and intercultural education, which has led to the search for new and effective ways of changing didactic space. One of the decisive factors of development is the introduction of system-activity approach in the system of professional education, designed to change the humanitarian educational practice specialist training to foreign-language and intercultural communication. The article suggests strategic ways of implementing the system-activity approach in the framework of this type of education, based on continuity of foreign language and intercultural training, systematic coordination of existing methodological approaches, through the creation of educational technologies, involving the activation of professional and sociallysignificant activities of students.

Keywords: foreign-language and intercultural education, system-activity approach, innovative potential, ways of

implementing the system-activity approach.

Инновации в сфере образовательных технологий - важнейшее условие обеспечения качества иноязычной и межкультурной подготовки студентов. Поиск, разработка и апробирование новых технологий обучения, а также постоянная модернизация существующих становятся обязательным элементом в работе каждого преподавателя иностранного языка. В вузах России уже произошли серьёзные изменения в рамках инновационной деятельности по развитию дидактического пространства иноязычного и межкультурного образования [3, c.14; 5, c. 259]. В нём чётко прослеживаются следующие направления:

- комбинирование различных форм электронного обучения;

- творческие и познавательно-

развивающие методики обучения, такие как технология развития критического мышления;

- проблемно-ориентированное, деятельностное и контекстное обучение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дистанционное, интерактивно обучение и самообразование;

- индивидуальные образовательные

программы;

- дополнительное образование по

программам повышения квалификации для преподавателей.

Выделим основные источники инноваций в сфере дидактического обеспечения иноязычного и межкультурного образования:

- фундаментальные теории овладения

речевой деятельностью, развитые в отечественной психологии и науке и включающие концепцию социокультурного развития ребёнка Л.С. Выготского, теорию деятельности А.Н. Леонтьева и др.;

- согласованная интеграция науки и образовательной деятельности, позволяющая реализовывать непрерывный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоёмких и практико-ориентированных технологий в обучении иностранному языку;

- конвергенция существующего

отечественного и зарубежного опыта в целях формирования способности личности совместно

105

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

жить и продуктивно развиваться в поликультурном мире.

Однако в эпоху изменения парадигмы образования этого недостаточно. Важным источником всех преобразований,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

происходящих в отечественной системе образования, выступают процессы познания иных способов научно-образовательной деятельности, результатом которых служит выработка новых более продуктивных механизмов модернизации образовательной и социокультурной действительности [4, с. 66]. Для повышения инновационного потенциала важно внедрять новые методологические подходы к организации образовательного процесса и использовать возможности конвергенции национальных образовательных систем, что предполагает вдумчивое обобщение международного и отечественного опыта инновационного обучения в сфере иноязычного и межкультурного образования в целях достижения нового качества подготовки специалиста по языку.

Качество иноязычного и межкультурного образования на современном этапе понимается как уровень владения специфическими, надпредметными умениями, связанными с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности. Как подчёркивает А.А. Вербицкий, необходимо иметь в виду, что общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра (указание на эти две группы содержится в ФОС ВПО) многоаспектны и сложны по структуре (системны, надпредметны, межпредметны, интегративны, практико-ориентированы и т.п.). Поэтому их формирование невозможно в рамках и средствами традиционного объяснительноиллюстративного типа обучения, настроенного на передачу преимущественно академических образцов знаний, умений, навыков [1, с. 2].

Совершенствование инновационной

деятельности в профессиональном учебном заведении должно базироваться на поиске и освоении новых теоретико-методологических подходов к современным концепциям подготовки специалистов [2, с. 92]. Комплексный характер современных задач подготовки специалиста, владеющего несколькими иностранными языками, способного нести ответственность за гармонизацию межкультурных отношений и осуществлять процесс постоянного

саморазвития в поликультурном обществе

требует использования в теории и практике обучения системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход (М.С. Каган, В.А. Лекторский; Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин) провозглашён фундаментальной основой современного ФГОС для школьного образования. В вузовском образовании

применение данной стратегии относится к перспективным путям инновационного развития практики иноязычного и межкультурного образования и повышения его качества. Данный подход характеризуется переориентацией обучения на процесс активного овладения личностью не только иностранным языком, но и методологическими аспектами философского

(нравственного), психолого-педагогического (социального), филологического и

лингвистического (предметного) знания,

освоения ключевых способов мыслительной деятельности: наблюдения, классификации,

сравнения, формулирования гипотез и выводов, т.е. самостоятельного добывания знания и его применения на практике в контексте будущей профессиональной, гражданской и социальноориентированной деятельности. В этом случае системно-деятельностный подход позволяет осуществить постановку системных целей овладения иностранным языком и всем спектром деятельности медиатора культур: предметных, когнитивных, социальных, личностных и др. Отмечается, что внедрение данного подхода позволит преодолеть интеллектуальную беспомощность будущих выпускников в профессиональной деятельности и различных жизненных ситуациях посредством активизации деятельности каждого субъекта образовательного процесса.

В иноязычном и межкультурном образовании системно-деятельностный подход предполагает:

- обеспечение преемственности

дошкольного, школьного и вузовского иноязычного и межкультурного образования, создающего траекторию непрерывного образования личности в ходе создания единой образовательной среды с начального уровня до последнего, в которой поддерживается единство дидактических и методических правил на протяжении всего периода обучения, что реализуется в разработке и внедрении сквозных образовательных технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- системное согласование и интеграцию существующих подходов и инновационных гуманитарных практик в иноязычном и межкультурном образовании, таких как

106

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

компетентностный, личностноориентированный, коммуникативно -

деятельностный и культуроведческий подходы, а также связанные с ними технологии обучения;

- развитие наряду с профессиональными компетенциями универсальных способов действий, ядром которых выступают когнитивные, социальные и личностноразвивающие способности;

- признание решающей роли содержания иноязычного обучения и межкультурной дидактики в создании интеллектуальнотворческой развивающей среды;

- развитие познавательных сил личности, её интеллектуального потенциала в ходе введения технологий развития различных форм мышления в контексте поисково-познавательной работы с иноязычной информацией;

- внедрение активных форм учебной и внеучебной деятельности, включающей проекты, тренинги, моделирование учебных ситуаций, дискуссий, пленумов и др.

По отношению к личности системнодеятельностный подход выражается в развитии

Литература:

1. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Материалы II-й Международной научно-практической конференции «Проектирование образовательных систем с заданными свойствами», под науч. ред. А.А. Вербицкого. - Москва, 2011. - 241 с.

2. Масленникова В.Ш., Угарова Н.М., Шамсутдинова В.Р., Фисина Т.А. Стратегии инновационного развития профессионального образования и воспитания // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2012. - С. 91-101.

3. Мухаметзянова Ф.Ш. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 11-16.

4. Тройникова Е.В. Открытое образовательное пространство вуза в контексте международной конвергенции // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2012. - С. 66-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Храпаль Л.Р. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера /

социально-значимых качеств, необходимых для эффективного межкультурного взаимодействия, творческих и индивидуальных способностей, формировании когнитивной и учебной самостоятельности студентов в выборе средств и форм освоения поликультурного мира, что гарантирует разнообразие индивидуальных траекторий развития поликультурной и многоязычной личности.

Следует выделить несколько технологий, обеспечивающих реализацию данных стратегий в иноязычном и межкультурном образовании: технология развития критического, системного, творческого и научно-исследовательского мышления, технология контекстного обучения, технология интерактивного обучения, включая различные виды проектной деятельности. Указанные технологии всё активнее внедряются в практику иноязычного и межкультурного образования, обеспечивая реализацию

принципов системно-деятельностного подхода. В сложившихся условиях поиск источников создания инновационных технологий

продолжается.

Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 257-265.

References:

1. 1. Verbickij A.A. Problemnye tochki realizacii

kompetentnostnogo podhoda // Materialy II-j

Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Proektirovanie obrazovatel'nyh sistem s zadannymi svojstvami», pod nauch. red. A.A. Verbickogo. - Moskva, 2011. - 241 s.

2. Maslennikova V.Sh., Ugarova N.M., Shamsutdinova V.R., Fisina T.A. Strategii innovacionnogo razvitija professional'nogo obrazovanija i vospitanija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - Kazan'. - 2012. - S. 91-101.

3. Muhametzjanova F.Sh. Idei tolerantnosti,

mezhkul'turnogo i mezhkonfessional'nogo dialoga v uslovijah razvitija nacional'nogo obrazovanija v

polikul'turnom prostranstve rossijskogo obshhestva / F.Sh. Muhametzjanova, I.Sh. Muhametzjanov, L.R. Hrapal' // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - № 1. - S. 11-16.

4. Trojnikova E.V. Otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo vuza v kontekste mezhdunarodnoj konvergencii // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - Kazan'. - 2012. - S. 66-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Hrapal' L.R. Konceptual'naja model' sociokul'turnoj

modernizacii sistemy vysshego professional'nogo

jekologicheskogo obrazovanija v strukture regional'nogo obrazovatel'nogo klastera / L.R. Hrapal', T.Z. Muhutdinova // Vestnik Kazan. tehnol. un-ta. - 2011. - № 4. - S. 257-265.

Сведения об авторе:

Тройникова Екатерина Валентиновна (г. Ижевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», e-mail: ekatroj@gmail.com

Data about the author:

E. Troinikova (Izhevsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Udmurt State University”, e-mail: ekatroj@gmail.com.

107