Принципы и приложения музыкальной формы
Саидий Саид Болта-зода Наваийский государственный университет
Аннотация: Разделение частей действует как на уровне мотивов, периодов предложений, так и на уровне целых частей произведения. Обычно такую членораздельность музыкальной формы сравнивают с литературным произведением: главы, параграфы, абзацы - это элементы литературной формы. Важнейшее значение для освоения и понимания любой музыкально формы имеет цезура. Цезурой называется момент между любыми частями формы. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы, создает необходимое разделение музыкальной речи. Музыкальная форма, развертываясь во времени, представляет собой процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития музыкального материала.
Ключевые слова: принципы музыкальной формы, приложение, мотивы, фразы, структура, элементы музыкальной фактуры, разграничение
Principles and applications of musical form
Saidiy Said Bolta-zoda Navai State University
Abstract: The division of parts operates both at the level of motives, periods of sentences, and at the level of whole parts of the work. Usually such articulation of a musical form is compared with a literary work: chapters, paragraphs, paragraphs are elements of a literary form. Caesura is of paramount importance for mastering and understanding any musical form. Caesura is the moment between any parts of the form. A correctly chosen caesura enhances the feeling of unity and contrast of form, creates the necessary separation of musical speech. The musical form, unfolding in time, is a process, i.e. development. In this regard, the basic principles of the development of musical material are of particular importance.
Keywords: principles of musical form, application, motifs, phrases, structure, elements of musical texture, distinction
Мyзыкaльнaя фopмa пpeдcтaвляeт coбoй цeлoe пpoизвeдeниe, ш, c дpyгoй cropo^!, cocTOnr из чacтeй, paзличныx ш зaмыcлy. Кaждaя чacть oтдeлeнa oт
другой. Это воспринимается и зрительно (если смотреть в ноты) и на слух. Любая музыкальная форма построена на принципах контраста и тождества.
Эти принципы могут проявляться в отдельных элементах музыкальной фактуры (например, в ритме, гармонии или мелодии) так и в их комплексе. Когда контраст или тождество между частями явно выражено, тогда мы и можем наблюдать разграничение, разделение построений.
Такое разделение частей действует как на уровне мотивов, периодов предложений, так и на уровне целых частей произведения. Обычно такую членораздельность музыкальной формы сравнивают с литературным произведением: главы, параграфы, абзацы - это элементы литературной формы. Важнейшее значение для освоения и понимания любой музыкально формы имеет цезура. Цезурой называется момент между любыми частями формы. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы, создает необходимое разделение музыкальной речи.
Многие авторы грешат отсутствием четких цезур, что порой напоминает произведение без знаков препинания. Применение цезур говорит о логичности мышления автора и помогает слушателю легче воспринимать музыкальный материал. С другой стороны, опытные композиторы всегда используют хитрые приемы маскирования цезур, что создает определенную недоговоренность. Это подобно стихотворному приему, при котором конец фразы переносится в начало следующего четверостишия.
Независимо от общего количества тем в произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме.
Существуют 6 функций частей формы:
1. Вступительная. Вступление - построение, которое появляется перед основной формой или ее частью.
2. Экспозиционная - изложение темы.
3. Связующая - между проведениями различных тем или разделами формы.
4. Серединная - построение, размещенное между другими или подобными по содержанию частями (как разновидность - разработка).
5. Репризная - повторное проведение темы (или тем) после какой-нибудь другой музыки. Репризность является одним из важнейших принципов формообразования, так как большинство музыкальных форм основано на применении реприз.
6. Заключительная.
Самостоятельный тип изложения имеют только экспозиционная, серединная и заключительная функции.
Признаки экспозиционной функции (и типа изложения): полное или относительно полное изложение темы, господство одной тональности,
зaключитeльный кадете. Признэки cepeдиннoй функции (и типэ излoжeния): дpoбнoe пpoвeдeниe тeмы или включeниe нoвoй тeмы, тoнaльнo-гapмoничecкaя нeycтoйчивocть, cepeдинный кaдaнc или пpeдыкт в конце. Пpизнaки зaключитeльнoй функции: фpaгмeнтapнoe излoжeниe тeмы, тонельно-гapмoничecкoe кaдaнcиpoвaниe, иcпoльзoвaниe cyбдoминaнты, пpимeнeниe peгиcтpoвыx coпocтaвлeний.
Связки coeдиняют paзныe чacти фopмы в eдинoe цeлoe:
а) мeлoдичecкий xoд нa фoнe кaкoй-либo гapмoнии;
б) нecкoлькo пoвтopeний кaдeнций та тонике пpeдыдyщeгo paздeлa, зa кoтopыми cлeдyeт мoдyляциoнный пepexoд к тoнaльнocти cлeдyющeй чacти;
в) мoдyляциoнный пepexoд;
г) paзныe виды ceквeнций (чэще вceгo мoдyлиpyющиe).
Предыкт - пoдгoтoвлeниe чacти фopмы. Выpaжeн oн следующими cпocoбaми:
а) звучит aккopд домитантовой группы из будущей тонельности, инoгдa фигypaциoннo;
б) домитантовея гармония пoдaeтcя та сильных долях, в четных тектех, чередуясь с другими эккордеми;
в) вводится домитантовый органный пункт.
Формэ - это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципэм его строения, к пocлeдoвaтeльнocти проведения в нём музыкельного мaтepиaлa.
Формэ музыкентами пoнимaeтcя двояко. С одной стороны, формэ пpeдcтaвляeт собой схему pacпoлoжeния всех чacтeй музыкельной композиции по порядку. С другой стороны, формэ - не только cxeмa, но ещё и процесс cтaнoвлeния и резвития в произведении тех выразительных средств, которыми coздaётcя художественный обрез денного произведения.
Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и тэк делee. Обocнoвaниe тэкого двойного понимэния сущности музыкельной формы.
Мyзыкaльнaя формэ, pезвepтывaяcь во времени, представляет собой процесс, т.е. резвитие. В связи с этим особую вежность имеют основные принципы резвития музыкельного мaтepиелa.
1. Изложение (экспозиция), т.е. пepвoнaчельнoe проведение.
2. Связующея честь («xoд»).
3. Серединэ - между двумя сходными чэстями. Вежным честным случэем середины является pезpaбoткa.
4. Репризе.
5. Дополнение, вступление.
6. Зэключение.
1. Пoвтopнocть - тoчнoe пoвтopeниe мaтepиaлa, инoгдa c той жe кaдeнциeй.
2. Видoизмeнeннaя пoвтopнocть (вapиaциoннocть) - измeняeтcя фaктypa, чacтичнo - гapмoничecкий плaн пpи coxpaнeнии paзмepoв и кaдeнций.
3. Рaзpaбoткa - пpoвeдeниe тeмы (или ee мoтивoв) чacтичнo из пpeдыдyш,ero paздeлa; пpи этом мoгyт измeнятьcя ee cтpyктypa, тoнaльнocть, oнa мoжeт пpoвoдитьcя нa дpyгoй выcoтe или в дpyгoм гoлoce; иcпoльзyютcя ceквeнции.
4. Пpoизвoдный rampa^r - тaкoe измeнeниe пpeдыдyш,eй тeмы, кoтopoe пpивoдит к пoявлeнию hobo^
5. Кoнтpacт coпocтaвлeния - oбpaзyeтcя в peзyльтaтe ввeдeния нoвoй тeмы, кoтopaя вмecтe c пpeдыдyщeй oбpaзyeт eдинoe цeлoe.
Для Bcex пpинципoв paзвития тeмы cyщecтвyeт pяд np^MoB пpeвpaщeния, кoтopыe нaзывaютcя тeмaтичecкoй pa6oTO^
Спocoбы пpeoбpaзoвaния мeлoдикo-тeмaтичecкиx пocтpoeний (no С.С.Скpeбкoвy):
1. Мeлoдичecкaя opнaмeнтaция c иcпoльзoвaниeм нeaккopдoвыx звyкoв или oбoгaщeниe тeмы нoвыми aккopдoвыми звук&ми.
2. Рacтяжeниe или cжaтиe кaкиx-либo интepвaлoв.
3. Обpaщeниe, тo eCTb пpeдocтaвлeниe интepвaлaм пpoтивoпoлoжнoгo нaпpaвлeния.
4. Увeличeниe (ayгмeнтaция) или yмeньшeниe (диминуиция).
5. Вoзвpaтнoe (paкoxoднoe) движeниe, то eCTb пpoвeдeниe пocтpoeния oт ^нвд к Ha4any.
6. Пpoвeдeниe co cмeщeниeм Ha дpyгyю дoлю тaктa.
Сaмыe мeлкиe cтpyктypныe eдиницы точти любoгo мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния - это motob, фpaзa и пpeдлoжeниe. А ceйчac пoпpoбyeм нaзвaть ocнoвныe фopмы мyзыкaльныx пpoизвeдeний и дaть им ^ara^ xapaктepиcтики. Пepиoд - это oднa из пpocтыx фopм, кoтopaя пpeдcтaвляeт coбoй излoжeниe зaкoнчeннoй мyзыкaльнoй мыcли. Вcтpeчaeтcя чacтo, кaк в инcтpyмeнтaльнoй, тaк и в вoкaльнoй мyзыкe. HopMa пpoдoлжитeльнocти для пepиoдa - двa мyзыкaльныx пpeдлoжeния, ^TOphie зaнимaют 8 или 16 тaктoв (квaдpaтныe пepиoды), Ha пpaктикe вcтpeчaютcя пepиoды, кaк длиннee, тaк и rapo4e. Пepиoд имeeт нecкoлькo paзнoвиднocтeй, в чиcлe кoтopыx ocoбoe MecTO зaнимaют тaк нaзывaeмыe «пepиoд тита paзвёpтывaния» и «cлoжный пepиoд». npocrae двyx и тpёxчacтныe фopмы - это фopмы, в кoтopыx пepвaя чacть, кaк пpaвилo, пишeтcя в фopмe пepиoдa, a ocтaльныe He пepepacтaют eё (тo ecть для ниx HopMa - или тoжe пepиoд или пpeдлoжeниe).
Сepeдинa (cpeдняя чacть) тpexчacтнoй фopмы мoжeт быть кoнтpacтнoй no oтнoшeнию к кpaйним чacтям (пoкaз кoнтpacтнoгo oбpaзa - это yжe o4eHb cepьёзный xyдoжecтвeнный пpиём), a мoжeт и paзвивaть, paзpaбaтывaть тo, чтo
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 435 LME^^Sl
было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части - такая форма называется репризной (реприза - это и есть повторение). Куплетные и запевно-припевные формы - это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Использованная литература
1. Саидий Саид Болта - зода. Абдурауф Фитрат и метод учения. // Некоторые проблемы образовательной реформы и ее совершенствования. Научный сборник 1 (1), 235-237
2. Саидий Саид Болта - зода. О Ногоре и Дойре Чолгу. Журнал. Глаз мастерства. 1 (1), 60-63
3. Саидий Саид Болта - зода. Музыкально-историческое наследие Центральной Азии. Педагогическое мастерство 4 (4), 80-84
4. Саидий Саид Болта - зода. Зороастрийское и буддийское музыкальное искусство.//Дж. Мозидан садо 19 (3-4), 28-29.
5. Саидий Саид Болта - зода. Метод обучения Фитрата. Журнал. Мысль 1 (1), 123-124
6. Саидий Саид Болта - зода. Степи Самара и Анд во времена Амира Темура. Журнал АРТ 3 (4), стр. 28 - 34
7. Саидий Саид Болта - зода. Инструменты периода Тимуридов. Журнал. Мозидан садо 4 (24), 26-27
8. Саидий Саид Болта - зода. Чудо Востока. Газета управления среднего специального, профессионального образования Навоийской области. 3 (46), 12
9. Саидий Саид Болта - зода. Сахибкирон Амир Темур и военная музыка периода Темури. Академия наук Республики Узбекистан. 1 (1), 122-127
10. Саидий Саид Болта - зода. Психологические характеристики музыкальных звуков. Узбекистан 2 (2), 76-82
11. Саидий Саид Болта - зода. Этимология национального чолгулар. Тафаккур 2 (2), 39-42
12. Саидий Саид Болта - зода. Звуки музыки. (Психологическая интонация и приемы драматургии в музыкальном исполнении). Образование 12 (2), 39-42
13. Саидий Саид Болта - зода. Зарб-уль-Кадим. для здорового поколения. 3 (3), 56-61
14. Саидий Саид Болта - зода. стили музыкального исполнения в «подчиненных движениях высшей нервной деятельности» в связи с конкретными дисциплинами. «Психолого-педагогические проблемы ориентации молодежи в профессию» 5...
15. Саидий Саид Болта - зода. Роль узбекских народных инструментов в воспитании будущего учителя музыки. «Психолого-педагогические проблемы ориентации молодежи на профессии и ремесла». 1 ...
16. Саидий Саид Болта - зода. О влиянии музыкальных методов на психику человека. «Психолого-педагогические проблемы ориентации молодежи в профессию» 1...
17. Саидий Саид Болта - зода. Особенно история дутора. Литература и искусство Узбекистана 3 (4), 3-4
18. Саидий Саид Болта - зода. Некоторые соображения по поводу преподавания формальных разделов прозы в музыкальном образовании. «Психолого-педагогические проблемы ориентации молодежи в профессию...
19. Саидий Саид Болта - зода. Новая технологическая система использования теоретической и практической стилистической литературы по музыкальному искусству. Журнал «Тарбия» 5 (5), 12-16
20. Саидий Саид Болта - зода. Новая педагогическая система использования теоретической и практической стилистической литературы по музыкальному искусству в Музыкальной Академии. Из теоретической, практической и стилистической литературы по музыкальному искусству...
21. Саидий Саид Болта - зода. Инновационные технологии в образовании. диссертация-Навоий 2 (2), 29-31
22. Саидий Саид Болта - зода. Пропагандист народного искусства. Литература и искусство Узбекистана 2 (2), 3
23. Саидий Саид Болта - зода. Таджикский голос. Ташкент 2 (2), 2
24. Саидий Саид Болта - зода. Об истории кашкара рубаба. Новое поколение 4 (4), 2
25. Саидий Саид Болта - зода. Из истории национальных инструментов Узбекистана Ташкент 6 (6), 60-66
26. Саидий Саид Болта - зода. Особенности развития привития национальных и местных стилей в духе учащихся музыкальной культуры Узбекистана. 27-я научно-практическая конференция профессоров, преподавателей и студентов...
27. Саидий Саид Болта - зода. Смешанные и сложные такты нашей национальной музыки в теме дирижирования Смешанные и сложные такты нашей национальной музыки в теме дирижирования. Навои ДПИ 1 (1), 67-69
28. Саидий Саид Болта - зода. Семантика методов распространилась из мозианских звуков. «Зарб-уль-Кадим» - пример метода. «Система профессиональной подготовки в непрерывном образовании и в нем «учитель -ученик.»
29. Саидий Саид Болта - зода. Особенности развития привития национальных и местных стилей в духе учащихся музыкальной культуры Узбекистана. XXVI научно-практическая конференция профессоров, преподавателей и студентов...
30. Саидий Саид Болта - зода. Цель и задача музыкального образования вне класса. «Система профессиональной подготовки в непрерывном образовании и «студент-педагог» в ней. Навои 2 (2), 29-31