Научная статья на тему 'Развитие интонационно-слуховых ощущений участников детского вокального ансамбля'

Развитие интонационно-слуховых ощущений участников детского вокального ансамбля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
вокал / ансамбль / детские песни / школьный ансамбль певцов / руководитель хора / партитура для хора / дуэт / трио / дирижер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зухра Пармановна Ходжабаева

Статья фокусируется на организованность певческом коллектива, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. на основе изучения детских песен, вокальных произведений расширить знания ребят об истории Узбекистана, её певческой культуре. Вокальная группа это исполнительский ансамбль вокалистов, которые поют и гармонируют вместе. Первые известные вокальные группы появились в 19 веке, а к 1940-м годам этот стиль приобрел широкую популярность. В вокальном ансамбле формирование устойчивых навыков вокального пения и воспитание культуры сценического поведения. При обучении организуется творческий подход ребят к выполняемой работе. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интонационно-слуховых ощущений участников детского вокального ансамбля»

Развитие интонационно-слуховых ощущений участников

детского вокального ансамбля

Зухра Пармановна Ходжабаева Наваийский государственный университет

Аннотация: Статья фокусируется на организованность певческом коллектива, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. на основе изучения детских песен, вокальных произведений расширить знания ребят об истории Узбекистана, её певческой культуре. Вокальная группа - это исполнительский ансамбль вокалистов, которые поют и гармонируют вместе. Первые известные вокальные группы появились в 19 веке, а к 1940-м годам этот стиль приобрел широкую популярность. В вокальном ансамбле -формирование устойчивых навыков вокального пения и воспитание культуры сценического поведения. При обучении организуется творческий подход ребят к выполняемой работе. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Ключевые слова: вокал, ансамбль, детские песни, школьный ансамбль певцов, руководитель хора, партитура для хора, дуэт, трио, дирижер

Development of intonation-auditory sensations members of

the children's vocal ensemble

Zuhra Parmanovna Khojabaeva Navai State University

Abstract: The article focuses on the organization of a singing group, whose performing activities are subordinated to common goals and objectives. Based on the study of children's songs and vocal works, expand children's knowledge about the history of Uzbekistan and its singing culture. A vocal group is a performing ensemble of vocalists who sing and harmonize together. The first known vocal groups appeared in the 19th century, and by the 1940s the style had gained widespread popularity.

Key words: vocals, ensemble, children's songs, school ensemble of singers, choir director, score for choir, duet, trio, conductor

Вoкaльный aнcaмбль - это opгaнизoвaнный кoллeктив ^вдов, чья иcпoлнитeльcкaя дeятeльнocть пoдчинeнa eдиным ^лям и зaдaчaм. ^ль: та

основе изучения детских песен, вокальных произведений расширить знания ребят об истории Узбекистана, её певческой культуре. Вокальная группа - это исполнительский ансамбль вокалистов, которые поют и гармонируют вместе. Первые известные вокальные группы появились в 19 веке, а к 1940-м годам этот стиль приобрел широкую популярность.

Вокальный ансамбль это - певческий коллектив музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля наличием как минимум двух или более человек, исполняющих одну и ту же партию. Значение слова ансамбль -согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Например, комплект одежды из нескольких предметов; несколько зданий, выдержанных в едином стиле (архитектурный ансамбль) и т.п. Понятие ансамбль встречается также в физике, теории вероятностей и системном анализе.

Обычно, по традиции, унаследованной от классической музыки, коллектив из двух участников называется дуэтом, из трёх - трио, из четырёх - квартетом, из пяти - квинтетом, из шести - секстетом, из семи - септетом, из восьми - октетом, а из большего количества участников - ансамблем или оркестром. Вокальный ансамбль является мобильным коллективом, состоящим из небольшого количества певцов - до 12 человек, что позволяет чаще, чем хоровой состав включать его выступления в школьные и городские концертные мероприятия.

Вокальные ансамбли бывают:

• Мужские (когда поют только представители сильной половины человечества.

• Женские (по тому же принципу, только поют исключительно дамы.

• Детские (по техническим характеристикам ниже, чем мужской и женский коллективы, но отличается чистотой звучания.

Вокальный ансамбль - это эффективная форма работы с детьми. Занятия в ансамбле позволяют ребенку постепенно проникнуть в вокальную культуру и в дальнейшем оценить прелесть хоровой музыки. Цель занятий в вокальном ансамбле - формирование устойчивых навыков вокального пения и воспитание культуры сценического поведения.

В вокальном ансамбле - формирование устойчивых навыков вокального пения и воспитание культуры сценического поведения. При обучении организуется творческий подход ребят к выполняемой работе. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Вокальный ансамбль - коллектив академического направления, в котором занимаются дети, обладающие музыкальными, артистическими и физическими

gaHHbiMH. HcTopua Bo3HHKHoBeHHa BoKantHoro aHcaMÖna öepeT cboh KopHH b xopoBoM neHHH, KoTopoe, b cbow onepegt, aBnaeTca caMofi gpeBHefi ^opMofi My3biKantHoro ucnonHHTentcTBa. H3HanantHo neHue HMeno HapogHbifi h penHrno3HMH xapaKTep, He Hy^ganoct b gugaKTHHecKofi nogroToBKe, aBnanoct cnocoöoM Bbipa^eHua HyBcTB h эмoцнfi, nepegaHH BHyTpeHHero cocToaHHa nwgefi. HcnonHeHue mohhtb h necHoneHHfi nog conpoBo:«geHHe npuMHTHBHbix My3biKantHbix HHcTpyMeHToB b xpaMax oraHHanoct aöconwTHofi cnoHTaHHocTtw h ecTecTBeHHocTtw. Pa3nHHHbie npueMbi BnageHHa ronocoM noaBHnuct numt K V BeKy, h TontKo b XVI BeKe BoKantHoe ucKyccTBo nonynuno öonee HeTKue npegcTaBneHua o BnageHHH ronocoM.

BoKantHbie MeTogHKH noaBHnuct b pe3yntTare Bo3HHKHoBeHHa нaцнoнaпtнbIx BoKantHMx mKon b 3anagHofi EBpone. nepBbiMH npenogaBarenaMH 6bmu KoMno3HTopm, BnageBmue pa3HbiMH TexHHKaMH ^opMupoBaHHa BoKantHoro 3ByKa, gtixaHHa, pa3BHTHa cunti 3ByKa. H3 cbohx yneHHKoB ohh nbrranuct coTBopuTt ugeantHbie «^HBbie HHcTpyMeHTbi». CaMbiMH H3BecTHbiMH ötmu HTantaHcKaa, $paH^3cKaa h нeмeцкo-aвcтpнficкaa BoKantHbie mKonbi.

C BoKantHbiM ucKyccTBoM pa3BHBanuct h Mantie ^opMbi ucnonHHTentcTBa, BoKantHte aHcaMÖnu h BoKantHo-HHcTpyMeHTantHbie. npocyrn,ecTBoBaB HeKoTopoe BpeMa Ha HaKonneHHoM ннтoнaцнoннoм h oöpa3HoM öara^e, BoKantHbifi aHcaMÖnt ycTynun b hobbix paMKax nonKyntTypti MecTo эcтpagнbIм ^aHpaM. OTenecTBeHHbie BoKantHo-HHcTpyMeHTantHte aHcaMÖnu cTanu npu3HaHHofi rocygapcTBoM o$нцнaпtнofi ^opMofi npo^eccuoHantHbix h caMogeaTentHbix My3biKantHbix rpynn b 1960-e-1980-e rogti. CerogHa nonynapHocTtw nont3ywTca KaK BoKantHo-HHcTpyMeHTantHte aHcaMÖnu, TaK h BoKantHbie aHcaMÖnu 6e3 conpoBo^geHHa.

TexHHHecKue bo3mo^hocth geTcKoro aHcaMÖna He BenHKH, xygo^ecTBeHHbie To^e oneHt orpaHHHeHHbi, TaK KaK b ochobhom xapaKTep 3BynaHHa ronocoB geTefi ogHopogHbfi, oraunaeTca neraocTtw, npo3paHHocTtw, 3BoHKocTtw h cBeraocTtw.

no KonunecTBy neвцoв, cocTaBnaw^ux aHcaMÖnt, pa3HHHaroT gyэт, тepцeт, KBapTeT, KBHHTeT, cэкcтeт, cэnтeт, oKTeT, нoнэт, geцнмeт, yнgeцнмeт. KonunecTBo nwgefi b KonneKTHBe ot 12 nenoBeK npHHaTo cHHTart xopoM.

nog noHaTHeM Bug aHcaMÖna nogpa3yMeBaeTca xapaKTepucTHKa ucnonHHTentcKoro KonneKTHBa hhh npou3BegeHHa no KonunecTBy caMocToaTentHbix napTHfi.

BoKantHbie aHcaMÖnu, aBnaact Manofi ^opMofi coBMecTHoro мyзнцнpoвaннa, 3aHHMawT 3HaHHMoe MecTo b mupoKofi кoнцepтнofi npaKTHKe. npu этoм ohh MoryT ÖMTt pa3HbMH no ypoBHW nogroToBKH ucnonHHTenefi h no cthhw ucnonHeHHa. Pa3BHTHe ucnonHHTentcKHx HaBbiKoB BocnHTaHHHKoB (3ByKoo6pa3oBaHHa, gtixaHHa h T.g.), KaK h ycnemHocTt TBopnecKofi geaTentHocTH BoKantHoro aHcaMÖna b ^hom, bo MHoroM 3aBucuT ot npo^eccuoHantHofi opгaннзaцнн ero paöoTbi, no3Bonawrn,efi:

1) гpaмoтнo выстpoить peпeтициoннyю и кoнцepтнyю дeятeльнocть вoкaльнoгo кoллeктивa для дocтижeния выcoкиx иcпoлнитeльcкиx peзyльтaтoв;

2) мoтивиpoвaть cтpeмлeниe дeтeй к cиcтeмaтичecким зaнятиям no вoкaлy для coвepшeнcтвoвaния иx иcпoлнитeльcкиx нaвыкoв;

3) oптимaльнo opгaнизoвaть paбoтy кaждoгo yчacтникa c yчётoм ero cпocoбнocтeй и пoтpeбнocтeй;

4) выcтpoить твopчecкoe взaимoдeйcтвиe yчacтникoв вoкaльнoгo aнcaмбля;

5) нayчить вoкaлиcтoв пoнимaть и дoнocить cмыcл мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния cлyшaтeлям c пoмoщью paзличныx иcпoлнитeльcкиx cпocoбoв

пepeдaчи xyдoжecтвeннoгo oбpaзa. В coвpeмeннoм миpe пeниe являeтcя вoзмoжнocтью твopчecкoгo caмoвыpaжeния, дeмoнcтpaции кpacoты гoлoca и пpoникнoвeннoгo иcпoлнeния. Вoкaльный aнcaмбль cчитaeтcя oднoй из яpкиx и интepecныx кoллeктивныx фopм paбoты c дeтьми.

Вocпитaниe дeтeй нa вoкaльныx тpaдицияx являeтcя oдним из вaжнeйшиx cpeдcтв нpaвcтвeннoгo и эcтeтичecкoгo вocпитaния пoдpacтaющeгo пoкoлeния. Aнcaмблeвoe пeниe - нaибoлee pacпpocтpaнeннaя фopмa мyзыкaльнoгo вocпитaния. Вoкaльный aнcaмбль являeтcя пpoмeжyтoчным звeнoм мeждy coльным и xopoвым пeниeм. Зaнятия в aнcaмблe пpoбyждaют y peбeнкa интepec к вoкaльнoмy иcкyccтвy, что дaeт вoзмoжнocть paзвивaть eгo музыкальную кyльтypy, a тaкжe фopмиpyют oбшyю кyльтypy личнocти и opгaнизyют coдepжaтeльный дocyг.

Пpoцecc вoкaльнoгo вocпитaния o4ern тpyдoeмкий и пoэтoмy paзвитиe кaждoгo пeвцa и aнcaмбля в цeлoм, зaвиcит oт пpoфeccиoнaлизмa pyкoвoдитeля. Любoй pyкoвoдитeль oбязaн влaдeть вoкaльнoй ^дагош^й, знать и пoнимaть paзвитиe вoкaльнoгo aппapaтa в любoм вoзpacтe. Цeлocтнoe coдepжaниe paбoты в вoкaльнoм aнcaмблe дo cиx nop нeдocтaтoчнo шиpoкo изyчeнo в oтeчecтвeннoй вoкaльнoй ^даго^т Вoкaльнaя пeдaгoгикa co вpeмeнeм oпpeдeлилa pяд клaccификaций вoкaльныx aнcaмблeй.

Вoкaльныe aнcaмбли мoжнo клaccифициpoвaть no pядy пpизнaкoв:

1) no иcпoлнитeльcкoмy шставу (вoкaльныe, вoкaльнo-инcтpyмeнтaльныe, вoкaльнo-xopeoгpaфичecкиe, вoкaльнo-инcтpyмeнтaльнo-xopeoгpaфичecкиe);

2) no стилю иcпoлняeмoй музыки (фoльклopныe, poк, эcтpaдныe и эcтpaднo-джaзoвыe);

3) no вoзpacтнoмy cocтaвy ^eTCRHe, юнoшecкиe и взpocлыe, мoлoдeжныe и cтapшиe вoзpacтныe гpyппы);

4) no фopмaм мyзициpoвaния (бeз coпpoвoждeния (а cappella) и c coпpoвoждeниeм);

5) no кoличecтвy yчacтникoв (дуэт, тepцeт, квapтeт, квинтeт, ceкcтeт и т. д.).

Ш cocтaвy вoкaлиcтoв aнcaмбли paздeляют нa двa типa: oднopoдный и cмeшaнный. В cвoю oчepeдь oднopoдный aнcaмбль мoжeт быть мyжcким и жeнcким. Пeвeц aнcaмбля дoлжeн знaть, чтo звyчaниe eгo гoлoca зaвиcит нe тольга oт нeгo, нo и oт звyчaния ocтaльныx гoлocoв aнcaмбля, тaк кaк cлyшaтeль вocпpинимaeт oбщee звyчaниe aнcaмбля. Пpичём вaжнo нe пpиcлyшивaтьcя к иcпoлняeмым пeвцaми пapтиям, a вcлyшивaтьcя в ниx. И oчeнь вaжнo yмeниe чyвcтвoвaть и coблюдaть кoллeктивный pитмичecкий пyльc. Пpи paбoтe нaд pитмoм pyкoвoдитeль aнcaмбля дoлжeн cтpeмитьcя нaйти нaибoлee xyдoжecтвeннo-выpaзитeльный pитм, дoбитьcя тoчнocти и чёткocти pитмичecкoгo pиcyнкa, cдeлaть pитм гибким, живым. Для дocтижeния этoй цeли нeoбxoдимo coблюдaть точный тeмп и влaдeть yпpyгим, дoпycкaющим любью oтклoнeния, ecтecтвeнным для aнcaмблиcтoв шдвижным pитмoм. Здecь пpимeним тepмин «cинxpoннocть звyчaния»

Ceгoдня aнcaмблeвoe пeниe - oдин из caмыx aктивныx видoв мyзыкaльнo-пpaктичecкoй дeятeльнocти мoлoдёжи, cпocoб эcтeтичecкoгo вocпитaния дeтeй. Являя^ oдним из caмыx дocтyпныx видoв иcпoлнитeльcкoй дeятeльнocти, aнcaмблeвoe пeниe в ycлoвияx мyзыкaльнoгo oбpaзoвaния и вocпитaния выпoлняeт нecкoлькo функций:

1) ocвoeниe paзличныx мyзыкaльныx жaнpoв и мyзыкaльнoгo языкa;

2) знaкoмcтвo c cooтнoшeниeм музыки и cлoвa в вoкaльныx пpoизвeдeнияx;

3) oвлaдeниe пeвчecкими пpиeмaми нapoднoй, клaccичecкoй и эcтpaднoй музыки;

4) paзвитиe мyзыкaльнoгo cлyxa и гoлoca;

5) фopмиpoвaниe oпpeдeлeннoгo oбъeмa пeвчecкиx yмeний и нaвыкoв, нeoбxoдимыx для выpaзитeльнoгo, эмoциoнaльнoгo и ocмыcлeннoгo иcпoлнeния;

6) paзвитиe эмoциoнaльнoй cфepы и пoзитивнoгo oтнoшeния к oкpyжaющeмy миpy чepeз пocтижeниe эмoциoнaльнo-нpaвcтвeннoгo cмыcлa мyзыкaльныx пpoизвeдeний;

7) фopмиpoвaниe нaвыкoв кoллeктивнoй дeятeльнocти;

8) paзвитиe мyзыкaльнoгo вкyca и цeннocтнoгo oтнoшeния к мyзыкe.

Пpoцecc вoкaльнoгo вocпитaния oчeнь тpyдoeмкий и шэтому paзвитиe

кaждoгo пeвцa и aнcaмбля в цeлoм, зaвиcит oт пpoфeccиoнaлизмa pyкoвoдитeля.

Использованная литература

1. Саидий Саид Болта - зода. Абдурауф Фитрат и метод учения. // Некоторые проблемы образовательной реформы и ее совершенствования. Научный сборник 1 (1), 235-237

2. Саидий Саид Болта - зода. О Ногоре и Дойре Чолгу. Журнал. Глаз мастерства. 1 (1), 60-63

3. Саидий Саид Болта - зода. Музыкально-историческое наследие Центральной Азии. Педагогическое мастерство 4 (4), 80-84

4. Саидий Саид Болта - зода. Зороастрийское и буддийское музыкальное искусство.//Дж. Мозидан садо 19 (3-4), 28-29.

5. Саидий Саид Болта - зода. Метод обучения Фитрата. Журнал. Мысль 1 (1), 123-124

6. Саидий Саид Болта - зода. Степи Самара и Анд во времена Амира Темура. Журнал АРТ 3 (4), стр. 28 - 34

7. Саидий Саид Болта - зода. Инструменты периода Тимуридов. Журнал. Мозидан садо 4 (24), 26-27

8. Саидий Саид Болта - зода. Чудо Востока. Газета управления среднего специального, профессионального образования Навоийской области. 3 (46), 12

9. Саидий Саид Болта - зода. Сахибкирон Амир Темур и военная музыка периода Темури. Академия наук Республики Узбекистан. 1 (1), 122-127

10. Саидий Саид Болта - зода. Психологические характеристики музыкальных звуков. Узбекистан 2 (2), 76-82

11. КБ Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

12. КБ Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

13. КБ Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

14. КБ Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

15. КБ Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

16. КБ Холиков. Новые мышление инновационной деятельности по музыкальной культуры в вузах Узбекистана. Science and Education 4 (7), 121-129

17. КБ Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

18. КБ Холиков. Некоторые новые вопросы, связанные с применением методов и приёмов музыки в общеобразовательной системе. Science and Education 4 (7), 100-106

19. КБ Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519524

20. КБ Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551

21. КБ Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

22. КБ Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

23. КБ Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

24. КБ Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252259

25. КБ Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

26. КБ Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

27. КБ Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214222

28. КБ Холиков. Оценка индивидуальных возможностей по музыке и музыкальных интересов школьника. Science and Education 4 (7), 327-331

29. КБ Холиков. Музыкально педагогические приёмы по улучшению освоения учебного материала в школе. Science and Education 4 (7), 338-344

30. КБ Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.