Научная статья на тему 'Эффекты модуляции и отклонении музыки'

Эффекты модуляции и отклонении музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
тональность / тональный план / побочные звуки / произведения / модуляция и отклонения / предложение музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидий Саид Болта-Зода

Сопоставление появление новой тональности без связного перехода, логической подготовки. Возникает обычно на гранях музыкального построения после цезуры, двойной тактовой черты и выставления новых ключевых знаков альтерации. Произведения, выдержанные в одной тональности, встречаются редко, т.к. введение новых тональностей значительно обогащает тональную палитру произведения, способствует яркости музыкального развития и является важным средством музыкальной драматургии. Новые тональности обогащают развитие мелодии, расширяют функциональные связи аккордов. Совокупность всех тональностей, использованных в произведении, называется тональный план. Тональность, в которой начинается произведение, называется главной, а все остальные побочными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффекты модуляции и отклонении музыки»

Эффекты модуляции и отклонении музыки

Саидий Саид Болта-Зода НавГПИ

Аннотация: Сопоставление - появление новой тональности без связного перехода, логической подготовки. Возникает обычно на гранях музыкального построения после цезуры, двойной тактовой черты и выставления новых ключевых знаков альтерации. Произведения, выдержанные в одной тональности, встречаются редко, т.к. введение новых тональностей значительно обогащает тональную палитру произведения, способствует яркости музыкального развития и является важным средством музыкальной драматургии. Новые тональности обогащают развитие мелодии, расширяют функциональные связи аккордов. Совокупность всех тональностей, использованных в произведении, называется тональный план. Тональность, в которой начинается произведение, называется главной, а все остальные - побочными.

Ключевые слова: тональность, тональный план, побочные звуки, произведения, модуляция и отклонения, предложение музыки.

Effects of modulation and deflection of music

Saidiy Said Bolta-Zoda NavSPI

Abstract: Comparison is the emergence of a new tonality without a coherent transition, logical preparation. It usually appears on the verges of a musical construction after a caesura, a double barline and the introduction of new key accidentals. Works sustained in one key are rare, because. the introduction of new keys significantly enriches the tonal palette of the work, contributes to the brightness of musical development and is an important means of musical dramaturgy. New tonalities enrich the development of the melody, expand the functional connections of the chords. The totality of all keys used in a work is called the tonal plan. The key in which the work begins is called the main key, and all the others are side.

Keywords: tonality, tone plan, secondary sounds, works, modulation and deviations, music proposal.

"В соотношении тональностей следует учитывать их б0льшую или меньшую устойчивость (функциональную весомомсть). Устойчивость

тональности зависит от ее продолжительности и кадансового закрепления. По этому признаку подразделяются на две категории:

1. совершенная модуляция, в которой последующая тональность устойчивее предшествующей.

2. несовершенная модуляция, в которой последующая тональность менее устойчивая, легче, чем предшествующая.

Различаются два вида несовершенной модуляции:

a) модуляционное отклонение с возвратом в первоначальную тональность.

b) проходящая модуляция, являющаяся промежуточным звеном в переходе к новой тональности.

Проходящие тональности могут приводить обратно в первоначальную тональность; в таком случае они образуют сложное отклонение, состоящее из ряда модуляционных звеньев.

Как отклонение, так и проходящие модуляции могут быть очень легкими, лишь мимоходом задевающие промежуточные тональности (посредством побочных доминант)."

"Отклонением называется кратковременный уход - проходящий или кадансовый - из одной тональности в другую. его существенный признак -отсутствие заключительной каденции, закрепляющей новую тональность, которая тем самым сохраняет свою ладовую функцию в главной тональности." "Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (в частности периода).

Кадансовое завершение построения (периода)в новой тональности служит основным отличием модуляции от отклонения внутритонального." Лично для меня отклонение - это появление признаков новой тональности при том, что я, не обладая ас, еще способен удерживать ощущение исходной тональности, как бы воспринимать две тоники - основную и временную. а модуляция, если вес новой тональности настолько велик, что мой ос полностью перестраивается на новую тональность, "забывая", теряя исходную. Таким образом для меня модуляция, в принципе, допускает (через какое-то относительно продолжительное время) возврат в прежнюю тональность. с другой стороны отклонение - это так же модуляция, но легкая, несовершенная, неполная. неокончательная с точки зрения слышания тоник.

Что касается спора относительно плагинов - я не знаком с этими плагинами, но мне кажется, что спор о том, что модуляция это или эффект - идет от некорректного смешения понятий из разных областей. Эффект - это понятие техническое, а модуляция - музыкальное.

Поэтому я допускаю, что может быть создан плагин, осуществляющий эффект, который выражается в том, что обеспечивает некие тональные

изменения в музыке - модуляции, отклонения, проходящие секвенции, сопоставления, просто некие "сдвиги".

Возможно (не знаю точно), эти модуляции могут совершаться, как с соблюдением классических принципов, так и привносить новые, необычные звучания - так как это произошло в электронной музыке при использовании музыкантами-"любителями" (креативными электронщиками, не обременёнными грузом знаний по классической гармонии и проч.) всевозможных достижений современной техники - семплов, лупов, секвенсеров и тд.

Существует 3 способа тональных сдвигов:

1) сопоставление - появление новой тональности без связного перехода, логической подготовки. Возникает обычно на гранях музыкального построения после цезуры, двойной тактовой черты и выставления новых ключевых знаков альтерации.

Пример: П.И.Чайковский, фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса «Вальс»

2) отклонение - временный переход в новую тональность без закрепления новой тоники с обязательным дальнейшим возвращением в основную тональность. Осуществляется отклонение через доминанту (реже субдоминанту) новой тональности, которая называется побочной доминантой (субдоминантой). Поэтому, скорей всего, в нотном тексте появятся случайные знаки альтерации, чуждые предыдущей тональности и характерные для новой.

Модуляция - переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения. Наиболее распространены тональные модуляции, при которых происходит смена тоники. Но в музыке встречаются и модуляции, при которых изменяется только лад, а тоника остается прежней (например, до-минор - До-мажор). Такая модуляция в одноименную тональность называется ладовой.

Переход из одной тональности в другую включает в себя следующие этапы:

1) показ исходной тональности (экспозиционный гармонический оборот);

2) общий аккорд, который можно объяснить как в первоначальной, так и в новой тональности;

3) модулирующий аккорд - чаще побочная доминанта (реже субдоминанта) из новой тональности;

4) закрепление новой тональности (каденционный гармонический оборот) при модуляции или же возвращение первоначальной тональности и ее утверждение при отклонении.

Модуляции прием - при котором происходит изменение устоявшейся структуры в музыкальной ткани на новую. Явление модуляции может использоваться в ритмике, форме, мелодике. Но чаще всего мы конечно же подразумеваем гармоническую модуляцию или смену тональности.

Современная музыка чаще всего основана на простых последовательностях аккордов и в силу своих художественных особенностей может существовать и без смены тональности. Конечно, можно найти большое количество безвкусных и технически неверных решений, которые только ухудшают звучание песни.

Но также есть целый пласт композиций, которые доказывают - модуляции есть и вне классической гармонии. И кроме того, они могут звучать органично, интересно и современно. Главная задача модуляции в классической гармонии это - раскрытие красок основной тональности и развитие гармонии внутри формы. Очевидно, что большие построения требуют гармонического развития, наряду с мелодическим и ритмическим.

В современной популярной музыки роль модуляции чаще всего состоит в том, чтобы создавать новое, необычное звучание. Здесь нет строгих схем движения по тональностям или привязки к исходной тонике.

И многими музыкантами модуляция рассматривается как двоякое явление. С одной стороны примитивный сдвиг припева или куплета на полтона-тон вверх или вниз, либо чуть более продвинутый способ отклонений в тональности субдоминанты.

С другой стороны, как сложный прием, который уместен в джазе или арт роке, но никак не в популярной музыке.

Тем не менее, анализ популярной музыке в самых разных стилях показывает, что модуляции и их разновидность в виде отклонений активно используется в музыке самой разной сложности и художественной ценности.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болта-Зода. Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении. Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871

2. Саидий, Саид Болта-Зода. Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842

3. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857

4. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903

5. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850

6. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Education 3 (3), 858864

7. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205

8. Саидий, Саид Болта-Зода. Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936

9. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611

10. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617

11. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624

12. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199

13. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918

14. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911

15. Саидий, Саид Болта-Зода. Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904

16. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and edukation scientific journal 3 (3), 891 - 898

17. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879

18. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858

19. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845

20. Саидий, Саид Болта-Зода. Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов. Science and Education 3 (3), 924-929

21. Саидий, Саид Болта-Зода. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 70027010

22. Саидий, Саид Болта-Зода. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220

23. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200

24. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1193

25. Саидий, Саид Болта-Зода. The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 2795-546X 1 (1), 37-43

26. Саидий, Саид Болта-Зода. Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210

27. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and Education 3 (4), 1618-1624

28. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830

29. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617

30. Саидий, Саид Болта-Зода. Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.