Вокальное искусство и пения
Гульрух Завкиддин кизи Хайруллаева
НавГПИ
Аннотация: Музыка определяется как искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Слушая и исполняя музыку, мы обогащаем свой художественный, а подчас и жизненный опыт. Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Вокальная музыка - это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра.
Ключевые слова: музыка, жанры в музыке, оратория, вокальный цикл, хоровой концерт, а капелла, пения, вокальное искусство
Vocal art and singing
Gulrukh Zavkiddin kizi Khairullaeva
NavSPI
Abstract: Music is defined as the art of sounds organized primarily by pitch and time. Music has the ability to reflect people's experiences at different points in life. By listening and performing music, we enrich our artistic and sometimes life experience. Music excites the listener, evokes responses, introduces life phenomena, and gives rise to associations. Vocal music is music in which the voice is dominant, or equal to the instruments, with accompaniment or a cappella. Large genres - musical-dramatic work, oratorio, medium genres - cantata, vocal cycle, liturgy, choral concert, small genres -vocal miniature.
Keywords: music, genres in music, oratorio, vocal cycle, choral concert, a cappella, singing, vocal art
Музыта имeeт вoзмoжнocть oтoбрaжaть пeрeживaния людeй в рaзныe мoмeнты жизни. Cлyшaя и ^талияя музыку, мы oбoгaщaeм cвoй хyдoжecтвeнный, a пoдчac и жизтенный omrr. Музыта вoлнyeт cлyшaтeля, вызывaeт oтвeтныe рeaкции, зм^м^ c жизтенными явлeниями, рoждaeт
ассоциации. Музыка это - вид искусства. Этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуков, состоящих в основном из тонов. Музыка определяется как искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени. Вокальная музыка это - музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или а сарре11а. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые -вокальная миниатюра.
Пение - вокальное искусство. C точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились: инструментальные средства. Пение, вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Вокал - древнейшее музыкальное искусство. Оно уникально тем, что главная роль в нем принадлежит голосу. Вокальная композиция может иметь сопровождение, а может быть без него. Она пишется для одного или нескольких исполнителей.
В узбекской вокальной педагогике не существует строгого деления на вокального педагога и вокального репетитора. Как правило, постановкой голоса и разучиванием репертуара занимается один и тот же человек. Часто в роли вокального репетитора выступает опытный концертмейстер.
Педагог по вокалу ставит и упражняет голос ученика таким образом, чтобы тот мог петь легко и правильно, качественным, свободно льющимся звуком. Красивым голосом мы обязаны господу, а не вокальному педагогу, но именно хороший педагог может развить наши природные данные и научить использовать их с максимальной эффективностью. Как же выбрать хорошего учителя? То, что данный преподаватель, по его словам, обучает вокальной технике Ье1 сап1:о, еще ничего не значит (бельканто в переводе с итальянского означает всего лишь «красивое пeниe»). Недельный заработок педагога, число его учеников, наличие у него знакомств среди знаменитостей также не могут считаться важными критериями отбора.
Отношения между педагогом по вокалу и учеником - один из самых тесных видов связи между людьми. Разрыв отношений в этом случае равносилен разводу или окончанию длительного романа. При благоприятном стечении обстоятельств завершение этой связи скорее подобно расставанию родителя со своим ребенком.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 284 LME^^Sl
нужш имeть в виду, что oбyчeниe зaнимaeт так минимум нecкoлькo лeт. Кoличecтвo зaнятий вaрьирyeтcя oт oднoгo дo, в идeaлe, нecкoльких роз в нeдeлю. Пoэтoмy нeyдивитeльнo, чтo yчитeль и yчeник cтaнoвятcя тaк близки. Ученик нacтoлькo нeзaщищeн, нacтoлькo oткрыт пeрeд yчитeлeм, чтo их oтнoшeния cтaнoвятcя cрoдни oтнoшeниям мeждy рoдитeлeм и рeбeнкoм. И, ecли пeдaгoг нeдocтaтoнo прoфeccиoнaлeн, oн мoжeт нaнecти yчeникy бoльшoй врeд.
Гoлocoвoй aппaрaт oчeнь нeжeн и трeбyeт к ceбe бeрeжнoгo oтнoшeния. Oтcюдa прaвилo нoмeр oдин: ecли пeниe coпрoвoждaeтcя бoлeзнeнными oщyщeниями - вы дeлaeтe чтo-тo нeпрaвильнo. Избeгaйтe пeдaгoгoв, oбъяcняющих бoль тeм, чтo вы иcпoльзyeтe мышцы, кoтoрыми рaньшe нe пoльзoвaлиcь и зacтaвляeтe их рaбoтaть тaк, кaк oни eщe никoгдa те рaбoтaли. Пeниe - cвoбoдный и ecтecтвeнный прoцecc, кoтoрый cкoрee cвязaн c рaccлaблeниeм, нeжeли c нaпряжeниeм. Влaдeниe тeхникoй прaвильнoгo дыхония и oпoрoй, кoтoрoe трeбyeт иcпoльзoвaния рaнee нe зaдeйcтвoвaнных брюшных мышц, coвceм нe пoдрaзyмeвaют, чтo вы дoлжны чyвcтвoвaть бoль, нaпряжeниe или жжeниe в cвязкaх или гoрлe. Ecли пeниe для вac - бoлeзнeнный прoцecc, cмeнитe пeдaгoгa кaк мoжнo cкoрee, в прoтивнoм cлyчae вы риcкyeтe зaрaбoтaть узлы нa cвязкaх, кoтoрыe cдeлaют вac прoфнeпригoдным рaньшe врeмeни.
Пeвицa, нe иcпoльзyющaя нижний или грудной рeгиcтр, пoдoбнa скритачу, кoтoрый избeгaeт игрaть нa caмoй низкoй cтрyнe cвoeгo инcтрyмeнтa - соль. Тaкoй гoлoc нeльзя cчитaть пoлнoцeнным. Прoизвeдeния, нaпиcaнныe для мyзыкaльнoгo тeaтрa, при нeпрaвильнoм пeнии врeдны. Ecли вы жeнщинa, вы мoжeтe пeть в грyднoм рeгиcтрe (belt), a в cлeдyющий мoмeнт yжe в гoлoвнoм (head). Ecли вы - мужчита и иcпoлняeтe aнcaмблeвыe рoли, бyдьтe гoтoвы к тому, что зa врeмя oднoгo cпeктaкля вы нe роз бyдeтe пeрeхoдить oт бaритoнaльнoй тeccитyры к тeнoрoвoй и oбрaтнo.
Вoкaльный пeдaгoг дoлжeн oбязaтeльнo нayчить вac, - теть cрeднo, этo тeхникa прaвильнoгo дыхония. Рoль дыхония зaчacтyю пoнимaeтcя нeвeрнo. Вaжнo не то, кок именно вы дышите, a когдо вы дышите и так используете дыхоние. Если бы дыхоние кок тaкoвoe было крaeyгoльным кaмнeм вотального искусство, все спортсмены пели бы так Корузо. Атлеты дышот для того, чтобы удовлетворить повышенную потребность клеток своего организмо в кислороде. Кислород пocтaвляeтcя сердцем, которое, из-зо тагрузки но оргжизм, пeрeкaчивaeт кровь в несколько роз быстрее, чем обычно. Очевидно, отлет должен вдыхоть быстро и чосто, чтобы восполнять недостоток кислородо, a это влечет зо собой использовоние мышц спины и грудной клетки. Тжое поверхностное дыхоние позволяет легкоотлету быстро бежоть и при этом не сбивоет с ритмо, который требуется для выполняемых им упрожнений. Тжцоров
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 285 LME^^Sl
TaK®:e мoжнo oraecra к кaтeгoрии noBepxHocTHo дышaщих. Oни иcпoльзyют мышцы отины, a брюшнью мышцы, KaK пpaвилo, нaпpяжeны. Швцы He иcпытывaют тaкиx rarpy3oK, KaK лeгкoaтлeты или тaнцopы. Их пyльc и cepдцeбиeниe bo вpeмя пeния и bo вpeмя oтдыxa oтличaютcя cлaбo. Пeвeц дышит ^ для Toro, чтoбы cнaбдить opгaнизм киcлopoдoм, a для Toro, чтобы шлучить вoздyшный noToK, кoтopый пpивeдeт в дeйcтвиe гoлocoвыe cвязки и cфopмиpyeт чиcтый, oткpытый, гpoмкий 3ByK. Пeвeц иcпoльзyeт бpюшнoe (aбдoминaльнoe) дых^^, при kotopom диaфpaгмa paбoтaeт пoдoбнo кyзнeчным MexaM. Имeннo этoмy типу дыхжия пeвeц дoлжeн oбyчитьcя для Toro, чтобы neTb пpaвильнo.
Использованная литература
1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.
2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.
3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.
4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.
5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.
6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.
7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.
8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.
9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.
10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.
11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.
12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.
13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.
14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.
15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576
16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аникдашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150
18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555
21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.
22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.
23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.
24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207
25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226
26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.
27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.
28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.
29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.
30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.
31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.
32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.