ТУХВАТУЛИН Айрат Халитович,
кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования ИМО КФУ,
e-mail: [email protected]
СУЛТАНОВА Алина Петровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков КНИТУ им. А.Н. Туполева - КАИ,
e-mail: [email protected]
МЕНЧИКОВА Наталья Сергеевна,
магистр Института Психологии и образования КФУ,
e-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС»
Аннотация. Изменения экономического характера, которые происходят на мировом уровне, оказывают прямое влияние на экономику отдельных стран, в том числе и на Российскую Федерацию. В условиях глобализации, особое значение принимает такое явление, как мировой экономический кризис. Как неотъемлемый элемент экономической жизни, кризис создает новые условия, к которым обществу необходимо адаптироваться. Соответственно, становится актуальным вопрос о воспитании экономически грамотной личности, способной существовать в, предъявляемых современностью, экономических условиях. Школьный курс обществознания призван обеспечивать целенаправленную социализацию по основным сферам общественного развития, именно в рамках данной дисциплины происходит социализация молодого поколения в соответствии с потребностями современного общества. Школа является основным общественным институтом, ответственным за социализацию подрастающего поколения к современным условиям, её задача обеспечить целенаправленную подготовку и воспитание всесторонне развитой и грамотной личности. Основная задача учителя обществознания подготовить обучающихся к постоянно изменяющимся условиям современности. В процессе изучения тем экономического блока, осуществляется экономическая социализация гражданина, способного осуществлять рациональную экономическую деятельность, особенно в условиях процессов спада и депрессии в социально-экономической сфере.
Ключевые слова: методика преподавания обществознания, мировой экономический кризис, экономические понятия.
TUKHVATULIN Ayrat Halitovich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of
IMO KFU Historical and Social Education,
SULTANOVA Alina Petrovna,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department
Foreign languages of A.N. Tupolev KNITU - KAI,
MENCHIKOVA Natalya Sergeyevna,
Master of the Institute of Psychology and Education of KFU
PRINCIPLES AND METHODS OF DEALING WITH CONCEPTS IN THE STUDY OF THE WORLD ECONOMIC CRISIS
Annotation. Global economic change has a direct impact on the economy of individual countries, including the Russian Federation. In the context of globalization, such a phenomenon as the global economic crisis is of particular importance. As an integral part of economic life, the economic crisis creates new conditions for society to adapt to. Correspondingly, the question of educating an
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
economically literate person who is able to exist in the economic conditions imposed by modernity is becoming relevant. The school course of social science is designed to provide targeted socialization in the main areas of social development; it is this discipline that drives ayounger generation to get socialized and meet the demands of modern society. The school is the main public institution responsible for the socialization of a younger generation to modern conditions, its task being to provide targeted training and education of a well-developed and literate person. The main task of a social science teacher is to prepare students for the constantly changing conditions of our time. While studying the economics units, a member of the society who is able to carry out rational economic activi-tiesis exposed and involved in the economic socialization, especially in the conditions of socio-economic recession and depression.
Key words: methods of teaching social science, global economic crisis, economic concepts
Работа с понятиями - необходимая составляющая в преподавании любого предмета, именно от данного вида деятельности зависит результативность учебного процесса. Современные стандарты требуют от учителя ориентации на новую модель обучения. Прежняя модель усвоения знаний заменяется на новую, в которой основным является развитие личностных качеств обучающегося. Образование выстраивается таким образом, что ученику необходимо самостоятельно добывать знания, посредством познавательных заданий. Требования предъявляются также к формированию понятийного аппарата обучающихся, иными словами, обучающийся должен усвоить общие понятия, избрать подходящие критерии и закономерности изучаемого понятия, изучить причинно-следственные связи. [Платонова, Аксенова, 2016 - с.143] В рамках темы «Мировой экономический кризис», как и в во всех темах обществоведческого курса, освоение понятийного аппарата обучающимися необходимо для формирования экономической грамотности и культуры школьников. Именно понятийная основа помогает в дальнейшем формировать более глубокие знания по различным темам обществоведческого курса.
Фундаментом и некоей базисной единицей, на которой формируются научные знания является именно понятие. В свою очередь каждое отдельное понятие не изолировано, а взаимосвязано с другими понятиями. Соответственно, главным условием формирования понятийного мышления является системность обучения, или иначе овладение понятиями, находящимися в определенной систематической взаимосвязи. Система понятий должна образовать структурный сектор знаний по темам и в целом по всей дисциплине. [Платонова, Аксенова, 2016 - с.145]
Любое новое знание, получаемое в процессе образования, основывается на уже имеющемся материале, поэтому понятийные знания - это не только цель, но и средство обучения. Над внутренним содержанием определяемого понятия работать невозможно, если не имеется знаний об определяющих его терминов. Помимо этого, орга-
низация работы с понятиями, должна предусматривать выполнение развивающих мышление задач.[Сластенин, Исаев, Шиянов , 2007 - С.103.]
Понятийный аппарат экономического модуля в курсе обществознания многомерен и сложен. Понятие являет собой форму мышления, которая дает характеристику существенным свойствам, отношениям и связям предметов и явлений.[Еме-льянова, Сергеева, 2016.]
Следует заключить, что понятие представляет совокупность характерных признаков конкретного предмета или явления, обозначенная множественными способами, в том числе вербальными, графическими, символическими. В рамках данного исследования экономическое понятие рассматривается в качестве обобщенного знания о предмете, которое раскрывает его существенные объективные связи и отношения.
Способы объяснения понятий постепенно усложняются в процессе развития обучающихся. Выделяют такие формы подачи: вербальная, схематическая, графическая, символическая. Необходимо, чтобы форма выражения понятия соответствовала возрасту и уровню развития обучающихся. Уместным является рассмотрение принципов и методов работы с экономическими понятиями на уроках обществознания в рамках темы «Мировой экономический кризис», а также уделить преимущественно особое внимание системно - деятельностному подходу, в связи с тем, что он является, согласно ФГОС, основным в общеобразовательной школе.
Работа с экономическими понятиями в рамках обществоведческого курса осуществляется в соответствии с общеметодическими принципами. Главенствующим принципом методисты выделяют «принцип научности». Сущность данного принципа состоит в том, что любое понятие и его смысл должны соответствовать современным научным трактовкам. Теснейшую связь с принципом научности имеет «принцип творческой активности» обучающегося при руководящей роли учителя. Его смысл состоит в том, что учитель должен способствовать активизации познавательной деятельности ученика в процессе формирования
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
понятий, используя при этом разнообразные методы, побуждающие обучающегося к самостоятельному творческому поиску.
При формировании понятийного аппарата необходимым элементом также выступает «принцип системности» изучения понятий. Сущность этого принципа состоит в том, что рассмотрение понятий необходимо производить в логических связях с другими понятиями, а также с другими фактами, положениями, идеями и принципами. Другими словами, учитель должен реализовывать в процессе обучения внутрипредметные и межпредметные связи. Большое значение также имеет «принцип связи обучения с жизнью». В рамках данного принципа изучение научных понятий производится путем сопоставления разнообразных источников: книг, газет, учебников, личного опыта, наблюдений и др.
Рассмотрение экономических понятий неразрывно связано с «принципом наглядности» в обучении. Данный принцип предполагает использование в процессе объяснения материала, разнообразных средств наглядности. К таковым можно отнести схемы, статистические таблицы, диаграммы, графики и другие дидактические материалы.
Формирование понятий в соответствии с ФГОС осуществляется преимущественно в рамках системно-деятельностного подхода. Методы, применяемые в процессе обучения должны соответствовать требованиям государственных программ и установок. Дидактика определяет термин «подход» в качестве совокупности основных принципов, обозначающих стратегию обучения. Каждый из принципов разрешает противоречия, проявляющиеся в ходе образовательного процесса. [Сластенин, Исаев, Шиянов , 2007 - с.170]
Смысловое содержание понятия «подход» -это концепция, определяющая организацию того или иного процесса, в нашем случае процесса обучения обществознанию. Современные методисты определяют системный подход как универсальный научный метод исследования социальной реальности. В рамках системного подхода производится выявление всех элементов, необходимых для понимания социального явления и его целостного осмысления.
Основу системного подхода составляет исследование объекта как системы. Данный подход направляет исследование на раскрытие целостности объекта. Он выявляет многообразные типы связей в нем и сводит их в единую систему. Анализ научной литературы выделил основные категории системного подхода - это система, структура и среда.
Обществоведческий курс на современном этапе являет собой систему знаний, которые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
достаточно сложны для понимания в школьном возрасте, так как представляют собой знания из различных областей науки. Большинство понятий обществоведческого курса специфичны, потому как являют собой абстракции высокого порядка, изучаются в курсе на уровне теоретических обобщений [Боголюбов, 2002 - с.163].
Теоретические понятия имеют сложное содержание. Для их осмысления от обучающегося требуется не только знать существенные признаки понятия, но и обладать системой знаний о взаимосвязях этих признаков. Для формирования понятий, которые являются абстракциями высокого порядка требуется овладеть системой других понятий, без знания которых просто невозможно понять первое [Боголюбов, 2004 - с. 96 ].
Мировой экономический кризис рассматривается экономистами как глобальное экономическое явление, которое носит системный характер, и затрагивает большинство отраслей социально-экономической сферы каждой страны, а также влияет на структуру мировой экономики и принципы международно-экономических отношений.
В школьном обществоведческом курсе понятие мировой экономический кризис рассматривается как глобальное явление, его можно отнести к теоретическим понятиям наиболее сложного уровня, так как оно вбирает в себя совокупность проблем экономической теории и её структурных элементов: фактов, положений, принципов, понятий, фиксирующих частные теории, в частности, это теория экономических циклов, теория экономических учений и т.д.
Качество образовательного процесса зависит во многом от применяемых методов и форм обучения. В педагогической науке форма обучения обозначается как способ организации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь методы обучения представляют собой способы совместной деятельности обучающихся и педагога, которые направлены на достижение преимущественно образовательных целей [Курочкина, Осокина-с.169].
Традиционно, методом является совокупность приемов и правил изучения явления, а также путь достижения результатов в познавательной деятельности. Научные методы принято подразделять на два больших блока - специфические и общенаучные [Курочкина, Осокина - с.170].
В процессе изучения экономического блока в рамах обществознания возникает ряд проблем, которые связаны с такими аспектами как сложность материала, слабая заинтересованность и мотивация обучающихся. Повысить интерес к экономическим темам помогает использование проблемного метода.
При применении проблемного метода обучения логично использование фронтальной, инди-
видуальной, коллективной и групповой форм обучения.
М.И. Махмутов выделил шесть методов проблемного обучения, подразделив их в зависимости от способа представления учебного материала, а также степени активности обучающихся. В частности, он выделял:рассуждающий метод изложения, метод монологического изложения, эвристический метод обучения, диалогический метод изложения, исследовательский метод и метод программированных заданий.[Махмутов, 1977 - с. 27.]
В рамках темы «мировой экономический кризис» проблемный метод можно осуществить в теме «Глобальные экономические проблемы». После знакомства с темой урока учитель ставит пред учащимися вопрос: «Какой смысл в себе несет слово «глобальный»?», «Что может являться глобальной проблемой?». В предыдущих разделах обществоведческого курса, а также из курса географии, обучающиеся уже встречались с данной категорией. После ответов учеников, учитель дополняет их знания и обобщает, после чего подходит к рассмотрению причин глобальных проблем и сущности процесса глобализации. На этом этапе возможно вновь поставить проблемный вопрос перед обучающимися: «Является ли глобализация строго отрицательным явлением?» После чего обучающиеся смогут поразмышлять о положительных и отрицательных последствиях процесса глобализации. Представленный метод гармонично укладывается в этап изучения нового материала на уроке, а также осуществляется в рамках деятельностного подхода. При использовании метода проблемных вопросов интерес учащихся не ослабевает в процессе изучения темы.
Эффективным методом в процессе преподавания тем экономического модуля, специалисты особо выделяют метод ситуаций-задач (case-study). При этом отмечается ряд преимуществ данного метода, которые, по нашему мнению являются важными в процессе формирования понятия «мировой экономический кризис». К этим преимуществам можно отнести: развитие аналитических способностей школьника и критического мышления [Власова, 2012 - с. 278].
При осуществлении данного метода, перед учащимися ставится проблемная задача, которую они могут решить при помощи привлечения различного вида источников. В рамках темы «мировой экономический кризис» проблемная ситуация может быть связана с определением наличия или отсутствия кризисного процесса. В данном случае обучающимся предлагаются статистические материалы, исследовав, и проанализировав которые, они придут к верному решению задачи.
В рамках проблемного метода при изучении темы «мировой экономический кризис» действенной методикой является работа с документами. Известные педагоги-методисты по истории и обществознанию, такие как Л.Н. Боголюбов, А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, Е.А. Костюкевич И.Я. Лернер и другие указывают, что благодаря систематичности в работе с документами, обучающийся расширяет и углубляет свои знания, может усилить доказательную часть своего ответа, и наиболее глубоко усвоит фактические элементы [Ежова, Лебедева, Дружкова, 1986 - с.92].
Помимо этого, включение документальных источников в работу на уроке способствует развитию умений учеников. В частности, развиваются умения анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, применение текста документа для аргументации ответа. В ходе работы с документами у обучающихся наблюдается повышение внимания и увеличение интереса к изучаемой теме. А также с помощью применения документальных источников происходит становление творческой деятельности обучающихся [Басик, 2002 - с. 203].
А.Ф. Иоффе в своем исследовании упоминает о том, что при работе с источниками необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых это наиболее точное определение существенных элементов главного, во-вторых соблюдение постепенности и плавного усложнения (от более простого к более сложному), в-третьих отбор более эффективных средств и приемов, в-четвертых усложнение материала и приемов работы учащихся, увеличение требований к самостоятельности учеников. Помимо этого, многое зависит от умения преподавателя подбирать источники и документы и наиболее подходящим образом включать их в общий план урока, а также умения организовать процесс работы с источниками так, чтобы он был эффективен [Иоффе, Пахомов, 2000 - с. 49].
Для того чтобы организовать самостоятельную работу обучающихся с документами, необходимо учитывать уровень их подготовленности. Правильно подобранные текстовые документы, соответствующие уровню развития и содержанию учебных материалов могут быть предоставлены обучающимся для самостоятельного анализа, соответственно с предварительной постановкой задания [Лернер, 1983 - с.231].
Вяземский Е.Е. указывает, что каждый вид источников обладает только присущими ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его применить [Вяземский, 1999 - с. 160 ].
В рамках изучения темы «Мировой экономический кризис», в качестве документов могут быть применены статистические материалы, материалы периодической печати, а также программные
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
документы. В частности, статистические документы представляют собой значительный и информативный источник, так как содержат в себе материал в виде таблиц, описей и т.д. Возможности применения данного вида документов в рамках темы «Мировой экономический кризис» высоки, потому как статистика включает в себя информацию, выраженную в цифрах, что позволяет сформировать целостное представление о некоторых экономических процессах. В частности, в теме «Инфляция и семейная политика» на этапе закрепления материала можно использовать динамику изменения экономических показателей в определенной стране, для того чтобы определить наличие инфляции и её разновидность.
Все обозначенные приемы и методы осуществления деятельности учеников при работе с документом в школьном курсе обществознания в рамках темы «Мировой экономический кризис» позволяют организовать эффективный образовательный процесс, углубить и конкретизировать знания обучающихся по заданной теме, развить полное представление о ее ключевом понятии, характерных признаках и их осуществления на практике, сформировать необходимые навыки работы с источником, умение самостоятельно осуществлять анализ и оценку различных фактов, вырабатывать собственное мнение, обосновывать его аргументами. Самое важное, что самостоятельная творческая работа учеников способствует критическому осмыслению информации из разных источников, что позволяет сформировать личное отношения к фактам, событиям и явлениям политической жизни государства.
В рамках урока «Экономический кризис: причины, проявления, последствия» решается также задача воспитания экономической грамотности. Задача воспитания экономической грамотности в рамках темы решается путем включения в образовательный процесс ряда заданий. Проведение данного урока целесообразно после изучения темы «Экономический цикл».
На начальном этапе урока, при определении темы мы предлагаем использовать метод работы с документами. В процессе работы с источником обучающиеся учатся анализировать общественные явления. В качестве документа для работы мы предлагаем взять выдержку из обращения президента Ф.Д. Рузвельта гражданам США от 7 мая 1933 г.
Данный источник интересен тем, что в нем известный политик, обращаясь к населению США констатирует факт экономического расстройства в стране, указывая его конкретные проявления. Обучающимся предлагается ознакомиться с данным документом и ответить на следующие вопросы: 1. О каком экономическом явлении идет
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
речь в документе? 2.Перечислите проявления данного явления, которые называет Рузвельт? Применение данного документа позволяет провести межпредметную связь с курсом истории, погрузить учащихся в тему, ознакомить с историческими проявлениями известного мирового кризиса «Великой депрессии».
Ознакомившись с документом, учащиеся опираясь на уже усвоенные ранее знания по экономическим темам определяют тему, которую им предстоит рассмотреть: «Экономический кризис: причины, реальность, последствия». Необходимым на этапе мотивации является объяснить обучающимся важность и полезность изучаемого материала. Ключевым видом деятельности на этом этапе является составление плана урока. Данный вид деятельности позволяет учащимся самим поразмышлять о том, какие необходимые аспекты они должны рассмотреть на уроке. Применение данного метода в старших классах, помогает структурировать материал по темам обществоведческого курса.
В процессе рассмотрения понятия «экономический кризис» был использован метод одновременного анализа нескольких определений. Данный вид деятельности позволяет учащимся выделить главные отличительные признаки, рассматриваемого явления, рассмотреть различные научные трактовки экономических и иных понятий обществоведческого курса.
Исходя из проведенного исследования приемов и методов формирования понятий на уроках обществознания в рамках темы «Мировой экономический кризис» можно сделать вывод, что при осуществлении образовательного процесса необходимо сочетать различные формы заданий, соответствующие теме урока, целям и задачам, особенностям источника. Такой подход способствует овладению учащимися необходимыми знаниями и умениями для решения заданий ЕГЭ и реализации предметных и личностных требований к результатам образовательного процесса, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Список литературы:
[1] Басик Н.Ю. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе // Методика преподавания обществознания в школе; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Владос, 2002. - С. 196-227.
[2] Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2002. -304 с.
[3] Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». -М., 2004 - 97 с.
[4] Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федераль-
ных государственных образовательных стандартов / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб, 2012. — С. 278-280.
[5] Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. - М.: Владос, 1999. -160 с.
[6] Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А.
B. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие / - М.: Просвещение, 1986. - С.190.
[7] Емельянова И.Н., Сергеева Б.В. Формирование обществоведческих понятий на уроках окружающего мира в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=24711 (дата обращения: 26.12.2019).
[8] Курочкина С.А., Осокина Е.В. Использование проблемных форм и методов в процессе обучения экономике в школе// Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). 2017 - С.169-175.
[9] Иоффе А.Н., Пахомов В.В. Современная технология гражданского образования - Самара: Изд. СИПКРО, 2000. - 49 с.
[10] Лернер И.Я. Изучение истории СССР в IX классе - М.: Просвещение, 1983. -231 с.
[11] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1977. -240 с.
[12] Платонова Н. А., Аксенова Л. Н. Формирование понятий как основы теоретических знаний на уроках обществознания // Модернизация юридического образования в России: опыт и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Орехово-Зуево, 2016.
C.143-147.
[13] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шия-нов Е.Н. Педагогика. - М., 2007. - 576 с.
Spisok literatury:
[1] Basik N.YU. Vidy dokumentov, ispol'zuemyh v obshchestvovedcheskom kurse // Metodika prepodavaniya obshchestvoznaniya v shkole; pod red. L.N. Bogolyubova. - M.: Vlados, 2002. - S. 196227.
[2] Bogolyubov L.N. Metodika prepodavaniya obshchestvoznaniya v shkole. - M.: VLADOS, 2002.
- 304 s.
[3] Bogolyubov L.N. Metodicheskie rekomendacii po izucheniyu kursa «Obshchestvovedenie». - M., 2004 - 97 s.
[4] Vlasova N. V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v kontekste novyh federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov / N. V. Vlasova // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). — SPb, 2012. — S. 278-280.
[5] Vyazemskij E.E. Metodika prepodavaniya istorii v shkole. Prakticheskoe posobie dlya uchitelej.
- M.: Vlados, 1999. -160 s.
[6] Ezhova S. A., Lebedeva I. M., Druzhkova A. V. Metodika prepodavaniya istorii v srednej shkole: uchebnoe posobie / - M. : Prosveshchenie, 1986. -S.190.
[7] Emel'yanova I.N., Sergeeva B.V. Formirovanie obshchestvovedcheskih ponyatij na urokah okruzhayushchego mira v nachal'noj shkole // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016.
- № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=24711 (data obrashcheniya: 26.12.2019).
[8] Kurochkina S.A., Osokina E.V. Ispol'zovanie problemnyh form i metodov v processe obucheniya ekonomike v shkole// Nauchnoe soobshchestvo studentov: Mezhdisciplinarnye issledovaniya: sb. st. po mat. XX mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 9(20). 2017 - S.169-175.
[9] loffe A.N., Pahomov V.V. Sovremennaya tekhnologiya grazhdanskogo obrazovaniya - Samara: Izd. SIPKRO, 2000. - 49 s.
[10] Lerner I.YA. Izuchenie istorii SSSR v IX klasse - M.: Prosveshchenie, 1983. -231 s.
[11] Mahmutov M.I. Organizaciya problemnogo obucheniya v shkole. - M.: Pedagogika, 1977. - 240 s.
[12] Platonova N. A., Aksenova L. N. Formirovanie ponyatij kak osnovy teoreticheskih znanij na urokah obshchestvoznaniya // Modernizaciya yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii: opyt i perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Orekhovo-Zuevo, 2016. S.143-147.
[13] Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Pedagogika. - M., 2007. - 576 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019