Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы в развитии аналитических умений слушателей подготовительного отделения'

Организация самостоятельной работы в развитии аналитических умений слушателей подготовительного отделения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СЛУШАТЕЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВУЗА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ANALYTICAL SKILLS / STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT / PREPARATORY DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY / INDEPENDENT WORK / UNIFIED STATE EXAM / SOCIAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулюкова А.Г., Петрухина И.В.

Введение. В статье обоснована актуальность развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза; представлен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития аналитических умений разных категорий обучающихся. Цель статьи обосновать и раскрыть возможности организации самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения вуза на занятиях по обществознанию, учитывая уровень их подготовки. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития аналитических умений обучающихся; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование слушателей подготовительного отделения и учителей, анализ письменных и устных ответов слушателей подготовительного отделения, тестирование, анализ результатов ЕГЭ. Результаты. Выявлено понятие «аналитические умения», обнаружены педагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения, обосновано значение и возможности организации самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения. Обсуждение. Выявлены педагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Заключение. Делается вывод о том, что развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения возможно через системную самостоятельную работу в процессе изучения обществознания. Основные положения: выявлены понятие «аналитические умения», виды аналитических умений; выделены группы слушателей подготовительного отделения по уровню подготовки, изучена их психолого-педагогическая характеристика, изучены уровни развития аналитических умений каждой группы; определены типы заданий для организации самостоятельной работы слушателей разных групп в процессе изучения обществознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мулюкова А.Г., Петрухина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN THE DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS OF STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT

Introduction. The article justifies the relevance of the development of analytical skills of students of the Preparatory Department of the University; the analysis of psychological and pedagogical research on the development of analytical skills of different categories of students. The article aims is to substantiate and reveal the possibilities of organization of independent work of students of the preparatory Department of the University in the Social Science. Materials and methods. The main research methods involve analysis of scientific literature on the problem of development of analytical skills of students ; diagnostic techniques, including observation, description, questioning of students of the preparatory Department and teachers as well as analysis of written and oral responses of students of the Preparatory Department, analysis of the exam results. Results. The study introduced a concept of "analytical skills", identified pedagogical conditions for the development of analytical skills of Preparatory Department students, substantiated the value and possibilities of organization of independent work of students of the Preparatory Department. Discussion. The study shoes that the project is efficient when there are some pedagogical conditions of analytical skills development of the Preparatory Department students. Conclusion. The author concluded that the skills development of the Preparatory Department students. is possible by means of systematic independent work in the process of the studying Social Science. Highlights: the concept of "analytical skills", types of analytical skills; the author identified the level of training of the students of the preparatory Department, stydied their psychological and pedagogical characteristics and the levels of development of analytical skills of each group; the research determine the types of tasks for the organization of independent work of students in different groups.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы в развитии аналитических умений слушателей подготовительного отделения»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.68..5..010

УДК 378

ББК 74.480.267.0-64

А. Г. Мулюкова1, И. В. Петрухина2

1ORCID № 0000-0002-3221-9619, ассистент кафедры всеобщей истории, преподаватель УЦ «ЕГЭ», соискатель кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск. Российская Федерация.

E-mail: asel. kushtaeva@mail. ru

2ORCID № 0000-0002-0347-4522, доцент, к.п.н., начальник отдела довузовского образования и профориентационной

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: petruhinaiv@cspu.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность развития аналитических умений

Результаты. Выявлено понятие «аналитические умения», обнаружены педагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения, обосновано значение и возможности организации самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения.

Обсуждение. Выявлены педагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза.

г

г а н

а

К

подготовки, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический I

о

а

В РАЗВИТИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ "§

§

№ 13

IS № К

S

К К

слушателей подготовительного отделения вуза; представлен анализ психолого-педаго- н гических исследований по проблеме развития аналитических умений разных категорий л

обучающихся. Цель статьи - обосновать и раскрыть возможности организации самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения вуза на занятиях по об-ществознанию, учитывая уровень их подготовки.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития аналитических умений обучаю- уУ щихся; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование слушателей подготовительного отделения и учителей, анализ письменных и устных ответов слушателей подготовительного отделения, тестирование, анализ результатов

л Й а о

ЕГЭ. §

s о

№ К

а ä

aj

50 §

2

Заключение. Делается вывод о том, что развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения возможно через системную самостоятельную работу в процессе изучения обществознания.

Ключевые слова: аналитические умения, слушатели подготовительного отделения, подготовительное отделение вуза, самостоятельная работа, единый государственный экзамен, обществознание.

Основные положения:

- выявлены понятие «аналитические умения», виды аналитических умений;

- выделены группы слушателей подготовительного отделения по уровню подготовки, изучена их психолого-педагогическая характеристика, изучены уровни развития аналитических умений каждой группы;

- определены типы заданий для организации самостоятельной работы слушателей разных групп в процессе изучения обществознания.

1. Введение (Introduction)

Качество подготовки слушателей подготовительного отделения по программе «Подготовка к поступлению в вуз» в ЮУрГГПУ оценивается по результатам Единого государственного экзамена. Экзаменационная модель по обще-ствознанию позволяет проверить широкий спектр знаний и умений слушателей, определенный образовательным стандартом 2004 г. Большую часть проверяемых умений составляют группы аналитических умений: при работе с различными по характеру, содержанию и форме источниками социальной информации (извлекать, система-

тизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы); по выявлению причинно-следственных связей; по оцениванию действий субъектов социальной жизни; по формулированию собственных суждений и их аргументации1. Соответственно, приоритетной задачей в процессе обучения обществознанию слушателей подготовительного отделения является организация самостоятельной работы по развитию аналитических умений, которые мы-трактуем как мыслительные операции, позволяющие отражать сущ-

1 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по обществознанию / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «ФИПИ». [М.], 2018. - С. 6-7. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 25.09.2018).

ность изучаемых явлений, процессов, событий.

Накопленный психолого-педагогический опыт позволяет констатировать, что умение - это действие и формируется оно в процессе некой деятельности. «Умения рассматриваются как непри-менный элемент учебной деятельности, ее результат и то же время средство достижения образовательных целей» [1, с. 6]. Это положение отражает системно-деятель-ностный подход в образовании. Наиболее подходящим определением понятия «умение» в рамках данной статьи считаем понятие советского педагога Ю. К. Бабан-ского, по которому умение - это способность к осознанному осуществлению учебных действий [2, с. 6-7], т.к. в нем делается акцент на осознанности выполняемых действий.

На данный момент существуют различные классификации

умений, характеризующих мыслительную деятельность человека (общеучебные, учебно-логические [3, с. 36], интеллектуальные, аналитические) [4]. В условиях реализации нового образовательного стандарта Т. Г. Жарковская, О. А. Французова [5], Т. Е. Лискова, А. П. Суходимцева [6] соотносят аналитические умения с метапредмет-ными результатами обучения основного общего образования. В соответствии с исследованиями Г. А. Сикорской1, Т. П. Соломоновой2, Т. И. Бахаревой3, Г. Н. Шорнико-вой4 и др. к аналитическим умениям относятся анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, соотнесение. Перечисленные умения являются мыслительными операциями. Проблема развития мышления обучающихся является традиционной для системы российского образования. На данный момент исследованы: сущность понятия «аналитические

1 Формирование интеллектуальных умений старшеклассников в довузовском образовании: на основе университетской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 22 с.

2 Формирование аналитических умений старшеклассников в гуманитарном образовании : автореф. дис... канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 22 с.

3 Формирование интеллектуальных умений старших школьников в процессе внеурочной учебной деятельности : автореф. дис... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 22 с.

4 Развитие интеллектуальных умений учащихся в образовательном процессе : автореф. дис... канд. пед. наук. Томск, 2001. 23 с.

§

§

а н

а

и

о §

о

о

ж о Й 13

а

о

№ 3

№ и

и и

а н

л и

и

ч е о к

е е

н и

й ол

л й а

о

§

о

3 о

№ и

а

н

05

а

«о §

2

*

умения», условия, уровни развития, разработаны методические модели, технологии формирования и развития аналитических умений через содержание различных учебных курсов: истории Д. В. Кузиным1; литературы - З. В. Сизенцо-вой2; химии - О. В. Рогожиным3; биологии - И. С. Дашкевич4, математики - Г. А. Сикорской. Проблема развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения медицинского вуза отражена в диссертационном исследовании Сахатдурды Кака-

ева5.

Развивающий потенциал кур-

са обществознания раскрыт в трудах Г. В. Артемьевой [7], С. А. Ежовой [8], Т. Ф. Аносовой, Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой; в диссертациях - Н. Ю. Басик6, В. А. Кузьмина7 и др.

Отдельно исследователями выделяются виды мышления - историческое [9], социальное8, обще-ствоведческое9.

С. И. Заир-Бек, И. В. Мушта-винской [10], Е. О. Ивановой, И. М. Осмоловской [11], Е. С. Полат [12] систематизированы новые методы, приемы, технологии. На наш взгляд, эффективными в преподавании обществознания являются

1 Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории (на материале курсов истории 10 класса) : автореф. дис... канд. пед. наук. СПБ., 1998. 16 с.

2 Формирование интеллектуальных умений старшеклассников: на примере преподавания литературы : автореф. дис... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 19 с.

3 Рогожин, О.В. Формирование интеллектуальных умений как средства развития учащихся на уроках химии. [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / О.В. Рогожин. М., 2006. 17 с.

4 Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии (7-8 классы) : автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Формирование интеллектуальных умений слушателей подготовительного отделения медицинского института при изучении естественно-научных дисциплин : автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1993. 18 с.

6 Работа с документами как условие повышения эффективности изучения курса обществознания : автореф. дис... канд. пед. наук. М.,2000. 16 с.

7 Оценочная деятельность старшеклассников при изучении политологических проблем обществознания : автореф. дис... канд. пед. наук. СПб, 1996.

8 Прямикова Е.В. Развитие социального мышления старшеклассника в процессе изучения общественных наук : автореф. дис... канд. пед. наук. Екатеринбург., 2004. 22 с.

9 Шапалов В.Н. Формирование обществоведческого мышления учащихся старших классов : автореф. дис... канд. пед. наук. Тюмень, 2003.

интерактивные методы: дискуссия, диспут, «круглый стол», мозговой штурм, кейс-метод, метод проектов и др. [13, с. 320-405]. Обще-ствознание играет ключевую роль в вопросе развития аналитических умений. В нормативных документах (образовательном стандарте, концепции обществоведческого образования) определены подходы, принципы, методы обучения обществознанию с учетом специфики содержания данного учебного курса.

Однако, несмотря на накопленный методический опыт преподавания обществознания, при поступлении на подготовительное отделение университета слушатели демонстрируют низкие результаты ЕГЭ по обществознанию. Т.Е. Лисковой в ежегодных методических рекомендациях, подготовленных по результатам экзамена, выделяются четыре группы

участников экзамена в зависимости от уровня подготовки: участники, не получившие минимального балла; участники с удовлетворительной подготовкой; участники с хорошей подготовкой; участники с высоким уровнем подготовки.

По этой классификации основная масса слушателей подготовительного отделения ЮУрГГПУ относятся к 1 и 2 группе: не получившие минимального балла выпускники - около 20% и преодолевшие границу минимального балла, но ниже 60 баллов - около 47%. Слушателей, набравших более 60 баллов, но не больше 80 баллов, около 8 % - это третья группа; около 25 % - это слушатели, не сдававшие ЕГЭ по обществознанию. Сравнительная характеристика различных групп слушателей подготовительного отделения отражена в Таблице 1.

Табл.1. Сравнительная характеристика участников ЕГЭ по обществознанию Tab. 1. Comparative characteristics of Russian state exam' participants

й С С Характеристика Психолого- Характеристика

Т. Е. Лисковой педагогическая уровня владения

Sy О, [_ по уровню характеристик аналитическими

подготовки Ю. А. Черниковой умениями

1 2 3 4

§

§

a ж

a к S

So

О §

О

О

ж

О Kl 13

a

О

№ 3

№ S

S

S

S a

ж

§

S

S S

л

О «

g

№ ж

S

§

§

№ K Ж О

д

§

О

S О

№ S

S ь

о* ж

О

§ О

g №§ № ж S

So

а н

е П

сц ^

а

«о §

2 *

1 2 3 4

Выбирают Не осознают необ- У них достаточно

общество- ходимости работы низкий уровень раз-

знание как над собой для до- вития аналитических

«не самый стижения высоких умений: выявляют

сложный», результатов в информацию, пред-

слабо под- своем развитии, но ставленную только в

готовлен- не уделяет должное явном виде; не выяв-

ные, наде- внимание этому во- ляют сходства и раз-

ющиеся на просу; не опреде- личия социальных

здравый лились до конца с объектов; не форму-

смысл, выбором профес- лируют критерии раз-

имеющие сии; не всегда адек- личий и сходств; не

ю 0 представ- ватно оценивают устанавливают соот-

ч ч ей ления на свой личностный ветствия между при-

ю бытовом рост, не имеют до- знаками социальных

уровне, от- статочного уровня явлений и общество-

Зн « рывочные конкурентоспособ- ведческими терми-

экономиче- ности среди своих нами; не обнаружи-

ские, пра- сверстников; не вают причинно-след-

вовые зна- проявляют ответ- ственных связей со-

ния. ственности в учебе и за принятие своих решений; чаще всего устойчивы к стрессам, но не проявляют волевых качеств в достижении поставленных целей [14, с. 142]. циальных процессов; не владеют умением систематизировать и обобщать информацию; не умеют формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Работают Осознают необхо- Такие выпускники

преимуще- димость работы выявляют информа-

ственно на над собой для до- цию, представлен-

репродук- стижения высоких ную в явном виде;

и о

ч ч

ей

ю

о ю

ю сч

2

тивном уровне.

результатов своего развития, но иногда не уделяют должное внимание этому вопросу; чаще всего знают, куда они будут поступать, но не всегда уверены в правильности своего профессионального выбора. Имеют достаточный уровень конкурентоспособности среди своих сверстников; проявляют ответственность в учебе, но не всегда несут ответственность за принятие своих решений; устойчивы к стрессам, но не проявляют волевых качеств в достижении поставленных целей» [14, с. 143].

4

владеют умением сравнения по заявленному алгоритму; не выявляют и не осознают критерии сравнения; испытывают затруднения на установление соответствий между признаками социальных явлений и обществоведческими терминами; чаще не обнаруживают причинно-следственных связей социальных процессов; не владеют умением систематизировать и обобщать информацию; формулируют точку зрения, но не могут подобрать качественных примеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о

ч ч

ей

ю

о 00

о

«Серьёзно относятся к изучению обществоведческого материала. Основные

Осознают необходимость работы над собой, определились с профессиональным выбором, имеют высокий уровень познаватель-

Испытывают затруднения в выявлении критериев сравнения; устанавливают соответствия между существенными черта-

1

3

1 2 3 4

проблемы ной компетентности, ми и признаками

этой группы проявляет высокую от- социальных яв-

связаны с ветственность; имеют лений и обще-

пробелами в достаточный уровень ствоведческими

знаниях по конкурентоспособно- терминами; зача-

отдельным сти среди сверстников; стую у них воз-

и темам». проявляет высокую от- никают сложно-

о ч ч ей ветственность в учебе сти при выявле-

ю о 00 и принятии решений; нии причинно-

о VO адекватно оценивает следственных

m себя и свои возможно- связей, при оце-

сти, свой личностный нивании соци-

рост; устойчив к стрес- альных объек-

сам; проявляет воле- тов, при подборе

вые качества в дости- аргументов.

жении поставленных

целей» [14, с. 144].

Учитывая разный уровень подготовки слушателей, наиболее приемлемым способом развития аналитических умений считаем организацию самостоятельной работы слушателей с учетом уровня подготовки.

2. Материалы и методы (Material and methods)

Самостоятельная работа слушателей организуется с помощью заданий различного уровня сложности, т.к. «... задания являются инструментарием для развития умений, от качества и своеобраз-

ного применения которого зависят результаты учебной работы» [1, с.21]. Практикой преподавания об-ществознания накоплен огромный опыт, а именно разнообразные задания, целью которых является активизация познавательной самостоятельности. Все задания методисты-обществоведы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Т.Е. Лискова и др. делят на группы: для работы с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации; на критическое воспри-

ятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; на решение проблемных, логических, творческих задач; на участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальных проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальным проблемам, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов; подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования социальных проблем; создание эссе; осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах местного самоуправле-ния1. Перечисленные задания различаются по уровню сложности и, соответственно, позволяют организовать самостоятельную работу слушателей с учетом их подготов-

ки.

Например, первой группе слушателей предлагаются задания изначально преимущественно репродуктивного характера: тестовые задания, решение задач, конспектирование информации учебника, составление схем, таблиц на основе прочитанного материала, осуществлять поиск информации в неадаптированных текстовых источниках информации, анализ информации, представленной в разных знаковых системах с целью формирования представлений об общественных явлениях, фактах, процессах.

Слушателям второй группы предлагались творческие задания: решение проблемных, логических, творческих задач; задания на применение текстовой, знаковой информации; задания на критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации; подготовка рефератов; участие в дискуссиях; написание мини-сочинений. Слушатели третьей группы преимущественно выполняли задания для участия в дебатах, дискуссиях; осуществления учебно-ис-

1 Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профил. уровень : учебное пособие / Л.Н. Боголюбов [и др]. М. : Просвещение, 2008. С. 4.

§

§

а ж

а -к

о §

о

о

ж о Й 13

а

о

№ 3

№ Ж

ж

ж а

ж

§

ж

ж л №

о *

№ ж

ж

Й §

№ Й ж

о

§

о

3 о

№ ж

следовательских работ, проектов.

Представленные задания позволяют организовать самостоятельную работу каждого слушателя, осуществлять контроль и оказывать необходимую помощь. Задания, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений, предполагают последовательное усложне-3. Результаты (Results)

ние познавательных задач. Нами применялись все виды заданий на разных стадиях учебного занятия мотивационного, аналитического, рефлексивного этапах и в разных формах занятий - лекциях, семинарах, практикумах, лабораторных и итоговых занятиях [15].

Табл. 2. Сравнение среднего балла ЕГЭ по обществознанию слушателей за последние годы Tab. 2. Comparison of the average score of students of the preparatory Department in recent academic years.

2015 -2016 2016 -2017 2017 -2018

учебный год учебный год учебный год

ЕГЭ ЕГЭ ЕГЭ

2015 г. 2016 г. 2017 г.

s s н 5 ^ ЕГЭ 2016 г. s s н ЕГЭ 2017 г. s s н 5 ^ ЕГЭ 2018 г.

С ^ С ^ С ^

О О О

о с о с о с

20 52 42 63 35 51

баллов балла балла балла баллов балл

4. Обсуждение (Discussion)

В процессе развития познавательной активности и самостоятельности слушателей подготовительного отделения при изучении обществознания были выявлены следующие педагогические условия: ориентация слушателей на решение творческих задач, требую-

щих учета принципов индивидуализации, активности, сотрудничества; развитие устойчивой мотивации к активной исследовательской, проектировочной деятельности за счет потенциала интерактивных методов и приемов с учетом принципов сознательности, субъектно-сти; использование индивидуаль-

ных и групповых форм рефлексив- подготовительного отделения вуза

ной деятельности с учетом прин- при изучении обществознания бу-

ципов рефлексивности, гуманиза- дет эффективнее, если организу-

ции. ется самостоятельная работа слу-

5. Заключение (Conclusion) шателей через систему творческих

Таким образом, развитие заданий с учетом уровня подго-

аналитических умений слушателей товки.

Библиографический список

1. Алексашкина Л. Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и общество- а знания в школе. 2011. - № 5. - С. 16-24. 1

2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности : монография. М. : Знание, 1981. - 96 с.

3. Воровщиков С. Г., Орлова, Е. В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография. М.: МПГУ, 2012. - 210 с.

4. Кадола Е. В. Анализ подходов к изучению проблемы общеучебных умений и навыков // Вестник Омского университета. 2009. - № 1. - С. 187-189.

5. Жарковская Т. Г., Французова О. А. Формирование метапредметных умений на примере дисциплин социально-гуманитарного цикла // Педагогика. 2017. - № 8. - С. 49-54.

6. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. - № 6. - С. 39-43. s

л

7. Артемьева Г. В. Проблемное обучение в курсе обществоведения (из опыта ра- g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g

боты) : монография. М. : Просвещение, 1973. - 128 с. ^

8. Ежова С. А. Формирование умений учащихся анализировать материалы соци- |

s

ально-экономической статистики в курсах истории и обществоведения // Межпредмет- g ные связи в школьном курсе обществоведения : сб. научных трудов. Л., 1978. - С.102-116.

л g

9. Шукшина Л. В., Мизонова О. В., Катаинен В. К. Мониторинг степени сформи- а

д

г а

т

а

в |

рованности исторического мышления в системе вузовского образования // Интеграция образования. 2017 - № 1.Т. 21. - С. 86-93.

10. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке : монография. М. : Просвещение, 2011. - 223 с.

11. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе : монография. М. : Просвещение, 2011. - 190 с.

12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педаго-

а

-к |

So О

а

а

О

ж а

s

13

а

а

№ 3

в

в |

S |

|

а

ж

g

л

л ж

| So

гические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

13. Соболева О. Б., Кузин Д. В. Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство: Юрайт, 2016 г. - 474 с.

14. Черникова Ю.А. Модель повышения качества подготовки старшеклассников к ЕГЭ на основе взаимодействия вуза со школами // Вестник ЮУрГУ. 2011. - № 24. -С. 137-144.

15. Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. - № 7. - С. 18-26.

A. G. Mulyukova1, I. V. Petruhina2

1ORCID No. 0000-0002-3221-9619, Assistant, Department of General History, the applicant for a degree, Department of General Pedagogy and Psychology, South Ural State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: asel.kushtaeva@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-0347-4522, Associate Professor. Head of the Department of pre-University education and career guidance, South Ural State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: petruhinaiv@cspu.ru

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN THE DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS OF STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT

Abstract

Introduction. The article justifies the relevance of the development of analytical skills of students of the Preparatory Department of the University; the analysis of psychological and pedagogical research on the development of analytical skills of different categories of students. The article aims is to substantiate and reveal the possibilities of organization of independent work of students of the preparatory Department of the University in the Social Science.

Materials and methods. The main research methods involve analysis of scientific lit-| erature on the problem of development of analytical skills of students ; diagnostic techniques, including observation, description, questioning of students of the preparatory Department and teachers as well as analysis of written and oral responses of students of the Preparatory Department, analysis of the exam results.

Results. The study introduced a concept of "analytical skills", identified pedagogical conditions for the development of analytical skills of Preparatory Department students, substantiated the value and possibilities of organization of independent work of students of the

Preparatory Department.

Discussion. The study shoes that the project is efficient when there are some pedagogical conditions of analytical skills development of the Preparatory Department students.

Conclusion. The author concluded that the skills development of the Preparatory Department students. is possible by means of systematic independent work in the process of the studying Social Science.

Keywords: analytical skills, students of the Preparatory Department, Preparatory Department of the University, independent work, unified state exam, social science.

Highlights:

- the concept of "analytical skills", types of analytical skills;

- the author identified the level of training of the students of the preparatory Department, stydied their psychological and pedagogical characteristics and the levels of development of analytical skills of each group;

- the research determine the types of tasks for the organization of independent work of students in different groups.

References

№ o

n

s

N'

Ö

s o

1. Aleksashkina L. N. (2011) O sistemnom podhode k razvitiyu umenij shkol'nikov pri n

o

izuchenii istorii v osnovnoj i starshej shkole. [On a systematic approach to the development d of students ' skills in the teaching of history in primary and high school]. Prepodavanie istorii e

i obshchestvoznaniya v shkole. 5, 16-24. (In Russian). n

2. Babanskij YU. K. (1981) Racional'naya organizaciya uchebnoj deyatel'nosti [Rational o

kk

organization of teaching activities]. M. : Znanie. 96 p. (In Russian). n

3. Vorovshchikov S. G., Orlova E. V. (2012) Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij: e

d

vnutrishkol'naya sistema uchebno-metodicheskogo i upravlencheskogo soprovozhdeniya.

[Development of universal educational actions: intra-school system of educational, methodi- p

s

cal and administrative support]. Monografiya. M. : MPGU. 210 p. (In Russian). |

4. Kadola E. V. (2009) Analiz podhodov k izucheniyu problemy obshcheuchebnyh umenij i navykov. [ The analysis of approaches to the study of the problem of General educational skills]. Vestnik Omskogo universiteta. 1, 187-189. (In Russian).

5. Zharkovskaya T. G., Francuzova O. A. (2017) Formirovanie metapredmetnyh umenij na primere disciplin social'no-gumanitarnogo cikla. [The formation of metasubject skills on the example of the social and humanitarian disciplines]. Pedagogika. 8, 49-54. (In Russian).

6. Suhodimceva A. P. (2017) Obnovlenie metodov obucheniya v aspekte metodologii uchebnoj deyatel'nosti.[ The update of teaching methods in the aspect of methodology of educational activity]. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya vshkole. 6, 39-43. (In Russian). r

P

7. Artem'eva G. V. (1973) Problemnoe obuchenie v kurse obshchestvovedeniya (iz r

opyta raboty).[Thr problem training in the course of social science (from experience)]. M.: t

^

Prosveshchenie. (In Russian). de

a

8. Ezhova S. A. (1978) Formirovanie umenij uchashchihsya analizirovat' materialy so- | cial'no-ehkonomicheskoj statistiki v kursah istorii I obshchestvovedeniya. [Mezhpredmetnye §

R>

n

Ö

s

c'

Ö <—1 s

s

>1 o

svyazi v shkol'nom kurse obshchestvovedeniya]. [ Formation of students ' skills to analyze the materi als of socio-economic statistics in the courses of history and social science. Intersubject communications in a school course of social science.]. Sb. nauchnyh trudov. L. 102-116. (In Russian).

9. Shukshina L.V., Mizonova O.V., Katainen V.K. (2017) Monitoring stepeni sformiro-vannosti istoricheskogo myshleniya v sisteme vuzovskogo obrazovaniya.[Monitoring of the degree of formation of historical thinking in the system of higher education]. Integraciya obra-zovaniya. 21, 1, 86-93. (In Russian).

10. Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V. (2011) Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke.[The Development of critical thinking in the classroom]. Monografiya. M. : Prosvesh-chenie. 223 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. (2011) Teoriya obucheniya v informacionnom obshchestve. [The theory of learning in the information society]. Monografiy. M. : Prosvesh-chenie. 190 p. (In Russian).

12. Polat E. S., Buharkina M. YU., Moiseeva M. V., Petrov A. E. (2002) Novye peda-gogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system ] Uchebnoeposobie dlya studentovped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped.kadrov. M. : Izdatel'skij centr «Akademiya». 272 p. (In Russian).

13. Metodika obucheniya obshchestvoznaniyu: uchebnik i praktikum dlya akad-emicheskogo bakalavriata. [Methods of the social science teaching: textbook and practical training for academic undergraduate ] pod red. Sobolevoj O. B., Kuzina D. V.. M.: Izdatel'stvo: YUrajt. 2016, 474 p. (In Russian).

14. Chernikova YU. A. (2011) Model' povysheniya kachestva podgotovki starsheklass-nikov k EGEH na osnove vzaimodejstviya vuza so shkolami [The model of the quality preparation improvement of students for the exam based on the University cooperation with schools]. YUUrGU. 24, 137-144. (In Russian).

15. Bogolyubov L. N. (2013) Mnogoobrazie form i metodov uchebnoj raboty. [The variety of the forms and methods of educational work]. Prepodavanie istorii i obshchestvoz-naniya v shkole. 7-8. (In Russian).

« .g

s Oh

a £

O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.