ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ■ ПОИСК ■
УДК 37 ББК 74.5
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ИХ СОГЛАСОВАНИЕ С ПРЕДМЕТОМ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ1
Е. А. Крючкова
Аннотация. В статье рассматриваются экономические понятия, являющиеся межпредметными. В сравнительной таблице в порядке их изучения приведены общие экономические понятия, изучаемые во всеобщей истории, истории России, обществознании. Выявлена разновременность и несогласованность их введения в указанных предметах с учетом ступеней обучения. Анализируются особенности понимания и применения понятий в курсах обществознания и истории, выясняется их предметная специфика. На конкретных примерах рассмотрены особенности предметного понимания одних и тех же понятий. Разработана группировка межпредметных экономических понятий (основание группировки: назначение понятий). Предлагаются методические рекомендации, помогающие преодолеть разновременность введения понятий. Рассмотрены виды учебной деятельности с понятиями. Даны конкретные задания по работе с понятийными рядами и освоению понятий.
Ключевые слова: межпредметные связи, экономические понятия, межпредметная интеграция, межпредметные понятия, общие и предметные понятия.
INTERDISCIPLINARY ECONOMIC CONCEPTS IN THE STUDY OF HISTORY AND THEIR COORDINATION WITH THE BASIC SCHOOL SUBJECT «SOCIAL STUDIES»
E. A. Kryuchkova
Abstract. The article deals with interdisciplinary economic concepts and gives the comparative table presenting the general economic concepts studied in World history, in the history of Russia, and in Social studies in the order of their studying. The article shows the differences and inconsistency of their introduction on the different levels of education in
1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-01 на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. Проект «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды».
the school subjects curricula. Differences in understanding and implementation of similar concepts in the courses of social studies and history are analyzed, the specificity of their definition is found out, and the cases of their usage are considered. The author gives a classification of interdisciplinary economic concepts on the basis of the purpose of concepts, develops methodical recommendations to help overcome the problem of concepts introduction at different times, and offers the types of activity in studying concepts. The article includes specific tasks for working with series of concepts and for concepts learning.
Keywords: interdisciplinary links, economic concepts, interdisciplinary integration, interdisciplinary concepts, general and subject concepts.
Сопредельной темой в обществозна-нии и истории является экономика (экономика в обществе, история экономического развития России и мира). Экономическая грамотность - важная часть общей функциональной грамотности учащихся, способствующая их социализации в современном информационном обществе. Составной частью экономической грамотности учащихся является освоение экономических понятий [1]
Изучение понятийного ряда предметов - один из подходов к реализации взаимодействия предметов в школьном образовании [2; 3]. На примере формирования экономических понятий можно наглядно проследить, как пересекается содержание социально-гуманитарных учебных предметов и какой педагогический потенциал в обучении дает эта возможность.
Представляет интерес исследовать, как реализуются учебные связи предметов через потенциал межпредметных понятий. Для анализа отобраны учебники, изданные в 2019 г., входящие в действующий федеральный перечень учебников. Учебники по всеобщей истории и истории России созданы в соответствии с линейной структурой школьного исторического образования, на которую уже перешла российская школа.
Приведенная нами сравнительная таблица (табл. 1) содержит перечень основных экономических понятий, представленных в основной школе в рамках предметов социально-гуманитарного цикла: всеобщей истории [4-7], истории России [8-11], обществоз-нания [12-15], демонстрирует виды изучаемых понятий, а также наглядно показывает,
на каком этапе основной школы вводятся те или иные понятия в указанных предметах.
Анализ понятийных рядов учебных предметов выявил, что экономическая составляющая обществознания [16; 17] содержит общие понятия, раскрывающие смысл наиболее обобщенных предметов, объектов, явлений, процессов экономики. Данные понятия применимы к современной экономике и описывают ее функционирование в различных аспектах. Материал предъявлен как вневременной (такой характер описания не меняют даже исторические примеры-иллюстрации) и сугубо экономический.
В школьной истории используются как общие, так и предметные понятия. Предметная специфика понятий состоит в том, что они описывают объекты, явления, процессы через их исторические характеристики, рассматривая их сквозь призму исторического времени и пространства. В то же время каждое предметное понятие имеет общие характеристики. Также в обучении истории использованы многозначные понятия «секуляризация», «модернизация», «монополия» и другие с точки зрения развития экономической сферы.
Таким образом, спецификой общество-знания является его практико-ориентиро-ванный характер и опора на освоение сегодняшних экономических реалий. С этим связаны и проблемы в изучении экономических понятий - историческое наполнение понятий в истории и современное значение понятий в экономике. Так, предъявленное понятие «капитал» в истории подчеркивает специфику эпохи, связанную с первоначаль-
Таблица 1
Основные межпредметные экономические понятия
Класс Всеобщая история История России Обществознание
5 Торговля. Налог. Ростовщик. Хозяйство. Землевладелец. Имение. Труд раба. Труд свободного человека
6 Труд зависимого крестьянина. Землевладельцы. Феодальная вотчина. Поместье. Торгово-денежные отношения. Банки. Движимая и недвижимая собственность. Гильдия. Натуральное хозяйство Присваивающее хозяйство. Разделение труда (между мужчинами и женщинами). Производящее хозяйство. Двуполье. Трехполье. Вотчина. Налоговая система. Поместье Труд. Виды труда (простой, сложный). Ремесло. Продукты труда. Изделие. Услуги. Товар. Заработная плата. Количество и качество труда. Богатство и бедность. Источники богатства
7 Экономика. Традиционное общество. Прямые налоги. Косвенные налоги. Меркантилизм. Торговая компания. Монополия. Биржа. Банки. Мануфактура. Наемные работники. Капиталисты. Буржуазия. Аренда. Рыночное хозяйство. Частная собственность. Свободные рыночные отношения. Наемные рабочие. Предприниматели-капиталисты. Капитал. Капитализм. Конкуренция, Технология. Фабрика. Фермер Пашенное земледелие. Трехпольный севооборот. Денежная система. Внутренний рынок. Денежная реформа. Ввоз. Вывоз. Ярмарка. Натуральное хозяйство. Поместье. Мелкотоварное производство. Мануфактура. Предприниматели. Всероссийский рынок Экономика и ее основные участники (производители и потребители). Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Воспроизводство продукта. Натуральное и товарное хозяйство. Производительность труда. Расходы. Доходы. Ресурсы (материальные, финансовые, трудовые). Единичное производство. Серийное и поточное (массовое) производство. Себестоимость продукции. Технология. Прибыль. Стоимость. Цена товара. Рыночное хозяйство. Деньги. Торговля. Розничная и оптовая торговля. Внутренняя и внешняя торговля. Реклама. Бюджет
8 Экономика. Аренда. Биржа. Гильдия. Буржуазия. Капитал. Капитализм. Конкуренция. Мануфактура. Меркантилизм. Монополия. Протекционизм. Рынок. Капиталистические методы. Аграрная революция. Кредит. Доход на душу населения. Структура промышленности. Транспортная революция. Разделение труда. Ценные бумаги — акции, векселя. Посредническая торговля. Промышленный переворот. Мануфактура. Протекционизм. Подушная подать. Меркантилизм. Вотчина. Поместье. Гильдии. Работные люди. Производство. Наемные работники. Экспорт. Импорт. Внешняя торговля. Промышленность Всероссийский рынок. Экспорт. Импорт. Мировой продовольственный рынок. Ассигнации. Кредит. Дефицит бюджета. Экономическая система. Типы экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная). Экономическая эффективность. Собственность. Формы собственности. Конкуренция. Диктатура цен. Рынок. Виды рынков. Товары и услуги. Продукт. Стоимость. Факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Производительность труда. Разделение труда и специализация. Акционерное общество. Акция.
Окончание таблицы 1
8 Индустриальное общество. Экономический кризис Промышленный переворот Налог. Налоговая система. Прямые и косвенные налоги. Государственный бюджет. Инфляция. Банк. Банковская система. Инвестиции. Безработица
9 Акционерные общества. Акция. Биржа. Индустриализация. Капитал. Капиталист. Картель. Протекционизм. Рантье. Индустриальное общество. Транспортная революция. Банки. Банковский кредит. Завод. Стандартизация. Разделение труда. Темп экономического роста. Экономический спад. Неравномерность экономического развития. Свободная конкуренция. Кризис перепроизводства. Монополизация. Картели. Синдикаты. Тресты. Фритред. Безработица. «Вторая промышленная революция» Промышленная революция. Фондовая биржа. Акционерные общества. Подоходный налог. Экономический кризис. Рынок. Ассигнации. Протекционизм. Индустриализация. Буржуазия. Пролетариат. Налоговая система. Акцизы. Таможенные пошлины. Частное предпринимательство. Инвестиции. Индустриальное общество. Технологическая революция («вторая промышленная революция»). Неравномерность экономического развития. Государственный сектор экономики. Денежная реформа. Иностранный капитал. Монополии. Экономический кризис. Картели. Синдикаты. Тресты. Концерны
ным накоплением капитала. А понятие «фабрика» отражает такое явление, как переход от ремесленного производства (мануфактура) к фабричному и начало промышленного переворота (применение машин). В обще-ствознании эта специфика потеряна и понятия даны в современном понимании, чаще всего имеющем нейтральный оттенок. Понятие «конкуренция» имеет общий смысл в обоих предметах (табл. 2).
Причиной несогласованности при использовании экономических понятий является общая проблема: слабое применение межкурсовых связей в школьном практике, что вызвано неготовностью учителей к та -кого рода взаимодействию. Другой причиной можно назвать отсутствие систематической работы с понятийными рядами, хотя, по нашему мнению, это основной вид учебной деятельности в данном случае.
Одним из приемов работы с понятиями является их группировка по разным основаниям. Предложим одну из таких группировок.
Анализ экономических понятий позволил разделить их в соответствии с их назначением. Межпредметные экономические понятия распадаются на следующие группы:
1) объясняющие и называющие экономические объекты, системы, явления, процессы:
а) общие понятия;
б) соответствующие определенным хронологическим периодам;
2) понятия, объясняющие современные методы познания экономических процессов (доход на душу населения, капиталистические методы, структура промышленности, разделение труда и др.);
3) понятия, соответствующие экономическим теориям функционирования экономики (протекционизм, меркантилизм).
Таблица 2
Общие и предметные понятия
Примеры понятий Значение понятия в обучении истории, класс Значение понятия в обучении об-ществознанию, класс
Капитал Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли (7-й класс, с. 227) Фактор производства, выступает в двух формах — вещественной (здания, сооружения, машины, оборудование) и финансовой (8-й класс, с. 166)
Фабрика Промышленное предприятие, основанное на применении системы машин (7-й класс, с. 231) Основная производственная ячейка, где создаются экономические блага (наряду с заводом, фермой, кооперативом и др.) (8-й класс, с. 180)
Конкуренция Борьба за достижение лучших результатов, как правило, экономических, между основными участниками рынка (7-й класс, с. 228) Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле (8-й класс, с. 173)
Чтобы систематизировать и обобщить знания учащихся по экономическим понятиям, целесообразно предложить обучающимся в 8-9-м классах самостоятельно заполнить таблицу по приведенным выше графам или разработать и аргументировать собственную группировку изучаемых понятий.
Гораздо легче сочетать экономические понятия, представленные во всеобщей истории и в истории России. Линейная структура лучше соотносит содержание всеобщей истории и истории России. Это актуально, так как проблема синхронизации двух школьных предметов, всеобщей истории и отечественной истории, актуальна, начиная с советского времени [18]. Линейная структура позволяет более глубоко соотнести содержание двух курсов, показывая общее и специфическое в социально-экономических процессах.
Основное понятие, которым должны оперировать обучающиеся, - это понятие «экономика». В курсах истории систематически оно вводится с 7-го класса. В курсе об-ществознания разъясняется в трех значениях в учебнике для 6-го класса (производство каких-либо продуктов; хозяйство; учебный предмет, наука). При изучении истории в 5-6-м классах используется понятие «хозяйство» в значении «производственно-хозяйственная деятельность людей».
В то же время в некоторых авторских программах и учебниках для начальной школы по предмету «Окружающий мир» уже представлены такие экономические понятия, как «экономика», «бюджет», «производство» и др. Такой разрыв между понятийным рядом, освоенным в начальной школе», и предъявляемым понятийным аппаратом вновь вводимых в основной школе систематических учебных курсов приводит к снижению общего уровня обученности учащихся и является одной из проблем обучения в 5-м классе. Авторы программ и учебников часто не учитывают, что учащиеся имеют элементарные сведения о предметах.
В курсе истории 5-го класса целесообразно использовать понятие «экономика» как синонимичное (в данном значении) понятию «хозяйство», а начиная с 6-го класса применять понятие как известное с опорой на курс «Обществознание».
Понятийное наполнение экономическим содержанием курсов обеих историй и обще-ствознания позволяет использовать более тесные межпредметные связи. Для обще-ствознания классическим методом объяснения материала является приведение примеров из истории. Актуальным способом является и обратный прием: использование материала из обществознания в преподавании истории Средних веков и истории России до
XVI в. Например, целесообразно изучать исторический материал с учетом изучаемой эпохи на базе освоенных обществоведческих понятий «товар», «труд», «ремесло».
7-8-й классы дают значительные дидактические возможности в отношении стыковки смежного материала. В учебниках истории в темах по экономике зачастую без объяснения широко используются вспомогательные в данном контексте понятия, такие как разделение труда, структура экономики (хозяйства), стоимость и цена товара, рынок, себестоимость, производительность труда и др. Рекомендуется предлагать учащимся опережающие задания перед изучением тем по истории экономики, например, выяснить значение с помощью учебника по курсу «Об-ществознание» предложенного учителем или составленного самостоятельно самим учащимся перечня незнакомых экономических понятий. В 8-м классе глубоко изучается понятие «экономическая система» с опорой на материал трех предметов. Указанное понятие требует особого внимания на уроках истории и обществознания. В обучении истории целесообразно попросить учащимся объяснить, как функционировала экономическая система (с привлечением знаний из обществознания) отдельных государств или групп стран в определенные исторические периоды.
В 9-м классе в учебниках истории представлен сложный материал по экономике. Одним из эффективных приемов усвоения материала будет проведение интегрированного урока по экономике (обществознание) и истории. Цель урока - выяснение того, какие формы экономических отношений, характерных для сегодняшнего дня, появились на рубеже Х1Х-ХХ вв. Формулировки понятий, характеризующих экономические отношения (производство, производители, потребители, разделение труда, факторы производства и др.), освоенные в курсе обществознания, рекомендуется использовать в качестве ориентировочной основы действий. Такой подход позволит уяснить, как формировалась современная экономика, какие экономические реалии рубежа XIX - XX вв. актуальны и сегодня.
Межпредметные связи и межпредмет-
ная интеграция при работе с экономическими понятиями позволяет формировать и развивать познавательные умения обучающихся. Выделим основные умения при работе с понятийными рядами:
1) выделение признаков экономических понятий: существенных (общих) и несущественных (предметных);
2) определение экономических понятий по их признакам;
3) приводить примеры объектов, явлений, процессов, обозначаемых экономическими понятиями;
4) находить и устанавливать связи между понятиями;
5) находить понятия, раскрывающие однотипные объекты, явления, процессы;
6) выстраивать иерархию однотипных понятий;
7) группировать или классифицировать понятия.
Использование межпредметных связей в формировании понятий повышает качество образования, усиливает его практико-ориентированную направленность, а в отношении экономической грамотности и компетентности, как свидетельствует практика (по результатам диагностических работ по экономическим понятиям), обучающиеся показывают более высокие результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Королева Г. Э. Экономическая компетентность старшеклассников (по материалам тестирования учащихся XI класса по экономике) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 9-10. С. 76-81.
2. Коваль Т. В., Крючкова Е. А. Метапред-метный подход к изучению понятий. Требования федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 3 (39). С. 75-84.
3. Демидова М. Ю., Рутковская Е. Л. Диагностика овладения межпредмеными понятиями: первый опыт // Народное образование. 2013. № 9 (1432). С. 209-216.
4. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. А. А. Сванидзе. 6-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2017. 288 с.
5. Вигасин А. А., Годер Н. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. А. А. Искендерова. 7-е изд., дораб. М.: Просвещение 2017. 303 с.
6. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшки-на Л. М. Всеобщая история. История нового времени. 7 класс: учеб. для общеоб-разоват. организаций / под ред. А. А. Ис-кендерова. М.: Просвещение, 2017. 239 с.
7. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / [А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина, Д. Ю. Бовыкин, А. С. Медяков]; под ред. А. А. Искендерова. М.: Просвещение, 2017. Ч. 1. 255 с.; Ч. 2. 239 с.
8. История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. 5-е изд., М.: Просвещение, 2019. Ч. 1. 128 с.; Ч. 2. 128 с.
9. История России. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. 5-е изд., М.: Просвещение, 2019. Ч. 1. 112 с.; Ч. 2. 128 с.
10. История России. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. 5-е изд., М.: Просвещение, 2019. Ч. 1 112 с. Ч. 2 128 с.
11. История России. 9 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. 5-е изд., М.: Просвещение, 2019. Ч. 1. 160 с.; Ч. 2. 144 с.
12. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций /
[Л. Н. Боголюбов и др.]. М.: Просвещение, 2019. 159 с.
13. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая и др.]. М.: Просвещение, 2017. 175 с.
14. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. М.: Просвещение, 2019. 271 с.
15. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. М.: Просвещение, 2019. 224 с.
16. Городецкая Н. И. Становление экономической составляющей обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 5. С. 74-80.
17. Городецкая Н. И. Раздел экономики в составе интегрированного курса «Обществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 1. С. 72-77.
18. Крючкова Е. А. Синхронизация курса отечественной истории и курса всеобщей истории в учебниках по истории России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 6 (56). С. 136-146.
REFERENCES
1. Koroleva G. E. Ekonomicheskaya kom-petentnost starsheklassnikov (po materi-alam testirovaniya uchashchikhsya XI klassa po ekonomike). Prepodavanie is-torii i obshchestvoznaniya v shkole.
2016, No. 9-10, pp. 76-81.
2. Koval T.V, Kryuchkova Е. A. Metapred-metnyy podkhod k izucheniyu ponyatiy. Trebovaniya federalnykh gosudarstven-nykh standartov i problemy ikh realizacii v obshcheobrazovatelnoy shkole. Otechest-vennaya i zarubezhnaya pedagogika.
2017, Vol. 1, No. 3 (39), pp. 75-84.
3. Demidova M. Yu., Rutkovskaya Е. L. Di-agnostika ovladeniya mezhpredmetnymi ponyatiyami: pervyy opyt. Narodnoe obra-zovanie. 2013, No. 9 (1432), pp. 209-216.
4. Agibalova Е. V., Donskoy G. M. Vseob-
shchaya istoriya. Istoriya Srednikh vekov. 6 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Ed. by A. A. Svanidze. Moscow: Prosveshchenie, 2017. 288 p.
5. Vigasin A. A., Goder N. I., Sventsitskaya I. S. Vseobshchaya istoriya. Istoriya Drev-nego mira. 5 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Ed. by A. A. Iskend-erov. Moscow: Prosveshchenie 2017. 303 p.
6. Yudovskaya A. Ya., Baranov P. A., Vanyush-kina L. M. Vseobshchaya istoriya. Istoriya no-vogo vremeni. 7 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Ed. by A. A. Isken-derov. Moscow: Prosveshchenie, 2017. 239 p.
7. Yudovskaya A. Ya., Baranov P. A., Vany-ushkina L. M., Bovykin D. Yu., Medya-kov A. S. Vseobshchaya istoriya. Istoriya novogo vremeni. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Ed. by A. A. Iskenderov. Moscow: Prosveshchenie, 2017. Part 1, 255 p; Part 2, 239 p.
8. Arsentiev N. M., Danilov A. A., Stefa-novich P. S., Tokareva A. Ya. Istoriya Rossii. 6 klass. Uchebnik dlya obshcheo-brazovat. organizatsiy. In 2 part. Ed. by A. V Torkunov. Moscow: Prosveshchenie, 2019. Part 1. 128 p.; Part 2. 128 p.
9. Arsentiev N. M., Danilov A. A., Kurukin I. V., Tokareva A. Ya. Istoriya Rossii. 7 klass. Uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. In 2 part. Ed. by A. V Torkunov. Moscow: Prosveshchenie, 2019. Part 1. 112 p.; Part 2. 128 p.
10. Arsentiev N. M., Danilov A. A., Kurukin I. V., Tokareva A. Ya. Istoriya Rossii. 8 klass. Uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. In 2 part. Ed. by A. V. Tor-
kunov. Moscow: Prosveshchenie, 2019. Part 1. 112 p. Part 2. 128 p.
11. Arsentiev N. M., Danilov A. A., Levan-dovskiy A. A., Tokareva A. Ya. Istoriya Rossii. 9 klass. Uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. In 2 part. Ed. by A. V. Torkunov. Moscow: Prosveshchenie, 2019. Part 1. 160 p. Part 2. 144 p.
12. Bogolyubov et al. Obshchestvoznanie. 6 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 159 p.
13. Bogolyubov L. N., Ivanova L. F., Gorodets-kaya N. I. et al. Obshchestvoznanie. 7 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2017. 175 p.
14. Bogolyubov L. N. et al. Obshchestvoznanie. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 271 p.
15. Bogolyubov L. N. et al. Obshchestvoznanie. 9 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 224 p.
16. Gorodetskaya N. I. Stanovlenie eko-nomicheskoy sostavlyayushchej ob-shchestvovedcheskogo obrazovaniy. Prepodavanie istorii i obshchestvoznani-ya v shkole. 2013, No. 5, pp. 74-80.
17. Gorodetskaya N. I. Razdel ekonomiki v sos-tave integrirovannogo kursa "Obshchestvoznanie". Prepodavanie istorii i obshchest-voznaniya v shkole. 2013, No. 1, pp. 72-77.
18. Kryuchkova E. A. Sinkhronizatsiya kursa otechestvennoj istorii i kursa vseobshchey istorii v uchebnikakh po istorii Rossii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogi-ka. 2018, Vol. 1, No. 6 (56), pp. 136-146.
Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
e-mail: [email protected]
Kryuchkova E.A., PhD in Education, Senior Researcher, Laboratory of social and humanitarian education Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.06.2019 The article was received on 01.06.2019