Научная статья на тему 'Методологические основы реализации воспитательного потенциала при изучении раздела «Духовная культура» в курсе «Обществознание»'

Методологические основы реализации воспитательного потенциала при изучении раздела «Духовная культура» в курсе «Обществознание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелева Алина Альбертовна

Статья посвящена определению методологических основ раздела «Духовная культура» курса «Обществознание». Проанализирован воспитательный потенциал этого раздела, выявлены принципы подхода к рассмотрению таких философских категорий, как «истина», «справедливость», «свобода», «добро».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы реализации воспитательного потенциала при изучении раздела «Духовная культура» в курсе «Обществознание»»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

METHODOLOGICAL BASIS OFTHE REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL THROUGH THE «SPIRITUAL CULTURE» SECTION OF THE SOCIAL SCIENCE COURSE

Коростелева A.A.

Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГНу «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Korosteleva A.A.

Senior research fellow of the Laboratory of Didactics and Social Studies of the Institute for Content and Methods of Education of the RAE, Candidate of science (Education). E-mail: [email protected]

Аннотация: статья посвящена определению методологических основ раздела «Духовная культура» курса «Обществознание». Проанализирован воспитательный потенциал этого раздела, выявлены принципы подхода к рассмотрению таких философских категорий, как «истина», «справедливость», «свобода», «добро».

Annotation. This article is devoted to the methodological basis of the «Spiritual Culture» section of the Social Science course. The author analyses the educational potential of the aforementioned section, examines the approaches to studying such philosophical categories as «truth», «justice», «freedom», «good».

Ключевые слова: аксиология, воспитание, культура, методология, социально-гуманитарное образование.

Keywords: axiology, culture, methodology, social science and humanities.

Учебный предмет «Обществознание», который отнесен Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС) 2012 года к общественно-научным предметам, строится на базе таких общественных наук, как социология, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, психология и философия. Как подчеркивается во ФГОСе, задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной при изучении общественно-научных предметов.

Усиление воспитательной составляющей образовательного процесса связано не только с модернизацией всей образовательной системы, вниманием к отдельной личности, факторам, благоприятствующим ее развитию, но и с осознанием того, что воспитательный процесс призван гармонизировать в целом социальный фон современного общества, динамично меняющегося и переживающего определенные трудности в своем развитии.

Духовно-нравственный компонент курса «Обществознание» представлен такими разделами духовного производства, как культура, наука, образование, мораль, искусство и религия. Методологическим обоснованием данного подхода выступает суждение А.Ф. Лосева о том, что именно в таких отраслях человеческого знания, как наука, религия, философия, искусство и нравственность производятся духовные ценности. В связи с этим следует отметить глубинную связь аксиологического и воспитательного компонентов образования в материалах данного учебного курса, направленного на формирование гражданских качеств личности во всей ее многомерной неповторимости (социальной, духовно-нравственной, культурной и пр.). Следует также отметить, что курс «Обществознание» заключает в себе значительный воспитательный потенциал, оказывающий влияние на процесс формирования ценностных ориентаций личности.

Воспитательный потенциал курса «Обществознание» наиболее полно исследован академиком РАО Л.Н. Боголюбовым в монографии «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики» [1]. В ней автор сформулировал следующие принципы разработки данного учебного курса:

- непрерывность обществоведческого образования;

- поэтапное расширение и углубление проблематики курса с учетом возрастных особенностей и изменений социального статуса ученика;

- полнота освещения в курсе важнейших аспектов жизни человека и общества;

- сочетание теоретических знаний с конкретным материалом о современном, прежде всего российском, обществе;

- сочетание различных методологических подходов (выделено нами. - А.К.);

- ориентация курса на раскрытие системы национальных и общечеловеческих ценностей;

- включение в учебный процесс различных документов - носителей социальной информации;

- включение в учебный процесс системы познавательных задач и примеров жизненных ситуаций, анализ и решение которых обеспечит формирование умений и развитие творческих способностей учащихся [1, с. 128-130].

Отметим, что перечисленные принципы построения курса «Обществознание» существенно расширяют возможности группы авторов под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова при рассмотрении тех или иных явлений действительности, анализе важнейших этических категорий, о чем будет сказано чуть ниже, и главное - создают триаду «учитель - ученик - общество», в которой представлено многоголосье доводов, мнений и аргументов.

Разрабатывая методологию современного научного знания, философ Э.Г. Юдин [10] выделил четыре его глобальных уровня:

- высший, или философский, - определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности;

- общенаучный - применяется большинством дисциплин, например логика, теория познания и т.д.;

- конкретно-научный - предполагает применение совокупности принципов, методов и подходов в той или иной дисциплине;

- технологический - представлен методикой и техникой исследования, позволяющей получать достоверный исследовательский материал и проводить его обработку.

Методология педагогики, безусловно, является наукой о принципах, методах и формах познания, применяемых в педагогической науке. Соответственно, задачей методологических исследований в области педагогики является выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки, ее связи с практикой, определение принципов повышения эффективности проводимых исследований.

Рассмотрим, как философский методологический уровень, применяемый авторами учебника по курсу «Обществознание» в разделе «Духовно-нравственная культура», проявляется при разработке понятийного аппарата, используемого в учебном процессе. Отметим, что избранный ими аксиологический подход к социально-гуманитарному образованию позволяет выстраивать учебный материал, исходя из таких постулатов, как категорический императив и «золотое правило» И. Канта, поиск смысла жизни С.Л. Франка, идеи русского космизма, представленные в философском наследии В. И. Вернадского, работах К.Э. Циолковского и А. Л. Чижевского.

Человек в курсе «Обществознание» рассматривается не только как существо биосоциальное, но и как «продукт» культуры, существо духовное, ориентированное на высшие человеческие ценности, имеющее идеалы, систему мировоззрения, ценностные ориентиры и потребности (§ 4 «Человек как духовное существо») [6, с. 35].

Именно такой подход авторов учебника позволяет изучать духовные ориентиры личности (ценности, идеалы и потребности), опираясь на грандиозный опыт человечества начиная от религиозных взглядов Будды, Моисея, Иисуса Христа, Конфуция и заканчивая немецкой классической философией И. Канта и Г. Гегеля, философов XX в. Карла Поппе-ра, Эриха Фромма, Э.В. Ильенкова и др.

Предлагая к изучению такие философские категории, как идеал, совесть, ценность, истина, мировоззрение, авторы учебного пособия опираются и на подходы Рене Декарта, и на творческое наследие С.Н. Булгакова, и на взгляды Л.Н. Толстого, что позволяет привлекать достаточно объемный и значимый материал к обсуждению столь важных философских величин. Этому способствует и методический материал учебника, представленный в рубриках «Мысли Мудрых», «Документ», «Практические выводы».

Важные философские категории свобода, ответственность, самореализация личности рассматриваются авторами учебника посредством привлечения философского (от Сократа, Платона, Аристотеля до Эриха Фромма), социологического (Макс Вебер), психологического (А. Маслоу), филологического (И.-В. Гете, И. П. Эккерман) материала.

В учебниках по курсу «Обществознание» для основной школы темы, относящиеся к области духовно-нравственной культуры, органично встроены в учебный контекст.

Например, вопросы культурного поведения, уважения к другим людям, толерантности поднимаются уже в 5 классе в таких разделах, как «Учимся общаться», «Учимся быть терпимыми» [3, с. 20-22].

Проблема проявления творчества в науке и искусстве рассматривается в § 10 «Труд и творчество» [3, с. 77-86], при этом акцент делается на ценностных аспектах деятельности человека и мотивации его к самосозиданию.

В § 15 «Человек славен добрыми делами» [3, с. 118-131] рассматривается ценностная категория добро. Избранный авторами подход позволяет определить такие ее составляющие, как доброта (рубрика «Доброе - значит хорошее»), понимание (рассказ о деятельности академика Андрея Сахарова), прощение (библейская притча о блудном сыне), любовь («Грузинская песня» Булата Окуджавы), смелость (как преодоление страха во имя добра, умение сказать «нет» злу и т.п.). Полагаем, что именно этот подход к изучению данной философской категории не только позволяет адаптировать ее к особенностям возрастного восприятия школьников, но и рождает подлинное понимание ее основ, помогает осознать ценности жизни и культуры в целом.

Вопросы необходимости познать себя, окружающий мир предложены учащимся 6 класса (§ 2 «Человек-личность», § 4 «Познай самого себя» и др.). Важно отметить, что учебный материал позволяет не только познакомиться с терминами «личность», «индивидуальность», «самооценка», но и осознать, что личность человека «прорастает» через его дела, отношение к другим людям, самореализацию в творчестве и труде, самопознание и самосозидание. Это становится возможно благодаря философской составляющей учебного материала (от сократовской формулы «Познай самого себя» до диогеновской идеи абсолютной независимости от власти), научной компоненте (например, рассказу о деятельности М.В. Ломоносова), использованию произведений искусства (от Андрея Рублева, Исаака Левитана до композитора А. П. Бородина) и сведениям о трудовой деятельности (от Адама Смита до благотворительной деятельности братьев Третьяковых).

Такая многоуровневость (философия, мораль, искусство, наука, культура, образование) подхода к рассмотрению философских категорий «личность», «индивидуальность» в учебнике для 6 класса позволяет по-новому подойти к рассмотрению вопроса о добре в § 19 «Человек славен добрыми делами», где само представление о добре обобщается на социальном уровне, трансформируясь в такие понятия, как «жертвенность», «ответственность», «доброжелательность», «смелость», «терпеливость». Полагаем, что подобное умение «расшифровывать» категорию добра на семантическом уровне пригодится учащимся. Это позволяет не только проникнуться пониманием данного явления, но и распознавать его и претворять в код саморазвития и формирования индивидуальной системы ценностей.

Со всей очевидностью проблемы развития личности, общества, сферы духовной культуры предстают перед нами в учебнике для 8 класса (Глава II. Сфера духовной культуры), где вопросы становления личности, ее жизненных ценностей и ориентиров рассматриваются на более сложном учебном материале, что и соответствует более старшему школьному возрасту [5, с. 29-83]. Материалы этой главы выстраиваются на основе культурологического подхода, позволяющего, в частности, рассматривать культуру как пласт

бытия, вводящий учащихся в контекст ее функционирования и развития. К вопросам изучения морали, ее норм, духовных ценностей и культуры авторы также подходят с разных точек зрения (от религиозных ценностей до подвига Я. Корчака, А. Швейцера, противостояния А. Сахарова системе и др.). При этом достаточно внимания уделяется уже самим сферам духовного производства: морали, образованию, науке, религии, философии.

Размышляя о морали, авторы совершенно обоснованно и органично вводят в контекст учебника для 10 классов материал о религии и системе религиозного мировоззрения (§ 10 «Мораль. Религия»), Широкий диапазон материала, привлекаемого к рассмотрению (от Античности до периода становления религиозного самосознания в рамках мировых религий, до религиозной философии П. А. Флоренского и взглядов Ф. Энгельса), позволяет учащимся осознать всю важность таких нравственных категорий, как Долг, Справедливость, Совесть, Истина, Добро, постараться именно на этом этапе постичь смысл жизни «как сложную систему внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создает семью, воспитывает детей, отдает сыновний (дочерний) долг родителям)» [6, с. 105]. Проблемы религиозного и светского мировоззрения рассмотрены в их глобальном взаимодействии в современном мире, полном противоречий и трудностей.

Широта привлеченного учебного материала позволяет каждому учащемуся самостоятельно определять и выстраивать свою систему жизненных ценностей и следовать ей в логике своего личностного самоопределения и бытия. Вывод, сделанный авторами в разделе «Практические выводы»: «Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся во многих сферах жизни, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и ценностей» [6, с. 111], является непреложным жизненным компасом независимо от того, какой системы ценностей (светских или религиозных) придерживается человек.

Говоря об искусстве как особой сфере деятельности и способе познания человеком окружающего мира (§ 11 «Искусство и духовная жизнь» [6, с. 113-125]), авторы используют широчайший диапазон иллюстративного материала, обращаясь и к творчеству Стендаля, И. А. Бродского, В. Высоцкого, и к наследию В. Мейерхольда, А. Шнитке, А. Сорокина и др., что позволяет создать особую смысловую «напряженность» текста, далекого как от схоластики, так и от излишней пафосности, что было бы одинаково разрушительным для учебного пособия в целом.

Размышляя о культуре как особой сфере духовной жизни общества, авторы не только знакомят учащихся с понятиями «духовная жизнь общества», «культура», «культурология» и т.д., но и рассматривают культуру во всем ее многообразии (массовая, элитарная, народная).

Наука и образование как особые сферы духовного производства представлены не только через свои основные функции, но и в контексте этических ценностей, что также связывает воспитательный, образовательный и аксиологический подходы, избранные в качестве основополагающих в рамках данного курса.

При рассмотрении такой важной философской категории, как свобода [7, с. 140-146] авторы активно обращаются к философскому материалу, в частности к определению Гегеля («Свобода есть осознанная необходимость»), взглядам Ф. Энгельса, протестантского

просветителя Мартина Лютера и христианского богослова Климента Александрийского (Тита Флавия). Сознательно расширенный диапазон понимания сущности данной категории дает учащимся возможность осознать сложность этого социального явления и важность с точки зрения личностного развития человека. Все это в совокупности позволяет рассматривать термины «свобода» и «ответственность» как важные и равнозначимые величины.

Перечисленные особенности построения рассматриваемого раздела курса «Обще-ствознание» позволяют сделать вывод о том, что в основе избранного авторами подхода лежат научные знания, то есть «знания, являющиеся результатом исследования общества и человека как объектов научного познания» [1, с. 73].

Особо следует отметить философскую составляющую курса, которая органично встроена в его контекст. Именно она, с нашей точки зрения, позволяет не только выстраивать весь учебный материал «наукообразно», но познакомить учащихся с многообразием точек зрения и суждений в современном мире. Понимание этого многообразия, в свою очередь, позволяет учащимся самостоятельно развиваться и осмысливать реалии окружающей действительности, проникаясь идеями толерантности, без которых немыслимо существование человека в современном мире.

Обзор раздела «Духовная культура» в курсе «Обществознание» позволяет сделать вывод о том, что формирование духовных ценностей личности - сложная, многоаспектная проблема, требующая объединения знаний различных наук о человеке (философия, история, педагогика, социология, право, медицина, физиология, культурология и др.). Фи-лософско-педагогический аспект представляется одним из важнейших при выработке понятий, изучении функционирования духовной сферы жизни общества и человека, формирования его ценностных ориентиров и системы мировоззрения в целом. В связи с этим значительный интерес для формирования научной базы курса «Обществознание» представляют положения концепций отечественных философов С.Ф. Анисимова, О. Г. Дроб-ницкого, А. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринова.

В рамках данного курса большое внимание уделяется философской религиозной литературе, в частности работам H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В. В Зеньковского, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, а также положениям концепций Тейяра де Шардена, Э. Фромма, исследовавших духовную и психологическую сущность феномена человека, основ его нравственного бытия. Работы психологов и социологов, изучавших сущность духовной деятельности человека (Л. С. Выготского, Л.Н. Когана, Л. Кольберга, А. Маслоу, М. Вебера и др.), составляют фундамент, необходимый для понимания психологических и социальных механизмов формирования духовных ценностей личности и общества в целом.

В качестве общенаучных методологических принципов авторы выбирают принципы единства социального и биологического; единства теоретического и практического; единства логического и исторического; соотношения количественных и качественных данных, присущие материалистической диалектике, до недавнего времени господствовавшей, в частности, в области педагогического знания,. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся также является доминантным в организации учебного

материала курса «Обществознание», что было отмечено выше при анализе подходов к пониманию философских категорий («мораль», «личность» и т.д.).

Таким образом, «сочетание различных методологических подходов и отражение различных взглядов на развитие общества, существующих в социально-гуманитарном познании» [1, с. 131] является особенностью построения данного курса «Обществознание». Данный подход к его организации представляется нам продуктивным в период трансформации научных подходов, вышедших за жесткие рамки линейного развития диамата и стремящихся к многоголосью при формировании современных научных подходов к изучению социально-гуманитарного образования. Это создает возможность существования альтернативных точек зрения, показывает трудности поиска истины, дает предоставление о многообразии мировоззренческих подходов к тем или иным аспектам развития науки, социально-гуманитарной в том числе.

В качестве общенаучного методологического подхода в данном разделе учебника выступает системный подход, позволяющий ученому-исследователю рассматривать все явления и события как системы, функционирующие по определенным принципам и законам. Именно такой подход предлагается для рассмотрения смысловых составляющих духовно-нравственной культуры личности. Приведем в качестве примера подходы к пониманию такой категории, как «свобода» и «ответственность» человека, о чем уже было сказано выше.

Конкретно-научная методология данного раздела учебного курса «Обществознание» представлена следующими основными подходами:

- целостным - является логическим продолжением системного подхода. При этом целостный подход позволяет рассматривать обучение и воспитание как единый процесс;

- личностным - позволяет рассматривать личность как носителя культуры и продукт общественно-исторического развития. При этом личность выступает как равноправный участник учебного процесса (не только объект, но и субъект), его цель, результат и критерий эффективности;

- деятелъностным - деятельность (в том числе и учебная) понимается как средство и фактор развития личности;

- культурологическим - знакомит учащегося через систему образования с культурным пластом бытия во всех его аспектах (потребление и производство духовных ценностей личности: от культуры здорового образа жизни до культуры саморазвития личности);

- аксиологическим - тесно связан с предыдущим и предполагает не только усвоение учащимися уже созданных ценностей культуры, но и формирование ценностей личностного ряда, а также включение в процесс их активного производства на индивидуальном и социальном уровнях;

- антропологическим - позволяет использовать данные всех наук о человеке при организации и осуществлении педагогического процесса в целом (образования и воспитания);

- компетентностным - не сводится к пресловутым ЗуН, а предполагает развитие у учащихся способности и готовности решать многоуровневые задачи личностного становления (мировоззренческого, коммуникативного, социального, культурного, будущего профессионального);

- вероятностным - ориентирует на вычленение профессиональных задач, с которыми наиболее часто сталкивается педагог, чтобы определить успешный алгоритм (технологию) их решения.

Технологический уровень методологии педагогики, представленный методикой и технологией проведения исследований, позволяет устанавливать закономерные связи между явлениями (событиями, фактами) при построении тех или иных научных теорий. Этот уровень методологии позволяет нам понять, как функционирует курс «Обществознание» и вводит учащихся в учебную деятельность, используя весь арсенал доступных ему средств и возможностей. Если теоретический уровень изучения тех или иных тем был достаточно подробно рассмотрен выше, то эмпирический уровень представляет достаточный интерес. Так, например, система заданий «Докажи...», «Выскажи свое мнение...» способствует вовлечению учащихся в беседу с учителем и с другими учащимися.

Курс «Обществознание» помогает вовлечь учащихся в аналитическую работу посредством системы заданий «Задумайся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают?» [5, с. 19]; «Аргументируй свою позицию...», «Обоснуй свой вывод...»; «Сделай выводы из следующих данных...» и др. Таким образом, рефлексия становится органичной частью содержания общего образования. Задания, обращающие ребенка к его опыту («Сумеешь ли ты:... простить своего обидчика; сдержать слово, если обещал и т.д.» [5, с. 45]; «Припомни ситуации из собственной жизни, когда тебе нужны были смелость и решительность» [4, с. 206]), также «работают» на развитие рефлексии, позволяя не только «проблематизировать» учебный материал, но и способствуя развитию креативности, «ведь творчество - это создание нового из того, что уже есть, из «старого»» [8, с. 110].

Таким образом, в рамках данного курса эмпирические методы активно дополняют теоретический материал и создают основу для дальнейшего развития познавательного интереса учащихся. Этому содействуют и задания подготовить сообщение по той или иной теме, сделать прогноз («Предложи свой прогноз...), высказать свою позицию (оценку) по тем или иным вопросам. Активный ряд заданий («Подберите иллюстрации...», «Подготовьте сценарий праздника...», «Проведите опрос среди старшеклассников...» [4, с. 189]) позволяют учащимся проявить креативность и свои знания, что способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, дисциплинированность и ответственность.

Проведенный анализ раздела «Духовная культура» курса «Обществознание» позволяет сделать вывод о том, что методологической основой реализации его воспитательного потенциала являются диалектическое положение о социальной обусловленности формирования личности; теория ноосферы В. И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского; положения русской философской религиозной школы о духовной природе человека, представленные в работах H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, П. Флоренского, С. Франка и др.; положения концепций философии реализма и идеализма; работы психологов и социологов, изучавших основы духовной жизнедеятельности человека (Л. С. Выготского, М. Вебера, Л.Н. Когана, А. Маслоу, Э. Фромма и др.); культурологические концепции М.М. Бахтина, Д. С. Лихачева, А.Ф. Лосева; положения зарубежных и отечественных аксиологических теорий; подходы классиков зарубежной и отечественной педагогики (Я.-А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, И.Я. Лернера

и др.); теоретико-методологические исследования в области обществоведческого образования Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой и др.

В завершение нашего обзора можно сделать следующий вывод. Если сам раздел «Духовная культура» в курсе «Обществознание» позволяет развивать у учащихся способность к эмпатии, то проблематизация курса, подача учебного материала в форме активного диалога с учащимися развивает альтернативность мышления, плюралистическое мировоззрение, «согласно которому нет абсолютных истин, абсолютно «правильных» точек зрения, а каждое видение имеет право на существование и является результатом использования той или иной позиции, тех или иных средств и способов рассмотрения» [8, с. 115].

Именно такой методологический подход к организации материала курса «Обществознание» представляется нам продуктивным, поскольку позволяет современным тенденциям и реалиям органично встраиваться в контекст, что особенно важно для курса «Обществознание», стремящегося динамично реагировать на события окружающей действительности.

Список литературы:

1. Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики / Л. Н. Боголюбов. - М.; СПб. : Нестор-История, 2013. - 256 с.

2. Коростелева, А. А. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание» / А. А. Коростелева // Проблемы современного образования [Электронный ресурс]. - 2014. - № 3. - С. 91-99. - Режим доступа: www. pmedu.ru, свободный.

3. Обществоведение: гражданин, общество, государство : учебник для 5 кл. обще-образоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая [и др.]; ред. кол. Л. Н. Боголюбов [и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. -141 с.

4. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 4-е изд. - М., 2011. - 224 с.

5. Обществознание. 8 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Го -родецкой. - М. : Просвещение. - 2010. - 223 с.

6. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 351 с.

7. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под рук. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 349 с.

8. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1994.

9. Ушинскии, К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. -М. : Просвещение, 1968.

10. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. - М. : УРСС, 1997. - 444 с.

Spisok literatury:

1. Bogoliubov, L. N. Obshchestvoznanie v sovremennoi shkole: aktual'nye voprosy teorii i metodiki / L. N. Bogoliubov. - M.; SPb. : Nestor-Istoriia, 2013. - 256 s.

2. Korosteleva, A. A. Osnovy realizatsii vospitatel'nogo potentsiala uchebnogo predmeta «Obshchestvoznanie» / A. A. Korosteleva // Problemy sovremennogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs]. - 2014. - № 3. - S. 91-99. - Rezhim dostupa: www.pmedu.ru, svobodnyi.

3. Obshchestvovedenie: grazhdanin, obshchestvo, gosudarstvo : uchebnik dlia 5 kl. ob-shcheobrazovat. uchrezhdenii / L. N. Bogoliubov, N. F. Vinogradova, N. I. Gorodets-kaia [i dr.]; red. kol. L. N. Bogoliubov [i dr.]. - 3-e izd. - M. : Prosveshchenie, 2006. -141 s.

4. Obshchestvoznanie. 6 klass : ucheb. dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenii / L. N. Bogoliubov, N. F. Vinogradova, N. I. Gorodetskaia [i dr.]; pod red. L. N. Bogoliubova, L. F. Ivanovoi. - 4-e izd. - M., 2011. - 224 s.

5. Obshchestvoznanie. 8 klass : uchebnik dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenii / L. N. Bogoliubov, N. I. Gorodetskaia, L. F. Ivanova i dr.; pod red. L. N. Bogoliubova, N. I. Gorodetskoi. - M.: Prosveshchenie. - 2010. - 223 s.

6. Obshchestvoznanie. 10 klass : uchebnik dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenii : bazovyi uroven' / L. N. Bogoliubov, Iu. I. Aver'ianov, N. I. Gorodetskaia [i dr.] ; pod red. L. N. Bogoliubova. - 5-e izd. - M. : Prosveshchenie, 2009. - 351 s.

7. Obshchestvoznanie. 11 klass: uchebnik dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenii: bazovyi uroven' / L. N. Bogoliubov, N. I. Gorodetskaia, A. I. Matveev [i dr.]; pod ruk. L. N. Bogoliubova [i dr.]. - 5-e izd. - M. : Prosveshchenie, 2010. - 349 s.

8. Prognosticheskaia kontseptsiia tselei i soderzhaniia obrazovaniia / pod nauch. red. I. Ia. Lernera, I. K. Zhuravleva. - M. : Izd-vo ITPiMIO RAO, 1994.

9. Ushinskii, K. D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniia / K. D. Ushinskii. - M. : Prosveshchenie, 1968.

10. Iudin, E. G. Metodologiia nauki. Sistemnost'. Deiatel'nost' / E. G. Iudin. - M. : URSS, 1997. - 444 s.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.