ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МОДУЛЕ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
POSSIBILITIES OF REALIZING THE IDEAS OF STABLE DEVELOPMENT IN THE «SPIRITUAL CULTURE» SECTION OF THE SOCIAL STUDIES COURSE
Коростелева А.А.
Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГБНУ «ИСРО РАО», кандидат педагогических наук e-mail: [email protected]
Korosteleva A.A.
Senior research fellow at the Laboratory of Didactics and Social Studies at the Institute of the Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education). e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются возможности более широкого включения идеи устойчивого развития в учебный контекст курса «Обществознание» через модуль «Духовная культура».
Annotation. The article examines the possibilities of a broader implementation of the idea of a stable development into the educational context of the social studies course via the «Spiritual Culture» section.
Ключевые слова: аксиология, биосфера, воспитание, культура, образование, образование для устойчивого развития (ОУР), устойчивое развитие (УР), экология, этика.
Keywords: axiology, biosphere, upbringing, culture, education, education for stable development, stable development, ecology, ethics.
Идея устойчивого развития (УР) (от англ. sustainable development - поддерживаемое развитие) предполагает создание такого уровня взаимодействия человека и окружающей его среды, при котором минимизируется негативное влияние человека на биосферу при сохранении и улучшении качества его жизни. При этом термин «устойчивое развитие» (англ. вариант) звучит во французском варианте как développement durable, что переводится соответственно как «долговременное, прочное» (durable) «развитие» (developpement).
Оба эти переводы выявляют главное в идее УР - создание такой системы взаимодействия человек-природа-социум, при которой обеспечивается долговременное и прочное развитие данного триединства при всемерной поддержке его со стороны человека, социальной системы в целом.
Начав свое развитие в 70-е годы XX века, идея УР становится все более насущной для современного мира, полного противоречий в своем развитии. УР, как отмечалось на конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20» в Рио-де-Жанейро в 2012 году, - «это безопасный путь к справедливому, экологически чистому и процветающему миру для всех» [9]. Идея, безусловно, благая, представляется достаточно утопичной в современный период, однако когда-то столь утопичной казалась и идея полета человека, а теперь даже полеты в космос утеряли некий элемент новизны для человечества, приобретая все больший флер повседневной событийности и каждодневности.
Итак, идея УР тесно связывает социально-экономические и экологические факторы развития нашей современной цивилизации, что, в частности, обусловлено и тем обстоятельством, что биосфера нашей планеты несет все большую нагрузку, которая, в первую очередь, определяется антропогенным фактором. Здесь мы имеет в виду всё возрастающий фактор ответственности человека за сохранение окружающей его среды, установление безопасной системы природопользования, глобальной ответственности за сохранение нашей планеты в целом.
Безусловно, что экологическая составляющая становится в современном мире все более значимым фактором, поддерживающим и обеспечивающим устойчивость его развития. О взаимосвязи же экономической и социальной составляющей заговорили гораздо раньше, так, например, об этом свидетельствует закон немецкого социолога XIX века Эрнста Энгеля, гласивший, что любая социальная система теряет признаки своей стабильности, если доходы богатых его членов более чем на 10% превышают доходы беднейших слоев населения. Вспомним, что, по статистическим данным рубежа XX-XXI веков, в России был в целом зафиксирован перевес до 20%, при этом в таких крупных мегаполисах, как Москва, он достигал 60%. О какой социально-экономической стабильности и устойчивости развития может идти речь при такой неравномерности доходов населения? Это, в частности, лишь единичный фактор, говорящий о трудностях построения «процветающего и справедливого мира для всех» (по доктрине УР) в масштабе даже одной страны. Однако полагаем, что именно идея УР становится неким фактором достижения стабильности в современный период, преодоления кризисных явлений в действительности и залогом развития нового мышления человека в извечных координатах противостояния добра и зла в новых техногенных условиях развития человечества.
Важнейшим инструментом развития идеей УР в современном мире является фактор образования, т.к. именно оно призвано ответить на ключевой вопрос УР: как жить и развиваться современной цивилизации, чтобы сохранить землю, ее природу и ресурсы для будущего?
Обобщая все сказанное выше об идеях УР, можно сделать следующие выводы:
- идея УР - идея глобальная, объединяющая в себе такие составляющие, как социальная и экономическая стабильность;
- идея УР, безусловно, связана с идеей экологизации мышления современного человека, требующей ответственности по отношению к природе, ее ресурсам не только от конкретной личности, но и от всей социальной системы в целом;
- идея УР включает в себя не только социально-экономический и экологический, но и мировоззренческий компонент, что выводит ее непосредственно в воспитательную сферу, позволяющую многое сформировать и скорректировать на уровне реализации образовательной модели;
- на мировоззренческом уровне идея УР требует определенной встроенности духовно-нравственного, ценностного и культурологического векторов в ее смысловой контекст как факторов, обуславливающих ее становление и развитие на личностном уровне;
- идея УР в образовательной сфере носит междисциплинарный и интеграционный характер.
Учебный курс «Обществознание» представляет собой уникальную платформу для развития идей УР, так как вопросы социального, экономического, экологического, правового, культурного, духовно-нравственного развития являются для него ключевыми и приоритетными. Рассмотрим, как развиваются идеи УР в современном курсе «Общест-вознание» под редакцией академика РАО Л.Н. Боголюбова.
Само понятие УР вводится авторами курса «Обществознание» только в 10-м классе (!). Тем не менее, уже в основной школе для учащихся 8-го класса представлен раздел «Глобальные проблемы современности», в котором перечисляются и проблемы ухудшения природной среды, и трудности развития экономически отсталых стран, и увеличение техногенных катастроф, и проблемы народонаселения [см.: 7, с. 25-26].
В материалах данного параграфа подчеркивается, что экологическая проблематика является одной из острейших проблем развития современной цивилизации. Она напрямую связывается авторами с проблемами экономического (нищета населения) и морально-личностного развития, в частности, проявляющегося в необходимости самоограничения, понимания экологических возможностей нашей планеты. В §9 «Наука в современном обществе» в разделе «Нравственные принципы ученого» предлагаются к рассмотрению вопросы нравственной ответственности ученых за последствия их открытий и разработок, в частности, в области ядерного оружия [7, с. 71-74].
С самим понятием УР, как отмечалось выше, авторы курса «Обществознание» знакомят учащихся в 10-м классе: «УР - такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей» [8, с. 154], связывая его напрямую с проблемой ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Так, размышляя о важности решения современных экологических проблем, авторы не скрывают тот факт, что «в современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок» [8, с. 145]. При этом авторы склонны делать вывод о том, что экономика и экология тесно взаимосвязаны: «Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития» [8, с. 146].
В учебнике «Обществознание» для учащихся 11 классов вопросы, касающиеся идеи УР, затрагиваются косвенно, в частности, в основном через экологическую проблематику. Так, в § 29 «Взгляд в будущее» вновь поднимаются современные проблемы (экологические, угрозы термоядерной войны, международного терроризма, преодоления экономической отсталости и нищеты стран «третьего мира», социально-демографические проблемы, проблемы наркобизнеса и преодоления опасных последствий научно-технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству и пр.) [9, с. 338].
В рамках нашего исследования важнейшим представляется вывод о том, что первичным условием реализации альтернативного пути развития общества является его гуманизация, укрепление духовно-нравственных основ жизни людей [9, с. 339]. При этом повышение качества образования, создание условий для разностороннего развития личности, полного раскрытия и реализации ее потенциала становится возможностью достижения подобного альтернативного пути общественного развития.
Столь беглый обзор идей УР в курсе «Обществознание» позволяет сделать следующий вывод:
- идеям УР уделяется в курсе определенное внимание, при этом в них доминирует экологическая и экономическая составляющая;
- экологическая проблематика достаточно тесно увязывается с проблемами морально-личностного развития человека;
- повышение образовательного потенциала личности, уровня ответственности за развитие общества и окружающей среды представляется авторам одной из реальных возможностей реализации и развития идей УР в современном мире.
Безусловно, что данные основания курса «Обществознание» позволяют в дальнейшем органично встраивать идеи УР в его содержательный контекст.
Рассмотрим возможности их включения в раздел «Духовная культура» курса «Обще-ствознание» как некое логическое продолжение реализации идей «образования для УР» (ОУР). Термин ОУР понимается нами как «осознание необходимости изменений в образовательной педагогике с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды» [10, с. 4]. Ведь именно термин ОУР предполагает широкие междисциплинарные связи, гуманизацию и экологизацию современного образования, а также его проблематизацию, что соответствует развитию современной образовательной доктрины.
Духовно-нравственный компонент курса «Обществознание» представлен такими разделами, как культура, наука, образование, мораль, искусство и религия. Методологическое обоснование такого подхода опирается на суждение философа Алексея Лосева о том, что именно в таких отраслях человеческого знания, как наука, религия, философия, искусство и нравственность и производятся духовные ценности. В связи с этим следует ответить глубинную связь аксиологического и воспитательного компонентов образования в материалах данного курса, направленного на формирование гражданских качеств личности во всей ее многомерной неповторимости (социальной, духовно-нравственной, культурной и пр.). Безусловно, что идеи УР вписываются в данный раздел курса «Обществознание» через аксиологическую, культурологическую и этическую составляющую. Объединяющим элементом данного подхода становится воспитание как таковое, требующее изменения отношения человека к себе
(через систему потребления, самоограничение), природе (отход от потребительского отношения к ней), принятие культуры как ценного наследия, а не бескрайнего ресурса, социальной ценности справедливости как основ нового экологического мышления, на котором базируется экологическая этика современности, органично взаимодействующая с идеями УР.
Именно экологическая этика, с нашей точки зрения, имеет потенциальные возможности встраивания в раздел духовной культуры курса «Обществознание», т.к. позволяет выявить этико-экологические аспекты идей УР, а также вечную проблематичность, всегда апеллирующую к человеку, его личной ответственности, идеалам, чувствам и реальным делам. Важным является и тот факт, что экологическая этика как органичная часть экологического образования опирается на «эколого-культурные традиции разных народов, экологическую составляющую искусства, литературы, права, этики» [1, с.5].
Итак, экологическая этика и экологическая культура как вектор общей культуры человека призваны стать, с нашей точки зрения, возможностью активного включения идей УР в контекст раздела духовно-нравственная культура курса «Обществознание».
В курсе «Обществознание» вопросы, относящиеся к духовно-нравственной культуре, органично встроены в учебный контекст. Так, например, значимые аспекты культурного поведения, уважения к другим людям, толерантности поднимаются уже в 5-ом классе в таких разделах, как «Учимся общаться», «Учимся быть терпимыми» [6, с. 20-22]. Полагаем, что уже в пятом классе в учебный контекст могут и должны быть включены материалы, рассказывающие не только об этических основах общения человека в семье и социуме, но и об этике построения взаимоотношений человек-природа, «ведь трудно переоценить важность формирования субъект-субъектных отношений ребенка к природным объектам в воспитании ребенка» [2, с. 8].
Уже в пятом классе учащиеся знакомятся с такой ценностной категорией, как добро. Избранный авторами подход позволяет определить такие составляющие этой категории, как доброта (рубрика «Доброе - значит хорошее»), понимание (рассказ о деятельности академика Андрея Сахарова), прощение (библейская притча о блудном сыне), любовь («грузинская песня» Булата Окуджавы), смелость (как преодоление страха во имя добра, умение сказать «нет» злу).
Безусловно, что в этой тематике должна и может звучать тема любви к природе, необходимости заботы и защиты ее. В этом возрасте важно через эмоциональность ребенка, его природную открытость миру начать тончайшее построение вектора экологической культуры и экологической этики взаимоотношений природа-человек-социум.
Вопросы необходимости познания себя, окружающего мира предложены учащимся в учебнике для 6-го класса (§2 «Человек-личность», §4 «Познай самого себя» и др.). Важно отметить, что учебный материал позволяет не только познакомиться с определениями «личность», «индивидуальность», «самооценка», но и содействует осознанию того, что личность человека «прорастает» через его дела, отношение к другим людям, самореализацию в творчестве и труде, самопознание и самосозидание.
Полагаем, что в этот материал органично может быть встроен и компонент экологической этики, также содействующий становлению, развитию и реализации личности в современном мире, как и остальные ее социальные составляющие. Таким образом,
от эмоционального вектора взаимоотношений человек-природа (5 класс) мы можем перейти к осознанию необходимости ее сохранения в современном мире ради будущего развития человеческой цивилизации в целом (6 класс).
Со всей очевидностью аспекты развития личности, общества, сферы духовной культуры предстают перед нами в учебнике для 8-го класса по курсу «Обществознание», где вопросы становления личности, ее жизненных ценностей и ориентиров рассматриваются на более сложном учебном материале, что и соответствует данному школьному возрасту (Глава II. Сфера духовной культуры [7, с. 29-83]).
Материалы этой главы выстраиваются на культурологическом подходе, позволяющем, в частности, рассматривать культуру как пласт бытия, вводящий учащихся в контекст ее функционирования и развития. К вопросам изучения морали, ее норм, духовных ценностей жизни и культуры авторы также подходят с позиций многоголосья (от религиозных ценностей до подвига Я. Корчака, А. Швейцера, противостояния системе А. Сахарова и пр.). При этом достаточно внимания уделяется уже самим сферам духовного производства: мораль, образование, наука, религия и философия. Полагаем, что идея УР может здесь быть органично встроена в учебный материал через знакомство на понятийном уровне (через ее терминологию). На ценностном уровне она также может быть подвергнута такой, например, «расшифровке», как:
• ценность экологической этики;
• ценность экологической культуры;
• ценность здоровья личности;
• ценность осознанного самоограничения и устойчивого потребления.
Таким образом, идея УР будет развиваться в данных учебных материалах через осознание учащимися необходимости изменения отношения к природе и себе на уровне изменения своих потребностей. Принятие необходимости нравственного выбора на уровне повседневного поведения людей, - вот, с нашей точки зрения, ключ к развитию идей УР на данном образовательном контексте.
Уровню эмоционального принятия того, что лучше построить кормушку для птиц, чем стрелять из рогатки по ним (5 класс), осознанию, что именно такое поведение является социальной нормой культурного человека (6 класс), должно соответствовать и представление о необходимости разумного самоограничения человека в современном мире (выбор экологического пакета в магазине, правильная утилизация мусора, даже выбор экологических материалов в одежде и пр.) (8-11 классы).
Рассуждая о морали, авторы совершенно обоснованно и органично вводят в контекст учебника для 10-х классов материал, касающийся религии и системы религиозного мировоззрения (§10 «Мораль, Религия»). Широкий диапазон привлекаемого материала к рассмотрению (от античного периода до становления религиозного самосознания в рамках мировых религий, а также взглядов на религиозную проблематику таких антиподов, как П.А. Флоренский и Ф. Энгельс) позволяет учащимся осознать весь диапазон важности таких нравственных категорий, как Долг, Справедливость, Совесть, Истина, Добро. Полагаем, что такая философская категория, как Справедливость должна быть подвергнута особому статусу рассмотрения в свете реализации идей УР в рамках курса «Обществознание»,
ведь именно она встраивается в вектор развития системы человек-природа-социум как базовое понятие.
Проблемы религиозного и светского мировоззрения рассмотрены в их глобальном взаимодействии в современном мире, полном противоречий и трудностей развития. Однако именно это и позволяет каждому самостоятельно определить свою систему жизненных ценностей и следовать ей в логике личностного самоопределения и саморазвития. Полагаем, что экологическая проблематика в философии и мировых религиях органично может вписаться в данный учебный материал, ведь она может быть обнаружена и в произведениях Аристотеля, Платона, и в повествованиях о том, как пророк Мухаммед отрезал полу своего нового халата, не желая беспокоить уснувшего на ней кота и пр.
Рассуждая об искусстве как особой сфере деятельности и способе познания человеком окружающей жизни (§11 «Искусство и духовная жизнь» [8, с. 111-125], авторы используют широчайший диапазон материалов иллюстративного плана, позволяющего обращаться и к творчеству А. Стендаля, И. Бродского, В. Высоцкого, и к наследию В. Мейерхольда, А. Шнитке и др., что создает особую «напряженность» учебного текста в смысловом плане, далеком от схоластики и излишней пафосности одновременно, что было бы одинаково разрушительно для учебного пособия в целом. Именно в этот контекст органично встраиваются идеи экологической проблематики (экологической этики и культуры) в искусстве, художественной литературе и мифологическом народном творчестве. От чеховской «Каш-танки» до переживаний толстовских героев «Войны и мира», - вот широчайший диапазон возможностей представить развитие данных идей в мировой культуре и литературе. Использование широкого иллюстративного ряда в материалах данного параграфа (от скульптурных изображений, например, животных: от знаменитого Хатико до покорителей космоса Белки и Стрелки) также призвано стать дополнительным инструментом развития экологической проблематики в контексте реализации идей УР в курсе «Обществознание».
Наука и образование как особые сферы духовного производства представлены в курсе «Обществознание» не только через свои основные функции, но и в контексте этических ценностей, что также связывает воспитательные, образовательные и аксиологические подходы, избранные в рамках данного курса в качестве основополагающих. Этот раздел духовно-нравственной культуры курса «Обществознание» также органичен для развития идей УР, так как позволяет выйти на уровень осознанной необходимости защиты современной природный среды от вреда, который увы (!) уже нанесен или может быть нанесен вследствие техногенного развития.
Эту тему продолжают развивать и учебные материалы для 11-го класса. Ведь даже изучение такого феномена, как свобода [9, с. 140-146] дает учащимся возможность осознать ее сложность как социального явления и важность в векторе личностного развития человека. «Свобода и экологическая этика», - вот возможность для включения материалов нового параграфа для понимания значимости и равновеликого смысла данных понятий.
Вывод о том, что экологическая культура и этика становятся одним из важнейших путей развития человека, социума и цивилизации в целом должен и может быть освоен учащимися в рамках курса «Обществознание», но гораздо важнее, чтобы он стал основой повседневного поведения людей, не мыслящих своей жизни вне экологических норм,
правил, этики и культуры. Ведь «на современном историческом этапе развития, человечество вступило в новую эру, для которой характерно расширение социальной ответственности - личной и общественной - за сохранение благоприятных экологических условий жизни на нашей планете» [5, с. 28].
Список литературы:
1. Дзятковская, Е. Н. Психологические проблемы школьного экологического образования / Е. Н. Дзятковская // Гуманитарный вектор. - 2014. - № 1.
2. Захлебный, А. Н. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный [и др.] // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2010. - № 4. - С. 3-8.
3. Коростелева, А. А. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание» / А. А. Коростелева // Проблемы современного образования [Электронный ресурс] : науч.-информ. журнал. - 2014. - № 3. - С. 9199. - Режим доступа к журн. : http://www.pmedu.ru/, свободный.
4. Коростелева, А. А. Перспективы развития духовно-нравственного образования / А. А. Коростелева // Проблемы современного образования [Электронный ресурс] : науч.-информ. журнал. - 2012. - № 2. - С. 11-20. - Режим доступа к журн. : http://www.pmedu.ru/, свободный.
5. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития : новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2006. - № 2. - С. 16-28.
6. Обществоведение: гражданин, общество, государство : учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов [и др.]] ; ред. кол. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 141 с.
7. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - 5-е изд. -М. : Просвещение, 2009. - 351 с.
8. Обществознание. 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов[и др.]] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - 5-е изд. -М. : Просвещение, 2010. - 349 с.
9. Обществознание. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов [и др.]] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
10. Садовничий, В. А. Становление образования для устойчивого развития в России / В. А. Садовничий, Н. С. Касимов // Экономическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2006. - № 4 (29). - С. 3-9.
Spisok literatury:
1. Dziatkovskaia, Е. N. Psikhologicheskie problemy shkol'nogo ëkologicheskogo оЬга-zovaniia / Е. N. Dziatkovskaia // Gumanitarnyl vektor. - 2014. - № 1.
2. Zakhlebnyí, А. N. О Kontseptsii obshchego ëkologicheskogo obrazovaniia dlia ustolchivogo razvitiia (2010) / А. N. Zakhlebnyl [i dr.] // Ëkologicheskoe obrazovanie: do shkoly, V shkole, vne shkoly. - 2010. - № 4. - S. 3-8.
3. Korosteleva, А. А. Osnovy realizatsii vospitatel'nogo potentsiala uchebnogo predmeta «Obshchestvoznanie» / А. А. Korosteleva // Problemy sovremennogo obrazovaniia [Ё^ЙГОППУ! resurs] : nauch.-inform. zhurnal. - 2014. - № 3. - S. 91-99. - Rezhim dostupa к zhurn. : http://www.pmedu.ru/, svobodnyl.
4. Korosteleva, А. А. Perspektivy razvitiia dukhovno-nravstvennogo obrazovaniia / А. А. Korosteleva // Problemy sovremennogo obrazovaniia [Ё^ИГОППУ! resurs] : nauch.-inform. zhurnal. - 2012. - № 2. - S. 11-20. - Rezhim dostupa к zhurn. : http:// www.pmedu.ru/, svobodnyl.
5. Ма^пт, N. N. Ëkologicheskoe obrazovanie V interesakh ustolchivogo razvitiia : novye zadachi i problemy / N. N. Marfenin, L. V. Popova // Ëkologicheskoe оЬга-zovanie: do shkoly, V shkole, vne shkoly. - 2006. - № 2. - S. 16-28.
6. Obshchestvovedenie: grazhdanin, obshchestvo, gosudarstvo : uchebnik dlia 5 к1. obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenil / [L. N. Bogoliubov [i dr.]] ; red. ко1. L. N. Во-goliubova [i dr.]. - 3-е izd. - М. : Prosveshchenie, 2006. - 141 s.
7. Obshchestvoznanie. 10 klass : uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenil : bazovyl uroven' / L. N. Bogoliubov р dr.] ; pod red. L. N. Bogoliubova. - 5-е izd. - М. : Prosveshchenie, 2009. - 351 s.
8. Obshchestvoznanie. 11 klass : uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenil : bazovyl uroven' / [L. N. Bogoliubov[i dr.]] ; pod red. L. N. Bogoliubova. - 5-е izd. -М. : Prosveshchenie, 2010. - 349 s.
9. Obshchestvoznanie. 8 klass : uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenil / [L. N. Bogoliubov [i dr.]] ; pod red. L. N. Bogoliubova, N. I. Gorodetskol. - М. : Pros-veshchenie, 2010. - 223 s.
10. Sadovnichií, V. А. Stanovlenie obrazovaniia dlia ustolchivogo razvitiia V Rossii / V. А. Sadovnichil, N. S. Kasimov // Ëkonomicheskoe obrazovanie: do shkoly, V shkole, vne shkoly. - 2006. - № 4 (29). - & 3-9.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 3