ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 372.882:371.671.11 ББК 74.268.3я72
РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА НАВИГАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ЛИТЕРАТУРЫ
В. Ф. Чертов, В. П. Журавлев
Аннотация. В статье представлены основные направления развития современных учебников по литературе, связанные с изменением их содержания и структуры, расширением диапазона их навигационных функций. Авторы статьи отмечают особую роль выполняющих функции навигатора предисловий и статей о писателях, литературных жанрах, направлениях, эпохах и др.; оглавления, колонтитула, рубрикации, сигналов-символов; справочного и методического аппарата, нацеливающего учащихся на самостоятельный поиск и обработку информации, повторение и обобщение, установление внутрипредметных и межпредметных связей, на подготовку устных и письменных высказываний разных жанров.
Ключевые слова: учебник литературы, навигационные функции, сигналы-символы, маркировка учебных заданий.
EXPANSION OF THE RANGE OF NAVIGATION FUNCTIONS OF MODERN LITERATURE TEXTBOOKS
V. F. Chertov, V. P. Zhuravlev
Abstract. The article presents the main directions of development of modern literature textbooks related to the change in their content and structure, expansion of the range of their navigation functions. The authors of the article note the special role of the preface that acts as navigators and articles about writers, literary genres, directions, eras, etc., table of contents, footer, headings, signal-symbols; reference and methodological apparatus, leading students to independent search and process of information, to repeat and summarize, establish intra-subject and inter-subject communications, to prepare oral and written statements of different genres.
Keywords: literature textbook, navigation functions, signal symbols, marking of educational tasks.
Структура и содержание школьного учебника постоянно изменяются, развиваются, стремясь соответствовать быстро возрастающим запросам общества и государства к уровню образования выпускников средней общеобразовательной школы. Меняются и функции учебника как основного учебного средства, ранее существовавшие трансформируются, появляются (и нередко становятся обязательными, ведущими) другие. В ряду активно развивающихся и приобретающих все большее значение в структуре современного учебника функций следует назвать функцию навигации, призванную ориентировать, направлять учащихся в стремительно растущем потоке учебной информации.
Историю формирования и динамичного развития функции навигации в школьном учебнике следует вести от времени создания, практического и теоретического признания и утверждения аппарата ориентировки в учебных книжных изданиях. Этой истории предшествовал многовековой опыт разработки учебников, в которых уже в XIX в. была предусмотрена система ссылок и указаний для учащихся, помогающих им в работе и с самим учебником, и с сопровождающими его пособиями, и с дополнительной литературой. Среди наиболее удачных попыток установления отдельных элементов аппарата ориентировки в дореволюционных учебных изданиях можно назвать гимназические учебники А. Д. Галахо-ва, А. Г. Шалыгина, В. Ф. Саводника, В. В. Си-повского [1].
Понимание учебника как специфической книжной формы с присущими именно ей компонентами структуры формируется в нашей стране в середине 1970-х гг. В работах дидактов и книговедов тех лет был проанализирован и обобщен опыт издания учебных книг в ХУШ-ХХ вв., определены общие функции, свойственные школьным учебникам, что заложило основу для разработки современной теории учебника. Наиболее весомый вклад в становление теории учебной книги в те годы внесли Д. Д. Зуев и В. Г. Бейлинсон. Их монографии
до сих пор остаются актуальными и востребованными специалистами по дидактике и книговедению [2; 3].
Одной из наиболее активно развивающихся функций школьного учебника в наши дни стала функция ориентировки, навигации. В. Г. Бейлинсон обратил внимание на необходимость еще большего внимания к этой функции в системе школьного учебника: «Это самый молодой компонент в структуре учебника. Повсеместное усложнение содержания образования вызвало острую потребность в специальных средствах облегчения, рационализации его усвоения в процессе обучения. Во весь рост встала задача найти для насыщенного научным теоретическим знанием образования развивающие и воспитывающие личность учащихся средства. В том числе и такие, которые помогают учащимся быстро и точно ориентироваться в достаточно сложной структуре современной учебной книги, методично формируют у них способность к ориентировке в потоках разнообразной информации, умение работать как с учебной, так и с другими видами литературы» [2, с. 138].
Сформировавшийся к настоящему времени аппарат ориентировки школьного учебника обычно состоит из следующих элементов: ориентирующее предисловие; оглавление; рубрикация; сигналы-символы; колонтитул.
Наиболее современными и активными элементами аппарата ориентировки следует признать сигналы-символы. Предисловие, оглавление, рубрикация в значительной степени изменяются, но все же давно и традиционно присутствуют в учебниках. Колонтитул - элемент аппарата ориентировки, нечасто используемый в школьных учебниках. В качестве такого редкого примера можно привести учебники под редакцией В. Г. Маранцмана в серии «Академический школьный учебник» [4]. При этом нужно отметить, что колонтитул более функционален все же в справочных изданиях.
Сигналы-символы в последние годы стали наиболее востребованными элементами ориентировки в учебниках. В учебных кни-
гах по литературе чаще всего используются цветовые сигналы (когда отдельные значимые части главы или параграфа выделяются цветом) или рисованные, графические. Так, к примеру, в учебниках под редакцией В. Я. Коровиной рисованные сигналы-символы маркируют задания, предполагающие различные виды учебной деятельности: «Размышляем о прочитанном»; «Проверьте себя»; «Обогащаем и совершенствуем свою речь»; «Учимся читать выразительно»; «Литература и другие виды искусства»; «Творческое задание»; «Слушаем актерское чтение»; «Опыт литературоведческого исследования»; «Внеклассное чтение» [5; 6].
Похожий набор сигналов-символов находим и в учебниках под редакцией В. Ф. Чертова, которые сориентированы на формирование и развитие у учащихся умений осуществлять учебно-исследовательскую, проектную, информационно-познавательную и творческую деятельность, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний разных жанров, в том числе и опыта литературно-художественного творчества (сочинение сказок, басен, рассказов, киносценариев, лимериков, стилизаций, подражаний, пародий и др.). На реализацию этих образовательных и развивающих задач направлено все содержание, справочный и методический аппарат учебников, вопросы и задания в которых распределены по рубрикам: «Поиск информации»; «Опыт исследования»; «Для дискуссии»; «Творческое прочтение», «Публичное выступление»; «Вместе с товарищами»; «Вместе со старшими»; «Опыт творчества»; «Сочинение»; «Связь с другими видами искусства»; «Внеклассное чтение». Специально маркированные «Индивидуальные задания» позволяют учитывать интересы школьников к определенным видам деятельности, проявить свои способности учащимся с отчетливо выраженной гуманитарной (филологической, исторической, культуроведческой и др.) направленностью, а также организовать работу в классах разного уровня [7].
Образовательная практика сегодняшнего дня однозначно свидетельствует о
том, что эпоха отдельных, автономно существующих учебников по предмету для того или иного класса ушла в прошлое. На экспертизу для включения в Федеральный перечень учебников принимаются только завершенные линии учебников. Как правило, завершенные линии учебников со временем становятся линиями учебно-методических комплектов по мере того, как вокруг каждого учебника создается шлейф дополнительных пособий (рабочих тетрадей, фо-нохрестоматий, практикумов, дидактических материалов, сборников проверочных и контрольных работ, методических пособий и т. п.), необходимых для более полной и эффективной реализации методической концепции авторов линии учебников.
Создание линий УМК повлекло за собой изменение функции структурных элементов учебника, прежде всего аппарата ориентировки. Теперь уже стала явно недостаточной возможность уверенно ориентироваться в информационно-образовательном пространстве только учебника, возникла потребность в навигации, охватывающей весь комплект учебных средств, составляющих УМК. Функция навигации в образовательном пространстве, находящемся за пределами основной учебной книги, постепенно становится важнейшей и обязательной составляющей характеристики современного учебника литературы. Постепенно, потому что так же не сразу, не одновременно создавались компоненты ныне действующих учебно-методических комплектов. Сначала были подготовлены учебники, потом методические пособия (рекомендации, советы, поурочные разработки, технологические карты и т. п.), затем рабочие тетради, практикумы. Поэтому навигация потребовалась лишь тогда, когда система дидактических средств УМК стала в известной степени разнообразной и многомерной. Надо признать, что в литературном образовании навигационная система в учебниках только формируется в отличие от учебно-методических комплектов по естественным наукам (химии, биологии), где уже несколько лет назад были созданы учебники-навигаторы [8; 9].
В настоящее время, проектируя навигацию для всего информационно-образовательного пространства учебно-методических комплектов, авторы учебников литературы используют и сигналы-символы, взятые из арсенала аппарата ориентировки, и текстовые отсылки к тем или иным компонентам УМК, моделируя учебную деятельность школьников. В качестве примера использования сигналов-символов в навигации можно привести маркированные рисованными картинками задания к работе с аудиозаписями фонохрестоматий в учебниках под редакцией В. Я. Коровиной [5; 6], под редакцией В. Ф. Чертова [10], под редакцией Л. А. Вербицкой (находятся в производстве).
Создание Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых нормативно закреплены приоритет деятельностного аспекта в образовательном процессе, создание условий для выстраивания индивидуальной траектории обучения школьника, внимание к разнообразным формам дополнительных занятий, в том числе внешкольных, с использованием регионального образовательного пространства, элементов музейной и театральной педагогики, актуализировало вопрос о дальнейшем расширении навигационной функции учебника. Теперь не только на информационно-образовательное пространство учебно-методического комплекта, но и на образовательное пространство целого региона, а отчасти и всей страны распространяется деятельность навигации, осуществляемой учебником литературы.
В этом отношении показательны информация, вопросы, задания, другие дидактические материалы по литературному краеведению, размещенные во всех учебниках линии УМК под редакцией В. Я. Коровиной. Трудно переоценить воспитательный, познавательный, развивающий потенциал школьного литературного краеведения. Школьные литературные музеи, поисковая, исследовательская проектная деятельность, школьные краеведческие и фольклорные кружки - все это формы активной, разнообразной по видам деятельности и степени
сложности работы, которая может начаться в школе, в практике учителя-словесника, получив импульс от специального раздела в учебнике литературы.
В учебниках под редакцией В. Я. Коровиной раздел «Литературные места России» представлен с 5-го по 9-й класс. Школьники узнают о мемориальных литературных местах, связанных с жизнью и творчеством писателей, произведения которых читаются и обсуждаются в классе. Так как к творчеству одних и тех же писателей школьная программа предлагает обратиться несколько раз, то и в разделах о литературном краеведении несколько раз идет разговор о пушкинских местах на карте России (в 5-м классе - о подмосковном Захарове, с которым связаны детские воспоминания поэта, в 6-м классе - о лицее в Царском Селе, в 7-м классе - о квартире А. С. Пушкина на Арбате в Москве, в 8-м классе - о поездке поэта в Оренбург для сбора материала о восстании Пугачева, в 9-м классе - о заповедных местах на Псковщине - Михайловском, Петровском, Три-горском). Лучше понять отдельные лермонтовские строки помогают материалы о Тарханах (5-й класс) и о Пятигорске (9-й класс). Более зримо, наглядно представить эпизоды жизни и творчества писателей поможет информация о Спасском-Лутовинове, Ов-стуге, Красном Роге, Таганроге, Шахматове, Константинове, Тарусе, Овсянке, Сростках и других литературных мемориальных местах, которые останутся в памяти, сознании школьников как знаки культурной, литературной истории России.
Литературное краеведение традиционного понимается как изучение литературной истории города, района, области, отдельного региона, в котором живут и учатся школьники. Современные информационные технологии позволяют расширить границы «края» до государственных границ страны. Так, независимо от того, в какой области живут восьмиклассники, изучающие роман «Капитанская дочка», они могут, как рекомендует учебник, отправиться вслед за Пушкиным в Оренбург, побывать в мя-
тежной слободе. Учитель литературы может стать руководителем образовательного путешествия, маршрут которого разработала профессор Оренбургского государственного педагогического университета Т. Е. Беньковская [11, с. 48-51]. Путешествие предполагает обращение учащихся и к письмам самого поэта, и к работам исследователей истории создания «Капитанской дочки». Следуя рекомендациям учебника отправиться в заочное образовательное литературное путешествие, обучающиеся в итоге смогут яснее представить основные культурные точки на литературной карте России, увидят, что создавалась русская литература не только в столицах.
К элементам навигационной системы учебника, готовящей к выходу в еще более широкое, открытое информационное пространство, следует отнести и рекомендации по работе с ресурсами Интернета. Это направление в навигации учебников литературы особенно последовательно реализуется в линии УМК под редакцией Б. А. Ланина [7].
Рубрика «Комментарии» в учебниках под редакцией В. Ф. Чертова также выводит учащихся в широкое информационное пространство, потому что предполагает не только их знакомство с уже отобранными комментариями к художественным текстам, историей их создания и восприятия, но и нацеливает на самостоятельную работу, дополнение материалов учебника и формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. По такому же принципу строится работа с материалами рубрики «Мир в слове» и разделов «Практикумы», развивающими навыки анализа художественной функции слова в литературном произведении, работы со словарями и справочной литературой, самостоятельного поиска и обработки информации, расширяющими словарный запас учащихся, нацеленными на повторение и обобщение, установление внутрипредметных и межпредметных связей (русский язык, история, английский язык, латинский и древнегреческий языки и др.), а также на подготовку устных и письменных высказываний, в том числе и сочинений на литературные или пу-
блицистические темы. Так, например, материалы рубрики «Мир в слове», посвященной слову «дух», его основным значениям и использованию в разных формах коммуникации и контекстах, отсылают девятиклассников к толковым словарям, сакральным текстам, произведениям фольклора, русской литературы [10, с. 27].
Учащиеся получают рекомендации по поводу направлений поиска, наиболее значимых источников информации во всех разделах учебников. Традиционно объемные статьи о литературной эпохе или жизни и творчестве писателя в настоящее время должны перерабатываться в сторону, во-первых, сокращения второстепенного материала и частных моментов, примеров, а во-вторых, приобретения функции именно навигатора. Необходимая учебная информация стала теперь вполне доступной, однако в процессе ее поиска и обработки у учащихся могут возникнуть определенные сложности, которые и поможет преодолеть учебник. Авторам учебника следует останавливаться лишь на самых важных (принципиально важных) моментах, предоставив возможность учащимся дополнить материалы того или иного раздела, обратившись к дополнительным источникам, ресурсам Интернета. С этой целью в учебниках под редакцией В. Ф. Чертова используются, в частности, такие задания:
• Каковы хронологические рамки античной литературы? Используя дополнительные источники информации, подберите материал о крито-микенской (эгейской) цивилизации, которую часто рассматривают как предысторию Античности.
• Можете ли вы сразу определить, какие мифы положены в основу перечисленных ниже произведений мировой литературы? Если вам это не удалось, воспользуйтесь справочной литературой, поисковыми системами в Интернете и укажите мифологические источники сюжета этих произведений (трагедия «Эдип» Вольтера, стихотворение «Прометей» И. В. Гете, роман «Улисс» Дж. Джойса, пьеса «Пигмалион» Б. Шоу, трагедия «Антигона» Ж. Ануя, роман «Кентавр» Дж. Апдайка).
• Дополните статью «Зарубежная литература первой половины XIX века» краткими справками об упоминаемых в этой статье ученых, философах и писателях, используя поисковые системы Интернета.
• Дополните материал статьи учебника сведениями: а) о детстве поэта; б) об истории любви Жуковского и Марии Протасовой; в) об участии Жуковского в обществе «Арзамас»; г) о последних годах жизни поэта (по выбору учащихся). Подготовьте небольшой рассказ с презентацией иллюстративного материала, сами сформулируйте тему своего выступления.
• Какой представляется вам пушкинская эпоха (события, образ жизни, настроения, яркие личности)? Подберите иллюстрации к своему ответу.
• Как вы истолкуете строки «Ты царь: живи один. Дорогою свободной / Иди, куда влечет тебя свободный ум...»? Насколько справедливо, на ваш взгляд, мнение критика Д. И. Писарева, который спустя десятилетия назвал стихотворение «Поэту» манифестом «чистого искусства»? При выполнении этого задания познакомьтесь с дополнительной литературой, посвященной теории «чистого искусства» [10, с. 9, 160, 193, 275, 312].
Стремительная цифровизация образования, создание таких мощных электронных образовательных ресурсов, как порталы «Московская электронная школа» и «Российская электронная школа», придают особую значимость навигационной системе учебника, в том числе и учебника литературы. Мощные, глобальные образовательные ресурсы могут осваиваться, включаться в образовательный процесс только при условии критического анализа контента этих ресурсов, отбора того учебного, дидактического материала, который оптимально обеспечивает организацию учебного процесса и не вступает в противоречие с методической концепцией учебника, всех компонентов УМК, выбранного педагогом в качестве основного учебного средства, моделирующего методы, формы, приемы образовательной деятельности учащихся, последовательно и системно организующего учебно-воспитательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь / В. Ф. Чертов, А. М. Антипо-ва, Е. И. Белоусова, В. П. Журавлев и др. М.: МПГУ, 2018. 408 с.
2. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2005. 399 с.
3. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М.: Книга, 1983. 320 с.
4. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Маранцман, О. Д. Полонская, Е. К. Маранцман и др.; под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2008. 303 с.
5. Коровина В. Я. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. 10-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2019. 271 с.
6. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. 8-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2019. 335 с.
7. Литература. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. 3-е изд., стер. М.: Вентана-Граф, 2019. 319 с.
8. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. 3-е изд. М.: Дрофа, 2015. 319 с.
9. Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. 174 с.
10. Литература. 9 класс: Учебник для об-щеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Ан-типова и др.; под ред. В. Ф. Чертова. 5-е изд. М.: Просвещение, 2018. 399 с.
11. Беньковская Т. Е. Образовательное путешествие как технология общения учащихся с литературой // Всероссийский съезд краеведов-филологов: ма-
териалы II Всероссийского съезда / сост. М. А. Соловьева. Ярославль: Диалог, 2016. С. 42-48.
REFERENCES
1. Chertov V. F., Antipova A. M., Belouso-va E. I., Zhuravlev V P. et al. Metodika prepodavaniya literatury. Personalii: biobibliograficheskiy slovar. Moscow: MPGU, 2018. 408 p.
2. Beylinson V. G. Arsenal obrazovaniya. Uchebnye knigi: proektirovanie i kon-struirovanie. Moscow: Mnemozina, 2005. 399 p.
3. Zuev D. D. Shkolnyy uchebnik. Moscow: Kniga, 1983. 320 p.
4. Marantsman V. G., Polonskaya O. D., Marantsman E. K. et al. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya obshcheobrazo-vatelnykh organizatsiy. In 2 part. Part 1. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 303 p.
5. Korovina V. Ya., Zhuravlev V. P., Koro-vin V. I. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy. In 2 part. Part. 1. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 271 p.
6. Korovina V Ya., Zhuravlev V P., Koro-
vin V I. Literatura. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. In 2part. Part 1. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 335 p.
7. Lanin B. A., Ustinova L. Yu., Sham-chikova V M. Literatura. 8 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazo-vatelnykh organizatsiy. In 2 part. Part 2. Moscow: Ventana-Graf, 2019. 319 p.
8. Gabrielyan O. S. Khimiya. 8 klass: uchebnik. Moscow: Drofa, 2015. 319 p.
9. Sonin N. I. Biologiya. Zhivoy organizm. 6 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. Moscow: Drofa, 2008. 174 p.
10. Chertov V. F., Trubina L. A., Antipova A. M. et al. Literatura. 9 klass: Uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. In 2part. Part 1. Moscow: Prosveshchenie, 2018. 399 p.
11. Benkovskaya T. E. Obrazovatelnoe pute-shestvie kak tekhnologiya obshcheniya uchashchikhsya s literaturoy. In: Vseros-siyskiy syezd kraevedov-filologov. Proceedings of the II All-Russian congress. Yaroslavl: Dialog, 2016. Pp. 42-48.
Чертов Виктор Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Кафедрой методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Chertov Victor F., ScD in Education, professor, Chairperson, Methodology of teaching literature Department, Institute of philology, Moscow Pedagogical State University
E-mail: [email protected]
Журавлев Виктор Петрович, кандидат филологических наук, доцент, профессор Кафедры методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Zhuravlev Victor P., PhD in Philology, Associate professor, Professor, Methodology of teaching literature Department, Institute of philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.05.2019 The article was received on 27.05.2019