УДК 8(07)
ББК 74.268.3
Стрелец Людмила Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Strelets Lyudmila Ivanovna Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Chelyabinsk Актуализация жанрового аспекта изучения литературного произведения в школе Genre Aspect Actualization of Literary Work Studying at School
В статье исследуется процесс актуализации жанрового аспекта изучения литературного произведения в школе. Выводы делаются на основе анализа действующих программ по литературе, в которых представлены различные стратегии работы с данной категорией. Рассматриваются такие направления актуализации, как расширение круга жанров, изучаемых в школе, отражение процессов трансформации и диффузии жанров.
This article analyzes the process of genre aspect actualization during literary work studying at school. The deductions are made on basis of the analysis of the actual literature programs where we can see different strategies of working with different genres. Such types of actualization as expansion of genre types studied at school and processes of genre transformation and genre diffusion are examined in the article as well.
Ключевые слова: жанр, трансформация жанров, диффузия жанров, маркирующая функция жанров, жанровый алгоритм, жанровый аспект анализа литературного произведения.
Key words: genre, genre transformation, genre diffusion, marking function of genres, genre algorithm, genre aspect of literature work analysis.
Жанр является одним из базисных понятий школьного курса литературы.
Актуализация жанрового аспекта изучения литературного произведения - характерная черта современного этапа развития методики. Эта тенденция не была столь явно выраженной в школьных программах и работах методистов прошлого века. Безусловно, жанру уделялось внимание, но эта категория не относилась к числу ключевых. Так, называя составные элементы анализа конкретного произведения в вузовском учебнике методики преподавания литературы, В.В. Голубков включает в их состав жанр.
Вместе с тем, круг жанров, начальное представление о которых даёт школьная программа тех лет, весьма ограничен: загадка, пословица, фольклор-
ная сказка, литературная сказка, былина, басня, рассказ, повесть, комедия, трагедия, ода, роман, роман-эпопея.
Обозначим объём понятий, соотнесённых с категорией жанра, в одной из действующих сегодня программ. Программа под редакцией В.Я Коровиной [4] знакомит с фольклорной и литературной сказкой, летописью, басней, пословицами и поговорками, балладой, сказом, пьесой-сказкой, рассказом, былиной, преданием, одой, повестью, стихотворениями в прозе, публицистическими жанрами (интервью, воспоминания, мемуары), хокку, народной песней, частушкой, жанрами древнерусской литературы (повесть, житие, сатирическая повесть), думой, романом, поэмой, комедией, драмой, трагедией, поэмой, элегией, романсом, песней, памфлетом, литературным портретом, утопией и антиутопией, романом-эпопеей.
Расширение круга изучаемых в школе жанров литературных произведений - характерная черта не только данной программы, это общая тенденция, свойственная всем современным учебно-методическим комплексам. Расширение объёма понятий, связанных с категорией жанра, осуществляется по нескольким направлениям. В современных программах шире представлены фольклорные жанры. Наряду с традиционными (фольклорная сказка, пословица и поговорка, загадка, былина) мы обнаруживаем анекдот, песню, частушку, предание, быличку, жанры обрядового фольклора, народного театра. В отличие от программ по литературе прошлого века современные программы знакомят с жанрами древнерусской литературы. Расширен жанровый спектр малой прозы (рассказ, новелла, очерк), зафиксированы жанры, в которых отражена национальная специфика литературы (хокку, газель).
Расширился не только круг изучаемых жанров, но и углубились представления о них. Так, в программе под редакцией В.Я. Коровиной даётся понятие не только о романе вообще, но и о таких его типах, как нравственнопсихологический, идеологический, исторический. Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой [6] знакомит с научно-фантастическими, рыцарскими, историческими, авантюрно-историческими, социально-психологическими романа-
ми. В программе под редакцией А.Г. Кутузова[5] выделяются такие типы рассказа, как юмористический, рождественский, игровой и др. Таким образом, действующие сегодня программы отражают «многоликость» жанров, которая связанна с их синтетической природой и генезисом. С другой стороны, современные программы активно вводят такие жанры, как пьеса-сказка, сказка-загадка, сказка-анекдот, лирическая комедия и т.п. Отражение процессов трансформации, обновления, диффузии жанров - характерная особенность современных программ.
Обозначенные тенденции характерны для большинства современных учебно-методических комплексов по литературе и свидетельствуют об актуализации жанрового аспекта изучения художественных произведений. Вместе с тем каждая программа предлагает свою стратегию работы с категорией жанра.
Так, в программе, созданной коллективом авторов под научным руководством Т.Ф. Курдюмовой, особое внимание проблеме рода и жанра уделяется в 7 классе, однако уже в 5 классе он вводится в набор базовых понятий (сюжет -герой- жанр- автор). В этой программе наиболее последовательно реализуется суждение М.М. Бахтина о жанрах как о «ведущих героях» литературного процесса. [ В пояснительной записке авторы отмечают два момента, отличающие логику работы над жанром: «... наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями, и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую - специальные разделы, посвящённые истории некоторых наиболее устойчивых жанров: « Из истории басни», « Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.» [6; 158].
В программе под редакцией В.Я. Коровиной проблема жанра не выделена как ведущая проблема какого-либо из курсов (классов), но объём понятий, связанных с ней, является одним из самых широких по сравнению с другими учебно-методическими комплексами. Хронологический принцип расположения материала в каждом классе (мифы - фольклор - древнерусская литература- литература XVII в. - литература XIX в.- литература ХХ в.) предопределил особое
внимание к фольклорным жанрам и жанрам древнерусской литературы.
Логика работы над жанром в программе под редакцией А.Г. Кутузова по сравнению с рассмотренными выше программами отличается по ряду позиций. Жанр литературного произведения отнесён к числу базовых теоретиколитературных понятий и является структурообразующим. В пояснительной записке обращает на себя внимание ряд аспектов, связанных с проблемой жанра. Так, представляются важными тезисы о взаимосвязи жанрового узнавания и восприятия текста и формирования читательской квалификации. При этом жанр выступает в роли « наиболее простой и удобной «маркировки» произведения, даёт возможность настроиться на определённую волну восприятия» [5; 135].
Примечательно то, что в пояснительной записке к программе декларируется принципиальное положение, связанное с освоением теории литературы: « Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т.е. помогать постижению произведения искусства» [5; 93]. Функциональный подход предполагает разработку соответствующих механизмов восприятия и анализа произведения в жанровом аспекте. Система заданий в хрестоматиях, в первую очередь для 5-6 классов, отчасти решает эту задачу. Однако понимание жанровых признаков как внешних, маркирующих произведение мешает, на наш взгляд, формированию целостного представления о художественном тексте.
В программе под редакцией В.Г. Маранцмана [2] проблема жанра становится ключевой в системе теоретико-литературных понятий дважды - в 7-8 и 10 классах. Роды и жанры в 7-8 классах являются основой теоретиколитературного образования, микро- и макроструктура произведения исследуются в аспекте рода и жанра, в 10 классах соотносятся проблема жанра и творческой индивидуальности писателя. Сопоставление литературных родов как определённых типов отношения к миру, сопоставление произведений разных писателей в пределах одного жанра помогают обозначить разные писательские позиции. Если в программе А.Г. Кутузова мы видим процесс восхождения от жанровых форм к роду, то в программе под редакцией В.Г. Маранцмана мы идём от рода к жанру. В старших классах программа позволяет увидеть эволюцию родов и жанров в их историческом движении.
Подведём некоторые итоги. Первоначальное знакомство с категорией жанра осуществляется в 5-7 классах. Это соответствует методической традиции. В ряде случаев жанр выполняет только маркирующую функцию, и его определение становится самоцелью. Чтобы теоретико-литературные знания, связанные с категорией жанра, были функциональны, необходимо осознать тот факт, что определение жанра - не самоцель, а только начало работы над изучением произведения в жанровом аспекте. От решения проблемы узнавания жанра следует переходить к проблеме восприятия и анализа произведения в аспекте жанра. Как осуществлять этот переход? Н.Л. Лейдерман, рассматривая теоретические основы курса литературы в 5-7 классах, говорит о необходимости формирования культуры восприятия жанра, когда учащиеся на имплицитном уровне воспринимают жанр как систему « принципов и способов художественной завершённости, т.е. организации произведения в целостный образ мира (модель мира, « сокращённую Вселенную), воплощающий эстетическую концепцию человека и мира».[1;148]. В старших классах жанр вписывается в систему литературных течений и направлений.
В учебном пособии к элективному курсу «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы» под редакцией
В.Ф. Чертова даётся примерный план анализа литературного произведения в аспекте жанра. Авторы учебного пособия предлагают осмыслить категорию жанра как «явление не статичное, а динамичное, развивающееся»[7;424], обращаются к «памяти жанра», работают с понятиями «жанровая разновидность», «жанровый подзаголовок», « каноническая и индивидуально-авторская модели жанров», « жанровая конфронтация», предложенный ими план отражает процессы диффузии и трансформации жанров.
Вместе с тем универсальный характер примерного плана анализа, не учитывающий особенностей отдельных жанров, таит в себе опасность формирования определённого штампа и не позволяет создать представление о целостности литературного произведения.
Итак, анализ действующих программ показал, что расширение представлений о жанре осуществляется за счёт рассмотрения жанровых разновидностей
литературных произведений, а также процессов трансформации и диффузии. Необходимость расширения жанрового аспекта анализа в школе осознаётся рядом учёных (Н.Л. Лейдерман, В. Ф. Чертов) и связывается прежде всего с практикой работы в филологических классах.
Библиографический список
1. Лейдерман, Н.Л. Уроки для души [Текст]/ Н.Л. Лейдерман. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. -328 с.
2.Программа по литературе для 5-9-х классов средней школы [Текст]/ под ред. В.Г. Маранцмана. - СПб.: Специальная литература, 1998. - 184 с.
3. Программа литературного образования. 5-11 классы [Текст]/ под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2002. - 159 с.
4. Программа по литературе для образовательных учреждений(У-1Х классы) [Текст]/ под ред. А.Г. Кутузова// Сборник нормативных документов. Литература.- М.: Дрофа, 2006. -
С.96- 155.
5. Программа по литературе для образовательных учреждений(У-1Х классы) [Текст]/ под ред. Т.Ф. Курдюмовой// Сборник нормативных документов. Литература.- М.: Дрофа, 2006. - С.156-220.
6. Слово-образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учеб. Пособие [ Текст]/ В.Ф. Чертов. [ и др.].- М.: Дрофа, 2006.- 444 с.
Bibliography
1.Educational Literature Program for 5-9 Forms of the Secondary Schools [Text]/ Under the Editorship of V. G. Marantsman. - SPb.: Spetsialnaya Literatura, 1998. - 184 p.
2.Leiderman, N. L. Spiritual lessons [Text]/ N.L. Leiderman. - Tyumen: Izdatelstvo Tyumen-skogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2006. - 328 p.
3. Literature Education Program for 5-11 Forms [Text] / Under the Editorship of V. Ya. Korovina. - M.: Prosveshchenie, 2002. - 159 p.
4. Literature Program for Educational Institutions (5-9 Forms) [Text]/ Under the Editorship of A. G. Kutuzov // Collection of Normative Documents. Literature/ - M.: Drofa, 2006. - P. 96-155.
5. Literature Program for Educational Institutions (5-9 Forms) [Text]/ Under the Editorship of T. F. Kurdyumova // Collection of Normative Documents. Literature/ - M.: Drofa, 2006. - P. 156220.
6. Word - Image - Sense: Philological Analysis of a Literary Work. Study Guide for 10-11 Forms [Text] / V.F. Chertov [and others]. - M.: Drofa, 2006. - 444 p.