Научная статья на тему 'Проблема изучения русского устного народного поэтического творчества на уроках словесности и литературы в трудах отечественных методистов XIX-XXI веков'

Проблема изучения русского устного народного поэтического творчества на уроках словесности и литературы в трудах отечественных методистов XIX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2594
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ORAL FOLK POETRY / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ / FOLK LITERATURE / ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / FOLKLORE GENRES / СОБИРАТЕЛЬ / COLLECTOR / ФОЛЬКЛОРИСТ / FOLKLORIST / ЗАГАДКА / MYSTERY / ПОСЛОВИЦА / ПОГОВОРКА / PROVERB / СКАЗКА / FAIRY TALE / БЫЛИНА / ПРОГРАММА / PROGRAM / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА / METHODS AND TECHNIQUES FOR THE STUDY OF FOLKLORE / УЧЕНЫЙ-МЕТОДИСТ / КРАЕВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА / FOLKLORE STUDY SYSTEM / EPIC / SCHOLAR-METHODOLOGIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старостина Марина Евгеньевна

В данной статье рассматривается историографический аспект изучения фольклора в отечественной методике обучения литературе. Описываются этапы становления и развития методики изучения произведений устного народного поэтического творчества: дореволюционный, советский и современный. Дореволюционный этап представлен трудами Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина и В.П. Острогорского, которые положили начало изучению, исследованию языка и образов народной словесности, включая их в программу, учебные пособия и занятия словесности. Созданию системы изучения жанров фольклора на уроках литературы, внеклассного чтения и внеучебной работе в советский период способствовала деятельность М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Я.А. Ротковича, Н.В. Колокольцева, Н.А. Никольского, В.Я. Коровиной и других, получившая отражение в их статьях и учебных пособиях. На современном этапе изучения произведений фольклора в средних классах предлагаются новые аспекты его изучения: аксиологический, культурологический, краеведческий, активно используются межпредметные связи. Проведенные исследования показали логику методических изысканий от чтения и анализа отдельных жанров к рассмотрению произведений устной словесности в аспекте народной культуры. Полученные результаты исследования методических материалов могут служить для создания, апробации и внедрения в современную систему изучения произведений фольклора авторских методик и инновационных подходов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STUDYING RUSSIAN ORAL FOLK POETRY IN THE CLASSROOM LANGUAGE ARTS AND LITERATURE IN THE WORKS OF LOCAL METHODIST XIX-XXI CENTURY

This article discusses the historiographical aspect of the study of folklore in the national methods of teaching literature. It describes the stages of formation and development of a technique of studying the works of oral folk poetry: the pre-revolutionary, Soviet and modern. Pre-revolutionary stage of the works is presented by the writings of F.I. Buslaeva, K.D. Ushinsky, V.I. Vodovozova, V.Ya. Stoyunina V.P. Ostrogorskogo, who gave the beginning of the study, the study of language and images of folk literature, including them in the program, textbooks and literature classes. Creating a system of study of folklore genres in literature classes, extracurricular reading and extracurricular work in the Soviet period contributed to the activities of M.A. Rybnikovoy, V.V. Golubkova, J.A. Rotkovicha, N.V. Kolokoltseva, N.A. Nikolskogo, V.Y. Korovinoy and others, which have been reflected in their articles and textbooks. In the present stage of the study of folklore in the middle school it is offered the new aspects of its study: axiological, cultural studies, regional studies, it is actively used the interdisciplinary communication. Studies have shown the logic of methodological research on the reading and analysis of individual genres to consider the works of oral literature in the aspect of popular culture. The results of research of teaching materials can be used for creating, testing and implementation of a modern system of the study of folklore copyright methodologies and innovative learning approaches.

Текст научной работы на тему «Проблема изучения русского устного народного поэтического творчества на уроках словесности и литературы в трудах отечественных методистов XIX-XXI веков»

УДК 372.882

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО

ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДИСТОВ XIX-XXI ВЕКОВ

© 2016

Старостина Марина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и специальная психология» Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация. В данной статье рассматривается историографический аспект изучения фольклора в отечественной методике обучения литературе. Описываются этапы становления и развития методики изучения произведений устного народного поэтического творчества: дореволюционный, советский и современный. Дореволюционный этап представлен трудами Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина и В.П. Острогорского, которые положили начало изучению, исследованию языка и образов народной словесности, включая их в программу, учебные пособия и занятия словесности. Созданию системы изучения жанров фольклора на уроках литературы, внеклассного чтения и внеучебной работе в советский период способствовала деятельность М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Я.А. Ротковича, Н.В. Колокольцева, Н.А. Никольского, В.Я. Коровиной и других, получившая отражение в их статьях и учебных пособиях. На современном этапе изучения произведений фольклора в средних классах предлагаются новые аспекты его изучения: аксиологический, культурологический, краеведческий, активно используются межпредметные связи. Проведенные исследования показали логику методических изысканий от чтения и анализа отдельных жанров к рассмотрению произведений устной словесности в аспекте народной культуры. Полученные результаты исследования методических материалов могут служить для создания, апробации и внедрения в современную систему изучения произведений фольклора авторских методик и инновационных подходов обучения.

Ключевые слова: устное народное поэтическое творчество, фольклор, народная словесность, жанры фольклора, собиратель, фольклорист, загадка, пословица, поговорка, сказка, былина, программа, методы и приемы изучения фольклора, ученый-методист, краеведение, система изучения фольклора.

THE PROBLEM OF STUDYING RUSSIAN ORAL FOLK POETRY IN THE CLASSROOM LANGUAGE ARTS AND LITERATURE IN THE WORKS OF LOCAL METHODIST XIX-XXI CENTURY

© 2016

Starest^ Marina Evgenievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of special education and special psychology Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia)

Abstract. This article discusses the historiographical aspect of the study of folklore in the national methods of teaching literature. It describes the stages of formation and development of a technique of studying the works of oral folk poetry: the pre-revolutionary, Soviet and modern. Pre-revolutionary stage of the works is presented by the writings of F.I. Buslaeva, K.D. Ushinsky, V.I. Vodovozova, V.Ya. Stoyunina, V.P. Ostrogorskogo, who gave the beginning of the study, the study of language and images of folk literature, including them in the program, textbooks and literature classes. Creating a system of study of folklore genres in literature classes, extracurricular reading and extracurricular work in the Soviet period contributed to the activities of M.A. Rybnikovoy, V.V. Golubkova, J.A. Rotkovicha, N.V. Kolokoltseva, N.A. Nikolskogo, V.Y. Korovinoy and others, which have been reflected in their articles and textbooks. In the present stage of the study of folklore in the middle school it is offered the new aspects of its study: axiological, cultural studies, regional studies, it is actively used the interdisciplinary communication. Studies have shown the logic of methodological research on the reading and analysis of individual genres to consider the works of oral literature in the aspect of popular culture. The results of research of teaching materials can be used for creating, testing and implementation of a modern system of the study of folklore copyright methodologies and innovative learning approaches.

Keywords: oral folk poetry, folklore, folk literature, folklore genres, collector, folklorist, mystery, proverb, proverb, fairy tale, epic, program, methods and techniques for the study of folklore, scholar-methodologist, Regional Studies, folklore study system.

Процессы модернизации отечественного образования привели современных ученых в области методики обучения литературе к пониманию того, что создание инновационной модели школьного литературного образования требует осмысления накопившегося опыта. По мнению профессора Е.Р. Ядровской, «наука сегодня нуждается в обновлении фундамента, освоении нового изменившегося пространства» [1, с. 8]. И в связи с данными тенденциями становится вполне закономерным появление историографических работ Т.Е. Беньковской [2], [3], Ж.А. Майдангалиевой [3], А.Ю. Никитченкова [4], в которых обобщается опыт методистов литературы прошлого и настоящего времени. Рефлексия современных ученых-методистов лежит в русле поисков учителями-словесниками новых технологий, методов, приемов изучения литературного произведения, развития обучающихся в процессе реализации требований ФГОС. На наш взгляд, в историографии методики литературы недостаточно уделяется внимания проблеме изучения устного народного творчества в средних классах. Цель нашего исследования: изучить работы отечественных методистов Х1Х-ХХ веков и современности и установить, каким образом решается в них проблема изучения фольклора на уроках словесности и литературы.

Интерес ученых к устному народному поэтическому творчеству начался с публикаций материалов фольклора в периодической печати и сборниках. В учебных пособиях методистов XIX века фольклор выступает как значимый компонент курса русской словесности и рассматривается наряду с произведениями отечественных писателей. Рассмотрим данный этап, который условно можно назвать дореволюционным.

Огромное значение для развития русской методической мысли и совершенствования образования имели исследования Ф.И. Буслаева. Его труды изучались А.Н. Пыпиным [5], В.И. Ереминой [6], Н.Ф. Злобиной [7] и др. Идея единства народной поэзии с древнерусской литературой сближает методические работы и фундаментальные филологические труды «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861) [8] и «Народная поэзия. Исторические очерки» (1887) [9].

Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) [10] стала одной из первых, в которой обоснованы методы и приемы изучения произведений фольклора, древнерусской словесности и произведений отечественных писателей: М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина. Произведения фольклора используются ученым для

стилистических упражнений и наблюдений за языком летописей, пословиц в ходе работы над синтаксисом и словарем и др.

В программах, предназначенных для воспитанников военно-учебных и средних женских заведений, среди произведений древнерусской и современной литературы Ф.И. Буслаевым уделяется внимание таким жанрам русского устного народного поэтического творчества: сказкам, эпическим и лирическим песням, духовным стихам. Методист отмечает, что «читать и разбирать в классе следует только образцовое и лучшее, что может пригодиться всегда и впоследствии, и вообще то, что годится взрослому...» [10, с. 436]. Обучение русскому языку и словесности предлагает вести с опорой на учебные материалы «Русской хрестоматии» (1870). Она является одной из важнейших работ, посвященных изучению русского фольклора, в которой представлены образцовые тексты древнерусской литературы и народной словесности с историческими, литературными, грамматическими объяснениями и словарем. Задача хрестоматии заключается в том, чтобы она «сколько возможно, ближе и нагляднее знакомила учащихся с их отечественною стариною» [11, с. IV]. Ее содержание составили два раздела по древнерусской литературе и устному народному поэтическому творчеству. Раздел «Образцы изустной народной поэзии» открывается краткой статьей о специфике народного творчества: его жанрах, собирателях, действующих лицах, языке. Буслаев указывает на эстетическую ценность народной поэзии. Помимо этого, учащиеся узнают и о духовной, нравственной стороне русского фольклора, который составлял для народа не только одну досужую забаву, но и существенную потребность жизни [11, с. 364]. На рассмотрение учащимся даются образцы поэзии эпической: духовные стихи о Егории Храбром, былины «Волх Всеславьевич», «Вольга Святославич и Микула Селянинович», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Соловей Будимирович», «Садко - богатый гость», «Василий Буслаев», исторические песни «Взятие Казанского царства», «Гришка Расстрига», «Князь Михайло Скопин-Шуйский», «На рождение Петра Великого». Среди лирической поэзии выделены песни колыбельные, детские, свадебные, хороводные, подблюдные и причитания. Образцы народной поэзии, отобранные ученым для чтения и разбора, позволяли школьникам того времени составить общее представление о воззрениях, языке, быте, и в целом, нравственном начале в культуре русского народа, нашедших свое отражение в жанрах фольклора. Таким образом, заслугой Ф.И. Буслаева является формирование интереса к языку и поэзии произведений устного народного творчества, введение его в курс изучения словесности, а также формирование умений анализа фольклорных жанров, развитие речи и общекультурных представлений о быте и верованиях русского народа.

К.Д. Ушинский считал устную народную словесность незаменимым средством обучения детей родному языку и литературе, заложив тем самым основы методики дошкольного и начального обучения. В руководстве к учебнику «Родное слово» [12] он говорит о неоспоримых достоинствах жанров фольклора и их назначении в процессе обучения. В малых жанрах фольклора, с позиций ученого, заключается огромный потенциал для развития у ребенка умственных способностей и памяти, изучение поговорок, прибауток и скороговорок развивает эстетические чувства по отношению к родному языку. Выдающийся методист высоко ценил и русские народные сказки. Повторяющиеся слова и обороты позволяют использовать сказку для упражнений в первоначальном чтении. Важно, что ребенок, читая сказку, быстро усваивает слова и обороты с их красочностью, запоминая народные выражения. В 1 и 2 частях «Родного слова» Ушинский помещает значительное количество сказок, отдавая данному жанру предпочтение перед рассказами, специально написанными для детей. Причем чтение и

пересказ сказок рекомендуется проводить систематически. Изучение народного эпоса методист строит с учетом дидактического принципа: от простого к сложному, от изучения сказок в 1 и 2 частях к историческим легендам и думам в 3 части. К.Д. Ушинский видит особую ценность жанров фольклора в том, что они учат понимать не только родной язык, но и национальную культуру в целом.

Таким образом, на основе глубокого антропологического знания, учитывая особенности детской психики, специфику восприятия школьниками художественного произведения и опираясь на богатый и яркий материал русского устного поэтического творчества К.Д. Ушинский впервые сформулировал и обосновал основные принципы работы по развитию мышления, воображения и речи учащихся: последовательность, систематичность, самостоятельность, наглядность. Значение методики К.Д. Ушинского по изучению фольклора в младших классах имеет большое значение для учителя-словесника и рассматривается как предварительный этап в работе с ним.

В конце 60-х гг. XIX века появляются работы методистов, сторонников воспитательного направления, которые включают в учебные пособия наряду с литературными произведениями и фольклорные тексты. В.И. Водовозов, как и В.Я. Стоюнин, считал необходимым включение фольклорных произведений для чтения и разбора. Фольклорные тексты наряду с произведениями писателей, способствуют активному и сознательному усвоению литературы, развитию умений учащихся давать произведению эстетическую и нравственную оценку, позволяют использовать в процессе изучения свой жизненный опыт. В методике В.Я. Стоюнина на первый план выдвигается работа ученика над текстом и над теми вопросами, которые связываются с разбором поэтического произведения.

В.И. Водовозов в книге «Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии» (1868) [13] дает анализы сказаний о Садке, былин об Илье Муромце, сказки о лисе, коте и щуке зубастой, лирических песен. В хрестоматии В.И. Водовозова «Книга для первоначального чтения в народных школах» [14] для упражнений широко используются фольклорные материалы. Каждый ряд упражнений завершается рубриками «Пословицы», «Загадки» и «Что мы читали?». Пословицы и загадки используются для проверки усвоенных знаний по изучаемому разделу, рассматриваются как вместилища народных знаний и опыта, как модель типовых ситуаций, возникающих в процессе человеческой жизни. Замечательный педагог В.И. Водовозов видел в русском фольклоре огромный педагогический потенциал. Сказки, пословицы, загадки, былины, лирические песни максимально использовались им для развития эстетического вкуса и воспитания нравственных качеств подрастающих поколений учащихся.

В неоднократно переиздававшемся пособии «О преподавании русской словесности» (1864) [15] В.Я. Стоюнин отмечал педагогическое значение фольклорного материала, который способствует национальному воспитанию учащихся. Задачи национального воспитания заключаются в осознании своей связи с общей народной жизнью, воспитании патриотических чувств, уважительного отношения к народу, нации, истории государства. Идея национального воспитания на материале народного поэтического творчества противостоит распространенным в то время в обществе и системе образования идеям космополитизма, «барского патриотизма», официальной народности. Понятие национальности В.Я. Стоюнин рассматривает как понятие о народе в «смысле нации, у которой есть своя тысячелетняя история и которая заключает в себе всех русских людей» [15, с. 397]. По его мнению, «каждое лицо должно сознавать и чувствовать свою нравственную связь с массою как с

общим организмом, в отдельности от которого ни один член не может исполнить своего назначения. Нация сильна только этою общей связью всех своих членов; напротив, разрозненность ослабляет ее и приводит в расстройство весь ее организм» [15, с. 397]. Следует отметить, что идея национального воспитания, выдвинутая им в XIX столетии, получила свое развитие в плане этнокультурного аспекта, применяемого в современной методике преподавания литературы.

Последователь В.И. Водовозова и В.Я. Стоюнина В.П. Острогорский выступал за изучение на уроках словесности образцовых произведений русской литературы и фольклора, в котором выделял патриотические и нравственные идеалы народа, выраженные в его поэзии. Изучение национального фольклора методист рассматривал как эстетическую и нравственную предтечу литературы. В пособии «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» (1874) [16] разбор творчества писателей и поэтов В.А. Жуковского, К.Ф. Батюшкова, И.А. Крылова, А.С. Пушкина и др. В.П. Острогорский начинает с рассуждений о народном воззрении на слово, выражающемся в пословицах. Ценность пословиц методист видит не только в том, что «слово у народа является выражением ума человека», но в них содержится «уважение народа к старине», мудрость: «старинная пословица вовек не сломится» [16, с. 13].

Таким образом, заслугой ученых-методистов Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского является обоснование художественной, педагогической и культурной ценности фольклора. Ими была проделана огромная работа по исследованию и разбору произведений народной словесности, отбору текстов и включению отдельных жанров в программы обучения и хрестоматии, учебные пособия, создавая тем самым базу для его системного изучения в средних классах, методику которого разрабатывали ученые советского периода: М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.В. Колокольцев, В.Я. Коровина и др.

Огромный вклад в изучение фольклора и включение его в методику преподавания в средних классах внесла М.А. Рыбникова. Это отмечали в своих трудах Я.А. Роткович [17], [18], Н.И. Кудряшев [19], З.Я. Рез [20], [21], Н.А. Станчек [21] и др.

В ранних работах М.А. Рыбниковой проявился интерес к использованию фольклора в рамках внеучебной деятельности. В статье «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917) [22] методист делится опытом собирания народных песен учащимися и их применением во внеклассной работе. Воплощение устного народного творчества на сцене требует коллективной работы, которая заключается в выборе текста, совместном продумывании плана, подготовке декораций, костюмов, реквизита, распределении ролей. Методику инсценирования произведений фольклора М.А. Рыбникова описала в статье «Народная свадьба на школьной сцене», которая вошла в состав книги «Работа словесника в школе» (1922) [23]. По мысли Я.А. Ротковича, «подготовка спектакля превращается в работу большой образовательной и воспитательной значимости» [18, с. 266]. А статья «Избяная поэзия в загадках (Поэтика на экскурсии)» (1929) [24] показывает, как экскурсия в музей и загадывание загадок о предметах быта и их поиск в экспозиции, пояснение отгадки дает представление об особенностях жанра и способствует развитию интереса к нему, стимулируя собственное сочинение загадок учащимися.

Методист с большим интересом занималась собиранием фольклора и его изучением в школе. Итогом ее собирательской деятельности стали сборники «Загадки» (1932) [25] и «Русские пословицы и поговорки» (1961) [26]. Я.А. Роткович высоко оценил деятельность М.А. Рыбниковой как фольклориста, подчеркивая уникальность ее подхода в отборе материала и составления сбор-164

ника «Загадки»: «Во всем содержании сборника видно, что он создан педагогом. Большое количество учителей среди корреспондентов Рыбниковой, наличие в сборнике группы сибирских загадок, выделение в особый раздел внефольклорных загадок, созданных школьниками, - все это отражает стиль педагога-общественника» [18, с. 286]. С позиций методиста говорит М.А. Рыбникова о роли загадки в педагогике: «...Предметность, конкретность загадки, направленность ее к деталям жизни делают ее, конечно, отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Это учебное свойство загадки. осознавалось и в крестьянской педагогике» [25, с.54].

В конце 30-х годов важной задачей методиста было создание основной работы «Очерки по методике литературного чтения» (1941) [27]. Как отмечал Я.А. Роткович, что «Очерки» М.А. Рыбниковой принадлежат к числу наиболее совершенных, капитальных работ по русской методике наряду с классическими пособиями для учителей Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского [18, с. 293].

В «Очерках» отражен многолетний опыт педагогической работы, в частности по изучению устного народного творчества в школе. М.А. Рыбникова писала, что программы прошлых лет отличались пренебрежением к фольклору в V-VII классах: «Наши школьники до сих пор впервые встречались с былиной в VIII классе. Теперь они читают и в V, и в VI, и в VII классах. Сказки они читают и в IV, и в V классах. Народные песни даны во всех трех классах - с V по VII» [27, с. 54]. Методист говорила о необходимости сохранения преемственности по изучению малых жанров фольклора в начальном и среднем звене: «Загадки и пословицы проходятся и в младших классах, и в средних» [27, с. 54].

Произведения народной словесности рассматриваются методистом в тесной связи с литературными темами. Например, изучение сказок «Царевна-лягушка» и «Морозко» в 5 классе создает основу для восприятия и понимания языка и образов «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. На уроках по пословице пятиклассники учатся связывать пословицу с жизненным фактом и составлять свои фразы, аналогичные жанру, а также узнают о многозначности пословицы и «возможности ее соединения с множеством сходных между собой случаев» [27, с. 72]. В качестве комментария к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в 5 классе читается историческая повесть о нашествии Батыя на Рязань.

Но особенно хотелось бы выделить в методической системе М.А. Рыбниковой - использование малых жанров фольклора для упражнений по выразительному чтению литературных произведений. Загадки, пословицы, скороговорки способствуют развитию фонетической четкости звуков, дикции, интонации. Например, загадки используются методистом для четкого произношения звуков и передачи звукоподражательного ритма: «Бились попы, колотились попы, пришли в клеть, перевешались», а пословицы - для передачи звукового образа: «Смутил шут шутку: украл шушун да шубку», «Дали голодной Меланье оладьи; она говорит испечены неладно» и др.

Фольклорный материал, рассматриваемый М.А. Рыбниковой на уроках, служит для расширения представлений школьников о национальной культуре, развития «культуры мысли и культуры речи». Основной заслугой М.А. Рыбниковой, ученого-методиста и фольклориста, является ее деятельность по формированию и развитию культуры общения с произведениями фольклора в учебной и внеклассной работе с учащимися.

Изучению жанров фольклора уделял внимание крупнейший методист ХХ века В.В. Голубков. В основной работе «Методика преподавания литературы» (1938) он выдвигал проблему изучения специфики жанров устного народного поэтического творчества и литературы: «Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, тем АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

более четко будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного образования и эстетического развития учащихся, не говоря о том, что внимание к специфике внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит их интерес» [28, с. 155]. Методист рекомендовал при изучении жанровых особенностей использовать наблюдения и заключительные выводы, сопровождаемые определением данного понятия.

Сказки, былины, пословицы, поговорки и загадки жили в устной передаче, поэтому задача учителя дать «по-настоящему почувствовать и понять их». «Выясняя признаки сказки, былины, песни, рассказа, басни и всех вообще жанров, - отмечал В.В. Голубков, - следует иметь в виду, что эти признаки становятся понятными учащимся главным образом путем сопоставления» [28, с. 155]. Для каждого жанра фольклора методист вырабатывает определенный порядок их чтения и изучения. Например, разбор сказок в 5 классе начинается с художественного рассказывания текста учителем. Чтение сказки учащимися сопровождается словарной работой. Далее идет беседа о героях и идейной направленности произведения, выясняются жанровые особенности сказки: фантастика в сочетании с жизненной правдой, гиперболизм, повторение, постоянные эпитеты и т. п. Изучение сказки завершается ее рассказыванием учащимися с использованием традиционных для этого жанра выражений. Изучение былины нужно строить иначе. Как отмечает В.В. Голубков, данный жанр «требует вступительного слова учителя», который рассказывает об исторической основе героического эпоса. Учитель читает былину выразительно, обязательно используются образцы художественного исполнения, так называемая слуховая наглядность. Чтение учащихся сопровождается словарной работой. Затем следует анализ идейного содержания и жанровых особенностей произведения. Возможно сопоставление былин с художественными произведениями, основанных на сюжете произведений устного народного поэтического творчества. В.В. Голубков не рекомендует пересказывать былину, так как былина немыслима без присущей ей стихотворной формы, а пересказ очень исказит былину и может лишить ее всякого обаяния [28, с. 157]. Целесообразнее заучивание учащимися понравившихся отрывков из былины.

Выделяются методистом и основные приемы по изучению песен, загадок и пословиц. Основным приемом изучения загадок является сочинение собственных вариантов с последующим их обсуждением в классе. Русская народная песня должна обязательно звучать на уроке в музыкально-вокальном исполнении. Основным умением пятиклассников является подбор пословиц и поговорок, подходящих по смыслу к литературному произведению. Таким образом, В.В. Голубков предлагал в изучении жанров фольклора учитывать их специфику.

Во второй половине ХХ века в методике преподавания литературы появляются исследования по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках литературы при изучении устной народной поэзии. Такой работой является книга Н.В. Колокольцева «Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения» (1958) [29]. В данном пособии деятельность учителя и учащихся на занятиях по развитию речи четко спланирована, приемы изучения устной народной поэзии даны в строгой системе. Н.В. Колокольцев подчеркивал: «Необходимость повседневных занятий по развитию речи в процессе изучения литературных произведений становится еще более очевидной, если рассмотреть элементы этой работы в процессе каждого урока: 1) при опросе учащихся в начале урока; 2) при подготовке класса к новой теме и ее разработке; 3) при закреплении знаний; 4) при задании на дом. Развитие речи, таким образом, органически входит в процесс изучения литературного произведения» [29, с. 13]. Методист дает обстоятельное описание по использованию упражнений и организации занятий по развитию речи над текстами

сказок, загадок и пословиц в 5 классе. Например, при изучении сказок «Морозко» и «Царевна-лягушка» методист предлагает использовать следующие приемы: выразительное чтение текста учителем и учащимися, пересказ, чтение сказки по частям и озаглавливание их, беседа, словарная работа по объяснению трудных и непонятных слов и народных выражений, подготовительная работа по характеристике героя, обучение учащихся составлению плана, пересказ по плану.

В.А. Никольский в учебном пособии «Методика преподавания литературы в средней школе» (1971) [30] тоже уделяет внимание изучению жанров фольклора. В главе «Чтение эпических произведений» методист обращается к былине, где вся работа над жанром, как и над любым эпическим произведением, рассматривается как его прочтение под руководством учителя. «Богатырская былина, - пишет В.А. Никольский, - прочитывается словесником так, чтобы школьники почувствовали величавость ее героев, эпическую неторопливость в развертывании действия, роль гипербол, ретардации и повторений. В беседе эти особенности поэтики былин осмысливаются» [30, с. 161]. Дальнейшая работа по изучению данного жанра заключается в рассмотрении характера народного былинного стиха, затем учащиеся пересказывают былину, вводя в пересказ значительные цитаты и отдельные слова и выражения [30, с. 161]. Потом на уроке идет сопоставление школьниками былины со сказками и иллюстрирование народных эпических песен. При изучении былины В.А. Никольский рекомендует учителю посетить с учащимися краеведческий музей с целью рассмотрения старинного вооружения русских воинов для расширения представлений о былинных героях и эпохе, отраженной в героическом эпосе.

О жанрах фольклора методист говорит в связи с изучением темы «Теория литературы в IV-VII классах». В.А. Никольский предлагает учителю целые уроки посвящать выяснению понятий теории литературы: «Это прежде всего уроки, на которых систематизируются наблюдения над жанром: сказкой, загадкой, пословицей, былиной, повестью, басней, драматическим произведением и поэмой» [30, с. 179]. В большей степени методиста занимают вопросы изучения литературных произведений.

В 80-е годы в работах С.А. Леонова фольклор изучается в тесной связи с литературным произведением. С.А. Леонов [31] обращает внимание учителя на возможность использования пословиц, поговорок и афоризмов из литературных произведений для развития речи учащихся средних классов. Значимым является процесс обогащения речи школьников лексикой и фразеологией, который строится поэтапно: первоначально привлекается внимание к использованию литературными героями пословиц и поговорок и нахождение их в тексте, затем раскрывается идейно-художественное содержание фольклорных жанров и определяется их роль в характеристике героев и выражении авторского отношения к ним, последний этап представляет собой упражнения, направленные на внедрение пословиц, поговорок и афоризмов в активный словарь учащихся [31, с. 51].

Таким образом, поиски ученых-методистов советского периода способствовали созданию системы изучению устного народного поэтического творчества в средних классах.

Эпоха антропологического кризиса и кризиса духовных ценностей конца ХХ-начала XXI вв. снова повернула современных методистов к изучению фольклора, который осмысляется в аксиологическом, культурологическом и краеведческом аспектах, с использованием межпредметных связей на уроках литературы. Ученый-методист В.Я. Коровина продолжает поиски новых путей изучения русского фольклора и разрабатывает программу «Фольклор и литература» (1995) для школьников старших классов [32] и пособие к ней [33], задача которых состоит в том, что учащиеся 9-11 классов повторя-

ют сведения о фольклоре и получают новые, рассматривая процессы его проникновения в творчество писателей XVШ-XX веков (А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и др.) и взаимовлияния фольклора и литературы.

Продолжая традиции ученых прошлого и настоящего времени, А.Г. Прокофьева [34], [35], [36], рассматривает краеведение как региональный компонент образования, появляются исследования Е.К. Дубцовой [37], О.Н. Марченко [38], М.Е. Старостиной [39] и др., в которых предлагаются различные подходы изучения произведений фольклора на уроках литературы, внеклассного чтения и занятиях элективных курсов с использованием краеведческих материалов. Л.А. Никитина [40] разрабатывает подходы изучения былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой, а Г.В. Пранцова [41] предлагает методику речевого развития учащихся в процессе освоения фольклора, в ходе которой обучающиеся выполняют проектные задания, интернет-проекты, участвуют в фольклорной игре и т.д.

Глубинные исследования фольклористики и поиски методистов привели к системному изучению жанров фольклора и их включению в авторские программы по литературе. Сказки, загадки, пословицы и поговорки, былины, песни и частушки, предания и легенды рассматриваются в разделе «Устное народное творчество», который является составной частью базового компонента современных программ, созданных под редакцией: Г.И. Беленького [42], В.Я. Коровиной [43], Т.Ф. Курдюмовой [44], А.Г. Кутузова [45], В.Г. Маранцмана [46] и др. При изучении жанров фольклора авторы-составители учитывают этапы литературного, художественного и психического развития современных школьников. Поэтому фольклорные жанры изучаются по мере возрастных возможностей их освоения учащимися 5-8 классов: сказка, загадка рассматриваются в 5 классе, величие подвига былинных богатырей во имя отечества - в 6 или 7 классах, символика народных песен, взаимосвязь истории и преданий - в 7 и 8 классах.

Рассмотренные нами работы ученых-методистов прошлого и современности привели нас к следующим результатам: мы выделили этапы формирования и развития методики изучения произведений устного народного поэтического творчества: дореволюционный, советский и современный. Названия и временные рамки указанных этапов носят условный характер. В XIX веке Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, В.И. Водовозовым, В.Я. Стоюниным и В.П. Острогорским были заложены основы изучения фольклора. Народная словесность рассматривалась ими с учетом языковых, бытовых особенностей и религиозных представлений. Ученые-методисты видели в фольклоре потенциал для воспитания нравственности и патриотизма. В связи с этим акцентируется внимание на отдельных жанрах фольклора: пословицах и поговорках, былинах и исторических песнях, сказках. Тексты устного народного поэтического творчества используются для развития речи: обогащения лексики, развития грамматического строя. Начатая работа в дореволюционный этап была развита и приведена в систему учеными-методистами XX века: М.А. Рыбниковой, В.В. Голубковым, Н.В. Колокольцевым и др. В процессе изучения учитывается и специфика жанра, и возрастные особенности школьников, ведется углубленная работа по анализу и интерпретации образов, фольклорный материал широко используется на уроках внеклассного чтения и внеучебной деятельности, кружковых и факультативных занятиях, советские школьники принимают активное участие в собирании фольклора. Фольклор занимает прочное место в школьных программах. И потому становится необходимой системная работа над фольклором в связи с чтением и анализом произведений различных жанров устного народного поэтического творчества, развитием речи школьников. Методическое 166

наследие прошлого и по сей день сохраняет свою научную ценность, и вопросы изучения народной словесности в школе не потеряли своей актуальности.

В настоящее время современная методика находится в поиске новых путей, приемов, подходов и технологий изучения фольклора, которые используются в рамках традиций и с учетом современных требований ФГОС, примерной образовательной программы по литературе. В ходе изучения произведений народной словесности активно привлекаются краеведческие материалы, межпредметные связи, смежные виды искусства и др. Проблематика современных исследований в области методики обучения литературе значительно расширилась и охватить ее полностью в настоящей статье не представляется возможным. Вопрос о разработке инновационных подходов и методик при изучении жанров устного народного творчества на уроках литературы, внеклассного чтения, занятий фольклорного кружка и элективного курса может составить перспективы дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ядровская Е.Р. «Открытая методика»: новый путь и новый этап развития методической науки // Открытая методика: поиск - исследования - творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / под ред. Е.Р. Ядровской. СПб.: «Свое издательство», 2015. С.5-14.

2. Беньковская Т.Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII - начала XXI века: монография. М.: Флинта: Наука, 2014. 360 с.

3. Беньковская Т.Е., Майдангалиева Ж.А. Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы (1840-2000-е гг.): монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 218 с.

4. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе филологической и методической подготовки в начальной школе: монография. М: Прометей, 2013. 360 с.

5. Пыпин А.Н. По поводу исследований г-на Буслаева о русской старине // Современник. СПб., 1861. Т. 85, №1, отд. II. С.1-34.

6. Еремина В.И. К истокам исторической поэтики фольклора (Ф.И. Буслаев) // Русская литература. 2008. №1. С. 7-20.

7. Злобина Н.Ф. Дискуссия Ф.И. Буслаева и А.Н. Пыпина по вопросам истории русской словесности // Вестник Пермского университета. 2011. Вып.4 (16). С.122-129.

8. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1861. 662 с.

9. Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб.: Типография императорской академии наук, 1887. 509 с.

10. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 512 с.

11. Буслаев Ф.И. Русская хрестоматия. Изд. 12-е. М.: Синод. типография, 1912. 480 с.

12. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. 558 с.

13. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. СПБ.: Типография Ф.С. Сущинского, 1868. 427 с.

14. Водовозов В.И. Книга для первоначального чтения в народных школах. Ч. 1. Изд. 10-е. СПб.: Типогр. В.С. Белашева и типогр. Ф.С. Сущинского, 1877. 283 с.

15. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. Изд.-8-е. СПб.: Типогр. М.М. Стасюлевича, 1913. 444 с.

16. Острогорский В.П. Русские писатели как вос-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

питательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. Изд. 5-е. М.: Изд-е К. И.Тихомирова,1901. 360 с.

17. Роткович Я.А. Выдающаяся советская методистка М.А. Рыбникова / В помощь учителю. Вып. 5. Куйбышев: Куйб. пед. ин-т, 1959. 78 с.

18. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещ. РСФСР, 1959. 357 с.

19. Кудряшев Н.И. О книге М.А. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения» (Предисловие к

3-му изданию) // Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд. М.: Просвещение, 1985. С.14-22.

20. Рез З.Я. Нестареющее наследие (Предисловие к

4-му изданию) // Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд. М.: Просвещение,1985. С.3-13.

21. Рез З.Я., Станчек Н.А. Методическое наследие М.А. Рыбниковой // Литература в школе. 1994. № 6. С. 15-24.

22. Рыбникова М.А. Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев // Вестник воспитания. 1917. № 3. С. 21- 23.

23. Рыбникова М.А. Работа словесника в школе. М.: ГИЗ, 1922. С. 41-48.

24. Рыбникова М.А., Случевская Л.Е. Избяная поэзия в загадках. (Поэтика на экскурсии) // Русский язык в современной школе. 1929. № 1. С. 90-102.

25. Рыбникова М.А. Загадки. М. -Л.: Academia, 1932. 486 с.

26. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 230 с.

27. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. Изд.-е 4-е, испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.

28. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1962. 495 с.

29. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1958. 286 с.

30. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе / В.А. Никольский. М.: Просвещение, 1971. 256 с.

31. Леонов С.А. Значение пословиц, поговорок и афоризмов из литературных произведений для развития речи учащихся // Развитие речи учащихся на уроках литературы. М.: МГПИ, 1980. С. 50-65.

32. Коровина В.Я. Фольклор и литература: Программа учащихся старших классов // Литература (прил. к газете «Первое сентября). 1995. №28.

33. Коровина, В.Я. Фольклор и литература: Учебное пособие для учащихся старших классов (9-11) / Сост. В.Я. Коровина. М.: Скрин Мирос, 1996. 205 с.

34. Прокофьева А.Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образовании: ав-тореф. дис. ... доктора пед. наук. СПб., 1997. 43 с.

35. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. 160 с.

36. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по литературному краеведению для

5-8 классов / Под ред. А.Г. Прокофьевой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 384 с.

37. Дубцова Е.К. Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 22 с.

38. Марченко О.Н. Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 20 с.

39. Старостина М.Е. Использование краеведческих

материалов при изучении русского устного народного поэтического творчества в средних классах: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 23 с.

40. Никитина Л.А. Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 21с.

41. Пранцова Г.В. Методика речевого развития учащихся в процессе освоения фольклора // Известия Пензенского государственного пед. ун-та. 2012. №28. С. 961-967.

42. Литература: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова / Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2006. 142 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. 43 Литература: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-11 кл. (Профильный уровень) / В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008. 255 с.

44. Литература: программа по литературе для обще-образоват. учрежд. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 93 с.

45. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. 2-е изд. М.: Дрофа, 2006. 79 с.

46. Программа литературного образования: 5-9 классы программы по литературе для общеобразо-ват. учрежд. / В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.; под ред. В.Г. Маранцмана. 3-е изд. М.: Просвещение, 2007. 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.