Научная статья на тему 'Аксиологическая модель использования краеведческих материалов в процессе изучения загадки в средних классах'

Аксиологическая модель использования краеведческих материалов в процессе изучения загадки в средних классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / LOCAL HISTORY MATERIALS / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ORAL FOLK POETRY / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / FOLKLORE GENRES / СОБИРАТЕЛЬ / COLLECTOR / ЗАГАДКА / RIDDLE / ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА / FOLKLORE STUDY / УЧЕНЫЙ-МЕТОДИСТ / SCIENTIST-METHODIST / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION MODEL / СИНКВЕЙН / CINQUAIN / ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ КОММЕНТАРИЙ / HISTORY AND EVERYDAY LIFE REVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Марина Евгеньевна

В статье обозначены приоритетные подходы в деятельности учителя и обучающегося на уроке литературы. Обосновывается значимость применения аксиологического подхода при изучении краеведческих материалов, в частности жанра загадки на уроках внеклассного чтения по литературе. Краеведение рассматривается как сфера формирования личных ценностей учащихся средних классов. Дается краткий обзор изучения загадки в трудах отечественных методистов: К.Д. Ушинского, М.А. Рыбниковой, Н.В. Колокольцева, Е.Л. Демиденко и др. Охарактеризована экспериментальная модель по внедрению аксиологического подхода по изучению загадки с пользованием краеведческих материалов на примере Самарского края. Рассмотрены 3 этапа реализации модели: актуализация знаний обучающихся по загадке с использованием эвристической беседы, проблемных вопросов и синквейна, знакомство с деятельностью собирателя загадок Самарского края Д.Н. Садовникова, историко-бытовой комментарий загадок родного края и рефлексия. Исследование проводилось на базе МБОУ школы № 132 г.о. Самары с углубленным изучением отдельных предметов. Результаты исследования могут служить основой для внедрения в систему литературного образования аксиологической модели изучения краеведческих материалов родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL MODEL OF LOCAL HISTORY MATERIALS USE WHILE RIDDLES SOLVING IN MIDDLE SCHOOL

The paper deals with priority approaches in the work of a teacher and a learner on Literature lessons. The author substantiates the importance of axiological approach use while studying local history materials, in particular the genre of riddles at the lessons of home reading. Local history is considered to be a sphere of personal values formation in middle school. The author briefly reviews methods of riddles study in the works of Russian Methodists: K.D. Ushinsky, M.A. Rybnikova, N.V. Kolokoltsev, E.L. Demidenko, etc. This paper describes an experimental model for the implementation of axiological approach to riddles study with the use of local history materials on the example of Samara Region. 3 stages of the innovative model implementation are considered: student’s knowledge updating using a heuristic conversation, Problem questions and cinquain, learning activities of the Samara Region riddle collector D.N. Sadovnikov, Historical review of the local riddles and reflection. The study was conducted in Samara school 132. The results can help to introduce the axiological model of local history materials study into the system of literary education.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая модель использования краеведческих материалов в процессе изучения загадки в средних классах»

УДК 372.882

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАГАДКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

© 2017

Старостина Марина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и специальная психология» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: mestarostina72@gmail.com)

Аннотация. В статье обозначены приоритетные подходы в деятельности учителя и обучающегося на уроке литературы. Обосновывается значимость применения аксиологического подхода при изучении краеведческих материалов, в частности жанра загадки на уроках внеклассного чтения по литературе. Краеведение рассматривается как сфера формирования личных ценностей учащихся средних классов. Дается краткий обзор изучения загадки в трудах отечественных методистов: К.Д. Ушинского, М.А. Рыбниковой, Н.В. Колокольцева, Е.Л. Демиденко и др. Охарактеризована экспериментальная модель по внедрению аксиологического подхода по изучению загадки с пользованием краеведческих материалов на примере Самарского края. Рассмотрены 3 этапа реализации модели: актуализация знаний обучающихся по загадке с использованием эвристической беседы, проблемных вопросов и синк-вейна, знакомство с деятельностью собирателя загадок Самарского края Д.Н. Садовникова, историко-бытовой комментарий загадок родного края и рефлексия. Исследование проводилось на базе МБОУ школы № 132 г.о. Самары с углубленным изучением отдельных предметов. Результаты исследования могут служить основой для внедрения в систему литературного образования аксиологической модели изучения краеведческих материалов родного края.

Ключевые слова: аксиологический подход; краеведение; краеведческие материалы; устное народное поэтическое творчество; фольклор; жанры фольклора; собиратель; загадка; программа; приемы изучения фольклора; ученый-методист; модель обучения; синквейн, историко-бытовой комментарий.

AXIOLOGICAL MODEL OF LOCAL HISTORY MATERIALS USE WHILE RIDDLES

SOLVING IN MIDDLE SCHOOL

© 2017

Starest^ Marina Evgenievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of «Special Education and Special Psychology Department» Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky Street, 65/67, e-mail: mestarostina72@gmail.com)

Abstract. The paper deals with priority approaches in the work of a teacher and a learner on Literature lessons. The author substantiates the importance of axiological approach use while studying local history materials, in particular the genre of riddles at the lessons of home reading. Local history is considered to be a sphere of personal values formation in middle school. The author briefly reviews methods of riddles study in the works of Russian Methodists: K.D. Ushinsky, M.A. Rybnikova, N.V. Kolokoltsev, E.L. Demidenko, etc. This paper describes an experimental model for the implementation of axiological approach to riddles study with the use of local history materials on the example of Samara Region. 3 stages of the innovative model implementation are considered: student's knowledge updating using a heuristic conversation, Problem questions and cinquain, learning activities of the Samara Region riddle collector D.N. Sadovnikov, Historical review of the local riddles and reflection. The study was conducted in Samara school 132. The results can help to introduce the axiological model of local history materials study into the system of literary education.

Keywords: Axiological Approach, Local History, Local History Materials, Oral Folk Poetry, Folklore, Folklore Genres, Collector, Riddle, Program, Folklore Study, Scientist-Methodist, Education Model, Cinquain, History and Everyday Life Review.

В настоящее время с особой остротой встает проблема выбора стратегии развития современного литературного образования, построения вариативной и инновационной системы обучения. По мнению профессора Е.Р. Ядровской, современная методика должна рассматриваться как «система ценностно-смысловой деятельности ученика и учителя», для реализации которой необходимо использовать аксиологический, герменевтический, системно-деятельностный подходы, которые определяют концепты времени: смысл, ценности, понимание, деятельность, Человек [1, с. 6]. Данную точку зрения разделяют современные ученые Т.Е. Беньковская [2], Н.П. Терентьева [3], Е.С. Романичева [4] и др.

В рамках построения модели литературного образования с использованием аксиологического подхода, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимание проблеме использования краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения. Сочетание программного и краеведческого материалов способствует не только формированию ценностных ориентаций у обучающихся, но и активизации их познавательной, исследовательской деятельности. Академик Д.С. Лихачев писал, что «краеведение учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только о своих) местах» [5].

Цель нашего исследования - выявить способы изучения загадки, на их основе разработать аксиологическую модель использования краеведческих материалов и апробировать ее в системе литературного образования.

Экспериментальная модель аксиологического обучения школьников с использованием краеведения была предложена в диссертационном исследовании З.А. Зверевой, которая выдвигает понятие аксиосферы и понимает под ним мир ценностей, систему ценностей личности [6]. А изучение краеведения школьниками представляется как процесс приобретения личностно-нрав-ственных ценностей.

Значимость изучения краеведения на уроках литературы и внеклассного чтения отмечалась в трудах М.Д. Янко [7], А.Г. Прокофьевой [8], [9] и др. Опыт работы в 5-6 классах показывает, что большой интерес у школьников вызывает фольклор родного края, особенно загадки. Проблема изучения загадки поднималась учеными-педагогами и методистами как прошлого, так и современности: К.Д. Ушинским, М.А. Рыбниковой, Н.В. Колокольцевым, Е.Л. Демиденко.

К.Д. Ушинский отмечал ценность использования загадок для беседы с ребенком, в процессе которой он научится описывать предметы и явления действительности [10, с. 314].

Значительный вклад в разработку методики изучения загадки сделала ученый-методист XX века М.А. Рыбникова [11]. Она предлагала изучать данный жанр по определенному алгоритму: выразительное загадывание текста учителем наизусть, отгадывание (осмысление учащимися и комментарий учителя), сочинение загадки (литературная игра), упражнения для выразительности речи. Собирание загадок осуществлялось

учащимися в ходе внеучебной деятельности. Загадки использовались М.А. Рыбниковой для развития у школьников артикуляции, формирования интонационных умений и четкости дикции. С этой целью ученым-методистом использовались звукоподражательные загадки с выраженным ритмом: «Летят гуськи, дубовые носки, / Говорят: то-то-ты, то-то-ты» (Молотьба); «Ходит щучка по заводи, / ищет щучка тепла гнезда / где бы щучке трава густа» (Коса).

Н.В. Колокольцев рассматривал загадку как средство обогащения словарного запаса и формирования выразительности и правильности речи учащихся 5 классов. Поэтому основными приемами изучения данного жанра им выдвинуты: разгадывание загадок, сопровождаемое словарной работой, комментирование и заучивание наизусть [12, с. 282].

На современном этапе развития методики литературы Е.Л. Демиденко предлагает изучение загадки в зависимости от её синтаксического построения [13].

Таким образом, можно констатировать, что каждый из ученых определяет новые подходы для изучения данного жанра учащимися.

Примерная образовательная программа по литературе рекомендует к изучению загадки как жанр фольклора в 5-6 классах. Традиционно данный материал рассматривается в учебно-методических комплексах (УМК) по литературе под редакцией Г.И. Беленького [14], В.Я. Коровиной [15], А.Г. Кутузова [16], Т.Ф. Курдюмовой [17], но в них недостаточно внимания уделяется использованию краеведческих материалов на уроках литературы.

Реализация аксиологического подхода в процессе изучения загадки осуществляется на уроке внеклассного чтения с применением краеведческих материалов. На первом этапе актуализация знаний о жанре, полученных на уроке литературы, происходит в рамках эвристической беседы. На вопрос о том, что такое загадка, учащиеся демонстрируют понимание того, что это малый жанр фольклора, уходящий своими корнями в глубокую древность. Он встречается в мифах и сказках, в летописях и памятниках древнерусской литературы. На данном этапе важно дать обучающимся сведения о систематическом собирании загадок, начавшемся с середины XIX века. Записи собирателей И.А. Худякова [18], В.И. Даля [19], Д.Н. Садовникова [20] дают представление о загадке как фольклорном жанре, сохраняющем обычаи, традиции, характерные для русского крестьянского быта, а также сведения о заключенных в них художественных достоинствах, поэтическом видении окружающего мира русским патриархальным крестьянином, его мудрости.

В ходе работы возможно сочетание эвристической беседы с коллективным или индивидуальным составлением синквейна по загадке. В рамках совместной творческой деятельности мы получаем такой результат:

Загадка.

Непростая, интересная.

Испытывает, потешает, развивает.

Хорошая загадка учит уму-разуму.

Вопрос на засыпку.

Далее учитель обращается к читательскому и личному опыту учащихся, выявляя их позицию и отношение к роли загадки в жизни современного общества, задавая такие проблемные вопросы, как: «Для чего служила загадка человеку в давние времена?», «Каково назначение загадки в настоящее время?». Школьники считают, что она нужна для развлечения, интересного времяпрепровождения. Задача учителя на данном этапе создать учебную ситуацию для последующего изучения народной словесности с позиции современности: загадка - это еще и культурная ценность, источник информации о жизни и быте русского крестьянства.

Второй этап посвящен знакомству с историей собирания загадок Самарского края. Огромная работа по изучению и собиранию данного жанра народной сло-

весности была проделана Д.Н. Садовниковым и А.А. Коринфским. Важным фактором для реализации опытного обучения является отбор краеведческого материала. Желательно сосредоточиться на личности одного собирателя и его деятельности. Одним из лучших и полных собраний является издание «Загадки русского народа» (1876) Д.Н. Садовникова. Загадки около двадцати пяти русских губерний были включены фольклористом в сборник, помимо личных записей, сделанных в Ставропольском уезде Самарской губернии, в селах Пальцыно, Рузаново, Озерки, Камышевка, Новиковка, Ново-Урайкино.

Д.Н. Садовников определил цель своего сборника так: «выяснить группировкой загадок бытовую обстановку и мировоззрение русского земледельца» [20]. Собирателем были использованы рукописи из архива Российского географического общества, материалы историко-этнографических сборников Архангельской, Пермской и Новгородской губерний, а также собрания загадок В.И. Даля, И.А. Худякова, публикации газеты «Ведомости», издававшейся в разных губерниях: Воронежской, Тульской, Тамбовской, Вологодской, Олонецкой, Псковской, Вятской, Томской и других.

Новаторство Д.Н. Садовникова заключалось в том, что он, во-первых, к лучшему и наиболее полному тексту загадки присоединял другие варианты на одну тему, во-вторых, под вариантами записей загадок обозначил место их записи. Приведем пример загадки о морозе, первая - записана в городе Тихвине, Новгородской губернии, вторая - в селе Озерки Ставропольского уезда, Самарской губернии: «Сам Самсон, / Сам мост мостил, / Без топора, / Без клинья, / Без подклинья»; «Старик у ворот / Тепло уволок, / Сам не бежит / И стоять не велит».

Загадки в сборнике сгруппированы по темам таким образом, что читатель получает возможность воссоздать бытовую обстановку в русской избе, составить представление об окружающем крестьянина мире, его трудах и заботах. Поэтому открывается собрание темой «Жилище», которой фольклорист предпослал эпиграф: «Не бравшись за топор, избы не срубишь». Пословицей Д.Н. Садовников поясняет важность и значимость дома и жилья для русского крестьянина. «Курица на курице, / А хохол на улице», - вот такую загадку загадывали об избе в селе Пальцыно Ставрополького уезда Самарской губернии. Современному читателю в загадках открывается история устройства избы: бревна и матица, пол и потолок, окна, образа на стенах, печь, дверь, порог, труба на крыше. Все это значимо для человека, во всем есть смысл и порядок. Устройство жилища крестьянина, зашифрованное в загадках, вызывает у современных школьников живой и неподдельный интерес. В избе заключается душа народа. Здесь проходит его жизнь с рождения и до смерти. Загадка о матице имеет не один вариант: «Все кишки / Вдоль пришли; / Одна кишка / Поперек пришла»; «Лежит коза в избе, / А рога - на дворе»; «Корова в избе, / Рога в стене», «Мать в избе / Рукава - на дворе». Все варианты записаны в селе Озерки Самарской губернии. Подобные загадки имеют историко-бытовое значение. Они дают современному школьнику представление не только об устройстве избы, но и способе мышления человека прошлого времени: чем он дорожил, о чем заботился. Загадка вместе с отгадкой становятся памятником ушедшей культуры быта, свидетельством передачи знаний и опыта народа подрастающему поколению.

В предисловии к собранию загадок Д.Н. Садовников высказал свои предположения о том, что загадки происходят из темной древности и носят на себе отпечаток мифологической давности. Загадка проделала огромный путь: в ней отразилась борьба древнего человека с природой, мифологические верования, которые передавались из уст в уста от одного поколения к другому, и дошли до нас отрывками и в сильно измененном виде. Постепенно загадка утрачивала свое значение, стала удовлетворять

одной народной любознательности. Осталась ее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел образный сильный язык, но прежний смысл затерялся. Народ стал смотреть на загадку, как на праздное упражнение ума [20].

Далее учащиеся работают в группах, отгадывают загадки о печке, загнетке, шестке, заслоне, помеле, лавке, кочерге, столе, горшке, котле, чайнике, полатях и с помощью историко-бытового комментария поясняют значение отгадок.

Заключительный, третий этап, рефлексивный. Он посвящен обобщению шестиклассниками новых знаний. Они составляют коллективное письмо «В чем тайна русской народной загадки?» для своих сверстников, которые будут жить в другом столетии. Размышления о загадке родного края приводят современных подростков к осознанию особенностей языка в оформлении кратного и образного высказывания. Так могли говорить их предки, проживавшие на территории Самарского края, которые знали и понимали многие явления, соблюдали традиции. Применение аксиологической модели выводит обучающихся на новый метапредметный уровень понимания того, что загадка является носителем культурной информации: в ней зашифрованы предметы быта, еда, одежда, верования и предрассудки и пр., давно ушедшие из крестьянского быта.

Таким образом, применяя аксиологическую модель для использования краеведческих материалов в процессе изучения загадки, мы считаем, что она способствует формированию у обучающихся интереса к языку, культуре и традициям родного края и страны, повышает их мотивационную готовность к восприятию фольклора и культуры других народов, способствует развитию навыков исследовательской и коммуникативной деятельности. Данную модель инновационного обучения можно считать универсальной, встраиваемой в процесс обучения на уроках литературы и внеклассного чтения. Внедрение аксиологической модели изучения фольклорного и литературного краеведения в систему занятий фольклорного кружка и элективного курса может стать перспективой дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ядровская Е.Р. «Открытая методика»: новый путь и новый этап развития методической науки // Открытая методика: поиск - исследования - творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / под ред. Е.Р. Ядровской. СПб.: «Свое издательство», 2015. С. 5-14.

2. Беньковская Т.Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы ХУШ - начала XXI века: монография. М.: Флинта: Наука, 2014. 360 с.

3. Терентьева Н.П. Концепция аксиологизации литературного образования: монография / Н.П. Терентьева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 352 с.

4. Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: Учеб. пособ. М.: Флинта: Наука, 2012. 240 с.

5. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 159-173.

6. Зверева З.А. Аксиологические основы краеведения в разностороннем развитии учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2005. 20 с.

7. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе: Пособ. для учит. М.: «Просвещение, 1976. 95 с.

8. Прокофьева А.Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образовании: ав-тореф. дис. ... доктора пед. наук. СПб., 1997. 43 с.

9. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. 160 с.

10. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочине-

ния: В 2 т. Т. 2. М.: «Просвещение», 1974. С. 269-342.

11. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. Изд.-е 4-е, испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.

12. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 286 с.

13. Демиденко Е.Л. Загадки и их жанровое своеобразие. Пословицы и поговорки. Детский фольклор (заклич-ки, приговорки, дразнилки, считалочки, скороговорки, колыбельные) // Литература. №18. 2005.

14. Литература: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова / Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2006. 142 с.

15. Литература: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-11 кл. (Профильный уровень) / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008. 255 с.

16. Литература: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 93 с.

17. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. 2-е изд. М.: Дрофа, 2006. 79 с.

18. Худяков И.А. Великорусские сказки. Великорусские загадки / Изд. подгот. Е.А. Костюхин, Л.Г. Беликова. СПб.: Тропа Троянова, 2001. 479 с. (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. Т. 6.).

19. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. М.: Олма-пресс, 1999. 614 с.

20. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов притч и задач / Сост. Д.Н. Садовников. СПб.: Типография Н.А. Лебедева, 1876.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.