Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ'

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1385
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / GLOBALIZATION / PRINCIPLES OF YOUTH POLICY / CONSTITUTIONAL VALUES / SOCIAL INTEGRATION / TARGETING OF SOCIAL SUPPORT / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Певцова Елена Александровна, Алешкова Ирина Александровна

Цель. Анализ системы принципов молодёжной политики, выявление универсальных и специальных принципов молодёжной политики, исходя из ценностных и конституционных приоритетов Российской Федерации. Процедура и методы. При проведении исследования использовались общие логические операции (анализ, синтез, обобщение) в качестве общенаучных методов, а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой) в их различном сочетании. Результаты. Подчёркивая фундаментальную значимость принципов государственной молодёжной политики, авторы отмечают их особенность, выражающуюся в преемственности, акценте на детей и молодёжь как особых субъектов защиты и охраны. Отмечается целесообразность формирования специальных принципов молодёжной политики, способствующих сохранению уникальных элементов, характеризующих идентичность российской культуры и мировоззрения. Особое внимание уделено важности учёта диалектического единства принципов государственной молодёжной политики с принципами, составляющими основу российской модели социального государства. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы законодателем при разработке новых нормативных актов, обеспечивающих регулирование в сфере реализации молодёжной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Певцова Елена Александровна, Алешкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF STATE YOUTH POLICY: TRENDS AND FEATURES OF DEVELOPMENT

Aim. Analysis of the system of principles of youth policy, identification of universal and special principles of youth policy based on the value and constitutional priorities of the Russian Federation. Methodology. The research methodology includes general logical methods (analysis, synthesis, generalization), as well as special scientific methods (formal-legal and comparative-legal) in their various combinations. Results. Emphasizing the fundamental importance of the principles of state youth policy, the authors note their peculiarity realized in continuity, emphasis on children and youth as special objects of security and protection. The authors argue that special principles of youth policy should be worked out to contribute to the preservation of unique elements characterizing the identity of Russian culture and worldview. Particular attention is paid to the importance of dialectical unity of the principles of state youth policy with the principles lying at the basis of the Russian model of the social state. Research implications. The results of this study can be used by the legislator in the development of new regulatory acts that ensure regulation in the field of youth policy implementation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

И ГОСУДАРСТВЕ

УДК 340

DOI: 10.18384/2310-6794-2020-3-51-59

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Певцова Е. А., Алешкова И. А.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация.

Цель. Анализ системы принципов молодёжной политики, выявление универсальных и специальных принципов молодёжной политики, исходя из ценностных и конституционных приоритетов Российской Федерации.

Процедура и методы. При проведении исследования использовались общие логические операции (анализ, синтез, обобщение) в качестве общенаучных методов, а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой) в их различном сочетании. Результаты. Подчёркивая фундаментальную значимость принципов государственной молодёжной политики, авторы отмечают их особенность, выражающуюся в преемственности, акценте на детей и молодёжь как особых субъектов защиты и охраны. Отмечается целесообразность формирования специальных принципов молодёжной политики, способствующих сохранению уникальных элементов, характеризующих идентичность российской культуры и мировоззрения. Особое внимание уделено важности учёта диалектического единства принципов государственной молодёжной политики с принципами, составляющими основу российской модели социального государства.

Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы законодателем при разработке новых нормативных актов, обеспечивающих регулирование в сфере реализации молодёжной политики.

Ключевые слова: глобализация, принципы молодёжной политики, конституционные ценности, социальная политика, правовая культура, правовое воспитание

Благодарности. Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ №19-011-00058 и СПС КонсультантПлюс.

PRINCIPLES OF STATE YOUTH POLICY: TRENDS AND FEATURES OF DEVELOPMENT

E. Pevtsova, I. Aleshkova

Moscow Region State University

24, Vera Voloshina ul., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

© CC BY Певцова Е. А . , Алешкова И . А 2020.

ТЕГ

Abstract.

Aim. Analysis of the system of principles of youth policy, identification of universal and special principles of youth policy based on the value and constitutional priorities of the Russian Federation. Methodology. The research methodology includes general logical methods (analysis, synthesis, generalization), as well as special scientific methods (formal-legal and comparative-legal) in their various combinations.

Results. Emphasizing the fundamental importance of the principles of state youth policy, the authors note their peculiarity realized in continuity, emphasis on children and youth as special objects of security and protection. The authors argue that special principles of youth policy should be worked out to contribute to the preservation of unique elements characterizing the identity of Russian culture and worldview. Particular attention is paid to the importance of dialectical unity of the principles of state youth policy with the principles lying at the basis of the Russian model of the social state. Research implications. The results of this study can be used by the legislator in the development of new regulatory acts that ensure regulation in the field of youth policy implementation.

Keywords: globalization, principles of youth policy, constitutional values, social integration, targeting of social support, legal culture

Acknowledgments. The article was prepared with the support of the RFBR grant №19-011-00058 and the SPS «ConsultantPlus».

Введение

В настоящее время «насчитывается 1,2 млрд молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, что составляет 16% мирового населения»1 . Соответственно, молодёжная политика - одна из актуальных тем как в целом для мирового сообщества, так и для каждого государства в частности

Принципы государственной молодёжной политики являются частью системы принципов, составляющих основу модели социального государства, и важными являются их законодательное закрепление и создание условий их надлежащей реализации [4; 5].

Несмотря на национальную специфику различных стран мира, сформировались универсальные принципы молодёжной политики . Их система характеризуется меж-дисциплинарностью и множественностью затрагиваемых сфер общественных отношений . Законодательство о молодёжи не связано с какой-либо одной отраслью права и не выделяется как отрасль законодательства, в него входят нормы конституционного, гражданского, трудового, уголовного,

sues-depth/youth-0/index. html 06.09.2020) .

уголовно-процессуального и других отраслей права Права молодёжи затрагивают нормативные акты, регулирующие сферу образования, культуры, здравоохранения, определяющие воинскую обязанность [8].

Исходя из того, что принципы как регуляторы общественных отношений взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга, а также руководствуясь тем, что каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов, считаем, что в современный период в целом сформировалась универсальная модель принципов, составляющих основу молодёжной политики

Многие принципы были закреплены в Европейской социальной хартии (1961 г. )2 и сформулированы в Европейской хартии об участии молодёжи в общественной жизни на местном и региональном уровнях (2003)3, в Рекомендациях Комитета министров и Совета Европы «Об участии

1 Молодежь // Организация Объединённых Наций : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/sections/is-

(дата обращения:

Бюллетень международных договоров. 2010.

Апрель. С . 17-67 .

3 Пересмотренная Европейская Хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне [Электронный ресурс]. URL: https:// rm. coe .int/16807038ee (дата обращения: 06.09.2020) .

ISSN 2072-8557

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция

2020/№ 3

детей и молодёжи в возрасте 18 лет в общественной жизни»1 .

Эволюция принципов современной молодёжной политики сопровождается сохранением универсальных ценностных ориентиров, подчёркивающих значимость детей и молодёжи . В их числе:

• приоритетная защита детей и молодёжи;

• комплексная защита детей и молодёжи;

• создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому и здоровому развитию детей и молодёжи;

• ограждение детей и молодёжи от пренебрежения, насилия и эксплуатации, а также замкнутости и безымянности;

• паритетное и согласованное сотрудничество

Отмеченные принципы являются семантически значимыми предписаниями о должном. Общность восприятия данных принципов подтверждается тем, что большинство государств мира в своих конституционных текстах отмечают значимость и необходимость защиты прав детей и молодёжи [6].

Принципы молодёжной политики в Российской Федерации

Не является исключением и Российская Федерация. Согласно внесённым в текст Конституции Российской Федерации в 2020 г. изменениям в п .4 ст . 67 .1 «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики»2 Согласно Стратегии развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 г. 3, создание

1 Рекомендация № CM/Rec(2012)2 Комитета министров Совета Европы «Об участии детей и молодёжи в возрасте до 18 лет в общественной жизни» (принята 28.03 . 2012 на 1138-ом заседании заместителей министров) [Электронный ресурс]. URL: https:// rm .coe .int/168070237b (дата обращения: 06.09.2020) .

2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ 2020 № 11 Ст 1416

3 Стратегия развития молодёжи Российской

Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL:https://fadm. gov.ru/mediafiles/docu-ments/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84 .pdf (дата обращения: 06.09.2020).

условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям, является в современный период для России важным приоритетным направлением

Многие принципы молодёжной политики были взяты за ориентир при разработке Стратегии развития молодёжи Российской Федерации4 В данном документе были закреплены такие правовые установки, как значимость сохранения общечеловеческих и национальных духовных ценностей, физического здоровья, а также обозначены современные приоритеты, которые должны стать основой жизнедеятельности детей и молодёжи В их числе: спорт, отсутствие вредных привычек, личностное и профессиональное развитие, любовь к Отечеству и патриотизм

В числе принципов молодёжной политики также выделяются:

• ответственность государства за соблюдение законных интересов молодёжи;

• ответственность молодёжи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни;

• признание молодёжи равноправным партнёром в формировании и реализации государственной молодёжной политики;

• приоритетность государственной поддержки социально незащищённых молодых граждан;

• предоставление государством базового объёма услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодёжи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, нача-

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ . 2014 . № 50 .Ст. 7185 .

4

ла трудовой деятельности, создания семьи;

• поддержка деятельности молодёжных общественных объединений и организаций;

• развитие государственно-частного партнёрства и взаимодействия с социальными институтами общества;

• повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодёжной политики;

• укрепление механизмов правового регулирования и единства государственной молодёжной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

• взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся молодёжной политики

Важно подчеркнуть, что при формировании отмеченных принципов была сохранена преемственность от правовых установок, определяющих государственную молодёжную политику в СССР1, учтён позитивный опыт молодёжной политики зарубежных стран [2].

На региональных уровнях также обозначены принципы молодёжной политики, но вместе с тем их анализ свидетельствует об отсутствии единого подхода к их системе

Так, например, в Чувашской республике государственная молодёжная политика основывается на следующих принципах2:

• уважение личности каждого молодого гражданина;

1 Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 19. Ст. 533; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации . 1993. № 25 . Ст. 903.

2 Закон ЧР от 20.06.2018 № 40 «О внесении измене-

ний в отдельные законодательные акты Чувашской Республики по вопросам добровольчества (волон-терства)» // Республика. 2018. 27 июня .

• поддержка деятельности молодёжных и детских объединений;

• признание молодёжи равноправным партнёром в формировании и реализации государственной молодёжной политики;

• ответственность молодёжи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни;

• приоритетность государственной поддержки социально незащищённых молодых граждан;

• повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодёжной политики;

• укрепление механизмов правового регулирования и единства государственной молодёжной политики на республиканском и муниципальном уровнях;

• взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся государственной молодёжной политики;

• развитие государственно-частного партнёрства и взаимодействия с социальными институтами общества

В числе принципов молодёжной политики Республики Дагестана отмечаются3:

• соблюдение законных прав и интересов молодёжи;

• признание молодёжи равноправным партнёром в формировании и реализации государственной молодёжной политики;

• предоставление в соответствии с законодательством базового объёма услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодёжи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи;

3 Закон Республики Дагестан от 29.12.2016 № 84 «О молодёжной политике в Республике Дагестан» // Дагестанская правда 2016 30 дек

V5V

ISSN 2072-8557

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция

2020/№ 3

• приоритетность государственной поддержки социально незащищённых молодых граждан;

• поддержка деятельности молодёжных общественных объединений и организаций;

• привлечение молодых граждан, молодёжных общественных объединений Республики Дагестан к непосредственному участию в формировании и реализации молодёжной политики

Молодёжная политика в г Севастополе реализуется, исходя из следующих принципов1:

• сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодёжной политики;

• привлечения молодёжи, молодёжных и детских общественных объединений к участию в формировании и реализации молодёжной политики в г Севастополе и принятии органами государственной власти города решений, затрагивающих интересы молодёжи;

• учёта интересов и потребностей различных групп молодёжи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• информационной открытости;

• непрерывности и преемственности молодёжной политики в г Севастополе

В Карачаево-Черкесской Республике определены следующие принципы молодёжной политики2:

• комплексное сочетание государственных, общественных интересов и прав личности при формировании и осуществлении государственной молодёжной политики;

• равенство прав на государственную поддержку различных категорий молодёжи республики;

• содействие инициативной деятельности, направленной на самостоя-

Закон города Севастополя от 17.04.2015 №129-ЗС «О реализации государственной молодёжной политики в городе Севастополе» // Севастопольские известия 2015 18 апреля

2 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 07 2004 № 17-РЗ «О молодёжной политике в Карачаево-Черкесской Республике» // День Республики 2004 3 авг

тельное решение молодёжью экономических, социальных, политических и иных задач, имеющих отношение к духовному и физическому развитию молодёжи и трудовому воспитанию;

• определение правового и социального статуса молодёжи, гарантирующего равноправие в обществе независимо от пола, национальности, языка, вероисповедания, образования, социального происхождения и политических взглядов;

• признание права молодёжи и молодёжных объединений на участие в определении направлений государственной молодёжной политики, решении вопросов финансирования мероприятий и программ её реализации;

• обеспечение соблюдения прав и законных интересов молодёжных общественных объединений и ассоциаций;

• осуществление органами государственной власти республики правовой и социальной защиты предоставления гарантированного государством минимума социальных услуг, объём, виды и качество которых должны обеспечивать развитие личности, а также содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодёжи и молодёжных объединений;

• признание приоритета гуманистических и патриотических ценностей в вопросах формирования культуры межнационального общения молодых граждан;

• важность информированности молодых граждан о своих правах и обязанностях.

В современной России одной из ключевых проблем государственной молодёжной политики является отсутствие на федеральном уровне закона, устанавливающего правовые основы её разработки и реализации [3]. Соответственно, важным является акцентирование внимания законодателя не только на универсальных принципах молодёжной политики, но и на специальных принципах, формируемых, исходя из ценностных и кон-

ституционных приоритетов РФ, и на создании единообразной их системы.

На наш взгляд, в числе специальных принципов молодёжной политики следует выделять:

1. Коммуникативную интеграцию молодёжи в мировое пространство. Данный принцип характеризуется тем, что миро-возренческие позиции детей и молодёжи развиваются особенно эффективно при обмене опытом, культурой, нравами и традиционными социальными ценностями [9] Данный принцип обеспечивает приверженность молодёжи, определяет уровень доверия и взаимопонимания между всеми, кто ощущает и признаёт свою сопринадлежность такому целому, но самое главное -способствует формированию единства взглядов, культуры межнационального общения и обеспечивает возможность для развития необходимых языковых, межкультурных и профессиональных знаний [10].

2. Поощрение стремлений детей и молодёжи добровольно участвовать в общественной жизни с целью общего блага - развитие волонтёрского движения. Волонтёрская деятельность, формируемая на принципах активности, добровольности, социальной ответственности, безвозмездности, общей пользы и благотворительности, направлена на саморазвитие субъектов, её осуществляющих, и своевременную поддержку нуждающимся в помощи Различные формы участия молодёжи в жизни общества приветствуются во всём мире Подтверждением является множество волонтёрских организаций и объединений, существующих как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Эти обстоятельства свидетельствуют об эффективности и значимости данного принципа для ГМП, а степень развитости волонтёрского движения позволяет оценивать нацеленность молодёжи на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи

3. Профессиональное воспитание и контроль детей и молодёжи. Данный принцип включает в своё содержание ряд субприн-

ципов: взаимодействие при осуществлении контроля, валидность, надёжность и систематичность. Развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного и целостного мировоззрения во многом зависят от молодёжного измерения социальных потребностей и возможностей, на которые существенное влияние оказывает именно взаимосвязанная воспитательная роль семьи, общества и государства

4. Умеренную корректировку социальных запросов и активации детей и молодёжи, которые систематически варьируются в зависимости от пола, возраста, уровня образования, социального статуса и др Принцип с одной стороны, направлен на расширение возможностей детей и молодёжи в их самореализации, успешной социализации, а с другой стороны, определяет пределы такой самореализации, которые обусловлены потребностью устойчивого социально-экономического развития российского общества, нравственностью, здоровьем, правами и свободами других лиц, обеспечением обороны страны и безопасности государства Именно государство должно не допускать перекосов в социальной деятельности, которые рождают иждивенческие склонности у тех или иных субъектов бытовой и общественной жизнедеятельности [1]. Соответственно, данный принцип является весомым элементом как социальной помощи, так и социальной организации

5. Систематическое повышение уровня правовой культуры детей и молодёжи. Принцип имеет стратегическое значение, т. к. в основе - формирование целостного, а не фрагментарного мировоззрения молодёжи . Целостное и созидательное мировоззрение, как правило, формируется, исходя из принципов конституционного права, составляющих основу национальной идентичности российского государства (гражданственности, общественной солидарности, социальной ответственности, семейных традиций, единства многонационального народа, бережного отношения к историческому и культурному наследию,

этнического многообразия, основанных на таких ценностях российского общества, как патриотизм, семья, здоровый образ жизни и бережное отношение к природе), и основывается на гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании и обучении детей и молодёжи

В . А . Тишков [11] подчёркивает, что «национальная идентичность утверждается через многие механизмы и каналы, но прежде всего через обеспечение гражданского равноправия, системы воспитания и образования, государственного языка, символов и календаря, культурного и массме-дийного производства» . По сути, данный принцип является основой когнитивной социальной мобилизации, которая объединяет любое общество, и в условиях современности выступает как основа российской идентичности1

Низкая правовая культура ведёт к распространённости маргинальности и ценностно-культурного нигилизма в обществе и, как следствие, - к отсутствию общих культурных традиций и практик гармоничного взаимодействия Следовательно, над повышением уровня правовой культуры следует постоянно работать

Каждый из обозначенных принципов является осевым для молодёжной политики и должен учитывать ряд факторов, в их числе: общее благо, необходимость формирования позитивного мировоззрения, важность повышения конкурентоспособ-

ности российской молодёжи в глобальном мире, благосостояние поколений и др

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что принципы молодёжной политики имеют межотраслевой характер . Их элементы, с одной стороны, динамичны и выражаются в различных моделях реализации, а с другой стороны, имеют устойчивые характеристики, которые предопределены неизменными ценностями российского общества, обеспечивающими единство и солидарность В числе тенденций развития можно выделить преемственность и сохранение в их содержании незыблемости приоритета интересов детей и молодёжи

Система принципов, эффективно реализуемая на основе комплексного подхода, позволит обеспечить надёжную защиту и устойчивое развитие молодого поколения Принципы молодёжной политики ещё не получили должного освещения в науке Следует признать, что через принципы как регуляторы общественных отношений возможно эффективно удовлетворять социальный запрос на формирование молодёжи, обладающей высоким уровнем правовой и нравственной культуры, и обеспечивать надлежащий механизм защиты прав молодых людей

Статья поступила в редакцию 18.08.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авакьян С. А. Проблемы активизации личности в социальном государстве // Конституционно-правовые основы развития Республики Беларусь как социального государства в современных условиях / отв . ред. Г. А . Василевич . Минск, 2019 . С. 23-28.

2 . Бзегежева Л . К. Европейские принципы молодежной политики // Новые технологии. 2009. № 4.

С. 83-85.

3 . Кирнос А. В. , Ерёмина О . А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации в

начале XXI в. : доктринальные и нормативно-правовые основы // Вестник Воронежского института МВД России. 2015 . № 2 . С. 32-39. 4. Глотов С. А. , Мазаев В. Д . , Ращупкина М. Г. Социальная политика и социальная безопасность

(конституционно-правовой аспект). Часть I . Социальная политика. М. , 2019. 270 с. 5 . Клишас А. А. Социальное государство. М. : Международные отношения, 2017. 272 с.

1 Национальная идентичность и будущее России: доклад Международного дискуссионного клуба "Валдай" [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/valdai/doklad_identichnost_RUS_ISBN.pdf (дата обращения:

06 09 2020)

6. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединённые Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / сост. В. В. Маклаков . М. : Волтерс Клувер, 2010. 656 с . 7. Певцова Е. А. Виртуальное право, как новая юридическая конструкция в теории права: идея будущего или реальная действительность? // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2020. № 1. С 20-28.

8 . Певцова Е. А. Права детей и молодежи в российском и зарубежном законодательстве: сравни-

тельно-правовой подход. М. : Международный юридический институт, 2015. 284 с.

9 . Просвирина Н . В . , Тихонов А . И . , Новиков С. В . Воспитание студенческой молодежи в контексте

культурного развития личности // Московский экономический журнал . 2018 . № 3 . С. 19 .

10 . Современная мировая политика: Прикладной анализ / отв. ред. А. Д . Богатуров. М. : Аспект

Пресс, 2010 592 с

11. Тишков В. А. Российский народ и национальная идентичность // Россия в глобальной политике: [сайт]. URL: https://globalaffairs. ru/articles/rossijskij-narod-i-naczionalnaya-identichnost (дата обращения: 06.09.2020).

REFERENCES

I. Avakyan S . A . [Problems of activating the personality in the social state]. In: Vasilevich G . A . , ed. Konstitutsionno-pravovye osnovy razvitiya Respubliki Belarus kak sotsialnogo gosudarstva v sovremennykh usloviyakh. [Constitutional and legal framework for the development of the Republic of Belarus as a social state in modern conditions]. Minsk, 2019 . pp. 23-28.

2 . Bzegezheva L. K. [European principles of youth policy]. In: Novye tekhnologii [New Technologies], 2009,

no 4, pp 83-85

3 . Kirnos A . V. , Eremina O. A. [State youth policy in the Russian Federation at the beginning of the 21st

century: doctrinal and regulatory framework]. In: Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no . 2, pp. 32-39. 4. Glotov S. A. , Mazaev V. D. , Rashchupkina M. G . Sotsialnaya politika i sotsialnaya bezopasnost (konstitutsionno-pravovoi aspekt). Chast I. Sotsialnaya politika [Social Policy and Social Security (Constitutional and Legal Aspect). Part I . Social Policy]. Moscow, 2019. 270 p. 5 . Klishas A. A. Sotsialnoegosudarstvo [Welfare State]. Moscow, International relations, 2017. 272 p. 6. Maklakov V. V. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv: Velikobritaniya, Frantsiya, Germaniya, Italiya, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya, Braziliya [Constitutions of foreign states: Great Britain, France, Germany, Italy, United States of America, Japan, Brazil]. Moscow, Volters Kluver Publ. , 2010. 656 p.

7 . Pevtsova E. A . [Virtual law as a new legal structure in the theory of law: the idea of the future or reality?].

In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence], 2020, no . 1, pp . 20-28.

8 . Pevtsova E. A . Prava detei i molodezhi v rossiiskom i zarubezhnom zakonodatelstve: sravnitelno-pravovoi

podkhod [The Rights of Children and Young People in Russian and Foreign Legislation: A Comparative Legal Approach]. Moscow, International Law Institute Publ. , 2015. 284 p.

9 . Prosvirina N . V. , Tikhonov A . I . , Novikov S . V. [Education of studying youth in the context ofpersonality's

cultural development]. In: Moskovskii ekonomicheskii zhurnal [Moscow Economic Journal], 2018, no. 3, pp 19

10 . Bogaturov A . D. , ed. Sovremennaya mirovaya politika: Prikladnoi analiz [Modern world politics: Applied

analysis] Moscow, Aspekt Press Publ. , 2010 . P. 592.

II. Tishkov V. A . [Russian people and national identity. In: Rossiya v globalnoi politike [Russia in Global Affairs . Available at: https://globalaffairs . ru/articles/rossijskij-narod-i-naczionalnaya-identichnost/ (accessed: 06 09 2020)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Певцова Елена Александровна - доктор юридических наук, профессор, ректор Московского государственного областного университета; e-mail: ea .pevtsova@mgou. ru

Vssy

Алешкова Ирина Александровна - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Научной лаборатории проблем развития современного права Московского государственного областного университета; e-mail, ru: ialeshkova@mail. ru

Elena A. Pevtsova -Dr. Sci. (Law), Prof. , Rector, Moscow Region State University; e-mail: ea. pevtsova@mgou. ru

Irina A. Aleshkova - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. , Senior Researcher, Scientific Laboratory for the Development of Modern Law, Moscow Region State University; e-mail, ru: ialeshkova@mail. ru

Певцова Е. А. , Алешкова И . А. Принципы государственной молодёжной политики: тенденции и особенности развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2020. № 3 . С. 51-59 . Э01: 10.18384/2310-6794-2020-3-51-59

Pevtsova E. A. , Aleshkova I . A. Principles of State Youth Policy: Trends and Features of Development. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2020, no . 3, pp. 51-59 . DOI: 10.18384/2310-6794-2020-3-51-59

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.