Научная статья на тему 'О некоторых аспектах государственного регулирования молодёжной политики. Исторический опыт и развитие'

О некоторых аспектах государственного регулирования молодёжной политики. Исторический опыт и развитие Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL YOUTH POLICY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / SOCIALIZATION OF YOUTH / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Быстрянцев Сергей Борисович, Латанов Владимир Михайлович, Павшин Максим Анатольевич

В статье сделана попытка обобщения определённого исторического опыта государственного регулирования молодёжной политики и происходящих изменений в молодёжной среде российского общества, рассмотрены основные положения и некоторые проблемы государственной молодёжной политики, изложенные в документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF STATE REGULATION OF YOUTH POLICY. HISTORICAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT

The article summarizes a particular historical experience of state regulation of youth policy and theoretical understanding of the ongoing changes in the youth of Russian society. The main points and some problems of the state youth policy, as set out in the document «The foundations of state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025» are considered

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах государственного регулирования молодёжной политики. Исторический опыт и развитие»

УДК 339.543

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РАЗВИТИЕ

ON SOME ASPECTS OF STATE REGULATION OF YOUTH POLICY. HISTORICAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT

>

К

H

А

Л er Н

Ы

hi В

О П ъ О п Е п

Л

И

н И Ч

hi П

О

Е Н

К

К И

Быстрянцев Сергей Борисович

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, профессор кафедры международных отношений, медиологии, политологии и истории, д.соц.н., e-mail: bystriantsev@yandex.ru

Латанов Владимир Михайлович

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, к.и.н., доцент, e-mail: latanov52@mail.ru

Павшин Максим Анатольевич

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, курсант первого курса, e-mail: pavsinm@dmail.com

В статье сделана попытка обобщения определённого исторического опыта государственного регулирования молодёжной политики и происходящих изменений вмолодёжной средероссийского общества, рассмотрены основные положения и некоторые проблемы государственной молодёжной политики, изложенные в документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Ключевые слова: молодёжь; государственная молодёжная политика; социализация молодёжи; исторический опыт

Bystryantsev Sergey B.

St. Petersburg State University of Economics, Professor of Department of international relations, medio-logy, political science and history, Doctor of social science, e-mail: bystriantsev@yandex.ru

Latanov Vladimir M.

Military Space Academy named after Alexander Mozhayskiy, PhD, Associate Professor, e-mail: Latanov52@mail.ru

Pavshin Maksim A.

Military Space Academy Alexander Mozhayskiy, first year pavsinm@dmail.com

named after student, e-mail:

The article summarizes a particular historical experience of state regulation of youth policy and theoretical understanding of the ongoing changes in the youth of Russian society. The main points and some problems of the state youth policy, as set out in the document «The foundations of state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025» are considered

Keywords: youth; national youth policy; socialization of youth

Для цитирования: Быстрянцев С.Б., Латанов В.М., Павшин М.А. О некоторых аспектах государственного регулирования молодёжной политики. Исторический опыт и развитие // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 103-108.

Проблема государственного регулирования молодёжной политики представляется важной и актуальной.

Процесс смены поколений и взаимоотношений между поколениями всегда занимал и продолжает занимать умы историков, литераторов, а теперь и социологов, и так происходило всегда, в любую историческую эпоху. От взаимоотношений старшего поколения и молодых людей во все века во многом зависело сохранение стабильности развития общества. В России эта проблема в значительной мере ассоциируется с нашумевшим в свое время и изучаемым в рамках школьной программы романом известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Во второй половине XIX века российское общество под влиянием нарождающихся политических течений различного толка менялось особенно стремительно. Наметился определённый разрыв между поколениями, что, по мнению

некоторых авторов, в определённой степени способствовало революционным катаклизмам начала XX столетия, когдав условияхнасильственнойсменыобщест-венно-политической формации и произошел слом не только политической системы, но и ломка взаимоотношений внутри семьи, внутри социума.

Важность и актуальность проблемы государственного регулирования молодёжной политики во многом определяется необходимостью внимательного изучения исторического опыта и его разумного применения в современных условиях. Так, на наш взгляд, особого внимания заслуживает опыт советского государственного регулирования молодёжной среды общества. Советское государство, идеологией которого был научный коммунизм, создало очень простую, понятную и эффективную систему подготовки молодых строителей коммунизма. В детстве подавляющее большинство советских детей состояли

во Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В отличие от скаутского, пионерское движение носило идеологический характер. Пионерская организация ставила своей целью воспитание детей гражданами, преданными коммунистической партии и советскому государству.

После того, как подросткам исполнялось 14 лет, они имели возможность стать членами Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (далее - ВЛКСМ или комсомол). Комсомол являлся массовой организацией, обладавшей огромным влиянием во всех сферах жизни общества, где трудилась или училась молодежь: в промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, в сфере организации досуга. В каждом учреждении, на предприятии и в силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ. Комсомол под руководством КПСС и реа-лизовывал государственную молодёжную политику Советского Союза.

С крушением СССР, отстранением от власти Коммунистической партии новое российское государство отказалось от молодёжной политики, основанной на коммунистической идеологии. Требовалась новая государственная молодёжная политика. Было понятно, что перспективы развития нового российского государства так или иначе связаны с молодежью как особой, своеобразной социально-демографической группой в обществе.

В жизни современной молодежи в России произошли качественные изменения. Они затронули взаимоотношения с семьей и друзьями, отразились на опыте, получаемом в системе образования и на рынке труда, в сфере досуга и вообще на образе жизни, то есть всего того, что дает молодым людям возможность утвердиться в качестве полноправных субъектов мира взрослых. Многие из этих изменений являются прямым следствием реструктуризации рынка труда, возросшей потребности в квалифицированной рабочей силе, гибких форм занятости и социальной политики, приведших к продлению того периода, когда молодые люди остаются зависимыми от своей семьи. Сегодня юноши и девушки должны учитывать ряд рисков, не известных ранее их родителям. При этом следует подчеркнуть, что данное обстоятельство не зависит от социального происхождения или гендера. Более того, эти изменения произошли за сравнительно короткий период, что затруднило адаптацию к ним и привело к усилению фактора неопределенности в процессе социализации личности, а неопределенность является источником стресса и уязвимости.

Таким образом, общество меняется, в нём всегда присутствуют проблемы и противоречия, которыезат-рагивают каждого человека. На решение возникающих проблем, смягчение напряжённости в обществе и должна быть направлена деятельность государства. Важное место в обществе занимает молодёжь, с которой связано будущее и государства и общества

как такового. Во многом именно этим обусловлена настоятельная необходимость развития государственной молодёжной политики.

Термин «молодежная политика» введен в общественно-политическую и научную литературу в конце XX века [1, 2, 3]. В большинстве стран мира стали рассматривать молодежную политику как самостоятельное направление в деятельности государства и государственном планировании. Подтверждением тому становится принятие специальных программ и законов, направленных на расширение прав молодежи во всех сферах общественной жизни. Ныне около ста стран мира имеют специальные государственные органы по проведению и регулированию молодежной политики.

Международный опыт показывает, молодежная политика в государстве реализуется разными методами. Это зависит от того, какие именно обстоятельства относятся государством к проблемам молодежи, как определены границы государственного вмешательства в регулирование конкретных социальных процессов. Учитываются культурные и бытовые традиции населения, его этническая и конфессиональная общность или разобщенность, степень дифференциации общества по полу и по возрасту. Например, в США реализуется концепция минимального участия государственных структур в процессе социализации молодежи. Иными словами, основной пласт социальной поддержки молодежи переложен на плечи частных благотворительных и меценатских организаций. Модель государственной молодежной политики Скандинавских стран, напротив, предопределяет главенствующую роль государства во всех молодежных вопросах. Это отражено в соответствующих законодательных актах, направленных на поддержку и финансирование государственных молодежных организаций.

Таким образом, молодежную политику государства можно определить как деятельность государственных органов, а также политических и общественных объединений, иных субъектов общественных отношений, направленную на социальное становление и развитие молодежи. В государственной молодёжной политике необходимо учитывать, что молодежь относится к социально незащищенной категории населения, требующей дополнительного внимания и помощи со стороны государства. Следует обратить внимание на её многочисленность (около 25-28 % населения), высокую мобильность, как правило завышенную самооценку и в то же время невостребованность, незащищенность от кардинальных перемен в обществе. Государство в лице молодежи может иметь либо огромную группу риска, либо огромный потенциал в будущем. В зависимости от того, каким образом государство выстроит свои отношения с молодежью, будет зависеть и будущее государства и общества в целом [4].

Продуманная, взвешенная молодежная политика государства должна быть направлена

на поддержку молодежи, должна определять приоритеты и на данный момент времени, и «инвестировать» развитие молодежи в отдаленном будущем. Большая опасность, подстерегающая государство на этом пути, - возможность развития у молодежи иждивенческих и потребительских настроений. Помощь государства, общественных организаций не должна быть чрезмерной и необоснованной. Основная идея осуществляемой молодежной политики - это создание необходимых условий для самореализации молодого человека, а не решение за него проблем.

Представляется, что в конце 1990-х годов в России активизировался процесс создания системы государственного регулирования молодежной политики. Молодежь стала более активно внедряться в процесс принятия политических решений, получила больше возможностей высказывать свое мнение. Государственная молодежная политика, пытавшаяся охватить все молодежные движения и устремления, стала более целенаправленной.

Были созданы: Правительственная комиссия по делам молодежи, Временная комиссия Совета Федерации по делам молодежи; утверждена Федеральная целевая программа «Молодежь России» [5], подпрограмма Правительства Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» [6], федеральная целевая программа «Жилище»; на заседании правительственной комиссии была принята «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации» [7], на заседаниях Государственного Совета были рассмотрены вопросы, связанные с развитием массового молодежного спорта, усилением работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации была создана негосударственная общественная организация - молодежная общественная палата, призванная объединить молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет, представляющих различные сегменты гражданского общества. Учредительная конференция молодёжной общественной палаты состоялась 18 мая 2006 года [8].

С 2005 года регулярно работал молодёжный форум на Селигере, на котором обсуждались вопросы, волнующие всех россиян. Участником этого форума много лет является Президент РФ. Так, глава государства побывал в молодёжном лагере «Се-лигер-2013», где обсуждались самые острые темы: от защиты детей до борьбы с наркоманией, от акций протеста до оценок работы Правительства РФ. С 2015 года Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) взамен «Селигера» спланировало работу молодежных форумов на разных площадках, в том числе на Курильских островах и под Калининградом. Самые крупные - это «Территория смыслов» во Владимирской области и «Таврида» в Крыму. Встречи В.В. Путина с молодёжью на этих площадках носят характер глубокого изучения молодёжной среды, имеют большое значение в воспитании у юношей

и девушек четкой гражданской позиции и высоких патриотических качеств, необходимых для будущих политических лидеров России [9].

Постепенно на всех уровнях государственной власти были обоснованы и приняты принципы государственной молодёжной политики, касающиеся:

- координации и комплексности действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников формирования и осуществления государственной молодежной политики;

- содействия органам государственной власти, местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в осуществлении государственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

- обеспечения приоритетного финансирования и ресурсного обеспечения утвержденных мероприятий и программ, касающихся молодежи;

- долевого участия в финансировании общественных инициатив, соответствующих целям государственной молодежной политики;

- участия молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики, программ и иных решений органов государственной власти по вопросам, направленным на социальное развитие общества и затрагивающим специфические интересы молодежи;

- кредитования и других форм материальной поддержки молодежи, включая инвестирование на цели выравнивания стартовых возможностей для жизнедеятельностиисамореализацииобщественно-полезных инициатив молодых граждан и их объединений;

- воспитания целостности личности молодого человека.

Соблюдение перечисленных принципов придает государственной молодежной политике логичность, системный и целостный характер, обеспечивает необходимую преемственность, делает более демократичными механизмы осуществления молодежной политики, создает единую методологию и ориентиры реализации основных направлений целевых программ в сфере государственной молодежной политики.

Вместе с тем, государственную молодёжную политику следует рассматривать как самостоятельное направление государственной политики, предусматривающее формирование необходимых социальных условий для развития молодежи как сознательных продуктивных граждан своей страны. Реализация государственной молодежной политики наиболее плодотворна при активном взаимодействии государства с институтами гражданского общества, общественными объединениями, в том числе молодёжными организациями.

Достижение этой цели предполагается осуществить путём решения комплекса задач, включающих в себя:

1. Вовлечение молодёжи в социальную политику, информирование ее о потенциальных возможностях саморазвития, поддержка предпринимательской, научной и творческой активности. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

- развивающиеся в субъектах федерации системы информирования и программы социального просвещения молодёжи по проблемам здравоохранения, спорта, образования, жилья, досуга, труда, карьеры, семьи, международных отношений и другие;

- обновление материально-технической базы учреждений по работе с молодёжью и расширение их сети, модернизация системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования для специалистов по работе с молодёжью;

- информационно-консалтинговая помощь молодёжи, разработка специальных проектов, изначально уравнивающих возможности молодёжи, проживающей в сельских и удалённых районах, в поиске и распространении актуальной информации, доступность информации о создаваемых для молодёжи условий и возможностях;

- развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодёжи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодёжных бирж труда и других форм занятости молодёжи, совершенствование нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодёжи к трудовой деятельности и обеспечения её законных прав и интересов;

- поддержка межрегионального и международного взаимодействия молодёжи (творческие встречи, лагеря и фестивали, научно-практические конференции, дискуссионные клубы, молодёжные обмены). Поддержка участия российской молодёжи в международных информационных молодёжных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;

- реализация программ поддержки молодёжного предпринимательства, особенно в инновационных секторах экономики.

2. Формирование полноценной системы поддержки молодёжи, обладающей лидерскими навыками, - инициативных и талантливых людей. В этой системе, на наш взгляд, деятельность может быть направлена:

- на постоянное привлечение все большего и большего количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях - профессиональных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, научных олимпиадах, расширяя диапазон конкурсов и осуществляя совершенствование методик отбора;

- на создание и развитие системы социальных лифтов, осуществляя поддержку лауреатов премий и талантливой молодёжи из малых городов и сельской местности, а также адресную государственную поддержку учреждений, общественных

объединений и конкретных наставников, их подготовивших, на расширение практики предоставления грантов и субсидий;

- на развитие системы интернатов для талантливой молодёжи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;

- на повышение общественного статуса лауреатов премий и наставников, активную пропаганду и популяризацию достижений талантливой молодёжи в России и в мире, организацию стажировок в лучших российских и зарубежных университетах, образовательных центрах;

- распространение эффективных моделей и форм участия молодёжи в управлении общественной жизнью, вовлечение молодых людей в деятельность органов местного самоуправления;

- вовлечение российской молодёжи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

3. Гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей молодых людей. Эта задача должна решаться путем:

- развития добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи, созданием условий для деятельности молодёжных общественных объединений и некоммерческих организаций;

- популяризации с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общечеловеческих ценностей - это здоровье, труд, семья, права человека, толерантность к людям иной национальности, религии, культуры, а также патриотизм и служение Отечеству, ответственность за собственные поступки, активная жизненная и гражданская позиция;

- поддержки программ формирования активной гражданской позиции, межнационального сотрудничества;

- стимулирования интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России, защиты окружающей среды путём развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодёжных обменов, поддержки участия молодёжи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 29.11.2014 № 2403-р утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [10]. В документе достаточно конкретно определены субъекты молодёжной политики. Среди них следующие понятия:

- молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей и социального положения. Эта группа включает лиц

от 14 до 30 лет и составляет более 33, 2 миллионов человек, или 23-24 % от общего количества населения России;

- молодёжное предпринимательство - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также предприятия малого и среднего бизнеса, где средний возраст как работников, так и руководителя не превышает 30 лет;

- молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность - деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного вознаграждения;

- молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование;

- молодая семья - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого не превышает 30 лет;

- молодой учёный - работник образовательной или научной организации, имеющий учёную степень в возрасте до 35 лет;

- специалист по работе с молодежью - имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа, органа исполнительной власти, осуществляющий работу с молодёжью;

- государственная молодёжная политика - деятельность государственных органов во взаимодействии с институтами гражданского общества и гражданами, направленная на расширение возможностей для самореализации молодёжи, повышение уровня её потенциала.

В документе утверждается, что в государстве сложилась и действует система формирования и реализации молодёжной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В России удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодёжи. Уменьшилась смертность среди молодёжи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень безработицы и преступности. Россия является одним их мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование.

Отмечается проблема старения населения. Снижается численность молодёжи вследствие демографических проблем прошлых лет, что означает сокращение трудовых ресурсов, рост пенсионной нагрузки и даже ослабление обороноспособности России. Молодёжь является уязвимой группой, существует тенденция нарастания негативного влияния внутренних и внешних факторов, повышающих риск угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера.

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной,

обладающей нравственным стержнем, способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым идеям. Ключевая задача государственной молодёжной политики - воспитание патриотично настроенной молодёжи с позитивным мышлением, профессиональными знаниями, высокой культурой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В принятом документе об основах государственной молодёжной политики определены задачи, которые должны решать государственные органы, реализующие молодёжную политику [10]:

- формирование системы ценностей с учётом многонационального российского общества;

- создание и реализация просветительских программ и проектов гражданской и патриотической направленности, пропаганда государственной символики, важных событий в истории страны и сохранение памяти героев Отечества;

- разработка программ по укреплению социального, межнационального и межконфессионального согласия в обществе;

- популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;

- привлечение молодёжи к военно-поисковой и краеведческой деятельности;

- поддержка творческих начинаний как молодых деятелей культуры, так и молодежи, не имеющей специального образования в области культуры;

- воспитание на примерах жизни и деятельности людей, достигших выдающихся успехов;

- поддержание молодёжного туризма, объединений и клубов по интересам, популяризация библиотек;

- создание условий для развития инклюзивного образования людей с ограниченными возможностями здоровья;

- поддержка молодых семей;

- развитие молодёжного самоуправления в образовательных организациях.

Большое внимание в данном документе уделено реализации потенциала молодёжи в трудовой сфере. Государство ориентируется на различные варианты технологий «социального лифта», как-то:

- воспроизводство занятости путем создания и модернизации рабочих мест;

- поддержка молодёжного предпринимательства, создание условий для него;

- поддержка сельской молодёжи, молодёжи малых городов и моногородов;

- привлечение молодёжи в районы Сибири и Дальнего Востока;

- развитие системы поддержки молодых учёных, участие молодых учёных в научных обменах, научных советах и клубах исследователей;

- развитие моделей адресной помощи молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- поддержка молодёжной добровольческой (волонтёрской) деятельности;

- активное вовлечение молодёжи в процесс развития Евразийского экономического союза.

Государственные органы ориентируются на создание благоприятных условий для молодых семей, на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, образа успешной молодой семьи.

Особое внимание уделяется:

- воспитанию у молодёжи позитивного отношения к семье и браку;

- созданию условий для рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания;

- развитию государственных и частных форм присмотра и ухода за детьми младшего возраста, учитывая разнообразные потребности молодых семей;

- развитию системы информирования молодёжи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, психологическая, медицинская, юридическая, образовательная помощь;

- развитию практик по решению жилищных проблем для молодых семей.

Следует отметить, что формирование и реализация государственной молодёжной политики в России происходит в сложных международных условиях беспрецедентного политического, экономического и информационного давления на нашу страну. Другими словами государственное регулирование молодёжной политики сегодня тесно связано с национальной безопасностью России.

В государственном регулировании молодёжной политики, на наш взгляд, следует учесть следующие обстоятельства:

1. Не стоит полагать, что государство решит все проблемы молодёжи, возьмёт под свой контроль её социализацию. Грань, отделяющая необходимые меры от избыточных, очень тонкая, и современные государственные целевые программы её учитывают.

2. Сегодня в России много молодёжных объединений (от 300 до 500 тысяч) и не стоит строить иллюзий, что можно полностью контролировать молодёжное движение. В каждом случае следует определить роль, которую молодёжное объединение играет в гражданском обществе России.

3. В начале XXI века около 75 % россиян в возрасте 15-29 лет проживают в городах, причем значительная часть - в крупных городах с населением более 1 млн человек. Различия жизненных условий и ценностно-нормативной среды между селом или маленьким городом и крупным промышленным центром или столичным городом огромны.

4. Существенны различия территорий страны по социально-экономическим показателям. В этих общих показателях воплощаются различия и в социальном положении молодежи. Одним из наиболее существенных факторов, предопределяющих неравенство возможностей молодого человека,

является поляризация российских регионов по показателям распределения реальных доходов на душу населения.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что на основе отечественного и зарубежного опыта в России в настоящее время сложилась достаточно обоснованная система государственной молодёжной политики, которая закреплена в документах Правительства Российской Федерации. Вместе с тем, в реализации государственной молодёжной политики, на наш взгляд, следует полнее учитывать особенности социально-экономического, политического культурного развития, а также сложность международного положения России в условиях беспрецедентного давления на неё западного сообщества.

Библиографический список:

1. Добренькова Е.В., Елишев С.О. Общественная конфессиональная молодёжная политика // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и Политология. 2010. № 3.

2. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб. ИД «Петрополис». 2008. 316 с.

3. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М. 608 с.

4. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты // Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Ф. Эберта в РФ. М. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодёжь России»» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 172.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 5, ст. 739.

7. Концепция государственной политики в Российской Федерации (в действ. ред.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительственной комиссии по делам молодёжи. М. 2001. Документ опубликован. Доступен из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. URL: http://www.molpalata.ru/.

9. Росмолодёжь закрыла форум Селигер // Мемуары о будущем. URL: bda-expert.com>2015/03/ rosmolodezh.. .forum-seliger/.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50, ст. 7185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.