Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ОВЗ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ / SOCIAL SUCCESS / PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Елена Александровна, Курилович Надежда Васильевна, Курин Андрей Юрьевич

Проблема и цель. В статье рассматривается необходимость формирования социальной успешности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор успешного вхождения и адаптации в обществе. Методологию исследования составляет анализ научных публикаций, в которых исследовалась сущность понятий «успешность» и «социальная успешность» младших школьников с ОВЗ с позиции педагогики, психологии, социологии и изучались принципы формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ как отечественных, так и зарубежных авторов. Результаты исследования. Уточняется понятие социальной успешности младших школьников с ОВЗ как интегрального личностного образования в процессе деятельности, которая отражает их достижения в социальной сфере, качество духовной и социальной жизни, ведет к самореализации. Выделены оптимальные условия для развития их личности с учетом особенностей психофизического развития и опорой на сохранные функции: помощь взрослых в освоении новых социальных ролей с целью расширения и разнообразия их социального опыта и налаживания межличностного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Заключение. В ходе исследования установлено, что в основе формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ лежат принципы: создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ; педагогическая поддержка социального развития ребенка; социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций; опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном изучении их личности; закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернова Елена Александровна, Курилович Надежда Васильевна, Курин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES DEVELOPING SOCIAL SUCCESS AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Statement of the problem. The article considers the need to form the social success of primary school children with disabilities as a factor of successful entry and adaptation in society. The research of methodology is based on the analysis of the terms “success” and “social success” of primary school children with disabilities from the perspective of pedagogy, psychology, and sociology. Analysis was carried out of the principles of formation of social success among primary school children with disabilities by both Russian and foreign authors. The research results include clarification of the concept of social success of primary school students with disabilities as an integral personal education, which reflects their achievements in the social sphere, leads to self-realization and reflects the quality of spiritual and social life. Optimal conditions for the development of their personality are identified, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and relying on preserved functions, assistance from adults in mastering new social roles, in order to expand and diversify their social experience and establish interpersonal relationships with peers and adults, assistance in solving difficult life situations. Conclusion. The analysis of principles of formation of social success among younger secondary school students with disabilities showed that the basis of this process should be underpinned by the following principles: the creation of conditions for positive socialization of primary school students with special needs; pedagogical support of social development of a child; social support and helping children to overcome problems; reliance on intact function of children, based on a comprehensive study of their individuality; consolidating the successes and achievements of children through demonstration and recognition of their social and personal significance.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-196

УДК 376.1

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е.А. Чернова (Тамбов, Россия) Н.В. Курилович (Тамбов, Россия) А.Ю. Курин (Тамбов, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается необходимость формирования социальной успешности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор успешного вхождения и адаптации в обществе.

Методологию исследования составляет анализ научных публикаций, в которых исследовалась сущность понятий «успешность» и «социальная успешность» младших школьников с ОВЗ с позиции педагогики, психологии, социологии и изучались принципы формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ как отечественных, так и зарубежных авторов.

Результаты исследования. Уточняется понятие социальной успешности младших школьников с ОВЗ как интегрального личностного образования в процессе деятельности, которая отражает их достижения в социальной сфере, качество духовной и социальной жизни, ведет к самореализации. Выделены оптимальные условия для развития их личности

с учетом особенностей психофизического развития и опорой на сохранные функции: помощь взрослых в освоении новых социальных ролей с целью расширения и разнообразия их социального опыта и налаживания межличностного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, помощь в решении трудных жизненных ситуаций.

Заключение. В ходе исследования установлено, что в основе формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ лежат принципы: создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ; педагогическая поддержка социального развития ребенка; социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций; опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном изучении их личности; закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.

Ключевые слова: социальная успешность, младшие школьники с ОВЗ, формирование, основные принципы.

П остановка проблемы, цель. В настоящее время необходимость формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ определяется требованиями ФГОС НОО ОВЗ, в котором говорится о важности социального развития учеников, в том числе формирования в учебно-воспитательном пространстве социальной успешности как необходимого условия их дальнейшей социализации. В практике работы образовательных учреждений вопросам формирования социальной успешности уделяется недостаточно внимания в силу квалификационных характеристик кадрового состава, от-

сутствия специалистов коррекционного профиля и т.д., в результате чего обучающиеся не получают жизненно важных социальных знаний и навыков, испытывая в дальнейшем трудности в процессе вхождения в общество. В связи с этим проблема формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ является одной из центральных для коррекционной педагогики и психологии и требует решения как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и в целом для всей страны. Одним из первых шагов на пути к ее решению может быть определение принципов формирования социальной ак-

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

тивности младших школьников с ОВЗ, которые позволяли бы понять сущность этого процесса.

Обзор научной литературы. Приступая к рассмотрению принципов формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ, необходимо проанализировать сущность понятий «успешность» и «социальная успешность».

В социологии исследования успеха представлены в работах М. Вебера, В. Зомбарта, Ш. Шварца, А.Ю. Согономова, В. Ильина, Б. Бессонова, В. Ядова и др. В этих работах проведен социологический анализ деятельности личности как соотношения успешной и неуспешной деятельности, влияющей на развитие и динамику становления самого индивида [Ильин, 2014]. А.Ю. Сого-монов соотносит социальный успех с признанием деятельности индивида и ее публичностью [Сого-монов, 2005, с. 22]. Исследования М. Вебера раскрывают представление об успехе и его критериях с позиции ценностей личности и общества: «... кто не приспособился к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице» [Вебер, 1990, с. 91]. А.И. Кравченко, И.О. Тюрина, Р. Коллинз, оценивают успех в контексте субъектности личности, связывая его с этапами становления жизненного цикла, творчеством, академическими, материальными достижениями и рефлексией [Коллинз, 2002]. «Эмоциональная энергия интенсифицирована на высоких уровнях через интерактивные ритуалы повседневной жизни благодаря сильно сфокусированным групповым взаимодействиям [Кравченко, Тюрина1, 2005, с. 134]. Успех, по мнению С. Хокин-га, концентрируется в вещах, в которых их недостаток не является помехой [Хокинг, 2014, с. 71].

Психологическая сущность успеха, по мнению А.М. Федосеевой2, определяется опытом и уровнем притязания, мотивацией достиже-

1 Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2005.1136 с.

2 Федосеева A.M. Психология развития и возрастная психология (гл. 3, в соавт.) // Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, A.C. Обухова. М.: Юрайт, 2013. 530 с.

ния или избежания неудач, влияющих на поведение индивида. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, З.И. Ходжава, П.Я. Гальперин связывают данное понятие с положительным результатом деятельности и отмечают, что деятельность не является адаптивным процессом [Леонтьев, 1994]. Н. Винер, Н.А. Берштейн, П.К. Анохин представляют успех как цель, определяющую устойчивость и направленность поведения. Т. Шибутани рассматривает успех как жизненную стратегию, направленную на достижение цели [Шибутани, 2002].

Успех как внутреннее состояние личности и практическую установку деятельности, определяющую благополучие, благосостояние, осознанную активность в выборе и достижении цели, рассматривают в работах Д.Н. Узнадзе, В.А. Запорожец, А.Г. Асмолов [Асмолов, 2002]. Е.В. Барский и Л.И. Русанова рассматривают социальную успешность через призму общения и социальных достижений: устойчивое, закономерное достижение результатов деятельности, признаваемых обществом как положительные достижения [Русанова, 2019]. В.А. Сухомлинский, В.А. Сла-стенин, Э.В. Зауторова, соотносят успешность со средством педагогической поддержки детей через создание ситуации успеха и применение образовательных технологий, способствующих созданию таких ситуаций [Зауторова, 2019]. У. Глас-сер отмечает: «...если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» [Глассер, 1991, с. 4]. Успех как средство социального становления личности и максимальной реализации возможностей для развития интересов, потребностей и его готовности к деятельности исследовали Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина и др. [Щукина, 1988] К.Д. Ушинский писал: «. только успех поддерживает интерес ученика к обучению. Ребенок, не познавший радости труда в учении, теряет интерес учиться» [Ушинский, 2019, с. 150]. А.Г. Романовский, В.Е. Михайличен-ко, Л.Н. Грень, Н.А. Баранец успешность причисляют к социальным качествам личности, соотнося ее осознание с процессом приобретения социального опыта и достижением приложенных усилий и стараний, позволяющим конструктивно

функционировать, позитивно развиваться и благополучно преодолевать трудности и решать проблемы [Романовский и др.3, с. 65]. А.С. Белкин4 изучает успешность с позиции педагогического обеспечения образовательно-воспитательного процесса. Л.В. Ведерникова, О.В. Дубровина отмечают: «.социальная успешность - это инте-гративная характеристика личности, определяющая наличие субъективно-ценностных достижений школьника в социально значимой деятельности, взаимодействии, решении жизненно важных проблем и способствующая преодолению учеником негативных обстоятельств социализации» [Ведерникова и др., 2014].

Результаты исследования. Уточнено понятие социальной успешности младших школьников с ОВЗ как интегрального личностного образования в процессе деятельности, которая отражает их достижения в социальной сфере, качество духовной и социальной жизни, ведет к самореализации. Рассматривая вопрос социальной успешности младших школьников с ОВЗ, С.В. Алехина5 большое внимание уделяет процессу ее формирования с учетом психофизиологических особенностей детей. Согласно ее представлениям, формирование социальной успешности младших школьников с ОВЗ должно выстраиваться на основе ряда принципов.

1. Создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ, включая создание развивающей среды, способствующей проявлению успешности детей. В соответствии с данным принципом для младших школьников с ОВЗ в ходе организации учебно-воспитательного процесса должны быть подобраны соответствующие оборудование и учебные пособия. Использование информационных и телекоммуникационных технологий способствует, с одной стороны, оптимальному образовательному маршруту

3 Романовский А.Г., Михайличенко В.Е., Грень Л.Н. Педагогика успеха: учебник. Харьков: НТУ «ХПИ», 2012. 372 с.

4 Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.192 с.

5 Алехина C.B. Инклюзивное образование: история и современность: учеб.-метод. пособие. М.: Первое сентября,

2013. 33 с.

с учетом потребностей, с другой - нормальному функционированию в коллективе со сверстниками, а также поможет детям почувствовать свою успешность через презентацию своих достижений и общение в виртуальном пространстве6 [Шуфань Чжуан, 2011].

2. Педагогическая поддержка социального развития ребенка. Этот принцип формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ напрямую указывает на необходимость участия взрослых, и прежде всего педагогов, в организации социальной жизни детей. Младший школьник с ОВЗ нуждается в постоянной поддержке со стороны педагогов, направлении его на правильный путь социального развития. Педагог выступает одним из главных, наряду с родителями, взрослых, которые помогают детям осваивать новую социальную роль ученика, объясняют правила и нормы поведения в обществе, расширяя социальный опыт. От того, насколько педагог имеет общий язык с младшим школьником с ОВЗ, может наладить взаимоотношения со сверстниками, найти свое место в коллективе, во многом зависят формирование и ощущение успешности среди окружающих, своей значимости и своего места в коллективе.

3. Социальная поддержка и помощь в преодолении проблемных ситуаций. Для того чтобы у младших школьников с ОВЗ была сформирована социальная успешность, они должны обладать навыками разрешения трудных жизненных ситуаций, а это возможно лишь тогда, когда дети имеют соответствующий опыт. Младшие школьники с ОВЗ нередко сталкиваются с трудными жизненными ситуациями, однако в сравнении с детьми с нормой развития у них значительно ниже стрессоустойчивость, менее сформированы навыки решения проблемных ситуаций, им необходима социальная поддержка, чтобы найти оптимальный вариант решения проблемы и понять, что все сложности решаемы.

Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья: метод, пособие. Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. 66 с. URL: file:///C:/ Users/User/AppData/Local/Temp/1410415867266.pdf (дата обращения: 25.05.2020).

< И

Я

а

4

с

PQ

5 s

ÈÎ W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и fc с

и

о

[-4

о

ё

и

Ян

s

>>

0

1

и

W tr

s

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f-ч <

э

G

«

S К

H U

w

PQ

Л.Е. Олтаржевская7, анализируя особенности социального развития детей с ОВЗ, предлагает следующие принципы формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ.

1. Опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном изучении их личности, то есть ребенок может добиться наибольшей успешности в той области, к которой у него предрасположены способности, а педагоги и родители при организации деятельности всегда должны исходить из уровня и особенностей их развития как стартовой площадки для создания оптимальных условий с целью проявления и реализации в том или ином виде деятельности.

2. Закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости. Для формирования у младших школьников с ОВЗ положительного отношения и понимания значимости своей деятельности важно организовывать в рамках учебно-воспитательного процесса различные конкурсы и состязания с последующей выставкой лучших работ участников, их демонстрацией остальным ученикам. В ходе таких мероприятий стоит подчеркивать и достижение детей, и само участие как важную составляющую активной жизненной и социальной позиции младших школьников с ОВЗ.

Заключение. Таким образом, проведен анализ различных подходов к выявлению и обоснованию принципов формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ.

Анализ показал, что в основе организации и реализации процесса формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ должны лежать следующие принципы: создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ; педагогическая поддержка социального развития ребенка; социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций; опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном

7 Олтаржевская Л.Е. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012. 232 с. [Электронный каталог диссертаций]. URL: http://www.dissland.com

изучении их личности; закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические приемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.

2. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. URL: https://vk.com/ doc320060371_461363744 (дата обращения: 25.05.2020).

3. Ведерникова Л.В. и др. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина, О.В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 8-13.

4. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 166 с. URL: https://www. studmed.ru/view/glasser-u-shkoly-bez-neu-dachnikov_b72ed65155a.html (дата обращения: 26.05.2020).

5. Зауторова Э.В. Использование ситуации успеха в условиях дополнительного образования // Формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования: матер. межрег. науч.-практ. конф. Кострома, 21 мая 2019 г. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-т, 2019. С. 51-54.

6. Ильин В. Анатомия социального успеха в географическом пространстве // Телескоп 2014. № 6 (108). С. 29-33.

7. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / пер. Н.С. Розова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1282 с.

8. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.

9. Русанова Л.Н. Социальная успешность подростка // Гуманитарный вестник. 2019. № 8. С. 119-124.

10. Согомонов А.Ю. Генеология успеха и неудач. М.: Солтэкс, 2005. 384 с. (Библиотека Центра социологического образования).

11. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2019. 354 с.

12. Хокинг С. Моя краткая история / пер. с англ. А. Сергеева. СПб.: Торгово-издательс-кий дом «Амфора», 2014. 134 с. URL: https://www.eduspb.com/public/books/ byograf/khoking_s_-_moya_kratkaya_isto-ria_-_spb_amfora.pdf (дата обращения: 26.05.2020).

13. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.

14. Шуфань Чжуан. Образование в КНР для лиц с ограниченными возможностями и развитие высшего специального образования в Чанчуньском университете // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 1 (16). С. 113-120. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_16905342_24379403.pdf (дата обращения: 26.05.2020).

15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и

РМ

С и

о

1-й

0

ё

и

РМ

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

1-й <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-196

PRINCIPLES DEVELOPING SOCIAL SUCCESS AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

E.A. Chernova (Tambov, Russia) N.V. Kurilovich (Tambov, Russia) A.Y. Kurin (Tambov, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article considers the need to form the social success of primary school children with disabilities as a factor of successful entry and adaptation in society.

The research of methodology is based on the analysis of the terms "success" and "social success" of primary school children with disabilities from the perspective of pedagogy, psychology, and sociology. Analysis was carried out of the principles of formation of social success among primary school children with disabilities by both Russian and foreign authors.

The research results include clarification of the concept of social success of primary school students with disabilities as an integral personal education, which reflects their achievements in the social sphere, leads to self-realization and reflects the quality of spiritual and social life. Optimal conditions for the development of their personality are identified, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and

relying on preserved functions, assistance from adults in mastering new social roles, in order to expand and diversify their social experience and establish interpersonal relationships with peers and adults, assistance in solving difficult life situations.

Conclusion. The analysis of principles of formation of social success among younger secondary school students with disabilities showed that the basis of this process should be underpinned by the following principles: the creation of conditions for positive socialization of primary school students with special needs; pedagogical support of social development of a child; social support and helping children to overcome problems; reliance on intact function of children, based on a comprehensive study of their individuality; consolidating the successes and achievements of children through demonstration and recognition of their social and personal significance.

Keywords: social success, primary school children with disabilities, social development.

References

1. Asmolov A.G. On the other side of consciousness: methodological techniques of non-classical psychology. M.: Smysl, 2002. 480 p.

2. Veber M. Selected works: translated from German. M.: Progress, 1990. 808 p. URL: https:// vk.com/doc320060371_461363744

3. Vedernikova L.V., Povoroznyuk O.A., Byrdi-na O.G., Dubrovina O.V. Social success of school children as a result of prevention of their victimization // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal (Siberian pedagogical journal). 2014. No. 3. P. 8-13.

4. Glasser W. Schools without losers. M.: Progress, 1991. 166 p. URL: https://www.studmed. ru/view/glasser-u-shkoly-bez-neudachnikov_ b72ed65155a.html (access date: 26.05.2020).

5. Zautorova E.V. Using the situation of success in the conditions of additional education. In: Proceedings of the Interregional scientific and

practical conference "Formation of a child's success - the target function of additional education". Kostroma, 21.05.2019. Kostroma: Izdatelstvo Kostromskoy gosudarstvennyy uni-versitet, 2019. P. 51-54.

6. Ilyin V. Anatomy of social success in geographical space // Teleskop (Telescope). 2014. No. 6 (108). P. 29-33.

7. Collins R. Sociology of philosophies. Global theory of intellectual change / Translated by N.S. Rozov. Novosibirsk: Sibirskiy khronograf, 2002. 1282 p.

8. Leontiev A. N. Philosophy of psychology: from the scientific heritage / Ed. by A. A. Leontiev, D.A. Leontiev. M.: Izdatelstvo Moskovskogo universiteta, 1994. 228 p.

9. Rusanova L.N. Social success of a teenager // Gumanitarnyy vestnik (Humanitarian Bulletin). 2019. No. 8. P. 119-124.

10. Sogomonov A.Yu. Genealogy of success and failure. Series: Library of the Center for sociological education. M.: Solteks, 2005. 384 p.

11. Ushinsky K.D. Labor in its psychological and educational significance. Selected works. M.: Yurayt, 2019. 354 p.

12. Hawking S. My brief history / Translated from English by A. Sergeyev. Saint Petersburg: Torgovo-izdatelskiy dom "Amfora", 2014. 134 p. URL: https://www.eduspb.com/pub-lic/books/byograf/khoking_s_-_moya_krat-kaya_istoria_-_spb_amfora.pdf (access date: 26.05.2020).

13. Shibutani T. Social psychology. Rostov-on-don: Feniks, 2002. 544 p.

14. Shufan Zhuang. Education in China for people with disabilities and the development of higher special education at Changchun University // Inostrannye yazyki v Vysshey shkole (Foreign languages in Higher education). 2011. No. 1 (16). P. 113-120. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_16905342_24379403.pdf (access date: 26.05.2020).

15. Shchukina G.I. Pedagogical problems of formation of cognitive interests among students. M.: Pedagogika, 1988. 208 p.

<

PQ £ a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H Я

и ^

ш PQ

к

0

1

к

w PQ H

и

PM <

и

о

l-ч

0

ё

и

РМ

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.