УДК 376.1
DOI 10.18413/2712-7451 -2020-39-4-608-619
Критерии и показатели формирования социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования
Чернова Е.А.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3643-4009
Аннотация. Формирование социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо для их адаптации в обществе в качестве активных участников. В современной педагогике достаточно разработанным является вопрос о сущности успешности обучающихся, но мало изученным остается успешность детей с ОВЗ. В связи с этим автором поставлена цель разработать и проверить эффективность модели оценки формирования социальной успешности детей с ОВЗ. Выделение в рамках исследования коммуникативного, системного, бинарного и личностно-деятельностного подходов позволяют определить критерии и показатели социальной успешности детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования. Разработанные критерии социальной успешности (когнитивный, ценностно-мотивационный и творческо-технологический) определяют эффективность модели в процессе занятия прикладными видами творчества. Результаты исследования могут быть использованы в работе с такими детьми в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: социальная успешность, дети с ОВЗ, подходы, критерии и показатели социальной успешности.
Для цитирования: Чернова Е.А. 2020. Критерии и показатели формирования социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39 (4): 608-619. DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-4-608-619
Criteria and indicators of social success of children with disabilities
in additional education
Elena A. Chernova
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, 33 International St, Tambov, Russia, 392000 e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3643-4009
Abstract. The formation of social success of children with disabilities is necessary for their adaptation in society as active participants. In practice, this issue is not given enough attention due to the lack of interest among qualified personnel, confidence in the effectiveness of this process among parents, knowledge and practical skills of children with disabilities themselves. In this regard, the author aims to develop and test the effectiveness of the model for the formation of social success of children with disabilities. The selection of communicative, system, binary, and personal-activity approaches in the study allows us to determine the criteria and indicators of social success of children with disabilities in organizations of additional education. The result of the research is to clarify the concept of "social success of children with disabilities", which is an integral personal education in the process of activities that
reflect their achievements in the social sphere, leading to self-realization and determining the quality of spiritual and social life. The developed criteria of social success (cognitive, value-motivational, and creative-technological) determine the effectiveness of the model in the process of practicing applied types of creativity. The results of the research can be used in working with such children in institutions of additional education.
Keywords: social success, children with disabilities, approaches, criteria and indicators of social success.
For citation: Chernova E.A. 2020. Criteria and indicators of social success of children with disabilities in additional education. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 39 (4): 608-619 (in Russian). DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-4-608-619
Введение
Приоритетной задачей современного образовательного процесса является успешность детей в дополнительном образовании. Об этом свидетельствует внедрение Федерального проекта «Успех каждого ребенка»1, который предполагает максимальный охват дополнительным образованием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, в возрасте от 5 до 18 лет и воспитание гармонично развитой и социально ответственной успешной личности. В современной педагогике достаточно разработанным является вопрос о сущности успешности обучающихся, но мало изученным остается успешность детей с ОВЗ. При этом необходимость формирования социальной успешности детей с ОВЗ определяется требованиями ФГОС НОО ОВЗ2, в котором говорится о важности социального развития учеников, формирования в учебно-воспитательном пространстве социальной успешности как необходимого условия их дальнейшей социализации. На практике в образовательных учреждениях вопросам формировании социальной успешности уделяется недостаточно внимания в силу квалификационных характеристик кадрового состава, отсутствия специалистов коррекционного профиля, а также отсутствие уверенности в этом процессе у родителей и самих детей с ОВЗ.
В связи с вышесказанным авторами поставлена цель: разработать и проверить эффективность модели формирования социальной успешности детей с ОВЗ, способствующая успешной адаптированности в обществе.
Научные подходы к определению социальной успешности
Приступая к рассмотрению процесса формирования социальной успешности детей с ОВЗ, необходимо проанализировать значение терминов «успешность» и «социальная успешность». В социологии исследование успеха представлено в работах М. Вебера [19901, В. Зомбарта [20051, Ш. Шварца [20121, А.Ю. Согономова [20051, В. Ильина [20141, Б. Бессонова [2006], В. Ядова [2013] и др. Эти авторы предлагают социологический анализ деятельности личности как соотношение успешной и неуспешной деятельности, влияющее на развитие и динамику становления самого индивида. А.Ю. Согомонов [2005] соотносит социальный успех с признанием деятельности индивида и ее публичностью. Исследования М. Вебера раскрывают представление об успехе и его критериях с позиции ценностей личности и общества: «...кто не приспособился к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице» [Вебер, 1990, с. 91]. А.И. Кравченко, И.О. Тюрина [2005], Р. Коллинз [2002] оценивают успех в контексте субъектности личности, связывая его с этапами становления
1 Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project_(4aTa обращения 05.12.2020)
2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья URL: https://base.garant.ru /70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 05.12.2020)
жизненного цикла, творчеством, академическими, материальными достижениями и рефлексией. «Эмоциональная энергия интенсифицирована на высоких уровнях через интерактивные ритуалы повседневной жизни благодаря сильно сфокусированным групповым взаимодействиям» [Кравченко, Тюрина, 2005, с. 473]. Успех, по мнению С. Хокинга [2014, с. 47], концентрируется в вещах, в которых их недостаток не является помехой.
Психологическая сущность успеха, по мнению А.М. Федосеевой [2013], определяется опытом и уровнем притязания, мотивацией достижения или избежания неудач, влияющей на поведение индивида. С.Л. Рубинштейн [2002], А.Н. Леонтьев [1994], Л.С. Выготский [1984], З. И. Ходжава [1949], П.Я. Гальперин, [1998] связывают данное понятие с положительным результатом деятельности, отмечая, что деятельность не является адаптивным процессом. Н. Винер [2001], Н.А. Берштейн [1990], П.К. Анохин [1978] представляют успех как цель, определяющую устойчивость и направленность поведения. Как жизненную стратегию, направленную на достижение цели, рассматривает успех Т. Шибутани [2002], как внутреннее состояние личности и практическую установку деятельности, определяющую благополучие, благосостояние, осознанную активность в выборе и достижении цели -Д.Н. Узнадзе [2001], В.А. Запорожец [2000], А.Г. Асмолов [2002]. В педагогике Л.И. Русанова [2019] рассматривают социальную успешность как устойчивое, закономерное достижение результатов деятельности, признаваемых обществом как положительные достижения. В.А. Сухомлинский [1989], В.А. Сластенин [2002], Э.В. Зауторова [2019] соотносят успешность со средством педагогической поддержки детей через создание ситуации успеха и применение образовательных технологий, способствующих созданию таких ситуаций. У. Глассер отмечает, что «... если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» [Глассер, 1991, с. 4]. Как средство социального становления личности и максимальной реализации возможностей для развития интересов, потребностей и готовности к деятельности представляют успешность Г.И. Щукина [1988] и др.
К.Д. Ушинский писал, что «. только успех поддерживает интерес ученика к обучению. Ребенок, не познавший радости труда в учении, теряет интерес учиться» [Ушин-ский, 2019, с. 150]. А.Г. Романовский, В.Е. Михайличенко, Л.Н. Грень [Романовский и др., 2012] соотносят успешность с социальным качеством личности, отмечая ее осознание с процессом приобретения социального опыта, позволяющего конструктивно функционировать, позитивно развиваться и благополучно преодолевать трудности и решать проблемы. А.С. Белкин [2000] изучает успешность с позиции педагогического обеспечения образовательно-воспитательного процесса. Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырди-на, О.В. Дубровина отмечают: «.социальная успешность - это интегративная характеристика личности, определяющая наличие субъективно-ценностных достижений школьника в социально значимой деятельности, взаимодействии, решении жизненно важных проблем и способствующая преодолению учеником негативных обстоятельств социализации» [Ведерникова и др., 2014, с. 8].
Социальная успешность понимается Е.Ю. Варламовой [2004] как приобретение индивидом социальных статусов и ролей при включении в систему социальных явлений, приносящих ему социальное признание и личностное удовлетворение. Е.В. Деева [2013] рассматривает социальную успешность как качество, которое оценивают люди и человек, опираясь на нормы и ценности. С.О. Кожакина [2013] в качестве компонентов социальной успешности подростков видит взаимосвязь социальной активности (общение, установление контакта), социальной адаптированности (признание обществом, взрослыми) и компонентов (самооценка, самоуважение, уверенности в себе, мотивированность).
Е.А. Ширяев [2016] под социальной успешностью обучающихся понимает достижения в процессе образования, подкрепленные позитивно-адекватной самооценкой ученика достигнутого результата и положительным отношением окружения учащегося к его результатам, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием.
На наш взгляд, социальная успешность детей с ОВЗ представляет собой интегральное личностное образование, которое в процессе их деятельности отражает достижения в
социальной сфере, ведет к самореализации, повышая качество духовной и социальной жизни [Чернова и др., 2020]. Данное понимание обуславливает выделяемые нами подходы, критерии, показатели социальной успешности детей с ОВЗ.
Подходы и критерии определения уровня социальной успешности
Системный подход в рамках нашего исследования предполагает рассмотрение двух аспектов: исследование объекта как системы (помогает понять природу многообразия связей, структурировать элементы и найти их закономерности, формирует системное мышление и повышает эффективность принимаемых решений, начиная с внешнего взаимодействия субъектов до управлением субъектом собственной активностью); рассмотрение процесса формирования социальной успешности как процесс проектирования (структура, система связей) деятельности. Для нашего исследования системный подход объясняет необходимость выявления основных элементов системы, определение структуры, функций и модельности системы.
Коммуникативный подход учитывает личностные и индивидуальные особенности, интересы и возраст, формируя коммуникативную компетенцию: готовность и способность к общению и межличностному взаимодействию, накоплению и расширению знаний и опыта. Коммуникативные возможности детей с ОВЗ проявляются в диалогическом взаимодействии, воздействуя на их мотивационную сферу, развивая способности к саморегуляции поведения, переосмыслению своего поведения, раскрепощая, делая открытыми и свободными в проявлении чувств, развивая умение договариваться, обсуждать, способствуя преодолению эгоцентрических установок, умению ориентироваться в коммуникативных ситуациях, формируя навыки сотрудничества. При формировании социальной успешности у детей с ОВЗ коммуникативный подход рассматривается как совместная деятельность по переносу и проявлению человеческой культуры через гуманистическую коммуникацию между педагогом дополнительного образования и ребенком с ОВЗ, родителями.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода социальная успешность детей с ОВЗ подразумевает формирование индивидуально-психологических характеристик (мотивации, адаптации, способностей, самооценки, саморазвития и самореализации) через собственную усложняющуюся деятельность в процессе познания и преобразовании мира смысловой сферы, культуры.
Бинарный подход отражает процесс формирования социальной успешности детей с ОВЗ и педагога дополнительного образования, помогает объединить и примирить противоположности, открывая новые грани исследуемого объекта, сглаживая несоответствия, выделяя позитивное и полезное, определяя новое видение проблемы и пути решения. Парность методов воспитания и соответствующие методы самовоспитания воздействуют на внутреннюю индивидуализацию личности, формируя субъектность. Данный подход раскрывается в воспитательной парадигме как педагогическое воздействие на воспитуе-мых, где дети с ОВЗ выступают полноправными субъектами, имеющие внутренний потенциал и стремящиеся к творческому саморазвивитию, самобразованию, самовоспитанию [Макарова, Шаршов, 2006].
Выделенные нами подходы позволяют сформулировать критерии социальной успешности с трех позиций: ценностно-мотивационной, когнитивной и творческо-технологической. Под критериями мы подразумевает свойства и признаки изучаемого объекта, а показателями являются количественные и качественные характеристики сфор-мированности того или иного критерия.
Ценностно-мотивационный критерий характеризует интерес личности к предстоящей деятельности, позволяет определить уровень мотивации, установки и ценности, отношение, готовность и потребность личности к самоооценке, творческой самореализации и, как следствие, - проявление социальной успешности (табл. 1).
Таблица 1 Table 1
Взаимосвязь ценностно-мотивационного критерия, показателей, методик диагностики и уровня сформированности социальной успешности детей с ОВЗ Interrelation of criteria, indicators, diagnostic methods and the level of formation of the value-motivational criterion of social success of children with disabilities
Ценностно-мотивационного критерий: наличие интереса, ценностей, мотивации к овладению творческой прикладной деятельностью в сотворчестве и содружестве
Критериальный показатель социальной успешности Уровни сформированности социальной успешности подростков с ОВЗ Диагностический инструментарий Метод
1 2 3 4
осознанание ценности совместной творческой деятельности В осознает ценность совместной деятельности, проявляет стремление к саморазвитию, самореализации потенциальных возможностей и потребность самосовершенствоваться, демонстрирует желание выполнить творческие проекты, осваивание ДПТ тест для е s
С принимает ценности совместной деятельности, эпизодически стремится к саморазвитию и самосовершенствованию, выполняет творческие проекты в процессе освоения ДПТ исследования культурно-ценностных ориентаций я а в о а и т е к
Н не понимает важности совместной творческой деятельности, не проявляет стремление к саморазвитию, самореализации потенциальных возможностей и самосовершенствованию, не демонстрирует желание выполнить творческий проект Дж. Таусенда я а
личностная В проявляет заинтересованность к труду и демонстрирует намерения к изучению собственного опыта, активно участвует в творческой, культурной, общественной деятельности методика я
мотивация к труду и ее проявление через С проявляет заинтересованность к труду, но демонстрирует намерения к изучению собственного опыта неохотно, участвует в творческой, культурной, общественной деятельности диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элера мотиваци
творчество Н не проявляет заинтересованность к труду и изучению собственного опыта, редко участвует в творческой, культурной, общественной деятельности
понимание важности образования в В понимает важность занятий в сотрудничестве и сотворчестве, стремится добиваться положительных результатов, посещает занятия с желанием, умеет ставить цели-ценности
сотрудничестве и сотворчестве, наличие интереса к обучению, умение ставить цели-ценности С принимает важность занятий в сотрудничестве и сотворчестве, стремится к результату, посещает занятия с желанием, осознает цели-ценности тест уровня сотрудничества в детском коллективе тренинги
Н посещает занятия по наставлению, не всегда понимает важность занятий, к сотрудничеству и сотворчеству относится боязливо, результатами деятельности интересуется слабо
Окончание табл. 1 End of table 1
1 2 3 4
оценка деятельности своей и окружающих, оценка межличностных отношений, осознание себя сильной личностью В испытывает радость от выполненной деятельности, видит важность своего результата и окружающих, проявляет уверенность в своих действиях, адекватно реагирует на критику окружающих Исследование самооценки по методике Дембо -Рубенштейн, модификация Прихожан А.М. анализ
С испытывает радость от выполненной деятельности, но к результату относится ровно, проявляет уверенность в своих действиях, спокойно реагирует на критику
Н не испытывает радости от выполненной деятельности, оценить результат не может, не проявляет уверенность в своих действиях, реагирует на критику неадекватно
Примечание: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса [Розанова В.А., 1999] позволяет определить уровень мотивации: низкий, средний, умеренно-высокий или высокий. Для оценки культурно-ценностных ориентаций применялся тест Дж. Таусенда [Дж.Таусенд, Л.Г. Почебут, 2004], позволяющий определить тип культуры: динамически-развивающийся, современный или традиционный. Исследование самооценки по методике Т. В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [1988] помогает исследовать притязания личности к достижению успеха, и в частности показатель общей ручной умелости (умение делать своими руками). Уровень сотрудничества в детском коллективе помогает диагностировать, насколько ребенка с ОВЗ привлекает деятельность в образовательном сообществе.
Когнитивный критерий отражает результаты теоретических знаний и умений о творчестве и осознание себя субъектом творческой деятельности. Познавательная активность, по мнению В.А. Адольфа, И.Ю. Степановой [2006] может проявиться на эмпирическом, теоретическом, творческом уровне. Творческая деятельность, имеющая результаты, стимулирует познавательную потребность и активность. Для комплексного изучения данного критерия предлагались тестовые задания, направленные на оценку владения знаниями и умениями творческой деятельности. Задания закрытой формы предполагают выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Первая часть содержит постановку проблемы, вторая - готовые варианты ответов с одним или несколькими правильными вариантами. Задания открытой формы предполагают дополнение с ограничениями на ответы. Задания на соответствие проверяют знания связей между множествами, располагающиеся в двух столбцах. Задание на установление правильной последовательности предусматривают знание алгоритма или технологию выполнения и соблюдения процесса. Тестовые задания затрагивают определения и понятия, специальную терминологию декоративно-прикладного творчества, а также знание алгоритма выполнения тех или иных действий, отражающих степень владения материалом, уровень практических умений и опыт декоративно-прикладного творчества.
Показателями когнитивного критерия, кроме тестовых оценок обучающихся, могут служить участие в творческих конкурсах, получение грамот и дипломов, формирующих портфель достижений с отзывами, самоанализами, результатами творческих проектов, творческими работами (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Взаимосвязь когнитивного критерия, показателей, методик диагностики и уровня сформированности социальной успешности детей с ОВЗ Interrelation of criteria, indicators, diagnostic methods and the level of formation of the cognitive criterion of social success of children with disabilities
Когнитивный критерий: выраженная степень сформированности теоретических знаний в области декоративно-прикладного творчества, представлений о возможностях прикладного творчества, понимания задач, способов выражения в практической деятельности
Критериальный показатель социальной успешности Уровни сформированности социальной успешности подростков с ОВЗ Диагностический инструментарий Метод
качество (устойчивость) теоретических знаний, базовых понятий, терминов декоративно- прикладного творчества В демонстрирует устойчивые знания в области декоративно-прикладного творчества, использует терминологию в процессе творчества и понимает ее значение авторские тесты на выявление знаний диалог, наблюдение
С владеет знаниями в области декоративно-прикладного творчества, периодически использует терминологию в процессе творчества, понимает ее значение
Н не владеет знаниями в области декоративно-прикладного творчества, не использует терминологию в процессе творчества, не понимает ее значение
академическая успеваемость по овладению базовыми умениями и навыками в творческой деятельности В владеет и активно использует приобретенные навыки и умения в процессе творчества авторский тест на выявление умений опрос, наблюдение
С имеет сформированные навыки и умения, применяет их в процессе творчества
Н имеет слабые сформированные умения, навыки, но применяет неохотно
овладение профессиональными компетенциями и практическим опытом в декоративно-прикладном творчестве В умело использует профессиональные компетенции и опыт в процессе творчества, учитывает при прогнозировании результата карта педагогического наблюдения проект
С понимает необходимость в использовании имеющихся компетенции и опыта в процессе творчества, не всегда учитывает при прогнозировании результата
Н не использует профессиональные компетенции и опыт в процессе творчества, не учитывает при прогнозировании результата
Примечание: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Творческо-технологический критерий позволяет оценить совокупность умений, навыков, способностей, компетенций в процессе деятельности, показывает степень проявления социальной успешности детей с ОВЗ. Для диагностики творческо-технологического критерия использовалась диагностика коммуникативного контроля М. Шнайдера [Фетискин и др., 2002], определяющая сформированность коммуникативных навыков и уровень коммуникативного контроля в общении, выделяя низкий, средний, высокий уровени (табл. 3).
Таблица 3 Table 3
Взаимосвязь творческо-технологического критерия, показателей, методик диагностики и уровня сформированности социальной успешности у детей с ОВЗ Interrelation of criteria, indicators, diagnostic methods and the level of formation of creative and technological criteria for social success of children with disabilities
Творческо-технологический критерий: сформированность коммуникативных умений и навыков, навыков самопрезентации и самововершенствования в процессе творческой деятельности, саморазвитие внутренней позиции творца
Критериальный показатель социальной успешности Уровни сформированности социальной успешности подростков с ОВЗ Диагностический инструментарий Метод
владение коммуникативными умениями и навыками в творческой и проектной деятельности творчества В активно владеет коммуникативными умениями и навыками, активно применяет в творческой и проектной деятельности вступая в диалог, выдвигает гипотезы и предлагает пути решения диагностика коммуникативного контроля М. Шнайдера фокус-группа
С эпизодически использует коммуникативные умения и навыки в творческой и проектной деятельности, не всегда готов вступить в диалог, выдвигает гипотезы и предлагает пути решения
Н слабо владеет коммуникативными умениями и навыками, пассивно применяет их в творческой и проектной деятельности, не готов вступить в диалог, не может предложить пути решения
личная и социальная продуктивность, самосовершенствование и саморазвитие в процессе освоения программ В легко включается в творческую и проектную деятельность, владеет большим количеством приемов, проявляет самостоятельность при решении задач в практической деятельности тест-анкета «Самооценка способностей к самообразованию и саморазвитию личности» В.И. Андреев самооценка
С в творческую и проектную деятельность включается с интересом, владеет приемами, но редко проявляет самостоятельность при решении задач в практической деятельности
Н в творческую и проектную деятельность включается с трудом, не проявляет самостоятельности при решении задач в практической деятельности
проявление креативности в самопрезентации себя в процессе деятельности В творчески подходит в демонстрации результатов своего труда, делает это нестандартно, находя оптимальные пути решения, деятельность приобретает эвристический характер шкала измерения тактик самопрезентации С.Ж. Ли, Б. Куигли; тест «Творческие способности» Дж. Кинчера сравнение, прогнозирование
С проявляет нестандартный подход в демонстрации результатов своего труда, делает это увлеченно, деятельность приобретает частично-поисковый характер
Н к демонстрации результатов своего труда подходит формально, безынициативно, деятельность носит репродуктивный характер
Примечание: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Оценка способностей к саморазвитию, самообразованию В.И. Андреева отражает степень овладения умениями и навыками проектной деятельности в процессе творчества, умения оценить личностную и социальную продуктивность в процессе освоения программ декоративно-прикладного творчества. Шкала измерения тактик самопрезентации С.Ж. Ли, Б. Куигли [Пикулева О.А., 2004] и тест «Творческие способности» Дж. Кинчера [1977] показывают проявление креативности личности и навыков самопрезентации в процессе проектной деятельности.
Заключение
Социальная успешность детей с ОВЗ представляет собой интегральное личностное образование, которое в процессе их деятельности отражает достижения в социальной сфере, ведет к самореализации, повышая качество духовной и социальной жизни, способствуя их адаптации в обществе в качестве активных участников. Разработанная модель оценки сформированности социальной успешности детей с ОВЗ основывается на коммуникативном, системном, бинарном и личностно-деятельностном подходе. Все разработанные части инструментария - когнитивный, ценностно-мотивационный и творческо-технологический - созданы на основе анализа научных исследований и направлены на измерение уровня (высокий, средний, низкий) социальной успешности детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования.
Низкий уровень формирования социальной успешности характеризуется слабым стремлением к саморазвитию, самореализации потенциальных возможностей в процессе совместной деятельности. В отношении с людьми дети либо замкнуты и необщительны, либо раскованы и импульсивны, реакция на критику неоднозначная. В процессе деятельности не проявляют самостоятельность, заинтересованность к труду, культурной, общественной деятельности. Творческие способности и общая ручная умелость развиты слабо, им трудно проявить, оценить и презентовать результат своего труда, что говорит о низком уровне знаний и не достаточном понимании важности занятий.
Средний уровень характеризуется проявлением интереса к совместной творческой деятельности. Такие дети посещают занятия с желанием, осознают их важность, умеют ставить цели-ценности, но не всегда стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, в процессе проектной деятельности демонстрируют элементарные приемы, изредка проявляют самостоятельность, к выполнению приступают по наставлению педагога, не всегда уверены в своих силах. Имеют развитую ручную умелость, но к конечному результату своего труда относятся ровно, так же реагируют на критику. В работе используют терминологию. Не всегда готовы вступить в контакт и диалог с окружающими, сдержаны в эмоциональном проявлении.
Высокий уровень социальной успешности характеризуется активным включением в творческую и проектную деятельность. Ребенок легко вступает в диалог, использует терминологию в процессе творчества, использует профессиональные компетенции и имеющийся социальный опыт в процессе творчества, может предложить пути решения, с энтузиазмом выполняет работу своими руками, имеет развитую ручную умелость. Осознает ценность совместной деятельности, проявляет стремление к саморазвитию, самореализации потенциальных возможностей и потребности самосовершенствоваться, демонстрирует желание выполнить творческие проекты, активно участвует в творческой, культурной, общественной деятельности. Творчески подходит к демонстрации и презентации результатов своего труда, проявляя самостоятельность.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами дополнительного образования, логопедами, дефектологами, тьюторами, социальными педагогами в работе с такими детьми.
Список источников
1. Вебер М. 1990. Избранные произведения. Пер. с нем. Ю. Н. Давыдова. М., Прогресс, 808 с. URL: https://vk.com/doc320060371_461363744 (дата обращения 25.05.2020)
2. Коллинз Р. 2002. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Пер. с англ. Н.С. Розова, Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск, Сибирский хронограф, 1280 с. (Collins R. 1998. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Cambridge, Harvard University Press, 1098 p.)
3. Леонтьев А.Н. 1994. Философия психологии: из научного наследия. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М., Изд-во Моск. ун-та, 228 с.
4. Ушинский К.Д. 2019. Труд в его психическом и воспитательном значении. В кн. Избранные сочинения. Москва, Издательство Юрайт, 354 с.
Хокинг C. 2014. Моя краткая история. Пер. с англ. А. Сергеева. СПб., Амфора, 134 с. (Hawking S. 2013. My Brief History. Ed. Brenher M. United Kingdom, Bantam Books, 126 p.)
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. 2006. Место познавательной активности в процессе формирования профессиональной компетентности. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, 1: 15-22.
2. Асмолов А.Г. 2002. По ту сторону сознания: методологические приемы неклассической психологии. М., Смысл, 480 с.
3. Белкин А.С. 2000. Основы возрастной педагогики. М., Издательский центр Академия,
4. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Бырдина О.Г., Дубровина О.В. 2014. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности. Сибирский педагогический журнал, 3: 8-13.
5. Глассер У. 1991. Школы без неудачников. Пер. с англ. В.Я. Пилиповского. М., Прогресс, 166 с. (Glasser W. 1975. Schools without Failure. Harper & Row, 271 p.)
6. Деева Е.В. 2013. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодежи. Социально-экономические явления и процессы, 6 (052): 205-209.
7. Зауторова Э.В. 2019. Использование ситуации успеха в условиях дополнительного образования. В кн.: Формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Кострома, 21 мая 2019 г. Под ред. А. Г. Самохваловой. Кострома, Костромской государственный университет: 51-54.
8. Ильин В. 2014. Анатомия социального успеха в географическом пространстве. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 6 (108): 29-33.
9. Кожакина С.О. 2013. Специфика формирование социальной успешности подростков. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2 (4): 412-417.
10. Кравченко А.И., Тюрина И.О. 2005. Социология управления: фундаментальный курс. М., Академический Проект, 1136 с.
11. Профессионально-личностное становление преподавателя и студента. 2006. Под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова. Тамбов, Изд. Тамб. ун-та, 244 с.
12. Романовский А.Г., Михайличенко В.Е., Грень Л.Н. 2012. Педагогика успеха. Харьков, НТУ «ХПИ», 372 с.
13. Русанова Л.Н. 2019. Социальная успешность подростка. Проблема буллинга. Гуманитарный вестник (Горловка), 8: 119-125.
14. Согомонов А.Ю. 2005. Генеология успеха и неудач. М., Солтэкс, 384 с.
15. Федосеева А.М. 2013. Психология развития и возрастная психология (глава 3, в соавт.) В кн. Психология. Под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. М., Издательство Юрайт, 530 с.
Список литературы
192 с.
16. Чернова Е.А., Курилович Н.В., Курин А.Ю. 2020. Принципы формирования социальной успешности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, 2 (52): 17-23.
17. Шибутани Т. 2002. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 544. с.
18. Ширяев Е.А. 2016. К вопросу о критериях и показателях успешности обучающихся. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 30 (14): 168-174.
19. Щукина Г.И. 1988. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва, Педагогика, 208 с.
References
1. Adol'f V.A., Stepanova I.Yu. 2006. Mesto poznavatel'noy aktivnosti v protsesse formirovaniya professional'noy kompetentnosti [The place of cognitive activity in the process of forming professional competence]. The bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev, 1: 15-22.
2. Asmolov A.G. 2002. Po tu storonu soznaniya: metodologicheskie priemy neklassicheskoy psikhologii [Beyond Consciousness: Methodological Techniques of Non-classical Psychology]. M., Publ. Smysl, 480 p.
3. Belkin A.S. 2000. Osnovy vozrastnoy pedagogiki [Foundations of age pedagogy]. M., Publ. Izdatel'skiy tsentr Akademiya, 192 p.
4. Vedernikova L.V., Povoroznyuk O.A., Byrdina O.G., Dubrovina O.V. 2014. Sotsial'naya uspeshnost' shkol'nikov kak rezul'tat profilaktiki ikh viktimnosti [Social success of schoolchildren as a result of the prevention of their victimization.]. Siberian Pedagogical Journal, 3: 8-13.
5. Glasser U. 1991. Shkoly bez neudachnikov [Schools without losers]. M., Publ. Progress, 166 p. (Glasser W. 1975. Schools without Failure. Harper & Row, 271 p.).
6. Deeva E.V. 2013. Sotsial'naya uspeshnost' kak faktor professional'nogo stanovleniya molodezhi [Social success as a factor in the professional development of youth]. Social-Economic Phenomena and Processes, 6 (052): 205-209.
7. Zautorova E.V. 2019. Ispol'zovanie situatsii uspekha v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Using the situation of success in the context of additional education]. In: Formirovanie uspeshnosti rebenka - tselevaya funktsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of the child's success - the target function of additional education]. Ed. A.G. Samokhvalova. Kostroma, Publ. Kostromskoy gosudarstvennyy universitet: 51-54.
8. Il'in V. 2014. Anatomiya sotsial'nogo uspekha v geograficheskom prostranstve [Anatomy of social success in geographic space]. Telescope: Journal of Sociological and Marketing Research, 6 (108): 29-33.
9. Kozhakina S.O. 2013. Spetsifika formirovanie sotsial'noy uspeshnosti podrostkov [Specificity of the formation of social success of adolescents]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2 (4): 412-417.
10. Kravchenko A.I., Tyurina I.O. 2005. Sotsiologiya upravleniya: fundamental'nyy kurs [Sociology of Management: A Fundamental Course]. M., Publ. Akademicheskiy Proekt, 1136 p.
11. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie prepodavatelya i studenta [Professional and personal development of a teacher and student]. 2006. Eds. L.N. Makarova, I.A. Sharshov. Tambov, Publ. Tamb. un-ta, 244 p.
12. Romanovskiy A.G., Mikhaylichenko V.E., Gren' L.N. 2012. Pedagogika uspekha [Pedagogy of Success]. Xar'kov, Publ. NTU «KhPI», 372 p.
13. Rusanova L.N. 2019. Sotsial'naya uspeshnost' podrostka. Problema bullinga [Social success of a teenager. Bullying problem]. Gumanitarnyy vestnik (Gorlovka), 8: 119-125.
14. Sogomonov A.Yu. 2005. Geneologiya uspekha i neudach [The Geneology of Success and Failure]. M., Publ. Solteks, 384 p.
15. Fedoseeva A.M. 2013. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya (v soavt.) [Developmental psychology and developmental psychology]. In Psikhologiya [Psychology]. Eds. V.A. Slastenin, A.S. Obukhov. M., Publ. Izdatel'stvo Yurayt, 530 p.
16. Chernova E.A., Kurilovich N.V., Kurin A.Yu. 2020. Printsipy formirovaniya sotsial'noy uspeshnosti mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Principles of formation of social success of primary schoolchildren with disabilities]. The bulletin of KSPU named after V P. Astafiev, 2 (52): 17-23.
17. Shibutani T. 2002. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Rostov-na-Donu, Publ. Feniks, 544 p.
18. Shiryaev E.A. 2016. K voprosu o kriteriyakh i pokazatelyakh uspeshnosti obuchayushchikhsya [On the question of the criteria and indicators of student success.]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences], 30 (14): 168-174.
19. Shchukina G.I. 1988. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchashchikhsya [Pedagogical problems of the formation of the cognitive interests of students]. Moskva, Publ. Pedagogika, 208 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Чернова Елена Александровна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Лира», г. Домодедово, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elena A. Chernova, teacher of additional education, House of Children's Art "Lira", Domodedo-vo, Russia